Чувствознание: размышляя вместе с Николаем Урановым
(К 100-летию со дня рождения)
Новым переменам в жизни людей должны соответствовать и новые отношения, и новые способности. Чувствознание в Учении Живой Этики мыслится как ведущая способность человека-сотрудника: сотрудника мировой общины, или сообщества людей как разумных существ планеты Земля, и сотрудника космических сил – Иерархии. У Николая Александровича Уранова есть специальный очерк, написанный в 1979 году. Он так и называется: «О чувствознании / Огненный подвиг». Рига-Москва, 2003, с. 412-419). В очерке удивительно точно подмечена особенность нашего времени, которая часто ускользает от тех, кто слишком увлечён лишь видимой стороной жизни – техническим и информационным прогрессом: «Наступила эпоха развития ЧУВСТВОЗНАНИЯ, или мудрости, живущей в сердце. Люди новой эпохи приступили к исследованию и “завоеванию” космических просторов. От земли люди повернулись к небу – к Беспредельности. Техника помогла людям создать замечательные телескопы, представление о Вселенной необыкновенно расширилось. Но к этим достижениям необходимо присоединить ЧУВСТВОЗНАНИЕ, именно чувствознание поможет людям проникнуть не только во внешнюю глубину Беспредельности, но почувствовать и понять её внутреннюю, духовную глубину. Почувствовать и понять, что за завесой этой “бездушной”, сияющей и холодной материи скрываются одухотворённые, Разумные Силы, Строящие и управляющие построенной Ими Вселенной.
Николай Александрович Уранов
Чувствознание – это аппарат, которым в совершенстве владеют Строители Космоса. Ныне этот аппарат предлагается человечеству. С помощью этого аппарата можно достичь величайшего из познаний – познания Беспредельности, с помощью этого аппарата можно проникнуть всюду».
У Николая Уранова есть ряд очерков, посвящённых прямо или косвенно чувствознанию: «Ощущения», «Суд сердца», «Магнитом сердца», «Распознавание», «О чувствознании», «Сердце как средоточие» (в кн. «Огненный подвиг»), а также отдельные страницы из «Беспредельности» Живой Этики, особенно начало IV тома). В них он разбирает и поясняет сущность чувствознания, размышляет над тем, как развить в себе эту способность. Попытаюсь как бы продолжить размышления писателя и философа, погрузив их в контекст современной жизни, науки и философских концепций.
Что же такое чувствознание, какова его природа?
Чем чувствознание отличается от чувственного познания, о котором говорит теория познания?
Что отличает чувствознание от чувствительности, которую обнаруживают у животных и даже у растений и относительно которой животные превосходят человека?
По каким признакам можно судить о проявлении чувствознания?
Существовала ли эта способность ранее или появилась?
Как развивать в себе чувствознание? Что этому препятствует?
О природе и назначении чувствознания
Размышляя над § 104 «Беспредельности» (т. IV), Н.Уранов делает выписки из книг Живой Этики, в которых раскрывается сущность психофизического центра Чаши, центра Сердца и с ними связанного чувствознания.
Для людей, воспитанных в западной культуре, Елена Ивановна Рерих поясняла, что чувствознание раньше называлось интуицией (Письма Е.И.Рерих, т. V). Отмечу, что в традиционной теории познания выделяли две ступени – чувственную и абстрактную. Чувственное познание – это непосредственное познание с помощью органов физических чувств (ответ сенсорной системы организма на внешние воздействия среды), а абстрактное – опосредованное, логически-понятийное познание с помощью речи и языка. Такое понимание познания выстаивалось на основе господствовавшей методологии физиологических исследований, прослеживающих реакции организма от первичного сигнала-раздражителя и поступления в центральную нервную систему с наступлением обратной реакции. Чувствознание-интуиция может проявлять себя через ощущения (восприятия), но к тому, что понимается под чувственным познанием, не сводится. В альтернативных концепциях познания делается акцент на творчески-конструктивном характере познания: человек строит модели окружающего мира, внешние впечатления организуются и понимаются им в соответствии с моделями. В этом процессе интуиции отводится важная роль как озарению, предчувствованию, предзнанию, знанию по антиципации (предвосхищению). Различают виды интуиции: чувственную (эмоциональную), художественно-образную, интеллектуальную, практическую, духовную. Можно сказать, что каждый род деятельности выявляет и развивает особые качества интуиции. Чувствознание как интуиция включает в себя прежние формы, но к ним не сводится. С чувствознанием связан новый уровень раскрытия интуитивного начала в человеке.
В чём же метафизический смысл чувствознания?
Чувствознание связано с психофизическими центрами Чаши и Сердца. Центр Чаши – это хранилище всех достижений и накоплений в прошлых жизнях, которое активизируется в переходных точках эволюции. Луч Иерарха пробуждает в Чаше латентные силы, Учителя притягивают учеников. Начинается магнитное влечение, которое ведёт к последующему росту сознания и утончению чувствования. Таким образом, идёт построение новой ступени космической эволюции. «Центр Чаши помещается среди нервных узлов, над солнечным сплетением, на уровне сердца, несколько правее, образуя треугольник с центром сердца и солнечным сплетением» («Беспредельность», т. IV). Пробуждается чувствознание с напряжением действия психической энергии. Этому могут способствовать вибрации светил. Уранов поясняет: «Лучи светил могут пробуждать в хранилищах накоплений человека его прошлые таланты, и он может являть чудеса достижений, часто совершенно несвойственные данному воплощению» («О чувствознании»). Можно привести немало примеров из жизни, когда люди проявляют разносторонние таланты или вдруг кардинально меняют интересы и сферы деятельности.
«Чаша» – прошлое, сердце – будущее («Иерархия»). Сердце есть высшее выражение шестого принципа (буддхи, т.е. духовности, Письма Е.И.Рерих, т. II). Утончение сердца в Живой Этике понимается как ключ ко всем достижениям. Сердце – это центр, в котором синтезируются все энергии, земные и космические, микрокосм соединяется с макрокосмом через средоточие – сердце. Чувствознание – это особый род сердечной, духовной интуиции, развитие которой приведёт к приобщению человека к сознанию Космоса. На каждом этапе эволюции перед человеком ставятся определённые задачи, для выполнения которых формируются и соответствующие способности. Так, в будущей Седьмой Расе будет раскрыта ещё новая способность – синтез духовности.
Как соотносятся эти мысли о сердце и о Чаше с философскими и духовными учениями?
Сердце мыслилось как центр индивидуального сознания человека в практике православного аскетизма (исихазме), в бхакти-йоге, суфизме, через который достигалось состояние Высшего общения человека и Бога. О значении сердца писали многие философы и поэты. В Живой Этике указывается на, можно сказать, «демократизацию» этой способности – её пробуждение и развитие у всех людей будущего.
Сама жизнь ставит перед лицом человека проблему интеграции. При современных средствах связи созданы невиданные дотоле возможности коммуникаций и познания других культур. Интенсивный обмен опытом и знаниями происходит в масштабах всей планеты. Люди осознают право на иные стили мышления и образы жизни. Идут сложные процессы и ассимиляции, и отторжения. Множество негативных тенденций связано с аспектами глобализации и антиглобализма. И неискушённому человеку порой очень трудно разобраться в разнородных влияниях и взаимодействиях. Существует тенденция «тянуть каждому одеяло на себя», то есть утверждать свой образ жизни и своё мировоззрение как подлинно верные. Одновременно, имеется опасность «утраты идентичности», потери своей личной и групповой (национальной) индивидуальности, безличной унификации. С точки зрения учения о чувствознании любой эгоистический индивидуализм (личный или национальный) – показатель незрелости и неразвитости этой способности. Уранов по этому поводу замечает: «Одной из важных особенностей синтетического центра является способность ВМЕЩЕНИЯ любой силы, любого явления. Так, например, синтетический разум вмещает все представления отдельных религий или философий, ему чуждо заявление представителей отдельных религий или философий: “моя вера – единственно правильная вера”, “мой народ – самый лучший”, “моя философия – единственная философия, правильно объясняющая явления жизни”. Я считаю, что если кто-либо в своих учениях заявляет о любви и её не демонстрирует в поддержании диалога культур, тот на самом деле её не имеет».
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном интернет-магазине "Дельфис"
- Ваши рецензии