warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Далёкое и близкое прошлое северных святынь России

Не только языческие капища или православные намоленные места можно назвать святыми, но и те, на которых происходили значимые исторические события, определившие пути развития страны. Прошлое влияет на наше настоящее и, можно сказать, определяет его. И не только события, но и люди формируют жизнеоснову любого региона. Речь пойдёт о дорогих сердцу каждого русского человека Кижах, Валааме и Соловках.

Неповторимое обаяние и необыкновенный аромат этой земли чувствуются уже в названиях станций, когда подъезжаешь к Петрозаводску: Ладейное поле, Подпорожье, Ладва, Сельга. Эти названия не менялись, очевидно, столетиями. Заворожённый красотой этого края Н.К.Рерих писал: «Люди знают о Севере очень мало. Сказка Севера широка и прекрасна. Серебристые северные реки, озёра-блюдца, замшелые леса, камни в кругах чудесами полны». В этих местах святость встречается с мистикой, мифы – с реальностью, а загадки всё время преследуют нас.

Разговор пойдёт об одном из мест, куда учёные и историки помещают загадочную страну Гиперборею – место за бореем (северным ветром). Вот уже несколько столетий каждое новое открытие о ней будоражит умы людей. Известна карта Герарда Меркатора (1554 г.), где Гиперборея изображена в виде материка в Арктике с горой Меру в центре. Считается, что эта страна развивалась не в техническую сторону, как Европа, а в духовную. Мифы Древней Греции, Индии, Персии изобилуют сведениями об этой стране. Известно, однако, что она погибла в результате катастрофы в XII тысячелетии до нашей эры.

Древнеримский историк Плиний Старший писал о Гиперборее, что счастливый её народ достигает весьма преклонного возраста, не зная болезней и раздоров. Там находятся петли мира, а светило восходит только однажды в год, светит полгода и заходит. Нострадамус утверждал: «Север – это особое место встречи иных миров», а в своих центуриях именовал россиян «народом гиперборейским». Бог Аполлон рождён здесь, и его главный титул – Гиперборейский. Такой же титул носил и герой Геракл.

Заселяться эти места стали сразу после схода ледниковых покровов в VII–VI тысячелетиях до нашей эры. Известно, что с середины I тысячелетия нашей эры здесь жили финно-угорские племена карелов, вепсов, саами. В начале II тысячелетия в Обонежье стали появляться славяне. Это была Новгородская Республика. Русь Новгородская существовала с 1136 по 1478 годы, занимая весь север и простираясь от Балтийского моря до Уральских гор. Ещё задолго до образования Московского княжества, то есть почти 9 веков назад, именно на Новгородской земле наши предки построили государство, в основе которого лежал республиканский строй с необычной формой правления – Вече, которое решало все социальные и экономические вопросы. А столицу уважительно называли «Господин Государь Великий Новгород».

 

Дом семьи рыбака на севере

 

Это была мятежная республика, боровшаяся за независимость от власти Киева, а затем Москвы. Но в 1478 году Иван III насильно присоединил республику к Москве, а её символ – вечевой колокол – был вывезен из Новгорода. Интересно, что первый наместник этих местах из новгородских бояр по неистребимой привычке притеснял местное население, и люди стали уходить в Швецию. На Новгородском вече боярину был вынесен суровый приговор: «Изгнать и больше новгородским хлебом не кормить». Население здесь всегда было свободолюбивым, никогда не знало крепостного права и избежало нашествия Золотой Орды.

Сейчас эти земли занимает Республика Карелия. Места здесь красивые, рыбные, молочные, лесные, но – безденежные. Происхождение названия «Карелия» от «карья» – «болото, низина, подводный камень», и рельеф местности оправдывает это название. Тысячи лет назад здесь сползал ледник толщиной 3,5 км, таща за собой всё, что попадалось ему по пути, а при таянии он оставил в подарок массу болот, озёр, рек и разбросанные повсюду камни. Интересно, что такая гигантская махина прогнула почву, а потом, как установили учёные, почва постепенно стала подниматься со скоростью 1–2 мм в год.

Самые большие озёра в Карелии, да и в Европе, – Онежское и Ладожское. Онежское – означает «счастливое». На его берегу раскинулась столица Петрозаводск, а на набережной стоит памятник Петру I, по указу которого в 1703 году был заложен Шуйский металлургический завод: шла затяжная война со Швецией за эти территории, и стране необходимы были пушки. На высоком берегу реки Лососинки строится посёлок для инженеров, а на низком, болотистом – рабочая слобода, которую назовут Петрозаводской. Но процветание и статус города это поселение получило лишь при Екатерине II, когда пушки потребовались опять, но уже для войны с Турцией. Для модернизации завода Екатерина присылает сюда талантливого инженера Никиту Ерцова, а в качестве главы Олонецкой губернии – поэта Гавриила Державина.

Никита Ерцов был талантливым архитектором и разработал план развития города на 100 лет вперёд, и облик его сохранился до наших дней, только менялись названия улиц. Главную площадь он вычертил циркулем, она так и называлась – Циркульная, а сейчас – площадь Ленина. На ней стоит памятник вождю с шапкой-ушанкой в руке вместо традиционной кепки – север всё-таки. От этой площади к заводу идёт прямая улица, которая, как некий маркер времён, сменила много названий: Нагорная, Английская, Владимирская и, наконец, Карла Маркса.

Ещё один незаурядный человек оставил след в этих местах. Шуйский завод был переименован в Александровский, в честь небесного покровителя Петра I князя Александра Невского. Памятник ему стоит перед храмом в его честь, который был построен всем миром, на «копеечный сбор». Будучи всего 19 лет от роду, этот талантливый русский полководец в 1240 году на реке Неве впервые разгромил шведов, которые всё время претендовали на эти территории. И даже есть сведения, что он лично угодил мечом предводителю шведов ярлу Биргеру промеж рогов, которыми рыцари украшали свои шлемы, видимо, для устрашения.

Среди водных просторов и живописных шхер Онежского озера затерялся остров Кижи, на котором вот уже 300 лет стоит уникальный архитектурный ансамбль Кижского погоста, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это одна из самых значимых святынь на нашем севере. Водная гладь Онеги, принимающая оттенки от свинцово-серого до тёмно-синего, является неповторимым обрамлением для серебристо-серого Кижского ансамбля. Название Кижи, по одной версии, – «водный мох», которым покрывали крышу, по другой – «капище».

 

 

Кижский ансамбль

 

Уже с озера открываются силуэты храмов: красавицы 22-главой церкви Преображения Господня, построенной в 1714 году, в самый разгар войны Петра I со шведами, 9-главой церкви Покрова Богородицы (1764 г.) и шатровой колокольни (1874 г.). Все строения обладают удивительными пропорциями. Форма и размер 22 глав летней церкви Преображения меняются от яруса к ярусу, а чешуйки глав выполнены из серебристой осины, дерева мистического, которое отваживает нечистую силу. Украшение зимней Покровской церкви лаконично и просто: девять красивых серебристых куполов, а по фронтону – элегантный зубчатый пояс. Зато внутри внимание привлекает самый древний вид русского иконостаса XIV века – тябловый. Тябло – горизонтальная балка с растительным орнаментом, которая разделяет четыре ряда икон: местные святые, праздничный ряд, деисусный чин и пророческий. Остаётся удивляться, каким тонким чутьём к красоте обладали далёкие строители этого комплекса, простые рыбаки! В 30-е годы прошлого века обе церкви были закрыты, и весь советский период здесь был музей. Судьба двух последних священников печальна: один сослан, другой расстрелян. Лишь в 1995 году церкви были вновь освящены.

На острове есть уникальный образец древнего церковного зодчества XIV века, самая старая в России деревянная церковь Вознесения святого Лазаря. Её построил византийский монах Лазарь. Прожил он 105 лет, а после его смерти она стала считаться чудотворной.

На этом небольшом острове когда-то было 15 деревень и 17 часовен, колокольный звон которых разносился далеко окрест. Колокол имеет одну особенность. Если ударить по нему лишь в одной точке, то он весь отзывается на твоё прикосновение, то есть отдаёт всю свою душу. Учёные считают, что он звучит именно на той частоте, которая гармонизирует и пространство вокруг, и внутреннее состояние человека.

В уникальный архитектурный ансамбль Кижского погоста входят также дома северян, которые строились по особым правилам и приметам. Причём приметы славянские и карельские, христианские и языческие переплелись здесь причудливым образом. Как внешний, так и внутренний облик дома имел свои особенности. Сруб ставился без фундамента, на каменную забирку, лицом к реке или озеру, являвшихся основными кормилицами. В доме каждый угол имел своё название. Например, напротив печки – красный, а за печкой жил в тепле домовой. Особая роль была у стола – это ладонь Бога. Его ставили вдоль половиц пола, торцом к двери, так как половицы ассоциировались с дорогой, и ставить что-либо поперёк – навлечь беду, а время трапезы приравнивалось к пребыванию в раю. Основным занятием населения было рыболовство. Причём интересно, что на вёслах сидели женщины, а мужчины рулили и думали о вечном.

Особо почитаемый символ у северян – конь, который пришёл из угро-финской культуры. Конь в их сознании – символ солнца, благородства, защиты и помощи. Поэтому под угол дома клали череп коня. Крышу у парадного крыльца венчала скульптурная голова коня, а гребень крыши назывался коньком. Рядом сажали рябину, как оберег, и берёзу на счастье. У детей обязательно имелась игрушка коня. Это дошло даже до наших времён. А женщины в своём долгом зимнем занятии вышивкой всегда использовали образ коня.

Интересна и символика скромных украшений фасадов домов, отражающая понятие северян о мироздании. Подклет – это тёмный потусторонний мир. Стена жилого помещения, украшенная ложными балкончиками и резными наличниками на окнах, – наш прекрасный солнечный мир. И выше – горний мир, отражённый в деревянных оберегах-полотенцах, которыми заканчиваются скосы крыш, на них вырезались знаки охранные и небесные – солнце и крест. Знание о мироздании давалось человечеству с древних времён. Но, как писала Е.И.Рерих, оно намеренно рассыпано в культурах разных народов, чтобы, подобно пчеле, отовсюду его собирать и самим складывать своё мировоззрение.

Озёра Онежское и Ладожское – ледникового происхождения. Оба приравнены к морям, оба вбирают в себя десятки рек. Но из каждого вытекает только одна река, образуя уникальную единую водную систему этого края. Вытекающая из Онеги река Свирь соединяет её с Ладогой, а Ладога через Неву – с Балтийским морем.

Слово «Ладога» имеет много толкований, которые сводятся к следующему: это символ непорочной красоты, красавица-недотрога (Лада). От Онежского озера к Ладожскому идёт очень живописная шоссейная дорога, вдоль которой тянутся леса особой кондовой сосны (кондовая в переводе – твёрдая, прочная). На один сантиметр её среза приходится 16 годовых колец. Именно здесь Станислав Ростоцкий снимал фильм «А зори здесь тихие».

Эти места между Онегой и Ладогой называют ещё долиной смерти. В этой низкой котловине шли жестокие бои с армией Финляндии зимой 1939 года. Дело в том, что после Первой мировой Санкт-Петербург оказался всего в 32 км от границы. Нашим дипломатам не удалось договориться отодвинуть её на 25 км, и командование страны начало эту бесславную войну, длившуюся 112 дней. Финны были хорошо экипированы, передвигались на лыжах и впервые применили снайперскую тактику. Наши войска, плохо одетые и плохо обученные, вязли в снегу с обозами и танками. Но подоспевшие регулярные войска отодвинули всё-таки границу до Выборга.

Это святые для нас места, так как в этой короткой войне погибло 300 тысяч наших солдат. И в лесу, около дороги, стоит лаконичный памятник – «Крест скорби». С двух сторон креста головы и руки русской и финской матерей соприкасаются в символическом жесте, как бы оберегая своих сыновей от ужасов войны. Интересно, что христианский крест неравноконечен. Короткая верхняя его часть символизирует связь с космосом, а длинная нижняя – с землёй. Выходит, что пока мы больше связаны с землёй.

 

 

Памятник «Крест скорби»

 

Примечательна личность военачальника Густава Маннергейма, возглавлявшего финскую армию в тот период. Он уроженец города Сортавала, что стоит на Ладожском озере, воспитывался и учился в Санкт-Петербурге, присягал Николаю II. И когда Гитлер в 1941 году отдал ему приказ стереть Ленинград с лица земли, он этот приказ не выполнил. На груди он всегда носил две награды – русский Георгиевский крест и немецкий Крест железный. Нюрнбергский процесс преступником его не признал, и он был президентом Финляндии до 1946 года.

Дорога, соединяющая два озера, приводит к городу Сортавале, который раньше назывался на славянский манер – Сердоболь. Недалеко от него в 1917–1918 годах жил Н.К.Рерих с семьёй, и здесь он написал серию картин.

В северной, самой глубоководной, части озера находится жемчужина русского Севера, Валаамский архипелаг, островная экосистема которого уникальна. Название это, по одной из версий, связано с библейским прорицателем Валаамом, по другой – с языческим божеством Ваалом (Велесом). Согласно преданию, издревле это были места поклонения языческим богам. Апостол Андрей Первозванный, двигаясь с проповедями на север к капищам Велеса и Перуна, установил здесь каменный христианский крест и, как описано в житии Авраамия Ростовского, основал здесь первый на Руси монастырь. Поэтому Валаам трактуется церковью как древнейшая русская духовная родина, имеющая почти двухтысячелетнюю историю. Монастырская же традиция придерживается версии, что основание обители произошло в эпоху крещения Руси в начале XI века преподобными Сергием и Германом. Выбор ими места обители связан, несомненно, с благословением этой земли Андреем Первозванным.

 

Спасо-Преображенский собор на Валааме

 

При подъезде к скалистому острову Валааму с озера открывается панорама монастыря, стоящего на высоком холме, и виден его главный храм, белокаменный красавец, освящённый в честь Преображения Господня. Преображение – это событие, когда Христос впервые показал свою божественную сущность, и это произошло на горе Фаворе в Палестине. Скалистый холм, на котором стоит монастырь, монахи также назвали «гора Фавор».

По каменистой лестнице от причала можно подняться к монастырю, минуя часовню Всех Скорбящих Радость. В 1960-х годах я впервые приехала сюда. В то время здесь располагался дом инвалидов для послевоенных калек. Оторванные от внешнего мира, они, безногие и безрукие, встречали каждый теплоход с материка на ступенях этой лестницы, а она была тогда вся раздолбана. И повсюду царили разрушение и боль.

Монастырю на протяжении всей его истории выпали тяжкие испытания. Находясь на порубежье со Швецией, он 80 раз подвергался набегам, разорению и пожарам, в огне которых погибли все древнейшие постройки и ценные архивы. Только при Петре I монастырь начал возрождаться. В 1781 году в монастырь приходит игумен Назарий. Сочетая талант организатора с высокой духовностью, он ввёл устав Саровской пустыни, наладил духовную и трудовую жизнь монашеской братии.

В 1839 году настоятелем монастыря стал отец Дамаскин, и это был период наивысшего расцвета обители. При нём начали строиться заводики, мастерские, возводились мосты, прокладывались дороги, прорубались каналы. Если до него здесь было всего 9 монахов и в кассе 1 рубль, то к концу XIX века – 500 монахов и 10 000 рублей на счету.

История обители после революции также непроста и полна драматизма. Финляндия в 1917 году отделилась от России, и этот православный монастырь оказался на финской территории, в стране протестантской. Он лишился всех своих доходов, а из 1200 монахов в нём осталось только 150. После войны 1939 года эта территория вновь отошла к России. Но, зная об отношении большевиков к церкви, в марте 1940 года по льду Ладожского озера началась печальная эвакуация монастыря в Финляндию. Монахи вывезли самые ценные реликвии и архивы, в том числе чудотворную икону Валаамской Божией Матери, тем самым сохранив эти раритеты. Достаточно сказать, что из 50 ценных икон 25 были вывезены, и они все целы, а из оставшихся в СССР сохранились только две. Жизнь обители прекратилась. И уже не набеги и пожары опустошили монастырь, а атеистическая направленность новой власти.

 Обитель окружает несколько скитов. «Скит» с греческого – «покрывало», укрытие от постороннего глаза. Они образуют знаменитую Валаамскую Палестину – Новый Иерусалим, возникший здесь в начале XX века после того, как валаамские монахи посетили Иерусалим. Тому способствовали святость этих мест, да и топография их очень схожа с иерусалимской.

 

 

Воскресенский скит на Валааме

 

Церковь Воскресенского скита, как символ воскрешения Христа, построена по подобию Иерусалимского храма Гроба Господня (или храма Воскресения Христова). Нижний её ярус углублён в скалу на полтора метра, как бы символизируя пещеру, куда было помещено тело Иисуса. В восточной части этого яруса находится кубуклия (то есть часовня внутри церкви), в которой сделана крошечная пещера, как символ Гроба Господня. Убранство нижнего яруса церкви напоминает раннехристианские пещерные храмы. По легенде, именно на территории Воскресенского скита впервые ступил на землю Валаамскую апостол Андрей Первозванный.

Прекрасная пихтовая аллея Ваалама ведёт через «Кедронский поток» в Гефсиманский сад к Гефсиманскому скиту. Подобный сад в Иерусалиме связан с матерью Иисуса Христа – Пресвятой Богородицей Девой Марией. После Воскрешения сына Мария жила в этом саду в Иерусалиме какое-то время и, по одной из версий, в нём и похоронена. В Валаамском Гефсиманском скиту есть церковь, освящённая во имя Успения Богородицы. Предвидя свой арест, именно в Гефсиманский сад в Иерусалиме пришёл Иисус, чтобы помолиться: «Господи, да минует меня чаша сия». И тут же: «Впрочем, как Ты хочешь, но не я. Да будет воля Твоя, но не моя». Он не за себя молился, а за человечество, потому что знал, что этот грех – его крестная смерть – человечеству придётся искупать долгие столетия. На Вааламе рядом с церковью Богородицы поставлена часовенка во имя иконы «Моление о Чаше». Гефсиманский сад на Валааме полностью рукотворный. В течение 20 лет на эти скалы монахи носили землю на своих спинах и высадили здесь лиственницу, кедр, ясень, липу, фруктовые деревья. Но в Иерусалиме этот сад оливковый. Узнав, что сирень тоже относится к семейству масличных, монахи острова стали высаживать там и сирень.

После долгого запустения в 1989 году на остров ступили шесть монахов. Сейчас реставрация комплекса завершается. Сюда приходят и просто помолиться, и за спасением души. Здесь чувствуется гармоничное сочетание красоты природы с красотой внутренней жизни. Вера и молитва накапливают духовную энергию в таких местах. В Спасо-Преображенском соборе во время службы поют древними русскими распевами, и энергетика в храме такая, что очистительные слёзы лились у меня непрерывно. Это можно определить точным русским словом – благодать.

Покидаем священный Валаам. Двигаясь от Ладоги на север, к Белому морю, никак не миновать несколько очень интересных мест. Параллельно шоссе идёт заслуживающая внимания одноколейная железная дорога. Строили её 100 лет назад, в Первую мировую, по болотам да на «живую нитку», терпя гнус и морозы. Скорость поезда была тогда 12 км/ч. В тех старых поездах кроме паровозного машиниста в заднем вагоне был кондуктор-тормозильщик. Станций не было, и, если кому-то надо было выходить, кондуктор дёргал за верёвочку, раздавался звонок у машиниста, поезд останавливался. Наше поколение ещё ездило в Москве на трамваях с кондуктором и помнит эти звоночки, а у Булата Окуджавы есть в песне: «Кондуктор, нажми на тормоза». По этой-то ретродороге мы ехали обратно домой, останавливаясь у каждого столба.

Приличная шоссейная дорога приводит к заповеднику «Кивач», который включает музей природы и водопад. Основная драгоценность музея – рощица карельской берёзы. Внешне неказистая, кривая, малорослая, она обладает уникальной твёрдостью, что, очевидно, от камней, на которых растёт. У неё нет годовых колец, зато великолепный рисунок её среза никогда не повторяется и напоминает мрамор или яшму. В какой момент её роста и почему появляется этот рисунок – эту загадку учёные разгадывают до сих пор.

 

 

Водопад Кивач

 

Водопад Кивач («мощный, стремительный» с финского) – это потрясающее зрелище в красивом обрамлении каменного водопада. Во времена Державина он был высотой 40 метров и, по его словам, «наводил приятный ужас». Но с тех пор высота его падения уменьшилась в 4 раза.

В эти глухие места при царе Алексее Михайловиче в XVII веке бежали старообрядцы от реформ патриарха Никона. На реке Выге они образовали большое Выгорецкое общежительство (порядка 10 000 человек) и построили мужской и женский монастыри. Никон всё же был посажен за решётку, а мы всё-таки крестимся по-никоновски – тремя перстами. Старообрядцы, люди трудолюбивые и высоконравственные, жили хорошо и красиво. Среди них были переписчики книг, лёгкие душой художники-лубочники, сказители. В этом крае было распространено устное творчество. Рассказы назывались «старины», и занимались этим мужчины. Наиболее известен был сказитель Шевелёв. Он называл Льва Толстого «Николаич», а художник Илья Репин написал его портрет. Приведу фрагмент одной песни сказителей, философский смысл которой – о возможности выбора.

Ради тела жить – доля вольная,

Доля сладкая, да короткая.

А души краса – она вечная,

Ни во что ей годы и горести.

Если Гиперборея – это миф, хоть и основанный на высказываниях древних учёных, то следы пребывания здесь древнего человека вполне реальны и подтверждены артефактами. В районе реки Выга, в местечке Залавруге, 50 лет назад археологи нашли 70 стоянок древнего человека, а на отшлифованных временем гранитных монолитах были обнаружены петроглифы возрастом 6000 лет, всего 2400 фигур. Тематика их – в основном охота и рыболовство, причём некоторые сцены очень выразительны и полны драматизма. Интересно изображение человечка с раскинутыми руками – это символ божественной защиты. Точно такой же символ защиты можно встретить в наскальных рисунках североамериканских индейцев.

 

 

Места около Залавруги

 

Поражает то, что, поселившись в этом суровом крае, человек вынужден был ежеминутно бороться за выживание. И всё равно душа его испытывала потребность в творчестве. Он высекал рисунки на таком трудном материале, как гранит. Но он не прогадал: плоды его творчества дошли до нас сквозь тысячелетия. Они согревают душу, обнадёживают и помогают не терять веры в человечество.

 

 

Петроглифы Залавруги

 

В этих же местах 300 лет назад произошла курьёзно-драматическая история. В 1701 году шведы одержали победу над армией Петра I и выпустили медаль с его изображением в виде осла. В ответ разгневанный государь с 5-тысячным войском протащил 2 корабля по болотам и камням от Белого моря через реку Выг, Онегу и Ладогу, неожиданно для шведов вышел к устью Невы и показал супостатам где раки зимуют. Это был момент зарождения Санкт-Петербурга.

 

 

Путь Петра I от Белого моря к Балтийскому

 

250 лет спустя, практически по пути Петра I, был построен Беломорско-Балтийский канал, который начинается около города Беломорска на Белом море и через болота, озёра, реку Выг выходит к Онежскому озеру. А дальше водная система – Онега, река Свирь, Ладога, река Нева – соединяет Белое море с Финским заливом. Строили канал в 1931–1933 годах киркой и лопатой в тяжелейших условиях заключённые-красноармейцы. Отсюда пошло выражение – «зэки». Народу погибло очень много.

Эта красивая страна обильно полита кровью. Массовые захоронения людей, умерших не своей смертью, создают аномальные зоны. Как противовес этому здесь находятся величайшие святыни России – Валаам и Соловки, монахи которых непрерывно молятся не только во искупление совершённых здесь грехов, но и за всю Россию. На земле много таких мест, где добро и зло соседствуют, как бы компенсируя друг друга: Саровская пустынь и атом-град Арзамас-16, город Веймар, центр искусства и культуры, и Бухенвальд, ГУЛАГи Карелии и её монастыри.

В эти места в 1601 году Борис Годунов сослал семью Романовых – Фёдора, Ксению с детьми Михаилом и Татьяной, так как их права на престол были более основательны, чем его. Их разъединили: Фёдора отправили в Холмогоры, а Ксению – сюда, в Заонежье. Обоих постригли в монашеский чин: Фёдора с именем Филарет (будущий великий патриарх), а Ксению с именем Марфа (будущая великая государыня). После смерти Годунова, во времена великой смуты, они были освобождены. А в 1613 году в жизни Романовых и всей Руси произошло значимое событие: сын Ксении и Фёдора Михаил был избран царём на русский престол, основав династию Романовых. Всё-таки Провидению всё известно: Годунов процарствовал 6 лет, а Романовы – 300.

Недалеко от места ссылки Ксении есть деревня Шуньга, около которой был найден загадочный минерал, содержащий много микроэлементов и обладающий уникальными лечебными и очищающими свойствами. Геологи считают, что это одна из ипостасей изумительного элемента углерода. Он был назван «шунгит» – по имени деревни. Первое упоминание о его свойствах в исторических источниках относится к началу XVII века и связано с именем Ксении Романовой, сосланной сюда, в Толвуйский монастырь. Она страдала падучей и полностью излечилась, когда по совету местных жителей стала пить воду из шунгитового источника. Через 100 лет Пётр I, прознав об этом чудодейственном минерале, построил в Заонежье первый в России курорт «Марциальные воды» (в честь бога Марса). Нигде на планете этот минерал больше не встречается.

Наш путь лежит дальше на север, к Белому морю. Пейзаж заметно меняется. Всюду редколесье, деревья низкорослые, кругом болота, мхи и лишайники на отполированных временем камнях. Воды Белого моря и небо над ним одинакового красивого серо-свинцового оттенка.

В Белом море, недалеко от города Кеми, расположен архипелаг Соловецких островов. В XV веке на одном из этих безлюдных островов высаживаются иноки Герман и Савватий и живут в этой пу́стыни как отшельники. А через 10 лет здесь появляются их последователи и образуется монашеская обитель как раз на месте, где сейчас стоит Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря и находится могила преподобных Германа и Савватия. Спустя 100 лет, при царе Иване Грозном, деревянные постройки обители сгорают, и игумен Филипп Колычев начинает строить каменные, а царь Иван Грозный выделяет монастырю на строительство 1000 рублей.

 

Соловецкий монастырь – крепость и храм

 

Соловецкий монастырь стоял на окраине Российской державы как её форпост, и поэтому строился как крепость. Он обнесён мощной каменной стеной со сторожевыми башнями, оснащёнными пушками. Толщина стен в основании доходит до 4–5 метров. Сооружалось всё без особых затей: огромные валуны не обтёсывались, не подгонялись, а промежутки между ними просто заполнялись кирпичом и известью. Почти все строения связаны крытыми переходами. Интересно, что при строительстве возводились сначала внутренние помещения, а снаружи – как придётся. Это суровая постройка, лишь кое-где храмы украшены кокошниками и лопатками. Монастырю часто приходилось отражать атаки вражеских кораблей, заходивших в Белое море, и монахи становились солдатами.

Хочется подробнее рассказать об игумене Филиппе Колычеве. О таких людях говорят «соль земли». Он происходил из знатной семьи, относившейся к роду Романовых. Однако Филипп уходит в монахи, на Соловках появляется в 1531 году, а вскоре его выбирают настоятелем. Обладая высокими нравственными качествами, инженерными и организаторскими способностями, он укрепляет хозяйство обители. Монастырь становится богатейшим промышленным и культурным центром северного Поморья. При Филиппе была создана уникальная сеть каналов между озёрами, сооружены мельницы, выстроены солеварни, заведён железный промысел, а постройки оборудованы отопительной и канализационной системами, что для того времени было необычно.

Узнав об успешной деятельности игумена, Иван Грозный приглашает его на митрополию Всея Руси, и в 1566 году Филипп даёт своё согласие, но с условием, что Иван уберёт опричнину. Царь своего слова не держит, и Филипп выступает на соборе с обвинительной речью, чем подписывает себе приговор. Его арестовывают и в клетке с позором провозят по улицам. Погибает он в Тверском монастыре от рук Малюты Скуратова за отказ благословить карательный поход на мятежный Новгород. А монастырь успешно развивается благодаря мощному энергетическому посылу Филиппа. Это было государство в государстве, как Ватикан, и его настоятели напрямую общались с иностранными дипломатами.

Официальных данных о закрытии монастыря нет, но известно, что в 1931 году последний монах покинул остров, а последнего настоятеля Вениамина отправили в лагерь. Монашеская жизнь возобновилась здесь в октябре 1990 года, а уже в 1992 году комплекс был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Драматична лагерная история монастыря. Здесь был первый в СССР Соловецкий лагерь особого назначения – печально известный СЛОН. Жили здесь в основном политические заключённые в продуваемых ветром сарайчиках с земляным полом. У каждого заключённого была дневная норма – десять деревьев спилить, очистить и вытащить на дорогу, а зимой – по пояс в снегу. За отказ работать – расстрел. «Оставь надежду всяк сюда входящий» – этот девиз Дантова ада очень точно характеризует атмосферу подобных лагерей.

Монастырь и до советской власти использовался как тюрьма. Весьма любопытен список узников: священники, крестьяне, князья, матросы и сенаторы. Интересно упомянуть некоторых. Арсений Грек, основатель Московской школы греческого и латинского языка, – за инакомыслие. Пётр Толстой, дипломат, сенатор, начальник тайной канцелярии. Василий Долгорукий, князь, воспитатель Петра II, – за сопротивление режиму Анны Иоанновны. Никифор Куницын, матрос, – по доносу. Сергей Пушкин, дядя Александра Сергеевича, – за подделку ассигнаций. Павел Ганнибал, подполковник, дядя Пушкина, – за драку, вступился в кабаке за декабристов. Пётр Кальнишевский, кошевой атаман Запорожской Сечи, выслан Екатериной II в возрасте 82 лет навечно за несоблюдение мирного договора с Турцией. Картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» была создана не на пустом месте. Кошевой атаман умер здесь в возрасте 112 лет и здесь же похоронен.

Остаётся добавить, что за 400 лет существования обители как тюрьмы здесь побывало 500 узников, а в советское время через лагерь прошли 400 000 наших соотечественников.

Пронзительны стихи о Соловках нашего современника, поэта и барда Валентина Вихарева:

Крепость и храм,

Кресты и бойницы.

Ну где ещё нам

За Россию молиться?

На островах Белого моря разбросаны загадочные каменные лабиринты, камни в кругах. Они датируются III–II тысячелетием до нашей эры, их по значимости ставят в один ряд с другими каменными мегалитами. Что они означают – очередная загадка, однозначного ответа нет. Их исследователи, например, видный этнограф Н.Н.Виноградов, который попал сюда, в лагеря, в 1925 году, связывал их с культом мёртвых, обрядом погребения. По другой версии, это возможность путешествия в параллельные миры, в Зазеркалье, у древних, о чём наши современники только мечтают.

 

Камни в кругах

 

Мало кто знает, что на этой территории страны Антанты хотели образовать марионеточную Беломорскую республику. В сентябре 1918 года уже после заключения мирного договора, 6 тысяч американцев, 3 тысячи англичан и 2 тысячи французов высадились на берегу Белого моря. Экспедиции дали имя, как это любят американцы, – «Полярный медведь». Начались репрессии и первые лагеря. Планы были грандиозны: России оставить территорию вокруг Москвы длиной в тысячу километров и шириной пятьсот, то есть в пределах древнего Московского княжества, остальное поделить между странами Антанты. Планы провалились, но остались фортификационные сооружения да могилы английских и французских солдат. Своих американцы вывезли от греха подальше.

Многие сейчас связывают с Россией духовное возрождение нашей больной планеты. И Россия отвоёвывает право на этот путь, да и вообще на существование, проходя испытания. Наша Родина преодолела междоусобицу, переварила и выплюнула Золотую Орду, польское вторжение, самонадеянных Наполеона и Гитлера, сохранив при этом целостность. Ведь известно: феникс возрождается из собственного пепла. Мне кажется, что в словах всем известной песни «первый тайм мы уже отыграли» заложен глубокий смысл будущей судьбы нашей страны.

Знаменитый музыкант В.Т.Спиваков в одном из своих интервью на вопрос, осталось ли в русском народе после всех передряг чувство собственного достоинства, ответил, не задумываясь: «Безусловно».

Когда я проезжала по этим северным святым местам, меня не оставляло ощущение заброшенности, как будто о них забыли. Но кто знает, может быть Провидение специально хранит эту Святую землю и её богатства от вторжения цивилизации в будущее, как некий запасной уголок, когда это место будет готово достойно встретиться со своим прошлым, с Гипербореей.

Если доживём – увидим...

Идентификация
  

или

Я войду, используя: