warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Имя Вильгельма АВГУСТАТА сегодня хорошо известно не только среди приверженцев рериховского движения Европы и нашей страны, но и среди борцов за Духовную Культуру разных стран, принадлежащих самым различным культурно-политическим течениям. Его принимают и первые лица государств, и иерархи религиозных конфессий, и видные политические и культурные деятели мира. Он возглавляет многие годы Европейскую (а теперь и Международную) ассоциацию «Мир через Культуру», созданную в 1989 году В.М.Сидоровым. Ныне он является сопредседателем, помимо И.Д.Кобзона (Россия) и Т.Мухамеджанова (Казахстан), Всемирного Форума Духовной Культуры.

В.Августат – гражданин Австрии и проживает в г. Линце. С идеями и трудами семьи Рерихов, Е.П.Блаватской хорошо знаком с 1955–1960 годов. После ухода из жизни своего учителя – Леобранда в 1968 году, взял на себя руководство Международным этическим обществом «Мировая спираль». Будучи на протяжении десяти лет директором различных международных компаний, часто бывал в России. Он хорошо знаком и поддерживает личные контакты со многими лидерами рериховского движения в России, Украине и Белоруссии.

Предлагаемая вниманию наших читателей статья В.Августата «“Мир через Культуру” и рериховское движение в России» была прислана в редакцию «Дельфиса» с просьбой её опубликовать как дискуссионную. Как человек, искренне любящий русскую культуру, болеющий за будущее человечества, В.Августат обеспокоен положением в рериховском движении России и, в частности, в Российской ассоциации «Мир через Культуру». К сожалению, его опасения имеют основания. Это касается и нашего движения, и самой ассоциации «Мир через Культуру», которая в последнее время потеряла многих своих приверженцев. И это несмотря на то, что небольшая группа, возглавляемая Э.Балашовым и Ю.Агешиным, приложила огромные усилия для того, чтобы Международный Форум Духовной Культуры состоялся и стал постоянно действующей организацией.

Мы просим наших читателей откликнуться на обращение В.Августата.

«Мир через Культуру» и рериховское движение в России

Августат В., вице-президент Международной ассоциации "Мир через Культуру"

Вопреки надеждам человечества на мир, появившимся после страшных мировых войн прошлого столетия, политическая ситуация 2011 года в мире продолжает развиваться в направлении военного противостояния. Благодаря невообразимым инвестициям всё более совершенствуются различные технологии военного производства (в сфере производства атомного, бактериального и химического оружия), а также неуклонно нарастает вероятность возникновения политических конфликтов.

Мирный прогресс на социально-политическом и культурном уровне возможен только тогда, когда «высокопоставленные политики» для достижения социальной гармонизации со всей серьёзностью и последовательностью станут разрабатывать инициативы, направленные на искоренение коррупции и интриг. Одним из основоположников такого рода инициатив был великий деятель культуры, мыслитель и гражданин мира Н.К.Рерих (1874–1947). Уже после Второй мировой войны, предвидя необходимость глобального мира, он предлагал политикам идеи эффективных культурно-политических основ: прежде всего, содействие интеграции ЭТИКИ в общественную жизнь и принципиальное соблюдение таких этически-социальных принципов, как права человека, равенство, равноправие, ненасилие и т. д. Ещё до начала Второй мировой войны концепция Н.К.Рериха, получившая название «Пакта Культуры», опиравшаяся на вышеупомянутые основы и направленная на достижение МИРА ВО ВСЕМ МИРЕ, имела мировое признание. Однако крупные державы того времени в силу своих политических амбиций отказались последовать этой инициативе. О трагичных последствиях их поведения рассказывать не приходится.

Только в середине 80-х годов прошлого века в разных частях бывшего Советского Союза, включая прибалтийские страны, Пакт Рериха был вновь активирован. Это развитие явилось результатом ПОТРЕБНОСТИ культурной и духовной интеллигенции в мире и на всей Земле. Благодаря этому в 1988/89 годах была основана общественная Ассоциация «Мир через Культуру», получившая государственно-правовой статус, главный офис которой располагался в Москве. На пост президента был избран писатель и культуролог Валентин Сидоров (ушёл из жизни в 1999 г.; преемник – учёный-индолог Р.Б.Рыбаков), обладавший глубокими знаниями идей Н.К.Рериха. Автор этих строк был назначен вице-президентом международной ассоциации.

Вопрос о том, была ли своевременна и необходима вышеописанная социальная структура, проанализирован в нижеследующем обзоре, предлагающем друзьям инициативы «Мира во всем мире через Культуру» принять участие в её развитии, а также поразмыслить о самих себе и о создании, возможно, новой международной сети Ассоциации «Мир через Культуру».

Сегодня, в 2011 году, необходимо совместными усилиями проанализировать развитие рериховского движения в России и за её пределами и, прежде всего, организации «Мир через Культуру», которая, с нашей точки зрения, требует определённого совершенствования своих основ и структуры. Принять участие в данном анализе приглашаются все друзья семьи Рерихов. В огромном культурном потенциале русского народа, на который возложено решение межкультурных задач, был убеждён не только Николай Константинович Рерих. Но для того, чтобы соответствовать этим задачам, огромному «континенту», называемому Россией, необходима организованная структура, опирающаяся на возможности личной ответственности и региональных инициатив. И для этого, как нельзя лучше, подходит федеральная и/или региональная автономная структура обществ «Мир через Культуру», которые необходимо создать в каждом регионе. Численность субъектов Российской Федерации предполагает существование большого количества различных обществ, которые с определённого числа (например, с семи) могут объединиться, создав главный центр с месторасположением в Москве, Санкт-Петербурге или в другой части России, подходящей для этой цели. Эта перспектива подразумевает организацию единой национальной Ассоциации «Мир через Культуру-Россия».

Со всей объективностью следует отметить, что в течение последних лет центр Международной ассоциации «Мир через Культуру», располагаясь в политически нейтральной Австрии, развивается очень динамично, тесно сотрудничая с коллегами из России. Здесь сосредотачиваются многочисленные культурные и международные связи, которые под руководством автора этих строк обрабатываются, поддерживаются и координируются из офиса в г. Линце на четырёх языках (русском, немецком, английском и испанском; турецкий находится в процессе развития). Из соображений целесообразности, бывший президент Международной ассоциации «Мир через Культуру» – профессор Р.Б.Рыбаков, способствовавший развитию и расширению наших международных и межкультурных контактов в Азии и Северной Африке, передал исполнительные функции президента автору этих строк. Эта структура оказалась очень эффективной. Представленные Н.К.Рерихом принципы и концепции находят поддержку многих организаций и в Европе – например, Международного этического общества «Мировая Спираль» (ныне руководит Р.Штангль), центральный офис которого также находится в Линце.

Поскольку интерес со стороны различных организаций таких континентов как Азия, Африка и Южная Америка к концепции «Мир через Культуру» стремительно растёт, дальнейшее развитие Ассоциации должно в конечном счёте привести к возникновению глобального центра.

Не следует преувеличивать личностные амбиции и стремление к власти, наблюдаемые в рериховском движении в России. До тех пор, пока почитатели Н.К.Рериха устремлены к единой цели, до тех пор, пока они не растрачивают свой духовный и социальный потенциал на ослабление или даже уничтожение друг друга, напряжения разной степени и этически здоровое соперничество являются нормальным переходным явлением.

Мы – Международная ассоциация «Мир через Культуру», хотели бы поддержать это переустройство без желания занимать руководящие позиции. Для ясного понимания идей автора данной статьи (формировавшихся с начала 1950-х годов) следует принять во внимание следующие факты:

Основатель Международного этического общества «Мировая Спираль» – Леобранд (1915–1968), был современником семьи Рерихов. Между Еленой Ивановной Рерих и

Леобрандом существовала духовная связь и велась переписка. Так, Леобранд получил через Е.И.Рерих прямое поручение от её духовного Учителя. Основные положения, использованные Леобрандом в его трудах, были заимствованы из трудов Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих (Учение Живой Этики).

Вряд ли у кого-то вызывает возражение тот факт, что Рерихи вели свою общественную деятельность в нескольких направлениях и соответственно в нескольких духовно-культурных кругах друзей и учеников, которые друг с другом не смешивались, но напротив, строго разделялись. Это:

а) почитатели таланта художника Н.К.Рериха;

б) ценители и почитатели Н.К.Рериха как философа, учёного-гуманиста и культуролога;

в) группы учеников, прошедших строгий отбор и получивших, благодаря Н.К.Рериху, возможность общения с его женой, Еленой Ивановной. Из этого следует, что Е.И.Рерих не занималась публичной деятельностью. «Внешней деятельностью» занимался исключительно Н.К.Рерих;

г) группы, посвятившие свои усилия воплощению принципов концепции «Пакта Рериха» в обществе (следует особенно учитывать, что Н.К.Рерих не смешивал вышеописанные группы. Труды, созданные им, он предлагал всему человечеству как духовные дары, независимо от других, упомянутых здесь, видов деятельности! Эта открытая духовная позиция, не ставящая никаких условий, ещё строже соблюдалась в отношении группы, образовавшейся вокруг Е.И.Рерих. Оба духовно-культурных авторитета добровольно трудились на благо человечества, не обращая внимания на расовую, этническую и национальную принадлежность!);

д) в последствии вокруг Е.И.Рерих образовалась группа людей, духовно обученных и воспитанных в отношении их характера (зачастую подготовленных Н.К.Рерихом). Им она открыла духовные врата к знаниям, переданным человечеству как Учение Живой Этики (Агни Йога) по Высокому Поручению. Огромная личная переписка, свидетельствующая об индивидуальном духовном подходе к каждому корреспонденту, не адресовалась широкой публике. Принцип духовной свободы выбора соблюдался неукоснительно и неограничивался ни «авторским правом», ни диктаторскими постановлениями «сверху» и т. п. Поэтому смешивать отличающиеся друг от друга культурные группы, ищущие духовной свободы и более глубокого понимания мира и жизни, не следует и в дальнейшем. На наш взгляд, новая форма догматизма, практикуемая отчасти в России, не должна иметь места в рериховском движении.

В том случае, если журнал «Дельфис» выразит готовность участвовать в этом процессе, то концептуально задумано следующее: данная статья должна побудить ВСЕХ друзей Рериха согласиться на проведение в одном из центральных городов России двух-трёхдневного мероприятия (заседания, форума, семинара) для совместного обсуждения затронутых здесь принципиальных вопросов. На этом заседании должно быть достигнуто согласие относительно реорганизации Ассоциации «Мир через культуру-Россия». За этим могли бы последовать следующие необходимые шаги. Идеальным было бы, если журнал «Дельфис» взял бы на себя дальнейшую организационную функцию централизации информации.

В России, как и на всей территории бывшего Советского Союза, большинство существовавших и существующих групп изучает духовное наследие Рерихов всем сердцем. Благодаря полученному знанию и выводам, а также из благодарности к этим Посланникам человечеству, они неуклонно и стремительно следуют их идеям. Этому кругу людей и посвящена данная статья, которую надо понимать как призыв и приглашение к участию, поддержке и активному сотрудничеству по обновлению и реорганизации национальной Ассоциации «Мир через Культуру-России».

 

г.Линц (Австрия)
 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: