warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Публикуя «Декларацию "К новому миру через Духовную Культуру"» («Дельфис» № 4(64)/2010), принятую на Всемирном Форуме Духовной Культуры в г. Астане (Казахстан) в 2010 году, мы призвали наших читателей принять участие в её обсуждении. Ведь опубликованный текст был одобрен участниками Форума как основа для дальнейшей его проработки. И вот наш постоянный автор из Санкт-Петербурга Лариса Васильевна БУЗИНА прислала нам свой отклик на этот исторический документ.

Культура и цивилизация

Бузина Л.В., исследователь

То, что сегодня происходит на планете Земля, соответствует тем положениям, которые человечество наслоило в своём сознании, утеряв или исказив, сознательно или бессознательно, высокие принципы, которые руководят жизнью. Возрождение планеты возможно только обретением её равновесия путём осознания Начала Начал и всех созданий величия мысли, духовными устремлениями и исканием нового духовного подвига.

Во всеобъемлющем Учении Живой Этики среди множества понятий, охватывающих все области – от смысла и цели жизни, Основ Бытия и Законов Космоса до всех усовершенствований, – немалое место отведено и истинному пониманию Культуры, нынче забытому. Наверное, поэтому Всемирный Форум Духовной Культуры, проходивший в октябре 2010 года в Казахстане, желая напомнить людям, что Культура предполагает, прежде всего, Духовность, в своё название и Декларацию включил термин: «Духовная Культура».

Ещё в начале XX века на весь мир прозвучал призыв Н.К.Рериха, сформулированный точно и лаконично: «Мир через Культуру». Кто, как не он, давший больше всех понятий о Культуре, понимал, что Культура не может быть недуховной. Можно ли назвать человека культурным, если он бездуховен? Рерих писал: «Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце». Наконец, «Культура покоится на красоте и знании».

В одной из своих статей Николай Константинович писал о том, что часто Культуру путают с цивилизацией, ибо не все понимают разницу между высокой Культурой и механической цивилизацией. А между тем велико отличие культурного человека от цивилизованного дикаря. Даже ребёнок раньше овладевает достижениями цивилизации, ибо нажимать кнопки легче, нежели учиться грамоте и пониманию окружающей среды.

Сегодня, как никогда, много развелось цивилизованных дикарей, подсевших на компьютерные игры и торгово-развлекательные комплексы. Культура им кажется чем-то эфемерным и отвлечённым в отличие от более ощутимой цивилизации. Заткнув уши от всех насущных проблем, оглушаемые ритмами низких вибраций псевдомузыки, они воспринимают только то, что можно пощупать руками. «Сознательное познавание, духовная утончённость и убедительность» – то, что Рерих относил к Культуре, к сожалению, им недоступно.

Однако, цивилизация и прогресс – только отдельные обстоятельства Культуры, маленький её фрагмент. Цивилизация – это все проблемы, связанные с человечеством, которые пытаются решить политики, экономисты, социологи. Цивилизация – это уровень достижения на материальном плане, и её условные формы не всегда есть благо, так как заботятся о выгоде для тела и зависят даже от преходящей моды.

Цивилизация есть продукт рассудка, а зарождение Культуры возможно при чутком восприятии Мира Тонкого. Отличие становится ясным при сравнении памятников Культуры и цивилизации.

Цивилизация может быть сложена в одно десятилетие, тогда как наслоения Культуры накапливаются веками, но возникнув и утвердившись, Культура уже неистребима. Можно убить цивилизацию, но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна. Против нерушимого синтезирующего понятия Культуры может возражать только невежество. Но, как сказано в древнейших заветах: «Невежество – величайшее преступление», а говорящий против Культуры есть величайший преступник, растлитель грядущего поколения, сеятель мрака.

Хотя слово «Культура» принято приписывать латинскому происхождению, оно более древнее. Римская империя только соединила в одно целое два различных по происхождению корня этого слова. Во многом это произошло благодаря её владычеству, простиравшемуся от Сирии на Восток до Британских островов на Западе. Первый корень – Культ – пришёл от кельтских жрецов-друидов и означает «почитание». Второй корень – Ур – халдейского происхождения и означает «Свет». Соединив оба корня, получаем Культ-Ур или Культура, что означает «Почитание Света». Позднее термин «Культура» стали переводить как «возделывание», но возделывать следует, прежде всего, сад духовный. Культивирование духа равнозначно устремлению к Свету и его почитанию.

Вот только бы понять, в чём Свет.

На самом деле всё очень просто. Всё, что двигает эволюцию духа вперёд – от Света, что задерживает продвижение – от тьмы. Именно по этому признаку делится всё человечество, то есть на созидателей или разрушителей, а вовсе не по национальному, конфессиональному или социальному принципу. Каждый должен выбрать между Светом и тьмою, строительством или разрушением, лишь они будут оспаривать победу, ибо только энергии Света способны создать лучшее будущее и удержать мир от разрушения.

Свет будет с тем, кто хочет его. Осознание Света в сердце устремит к Свету, но тьма пребудет во тьме. Силы тьмы проникают под всеми личинами Света, стараясь уничтожить созданное Светом, и там, где возможно, разрушить основание строительства.

Все знают: «Ученье – Свет, а неученье – тьма». Но грамотность ещё не значит культурность, говорится в Учении Живой Этики, ибо Культура есть истинное просветлённое познавание, которое сближает с Высшим Источником.

От Света можно просветиться. Свет может быть мерилом и опорою. Устремление духа к Свету – не магия. Нужно уберечься от всякого невежества, являющегося источником лжи, которая есть преддверие тьмы. Нужно суметь найти в своём сердце правду обращения к Единому Свету.

Свет есть благо, добро, и их всегда надо нести людям, быть в равновесии, то есть светить. Как прекрасно может быть «сослужение множеств людей, когда сердца их устремляются в одном восхождении».

К Свету ведёт путь через искусство и творчество. Жалок, кто надеется получить Свет из тьмы.

Свет насыщает мысли, слова и дела, когда они овеяны красотою, ибо Красота и Свет синонимы. Не может безобразие быть светоносным. Не может красотою дышать тёмное дело. Красота – это клич Нового Мира. Красота сочетается с простотою, но не проста простота.

Свет есть следствие мысли. Просто говорить и мыслить – великое искусство. Простота изложения исходит от ясности и чёткости мысли. Извилиста мысль интеллекта, ибо она не от сердца, а от мозга, знание которого затемнено ограниченностью внешних чувств. Обычно простая мысль огненная, ибо она зиждется на первооснове – творящем Огне. Без Огня нет Света, ибо основание Света есть Огонь жизни вечной. Бог есть Огонь, и в устремлении к Свету-Огню, в понимании Света-Огня открывается Космос, – говорится в древних Заветах.

Свет есть самоусовершенствование. Самоуслаждение есть тьма. Отдавая должное Свету и величию Огня, нужно найти отвагу переделывать себя и жизнь по мере роста духовных накоплений, творя духовно очень богатое завтра.

 Культура слагается творческим отношением, бережностью и ответственностью. Так, сохранение первозданной природы, несомненно, будет действием во имя Культуры. Ведь нетронутая, первозданная природа есть творение Бога, Его проявление. Это совершенное божественное искусство является образцом для подражания, недаром великие художники пытались запечатлеть его на своих полотнах. Нетронутая природа сохраняет гармонию и красоту Света незримого, божественную творческую силу, соприкасаясь с которой мы напитываемся ею и становимся лучше, гармоничнее.

Человек, являясь высшим созданием природы, наделён свободой выбора, и потому только по своей воле может проявлять свой внутренний Свет. Максимальное проявление – при творческом сознании, реализуемом в искусстве, науке или другом труде на общую пользу, без которого невозможно дальнейшее развитие или эволюция. Чем возвышеннее мысли, тем прекраснее творения создателя. Ведь памятники и другие произведения искусства нужны для того, чтобы, глядя на высокие достижения человечества, у людей рождались прекрасные мысли. Как только человек начинает мыслить о благе, он становится творцом. Даже простое размышление о духовных ценностях, не говоря уже о сохранении и приумножении высших достижений человеческого духа, насыщает пространство Красотой. Недаром в Учении Живой Этики говорится: «Через Красоту подойдёте». Высокие, чистые мысли очищают пространство, в отличие от хаотичного, безобразного мышления, порождающего все природные катаклизмы.

 Культура складывается из многих составляющих, таких как культура общения, культура слова и речи, поведения, быта и т. д. Все они зависят от культуры мысли или мышления. Не будет преуспевать Культура, когда само искусство мышления не воспитывается в молодёжи. Даже прочитанные книги не помогут, если содержание их не продумывается. А ведь именно от культуры мысли или мышления рождаются действия и творческие устремления. Не потому ли Культура подчас принимает уродливые формы? Ведь как мыслим, так и живём.

Если под культурой общения понимать обмен информацией, то есть мыслями, чувствами, знаниями, то надо помнить, что недопустимо раздражение, злость, брань. Отсутствие личных раздоров – первый признак Культуры.

О культуре поведения и быта много говорится и пишется, но важно помнить, что умение в нужный момент перед нужным лицом «шаркнуть ножкой» ещё не значит быть культурным. Культура, прежде всего, – соблюдение собственного достоинства наравне с уважением других.

Культура слова и речи подразумевает, по меньшей мере, не употребление грубых выражений, нецензурных слов. Чтобы речь была яркой, остроумной, нужно устремиться к знаниям, научиться мыслить, расширяя не только словарный запас, но и сознание.

«Истинная культура мысли растёт культурою духа и сердца, – писала Елена Ивановна Рерих. – Лишь такое сочетание даёт тот великий синтез, без которого невозможно постичь всё величие, всё многообразие и сложность узора жизни человека в её космическом беспредельном совершенствовании». Все просветительские учреждения являются лишь окнами или ступенями к принятию высшего знания и высшей Культуры.

Культура даёт человеку фундамент его мировоззрения, куёт в нём стремление к развитию и самосовершенствованию, без чего невозможно создать ничего полезного и совершенного. Спасение – в устремлении по пути эволюции.

Истинная Культура способна сражаться с пошлостью и грубостью, тем очищая и осветляя нашу жизнь. Культура есть оружие Света – Меч Духа – Огонь, то, чем защищается Красота. Культура есть единственная самозащита от разложения. Культура делает человека сильным и утончает его сознание, делая его способным быть милосердным и справедливым.

Культура есть синтез искусства, науки и религии, сочетание знаний во всех областях на фоне высших проявлений. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества.

Е.И.Рерих писала: «Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может назваться носителем культуры. Культура есть синтез, культура, прежде всего, понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь».

Н.К.Рерих не только дал понятия о Культуре, но даже указал путь, который должен пройти человек, чтобы стать культурным: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры».

Итак, только утончённого человека можно назвать культурным, ибо утончённость и есть то, что называется культурностью. Отсюда следует, что культурность – самая высокая ступень развития человечества.

Современная культура является лишь звеном среди многих ушедших эпох. О некоторых из них сохранились слабые представления, а более древние уже изгладились из памяти. Таким образом, человечество сузило круг жизни. И дело не в том, чтобы люди могли телесно прикасаться к древнейшим эпохам, но важно, чтобы в сознании сохранялась уверенность в существовании таких эпох. Важно представить, что между ними существовала некая преемственность. Так, самые древние культуры Египта и Майя были связаны с Атлантидой, которая в свою очередь была связана с Лемурией.

Смены культур неизбежны. Но новая культура как бы покоится на фундаменте прежних достижений. Собранные сокровища, долго скрывающиеся в тайных хранилищах, вновь проявляются в преображённом виде благодаря раскрытию внутренних накоплений прежних воплощений. «Только опытом прежних существований накопляется то качество, которое называется культурностью», – говорится в Учении. Раскрытию внутренних накоплений способствуют творчество, устремление к знаниям, путешествия, поиски новых сохранившихся памятников древности…

Культурность – состояние внутреннее, и она общечеловечна. Могут быть многообразия в обычаях, верованиях и языках, но каждое культурное действие будет общим для всего человечества. Такое общение Мира есть первая ступень к преобразованию всей жизни.

Конечно, каждый народ имеет свои обычаи, различна их письменность, но речь идёт не о глифах или способах выражений, а о сущности намерений и устремлений. Если сравнить все лучшие произведения разных народов, то можно увидеть, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Так среди разъединения можно найти общечеловеческие ценности: любовь к красоте, утончённость восприятий, пламенность мышления, возвышенность деятельности, истинное понимание сотрудничества. Каждое из этих качеств может сложиться лишь упорным устремлением. Ведь Истины постигаются не столько умом, сколько расширением и утончением сознания, открытием сердца.

Н.К.Рерих, любивший цитировать мудрые мысли культурных деятелей разных времён и народов, в очерке «Спиноза» приводит утверждение нидерландского философа: «Наука имеет одно назначение, к чему стремятся все отрасли её, а именно – высшее совершенствование человечества». Отрицающие то, что человек может достичь добродетели и истины, своим отрицанием лишают себя этого.

Известный еврейский законодатель Гамалиель оставил нам другой мудрый завет: «Изучение закона есть благородное дело, если оно соединяется с каким-либо искусством. Занятие ими отвлекает нас от греха. Всякое же занятие, не сопровождённое художеством, ни к чему не приводит». А Рабби Иегуда продолжает эту мысль: «Не учащий сына своего художеству, готовит из него грабителя на большой дороге». Слова Гёте: «Самое страшное – это невежество в действии», приведённые Николаем Константиновичем в очерке «Боль планеты», являются подтверждением вышеизложенного.

Иногда человек не хочет замечать в себе недремлющий импульс общечеловечности, противится лучшим побуждениям и живёт в ненависти. Но где-то глубоко внутри него, может быть под грудою преступлений, всё же живёт зародыш зерна культуры, который несёт в себе частицу общечеловечности. Найдётся Наставник и укажет, насколько животное состояние недопустимо, и тогда рано или поздно прорастёт зерно. Люди должны знать, что каждый день может засиять общечеловечностью.

 Очень трудно представить все грани слишком ёмкого понятия «Культура» в одной статье. Поэтому добавлю только, что Культура живёт во всём мыслящем и сознательном. Культура не отрицает, а воспринимает все открытия и улучшения жизни. Культура борется с ограниченностью и даёт понимание мировых задач, превращая тем самым человека в творца и хранителя лучших достижений человечества.

 Необходимо понять, что перерождение планеты может быть достигнуто путём Культуры, ибо без Культуры не может быть международного соглашения и взаимного понимания между государствами.

 

Санкт-Петербург

Идентификация
  

или

Я войду, используя: