warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Эстафета идей в познании организации пространства Вселенной

Терёшина Е.В., докт. биолог. наук, зав. лаб. в Центре герантологии

Интерпретация явлений окружающего мира ранним человеком

Человек начал познавать природу, отмечая в первую очередь наиболее значимые явления в окружающем его мире. К таким явлениям можно отнести смену дня и ночи, два небесных светила – горячее солнце (дневное) и холодную луну (ночное), три состояния – воздух (невидимый и бесплотный), воду (видимая, плотная и текучая) и землю (видимая, плотная и твёрдая). Наблюдения за этими явлениями и выявление их характерных свойств позволили создать картину мира, которая практически не изменилась в течение долгого исторического пути человечества. Картина мира углублялась, дополнялась новыми находками и прозрениями, она эволюционировала, оставаясь неизменной в своей основе.

 

Эстафета идей в познании организации пространства Вселенной (тезисы)

Рис.1. Фазы луны

 

Природная смена дня и ночи закладывала в сознание человека представление о тьме и свете, а их чередование – о существовании фундаментального закона двоичности, то есть двух противоположных состояний, находящихся в неких взаимных отношениях. Пара тьма–свет является проявлением более общей антиномии да–нет, так как тьма – это отсутствие света. Другое проявление антиномии да–нет – пара противоположностей горячее–холодное, в которой «холодное» есть отсутствие тепла. Эта пара противоположностей наблюдается в свойствах двух небесных светил: луна холодная, а солнце горячее. Из этого наблюдения было сделано простое умозаключение – свет бывает холодным и горячим, холодный свет не может рассеять тьму, тогда как горячий свет заполняет пространство: горячее обладает свойством движения. Движение света проявляется в виде луча, пронизывающего тьму, либо как распространение–рассеивание, заполняющее пространство и вытесняющее из него тьму. Но свет обладает свойством светиться, а горячим его делает присоединение тепла–жара. Жар и свет – две абсолютные сущности. Соединяясь со светом, тепло–жар придаёт ему способность двигаться. Жар и свет соединяются в солнце, холодная светящаяся луна не может рассеять тьму. Первое название дневного светила, присвоенное ему человеком: Гор – горячий. Оно дало целый куст новых слов: гор–кор–хор–гол–кол–хол, которые означали связанные между собой предметы и явления: гор – солнце, кор – корона (лучи солнца), хор – собранное вместе, гол – голова (диск солнца), кол – древнее название солнца (кол–сол, Коляда и Солнце), хол – холодный, антипод горячего. Собранное вместе – холодное (хор–хол); разъединённое – горячее. Так появляется ещё одна пара противоположностей: соединённое–разъединенное, собирание–разбрасывание. Соединение–собирание связано с тьмой (ночь), разъединение–разбрасывание – со светом (день).

Антиподом горячего солнца является холодная луна. Она проявляет ряд необычных свойств: изменяет форму (фазы луны) от диска до серпа, бывает видимой и невидимой (новолуние), её пересекает вертикальная линия, которая делит диск на две одинаковые половины, но с противоположными «качествами» (тёмную и светлую, серпы бывают правые и левые). Наконец, фазы луны следуют друг за другом в раз и навсегда заведённом порядке. И ещё: луна представляет собой либо ямку на твёрдом небе, залитую светом, либо кучку камней–звёзд. В первом случае ямка подобна чаше, которая то собирает капли звёздного молока, то разбрасывает их по небу (чаша то наполняется, то опрокидывается); во втором случае кучка камней то рассыпается, то вновь собирается. Так или иначе, но фазы луны – всего лишь стадии собирания и рассыпания (полнолуние–новолуние), которые чередуются, как день и ночь. Так в луне как раз и проявляется противоположность соединение–разъединение, а луна – это целое, состоящее из частей. Чередуются тьма и свет, а также соединение и разъединение, поэтому чередование – их общее свойство. При соединении появляется светлая луна, при разъединении она исчезает, а её диск становится тёмным и невидимым на ночном небе. Поэтому тьма – соединение разъединённого (собирание звёзд–камней), а свет – разъединение соединённого (разбрасывание камней–звёзд), тьма – наполняемая молоком (звёздами–каплями), а свет – опрокинутая чаша. Тьма, собирая, рождает свет.

 

Эстафета идей в познании организации пространства Вселенной (тезисы)

Рис.2. Ряд из семи чаш, наполненных водой. Тибетский монастырь (фото автора)

 

Форму чаши имеет двурогий серп. Правый и левый серпы соответствуют наполненной и опрокинутой чашам, но полное соответствие достигается, если одна имеет форму рогов (знак V), а вторая – форму горы (знак Ʌ). Два противоположных направления (верх–низ) обозначены двумя противоположно направленными знаками, которые произносятся как рг–гр (рог–гор), то есть в прямом и обратном порядке. Вот почему испускающая чаша–Солнце именуется Гор, что означает не только «горячая», но и «гора». Правый и левый углы появляются, если соединить вершинами верхний и нижний (знак Х); верхний и нижний углы появляются, если сложить вершинами правый и левый (тот же знак Х). Два серпа, правый и левый, и две чаши, верхняя и нижняя, – это уже четыре угла, или два угла, соединённые вершинами, или один угол, повёрнутый на четыре стороны (знак свастики – правая и левая). Знак Х обобщает наблюдаемые явления, поэтому может служить первым символом вселенной. Кроме того, он может вращаться вправо и влево, а через точку–перекрестье проходит ось вращения. Два направления кругового движения позволяют предположить существование некоего скрытого механизма, приводящего в движение колесо. Но древние люди не стали заморачивать себе голову, они приписали колесу уже известные им свойства. Так было принято, что левое вращение – это тьма (поглощает), а правое – свет (испускает). Само слово «колесо» происходит от слова «кол–сол» – Солнце, идущего своим путём по небосклону. Однако коловорот, то есть вращение колеса, происходит не только относительно оси, проходящей через точку–перекрестье, но и по диаметру, разделяющему диск луны на две половины – тёмную и светлую. Этот диаметр становится впоследствии вертикальной линией, колом–шестом, разделившим пространство мира–Вселенной на два периода – тёмный (полярная ночь) и светлый (полярный день), а обе половины соединились в одном колесе – годе. Соединение произошло после того, как человек переселился из Африки на север Европы. Там же они увидели и круговращение звёзд в зодиакальных созвездиях. Вертикальная ось прошла сквозь центр круга. Две оси совместились.

Первая модель вселенной – косой крест

Знак Х был назван «козлом». Действительно, в нём соединились рога и раздвоенное копыто этого парнокопытного животного. Козлоногие и рогатые «скотьи» боги – арийский Пушан, греческий Пан (господин) и славянский Велес (шумерский Влас, власть) – были властелинами вселенной. Арийское начало Вселенной – четырёхрукий Праджапати (властелин всего). Слово «руки» из того же куста слов: рог–рок–рук (поднятые вверх руки похожи на рога). Рога есть на голове и других рогатых животных – коровы (бык), овцы (баран), косули (лань и олень), лося. Слово «рг» относится к одной паре рогов, каждый из которых называется «р» или «г». Этими же звуками, а потом и знаками обозначались два серпа луны, где «р» – это повёрнутый влево знак «г», к которому приставлена вертикальная линия, разделяющая диск Луны на правую и левую половины. Знак «г» может читаться как «к» (вертикальная линия приставлена слева) и «с» (к–с – кол–сол), изображаться в виде V (го–ко–со–ку–су, ки–кичка, ку–купель), а знак «р» – как «р» и «л», то есть иметь символ Ʌ, который произносился аналогично (ко–кокошник, ку–купол). Появляются слова: гор–кор–сор–гос–кос–гол–кол–сол; обратные им слова: рог–рок–рос–лог–лок–лос; откуда «косуля» и «лось», а также «лань» и «олень». Углы на теле человека называются: лок–оть, щи–кол–отка, кол–ено. Знак «о» произносился как «о» и «у» (лоно–Луна), или дифтонг «оу», и обозначался как V (звуки: у, в, ку, кв, ки). Знак Ʌ символизирует движение, а движение проявляется как горение, а так как гор–рог = го–ог (га–аг), то движение есть огонь и гон–нога, Баба Яга и Агни, или арийский бог огня.

 

Эстафета идей в познании организации пространства Вселенной (тезисы)

Рис.3. Знак плодородия на вышивке. Узор на свадебной панёве. Республика Коми

 

Двоичность в природе проявляется также в существовании двух полов, мужского и женского, которые не чередуются и не поглощаются одно другим. Их отношения заключаются в том, что одно порождает другое, то есть проявляется свойство тьмы. Рождающая способность женщины не вызывает сомнений, но древние полагали, что этим свойством обладает и мужское начало. Тем не менее, свойство женского – собирать в утробу, свойство мужского – разбрасывать семя. Особи мужского пола изливают семенную жидкость (то самое «звёздное молоко»), которую поглощает женская утроба (тьма), поэтому мужское подобно перевёрнутой чаше Ʌ, а женское – чаше V. Но знак Ʌ означает свет и день, а знак V – тьму и ночь. Ночью природа спит, днём бодрствует, движется (ноги) и действует (руки), то есть творит (знак Х). Мужское начало, таким образом, творческое, оно – творец, а то, что оно производит, есть тварь. Творец отчуждает от себя тварь и составляет с ним пару творец–тварь (арийский бог-созидатель Тваштар). Отчуждая от себя тварь, творец передаёт ей часть самого себя, долю целого. Арии считали богатство по числу долей, выделенных им высшей сущностью, к которой они обращали свои гимны-песнопения. К богатству они относили численность поголовья скота и количество сыновей. Творец также склонен воспроизводиться, или, осуществляя принцип двоичности, производить из одного два – себя и своё подобие, то есть становиться другим «я», самоподобием, товарищем. А уже его подобие может позволить себе расчленить тело вселенной на части, формируя разнообразие земного ландшафта, как это было проделано с арийскими богами-пурушами или с греческим Дионисом (диа–диос – день и бог–творец). Творец производит тварь, товар и товарища и вместе с произведённым образует тва–два. В таком случае множественное можно понимать как дробление целого и как воспроизводство целого. Дробление целого порождает разнообразие, так части могут быть неравны; части не увеличивают пространство, занимаемое целым. В то же время, воспроизводство целого увеличивает количество однородных предметов, в результате чего пространство расширяется.

Знак Ʌ символизирует не только день и свет, но и разбрасывание, то есть расширение пространства. Творец разбрасывает семя, засевая семенами пространство, где семя – это камни (см–км), а камни – зубы–звёзды (зб–зв). Греческая Медея засевала поле зубами дракона. В древности рот уподоблялся ночному небу (нёбо–небо), челюсть – серпу луны, усеянному рядом зубов–звёзд: две челюсти – два серпа, которые, смыкаясь концами, образуют луну или звук о-у. Диск луны (знак О) символизировал делимое целое. Целое делится диаметрами. Один диаметр разделяет его на две противоположные половины – верхнюю и нижнюю, или правую и левую, или светлую и тёмную, два диаметра (знак Х) делят его на четыре части, три диаметра (знак Ж) – на шесть частей, четыре – на восемь, пять – на десять, шесть – на 12. Два диаметра – Мировая ось, три диаметра – знак Ж, шестокрыл (шест с крыльями, шесть углов) или Жар-Птица, символ излучения невидимого и бесплотного тепла–жара, движение воздуха, а птица – царица воздушного пространства. Четыре диаметра составляют соединение косого Ä и прямого Å крестов. Пять диаметров послужили затравкой для развития концепции Священной Декады, а шесть – для создания единицы счёта времени. Числа 1, 2, 3, 4 (2+2=22), 5 (2+3) и 6 (2х3 или 2+2+2 и 3+3) связаны с представлениями о двоичности и троичности. На их основе выросло учение о троичности, о чём речь пойдёт ниже.

 

Эстафета идей в познании организации пространства Вселенной (тезисы)

Рис.4. Три знака «косой крест в ромбе» на полотенце над входом в гомпу (молитвенная комната). Тибетский монастырь (фото автора)

 

Целое, представленное в виде вращающегося знака Х, является кругом–колесом. Круг расширяется из точки–перекрестья в бесконечное пространство вдоль радиусов–рогов, а косой крест оказывается вписанным в круг. Радиусы–рога делят круг на части, дифференцируя его или создавая из единого множественное: если части равны, пространство заполняется однородными элементами, если не равны – разнородными. Круг – это пространство, расширяющееся из центральной точки, из перекрестья в знаке Х. Если угол–рога рассматривать как два радиуса («ра» – расширение, «ди» – два, «ус» – рог), исходящие из точки, то они могут быть однородными, то есть обозначать одно и то же, либо разнородными, то есть являться противоположностями. Это свойство отражено в так называемом «близнечном мифе», который существует у всех народов земли. Согласно мифу, отец рождает двух сыновей–близнецов, которые становятся противоположностями относительно друг друга. Как правило, один брат хороший, другой – злой, злой убивает хорошего (тьма поглощает свет), который затем воскресает (тьма порождает свет), то есть проявляется общая антиномия да–нет. Рождаются не только однополые, но и разнополые близнецы, сын и дочь. В знаке Ʌ сын занимает правое положение (день–свет), а дочь – левое (ночь–тьма). Так же располагаются по сторонам Мирового дерева (вертикальной оси), Сварог и Лада, Адам и Ева. Знак Ʌ – гора, то есть твёрдое образование, вышедшее из текучей воды, ледяная глыба. Поэтому он даёт имена матерям: лёд – Лада, Леда, Лето, Латона (лд–лт). Греческая ледяная гора Латона рождает близнецов – сына, бога света, Аполлона (лт–лп–пл) и дочь, властительницу тьмы–утробы, Артемиду (лт–рт).

Учение о двоичности

Свойство двоичности в природе было выявлено ранним человеком и осмысленно им в символах и знаках, давших начало словам-наименованиям. Двоичность рассматривалась человеком изначально как фундаментальное свойство окружающего мира. В арийском космогоническом мифе кругом-ритой, начавшим вращение в светлый творческий период вселенной, управляют два брата–близнеца – Митра и Варуна. Митра – мир, соединение; Варуна – вражда, разъединение. Варуна связан с водами, так как свойством разъединять обладает горячая вода (варево). Слово «варяг» означает: ходящий (аг-яг) водами (вар); то есть: передвигающийся по воде. Слово «Волга» означает: большое (вл–бл – великое–большое) хождение (аг-га). Приставка «сор-со-с» передаёт смысл соединения–сближения, приставка «раз–рас» – разъединения–расхождения. Их легко «прочитать» на небе, поставив в ряд три фазы луны – серп–полнолуние–серп, в которых как раз и запечатлены знаки: р, о, с. Их можно прочитать в прямом и обратном направлениях: рос–сор, рус-сур. От слова «сур» происходит название арийского бога света Сурьи и красной краски сурик; рос–рус – дети луны, её звёзды, каждому человеку на небе соответствует своя звезда.

Закон двоичности проявляется разными способами. Первый способ – в виде «переходных» противоположностей: свет–тьма, горячее–холодное, которые на самом деле являются следствиями более общей антиномии да–нет. Эта антиномия требует абсолюта, то есть абсолютной сущности и абсолютной не-сущности. Абсолютные сущности – это свет и тепло, абсолютные не-сущности – тьма и холод. В греческом космогоническом мифе свет и тьму (день и ночь) производит мрак (мр – мрак, меркнуть, смерть, мор, море), то есть двоичная сущность–не–сущность (вода текуча, она плотно–бесплотная, промежуточное между воздухом и землёй, паром и льдом). Тьма поглощает свет, но она же и порождает его, то есть свет неуничтожим. В то же время тепло способно появляться и исчезать. Оно появляется при собирании (сжатии) и исчезает при разъединении (расширении), поэтому сжатая холодная луна  разогревается и расширяется в горячее солнце. В египетском мифе двурогая небесная корова Хатхор (дом Солнца, утроба, Луна–лоно) порождает между рогами быка Солнце–Гора. Голова коровы и есть та самая расширяющаяся горячая точка, из которой выходят два рога (рог–гор–гол). Второй способ – в виде «непереходных» противоположностей, например, мужское–женское и правое–левое, при этом: мужское = правое, женское = левое. Между тем, «мужское», по мнению древних, способно порождать «женское». Так, первичный свет–сияние (мужское начало) отчуждает тьму (женское начало), первичная точка – пространство, Адам – Еву, Зевс – Афину. Женское начало порождает мужское (свет, рождённый из тьмы). В символе Ʌ мужское и женское исходят из двоичной точки. Двоичная точка объединяет в себе мужское и женское начала, то есть является гермафродитом. Великий Гермафродит – двоичное начало начал. В отличие от «переходных» противоположностей, мужское и женское могут взаимодействовать, в результате чего появляется новая сущность. Третье проявление двоичностисамокопирование (я и моё подобие), то есть из одного – два. Самокопирование – условие размножения, продукции семян. Размножение путём самокопирования распространено в живой природе. В христианской мифологии самокопирование запечатлено в понятии: отец–сын; в более древних мифах – в связке: нерождённый свет–рождённый свет. Рождённый свет должен побывать в утробе-тьме (тм–мт – тьма–мать), которая собирает семена в плод, тогда как сын может быть простой копией отца. Последнее возможно при передаче от отца сыну энергии в виде Святого Духа, то есть невидимой субстанции–воздуха, не имеющей формы, но обладающей движением. Попадая в утробу, движение обретает форму, свет становится плодом. Движение необходимо для проявления деятельности, то есть творчества–творения материальных форм: невидимая энергия запечатлевается в видимых материальных объектах. «Отец» передаёт «сыну» свою творческую потенцию. Четвёртый способ – производство «тварей», то есть собственно творческая деятельность.

 

Эстафета идей в познании организации пространства Вселенной (тезисы)

Рис.5. Неолитические Венеры. На лоне одних – знак «косой крест в ромбе», других – лист. Оба знака – символы плодородия

 

Все виды двоичности связаны между собой и являются различными проявлениями единого. Единое двоично по природе. Оно может быть соотнесено с двоичной начальной точкой, с Великим Гермафродитом. Эта точка (мрак) уже содержит в себе оба угла V (ночь) и Λ (день), соединённые в виде знака N или символа [ (инь–ян). В символе инь–ян углы модифицированы, а их вершины обозначены точками, весь символ передаёт круговое движение. Знак N может быть повёрнут на четыре разные стороны, то есть занимать четыре разных положения, одно из которых соответствует знаку Z и числу 2. Двоичность присуща точке, но она свойственна и пространству, так как пространство – это порождение точки, её расширение. Тепло–жар появляется, когда двоичная точка начинает вращаться. Именно этот момент отражён в образе четырёхрукого Праджапати, который имеет собственный символ – свастику. Свастика вращается влево и вправо, левое вращение – тьма, правое – свет. Поглощение и излучение – два разнонаправленных движения: туда–обратно, влево–вправо. В пространстве двоичность эволюционирует, проявляясь через числа и формы. Первое проявление двоичности в пространстве – троичность. Троичность не является свойством точки.

Древнегреческий мыслитель Пифагор получил своё знание у халдеев. Халдеи к тому времени уже изучили свойства круга и чисел 5 и 6. Завершилась эпоха, когда доминировала четвертичная модель вселенной, в течение которой поверхность земли покрывалась рукотворными курганами, пирамидами, зиккуратами, объёмными формами знака Λ– горы. Большое внимание стало уделяться следующему числу – пятёрке, пентаграмме (три сопряжённых угла) и додекаэдру (грань – правильный пятиугольник). Моделью мира становится Священная Декада, а её символом – круг с пятью диаметрами, так как число 10 в прямом значении – один круг. Пять диаметров – это пять пар противоположностей. Между тем, Пифагор удвоил их число, доведя до 10: он выделил в качестве фундаментальных десяти дуальностей следующие: чёт–нечёт, одно–много, правое–левое, мужское–женское, покоящееся–движущееся (более древнее: холод–тепло), прямое–кривое, свет–тьма, добро–зло, квадрат–разносторонний треугольник, ограниченное–безграничное (более древнее: оформленное–бесформенное). Основное число из десяти дуальностей было найдено до Пифагора, он добавил новые: чёт–нечёт, квадрат–разносторонний треугольник. Обе пары противоположностей отражают наличие в пространстве как двоичности (чёт. квадрат), так и троичности (нечёт, разносторонний треугольник): чёт представляет собой формулу n+n, нечёт – n+1+n. В то же время пара чёт-нечёт несёт смысл чередования аналогично паре свет–тьма, в результате которого выстраивается ряд натуральных чисел. В этой последовательности заключена ещё одна антиномия: больше–меньше. Пара квадрат–разносторонний треугольник содержит понятие об однородности (квадрат – четырёхугольник с равными сторонами и углами) и разнородности (разносторонний треугольник). Современное знание о природе вещей позволяет выделить пять видов двоичности: зеркальная симметрия форм и движений, самокопирование (из одного – два), одно проявляется как две противоположности (дихотомия), отчуждение одним другого (творец–тварь) и донорно-акцепторные отношения.

Учение о троичности

Согласно фундаментальной концепции, созданной в древности, пространство исходит из точки и есть Тьма. Точка двоична и состоит из двух углов, соединённых в нерасторжимое (неделимое) целое как знак N (символ [). Точка совершает круговые движения, но её местоположение неопределяемо, так как нет пространства и системы координат. Точка должна расширяться в пространство равномерно по всем направлениям, образуя сферу. Расширение происходит в несколько этапов соответственно с законами двоичности. Первый этап – отчуждение тьмы, то есть отделение от знака N знака V, который произведёт впоследствии знак Λ, или фактическое разделение N на знаки V и Λ (мрак производит день и ночь). Знак V – чаша, которая должна что-то собрать. Она собирает точки. Следовательно, следующий этап (или одновременный) – самокопирование начальной точки, то есть появление второй точки. Самокопирование точки и есть, по существу, начало пространства. Вторая точка обладает теми же свойствами, что и первая, то есть проявляется в виде двух противоположностей. Две точки соединены в отрезок, который имеет форму сдвоенных NN. Это четыре угла: день–ночь–день–ночь, где день отчуждает ночь, а ночь рождает день. Первый день – нерождённый свет (отец), второй день – рождённый свет (сын). Рождённый свет творит, он не отчуждает тьму–ночь, поэтому зигзаг должен быть изображён как ΛΛ, то есть как три угла день–ночь–день. Знак ΛΛ, или символ М, означает мрак, который производит пространство–море. Знак ΛΛ – это два шага, то есть линейное движение, перемещение, это волна и змея, которые движутся в пространстве, образуя бесконечную линию–луч. Их движение – чередование знаков Λ и V. Знак ΛΛ троичен, так как содержит три угла. Таким образом, два производят три, а линейное движение (два шага) – пространство. Первым был луч света, который пронизал пространство тьмы. Так представляется начало Вселенной в Каббале.

 

Эстафета идей в познании организации пространства Вселенной (тезисы)

Рис.6. Рисунок на дне чаши. Арийская модель мироздания и его эволюции

 

Узор на чаше передаёт древнее видение троичности, её смыслы. В центральном круге находится двоичная точка, в которой перекрещиваются четыре угла, объединённые попарно в знаки N и образующие свастику. Окружность центрального круга представляет собой двойной зигзаг («рогатый круг – корона»). Двоичный круг вращается, что подчёркивается символикой свастики. Последовательность углов имеет линейную и замкнутую формы. Вращение (правое–левое) порождает зигзаг–волну–змея (круговое движение преобразуется в линейное). Четырёхрукий Праджапати испускает линейный зигзаг Дакшу. Линейный зигзаг, или «третий путь», пересекает двойную окружность центрального круга. Он начинается со знака Λ, то есть света и дня, достигает преграду, проходит через неё и погружается во тьму пространства, что подчёркивается первым после преграды знаком V в зигзаге. Двоичная точка (знак N) преобразуется в троичное (знак ΛΛ) в пространстве большого круга, окаймлённого одинарной «рогатой» окружностью. Двоичная точка, испускающая лучи–радиусы, расширяется в круг.

Троичное представлено в виде свастики и двух зигзагов ΛΛΛΛ … и VVVV…, помещённых внутрь трёх лепестков. Лепестки ограничены с двух сторон тремя полосками. Лепестки – радиусы большого зубчатого круга; они двоичные, так как имеют правый и левый края, поэтому всего тройных полосок – шесть. Между лепестками проведено ещё три двоичных радиуса. Всего в большом круге девять радиусов (6+3), исходящих от малого круга. Малый круг аналогичен «городу Брамы» с его девятью вратами, а девять – это 3х3, то есть 32. В четырёх (4=22) промежутках располагаются знаки ΛΛ, где два угла Λ производят третий угол V, всего углов в этом знаке – три. В этом сочетании двух и трёх заключены свойства пространства; в нём проявляется как двоичное, так и троичное. В одной из древнейших моделей пространства отношения двоичности и троичности представлены как «два производит три» и как числа 22 и 32. Вселенная разворачивается из числа 4, так как в нём заключены плоскость (четырёхугольник) и объём (тетраэдр). В данной модели зафиксировано образование плоского пространства, символом которого является треугольник, или «триквест» (три биссектрисы равностороннего треугольника, вписанного в круг).

Точка передаёт пространству свою способность к круговому движению, а само пространство приобретает форму круга, так как змеи-зигзаги ползут от точки во все стороны по радиусам. Этот круг не имеет окружности, а пространство – плоское. Вращение знака ΛΛ, его поворот на четыре стороны, даёт новые знаки W, З и Σ. Три знака М, З и Σ совмещаются в словах ЗМЕй и ЗЕМля, тогда как знак W встречается в словах wave (англ. – волна) и water (англ. – вода). Пространство, по которому расползаются змеи и расходятся волны, есть океан вод, имеющий поверхность, но не имеющий глубины–объёма. Змей символизирует исхождение тепла, движение. В древности солнце изображалось в виде головы с отходящими от неё волосами – змеями или лентами. Например, горгона Медуза (гор – горячий, гон – двигаться) олицетворяла источник тепла: жар излучали глаза, а её открытый рот испускал вместе с горячим воздухом ещё и звук (гол–гла – глаз–глас–глагол). Слово Медуза означает точку (мед–мид , англ. middle – середина) , от которой расходятся радиусы–усы (уз–ус – узкий, ус). При демонизации горгона превратилась в свою противоположность – источник холода. Люди, посмотревшие на её голову, застывали, превращаясь в каменную–ледяную глыбу. Змей должен быть горячим и жить в горе, где в пещере находится жар–пекло (печь–пекло–пещера–печень), что он и делает в образе Змея Горыныча или огнедышащего Дракона. Впоследствии пекло переместилось под землю, а змей оказался в подземелье, а также залёг на дно океана, как индуистский змей Шеша, или рéки, как греческий змей Ладон (ледяной – та же демонизация, что и у Медузы). Таким образом, начальная двоичная точка расширяется в пространство вдоль радиусов–рогов (проявление двоичности точки) и как зигзаг ΛΛ…, то есть чередование двух углов (проявление троичности). Это чередование (змей–волна) есть срединный «третий путь». Весь процесс запечатлён в знаках Т и Ш, его символ – трезубец властелина водного океана Посейдона, или Тритона, и молот скандинавского бога грозы Тора (тр–три).

 

Эстафета идей в познании организации пространства Вселенной (тезисы)

Рис.7. Рисунки на каменном идоле из кургана у с.Керносовка Новомосковского района Днепропетровской области (коми-обинская культура) – передняя и задняя поверхности, боковые стенки (Шилов Ю. Прародина ариев. Киев, 1995)

 

На одной из боковых стенок три рисунка: верхний, средний и нижний. На нижнем рисунке изображено рогатое животное, символизирующее фундаментальный закон двоичности. Следующий этап эволюции (средний рисунок) – разделение двоичного на мужское и женское начала, которые взаимодействуют (показано совокупление). Фигура человека воплощает двоичность (мужчина и женщина с поднятыми руками – знак Х). Третий этап (верхний рисунок) – двоичное переходит в троичное, чередование углов сменяется рядом из треугольников. На задней части камня изображено Мировое дерево, в символике которого совмещены ель и человек (мутовки ели аналогичны рёбрам человека). В основании дерева – две ступни человека (двоичность левое–правое), между которыми помещён опущенный книзу фаллос, оплодотворяющий землю. Основание дерева переходит в ствол, который является последовательностью мутовок, состоящих из двух ветвей (дихотомическое ветвление). Ствол и фаллос – это третье; ствол растёт благодаря самокопированию точек–вершин углов. Около верхушки Мирового дерева появляются две замкнутые фигуры, круг и квадрат, небо и земля, так как Мировое дерево соединяет верх и низ, небо и землю. На самой верхушке дерево разделяется на две «ёлки», принимающие форму треугольника (форма ели треугольная). Два треугольника, правый и левый, соединяются в фигуру ромба. Самую древнюю ёлку венчает, как видно, не пентаграмма, а ромб. Весь камень в целом изображает акт рождения.

Одновременно с «переходными» противоположностями (свет–тьма) точка испускает в пространство «непереходные» противоположности (мужское–женское, правое–левое). Чтобы отделить правое от левого, необходима линия – ось симметрии; чтобы соединить мужское и женское – третий отрезок, преобразующий угол в треугольник. Форму треугольника имеет одно из Мировых деревьев – ель, правая сторона которой – мужское начало, левая – женское. Её ствол – ось зеркальной симметрии. Треугольник – первая замкнутая форма пространства. Её появление есть проявление дуальности безграничное–ограниченнное, или бесформенное–оформленное. Замкнутое тёмное пространство именовалось «утроба» (тр), она рождала свет–Аполлона, или плод (тр–тл–пл), а также тьму–артемиду (тр–рт, рт + тм = ртм, тм–тьма). К утробе имеют отношения слова: рот, труба, утро, три. Вот как происходит рождение света–звука. Сначала он созревает в утробе (живот–пещера), потом проходит по трубе (дыхательная трубка: гор, горло, гортань, а также – горн, горнило, узкий коридор в пещере), затем поступает в рот. Когда челюсти (две половины круга) размыкаются, образуется раструб. Свет–жар–звук выходят в широкое пространство из узости раструба, и наступает рассвет–заря (рас–зар) и утро. Первый звук, выкатывающийся из узкого горла – «а», обозначаемый знаками А и ", которые являются «рогатой головой». Если ограничить лучи–рога и соединить их концы третьим отрезком, зигзаг ΛΛ… преобразуется в ряд из треугольников, или дорогу (тр–др–рд – дор–род–ряд), или строй (тр – треугольник). Каждый треугольник – соединение женского и мужского начал, результатом чего являются дети – мальчики и девочки, которые, соединяясь, рождают тоже мальчиков и девочек. Так удлиняется ряд треугольников, то есть ряд–род (род–дор, род–дорога).

В арийском космогоническом мифе Праджапати рождает трёх сыновей – творца Тваштара, разрушителя Рудру и змéя Дакшу (срединный путь), затем Дакша рождает трёх дочерей – Дити (связанность), Адити (несвязанность) и Дасу (водный поток). Дакша и Дасу совместно соединяются в трёхголового змея Вритру. Вритра пронизывает всё пространство тьмы, являясь гермафродитом, в котором проявляется сначала мужское, а затем женское начало. Движение Вритры происходит в течение тёмного периода вселенной. Тёмный период, таким образом, является суммой 3+3=6 (число Жар-Птицы) и этапом расширения пространства, в котором преобладает линейное движение. Арии называли этот период «узость хаоса». Тёмный и светлый периоды разделяет преграда – крепость Валу. Крепость Валу – предел расширения, после которого пространство приобретает круговое движение – риту, то есть линейное движение сменяется круговым. Для запуска колеса следовало обезглавить Вритру, то есть прекратить линейное движение, так как змей ползёт вперёд (прирастает углами) головой, а также разрушить крепость и разъединить Вритру на части–углы. Из углов в широком пространстве соберётся новый «рогатый круг». Ради этого Адити вступает в брак со своим отцом Дакши. Светлый период равен тёмному, поэтому его число тоже 6. Адити рождает шесть сыновей–адитьев. Обезглавленный змей сворачивается в кольцо, а вершины рогов в рогатом круге – адитьи во главе с Митрой-Варуной (соединение–разъединение). В центре круга, через который проходит ось вращения колеса–риты, находится Адити. Число адитьев постепенно возрастало до семи, потом до восьми, наконец до 12.

 

Эстафета идей в познании организации пространства Вселенной (тезисы)

Рис.8. Символ испускания света: открытый глаз в центре равностороннего треугольника, вписанного в круг; источник света – зрачок

 

Полная аналогия с арийской ритой – 12 рыцарей Круглого стола короля Артура и 12 апостолов Христа. Общее число точек в таком круге – 13. Если посчитать числа тёмного периода арийской космогонии, их тоже 13. Это – четыре руки Праджапати плюс шесть сыновей и дочерей, плюс три головы Вритры. В тибетском буддизме, который «вырос» из древней арийской картины мира, перед изображениями будд располагается ряд из семи наполненных чаш. Этот ряд представляет собой зигзаг VVVVVVV, в котором 13 углов. Он начинается с тьмы, и как символ тьмы число 13 было демонизировано христианством. Творение происходит в светлом периоде, а в колесе риты шесть адитьев, поэтому его «рогатый круг» представлен зигзагом ΛΛΛΛΛΛ, в котором 11 углов. В арийской мифологии число светлых богов – 33 (11х3), в каббалистической традиции «две силы исходят из одной, из их комбинаций образуются 22 основных свойства», а 22=11х2.

Каждый бог имеет своё имя и свой знак, их совокупность – алфавит, а их последовательность имеет начало и конец, альфу и омегу. Ряд натуральных чисел начинается с угла Λ (1, единица), а ряд букв – с того же угла Λ, в котором обозначена голова–вершина, что делает его раструбом, из которого выкатывается первый звук А (альфа) и " (алеф, т.е. бык).

Итак, третье – это взаимодействие двух в пространстве, то есть свойство точки, проявляющееся в пространстве и через пространство. Посредством третьего в пространстве осуществляется переход от бесформенного к оформленному, так как появляется первая замкнутая фигура треугольника. Треугольники имеют разную форму. В древности уделялось внимание равнобедренному, равностороннему и прямоугольному треугольникам. Все они имели отношение к кругу (плоское пространство) и были вписаны в круг. Вершиной равнобедренного треугольника является центральная точка круга, которая испускает два равновеликих уса–радиуса. Равнобедренные треугольники в круге делят его на доли. Равносторонний треугольник независим от центральной точки, его вершины лежат на окружности, они равнозначны и являются копиями центральной точки. Третьи линии углов равностороннего треугольника (биссектрисы) делят пополам не только углы, но и противолежащую сторону, то есть являются осями зеркальной симметрии (правое–левое). Три биссектрисы–высоты перекрещиваются в центральной точке круга – так она вновь появляется в пространстве. Такой треугольник разрезает круг на три равные части – триквест. В равностороннем треугольнике центральная точка то появляется (когда из точек–вершин исходит третий луч), то исчезает, то есть весь треугольник то испускает, то поглощает, как бы мигает (глаз то открывается, то закрывается). Это свойство изображается в символе буквально – в виде равностороннего треугольника с глазом, помещённом в его центральной точке, которая одновременно является центром круга, в который вписан треугольник. Особенностью прямоугольного треугольника, вписанного в круг (гипотенуза – диаметр), является порождаемое им многообразие при заданной константе (величине гипотенузы). При этом вершина прямоугольного треугольника как бы «перемещается» по полуокружности, изменяя соотношение катетов.

 

Эстафета идей в познании организации пространства Вселенной (тезисы)

 

Рис.9. Скандинавская модель мироздания. Единая замкнутая структура, октаэдр с девятью вершинами (5+4)

 

Троичность проявляется в пространстве тоже несколькими способами. Первый способ – один порождает двух, то есть угол троичен, если считать не число лучей, а количество сущностей – вершину и два луча. Например, христианский Господь и два архангела, Михаил и Гавриил, или каббалистическая триада – Кетер (корона) испускает Бина (понимание) и Хохма (мудрость). Второй способ – формирование «третьего пути», или «срединной линии» (змей и волна), в которой совмещаются и чередуются противоположные свойства, что характерно для «переходных» противоположностей. Третий способ – донор, акцептор и посредник между ними (нечёт). Посредник, как правило, является «гермафродитом», так как берёт от донора и переносит к акцептору. Примером может служить христианская триада: Отец–Дух Святой–Сын. Этот вид троичности широко распространён в живой природе, где универсальным переносчиком служит аденозин, принимающий и передающий протоны, электроны, метильные и фосфатные группы в пространстве отдельного организма (в биосистеме). Четвёртый способ – взаимодействие донора и акцептора с образованием третьей сущности, как в христианской канонической триаде: отец–мать–сын. Пятый способ – взаимодействие трёх однородных элементов, то есть трёх точек. Чтобы взаимодействие осуществилось, все три элемента должны проявлять свойства гермафродитов, быть двоичными. Такие свойства присущи копиям центральной двоичной точки, семенам, засевающим пространство вселенной. В живой природе этот тип взаимодействия характерен для построения цепочек белков, нуклеиновых кислот и полисахаридов из «бусинок» аминокислот, нуклеотидов и сахаров.

Учение о четвертичности

Два угла Λ и V соединяются двумя разными способами – вершинами (знак Х – косой крест) или концами (знак ромба). В каждом случае два угла производят четыре, то есть 1+1=4, но каждый знак имеет свои собственные смыслы. Так, знак Х устремлён в бесконечность, так как его лучи не ограничены. Кроме того, он вращается подобно мельничному колесу, на которое падает вода: верхняя чаша наполняется, нижняя опорожняется. В этом знаке можно провести вертикальную линию, которая является каналом передачи сверху вниз, и получается знак Ж, в котором центральная точка двоична, так как она то принимает, то отдаёт. В знаке Х есть точка–перекрестье, которая испускает четыре луча. Чтобы она испускала четыре луча на четыре стороны, пространство надо поделить на четыре равные доли, что и делает знак «прямой крест». «Прямой крест» организует пространство. В знаке ромба пространство замкнуто, а вертикальная линия – его большая диагональ, соединяющая вершину–донора (верх) с вершиной–акцептором (низ): верх отдаёт, низ принимает. В ромбе нет центральной точки, она выявляется при перекрещивании двух диагоналей, то есть при вписании в ромб прямого креста. Центральная точка ромба – пятая, она двоична: то принимает, то отдаёт. Двоичными являются и две другие вершины ромба, правая и левая, так как передача может осуществляться не только вдоль вертикальной линии, но и по сторонам. Горизонтальная линия соединяет три двоичные точки, центральную и вершины, правую и левую, это – область равновесия. Горизонтальный малый диаметр делит ромб на два равных треугольника – нижний (яма–купель) и верхний (купол). Верх испускает жар и свет, низ собирает их, поэтому низ – тьма и пекло, а также нижнее, подземное солнце. Когда гора Λ (верхний треугольник в ромбе) приобрела подножие, или «поперечную перекладину» (англ. earth – поперечная перекладина, земля), она стала моделью трёхчастной вселенной, где вершина – солнце и небо, внутренне пространство – воздух, а подножие – земля.

 

Эстафета идей в познании организации пространства Вселенной (тезисы)

Рис.10. Древо сефирот – каббалистическая модель мироздания. Единая замкнутая структура с числом 231 (11х7х3), основанием в которой является число 11 (10 сефирот явных и одна, Да´ат, скрытая)

 

Единый символ должен объединить оба знака вселенной, характеризующих её безграничность и одновременно,ограниченность (способность создавать формы). Символы ограниченной вселенной – круг и ромб, безграничной – косой крест, который был вписан в круг и ромб. При вписании косого креста в ромб получился знак «тибетский крест» (тибетский буддизм позаимствовал его из более древней арийской символики). В этом знаке солнце совершает полный оборот, переходя от верхней вершины к нижней и обратно, так как косой крест вращается. Солнце движется также по вертикальной линии–диагонали, Мировой оси, а вся фигура в целом соответствует древнейшей модели вселенной, созданной ариями на основе ромба. Косой крест разделяет пространство ромба на четыре одинаковых ромба. Если вписать в них по косому кресту, их количество умножится в последовательности: 1 – 4 (22) – 16 (24) – 64 (26) и т.д., в которой двойка возведена в чётную степень (чёт). Деление ромба косым крестом приводит к умножению количества «семян», которыми засевается его пространство–поле. Тибетский крест становится знаком плодородия в эпоху неолита, он изображался на животе и лоне женских глиняных статуэток (неолитические Венеры). Полем может быть пространство неба (семена–звёзды) и пространство земли (семена–камни): камни падают на землю с неба, поле земли засевается семенами неба. Поле неба – круг, а четырёхугольник стал полем земли. Четырёхугольник вписался в поперечную перекладину (диагональ) ромба, преобразовав его в объёмную структуру. По мере того, как четырёхугольник приобретал очертания квадрата, объёмный ромб всё больше приближался к форме октаэдра. В октаэдре появляются две дополнительные вершины (4+2=6), а вместе с центральной всех точек становится семь.

Единая замкнутая система

Октаэдр – древнейшая модель мироздания, которая была разработана, по всей вероятности, на севере Европы, а потом «спустилась» в районы Причерноморья (возведение курганов) и в Египет (строительство пирамид). Курганы и пирамиды – верхняя, надземная, часть октаэдра, тогда как его нижняя часть вместе с потусторонним Солнцем находится под землёй. На севере Европы существовали две разновидности этой модели, одну из которых можно условно назвать «скандинавской», а другую – «русской». В скандинавской модели вертикальная ось октаэдра, вертикальный диаметр, соединяющая верхнюю и нижнюю вершины, – это Мировое дерево ясень Иггдрасиль (рас–ас–яс – расширение света, светлый, гора, знак Λ). Корнями ясень упирается в нижнюю тёмную и холодную вершину Хель (гол–хол–хел; хел – гель; англ. Hell – ад). Корни ясеня обвивает змей. Крона ясеня (гор–кор – крона, корни, кора) населена светлыми верховными богами–асами, там располагается их обитель Асгард (рас–ас – расширение; гард – гора и город). Так, верхушка отдаёт (донор), а нижняя чаша принимает (акцептор), верх – горячий свет, низ – холодная тьма. Ясень пересекает «поперечную перекладину», квадрат земли, в его центральной точке. Здесь, в стране Мидгарде (мид – середина), живут люди.

 

Эстафета идей в познании организации пространства Вселенной (тезисы)

Рис.11. Рогатый египетский бог письменности Тот создаёт знаковую систему на основе углов–рогов. Между его рогами помещено Солнце, так как вершина угла–рогов – голова, содержащая жир–жар. Рогатая Луна разгорается в Солнце–Гора

 

В скандинавской модели на вертикальной оси находится пять точек: две вершины, центральная точка, одна точка между верхней вершиной и центром, вторая – между нижней вершиной и центром. Всего точек в «скандинавском» октаэдре – 5+4 (квадрат)=9. Число 9 (3+3+3 – троичность тройки) составляет «пару» числу 6 (3+3 – двоичность двойки). Скандинавы объединили числа 9 и 6 и получили 6х9=54, которое стало числом Вальгаллы – места, где продолжают небесную жизнь павшие воины. Вальгалла находится в Асгарде. Вальгалла имеет 54 двери, в отличие от девяти врат «города Брамы». В своём городе Брама спит в ожидании пробуждения и творения; его дыхание, похожее на трепет, – это колебательное движение туда–сюда. Творение начнётся в троичном пространстве. Брама двоичен, он – изначальная двоичная точка, но в пространстве проявляется его троичность. Воины Вальгаллы также двоичны, их души собирала с поля брани летавшая над ними Матырь Сва (мт–тм – тьма, Матырь Сва – тьма–свет). Брань – это всегда антагонистическое столкновение противоположностей, света и тьмы, добра и зла. Воин двоичен по своей натуре, так как он убивает ради торжества как добра (победа над злом), так и зла (убийство – зло). Добро должно уметь себя защитить, оно должно быть с кулаками, именно так реализуется переходность противоположностей добро–зло. Воин на древнем севере был священен, он выполнял миссию мирового закона – закона двоичности. В Скандинавии творцом считался бог Тор (бог грозы – гор–гро–гр) с его двойным топором, а воины носили рогатые шлемы. Молния по форме похожа на змею–волну, она – «третья линия», рукоятка молота, поэтому имя Тор – тр–три. Спящих в Вальгалле воинов будил звук трубы–горна (тр–гр).

В русской модели мироздания на вертикальной оси октаэдра находится семь точек, то есть три – вверх от центральной точки, три – вниз. Три верхние точки соответствуют трём небесным царствам, три нижние – трём «пекельным». Таким образом, нижняя, подземная, половина октаэдра в русской модели горячая. Там живёт Огненный Змей. У подножия горы в Трёхгорье (небесные царства) протекает речка Смородинка, у которой одна струйка ледяная (белая), а другая – горячая (красная), то есть эта речка – «гермафродит», срединное состояние, горизонтальная диагональ ромба. Ледяная струйка обращена к верхней ледяной горе, которая соответствует бел-горюч камню Алатырю (алт–атл–апл – свет, на Алтае гора Белая). Хрустальная белая гора содержит горячий свет в своей пещере–пекле, в которой обитает Змей Горыныч. Смысл красного горячего огня, находящегося в белой ледяной горе, передан в конструкции буддийской ступы. Общее число «русского» октаэдра: 7+4 (квадрат) = 11. Интересно, что число 11 проявляется также в икосаэдре, количество точек–вершин которого 11 (сумма чисел 5+6=11 и 7+4=11); что 52=25 и 62=36 отличаются друг от друга на число 11. Именно это число следует считать символом единой структуры вселенной, по нему определялось количество сил в природе, их наименования–знаки. Число 11 было востребовано как в западной, так и в восточной ветвях единого знания. Каббалисты (западная школа) использовали 22 знака (11х2), индийские арии (восточная школа) – 33 знака (11х3). Каббала – наука о числах и буквах, написание которых соответствует определённому символу–смыслу–свойству. Цифра – знак–символ числа, поэтому она слагается из углов. Так, цифра 1 – один угол, цифра 2 – два угла и т.д. В структуре вселенной заложено 22 угла (цифры) и 22 свойства (буквы).

(Число 11 является фундаментальным числом, наряду с числами 24 и 108, характеризующими свойства вращающихся природных структур, организованных в соответствие с гармонизирующим принципом «золотого отношения». Такова вся Вселенная в целом, наша звёздная система – Галактика, а также планетная – Солнечная, включая само Солнце как её энергоинформационный центр, – отсюда 11-летние циклы активности Солнца /см.: Якимова Н.Н. Фрактальная Вселенная и золотое отношение. М.: ЛИБРОКОМ, 2008; Дыхание Вселенной. М.: Дельфис 2010/. – Ред.)

Согласно русской традиции, ступеней эволюции вселенной – семь, поэтому число творящей вселенной – 7х11=77, а число её пространственной структуры (трёхчастная единая замкнутая система = трёхчастная вселенная) – 77х3=231. Как ни странно, но число 231 (интересно, что в этом числе собраны цифры 1, 2 и 3) – символ единой замкнутой структуры также и в каббалистической модели мироздания Сефер Иецира. В этой модели 10 сефирот (сф – свет, сфера) объединены в структуру горы–Мирового дерева. Число 10 раскладывается как 7+3. Подчёркивается троичность неба с его центральной двоичной точкой–вершиной (Кэтер–корона), из которой исходят два противоположных начала, Бина–понимание и Хохма–мудрость, и семеричный «ствол» эволюционирующей вселенной. Бина и Хохма взаимодействуют с появлением Да´ат–знания. Вместе с Да´ат всех сефирот 11. В структуре «древа сефирот» Да´ат присутствует неявно как подтверждение древнего арийского знания о трёх сущностях, испускаемых двоичным началом. В круге число 10 объединяет девять точек на периферии круга и одну центральную. Фактически, оно отображает структуру «города Брамы», имеющего в плане круг, в котором девять врат и один Брама в центре. Число вводит новое понимание устройства круга: 10 точек на периферии плюс одна центральная, то есть всех точек 11. Точки на окружности образуются при её пересечении с диаметрами: при делении круга пятью диаметрами на периферии появляется 10 точек.

Октаэдр является преобразование ромба, то есть результатом перехода от плоскостной к объёмной структуре, где ромб – его продольное сечение, а квадрат – поперечное. Октаэдр как бы «вытягивается» из квадрата вдоль оси вращения, проходящей через его центральную точку. Центральная точка двоична, поэтому она проявляется как верх–низ, но верх, низ и центр – это уже проявление троичности. Три точки на вертикальной линии плюс чтыре вершины квадрата – число 7. Так пять точек квадрата преобразуются в семь точек октаэдра. Между тем, и сам квадрат может быть преобразован в объёмную структуру тетраэдра, построенную из четырёх равносторонних треугольников. Само слово «строить» означает: страивать, собирать из треугольников; таково же и слово «структура» и, возможно, «пирамида» (тр–пр). Таким образом, четвертичность производит объёмное пространство. Его можно рассматривать как собирание, сжатие пространства, когда четыре одинаковых равносторонних треугольника (плоское пространство, большая площадь) соединяются в тетраэдр (объёмное пространство, меньшая площадь). Четвертичность проявляется в пространстве при умножении однородных элементов – точек, отрезков, треугольников, оно является областью перехода: плоское пространство–объёмное пространство. Тогда этапы эволюции пространства можно представить как переходы: точка–линия–треугольник (плоскость)–тетраэдр (объём), то есть всего четыре этапа. Тетраэдр – элементарная единица, на основе которой структурируются правильные многогранники («платоновы тела») и сфера. Сферу можно рассматривать как итоговый этап построения пространства. Тогда всех этапов – пять. Столько же и «платоновых тел» (тетраэдр, октаэдр, куб, икосаэдр, додекаэдр), в ряду которых последним стоит додекаэдр.

В структуре тетраэдра, несмотря на равенство треугольников, можно выделить основание и вершину (принцип горы и принцип двоичности): основание как бы отчуждает вершину, а вершина существует за счёт основания. Такая модель реализуется в построении метаболической структуры, которая в своём окончательном виде функционирует в теле человека. Организм можно рассматривать как термодинамическую систему, функционирующую в условиях стабильности потоков субстратов, поставляющих энергию. Основным таким субстратом является глюкоза (шестичленный цикл). В организме человека стабильность потоков глюкозы поддерживается благодаря действию гормона инсулина на клетки трёх органов – печени, жировой ткани и мышцы. Базовый треугольник поддерживает стабильность содержания в крови не только глюкозы, но и другого, более энергетически насыщенного субстрата – жирных кислот (линейная молекула). Устойчивая циркуляция глюкозы и жирных кислот в треугольнике создаёт условия для работы «вершины» – головного мозга. Между тем, ткань мозга продуцирует нейромедиаторы, которые она синтезирует из соединений, имеющих в структуре пяти- и шестичленные циклы. Живая природа возводилась на фундаменте, построенном из четырёх молекул–тетраэдров – метана, аммиака, сероводорода и воды. Разнообразие органических соединений, используемых в живой природе, ограничивается замкнутыми и линейными структурами, содержащими преимущественно от одного до шести атомов углерода.

Открытие принципа дуальности в природе, осознание фундаментальности его значения было сделано ранним человеком, возможно, ещё до появления на исторической арене гомо сапиенса. Круги из рогов вокруг свих жилищ, в центре которых горел жир, помещённый в череп, выкладывал гомо эректус, а представление о пещере как утробе горы имел неандерталец. Сапиенсы восприняли эти идеи и развили их, они заложили основания культуры, создав знаковую систему. Из осмысления простых знаков Λ и V и их преобразований возникло единое знание и единая картина мира, которыми мы пользуемся сегодня и об истоках которых мы знаем так мало. Между тем, возвращение к истокам позволит преодолеть тупики мировоззрения, характерные для современной цивилизации и найти лучшие пути в освоении пространства БУДУЩЕГО.

 

Е.В.Терёшина, доктор биологических наук, зав. Биохимической лаборатории Всероссийского центра геронтологии;

winterel@mail.ru

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: