«Будь осторожен в том, чего просишь…»
Марк Твен, пожалуй, один из самых великих американских писателей. Его книга «Приключения Гекельберри Финна» признана великим романом американской литературы. Его остроумие и проницательность легендарны.
Последним произведением Твена была его автобиография, которую он писал под диктовку. Писатель считал, что увлекательнее всего будет поддаться в изложении причудам и капризам, а не следовать хронологическому порядку. Однако некоторые литературоведы и составители упорядочили его биографию в более традиционной форме, тем самым ограничив во многих местах юмор Твена и сюжетность книги. Первый том автобиографии (более 736 страниц) был опубликован Калифорнийским университетом в ноябре 2010 года, к сотой годовщине смерти Твена, как он и завещал. Скоро книга неожиданно стала бестселлером, а сам писатель – одним из немногих авторов, публикующих бестселлеры сразу в трёх столетиях: XIX, XX и XXI.
Немногие из нас знают, что во время Филиппиноамериканской войны Твен написал короткий пацифистский рассказ под названием «Военная молитва», который показывает, что гуманизм и христианские проповеди о любви несовместимы с ведением войны. Ведь он видел разрушительные действия и Гражданской войны, и Филиппиноамериканской.
Произведение это было отправлено для публикации в издательство «Harper’s Bazaar», но 22 марта 1905 года журнал отказался его публиковать под предлогом того, что «рассказ не подходит для женского журнала». Восемь дней спустя Твен писал своему другу Даниелу Картеру Биарду, который читал рассказ: «Не думаю, что “Молитва” будет опубликована в моё время. Только мёртвым разрешается говорить правду». У Твена был эксклюзивный контракт с «Harper & Brothers». Он больше нигде не мог опубликовать «Военную молитву». Рассказ оставался неопубликованной до 1923 года.
Теперь я бы хотела поделиться этим рассказом с вами, а также рассмотреть молитву с точки зрения Учения Храма. Но сначала Марк Твен.
Военная молитва
То было время величайшего волнения и подъёма. Вся страна рвалась в бой – шла война, в груди всех и каждого горел священный огонь патриотизма; гремели барабаны, играли оркестры, палили игрушечные пистолеты, пучки ракет со свистом и треском взлетали в воздух; куда ни глянь – вдоль теряющихся вдали крыш и балконов сверкала на солнце зыбкая чаща флагов; каждый день юные добровольцы, весёлые и такие красивые в своих новых мундирах, маршировали по широкому проспекту, а их отцы, матери, сёстры и невесты срывающимися от счастья голосами приветствовали их на пути; каждый вечер густые толпы народа, затаив дыхание, внимали какомунибудь патриоту оратору, чья речь задевала самые струны их души, и то и дело прерывали её бурей аплодисментов, в то время как слёзы текли у них пощекам; в церквах священники убеждали народ верой и правдой служить отечеству и так пылко и красноречиво молили бога войны ниспослать нам помощь в правом деле, что среди слушателей не нашлось бы ни одного, который не был бы растроган до слёз. Это было поистине славное, удивительное время, и те немногие опрометчивые люди, которые отваживались неодобрительно отозваться о войне и усомниться в её справедливости, тотчас получали столь суровую и гневную отповедь, что ради собственной безопасности почитали за благо убраться с глаз долой и помалкивать.
Настало воскресенье – на следующий день войска выступали на фронт; церковь с утра была набита до отказа, здесь же находились и добровольцы, чьи юные лица горели в предвкушении ратных подвигов; мысленно они уже были там – вот они наступают, упорно, всё быстрее и решительнее, стремительный натиск, блеск сабель, враг бежит, паника, пороховой дым, яростное преследование, капитуляция!
И вот они снова дома: вернулись с войны закалённые в боях герои, долгожданные и обожаемые, в золотом сиянии победы! С добро вольцами сидели рядом их близкие, гордые и счастливые, вызывая зависть друзей и соседей, не имевших братьев и сыновей, которых они могли бы послать на поле брани добыть отчизне победу или же пасть смертью храбрых.
Служба шла своим чередом: священник прочёл военную главу из Ветхого Завета, потом первую молитву; загудел орган, сотрясая здание; молящиеся поднялись в едином порыве, сбьющимся сердцем и блестящими глазами, и в церкви зазвучал могучий призыв:
Господи, грозно на землю взирающий,
Молнии, громы послушны тебе!
Затем последовала «долгая» молитва. Никто не мог бы припомнить ничего равного ей по страстности и проникновенности чувства и по красоте изложения. Просили в ней больше всего о том, чтобы всеблагой и милосердный Отец Наш оберегал наших доблестных молодых воинов, был бы им помощью, опорой и поддержкой в их подвигах во имя отчизны; чтобы Он благословлял их и охранял в день битвы и в час опасности, держал их в своей деснице, дал им силу и уверенность и сделал непобедимыми в кровавых схватках; чтобы помог Он им сокрушить врага, даровал им, их оружию и стране вечный почёт и славу...
В эту минуту в церковь вошёл какойто пожилой незнакомец и неторопливо, бесшумной поступью направился по главному проходу к алтарю. Глаза его были устремлены на священника, высокую фигуру облекала одежда, доходившая до пят, и седые волосы пышною гривой падали на плечи, обрамляя изборождённое морщинами лицо, неестественно, даже мертвеннобледное. Все с недоумением смотрели на него, а он, молча пройдя между скамей, поднялся на кафедру и выжидающе стал рядом со священником. Смежив веки и не догадываясь о присутствии незнакомца, священник продолжал читать свою волнующую молитву и закончил её страстным призывом: «Благослови наше воинство, даруй нам победу, Господи Боже наш, Отец и Защитник земли нашей и оружия!».
Незнакомец дотронулся до его плеча, жестом приказал ему отойти, что изумлённый священник не замедлил исполнить, и занял его место. Несколько мгновений он сурово оглядывал потрясённых слушателей, и глаза его горели призрачным огнём, потом низким, глухим голосом он начал:
– Я – посланец престола, несущий вам слово Господне!
Прихожане стояли как громом поражённые; незнакомец если и заметил их испуг, то не обратил на него ни малейшего внимания.
– Всевышний услышал молитву своего слуги, вашего пастыря, и готов её исполнить, если таково будет ваше желание после того, как я, его посланец, разъясню вам её смысл, точнее – полный её смысл. Ибо, как и во многих других людских молитвах, вы, сами того не подозревая, просите о неизмеримо бóльшем, чем вам кажется, когда вы молитесь. Если, конечно, вы заранее всё не обдумали.
Слуга Божий и ваш прочёл молитву. Подумал ли он, прежде чем прочитать её? И одна ли это молитва? Нет, их две: одна – которую он произнёс вслух, и другая – которой не произнёс. И обе достигли ушей того, кто слышит все просьбы – высказанные и невысказанные. Поразмыслите над этим и запомните. Если станете просить благословения своим делам и поступкам, будьте осторожны, ибо в эту минуту вы непреднамеренно можете навлечь проклятье на своего соседа. Если вы молитесь о ниспослании дождя, ибо он нужен полям вашим, тем самым вы, быть может, молите о бедствии для соседа, чья земля не нуждается во влаге, и дождь только испортит ему урожай.
Вы слышали молитвы вашего слуги – ту её часть, которую он произнёс вслух. Господь послал меня к вам, чтобы я облёк в слова другую её часть – то, о чём пастор и все вы в глубине сердца молча молили его. Не разумея и не думая, о чём молите? Дай бог, чтобы это было так. Вы слышали, слова: «Даруй нам победу, Господи Боже наш!» Этого достаточно. Вся молитва, которую вы произносили здесь вслух, заключена в этих многозначительных словах.
Уточнения излишни. Моля о победе, вы молили и о многих не упомянутых вами следствиях, которые сопутствуют победе, должны ей сопутствовать, не могут не сопутствовать. И вот до слуха Отца Нашего Небесного дошла и не высказанная часть молитвы. Он повелел мне облечь её в слова. Внемлите же!
Господи Боже наш, наши юные патриоты, кумиры сердец наших, идут в бой – пребудь с ними! В мыслях мы вместе с ними покидаем покой и тепло дорогих нам очагов и идём громить недругов. Господи Боже наш, помоги нам разнести их солдат снарядами в кровавые клочья; помоги нам усеять их цветущие поля бездыханными трупами их патриотов; помоги нам заглушить грохот орудий криками их раненых, корчащихся от боли; помоги нам ураганом огня сровнять с землёй их скромные жилища; помоги нам истерзать безутешным горем сердца их невинных вдов; помоги нам
лишить их друзей и крова, чтобы бродили они вместе с малыми детьми по бесплодным равнинам своей опустошённой страны, в лохмотьях, мучимые жаждой и голодом, летом палимые солнцем, зимой дрожащие от ледяного ветра, вконец отчаявшиеся, тщетно умоляющие тебя разверзнуть перед ними двери могилы, чтобы они могли обрести покой; ради нас, кто поклоняется тебе, о Господи, развей в прах их надежды, сгуби их жизнь, продли их горестные скитания, утяжели их шаг, окропи их путь слезами, обагри белый снег кровью их израненных ног! С любовью и верой мы молим об этом того, кто есть источник любви, верный друг и прибежище для всех страждущих, ищущих его помощи со смиренным сердцем и покаянной душой. Аминь.
Помолчав немного:
– Вы молились об этом; если вы всё ещё желаете этого – скажите! Посланец Всевышнего
ждёт.
Впоследствии многие утверждали, что это был сумасшедший, ибо речь его была «лишена всякого смысла».
А теперь молитва с точки зрения Учения Храма. Это урок под названием «Молитва», из I тома. (Интересно, что он написан примерно в то же время.)
Молитва
Снова и снова, лишь в несколько иной форме, вы задаёте Мне один и тот же вопрос, и снова и снова Я отвечаю вам то же самое. Сами того не сознавая, вы часто требуете, чтобы законы, управляющие Вселенной, изменились для того, чтобы были удовлетворены некоторые ваши личные желания или склонности.
Вы хотите, чтобы великий закон кармы – закон причин и следствий – был видоизменён или же заменён для того, чтобы предоставить вам некоторые преимущества или определённую силу, которых вы не заработали и не заслужили, – место, положение или какой-либо благоприятный случай, для которых вы ещё не годитесь, не понимая, что неисполненный долг по отношению к такому месту или возможностям принесёт в результате невыразимые страдания. Вы уже знаете, что ненависть, небратское отношение, резкая критика других – заслуженная или незаслуженная – порождают в вашей собственной ауре разъедающую, смертоносную форму силы, которая не только вызывает болезнь физического тела, но и затрагивает тело астральное, а также органы сознания на духовном плане, подобно тому как некоторые ядовитые металлы действуют на физическое тело. И всё же некоторые из вас бывают жестоки друг к другу и к тем, кто от вас зависит и кто, справедливо или несправедливо, возбуждает ваш гнев. Вы часто думаете, что поступаете справедливо, напуская на себя вид судьи или яростно осуждая совершившего ошибку исполнителя; однако сейчас вы должны принять в соображение не возможность вашего оправдания, а действие универсальных, вселенских законов по отношению к желающему стать оккультистом. Если вам угодно развиваться с массами – что ж, дело ваше. Но если вы хотите идти дальше, вы должны подчиняться более высоким законам, нежели те, которые управляют материальной субстанций. Вы должны постараться понять, что и Я также ограничен этими законами.
Я могу рассказать вам о тех вещах, которые должны произойти, ибо могу судить по видимым знакам, а также опираясь на своё знание внутренних законов. Я могу рассказать, как можно было бы избежать некоторых катастроф, если бы человечество нынешнего века прислушалось к Моим словам и повиновалось.
Но запомните – Я не могу изменить законы, управляющие проявленной материей. Я не могу получить из двух плюс два пять или вычесть два из пяти и получить в остатке четыре, хотя и мог бы при помощи гипноза или какой-то другой сверхфизической силы заставить вас поверить, что уже овладел этой хитростью.
Одним из серьёзнейших испытываемых вами затруднений является ваша неспособность принять как буквальную истину данные Мною и Теми, кто находился в подобном Моему положении, утверждения относительно действия законов Мироздания.
Непокладистый и неподатливый человек неизбежно будет раздавлен Мировым колесом, тогда как его более гибкий собрат при шторме нагибается, и волны проходят над егоголовой, а если и затрагивают, то столь незначительно, что восстановление его прежнего положения после того, как опасность уже миновала, совершается без особых трудностей.
Напряжённое и возбуждённое нервное состояние, от которого так страдают бесчисленные тысячи людей, во многом ответственно зато зло, что на них обрушивается. Тот же закон, который делает необходимым отдых для тела, стоит за подобной необходимостью отдыха и для души – это закон, известный всем как гравитация; и именно искренняя молитва приносит душе такой отдых и расслабление. Вместо этого энергия, которая должна была бы равномерно распределяться по всем нервам и мышцам, неразумно или невежественно употребляется именно для поддержания этого напряжения, ибо в настоящее время непомерные амбиции толкают мужчин и женщин на геркулесовы подвиги как в работе, так и в удовольствиях. В результате тело лишается необходимой силы, и ум уже не может функционировать спокойно и естественно; возникает антагонизм и, рано или поздно, зарождается болезнь или начинается разложение. Вы должны научиться снимать это напряжение силой воли, и Я уже говорил вам, как следует развивать эту силу, если вы хотите её обрести.
Если в молитве посылается позитивная энергия сильного эгоистического желания, но недостаточно мощная, чтобы его осуществить, то она рассеивается, а тело, в котором она зародилась и через которое была послана, получает обратный удар и ослабляется.
Если же душа в высоком самоотречении, в состоянии совершенной гармонии и покоя возносит молитву Высшему, Беспредельному – не ради какой-либо личной выгоды, а исполненная верой и любовью к этому Высшему, Беспредельному – тот же самый закон, который заставляет один полюс электричества реагировать надругой, принесёт из этих Высших Сфер ответ, и ответ этот будет соответствовать действительным нуждам устремлённой души. Вы ещё не раз убедитесь в том, что самый верный путь приобретения какойлибо вещи – это отказ даже от самого желания её иметь.
Мысль есть один вид энергии. Слово – другой вид той же энергии. Соединяя их, мы получаем третью форму: и это и есть истинная, чистая молитва. Родившаяся в сердце и посланная от сердца человеческого, она может улететь так далеко, насколько позволяет ей её сила. Если молитва или устремление эгоистичны, они встречают на внутреннем плане другие формы такой же энергии – противоположные им желания; эти формы нейтрализуют и уничтожают друг друга, вследствие чего
ни одно из них не достигает тех, кто мог бы на них ответить.
Мудрость веков выражена в словах, сказанных Иисусом: «Не Моя воля, но Твоя да будет». И лишь молитвы, которые соответствуют этим словам, окрылённые самоотверженной любовью, просящие позволения любить, а не быть любимыми, могут получить ответ от Всемогущего. Высшая власть приобретается отречением.
Отрекись всем сердцем, люби всем сердцем, трудись всем сердцем – и все вещи, и земные, и небесные, будут принадлежать тебе.
Для проведения параллели между этими двумя трудами я планировала цитировать только части этого урока. Но, подумав, решила довериться вашей проницательности и интуиции и просто поставить их друг за другом, чтобы вы сами нашли связующие звенья.
Связующие звенья не только между двумя произведениями, но и необходимые звенья межу нашей внешней и внутренней сущностью и процессом молитвы.
В моё сознание проникла мысль: «Будь осторожен в том, чего просишь, ты ведь можешь его получить».
9 декабря 2012 г.
Перевод с английского Олеси Кафафи
- Ваши рецензии