Думаем о будущем
Старайтесь дать уму как можно больше пищи.
Л.Н.Толстой
Помимо космических условий формирования духовного поля нашей планеты существуют условия земные, связанные с деятельностью населяющего её общества. Поведение людей, стран и континентов формирует культурное и духовное поле своего обитания.
Говоря о русской духовности, нужно иметь в виду влияние культурно-духовного поля Руси, а затем и России на человека. Это поле в течение многих веков складывалось из этнических и религиозных представлений общества о единстве Земли и Неба, человека и Бога, души и духа.
Е.И.Рерих
Тысячелетия Русь испытывала влияние Святителя Мира. Луч Христа из высоких сфер благодатно изливался на Священную Русь.
Чистые энергии русского народа, насыщенные любовью к Родине, притягивали Луч Владыки, который Он посылал в ответ. Нужны были трансформаторы этих великих энергий, исходящих из сердца Беспредельности. Ими были православные монастыри. Они являлись для русского народа носителями нравственности и чистоты. Русские подвижники, святые Старцы в монастырях и скитах принимали эту энергию и в преобразованном виде изливали в культурное поле народа, созидая из него поле духовное.
Жизнь земная складывает кармическое поле народа. Карма учит народ поступкам. Страдания русского народа – это действие того же Луча, который рождает в душе гармонию, а каждый неверный поступок её нарушает.
Сочетание мужества, терпения и веры можно назвать русским духом, который для многих является «загадкой русской души». Духовное понять сложно, духовное постигается только духовным.
Непросто развивается человеческая история, много противоречий, заблуждений и трудностей. Сложно найти свой Путь, познать себя, развить свои принципы и идеалы, найти путеводную нить, чтобы преодолевать многие трудности, соблазны и горести, через которые проходит современный человек.
С далёких времён жизнь общинная была признаком сотрудничества и взаимоуважения. Путь жизни есть взаимная помощь. Участники общего труда не могут быть человеконенавистниками.
В записях от 22 декабря 1935 года Е.И.Рерих писала: «Единение указано во всех верованиях как единственный оплот преуспеяния. Можно утвердить лучшее достижение, если есть уверенность в единении сотрудников. Можно перечислить множество примеров, когда вера в сотрудников помогала высоким решениям. Пусть люди от очага пространственных предопределений помнят о ценности сотрудничества. Зерно труда сохнет без влаги взаимности. Не будем слишком оглядываться назад. Мы, спешащие спутники, устанем, если будем толкать друг друга. Осознаем прекрасное значение, если можем произнести великое понятие – друг. Община может состоять из друзей».
Сотрудничество приучает к порядку. Труд должен быть добровольным. Никакое насилие недопустимо. Условия добровольного согласия сопутствуют преуспеванию и не вносят разногласия. Наука призвана способствовать внедрению передовых, рациональных технологий. Люди должны стремиться к неограниченному знанию, и надо создавать им условия для совершенствования и расширения их сознания.
Важно как можно раньше развивать сознание у детей. Школа должна быть образовательным объединением. Желательно, чтобы она имела свой музей, созданный учениками. Важно приучать их к сотрудничеству, к искусству, развивать чувство красоты, ибо без него не может быть образованности. Учитель, как друг, напутствует их по лучшему направлению. Никакое насилие неприменимо в школах. Больше должно быть бесед об использовании своих сил во благо развития искусства мышления. Учитель обязан во всём подавать пример. Важно изгонять из жизни учащихся запреты.
Школа должна научить любить читать книгу – уметь сосредоточить мысль, чтобы вникнуть в её содержание. В настоящее время, когда электроника вошла в обиход, бумажная книга не занимает почётного места во многих домах. Не глаз, а мозг и сердце читают книгу.
В школе важно привить учащимся ценность Родины и любовь к ней, воспитать понятие чести и долга, обязанность пробуждать милосердие к ближнему. Молодые сердца должны почувствовать себя не муравьями на земле, а хозяевами, ответственными за Родину и планету. Останавливаемся на школах потому, что уже на этой стадии становления человека должно зарождаться и утверждаться сотрудничество, что обеспечивает прочность государства.
В 1935 году Е.И.Рерих писала: «Никто не дерзает восстать против школы, но мало кто думает о её улучшении. Школьные программы не просматриваются целыми годами, между тем открытия спешат. Новые данные устремляются отовсюду: и воздушные сферы, и глубины океанов, и горные сокровища рассказывают о себе чудесные сведения. Нужно спешить, иначе раскопки изменят данные условной истории. В новых школах нужно убрать запреты, чтобы видели действительность, которая чудесна, если правдиво показана. Широко поле умственных состязаний» [«Община», § 3.115].
«Уберегите детей от всего ложного; уберегите от дурной музыки; уберегите от сквернословия; уберегите от ложных состязаний; уберегите от утверждения самости, тем более, что нужно привить любовь к непрестанному знанию. Мускулы не должны забивать ум и сердце. Какое сердце возлюбит кулачные удары?» [«Община», § 3.116].
Сознание общения с миром преображает людей, общее дело – залог успеха. Только сотрудничество, в основе которого заложены доверие и товарищество, приведёт к разумному развитию цивилизации. Содружество может легко лечить раны друг друга – только нужно развить искусство мыслить во благо.
Вспомним, что писала Е.И.Рерих: «Сколько человечеству нужно перестрадать, прежде чем оно догадается о пользе единения. Самые разрушительные силы направлены, чтобы омрачить зачатки объединения. Каждый соединитель подвергается лично опасности. Каждый миротворец похуляется. Каждый работник высмеивается. Каждый строитель называется безумцем. Так служители разложения пытаются стереть с лица Земли знамя Просвещения. Труд невозможен среди вражды. Строение немыслимо среди взрывов ненависти. Содружество борется с человеконенавистничеством. Удержим в памяти эти старые заветы» [«Община», § 3.273].
Руководство массами обязывает к расширению сознания и мышления, углублённое сознание должно быть просвещённым. В истории человечества препятствия часто появлялись от неумения мыслить. Нельзя противостоять новым взглядам, государственная задача – внедрять в жизнь наиболее производительные проекты, способствующие облегчению жизни человека.
В книге «Напутствие вождю», в §177, дана оценка сотрудничества: «Нельзя, хотя бы косвенно, нарушать основы сотрудничества. Следует к понятию сотрудничества приобщить понятия учительства, уважения ближнего, самого себя и тех, кто следует после вас. Невозможно именно теперь уменьшать значение сотрудничества как средства расширения сознания. Нужно полюбить сотрудничество как залог общего преуспеяния».
Имеет значение и качество человеческой мысли. Необходимо учиться прослеживать процесс мышления в зависимости от окружающих изменений, чтобы составить убедительную цепь фактов, которые должны соответствовать мысли. Мысли преломляются в мощные лучи для будущего. Немалое значение имеет человеческое настроение, оно влияет на мысленную энергию. Мыль не умирает в пространстве, нет предела её распространению. Каждый человек в сердце взвесит, какая мысль будет особенно творческой. Мрачные мысли вредят всему сущему. Прекрасно звучащая мысль рождает гармонию и возвышенное мышление. Нельзя пренебрегать словами. Человек несёт ответственность за каждое сказанное слово.
Важно понимать значение взаимоуважения, которое лежит в основе сотрудничества. Е.И.Рерих писала: «Самость превосходства есть одно из самых позорных проявлений несовершенства духа. Она не только разлагает всё окружающее, но и остаётся самым препятствующим условием для продвижения. Необходимо противопоставить такому недугу сильное оздоравливающее средство. Мысль о сотрудничестве и Братстве будет целительна для преобороны такого опасного недомогания и вызовет новые силы» [«Братство», § 604)].
Жизнь является отображением бытия, равновесие составляет основание бытия, базирующееся на сознании человека. Осознание Мира даёт поток истинного мышления и энергии. «Каждое чувство порождает энергию. Взаимное чувство удесятеряет энергию. Коллективное чувство создаёт мощь энергии, но единичное чувство должно быть напряжено, и взаимное собирательное чувство должно быть согласовано. В этом вся причина несильного воздействия современных чувств; ни одно условие напряжённого чувства почти не соблюдается теперь. Между тем какая великая реальность отразилась бы в подъёме множества согласованных чувств! Древние называли чувство кузницей мощи» [«Сердце», § 278].
Обычно люди не умеют пользоваться данным им Учением, они не пытаются проверить себя, насколько знакомое ими осознано и применено в жизни. Учение даётся не для новизны, а для использования в делах. В течение веков искры Мудрости проливались на Землю, и каждый раз они были предназначены для определённого периода времени. Именно сейчас надо проявить дружелюбие и по возможности приготовиться к пониманию будущего как плана космического. Слабые духовно являются лакомой пищей для сатанистов.
Ярким примером для русских служит деятельность преподобного Сергия Радонежского. Е.И.Рерих подтверждает нашу мысль: «Отчего Сергий не ходил по воде? Просто потому, что ему некогда уделять дух для таких средоточий. Он полагал себя на пользу для Мира и тем зажигал своё чувствознание. Нужно немало мужества, чтобы утвердить дела государства по своему чувствознанию. Он знал, какое следствие будут иметь его указания, и он принял на себя ответственность».
И далее продолжим мысль Е.И.Рерих об ответственности: «Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её. Устремлённое к Иерархии сердце чует, как нужна и спасительна чаша возношения. Кому-то она только предмет насмешки и осуждения, но кому-то она драгоценная сокровищница. У Нас большое желание, чтобы истинное чувствознание развивалось <…> Только истинная преданность поможет не засорить чувствознание личною самостью. Только преданность научит не извращать Указания Учителя. Только преданность позволит найти новые силы» [«Мир Огненный», §§ 14, 15].
Самовоспитание является самой трудной, самой напряжённой и суровой задачей, решение которой дарует нам освобождение самого себя – преодоление всех видимых препятствий на пути к созданию целостной, уравновешенной личности. Н.К.Рерих напоминает, что дорога к счастью ведёт через внутреннюю радость и тогда человек заново открывает своё внутреннее «я». Перед трудным часом надо собрать мужество и достоинство и изгнать гнуснейший и невежественный обычай, внедрённый нам врагами, умалять, очернять и продавать всё своё родное. Лишь твёрдость убеждений и смелость вызывают уважение и приводят к успеху.
Много внимания Н.К.Рерих уделял развитию культуры, чтобы явить мост между Западом и Востоком, чтобы способствовать во благо будущего братскому содружеству между духовными откровениями Азии и научными достижениями Европы. В конце апреля 1934 года, после недолгого пребывания в Америке, прощаясь с сотрудниками, он говорил: «Обратите внимание на ежедневные газеты. Что мы видим на первых страницах? Мы видим огромные заголовки о новостях войны, преступлений, разрушений, ненависти!.. Не значит ли это, что лишь новости об убийствах, о разрушении, об ужасах представляют общественный интерес современности? При таком порядке не только народ, но и молодое поколение от младенчества воспитывается на том, что война, человеконенавистничество, убийство, отравление и всякая преступность заслуживают громкие названия и занимают первые страницы, а всё позитивное как бы не имеет общественного значения» [Н.К.Рерих. «О Вечном. Слово друзьям»].
Как это созвучно с сегодняшним днём!
Россия всегда была богата умными, талантливыми и прозорливыми личностями, думающими о будущем. Первый призыв учиться выделять главное, чтобы сверять его с тем, что нам заповедано лучшими умами человечества, и тем самым служить общему делу воспитания всесторонне развитых творческих личностей. Без этого не будет будущего.
Этот призыв служит эпиграфом всей нашей жизни. Ясно, что мир переживает не кризис материи, а кризис духа. А разве не с этого началась у нас перестройка, когда за пустые бумажки (ваучеры), залоговая ценность которых значительно превосходит их собственную стоимость, определённые личности обогащались, приобретая заводы, комбинаты и прочие материальные блага. Как гениален был Н.В.Гоголь не только для своего, но и нашего времени, предвидя и высмеивая то, что произойдёт в наше время. Литература с XIX века и до конца XX века ставила настолько актуальные вопросы, что они опережали политическое и экономическое развитие на несколько десятилетий вперёд.
Например, в романе «Бесы» Ф.М.Достоевский не просто предупреждал о губительности революции, но предсказал даже точное количество жертв грядущего переворота. А.П.Чехов пьесой «Вишнёвый сад» показал, что капитализму чужда сентиментальность и если он придёт в Россию, то от цветущих вишен в ней не останется и следа, а на месте вчерашних садов и парков будут выстроены особняки, коттеджи и поставлены высокие заборы.
В этот период литература давала некую высочайшую нравственную матрицу в виде оставленных для нас в Евангелии Божьих заповедей, монолога Павла Корчагина: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы», – или морального кодекса строителя коммунизма. Читатель русских книг поднимался хотя бы на одну нравственную ступеньку выше по сравнению с тем, каким он был до этого.
А сегодня литература стала наркотиком, который отучает людей мыслить. Вред от него двойной: уводит людей от истины и препятствует выходу жизнеутверждающей литературы. Попса наводнила книжный рынок, она крадёт у людей время и саму жизнь, заполняя её нелепицей.
Материальный кризис – это лишь вершина того айсберга, подводную часть которого составляет кризис искусства, являющийся выражением духовного и идейного банкротства общества. Это вовсе не уменьшение количества денежных знаков в банковских хранилищах и не дефицит материальных благ, а неостановимое обесценивание ценностей, обвал критериев истинности, изменение ценностных координат. Но это явление управляемое, и если нам не удалось избежать его сегодня, это вовсе не потому, что его наступление было неотвратимым, а единственно по той причине, что никто не интересуется метафизикой совершающихся вокруг нас процессов и не видит глубинной связи между духовной жизнью общества и уровнем его финансового благополучия. Хотя такая связь очевидна. Чтобы вернуть стране стабильность и надёжность существования, надо направлять деньги не в лопающиеся банки, а в развитие духовного потенциала, чтобы народ на метафизическом уровне впитывал ценности здоровой жизни и вырабатывал иммунитет против пустоты и фальши.
Высший разум призывает нас действовать на Земле и в Космосе. В этом большая потребность, зов Мировой Души Человечества о воссоединении с принципами Христа (совершенного Человека и Учителя), чтобы мы подготовили почву в сердцах своих для перерождения или понимания Вселенского Сознания и утверждения Любви в действии. Нисходящая духовная сила не может существовать среди недовольства, предательских, бесчеловечных эманаций. Ей требуются тишина, концентрация, устремлённость, объединение, вера друг в друга и в общую цель. Каждый из нас должен делать это сам и воплощать идеалы братства в нашей повседневной жизни, стать светом маяка, воплощающим возвышенную веру, бесконечную благодарность и осознание глубинной связи с каждым аспектом жизни. Такой свет маяка помогает всему человечеству, мы помогаем друг другу и ближнему сотворить место покоя и гармонии.
Великие учёные искали ответы на вызовы времени в высших сферах, не доступных внешнему взору, призывали осмыслять законы духовной эволюции, чтобы мир познал себя как целое, а не двигался вслепую, увлекаемый то в одну, то в другую крайность.
Чтобы определиться с механизмами происхождения и развития текущего кризиса, необходимо обозначить место общества в структуре современного процесса, определить фазу развития цивилизации, в которой мы находимся. Вторая половина XX века охарактеризовалась появлением глобальных проблем, задерживающих развитие человечества. Демографический взрыв, ограниченность топливно-энергетических ресурсов, экологическая обстановка создали проблемы, которые не могут быть решены на уровне не только отдельных, даже наиболее развитых, стран, но и на уровне регионов и континентов. Такие аномалии принципиально влияют на географические и климатические факторы, определяют происходящие на Земле процессы.
В условиях проходящего кризиса, дефицита природных ресурсов, технологий и фундаментальных знаний механизмы рыночной экономики являются недееспособными, требуются разработки новых принципов и механизмов управления социально-экономическими процессами. Нынешняя фаза развития человечества требует смены системы основных понятий о мире, месте в нём человека и системах жизненных ценностей, перехода к новой системе фундаментальных знаний и технологий на их основе, способных обеспечить выживание человечества.
Испытание климатом в последние годы показало человечеству, как важно сохранять растительный и животный мир, не нарушая экологическое равновесие.
Мы часто читаем, что на Россию возлагаются большие надежды в деле повышения духовного и идеологического потенциала человечества. Свет и Любовь восторжествуют в России.
Стоит прислушаться к указаниям, данным Учителем Иларионом в Послании конвенции Храма Человечества в августе 2009 года: «Сейчас приходит много новых начинаний. Будьте бдительны, прислушивайтесь и обращайте внимание. А также действуйте быстро и точно. Пришло время взять на себя ответственность за свои действия. Перестаньте рассуждать о теориях, эзотерических истинах и покажите без слов, но с радостью то, чему вы научились. Иначе вся ваша энергия рассеивается в словах, а ваши действия ни к чему не приводят».
«Наш идеал – не Учителями быть, но сотрудниками. Но для этого нужно твёрдое сознание, что обоюдно будет принесено на пользу решительно всё. Когда признаки такого принесения явлены, тогда созидается овладение физическим миром» [«Озарение», раздел VII, § 9]. «Тяжкие сроки, тяжкие времена, – писала Е.И.Рерих в 1949 году. – Но лучшая страна станет космическою основою равновесия в мире. Страна лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной» [Письма Е.И.Рерих. 1932–1955, 17 ноября 1949 г.].
- Ваши рецензии