warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Что так мощно влияет на ход исторического процесса? Ответы на этот вопрос искали многие исследователи. И многие склоняются к тому, что главную роль здесь играют космические события: солнечная активность, вспышки сверхновых звёзд и др.

Именно так считает и Сергей Михайлович БРЮШИНКИН, физик по образованию. Работая в своё время в информационно-аналитической лаборатории российского центра «Курчатовский институт», он принимал участие в анализе причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Основная сфера его личных интересов — многомерные теории объединения гравитации, электромагнетизма и других полей — после вспышки сверхновой 1987 года расширилась и включает в настоящее время астрономию, астрофизику, геотектонику, климатологию, историю, философию и историю религий.

Эхо сверхновых бурь (часть 1)


(Воздействие взрывов сверхновых на Солнце и Землю)

Вспышки сверхновых звёзд в нашей Галактике сравнительно редкое событие. Считается, что одна вспышка в галактике случается в среднем примерно за 50—300 лет; 30 лет — нижний предел. В окрестностях Солнца сверхновые не взрывались давно — со времён Кеплера.

 

Эхо сверхновых бурь (часть 1)

Рис.1a, 1б, 1в. Вспышки сверхновых в далёких галактиках (фото из ж. «Звездочёт» №7/1998)

 

Эти звёзды характерны тем, что их яркость при вспышке увеличивается всего лишь за несколько суток на грандиозную величину и сравнима по силе со всеми остальными звёздами данной галактики. На этой стадии массивная звезда взрывом заканчивает свою эволюцию. Происходит сброс разреженной стремительно расширяющейся оболочки, а в центре остаётся сколлапсировавшееся (схлопнувшееся), исключительно плотное тело в виде нейтронной быстро вращающейся звезды — пульсара, либо даже «чёрной дыры». Эти взрывы служат основным поставщиком самых различных химических элементов и именно — тяжёлых1, однако, до конца феномен сверхновой не разгадан. Ясно, что при вспышке выделяется колоссальное количество энергии, которая уносится нейтринным, электромагнитным, гравитационным и другими видами излучений.

 

Эхо сверхновых бурь (часть 1)

Таблица ближайших к Солнцу галактических сверхновых (после Р.Х.)

* 1 кпс=1000 пс; 1 пс= 3,26 св. лет. ** Ярче Луны в первой четверти; видна в течение 2-х лет после вспышки!

 

Две галактические сверхновые наблюдались известными астрономами и названы по имени этих учёных: сверхновая Тихо Браге 1572 г., сверхновая И.Кеплера 1604 г.

Огромную роль в изучении подобных звёзд сыграла сверхновая 1054 г., вспыхнувшая на расстоянии всего 6 тысяч световых лет от Солнца — это ближайшая к нам вспышка, уникальная по длительности наблюдения. На месте сверхновой образовался самый знаменитый пульсар с периодом вращения 33 миллисекунды и интенсивно расширяющаяся Крабовидная туманность. Сохранились китайские хроники, в которых сообщается о вспышке на небе в июле 1054 г. «звезды-гостьи». Она была столь ярка, что наблюдалась даже днём и несколько месяцев была видна невооружённым глазом. Данные о различных вспышках сверхновых нашей эры, относящихся к окрестностям Солнечной системы в Галактике, приведены в таблице [1].

 

Эхо сверхновых бурь (часть 1)

Рис. 2. Дипольный характер магнитного поля пульсара. Магнитная ось (а) пульсара не совпадает с осью его вращения (б). Излучение пульсара направлено в конусе (в) вдоль магнитной оси и воспринимается нашей аппаратурой, когда магнитная ось с излучающим конусом пересекает наш луч зрения (г — магнитные силовые линии, д — траектория заряда, е — синхротронное излучение, СЦ — диаметр «светового цилиндра», на поверхности которого скорости частиц, участвующих во вращении нейтронной звезды, достигают скорости света)

 

23 февраля 1987 года, утром в 2 ч. 54 мин. мирового времени была зафиксирована видимая невооружённым глазом (!) вспышка сверхновой звезды SN1987A в соседней галактике Большое Магелланово Облако (БМО) — спутнике нашей Галактики2 (рис.2). Нейтринное излучение было отмечено рядом лабораторий. Но за несколько секунд до регистрации первых импульсов нейтрино сработала гравитационная волновая антенна в Италии в группе Амальди3. Поток энергии, зафиксированный антенной, был необычайно высок, и многие даже отнеслись скептически к этому результату, поскольку, с точки зрения выводов общей теории относительности, он соответствовал вспышке сверхновой с массой 2400 масс Солнца (!), а не в 10-25 таких масс, как оценивалось для сверхновой.

Автором в 1987-1989 гг., на основании предложенного им варианта единой геометрической шестимерной теории гравитации и электромагнетизма (обобщающей так называемую пятимерную теорию Калуцы, совершенствованию которой Эйнштейн посвятил более 20 лет жизни), был произведён модельный расчёт гравитационного коллапса для звезды с массой, как у SN1987A. Было показано, что если носителем потока энергии, зафиксированного гравитационным детектором, кроме гравитационной волны, была и «скалярная» волна, предсказываемая теорией, то этот поток вполне мог бы быть вызван вспышкой сверхновой. (Электромагнитное поле расщепляется на скалярное — электрическое и векторное — магнитное.)

Теперь мне хотелось бы рассказать о своих личных переживаниях, связанных со вспышкой сверхновой 1987 г. В начале моего увлечения пятимерной теорией гравитации и электромагнетизма4 [2] однажды я осознал, что если Бог пребывает в «пятом» измерении (наше привычное —четырёхмерное), то Он поистине всеведущ, поскольку может видеть вещи и снаружи и изнутри, а также всемогущ, по крайней мере в той степени, которую предоставляет известный «принцип неопределённости» Гайзенберга в квантовой теории. В этой связи невольно вспоминаются критические слова Эйнштейна относительно вероятностной интерпретации квантовой механики: «Бог не играет в кости».

 

Эхо сверхновых бурь (часть 1)

Рис. 3. Изменения солнечной активности, начиная с бронзового века, определённые по процентному содержанию углерода-14 в годичных кольцах стволов реликтовых сосен. Точками обозначены пассионарные толчки по Гумилёву.

 

Но одно дело — понять умом, и совсем другое дело — прочувствовать всем телом и душой. Эмоциональное потрясение, которое я испытал в конце февраля 1987 года, было одним из самых сильных в жизни: мне представлялось, что я ощущаю на себе взгляд Бога из «пятого» измерения, и это вело меня все эти годы в поисках решения проблем, связанных с пятимерной теорией.

Значительную роль в моём духовном становлении играли работы А.Эйнштейна, который, кстати, говорил о космическом религиозном чувстве; все существующие религии его не удовлетворяли. На протяжении двадцати с лишним лет у меня были различные явления сверхчувственного восприятия, в том числе «вещие» сны. Были и моменты глубокого сомнения в своей вере. Более серьёзно отнестись ко всему этому заставили меня события 1986-1988 годов.

Весь 1986 год памятен мне вновь возобновившейся работой после долгого перерыва над очередным вариантом теории. 21 декабря 1986 года по случаю юбилея начальника аналитической лаборатории был устроен небольшой «капустник», к которому я подготовил шутливое поздравление. В этом поздравлении, в результате некоторых рассуждений, я пришёл к фразе об утренней звезде Люцифер, которая будет предшествовать восходу Солнца. Надо сказать, что не только я, но и некоторые сотрудники придали этому большее значение, чем простой шутке. И меня ещё долго спрашивали, когда будет восход Солнца...

Как-то я возвращался домой с приятелем после работы, и он спросил меня, снятся ли мне сны, в которых я летаю. И я рассказал ему о приснившемся незадолго до этого: я летал под мощным железобетонным куполом, будто в корпусе Управления Института атомной энергии, и в какой-то момент почувствовал необходимость пробить его; неведомая сила разогнала меня, ударом плеча купол был пробит, и меня ослепил яркий солнечный свет.

В феврале 1987 года я взял небольшой отпуск, чтобы отдохнуть и попытаться навести порядок в тех теоретических построениях, которые развивал. Уехав на дачу, провёл неделю в совершенной глуши. И вот к 21 февраля я получил математическое преобразование, ставшее ключом к тому, что я потом опубликовал. Прекрасно помню утро 22 февраля. Это был какой-то сказочный мир жёлтого яркого Солнца, снега, инея, которым были облеплены все деревья. Я прокатился на лыжах, и мне казалось, что вступаю в новый период своей жизни.

23 февраля, в день Советской Армии, я был уже в Москве. Утром в 6 часов сделал получасовую пробежку, хотя обычно выбегал в 7 час. 30 мин., и после этого, почувствовав какой-то необычайный прилив сил, поверил в то, что это преобразование решает те проблемы, которые стояли передо мной. Позже, когда я узнал о вспышке сверхновой 23 февраля, то невольно с волнением спросил — во сколько? Вспышка была зафиксирована в 2 час. 54 мин. мирового времени, то есть в 5 час. 54 мин. московского. С тех пор я не могу отделаться от впечатления, что в то утро ощутил дыхание земной оболочки, испытавшей на себе воздействие грандиозной, хотя и невероятно далёкой, наконец дошедшей до нас вспышки сверхновой.

После того, как у меня возникла мысль о возможном влиянии вспышки сверхновой на Солнце и я ознакомился с данными о количестве солнечных пятен (числах Вольфа) за февраль 1987 года, я поверил в то, что начало нового долговременного цикла солнечной активности было положено вспышкой сверхновой в то утро.

И тогда я понял, что человек должен быть всё время как бы маленькой антенной, направленной в окружающий мир и внутрь себя. В человеке заложено гораздо больше, чем он использует, — он обладает сверхчувственным восприятием. Возможно, эти скрытые механизмы вступают в действие под влиянием циклической деятельности Солнца. Во всяком случае для меня в те три года многое удавалось, я жил в каком-то загадочном мире. А теоретические построения неудержимым потоком извергались из головы, я не успевал проверять и делал ошибки, которые были бы невозможны в спокойный период.

Такое состояние натолкнуло меня на мысль, что вспышки сверхновых могут непосредственно влиять на людей и на ход исторического процесса [3].

 

Воздействие взрывов сверхновых на ход исторического процесса

 

Сверхновые неоднократно наблюдались в древности. Центральное место, конечно, занимает упомянутая сверхновая 1054 г. Солнечная активность после этой вспышки почти 250 лет была выше среднего уровня (рис.3)5

Выдающийся русский учёный А.Л.Чижевский первый соотнёс максимумы активности Солнца в 11-летнем цикле с наиболее энергичными процессами в истории — революциями, войнами, волнениями и смутами6. Он верно подметил, что крестовые походы, продолжавшиеся с 1094 по 1270 годы, приходятся на эти максимумы. Но он не мог соединить все эти походы в единое целое, поскольку не имел данных о повышенной солнечной активности с 1054 по 1300гг.

В работе «Физические факторы исторического процесса» [4], вышедшей впервые в 1924 г., А.Л.Чижевским было изложено исследование хода исторических явлений в связи с периодической активностью Солнца и был сделан вывод, «что есть некоторая внеземная сила, воздействующая извне на развитие событий в человеческих сообществах. Одновременность колебаний солнечной и человеческой деятельности служит лучшим указанием на эту силу».

В книгах известного историка и географа Л.Н.Гумилёва [5] рассмотрены многочисленные примеры усиления человеческой деятельности, которые он называет взрывами этногенеза. В статье Л.Н.Гумилёва и К.П.Иванова «Этносфера и Космос» сжато изложена концепция пассионарных толчков и обсуждается связь этих толчков с солнечной активностью и вспышками сверхновых. Пассионарность как энергия, по Гумилёву, — это биохимическая энергия живого вещества биосферы, определяющая способность этнических коллективов совершать работу, наблюдаемую историками в виде активности (миграционной, природопреобразовательной, военной, экономической и т.д.). Форма рассматриваемой энергии является, по мнению Гумилёва, разновидностью биохимической энергии, открытой В.И.Вернадским, за счёт которой живые организмы растут, размножаются и совершают самую разнообразную работу.

Пассионарность как характеристика поведения и психики так определяется Гумилёвым: «Пассионарность — это биологический признак, а первоначальный толчок, нарушающий энергию покоя, — это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они сами фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому что не могут жить повседневными заботами, без увлекающей их цели. Необходимость сопротивляться окружению заставляет их объединиться и действовать согласно. Порождаемая пассионарным напряжением активность при благоприятном стечении обстоятельств ставит эту консорцию в наиболее выгодное положение».

О том же пишет Чижевский, прямо связывая с солнечной активностью то, что Гумилёв называет пассионарностью: «Максимум солнцедеятельности способствует возбуждению и объединению масс во имя выполнения какой-либо всеобщей потребности, выдвинутой экономической или др. причинами. В этот период появляются вожди, полководцы, руководители и начинаются массовые деяния: войны, восстания и т.д.».

Гумилёв был знаком с идеями Чижевского, по крайней мере, работу «Земное эхо солнечных бурь» он цитирует. Но гипотезу о солярном происхождении пассионарных толчков в статье «Этносфера и Космос» Гумилёв отбросил на том основании, что Солнце освещает целое полушарие, а не узкую полосу шириной 200-300 км, вдоль которой предположительно только и распространяется пассионарный толчок7. Это возражение вряд ли можно рассматривать как серьёзное. Кстати, воздействие Солнца не ограничивается видимым световым излучением, а включает в себя ультрафиолетовый, рентгеновский и гамма диапазоны электромагнитного излучения, а также потоки частиц, которые воздействуют на оба полушария. Влияние Солнца в максимумах 11-летнего цикла на растительный и животный мир (ускоренный рост колец деревьев, миграции саранчи, грызунов и т.д.) в настоящее время хорошо известно, но оно не могло объяснить Гумилёву взрывы пассионарности, которых он насчитал девять на протяжении последних трёх тысяч лет.

Счастливым завершением разработки концепции пассионарных толчков Гумилёва могло бы стать детальное знакомство со статьёй американского астрофизика Дж.Эдди «История об исчезнувших солнечных пятнах» [6]. Эта статья цитируется в совместной работе Гумилёва и Иванова, однако авторы, на мой взгляд, не восприняли её в надлежащей мере.

Напомню, что статья Эдди посвящена исследованию одного из длительнейших минимумов солнечной активности, продолжавшегося с 1645 г. по 1715 г. и названного «минимумом Маундера» (по имени учёного, впервые подробно описавшего это явление в конце XIX века на основании записей астрономов XVII века). Исходя из современных данных, Эдди не только подтвердил предположение Маундера, но и сопоставил графически изменения солнечной активности на протяжении последних 5000 лет с наиболее значительными вехами истории человечества. На рис.3, взятом из работы Эдди, приведены эти изменения, определённые по процентному содержанию углерода-14 в годичных кольцах стволов реликтовых сосен.

По-видимому, Эдди не проводил последовательно какой-либо исторической идеи, поскольку у него мирно уживаются минимум Маундера и Греческий минимум, Римский максимум и максимум Стоунбриджа, но случайно он попал в слабые места концепции Гумилёва. Эдди обозначил Шумерский период и эпоху расцвета Древнего Египта как «максимум эпохи пирамид», выделив эти два пассионарных толчка, которые совершенно отсутствуют в концепции Гумилёва, впрочем, как и не было замечено два различных пассионарных толчка — Греческий и Римский, что прекрасно видно на графике Эдди.

Гумилёв обращается к гипотезе о влиянии вспышек сверхновых на пассионарность: «Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых. Но таких совпадений нам известно только два. Толчку, имевшему место в конце I в. до н.э., как будто, соответствует недавно обнаруженная звезда, вспыхнувшая в 5 году до н.э., а толчку XI в. — появление сверхновой в 1054 году». Гумилёв не знал, повидимому, всех сверхновых, вспыхнувших в нашей эре, не все они могли быть связаны с пассионарными толчками, но к его списку можно добавить, что относительному максимуму, предшествовавшему минимуму Маундера, соответствовала сверхновая Тихо Браге 1557 г., началу минимума Маундера — сверхновая Кеплера 1604 г., а великому переселению народов — сверхновая 185 г.

Так что гипотеза о влиянии сверхновых на пассионарные толчки, действительно, имеет солидное основание. Вспышки сверхновых, как мы считаем, в состоянии воздействовать и на солнечную активность, а через это влиять на пассионарность.

Отметим, что ещё одним недостатком концепции Гумилёва, вытекающим из незнания причин пассионарных толчков, была невозможность точно определить момент толчка. В результате, в его рассуждениях возникали те или иные натяжки, например, в случае совпадения по времени крестовых походов и завоеваний монголов (пассионарным толчком для первых был VII в., а для завоеваний монголов XI в. — по книге «Этносфера. История людей и история природы», и XIIв.— по книге «Древняя Русь и Великая степь»).

Этот период истории интересен тем, что точно известно время крупнейшей вспышки сверхновой в 1054 г., правда есть данные о вспышке сверхновой и в 1006 г., но это принципиально ничего не меняет. Кроме того, достаточно точно известны время аномально высокой солнечной активности — 1100 — 1250 гг. и основные исторические события того времени. Поэтому имеет смысл рассмотреть этот период более подробно.

Наиболее яркими событиями этого периода истории являются завоевательные походы татаро-монголов. После длительного периода смуты и раздоров в 1201 — 1206 гг. монголы Чингисхана одержали несколько побед над своими соплеменниками и соседями, затем процесс завоеваний стал лавинообразным. Со второй половины XIII в. начинаются не лучшие времена для монголов. В 1260 г. они потерпели поражение от египетского султана, и завоевания на Западе закончились. В 1281 г. неудачной стала попытка завоевания Японии. Флот из 1000 кораблей со 100-тысячной армией был уничтожен тайфуном. Не увенчались успехом походы в Бирму (1275-1279), Вьетнам (1257-1288). Последний крупный поход был в Бирму в 1300 г.

Не все походы монголов сочетаются с максимальной солнечной активностью (как во впечатляющем примере Чижевского совпадения крестовых походов с максимумами активности), но некоторые ключевые вехи (начало походов, рейд через Закавказье и битва на Калке, завоевание Руси и вторжение в Восточную Европу, покорение Южного Китая) попадают именно на эти периоды максимумов активности, а завершение завоевательных походов приходится на прекращение периода повышенной активности в 1300 г.

Нельзя не согласиться с Гумилёвым, что перед нами яркий пример взрыва этногенеза, и этим Монгольский взлёт аналогичен Великому переселению народов. А то, что ярко горит, и сгорает быстро.

Крестовым походам, в отличие от завоеваний монголов, предшествовала большая дипломатическая подготовка. В конце XIв. духовенство начало усиленную проповедь походов на Восток и захвата Сирии и Палестины. Церковь призывала верующих к завоеванию Иерусалима (бывшего в руках у мусульман), где находилась Гробница Христа; был выдвинут официальный лозунг: «Освобождение Гроба Господня».

Чижевский первым обратил внимание на совпадение времени крестовых походов и максимумов активности в 11-летнем цикле, но, как и в случае походов татаро-монголов, наибольшая результативность нашествий приходится на первую половину XIII в., что совпадает с вековым максимумом солнечной активности.

Необходимо отметить, что пассионарный толчок, связанный вероятно со вспышкой сверхновой 1054 г. и последующим ростом солнечной активности в конце XI и начале XII вв., наблюдался во всех рассматриваемых регионах, а именно:

— Монголия:в 1110—1201 гг. — войны за господство в Великой степи, избрание Тэмуджина ханом в 1182 г., завоевательные походы монголов в 1201 — 1300 гг.

— Киевская Русь: 1096-1116 гг. — война с половцами, победы над половцами Владимира Мономаха с князьями в 1103, 1111, 1116 гг. Достижение вершины могущества Киевской Руси до монгольского нашествия при Великих князьях Владимире Мономахе (1113-1125 гг.) и Мстиславе (1125-1132 гг.).

— Византия: правление династии Комнинов (1082—1180 гг.) — возвращение завоёванного сельджуками почти всего Малоазийского побережья, подчинение Сербии и Венгрии, борьба за гегемонию в Италии, предотвращение конфликтов с крестоносцами в I и II крестовых походах.

— Священная Римская империя: укрепление папства в результате деятельности клюнийского движения и его лидера — папы Григория VII (1073— 1085 гг.). Дальнейшее укрепление папства при Урбане II и Иннокентии III, крестовые походы 1096-1270 гг., разгром Константинополя в 1204 г., образование Латинской Империи 1204—1261 гг.

— Мусульманский мир: усиление турок-сельджуков, захват ими Хорасана и Ирана в 1034-1054 гг. Экспансия государства сельджуков: захват Багдада, Сирии и Малой Азии в 1055—1071 гг., покорение Караханского ханства в 1089—1130 гг., сдерживание и разгром крестовых походов в 1096—1187 гг.

Если первоначальный пассионарный толчок затронул весь рассматриваемый регион, то дальнейшее развитие событий в каждом государстве зависит от того, в каком направлении законы и власть дали ход пассионарному процессу. Допустим, что те же события, которые мы рассмотрели достаточно подробно, произошли бы на одно или два тысячелетия раньше. Естественно, в летописной истории и памяти народов исчезли бы многие детали, может быть сохранились, а может и нет воспоминания о вспышке сверхновой. Но что наверняка осталось бы в памяти всех рассмотренных регионов — это завоевания монголов, может быть зафиксировались бы сведения о завоеваниях крестоносцев.

Для анализа исторических событий полезно взять на заметку, что пассионарные процессы проявляют себя достаточно сильно 50-150 лет спустя после пассионарного толчка — вспышки сверхновой — и практически повторяют по относительной интенсивности кривую, огибающую изменения характеристик солнечной активности.

Рассматривая влияние солнечной активности на общественную жизнь двух цивилизаций — Древнего Египта и Двуречья, нужно отметить, что это время было почти идеальным для такого сопоставления. Египет находился практически в изолированном состоянии, и внешние страны служили для него лишь поставщиками рабов. Двуречье же было в несколько ином положении: волны семитических и других племён накатывались периодически на Шумер, Аккад, Ур и Вавилон; происходил процесс преемственности в развитии религии, культуры и письменности государств Двуречья.

Как в Двуречье, так и в Египте, несмотря на то, что этот период отделён от нас более чем на 3500 лет, чётко просматривается влияние на общественную жизнь долговременных изменений солнечной активности. Особенно контрастно это видно на примере Египта, где интенсивность трёх периодов строительства пирамид повторяет изменение солнечной активности. И в Двуречье три солнечных пика соответствуют трём вершинам в развитии древней цивилизации: раннединастический шумерский период — I династия Ура; господство царей Шумера и Аккада — III династия Ура; Старовавилонское царство.

 

Эхо сверхновых бурь (часть 1)

Рис. 4. Климат последних 10 тыс. лет; М — «максимум эпохи пирамид» — по Эдди.

 

Рост солнечной активности в I в. до н.э. привёл к наибольшему всплеску активности в интервале с 1500 г. до н.э. по 1000 г. н.э. и вылился в окончание непрерывного роста солнечной активности от Греческого максимума в V в. до н.э. вплоть до I в. н.э. Этот рост имеет столь важное значение в мировой истории, что известный западный исследователь Карл Ясперс выделил период с V в. до н.э. до I в. н.э., назвав его «осевым временем»: «В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы... В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии — в Индии и Китае — были рассмотрены все возможности умозрительного постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки — Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукинида и Архимеда... Для западного сознания ось истории — Христос. Христианство, христианская церковь является, быть может, самой великой и возвышенной формой организации человеческого духа, которая когда-либо существовала» [7].

 

Эхо сверхновых бурь (часть 1)

Рис. 5. Изменение содержания углекислого газа в атмосфере за последние 1800 лет по данным изотопного анализа углерода в годичных кольцах старых деревьев

 

Осевое время позволило Ясперсу подойти к структурированию человеческой истории и выделению следующих эпох: доистория, великие культуры древности, осевое время, век науки и техники. Ему, не знакомому с работой Эдди, удалось увидеть в истории человечества три действительно важных этапа. Если посмотреть на огибающую кривую у Эдди, а это с хорошей точностью соответствует ходу изменения климата за последние 10 тыс. лет [6] (рис.4), то становится ясно: две намеченные Ясперсом эпохи человеческой истории приходятся на рост солнечной активности — после её общего спада в I тыс. до н.э. (осевое время) и после минимума Маундера (наше время). Эпоха великих культур древности присутствует у Ясперса в неявном виде, соответствует подъёму солнечной активности после минимума в IV тыс. до н.э., связана с зарождением и развитием цивилизаций в долинах Нила и Двуречья.

В результате обозримая история человечества объединяет три периода. Первый, следуя Ясперсу, назовём доисторическим; второй — ветхозаветным, поскольку большую роль в мировоззрении этого периода играли составившие основу Ветхого завета языческие легенды и аналогичные эпосы других народов; третий период столь же естественно назвать новозаветным, поскольку основной вклад в развитие современной цивилизации принадлежит христианскому суперэтносу (в обобщённом смысле мусульманский суперэтнос также можно назвать новозаветным). Интересно, что «доисторический» период включает всплеск солнечной активности после окончания ледникового периода, и всемирный потоп, который, возможно, связан в Двуречье с таянием ледников Кавказа, вероятно, обязан именно этому росту солнечной активности. Тогда доисторический период справедливо именовать и «допотопным».

Пассионарному толчку VI по классификации Гумилёва не отвечает какое-либо изменение солнечной активности на графике Эдди. Но стоит лишь обратиться к более подробным данным, как всё встаёт на свои места. Вариации обилия углекислого газа в атмосфере за последние почти 2000 лет (рис.5), согласно данным работы [8], повторяют общие вариации солнечной активности (при учёте «сглаживания» 11-летних циклов). Ясно просматриваются пики увеличения количества углекислого газа в VII, IX, XII вв., соответствующие росту солнечной активности и совпадающие с пассионарными толчками по классификации Гумилёва. Что касается роста солнечной активности в XVIII—XX вв., то он ещё не закончился, и оценивать результаты этого пассионарного толчка, а вернее — своеобразного переворота, предстоит последующим поколениям.

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: