Е.И.Рерих и философия русского космизма
(к постановке вопроса)
Первоначально эти размышления прозвучали на конференции «Русский космизм: философско-антропологический проект», проходившей в рамках Дней Петербургской философии 19–21 ноября 2009 года. Автор ставил целью осмыслить место философского наследия Е.И.Рерих в пространстве русской философской мысли ХХ века.
Чтобы выделить космизм среди других направлений русской мысли конца XIX–начала ХХ века и обозначить его специфику и новизну, воспользуемся определением, данным кандидатом философских наук, доцентом кафедры межкультурных коммуникаций СПбГУКИ П.Б.Клевцовым в докладе «Философское наследие русского космизма в контексте XXI века», который прозвучал на конференции «Живая Этика и Культура. Наследие семьи Рерихов в нашей жизни» (СПбГУКИ, 11–12 февраля 2011 г.). Он предложил в качестве главного отличия данного направления считать то, что у космистов – впервые в истории мировой мысли – взгляд на человечество, его историю, предназначение и пути дальнейшего развития был особый – из космоса.
Исследователями уже не раз отмечалась общность основпологающих положений русского космизма и Учения Живой Этики. Но если сам этот многотомный труд в силу его «восточного» происхождения нельзя отнести к вышеназванному течению, то тысячи писем-комментариев, раскрывающие сущность Агни Йоги (то есть «огненного духа»), написанные Еленой Ивановной Рерих в течение примерно 30 лет, вполне можно назвать философией русского космизма. Широкие круги читателей, начиная с конца 1930-х годов, знакомились с текстами этих писем по рижскому их изданию, затем по новосибирскому. Издательство Международного Центра Рерихов поставило своей задачей подготовить полное собрание писем Е.И.Рерих и на сегодняшний день выпустило девять томов, на основании которых мы можем делать довольно обоснованные заключения.
<...>
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии