Генезис духа
Предисловие
Юлиуш Словацкий (1809 — 1849) — великий польский поэт-патриот. После раздела Польши он переехал во Францию, где писал свои поэмы, главная цель которых заключалась в поддержании духа польского народа и провозглашении, что духовные ценности жизни гораздо важнее, чем её материальная сторона.
Поэма-молитва «Генезис Духа» была написана приблизительно в 1840 году и впервые издана после смерти поэта. Его тело было привезено из Франции и погребено в Кракове в Вевельском соборе, где покоятся короли Польши. За его духовные достижения признательная нация сочла его равным королям.
В этой поэме Ю.Словацкий описывает свою жизнь, как эволюцию Монады через три до-человеческих царства Природы и, наконец, достижение ею человеческого состояния сознания.
Неизвестно, имел ли поэт какой-нибудь контакт с Восточной Мудростью, но эта молитвенная поэма считается истинно эзотерической космогонической историей Мироздания.
К.Ходкевич, Бостон, 1969.
ГОСПОДЬ, ТЫ поднял меня на скалы над морем для того, чтобы я мог познать бесконечную жизнь моего Духа, ибо внезапно Я ощутил себя бессмертным, сыном Бога, Создателем всех видимых вещей, одним из тех, кто живя на золотых солнцах и звёздах, добровольно жертвуют Тебе свою Любовь.
Ибо прежде, чем мир был создан, мой Дух пребывал в СЛОВЕ, и СЛОВО было в ТЕБЕ, и Я был в СЛОВЕ.
И мы, «Духи Слова», просили тебя дать нам формы и тотчас же Ты дал их нам, о Господь, ибо позволил нам создавать самим., своей Волей и Любовью первые видимые формы и предстать перед Тобой в проявлении.
Дозволь мне, о Создатель, в то время, когда я отдыхаю на морских скалах, на этих камнях и обрывах, купаясь в золотых лучах солнца, повествовать Историю Создания, сокрытую в памяти моих прежних жизней.
Юлиуш Словацкий (1809-1849)
Первый параграф молитвенной благодарственной поэмы — это признание поэтом факта, что Сила и Воля Бога подняла его Душу к возвышенным сферам интуиции и высшего сознания, благодаря чему он почувствовал себя вечным Духовным Существом, бессмертным Сыном Бога, искрой Божественного Сознания и Божественного Разума, отделённой Логосом на заре создания мира и посланной Им в миры проявленных форм в видимых и невидимых сферах бытия.
Как бессмертная Монада, поэт ощущает, что на заре Солнечной Манвантары он принимал активное участие в процессе Создания всех вещей на небесных телах, принадлежащих Солнечной системе, когда каждая из бесчисленных Монад добровольно сотрудничала в великом акте Творения, отдавая Логосу свою любовь и самоотверженное служение.
Он совершенно уверен, что будучи Монадой, духовной Сущностью, он всегда был частью Жизни и Сознания Логоса. Прежде, чем мир был создан, он зоны лет был в Космической Ночи, преобразившейся в рассвет новой Солнечной Манвантары, и поэтому он выражает эту идею в возвышенной фразе, что «СЛОВО было в ТЕБЕ, и я был в СЛОВЕ»1.
В древних Космогонических трактатах — Станцах из «Книги Дзиан», на которых Е.П.Блаватская базировала свое толкование в «Тайной Доктрине», мы читаем следующее:
«Он (Фохат) возвышает Глас свой и созывает бесчисленные Искры (атомы), соединяя их вместе».
«Он их направляющий дух и водитель. Начиная работу, он отделяет Искры Низшего Царства (минеральные атомы), в радости носящиеся и трепещущие в своих светозарных обиталищах (газообразные облака) и образует из них Зачатки Колёс2.
Что означают эти загадочные примечания? Фохат — это творческая Сила, исходящая из Солнечного Логоса. Он формирует первые атомы, которые позже станут небесными телами Солнечной системы, для чего он призывает Монады, отделённые от божественного Разума Логоса и вместе с ними образует «зародыши кругов» — центры энергии, или ядра образов и форм.«Бесчисленные искры» — Монады являются здесь главными строителями в творческой работе Фохата. Они оживляют самосоединение атомов и, таким образом, строят субстанцию организмов и тел во всех царствах природы на планетах.
«Тайная Доктрина» впервые издана в 1888 году и не была известна ученикам эзотеризма на Западе до этого времени. Но Юлиуш Словацкий провозгласил эти же самые идеи на сорок лет раньше. «Искры» Станцев из «Книги Дзиан» он называет «Духами Слова», то есть духовными Монадами, рождёнными Сознанием Логоса, которые добровольно жертвуют собой для сотрудничества с Фохатом и просят Владыку Системы дать им формы и тела и разрешить войти в объективное проявление.
Поэт в безлюдном уединении на берегу моря, в глубокой медитации и созерцании, полностью сознателен в воспоминаниях своего прежнего эволюционного прошлого и готовит повествование Истории Создания Мира, глубоко скрытой в сокровенных глубинах его монадической памяти.
Мой Дух вместе с другими Братьями-Духами присвоил себе первые, сияющие как Свет, формы, сосредоточенные в одной Точке Пространства. Позже формы соединились в Огонь, который принял вид гигантского огненного шара. Так были созданы первые солнца, планеты и луны.
На протяжении веков и веков мой Дух работал день и ночь, уплотняя новые мысли в новые формы.
Я создал Законы Природы, подчиняясь им потом добровольно. Опускаясь всё глубже и глубже в материю, Я сформировал первые всемирные формации глобусов.
В христианской Библии, в книге Бытия (1, 3), работа Создания начинается вместе с великой космической мантры «Да будет Свет». Этот творческий звук и призыв основывает миллионы миллионов точек божественного Света, спиралей духовной энергии, которые в дальнейшем становятся основой всех будущих превращений и соединений атомов, пока в конце инволюционного нисхождения они ни достигнут уплотнения физического плана. Фохат помещает все эти светящиеся точки Света в ту часть звёздной Вселенной, которую Солнечный Логос избрал для проявления Его системы. Этот космический процесс, наверное, имел в виду поэт, когда говорил, что он сам, вместе с Братьями-Духами, другими Монадами, «присвоили первые, сияющие, как Свет, формы» и одновременно уплотнили их в одной Точке Пространства. Новейшая астрономия описывает эту стадию как формирование первичной туманности, которая в своей позднейшей эволюции дала рождение нашей Солнечной системе.
В следующей стадии эти «точки Света» были уплотнены работающими Монадами в «Огни». Это означает, что солнечная туманность начала сжиматься и сокращаться. Поэт интуитивно чувствует, что весь процесс не начался вследствие механических сил притяжения, как предполагает новейшая астрономия, но что её создали духовные силы, проистекающие из Солнечного Логоса и бесчисленных Монад.
Спускаясь по ступеням эволюции всё глубже и глубже в мир образов и форм, Монады должны следовать общему замыслу, рождённому в Космическом Сознании Логоса. Этот великий План Эволюции становится Законом Природы и, так как Монады должны работать, повинуясь этому Закону, они участвуют в разработке будущих дополнительных законов Природы, к которым впоследствии они должны применить свою творческую деятельность.
С научной точки зрения вопрос происхождения этих Законов Природы ещё не разрешен. Неудивительно, что мыслящие люди выражают свое сомнение в научном объяснении этой проблемы. Один из таких «сомневающихся» говорит: «Звёзд на небе больше, чем душ, которые покинули эту землю со времен Адама, и их орбиты и скорости повинуются великой системе законов. Земные ученые могут объяснять эту систему в больших подробностях, пока вы не спросите: "Откуда произошли эти законы?"
Ответ может быть лишь один. Эти законы и есть Великий План Эволюции, мысли Ведущего Разума Системы, проявленной в физической сфере существования. Похожее выражение этой идеи мы находим в писаниях другого польского поэта и мыслителя, современника Ю.Словацкого — З.Красинского (1812-1859), который в одной из своих лекций говорит: «Позади каждого единственного атома, брошенного в звёздное пространство, должна быть некая мысль, некая вечная жизнь». Из миров энергий, бесформенных планов существования, Монады продолжали свое постепенное нисхождение в формы ментального, астрального и, наконец, физического уровня проявления. В последнем они построили для себя твердые минеральные тела, благодаря чему создалась кора планеты.
В камнях и скалах, Господи, лежит скрытый Дух, подобный чудесному памятнику красоты, всё еще во сне, но приготовляясь для человеческих форм будущего, окружённый шестикратной радугой Божественной Мысли. В камнях Дух развивал знания математических форм и чисел. Это знание видимо в кристаллах и в алмазе. Эта жизнь продолжалась долго. Смерти не было в минеральном мире.
Кристаллы, наши первые физические тела, строили свои формы тысячи лет, пребывая в неподвижности, мире и спокойствии. И тогда, Господи, Ты создал вспышку Света, которой сокрушил и разбил скалы на куски. Это была первая смерть на планете, первая смена форм, ибо из этих размозжённых камней были построены первые примитивные организмы, и новая жизнь начала проявляться.
Первая смерть создала новую жизнь, в которой мой Дух продолжал жить вместе с Братьями-Духами.
В глубоком созерцании сокровенных записей, скрытых в тайниках его монадической памяти, поэт чувствует свою вечную жизнь, пульсирующую в первых проявлениях в минеральном царстве. Он ощущает себя минералом, чья душа отождествлена с Групповой Душой, построившей первые горные породы. Дух спит в камнях, но в этом глубоком и долгом сне лежит уже обещание будущего эволюционного развития, более обильной жизни в царстве растений и животных и, наконец, достижение человеческого уровня развития. И жизнь Духа, глубоко скрытая в минеральных телах, представляется поэту «чудесным памятником красоты», ибо в образцах своей структуры она вдохновлена «шестикратной радугой Божественной мысли».
Что это означает? Поясним на примере снежинок. Когда водяные испарения замерзают, они кристаллизуются в крохотные шестиугольные геометрические формы. Откуда является это совершенное энергетическое поле, которое математически точно кристаллизует молекулы соединения? Ученые открыли, что, когда минералы кристаллизуются (с точки зрения науки, вода — тоже минерал), то они сохраняют свой собственный образец, которых насчитывается семь. Сокровенная наука объясняет, что эти образцы являются частью сознания Монад, или духовных Разумов, которые руководят Групповыми Душами минерального царства Природы. Эти образцы и являются основой для всех соединений атомов и молекул физической материи.
Мы читаем, что минеральные тела сохраняются бесчисленные эоны веков, так как смерти нет в минеральном царстве, поэтому поэт называет первые минералы — «египтяне первоначальной природы». Мумифицированные тела сохраняются в течение тысячелетий, но и камни пребывают почти неизменными на протяжении геологических эпох. Монады, одухотворяющие их, всё ещё пользуются телами, сформированными миллионы лет тому назад, когда из огненной лавы на поверхности нашей планеты остыли первые пласты базальта.
Геологи и палеонтологи нашли, что существует правильный ритм в сдвигах земной коры. Периоды спокойствия чередуются с периодами огромной активности, во время которых континенты разрушаются вулканическими извержениями и новые земли появляются из глубин океана. Эти интервалы носят в геологии название «революций», и ученые считают, что в истории Земли их было четыре. Наиболее древняя относится к протерозойской эре, когда произошли громадные перемены в очертаниях континентов. В этот период моря во многих местах отступили, что привело к созданию подходящих территорий для эволюции различных наземных форм жизни.
По словам поэта, Бог послал молнию, чтобы разрушить камни на куски, распылить и превратить их в плодородную почву, на которой лучше организованные формы жизни могли бы развиваться и существовать. Поэтому первая смерть на нашей планете заключалась в освобождении минеральных Групповых Душ от их каменных тел, поскольку им была дана возможность перейти в растительное царство Природы, то есть войти в новую стадию эволюции. Монада будущего поэта вместе с Братьями – «Духами Слова» продолжали жить, одухотворяя первобытные существа, впервые рождённые в мелких водах древних морей.
Эта первая жертва духа, принесённая Волей и Любовью, создала миллионы форм и организмов, хорошо известных Тебе, мой Бог, ибо ни одна форма не может быть рождённой от другой, без Твоей Воли. Ты услышал молитвы Духа и потому даровал ему новые формы.
О, глубокие и мрачные воды Океанов, скажите мне, как развились первые живые организмы в ваших безднах. Какова была тайна этих улиток и устриц в каменных раковинах, громадных губок — медленных, холодных форм, касающихся дна сотнями своих ног, живущих в глубинах, сопротивляющихся давлению вод?
Но в этих примитивных формах я вижу уже первые признаки мозга, глаз, ушей, которые появятся миллионы лет позже; я вижу все части моего человеческого тела, еще разделённые, но предназначенные быть соединёнными вместе в будущем.
Некоторые из этих организмов принесли дальнейшую жертву. Отказавшись от подвижности, они приросли к почве, на которой жили и стали первыми в море и на суше растениями и деревьями. Эти примитивные формы были потом разрушены катаклизмами, но их остатки, сохранившиеся в земных слоях, показывают нам древнюю работу творческого Духа.
Громадные, чудовищные растения и деревья завоевали земной шар. Их жизненные силы были колоссальны, когда, прорастая, они сверлили грунт, ломая горную породу на куски, поднимая большие блоки камней на воздух. Дух формировал материю, работая над ней для своей собственной цели и назначения.
И тогда — пришли огонь и вода. Наводнения и вулканические извержения разрушили этот мир растений. Земля была в опустошении на протяжении эонов лет, громадные леса покрылись пеплом и осадками и исчезли на долгие века с поверхности.
Есть две главные гипотезы происхождения жизни на нашей планете. Одна называется «механическая», другая известна под названием «органической». Первая гипотеза утверждает, что в безжизненной, неорганической материи примитивные живые организмы появились случайно и, благодаря настойчивому размножению и другим факторам, медленно развивались, достигнув, в конце концов, современного уровня эволюции растительного, животного и человеческого царств Природы.
«Органическая» гипотеза, однако, предполагает, что неорганическая материя самостоятельно не могла создать живой, чувствующий и мыслящий организм, ибо нужен был новый внешний фактор, живые и психические силы, которые действовали бы как независимые энергии, проявленные в материи и через материю. Без мощного импульса, данного этими силами, неорганическая материя никогда не была бы в состоянии построить первую живую клетку и организм. Конечно, изучающие эзотеризм признают всецело «органическую» теорию, уточняя, что эти жизненные и психические силы исходят из чисто Духовного источника — Духовного Разума Солнечной системы. Эти силы ассимилированы «Духами Слова» — Монадами, одухотворяющими тела всех живущих созданий.
Светящаяся газовая туманность IС 443 в созвездии Близнецов (фото; ж.«3вездочёт», №1/1997)
Это подразумевал Ю.Словацкий, когда писал, что после разрушения каменных тел в катаклизме, Монады создали «миллионы форм и организмов», употребляя для этой цели живые силы, добровольно отдаваемые Господом нашей Системы.
Поэт знает, что первые живые клеточки родились в воде океанов. Они стали крохотными микроскопическими плавающими существами, миллионы миллионов которых создавали все более и более сложные формы и превратились позже в громадные студнеобразные организмы. Во всех этих существах поэт чувствует позыв к дальнейшей эволюции, к лучшим формам и органам, которые будут усовершенствованы и соединены вместе в окончательном достижении — в человеческом теле.
Тогда наступает таинственное событие — рождение растительных форм. Поэт видел, что часть морских микроскопических существ отказались от подвижности и приросли ко дну, став растениями. Некоторые из этих древних видов исчезли в следующих биологических «революциях», в то время другие — вышли из морей и прочно основались на земле, как гигантские папоротникообразные деревья и хвощи, остатки которых образовали пласты угля в каменноугольный период. В следующем великом смещении пластов земной коры они были уничтожены и покрыты осадками вторгающихся морей.
Но Жизнь Духа пребывала и в глубине океана. Некоторые из первичных организмов развились в рыб и позже — в пресмыкающихся. После эонов эволюции эти существа вышли из океана на землю, вдыхая воздух недавно развитыми лёгкими и издавая шипение. В этом первом звуке Дух получил дар голоса, данный ему Природой. С этого времени твари взывали к Тебе, Господи, моля о помощи и милости, ибо Духи, пребывая в материальных формах низшего царства, беспрерывно, днём и ночью на продолжении бесчисленных жизней и смертей, безмерно страдали, боролись и трудились.
Эту эволюционную цепь я не буду пытаться описать, она — тайна и мистерия Природы, которая будет открыта в будущих столетиях. Человеческий ум ещё не готов воспринять изумительную истину эволюции и отпрянул бы от неё в ужасе. Но я ясно видел все эти сменяющиеся формы и жизни и наблюдал, как мой Дух проходил через них. В каждой форме живёт воспоминание о прошлых и предчувствие будущих форм, а в их совокупности — стремление к окончательному человеческому образу, ибо в продолжении долгих веков Человек был целью и назначением творческого Духа на нашей планете.
В своих грёзах я вижу лунные ночи царства змей, я наблюдаю на каменном плоскогорье первых пресмыкающихся, в чьём теле Дух только что наметил головы и крылья Икара. Я улыбаюсь, видя выкопанные скелеты допотопных летающих рептилий, с клювом и длинными крыльями, прикреплёнными к их ногам. Они — праотцы стад пресмыкающихся, тяжёлых чудовищ, которые, последовав на смену им, будут жить на лугах и широких равнинах Земли. Эти огромные стада допотопных чудовищ, подобные лодкам из плоти и костей, построенных Духом, завоевали землю и жили на ней, пока не были уничтожены Тобой, Господи, во время трёх Великих Потопов и были покрыты тремя слоями осадков, которые похоронили их, будто в трёх гробах.
Тонкая структура светящейся газовой туманности
Благодаря своим познавательным способностям, поэт возвращается к девонскому периоду в истории нашей Земли. Замечательной особенностью этого геологического периода была быстрая эволюция и распространение позвоночных животных. Этот период часто называют «Веком рыб». Впоследствии появились амфибии, обитатели морей и суши и, наконец, — громадные, ползающие по земле пресмыкающиеся, которые всё увеличивались в числе и разновидности. В юрском периоде они стали властелинами континентов, а летающие ящеры-птеродактили превратились в победителей воздуха.
Первый шипящий звук у амфибий и пресмыкающихся был даром голоса, данным Природой «Духам Слова». Все создания с этого времени взывали к Богу. Это была молитва Монад, воплощённых в материальной форме низшего царства, которые непрерывно боролись и страдали в круговороте бесчисленных жизней и смертей, в сфере страдания и мучения, но, также, — опыта и прогресса.
Мы имеем признания ясновидца, что подробности о минувшей эволюционной цепи он не будет разглашать, хотя он видел самого себя Монадой, проходящей через все эти формы и жизни. Он думает, что его современники ещё не готовы к признанию этих, огромной важности эволюционных истин, и они отпрянули бы в ужасе перед ними. Но минувшая история действительно записана в Духе, оживляющем каждую форму, в которой Он временно живёт. Мы имеем здесь утверждение, что развиваясь через низшие царства Природы, каждая из бесчисленных Монад — «Духов Слова», стремится к конечной человеческой форме, к освобождению от ограничения Групповой Души и достижению индивидуализации, становясь, таким образом, самосознающим человеческим существом. Духовная зрелость, по-видимому, является главным смыслом и целью эволюции сознания на нашей и на других планетах Солнечной системы.
В духовном видении своего эволюционного прошлого Ю.Словацкий обозревает конец века пресмыкающихся, когда три Великих Потопа разрушили эти чудовищные тела и покрыли их скелеты осадками морей. По-видимому, потопы относятся к «революциям», произошедшим перед кайнозойской эрой, в которой громадные пресмыкающиеся стали вымирать и постепенно исчезли с лица планеты.
В последующий мировой период, в период Ноева Ковчега, эти чудовища не были допущены. Туда последовали лишь животные с более гармонично развитыми формами, над которыми Дух уже размышлял, формируя новые тела для будущего.
Я не могу вам описать все эти давным-давно потерянные формы, и мудрецы будущего также будут не в состоянии сделать это, ибо только тот сможет увидеть их, кто способен к внутренним восприятиям в своей душе, где история всей Природы сохраняется в неразрушимой памяти человечества.
Углубляясь в эту память, Я вижу в каждом дереве великое разрешение некоторых математических проблем, которые от множества листьев ведут к единству растения, что есть главное задание и радость Духа на растительном плане. Цвет листьев, нежные оттенки цветов — всё это конечные эффекты математически точных смешений красок и химикатов в царстве растений. Я понимаю смысл каждой формы листа дерева, окраску и прожилки на его поверхности, так как все эти тонкие рисунки были развиты моим Духом в долгой работе в прошлом.
Рассеяное звёздное скопление Плеяды. Расстояние до него 380 световых лет
О, Господь мой, как чудесно души растений создали свои тела и формы, которые позже были повторены в устройствах, ставших славой человеческих достижений. Посмотрите на ромашку, которая кажется всего лишь одним цветком, но, в сущности, есть целая нация цветов, соединённых в одной чашечке и управляемых одним пестиком. Это — республика, где центральная часть наполнена гражданами-цветами, которые работают и размножаются, а периферия — бесполыми белыми лепестками, подобными отряду стражей, охраняющими всю общину. Видя это чудо творческого Духа, Я уже вижу Его созидающим позднее царство пчёл с его работниками, защищающей армией и королевской властью; повторение того же — в птичьих стаях и, наконец, — создание подобной организации для человеческих существ, план которой был впервые рождён в растительном царстве Природы3.
О ты, Афинская Республика, твою первоначальную форму Я вижу в головке клевера, включающего в себя множества отдельных, но равных граждан — цветов, растущих вместе на одном стебле, а Фемистокл, только один из них, возглавляет и управляет остальными — как главный среди равных!
Выше уже говорилось о ритмичных изменениях в состоянии земной коры, названных в геологии «революциями». Мы находим те же идеи в теософском учении. Жизнь проходит через нашу планету в виде квантованного, дискретного импульса или волны жизненной энергии, которая строит бесчисленные живые организмы, а потом несколько замирает для того, чтобы после миллионов лет появиться вновь, обогащенная более высокими и лучше приспособленными организмами. На нашей Земле было уже три таких, называемых «Кругами», жизне-волны, и в настоящее время пройдена середина Четвёртого Круга.
В Первом Круге кора Земли отвердела, и минеральное царство было прочно установлено. Во Втором Круге жизнь возникла в низших организмах в растительном и животном царствах Природы. В Третьем Круге на суше процветали лучше организованные растения, а позвоночные животные, от рыб до пресмыкающихся, владычествовали над морями и землями. Последний, Четвертый Круг, начался с кайнозойской эры, приблизительно 50 миллионов лет тому назад и развил цветущие растения, птиц и млекопитающих, за которыми следовало появление первых примитивных человеческих существ.
Эта картина соответствует прозрениям поэта о том, что в новую эру громадные пресмыкающиеся чудовища, принадлежащие предыдущему Кругу, не были допущены. В этот «Ноев Ковчег» вошли животные с более гармонично развитыми формами. И, наконец, в конце кайнозойской эры, появился Человек. Людские тела, согласно ясновидцу, были постепенно сформированы непрерывной работой «Духов Слова», Монад, которые с помощью духовных Разумов, создали в Лемурийской Расе настоящие человеческие проводники, поселились в них и позднее стали вполне самосознающими представителями человеческого царства Природы.
В глубоком созерцании ясновидец снова ощущает себя частью Групповой Души растительного царства. Он чувствует, что в начертании и созидании его форм «Бог геометризирует»4. Поэт может понять все эти чертежи, ибо они были его собственной работой, поскольку в далёкие эпохи он изведал жизнь растений, радуясь их задачам и достижениям.
Яркая спиральная галактика М81. Расстояние до неё 12 миллионов световых лет
В поэме есть интересные сопоставления. Ромашка, клевер и некоторые животные сообщества сравниваются с человеческим обществом. На этих примерах можно видеть, что Божественная Мысль разрабатывает на разных планах эволюции подобные образцы, проявленные сначала в растительном, потом — в животном царстве, чтобы, наконец, достичь более совершенной организации в человеческом обществе.
В постройке планетных форм руководящим импульсом была изначальная математическая мысль. Однако, в цветах Я вижу уже влияние примитивных эмоциональных вибраций. Я обоняю нежный аромат и красоту любви в некоторых цветах, но и яд, и страсть ненависти — в других цветах и фруктах. Здесь Дух овладел познанием Добра и Зла, чувством красоты и безобразия, секретом сотрудничества с Божественным Планом или грехом непослушания.
О, Ты, Первая Книга Творения, всё в Тебе — таинственный источник Мудрости и Истины. Приподняв свое Божественное покрывало, Ты постепенно раскрываешься для тех человеческих детей, которые стремятся достичь Небесного Царства. Однако, где конец работы Души в растительном царстве? В конце концов Она создает нечто, что поступает, как существо, которое двигается с намерением достичь назначенную цель. Я вижу росток гороха, растущий из земли, что, подобно зеленой гусенице, ползет по шесту, выбирает дорогу вверх и вверх, простирает свои руки к свету и Солнцу и, наконец, рождает цветы, которые, как белые бабочки, порхающие в воздухе, готовы, подобно Психее, взлететь в небеса.
Много, много признаков Мудрости Я вижу в растительном царстве. Морские водоросли достаточно сильны, чтобы противостоять постоянному давлению волн. Фрукты защищают своё внутреннее ядро, искусно строя вокруг него твёрдую защищающую скорлупу. Мхи и растения в горах знают, как расти почти без почвы, прирастая к голым скалам и сопротивляясь ярости бурь и дроблению пород. Я чувствую, что во всех этих ужасных испытаниях Я принимал участие. Я — Дух прошел через них во время моей многовековой творческой деятельности.
Чувство обоняния свидетельствует, что Я прошел через растительное царство. Запах розы пробуждает во мне воспоминания о тех временах, когда Я создавал красоту цветка в царстве растений. Этот восхитительный аромат всё ещё трогает меня, успокаивая боль и поднимая мою душу в область радости и счастья.
Но, довольно об этом периоде моей творческой деятельности в царстве растений. Я имел там множество форм, жил долгие века и, наконец, переменил их на царство животных. В этом царстве осторожно ползающая улитка делается более подвижной черепахой, которая, в конце концов, жертвует защищающей скорлупой, развивает крылья и взлетает к небу в теле жука.
В построении растений и цветов поэт видит не только изначальные математические формулы и геометрические образцы, но ощущает и первые примитивные чувства и эмоции. Есть растения, создающие красоту и гармонию, но существуют и те, что полны отрицательных чувств и поэтому вредны животным и людям. Стремление создать красоту и окружить нас, а также наш дом великолепными красками и формами есть наиболее возвышенные чувства цветов. По этому поводу бельгийский писатель и философ М.Метерлинк говорит:«Можем ли мы представить себе, чем было бы человечество, если бы оно не знало цветов?» Если бы они не существовали или были бы скрыты от нашего взора, как скрыты, может быть, тысячи не менее волшебных, невидимых зрелищ, окружающих нас, то были бы наши характер, способности, чувство красоты, отношение к счастью такими же, как сейчас?
Поэт перечисляет большие достижения Духа в растениях. Ясновидец знает их всех, так как они — его собственные творения, когда на плане растений он жил и работал в различных телах и организмах. Аромат розы, который сегодня восхищает и возвышает его душу, напоминает ему о тех далеких временах, когда его Монада существовала в растительном царстве Природы.
Пресмыкающиеся раньше всех развили способность летать, и им на смену пришло царство насекомых. Здесь, в прилежании муравьев и в общественной организации пчёл, Дух вырабатывал моральные добродетели. Некоторые редкие и специфические человеческие качества Я уже видел чудесно намеченными в низших царствах Природы, и это казалось мне доказательством, что мы сами создали эти добродетели. Среди домашних животных эти добродетели развивались при участии двух сторон. Например, когда арабский воин учит и дрессирует своего коня, он развивает в нём благородство и мужество и, возвышая его, ускоряет его эволюцию. Пастух, поучая собаку, тоже развивает в ней качества смирения и верности. Трудолюбие и усердие были развиты Духом в бесчисленных домашних животных, в то время как редкие героические качества обитают в теле льва и груди орла, которые любят грозу и наслаждаются бурей.
После бесчисленных веков растительной жизни пришло время оставить её, сделать следующий эволюционный шаг и войти в животное царство через беспозвоночных и насекомых. Монады начали свою жизнь в океане, потом победили землю и, наконец, в эволюционной борьбе и стремлении достигли небес.
В роях пчел и в муравейниках намечены образцы социальной организации, там же мы видим трудолюбие и сотрудничество для благополучия сообщества и самоотречение в служении. Добродетели, свойственные некоторым животным, впоследствии выявятся на гораздо более возвышенном уровне — представителях человеческого царства. Домашние животные развивают качества служения и полезности их хозяину-человеку. И, наконец, во льве и орле поэт видит представителей власти и силы, так что эти два создания со временем станут символом Царственности на вечные времена.
И Я чувствую, как вся Природа взывала к Богу в молитве о конечной форме человеческого существа, ибо через высшие достижения одного Духа, вся Вселенная, в её необъятных областях, будет возвышена этим величественным событием. Для рождения человечества деревья украшали себя прекраснейшими цветами и фруктами, огромные стада животных собирались на равнинах Рая в молитве и ожидании. Подобно сонмам Ангелов, высоко в небесах, окружённые великолепием радуги, летали гирлянды орлов, лебедей и журавлей. Глубокая тишина царила некоторое время, и тогда, о Господь, Ты пробудил и возвысил к Себе этот Дух, который был готов достичь человеческого уровня существования. Ты. внял молитвам и решил позволить ему облечься в новую форму на этом глобусе, и в этом образе Ты занес в список все его усилия и испытания, перенесённые в других царствах природы. Печать этих трудов неизгладимо отлилась в человеческой душе и может быть там прочитана в спокойный момент медитации и духовного мира.
Осанна Тебе, О Господи, ибо Ты — Творец, поэтому и мой Дух имеет качество самотворчества5.
В поэме получили освещение два эзотерических положения. Первое — это Закон прогресса или непрерывной эволюции, врожденное побуждение к которой есть в сокровенной сущности каждого сознания, что понуждает его подниматься по лестнице жизни и сознания. Это побуждение мы можем наблюдать уже в под-человеческих царствах Природы. Морские растения, лишайники и мхи со временем стали громадными папоротниками, хвощами и хвойными деревьями и впоследствии достигли кульминационного пункта в цветущих растениях и деревьях — высшем достижении растительного мира. В животном царстве ранние беспозвоночные создания превратились в рыб, амфибий и пресмыкающихся, которые в своё время достигли высшей точки, превратившись в птиц и млекопитающих. И тогда Монады, «Духи Слова», взывают к Господу Системы в покорной молитве об освобождении от уз Групповой Души, при помощи которой они с таким трудом проходили через геологические периоды и эры, и просят о свободе, об искре Разума, которая превратит их в индивидуальные человеческие существа — высшее достижение на каждой планете Солнечной системы.
Второе положение провозглашает сокровенную истину, что вся жизнь и сознание — едины, поэтому поэт утверждает, что через достижения одного Духа, всё сотворенное возвышается. В космогонических трактатах «Станцах Дзиан» мы читаем, что «Вселенского Разума не было, ибо не было Ах-хи (небесных существ), чтобы вместить Его» (и, следовательно, проявить его)6. Это, по-видимому, предполагает идею, что Вселенский Разум Солнечного Логоса является общей суммой всех разумов, сознаний и мыслей, проявленных в Солнечной системе. Поэтому при достижении каждой Монадой ступени развития человека и поднятия её на более высокий уровень сознания — Всемирный Разум всей системы тоже поднимается на более возвышенный план.
Для рождения человечества — великой космической драмы на нашем глобусе, место действия теперь приготовлено. Поэт ведет нас на равнины библейского Рая, где представители под-человеческих царств тоже принимали участие в церемонии. В небе царила глубочайшая тишина, когда Господь снизошёл свыше и разбудил ответ в ожидающих Монадах, которые были готовы вместить, и поднял их в свое божественное Сознание, давая им, таким образом, положение человека: «Ману-Мыслитель создаётся»7.
Одна из фресок Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы в Риме известна как «Сотворение Адама». На ней изображен Бог Отец, который парит на небе, а Адам лежит на скалистом склоне горы. Он взошёл на эту гору, медленно прогрессируя через предыдущие царства Природы, и теперь он протягивает свою руку к Богу, моля об искре Разума свыше. Отвечая на эту мольбу, Бог Отец протягивает свою всемогущую руку к человеческой форме и — о чудо! Индивидуальное «Я» появляется на сцене космической творческой драмы! И поэт заканчивает свою молитву, вознося благодарность Творцу, но, также утверждая, что он сам, как Монада, работал в этом достижении и поэтому имеет полную заслугу в самосоздании.
Теперь Я должен удалиться из этих величественных высот моего вдохновения. Стоя на скале Творчества, Я обозреваю всё, что сделал за долгие века моего прошлого как член человеческой семьи. Я вижу, какие человеческие добродетели и духовные силы развил — о них, возможно, буду говорить в другой раз. Теперь Я хотел бы ещё раз посмотреть на напряжённую работу и тяжёлые испытания измученной Природы и попрощаться с ней, прежде чем покинуть этот глобус.
О, Дух мой, когда ты терпеливо трудился в минеральном царстве, в твердом каменном теле, Ты никогда не мечтал, что благодаря этой жертве позже будешь непрестанно рождаться в постоянно меняющихся телах и будешь иметь способность творить новые формы для обитания других собратьев — Духов. Ты только приготовляешь жилища для собратьев, которые готовы к рождению и даёшь им возможность проявиться на этом глобусе. Это бессмертие, приобретённое посредством смерти, показывает, что через Жертву Дух побеждает смерть и покоряет материю.
На руинах гордой Римской Империи, между разрушенных колонн и обелисков, Я наблюдал воробья, который садился на разбитые могильные плиты — и это был такой же воробей, которого видели римские легионеры двадцать веков тому назад, хотя морской берег изменил свои очертания, а город исчез под покровом из пыли и песка.
После осмотра своих жизней в под-человеческих царствах Природы поэт обращает внутренний взор к своему завершению в виде человека, к усилиям и работе во многих человеческих воплощениях. Он не описывает их в данной молитвенной поэме, а оставляет это для другого трактата. Вторая поэма написана несколькими годами позже и известна как «Беседы об Основной Мудрости», что представляет собой род сокровенного антропогенезиса и является глубоким исследованием внутренней природы человека и великих космических Законов кармы и перевоплощения.
Это похоже на удивительное совпадение, ибо у Ю.Словацкого прослеживается та же последовательность, которая сорок лет спустя, представлена и в «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской. В первом томе, «Космогенезисе», описывается создание мира и эволюция жизни через суб-человеческие царства Природы. Во втором томе, « Антропогенезисе», мы имеем историю рождения человечества и эволюцию человека до настоящего уровня сознания.
Далее мы имеем короткое объяснение Космического Закона эволюции через перевоплощения. Поэт подчеркивает, что человек есть духовное существо и появляется в физическом проявлении в соответствующих перевоплощениях. Родители не творят душ своих детей, они только приготовляют физические тела, которые используются перевоплощающейся Монадой, «Духом Слова». Такой же процесс поэт видит в под-человеческих царствах Природы, в которых материальные тела уничтожаются, но обитающая в них жизнь продолжает существовать из поколения в поколение в каждом виде растений и животных. Воробьи, гнездящиеся на руинах древнеримского города, являются проявлением той же Групповой Души, как и птицы, которые летали там две тысячи лет тому назад, когда Римская Империя процветала во всем своем великолепии и славе. Формы появляются и исчезают, но обитающая в них жизнь и сознание — вечны и бессмертны.
Бог не забыл работу, страдания и победу Духа. Он сохраняет летопись его деятельности и достижений в вечной золотой Книге, запечатанной для всех, но, если мы достойны, Он открывает перед нашими глазами золотые страницы её творческих записей, эти начертания наших Истоков для того, чтобы мы поняли их смысл и подготовились к будущим урокам.
Радуйся, о Дух, если в состоянии читать некоторые из этих записей и твоё сознание подтверждает, что правильно и точно обрёл принципы Божественного Плана и Божественной Мысли, создавая и разрабатывая Великий План Эволюции.
Но учения и опыт минувших веков, не дающие правильного направления для будущего, не стоили бы ничего. В этих записях мы ясно видим закон нашей грядущей деятельности, и имя её — Жертва. В Жертве, Мудрости и Любви находятся все скрытые ценности для творчества в ближайшей и отдалённой будущности нашего существования.
Упоминаемые здесь «золотые страницы Книги наших творческих записей» есть то, что в эзотеризме называется «Акаша» или «Хроника Акаши». Это есть сверхфизический посредник, в котором память о всём том, что случилось на нашей Земле, зарегистрирована и сохранена подобно тому, как наши индивидуальные воспоминания сохраняются в психических тайниках человеческой души8. Эта Книга запечатана для всех, но, если ясновидец в состоянии поднять фокус своего сознания на высший план, он сможет их прочесть.
Георг Вильяме Руссель (1867-1935), ирландский писатель и художник, был одним из немногих людей, одарённых психической силой ясновидения прошлого. В его «Candle of Vision» (изданной в 1918 г.) он утверждает: «Я был способен иногда умышленно вызывать из памяти Природы образы личностей или вещей из далёкого прошлого, которые я хотел познать... Факт, что Земля сохраняет такие воспоминания, сам по себе очень важный, так как когда-нибудь мы откроем эти неразрушимые записи, и это заставляет нас предполагать, что в будущем тренировка в ясновидении сможет привести к революции человеческого знания».
Как индивидуальная Монада, одна из «Духов Слова», поэт радуется, что мог видеть «Хронику Акаши» своего эволюционного прошлого, и он полон радости и счастья, что, как Монада, принимал участие в великой работе Создания в Плане Эволюции. Однако он видит, что это знание окажется бесполезным, если оно не даёт правильного направления для будущего. Служение и Жертва, соединённые с высокой Мудростью, станут в будущем высшим человеческим достижением, и всеобъемлющая Любовь пребудет в основе сокровищ нашей деятельности, в близком и далёком будущем, теперь и в последующих веках.
Помоги мне, Господи, чтобы мои слова, написанные с глубокой прозорливостью и интуицией, дошли до моей страны и моего народа и пробудили в нём скрытые духовные силы Любви и Мудрости.
Я молю, Господи, о Мудрости и Вере, о проницательной Вере и о Чувстве Бессмертия, рождённых от Веры, которая ЗНАЕТ, ибо она понимает творческие силы Духа, в которых я уже вижу Пламенного Ангела будущей Жертвы.
ИБО ВСЁ СОЗДАНО ДУХОМ И ДЛЯ ДУХА, И НИЧТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ ДЛЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ. Это будет очищенная Мудрость моей нации в будущем, в которой родится единение чувств, ведущее мою страну к её конечному достижению, к цели, избранной для неё в творческом плане Божественного Царства на этой планете.
Молитвенная поэма кончается пылким воззванием к Богу о том, чтобы великие духовные истины, которые она содержит, принесли утешение и помощь польскому народу, страдающему от оккупации соседних стран, которые покорили Польшу и вычеркнули с карты Европы. Поэт молится о «Мудрой Вере», о понимании его согражданами творческих сил Духа и великого космического Закона, что «ВСЁ СОЗДАНО ДУХОМ И ДЛЯ ДУХА». Если они всегда будут держать эту истину в своих умах, духовные ценности станут преобладать и помогут противостоять силам Зла, которые грозили разрушением их национальной жизни. Через очищенную Мудрость Законов Духа мы достигнем, в конце концов, цели Эволюции, низведя Царство Божие с небес на землю, на которой живем.
Материал подготовлен О.М.Порожняковой
- Ваши рецензии