Гербовая символика города Святого Петра
Общеизвестно пристрастие Петра I к символическому отображению важных событий. Видимо, эта склонность появилась у него ещё со времён Большого посольства в Голландию (1697-1698). Вот почему он организовывал после военных побед на море и суше помпезные шествия, сопровождаемые прохождением войск через триумфальные арки. Этим же можно объяснить и желание царя упорядочить геральдическую систему России, для чего он создал специальную геральдическую контору. Русский историк Н.И.Павленко писал: «...после кампании 1702-1703 гг. всё течение Невы оказалось в руках русских, причём у истоков и устья реки находились две крепости, имевшие в глазах Петра символическое значение: Шлиссельбург (ключ-город) у истоков и Санкт-Петербург (город Св. Петра; по христианскому преданию Св. Пётр владел ключом от врат рая) у устья...».
Рис. 1. Герб С.-Петербурга (1780)
Все эти события должны были бы иметь некий «петровский» образно-художественный аналог. Оказалось, он есть! В картографическом отделе Государственной Национальной библиотеки г. С.-Петербурга нами обнаружена карта Ингерманландии, исполненная в 1704 г. голландцем на русской службе Адрианом Шхонебеком. В правом нижнем углу карты он изобразил композицию из аллегорических фигур. Среди них фигура римского воина, держащего в руке овальный щит. На нём, на фоне двух положенных крест-накрест ключей(!) расположен стоящий на одной лапе журавль, а другой держащий ядро (камень). Отметим, что исторической границей между двумя шведскими провинциями Ингерманландией и Кексгольмией (Карелией) являлась река Нева. Шхонебек был хорошо знаком с геральдическими правилами, неплохо разбирался и в истории европейской геральдики. Об этом свидетельствуют его многочисленные работы, в том числе и те, которые выполнены в России: например гравюра «Корабль «Гото Предисти-нация» (1701) или «Осада Азова в 1696 г.» (1699). Совершенно не случайно, Шхонебек был назначен Петром руководителем гравировальной конторы. Читателю, видимо, уже понятно, что означают два ключа в композиции на щите. А что же выражает специфическая фигура журавля? По геральдическим канонам она символизирует бдительность. Известно, что подобные фигуры изображались в родовых гербах маркграфов или владетелей пограничных графств в ряде европейских государств. Существует и объяснение позы журавля. Якобы, при перелётах, в местах ночёвок стая оставляет на ночь одного из своих собратьев. Тот «дежурил», стоя на одной ноге, держа в другой камень. Если он засыпал, то камень выпадал и ударял по лапе — сторож просыпался и продолжал «дежурство». Композицию Шхонебека можно расшифровать примерно так: «Граница (река Нева) на замке. Её ключи (от устья и истока) в руках русской армии, являющейся бдительным надёжным стражем невского рубежа».
Позднее в гербах С.-Петербурга эти символы (ключи и журавль) не изображались. В ходе Северной войны граница России отодвинулась с невского рубежа далеко на север. Бдительная птица журавль оказалась нужной на новой, уже не южной, а северной границе Карелии. Так он «перелетел» с реки Невы на реку Вуоксу и обосновался, начиная с 1729 г., в гербе Карелии, а затем с 1788 г. по Указу Екатерины II, в гербе древнерусского города Кексгольма (ныне Приозёрск), основанного ещё в 1295 г.
Рис. 2. Герб С-Петербургской губернии (1878)
История же герба С.-Петербурга оказалась традиционно связанной с петровской армией. Ещё в ходе Северной войны встал немаловажный, по тем временам, вопрос о кормлении войсковых подразделений (полков). Пётр I посчитал удобным возложить эту функцию на территории, или города, в которых дислоцировались войска. Так появились Московский, Киевский, Кексгольмский, С.-Петербургский и другие полки.
Отметим, что ранее полки назывались по именам их командиров. Для отличия полков по территориальному признаку помимо соответствующих названий, на их знамёнах стали нашиваться гербы тех территорий, к которым они были приписаны. В случае, когда гербы отдельных городов и территорий не существовали, а это, как правило, были вновь завоёванные земли, на знамёнах изображались временные придуманные знаки.
Первый символ города С.-Петербурга появился на знамёнах его полков в 1712 г. Он имел вид золотого пылающего сердца под золотою же короною и был окружён серебряной княжеской мантией. Символ использовался только на знамёнах и утверждён в качестве герба не был.
Рис 3. Один из неофициальных (не утверждённых) символов г. Ленинграда
В 1721 г. Петром Великим была создана герольдмейстерская контора. Во главе её был поставлен С.А.Колычев. Его помощником был определён пьемонтец граф Франциск Санти. Последний стал одним из основоположников новой русской геральдики. Ему принадлежат рисунки многочисленных гербов территорий и городов России периода 20-х годов ХVIII столетия, в том числе рисунка герба С.-Петербурга. Следует отметить, что авторство ряда городских и территориальных гербов (кроме С.-Петербурга) не всегда подтверждается документально из-за утраты многих рисунков в результате ареста и ссылки графа в 1727 г. по подозрению в антигосударственной деятельности.
Очередной пакет рисунков гербов, предназначенных для полковых знамён, был представлен к высочайшему утверждению губернатором Ингерманландии и Карелии графом Б.К.Минихом в 1729 г. Среди них был и герб С.-Петербурга. Вот описание этого герба, приведённое в работах русских геральдистов XIX в. А.Б.Лакиера и П.П.Винклера: «Санкт-петербургский, скипетр жёлтый, над ним герб государственный, около его два якоря серебряные, поле красное, вверху корона императорская». С тех пор и поныне основной рисунок герба оставался, практически, неизменным. Фигуры, изображённые на нём, означали: императорский скипетр с российским двуглавым орлом — столицу России, морской якорь со штоком и двумя лапами — морской порт, речной якорь без штока с четырьмя (а затем тремя) лапами — речной порт, красный фон щита — пролитую в сражениях кровь.
Несколько иначе оформленный герб (на щите французского типа) был утверждён императрицей Екатериной II 7 мая 1780 г. (рис.1). Вот его описание: «В красном поле два серебряных якоря, наложенные крестом, и на них золотой скипетр».
Рис. 4. Герб Ленинградской области
Позднее, в 1878 г., центральная фигура герба получила обрамление в виде дубовых листьев, увитых андреевской лентой и украшенных вверху императорской короной (рис.2). Такой герб символизировал С.-Петербургскую губернию. Несколько отличным, по сравнению с гербом 1780 г., было и описание: «В червлёном щите золотой императорский скипетр на серебряных косвенно накрест наложенных якоре и кошке (о трёх лапах). Щит увенчан императорскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными андреевскою лентою». Заметим, что речной якорь в новом описании имеет своё традиционное название — «кошка» и лап у неё не четыре, как в гербе 1780 г., а три, как и положено «кошке». Этот же герб, но без обрамления, по-прежнему оставался символом самого С.-Петербурга. Оба герба просуществовали до 1918 г., когда все прежние символы и регалии императорской России были отменены.
Рис. 5. Значок с изображением, подобным С.-Петербургскому гербу
В 1924 г. С.-Петербург был переименован в Ленинград. В советское время в качестве символов города на Неве использовались изображения его исторических архитектурных памятников: чаще других «Медного всадника» и адмиралтейского шпиля с характерным парусным корабликом на его верхушке.
Примерно с конца 70-х годов XX века появились изображения, похожие на прежний герб С.-Петербурга. В магазинах Москвы и Ленинграда стали продаваться значки со старыми гербами городов бывшей Российской империи, ставшие предметом коллекционирования. В середине 80-х годов появились отдельные подобия гербов городов. В 1991 г. была создана геральдическая служба России, которую возглавил известный современный геральдист Г.В.Вилинбахов. Многие города обзавелись утверждёнными местными властями гербами. Отрадно, что возрождён и герб С.-Петербурга. Его утверждение президиумом Ленинградского Совета народных депутатов состоялось 6 сентября 1991 г. Он полностью повторяет герб 1780 г. Но депутаты допустили маленькую неточность. К гербу 1780 г. они «пристроили» сокращённое описание герба 1878 г.: «В червлёном щите золотой императорский скипетр на серебряных косвенно накрест положенных двух якорях». В отброшенной части текста имелась информация о разнородности якорей (один морской, другой речной), словесно-символически отображающей тот факт, что С.-Петербург и морской и речной порт.
В заключение отметим, что герботворчество является насущной потребностью и неотъемлемым правом общества на символическое отображение существа и значимости своих городов, краёв, страны. В этой связи нельзя не упомянуть образного высказывания известного философа древности Конфуция: «Знаки и символы управляют миром — а не слово и не закон».
г. Санкт-Петербург
- Ваши рецензии