warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Искусство и познание инобытия

В номере, посвященном КРАСОТЕ, журнал открывает новую рубрику: «Мир Прекрасного». Впрочем, на эту вечную тему можно найти статьи в каждом номере. Намерение поговорить об этом специально, наверное, не случайно. Оно невольно совпало с важным событием в Международном Центре Рерихов — проходившей в Москве в Музее имени Н.К.Рериха с 9 по 11 октября 1998 г. международной научно-общественной конференции «Искусство как способ познания инобытия» и выставкой «Неземные миры земных художников». Напомним, что ежегодные тематические мероприятия МЦР приурочиваются ко дню рождения великого мыслителя и художника (9.10.1874 г.).

Участниками акции были и три члена редколлегии «Дельфиса»: М.Ф.Дроздова-Черноволенко, дивные картины покойного мужа которой неделю радовали сердца и взоры посетителей (см. «Дельфис» №2(10)/97); Е.М.Величко (об этой замечательной женщине см. статью А.Кабановой «Ищущие истину» в данном номере журнала) и Н.Н. Якимовой, чьи две работы в оригинальной технике, использующей естественную текстуру дерева, тоже были представлены на выставке (см. «Дельфис» №2(5)/95).

 

Искусство и познание инобытия

Автор Н.Н. Якимова

 

Заслугой Центра является то, что положено начало своевременному и серьёзному разговору о глубинной связи творческого импульса в человеке с тонкоматериальными невидимыми планами мироздания. Об этих ноуменальных сферах, как подлинно реальных, поведано было людям более ста лет назад в трудах Е.П.Блаватской, затем в философском, литературном и художественном наследии семьи Рерихов, прежде всего, в Учении Живой Этики, а также, добавим — в Учении Храма (Алсион, США). И, быть может, как символ единения в этом потоке мысли, постепенно охватывающем всю нашу планету, летели в самолете, не отставая от Солнца, 11 октября в Нью-Йорк, тоже в Музей Н.К.Рериха, трое других сотрудников «Дельфиса» — главный редактор Н.А.Тоотс, её заместитель С.Ч.Белинская и директор журнала, замечательный художник В.В.Надёжин, а целью их дальнейшего маршрута в Америке как раз и был Алсион в Калифорнии, где 15 ноября Храм Человечества праздновал своё 100-летие (см. «Дельфис» №2(15)/98).

Итак, реальность инобытийных планов, где высоки вибрации и пространственные измерения, откуда нисходит трепетное озарение в ответ на устремлённый зов вдохновенного труженика. Искры благодати трансформируются в нашем плотном мире и воспринимаются людьми как достижения и подлинные шедевры в различных направлениях искусства — в звуках музыки и слова, в линиях и красках, в скульптурных формах, танцевальных «па» и жестах, в конструкциях зодчества и формулах науки, в алгоритмах и проектах техники. И красота — как раз та самая универсалия, которая служит «мостом», соединяющим два берега — обжитой, зримый и дальний, невидимый. О тернистом пути красоты и говорила в обширном и интересном докладе Первый вице-президент Центра-Музея, писатель, кандидат исторических наук Л.В.Шапошникова.

О своеобразии японской традиции, согласно которой красота существует изначально и вечно, рассказывала, как всегда захватывающе, известный востоковед, доктор филологических наук Т.П.Григорьева. «Красота небытия в искусстве японцев» — назывался этот доклад, и касался он в основном японской поэзии, в которой просвечивает логика небытия, логика целостности. Неизменное пребывает в изменяющемся, и нет изменчивого без неизменного. О красоте надо не столько рассказывать, сколько пробуждать во всём чувство красоты. Тогда оно проходит через сердце, и тогда оно истинно. А истина делает нас свободными и искренними. Вне свободы ничто не может быть совершенным. «В полночь видеть Солнце» — состояние полного раскрытия сердечного разума. Очарованные миром, мы приобщаемся к его ритму, сообразуемся в творческую силу Вселенной. Великая и нежная, чуткая поэзия Японии тому вторит, будучи именно рождённой, а не написанной, созвучной по мироощущению русской душе...

Перечислим коротко и другие наиболее интересные выступления: директор Оптического театра Центра-Музея С.М.Зорин — «Новый инструментарий художника для отражения тонких миров в мире проявленном»; кандидат исторических наук С.Л.Рыкова — «Традиционное художественное мышление китайцев»; кандидат искусствоведения А.И.Бандура (автор, знакомый читателю «Дельфиса») — «Структура тонких миров в музыкально-философской космогонии А.Н.Скрябина»; заслуженный деятель искусств композитор М.А.Марутаев — «Числовая гармония мира как сущность мироздания»; старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника А.С.Пушкина С.П.Иванов — «Пушкин — предтеча духовной революции»; директор органного зала Иркутской филармонии Л.В.Янковская — «Живые камни духовного Храма»; руководитель Центра культуры «Живая Этика» в г.Владивостоке Л.Г.Хмелева — «Гении и искусство познания инобытия»; из г.Екатеринбурга кандидат философских наук О.А.Уроженко — «Пластические искусства об инобытии». Так что лейтмотивом конференции, безусловно, была мысль русского философа Н.А.Бердяева о том, что величайшие подъёмы духовного творчества связаны с признанием существования Иного Мира.

Очевидно, что искусство, как и культура в целом, включая науку, способствуют накоплению красоты в планетарном масштабе, являясь следом, итогом творческих импульсов-путешествий человека и всего человечества из мира дольнего в мир горний и обратно. И потому искусство полнится не только переживаниями и чувствами, но и знаниями — знаниям об инобытии, которые надобно разгадать и принять. Через искусство говорит с человеком многослойный тонкий мир, а также высокий ментальный, вплоть до Огненного, — с великими Мастерами и одухотворёнными Вестниками. Таким Мастерами были Леонардо да Винчи и в век наш — Николай Рерих. Прекрасны запёчатлённые тонкие планы у сына его Святослава, выполненные уже на склоне лет (несколько полотен можно было увидеть на выставке), у «абстракциониста» В.В.Кандинского, у художников группы «Амаравелла», из которых в Музее были показаны работы В.Т.Черноволенко и Б.А.СмирноваРусецкого. Поистине мы заглядываем через волшебные окна в иномиры...

Иногда лишь в зрелости, а то и в старости, человек берётся за кисть. Значит его посетили особые прозрения, заговорил опыт прежних жизней, и надо это выразить, передать людям. Такие непрофессионалы в порыве неудержимого творческого устремления доводят технику исполнения до удивительного, самобытного профессионализма. Профессионализм же способствует упрочению «канала связи» между обоими мирами — нашим физическим и инобытийным; «провод» становится крепким, гибким, неразрушаемым, более чутким, питающим сокровищницу Чаши.

Но сколь опасны бывают для новичков и несовершенных духом «беседы» с разноликим астралом, где на нижних его «этажах» царят в умноженной силе негативные страстные влияния, поступающие к нам в земной мир! Предостережений всегда было достаточно — от Е.П.Блаватской и Рерихов, потом от Б.Н.Абрамова и Н.Уранова. Однако изучать явления связи необходимо во всём объёме, даже если это царапает глаз и сердце. И в этом смысле выставка в МЦР была интересна и смела своим разнообразием: можно было видеть не только мастерство и профессионализм, высокий вкус и душевную теплоту, но и самостийность, иногда не вполне убедительную по сердечному импульсу и качеству, но в общем добрую и искреннюю. В связи с этим уместно вспомнить высказывание Е.И.Рерих из письма от 22.09.50 г. в Америку: «Необходимо понять разницу между видениями и переживаниями медиумов, психиков, медиаторов и йогов, <...> все истинные переживания и видения прежде всего отличаются простотой и краткостью. Красота высшая именно в простоте».

В заключение, хотелось бы пожелать организаторам выставки в МЦР проводить подобные мероприятия регулярно и с непременным привлечением талантливых художников, чьи работы малоизвестны, но всё же вполне достойны украсить стены такого музея, как Музей имени Н.К.Рериха. И уместно будет привести здесь древнее напутствие: «Душа никогда не увидит красоты, если сама раньше не станет прекрасной, и каждый человек, желающий увидеть прекрасное и божественное, должен начать с того, чтобы самому сделаться прекрасным и божественным» (Плотин).

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: