warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Уже пять лет ездит по стране со своими слайд-программами на рериховские темы Петр Евгеньевич Федоров. Знают его зрители и по спектаклям, которые он ставит, и по телевизионным передачам, где он предстает как актер, и по его большой организационной работе в фестивалях «Урусвати», «Белый лотос» и других, регулярно проходящих в Музее космонавтики в Москве. Менее известна его научная деятельность. П.Е.Федоров — кандидат искусствоведения, исследует творческое наследие Е.Б.Вахтангова.

В публикуемой ниже статье П.Е.Федоров размышляет о проблемах сегодняшнего рериховского движения. Мы приглашаем наших читателей продолжить начатый им разговор.

Не умалить духовной значимости Учения

Федоров П.Е., кандидат искусствоведения

«Мир через Культуру» — этот рериховский принцип наиболее важен сейчас. В эпоху сумятицы и дисгармонии, распада устоев и потери равновесия так необходимы Мир, Гармония и Единение. И путь к ним — «через культуру». «Культура» — по-рериховски почитание Света. Здесь кроется глубоко духовный и сокровенный смысл. Бог проявляется в человеке через творчество, а творчество слагает Культуру. Хочешь приблизиться к Богу — твори, созидай. Н.А.Бердяев считал, что Бог ждет ответа на свое творение от человека в его творческом акте. Человек обязан творить, в этом — его ответ Богу... И у Рериха Культура предстает как духовный язык, способный объединить человечество.

Не умалить духовной значимости УченияМне думается, что сейчас с особой силой должно зазвучать у нас рериховскоо понимание Культуры, ибо как никогда сегодня обнажились корни нашего глубочайшего невежества. И даже дело не в том, что у нас мало знаний, что мы интеллектуально мало развиты. А в том, что мы лишены духовного опыта, что порвали с духовной традицией, у нас нет понимания Бога, основанного па собственном, как говорит Учение «Живой Этики» или Агни Йога, «чувствознании», имеющего в основе личное общение с Высшим в своей собственной душе. Нам еще только предстоит осознать неотъемлемое право человека на внутренний мир. А ведь это осознание ость лишь первый шаг к духовной встрече с Высшим.

Сейчас все больше людей приобщаются к Агни Йоге. Один молодой человек спросил меня, встречал ли я Агни Йога, написавшего пьесу на темы Учения. Я ему ответил, что вообще Агни Йога не встречал. Агни Йог— понятие слишком высокое, чтобы употреблять его всуе. Агни Йога предполагает, помимо всего прочего, неведомый нашему обывателю уровень культуры, духовного знания. Она апеллирует к таким понятиям, которые нам, порой, совершенно незнакомы. Агни Йога предполагает расширение и утончение сознания. Но все ли читающие Учение понимают это? Платон, Аполлоний Тианский, Акбар Великий, Будда, Христос, Сергий Радонежский, Гессэр, Майтрейя, Ригден-Джапо — вот хотя бы несколько имен, которые многократно встречаются в книгах «Живой Этики».

Очень важно, чтобы знакомство с ними подвигнуло нас к изучению Великих Обликов. Так должно быть. В этом — неистощимый источник для творческого роста.

Однажды вступивши на Путь Ученичества, человек будет учиться до конца своих дней. Это предполагает и определенную самодисциплину и желание самоусовершенствоваться, и умение работать над собой...

Мы всегда должны помнить, что Учение, принесенное в мир Рерихами, апеллировано прежде всего к культурному, духовному, образовательному уровню Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Но разве мы можем сравниться с ними? Боюсь, что мы не ведаем одной тысячной доли того, что было для Рерихов само собою разумеющимся, и когда они творили «Мир через Культуру», то знали, что делали. А что означает слово «Культура» для современного человека, жителя стран СНГ?

Нам так долго пытались привить понимание того, что культура — надстройка над прочным фундаментом производства, что это «специфический способ организации и развития человеческой деятельности», как утверждает Философский энциклопедический словарь. Но в чем заключается истинный смысл культуры, раскрыли лишь Рерихи. Живую Этику надо воспринимать вкупе со статьями Николая Константиновича, развившего в них уникальную концепцию духовной культуры XXI века.

Да, Агни Йога для многих — спасательный круг. Но мы должны помнить, что мы лишь узнали о том, что есть такой Путь. Может быть, мы делаем на нем первый шаг. Но упаси Бог подумать, что мы уже чего-то достигли. Мыслить так значило бы умалить Учение. Мы можем только начать идти. Слава Богу, в нас ещё жива искра духа, мы должны осознать ее и помочь другим найти ее в себе.

Один из главных заветов Агни Йоги — действовать каноном «Господом Твоим». Не навязывать своего Бога, не насиловать чужие душу и волю, по помогать другому стать самим собой, познать Бога в себе, выявить свои божественные потенции. Это необычайно трудно. Особенно после нашего семидесятилетнего насилия над собственным сознанием, совестью и душой.

Елена Ивановна писала, что не любит скрывать трудности, не любит «убаюкивать розовыми обещаниями» и знает, «как далеко носить камни, как велико безводье». Мы должны понять беспредельность пути, и только тогда мы подойдем к Агни Йоге без привычки к скоропалительным решениям, без шапкозакидательства, без бездумного самомнения, но с глубокой мерой собственной души и сердца. Психическая энергия, предупреждала Елена Ивановна, — опасная вещь. И Учение, в котором предлагаются пути к освоению этой энергии, не должно браться кавалерийским наскоком.

Н.А.Бердяев писал, что больше всего его настораживает в теософской литературе (он имел в виду не книги Е.П.Блаватской, а современные ему комментарии ее учеников и последователей) — отсутствие самостоятельной творческой мысли. На мой взгляд, эта же проблема встает сейчас и перед многочисленными рериховскими организациями и обществами.

Дано Учение из Высокого Источника, в нем разбросано столько тем для мыслетворчества... Сможем ли мы быть достойными мыслить на темы Учения? Сумеем ли постичь глубину и проявить самостоятельность и творческую активность? Ведь еще Будда заповедовал ученикам соотносить сказанное с собственным опытом. На это неоднократно указывали и Елена Ивановна, и Николай Константинович. А сколько в Живой Этике говорится о самодеятельности... Сегодня много уже написано статей и книг об Ахни Йоге и Рерихах. Но много ли в них свежих мыслей? Есть ли попытка творческого развития положений Живой Этики, есть ли дерзновение сознания?

Пора от восхищения переходить к осмыслению и действию. Пусть будут иной раз и ошибки, но пусть мысль вонзается в пространство! Мы не должны бояться действовать, иначе активный и творческий дух Агни Йоги не проявится в нас, и вся деятельность рериховских организаций превратится в пережевывание общеизвестного. Насколько же далека подобная перспектива от тех уроков, которые дает нам жизненный пример семьи Рерихов!

В книгах Агни Йоги соединяются культура и история России, Индии, Китая, Японии, а также Античности и Средневековой Европы. С удивительной достоверностью воплощает Николай Константинович в своих картинах облики Лао-Цзы, Конфуция, Магомета, Христа, Будды, Миларепы, Ченрези, Сергия Радонежского... Такое проникновение в глубь истории, философии, религии невозможно без чувствознания, высокой интуиции, но оно невозможно и без подлинного знания и постижения общечеловеческой культуры. Огненная мысль объединяет различные духовные течения — «на всех путях ко Мне встречу тебя...»

Николай Константинович и Елена Ивановна ведут без отрицания, давая по сознанию и направляя к лучшим возможностям. «Друзья, самый плохой советчик — отрицание. За каждым отрицанием скрыто невежество,» — пишет Н.К.Рерих в своих алтайских дневниках. Отрицание; — одно из деяний невежества. К сожалению, наш разум пока очень склонен к отрицанию. Мы боимся всего, что может разрушить наш стереотип.

Как известно, одной из забот мастеров Длен было недопущение создания в сознании ученика стереотипа. Считалось, что монашеский, религиозный стереотип по- ведения и мышления ничем не лучше мирского, и что замена одного стереотипа другим не приносит ни прозрения, ни освобождения.

К сожалению, у многих людей, причисляющих себя к последователям Агни Йоги, создается своеобразный стереотип избранности, когда собственная значимость ставится во главу угла — «Я занимаюсь самым важным делом, Я выполняю свою миссию, Я вношу в жизнь Живую Этику» и т.д. — а окружающие превращаются в невежественных варваров. В этом случае «мое мнение» становится критерием оценки других, «мое понимание Агни Йоги» — мерилом сознания ближних и дальних.

Старый эгоцентризм и Новое Учение... Нет дисциплины мысли и воли, нет устремления к совершенствованию самого себя, что должно проявиться в действенном служении Высшему и общему, другим людям. Зато есть ощущение себя в пространстве и мысль о собственном «посвящении». Здесь и таится камень преткновения. Но стоит посмотреть правде в глаза, и тогда со временем ситуация может измениться к лучшему.

У нас не выработана привычка к трезвому отношению к самим себе. Без экзальтации, без самовосхваления и самобичевания... Спокойно, по-рабочему день ото дня улучшать качество своего труда, по капле, по песчинке. Работать над своим сознанием и мышлением чрезвычайно трудно.

И все же чувствовать себя приобщенным к таинствам Бытия так хочется! Часто вокруг какой-то личности собираются люди, воспевающие ее, как новоявленного Иерарха. Это помогает самоутвердиться и тем, кого воспевают, и тем, кто поет. Случается, что эту идею подхватывают средства массовой информации и широковещательно объявляют о приходе очередного мессии.

Достаточно вспомнить статью в одной из рижских газет, где безапелляционно и бескомпромиссно утверждалась принадлежность к Иерархии Светлых Сил одних деятелей рериховского движения и предание анафеме других.

Я хотел бы посоветовать авторам подобных статей или заявлений по телевидению представить себе Елену Ивановну или Николая Константиновича, утверждающих свою причастность к Учителям Востока с помощью современных средств массовой информации, да еще с претензией на единственность и уникальность!

Все это ведет к разъединению в рядах рериховского движения, к образованию групп и группировок вокруг враждующих друг с другом лидеров, обуреваемых непомерными амбициями и самомнением. Появляются воззвания, обращения, требующие расправы с очередным врагом или врагами. «Черные» и «белые», «наши» и «не наши», «хорошие» и «плохие» — наивные детские понятия, привитые «киноправдой» соцреализма, учебным процессом и идеологической пропагандой, продолжают выявляться независимо от нас в наших поступках и суждениях. Они лишь переходят из политических и экономических сфер, из обыденного мира в мир иной. Мы переносим их а духовные сферы, подменяя познание утверждением подобных ложных ориентиров. Охота на ведьм и врагов парода, привычка обвинять в своих бедах соседа оказываются вдруг в сознании обывателя смешаны с понятиями Кармы, борьбы Света и Тьмы, рождения Новой Расы, духовного водительства и т.д. И старый (рантом большовистско-обывательской одномерности вдруг получает новую жизнь. И методы вспоминаются знакомые: борьба с врагами (своими литературными или идейными противниками, которые осознаются как «враги Учения» и противники единственно верной стези постижения Агни Йоги — «Моей стези»!) С помощью прессы, административных запретов, кулуарной возни — словом, всего того, что никакого отношения к Учению «Живой Этики» не имеет. И все это — под благими знаменами утверждения рериховских идей!

Наше невежество играет с нами дурную шутку, и получается перевертыш. Опять недостаток культуры и шапкозакидательство. Опять непримиримость и вражда к духу, по уже не к политико-экономической сфере, а в плане духовности, что во много раз страшнее... Агни Йога — айсберг, где книги Учения — лишь верхушка. Глубинное, сокровенное не лежит на поверхности открыто. Чтобы постичь эзотерическую сущность его, нужно приложить труд и годы жизни, развить интуицию, расширить и утончить сознание, преобразить себя. Но мы снова склонны к активному преображению окружающих и внешнего мира, забывая о том, что отсчет в Новой Эре, если мы действительно к ней стремимся, нужно начинать с себя.

Неужели же собственная история нас так ничему и не научит? Агни Йога — духовное учение, к которому обывательская мерка не применима. Понять это — значит сделать шаг к отказу от стереотипа, значит подойти к возможности следовать путями Живой Этики, значит подойти к Вратам Мира Духовного, мыслить о котором нельзя понятиями, взятыми из обывательского словаря.

Хочется сказать и о распознавании, основанном на чувствознании. Слишком много в последнее время появляется «посланий» от Е. И.Рерих, да и других Высоких Сущностей. И находятся же средства, чтобы их выпускать даже отдельными книгами! Некоторое время назад среди рериховцев прошла сенсация — появились 12 писем-посланий из надземных миров Е.И.Рерих. И легковерные поверили. Некоторые группы в Сибири даже посчитали возможным рекомендовать их своим членам.

Согласно предисловию, эта небольшая книга составлена из посланий, переданных Е.И.Рерих в октябре-ноябре 1991 года в порядке скорой помощи, чтобы мы могли подготовиться к испытанию космическим огнем, «доочиститься и доукрепиться духом, душой и телом». Обращает на себя внимание терминология, не говоря уже о существе писем: «скорая помощь», «спускают», «щадящий тренирующий режим» и т.д. Не отдает ли это по сравнению с подлинниками Агни Йоги, писем Е.И.Рерих интеллектуальным убожеством?

В другой подобной книге, по свидетельству автора, Урусвати, т.е. Е.И.Рерих, просто говорит из Высшего Мира контактеру: «Здравствуйте, Я — Лена». По-моему, комментарии здесь излишни...

Нужно действовать самостоятельно, нужно не бояться ошибок, нужно избегать отрицания, но надо ведь и соизмерять свои возможности и сегодняшнее состояние сознания с вершинами духовной мысли Живой Этики, соотносить свою жизнь и жизненный путь Рерихов. Я думаю, такое сопоставление полезно нам всем. Не для того, чтобы умалить самих себя, а чтобы не умалить облики

Учителей и духовной значимости Учения. Всегда полезно взглянуть на себя со стороны и понять, как необходима нам культура вообще и культура мышления в частности.
 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: