Человек и космос
Все более и более усложняющуюся картину мира раскрывает по мере своего роста наука, уже давно отошедшая от грубого материализма. Все больше ученых неизбежно приходят в своих изысканиях к философскому осмыслению окружающего и убеждаются, что данные науки только подтверждают те концепции мироздания, которые содержатся во всех древнейших эзотерических учениях. Переход науки на новый уровень осмысления мира наглядно отразился в работе первой международной конференции «Алтай. Космос. Микрокосм.», которая проходила в июне 1993 года в Барнауле и была подготовлена Московским космическим клубом, Алтайским государственным институтом культуры и Рериховским исследовательским центром «Корона сердца».
В конференции участвовали академик В.П.Казначеев, космонавт С.В.Кричевский, художница И.Р.Рудзите, многие деятели российской науки.
Главную тему, лейтмотив всех докладов и сообщений конференции можно было бы выразить в двух словах: Человек и Космос.
С философской концепцией древней Индии познакомил слушателей представитель «Миссии Рамакришны» Свами Джиотирупананда: «Вся эволюция от протоплазмы до совершенного человека представляет собой единую линию жизни. Протоплазма — есть форма инволюции высшего разума. Если бы разум не присутствовал в протоплазме, то его появление на высших стадиях эволюции было бы абсурдной случайностью. Сущность Вселенной коренится в разуме, но в начале ее существования он инвольтирует. Этот вселенский разум мы и называем Богом».
Некоторые из участников конференции не смогли прибыть на нее по разным причинам, но прислали очень интересные доклады. В унисон выступлению Свами Джиотирупананда прозвучал, бы, например, доклад С.В.Гришина, сотрудника физического факультета МГУ:
«Большое количество знания должно породить новое его качество, и в этом теоретической физике должно помочь ее сравнение с мистическими учениями. Из богатого мирового мистического наследия особенно привлекательным кажется буддизм, как учение, синтезировавшее собственные идеи, идеи Упанишад, веданты, даосизма и ставшее универсальным выразителем восточной мысли.
Существует разительное сходство в конструкциях квантовой механики и основополагающей в буддизме теории «дхарм» — элементов сознания. По Р.Фейнману у нас нет двух миров — квантового и классического, есть один мир, и он — квантовый. Подобно этому в буддизме, предметы любой сложности столь же суть «дхармы», сколь и кажущиеся составные элементы».
В выступлениях Г.М.Идлиса, Ю.И.Кулакова, Л.В.Лескова и других ученых прослеживалась та же тема: признание существования объективного и неизменного Мира Высшей Реальности, тенью и субъективным отражением которого и является наша видимая Вселенная.
В докладах, посвященных практическим проблемам современной и будущей космонавтики, часто назывались имена великих русских ученых К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Н.А.Козырева, всегда говоривших о Вселенной как о живом и одухотворенном мире.
«После трудов К.Э.Циолковского по исследованию Этики Вселенной в нашей стране прекратилось всякое философское осмысление проблемы Человек и Космос. Исчерпав всего лишь одну из идей возможного освоения Космоса, человечество не пытается исследовать Космос другими путями», — говорилось в докладе «Нетрадиционная космонавтика» В.С.Комиссарова, директора Института космического сознания (г.Калуга).
Начавшаяся в Барнауле конференция продолжила свою работу среди захватывающей дух красоты Горного Алтая, на турбазе «Кучерла». Там были прочитаны доклады, посвященные уникальности территории Алтая, его огромному значению для эволюции России и всей планеты.
«Этот мир развивается в зоне взаимного влияния великих культур: русской, китайской, индийской и тюркской, — говорил президент Московского космического клуба С.А.Жуков. — Это молодой космос, с постоянным притоком новых человеческих массивов, с перемешиванием и неустойчивостями, со взаимными генетическими, культурными, языковыми обогащениями».
«В социально-психологическом плане, — продолжил эту тему В.В.Потапов, — Горный Алтай уникален по двум основаниям: как пульсирующее сосредоточение духовной субстанции России. Пространство Горного Алтая притягивает наиболее чутких, тонких, перспективных, ведущих представителей различных направлений мысли; сочетание природных и человеческих факторов привело к возникновению эгрегора, мощного источника энергии, идущей в основном, как представляется, на Россию».
Одним из важнейших вопросов, поднятых на конференции, был вопрос о создании Мирового центра космической философии на Алтае под эгидой авторитетных международных организаций — ЮНЕСКО, Гринпис и других. Проект этого центра уже обсуждался в российской и западной печати. Выбор предполагаемого места его расположения — Уймонская степь — глубоко символичен. Здесь находится географический центр Евразийского континента и возможная прародина человечества.
Исследователи приписывают долине необычайно интенсивный энергетический обмен между Землей и Космосом. Тремя своими главами возвышается над ней Белуха.
Деятельность Центра будет опираться на опыт международных исследовательских институтов, таких, как «Урусвати», на традиции западных, восточных, российских духовных центров, идеи таких документов, как Пакт Рериха.
Группой московских архитекторов и художников под руководством Александра Чичигина (к сожалению, внезапно умершего летом 1992 г.) проведена разработка архитектурной концепции Центра. Постоянный его состав включит определенное число научных сотрудников и вспомогательного персонала. Центр не будет ограничиваться теоретическими исследованиями. Одной из основных его задач будет выработка практических рекомендаций в области создания новых технологий, медицины, педагогики, производства экологически чистых продуктов и т.д.
Проект Философского центра обсуждался на Международном космическом конгрессе в Вашингтоне в августе-сентябре 1992 г. Неизменно высокий интерес к нему показывает, что идея назрела и ждет своего воплощения.
Объединение вокруг духоустремляющей космической идеи людей различных рас, научных и религиозных традиций, по-разному видящих и познающих мир, обещает дать прекрасные плоды.
Барнаул—Москва
- Ваши рецензии