Выйти из потока
У Н.К.Рериха есть такая картина: на берегу перед пещерой сидит в медитативной позе старец, у его ног стремительно проносится поток, поток жизни...
Проблема взаимоотношения духовного восхождения и социально-природной жизни всегда волновала лучшие умы человечества. Будда, пройдя обе крайности – аскетизм и царскую роскошь, проповедовал «путь золотой середины». Философская мысль Китая различала малое и большое отшельничество: малое – это полный уход от жизни и общества в горы, леса, пустыни; большое – новое возвращение в круговорот бытия, духовное восхождение среди житейских бурь и выполнения социальных функций. Последнее считалось в Китае намного более трудным, ибо требует огромной устремленности, любви, терпения. Можно вспомнить и Путь Большой Колесницы – Махаяну, когда Архат отказывается от воздаяния Нирваны и превращается в Бодхисатву, смысл жизни которого – помочь всем существам преодолеть призрачный поток «сансары», достичь берега Нирваны, где и пребывает в неподвижности мудрец на картине Н.К.Рериха «Сантана».
Н.К.Рерих. «Сантана»
Путь большого отшельничества заповедан и Агни Йогой. Пройдя определённые фазы духовного роста, человек окажется перед дилеммой – уйти от мира, замкнуться в собственной, пусть сияющей, ауре, перенести своё сознание в иной мир и удалить тело из гущи жизни; или, сохраняя связь с высшим, вернуться в мучительное бытие, стать маяком и поддерживать многих, ищущих путь... Об этом сказано в «Книге золотых правил».
Трудность заключается в том, что должен быть найден путь золотой середины. Путник выходит из потока, оставаясь в нём. Преодолеваются нити, связующие с миром плоти, постигается сокровенная сущность единства с миром духа, постигается не умозрительно, а всем существом, раскрывается сердце навстречу любви, и центр сознания переносится в высшие сферы. Но эти сферы не вне человека, они в нём самом, в потаённой глубине его сердца. Достигая вершин, человек оказывается в непостижимой глубине своего «Я», верх и низ сливаются, кристаллизуя почти физическое ощущение близости и родства со всем сущим. Грязный поток страстей и страданий плоти очищается, и мудрец постигает красоту и чистоту потока бытия. Он вышел из потока, перешёл на другой берег и вдруг понял и оценил прозрачность и мощь течения жизни. Он более не привязан, как щепка, к бурлящим волнам, он способен поднятся над ними. Побуждения, связывающие его с «сансарой», очистились под влиянием духовной практики, мыслетворчества, преодоления соблазнов, деяний любви; и вышедший из потока увидел всю первозданную единую ткань жизни. И в этой точке он способен вернуться.
Бурлящий поток страшен лишь неумеющему плавать. Опытный же пловец получает удовольствие от встречи с волной. И, умея побеждать стихию, он захочет помочь другим, научить их не бояться волны... Здесь и начнётся большое отшельничество. Сознание, отстранённое внутренне от соблазнов и прихотей плотного мира, способно управлять течением потока. Выполнение жизненных и социальных функций становится для человека источником энергии, творчества, любви. Борьба с волной превращается в Служение Богу. И уже не борется путник, но несётся со всей осознанной быстротой туда, где шумит Океан Беспредельного, ведь, все потоки однажды сливаются...
Любовь к жизни и непривязанность к формам её конкретного воплощения – вот два полюса оного магнита. Служа высшему в гуще человечества, восходящий соединяет в себе Небо и Землю. Снова вспоминаются «Книга золотых правил» и старая китайская формула: Земля – Человек – Небо. Не для того ли воплощается человек, чтобы ногами стоять на земле, руками и головой подпирая небо?
Выйти из потока не означает ухода из жизни. Выйти из потока – значит преодолеть страх смерти и распада, иллюзию отдельного «Я», самость формы и, обретя подлинное единство со всем сотворённым в глубине собственного сердца, вернуться к выполнению своей миссии на земле. Именно об этом говорит Агни Йога. Вернуться обновлённым, очищенным, совершив долгий путь в глубину себя, открыв в себе сокровенность Света. Труд во благо мира и человечества, во имя общего блага заповедан Учителями Востока, которых ещё называют Буддами Сострадания...
Картина, которую мы вспоминали в самом начале, – символ внутреннего состояния сознания. Не следует переносить эти категории на внешний план. Агни Йога творит внутреннего человека, именно он сидит на берегу потока, не загрязняясь им. Корни духа уходят глубоко во внутренний мир, но ветви и листья человеческой деятельности существуют в природном мире. Человек не вмещается в объективный мир, его внутреннее пространство велико и обширно, и оттуда взирает непоколебимо его дух на бурлящую пену феноменальной жизни, пену объективации. Удержать эту спасительную нить духовного мира среди пучины, сделать её путеводной звездой для себя и для тех, кому нужна помощь, избавиться от «сансары», выйти, не выходя... В этом, мне думается, сегодняшнее духовное призвание человека, обретшего Путь...
- Ваши рецензии