XIII международная междисциплинарная научная конференция «Этика и наука будущего» на тему: «Мир аналогий – подобие миров»
Существует ли разница между названиями «Мир Аналогий» и «Подобие миров»? Наверное, вы догадываетесь, что «Подобие миров» органично включено в более обширную категорию – «Мир Аналогий». Какие природные качества связаны с понятием «подобие миров»? Что в мироздании обуславливает непременное НЕсходство, но подобие? Какие «миры» имеются в виду – физические, то есть грубоматериальные? Или вкупе – разноматериальные, известные ещё Древней Мудрости? Ответ нам дадут, конечно же, наиболее зримые нами – те, с которыми мы соприкасаемся своими пятью земными органами чувств, а также явленные нам через уже освоенные, проникающие в микро-, макро- и мегамиры технические их продолжения (в том числе – в полевые структуры).
Вспомним принцип ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ. Он не только пронизывает функционирование всех масштабных уровней физической Вселенной, а, согласно древним доктринам, изначально определяет его присутствие и на всех тонкоматериальных уровнях, называясь двумя основополагающими НАЧАЛАМИ Универсума, известных нам как – «мужское» и «женское, «плюс» и минус», «Свет» и «Тьма» (изначальное многообразие мира – Хаос с большой буквы), и т.д. И это не противоборствующие свойства, а, будучи лишь противостоящими, парными (как две стороны медали, как «северное» и «южное» полушария любого вращающегося космического тела – планеты, звёзды, галактики), они органично дополняют друг друга; они «неслиянны, но и нераздельны». Даже только это свидетельствует об их внутреннем взаимном согласии, значит – едином Рождении из одного Первоисточника. А потому – их неминуемом постоянном ВЗАИМОДЕЙСТВИИ при одновременном существовании. И в том заключена причина их особого глубинного ПОДОБИЯ, при всём их внешнем различии, подчас – противостоянии. Но такое противостояние можно назвать своеобразно «тесным», оттого побуждающим систему вести не изнуряющую борьбу, а преодолевать возникающие противостояния путём «диалога», уступок, обретения внутреннего СОГЛАСИЯ. Это, по сути, уравновешенное движение -- путь от «младенческого» к «зрелому» Единству. Именно ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТь в двойственности позволяет системе «выжить» -- эволюционировать, развиваться. Как говориться, «препятствиями растём»!
И тут помогает другого рода подобие, уже расширенного толка, то есть АНАЛОГИЯ, не всегда требующая числового подтверждения. Она прослеживается, например, между разными уровнями той или иной системы, причём уровнями любого свойства: вещественными и полевыми, разноматериальными, масштабными, временными, функциональными. А каждый уровень, множась на свои подуровни и сам являясь некой частной подсистемой в единой системе и – выше -- надсистеме, встроен в неё Природой так, что ради развития, совершенствования себя, своих «подопечных» систем и «родительской», просто обязан в чём-то им уподобляться. Каким образом? Можно утверждать, что Вселенная и её «подуровни», во всяком случае на физическом плане, структурирована и функционирует согласно принципу ЗОЛОТОГО ОТНОШЕНИЯ, тем самым гармонизируя своё существование как в малом, так и в великом.
Природная самоорганизация от начала нацелена, с одной стороны, на сохранение достигнутого, на консервацию, но с другой – требуется обновление, отказ от устаревшего, препятствующего развитию, даже разрушение во имя продвижения в Будущем, в новый Цикл становления с характерными тремя фазами (в индуизме это: Брама – Вишну – Шива).
Знаковый «золотой» принцип гармонизации, конечно, проявлен не жёстко, а вариабельно, давая системам определённую свободу выбора, возможность «манёвра» в вечно меняющемся мире. И всё это тоже ради сохранения накопленного и дальнейшего продвижения во времени и пространстве.
«Золотая» самоорганизация, как известно, обеспечивает подобие всех частей друг с другом и одновременно – с целым. Только тогда выстраивается единая ИЕРАРХИЯ самоподобных объектов, структур, ритмов, позволяющая осуществлять СВЯЗЬ одного с другим – некий желаемый Природой контроль всего со всем, то есть СВЯЗАННОСТЬ, а значит -- её гибкая, вариативная стойкость, крепость. И только в таком случае срабатывает по всей системе, снизу до верху и сверху до низу, необходимый для устойчивого развития механизм согласования действий – РЕЗОНАНС. Иначе говоря, «взаимочувствование», «взаимопонимание». И только тогда осуществляется СИНТЕЗ, ЕДИНЕНИЕ, порождаемое дополнительностью («взаимовыручкой») и подобием, аналогичностью («узнаванием друг друга»).
Так что, подмечая в Природе и социуме множество разнообразных признаков подобия, аналогии, мы констатируем фактор ЕДИНСТВА, который царит по всей Вселенной, включая Землю, а значит – должен утверждаться и нынешним человечеством, если он желает гармоничного продвижения в Будущее. Расхождение же со всеобщими Законами чревато гибелью.
Мы живём в совершенно особое Переходное время, когда решается судьба планеты. Мы настолько с ней связаны, что от наших мотивов, чувств, мыслей и дел зависит жизнь на Земле! Мы укоренились на ней, как древо в земле. Оно – не случайно древнейший образ Жизни, где зримо представлены основные свойства мира: двойственность дополнительности «инь» и «ян» (под и над почвой); троичность становления (корни, ствол и крона); устойчивость четырёхтактности (листья, почки, цветы, плоды); «золотой» раскрыв ветвей к Солнцу и потому пятипалость строения, особенно у человека. Дополнительность, подобие и породили установленную наукой идентичную фрактальность ветвления в организации самых разнообразных природных объектов, явлений, а идея иерархичности (той же фрактальности), значит – синтеза, воплощена Природой многообразно и, можно сказать, творчески.
Так последуем за Природой – мы её дети. Станем резонаторами и глашатаями её Законов. Будем помнить, что Природа только даёт, но современный человек, к несчастью, в основном лишь берёт, нарушая равновесие, всё же к нему устремяется. Ведь всюду мы наблюдаем законы, которое взывают и к гармонии равновесия, и к целесообразности перемен. Мы, хотя и видим на нашем плане существования только СлЕДЫ – СЛЕДСТВИЯ, но, следовательно, должны помыслить и о причинах, о неведомом нам, но ожидаемом Великом Присутствии…
Задумаемся над тем, всегда ли справедливо понятие «подобия» связывать только с ЧИСЛОМ? Пожалуй, далеко не всегда. Существует мнение, что «подобное притягивается к подобному»: как бы плюс – к плюсу, а минус – к минусу. Но знаем, что притягиваются и минус к плюсу, и плюс -- к минусу, то есть упомянутые дополнительности. Наверное, дело в том, что влечёт друг к другу некое великое СРОДСТВО, глубинная ОБЩНОСТЬ – в зависимости от природной важности обстоятельств. Разве не своего рода подобие, лучше сказать – АНАЛОГИЯ, как некая СВЯЗЬ, устанавливается нами между мифологическими картинами мира самых разных древних народов? Или их языковыми – звуковыми, знаковыми -- проявлениями? Между начертанием символов для букв и чисел? Между естественноприродной графикой в очертаниях зеленеющих лесов и дальних холмов и гор, облаков над головой и профилем собеседника? Наконец, между облаками земными и «небесными» -- грандиозными газопылевыми облачными структурами на просторах космоса? Повсюду действуют единые ЗАКОНЫ – той же «динамики сплошных сред», но и электрических, магнитных, гравитационных СИЛ, в свою очередь обладающих своими СИММЕТРИЯМИ, то есть определёнными сходствами при различии других свойств. Универсализм, слаженность, удивительная согласованность вселенского мира и в его УСТРОЙСТВЕ, и в его ЭВОЛЮЦИИ, которую только начинают разгадывать учёные (а Древняя Мудрость уже владела этими Знаниями – например, Великий Закон Аналогий). Сюда можно смело отнести и открытый во второй половине ХХ века «космологический антропный принцип», провозгласивший теснейшую взаимосвязь фундаментальных физических констант с возможностью появления знакомого нам косного вещества, биологических форм жизни, человека и разума (пока … на Земле). А также синтезную концепцию в науке – СИНЕРГЕТИКУ.
Так что «Подобие миров», а шире – «Мир Аналогий» -- воистину необъятнейшая тема, в раскрытии которой могут принять участие исследователи самых разнообразных направлений, включая науки эзотерические: Гнозис, Теософию, Учение Живой Этики (Агни Йогу). Приглашая к участию в предложенной теме, можно сказать: «Объединяйтесь -- астрономы и биологи, физики и лирики, химики и алхимики, астрофизики и астрологи, геологи и археологи, минерологи и историки, антропологи и океанологи, геофизики и психологи, лингвисты и философы -- исследователи научных и эзотерических доктрин!
- Ваши рецензии