К.Э.Циолковский и писатель-фантаст И.А.Ефремов
Человечество вступило в третье тысячелетие. Каким оно будет? О будущем Земли и человечества ещё в начале ХХ века писал Константин Эдуардович Циолковский, основоположник космонавтики и автор многочисленных работ по космософии, до сих пор не оценённых должным образом. В работах «Причина космоса» [6], «Космическая философия» [7], «Воля Вселенной» [8], «Монизм Вселенной [9], «Будущее Земли и человечества» [10] и других он даёт картину повсеместной населённости Вселенной, предлагает пути спасения человечества, когда начнёт остывать Солнце, говорит о бессмертии рода человеческого и о том, каким будет общество на Земле.
К.Э.Циолковский, разрабатывая проблему ракетного передвижения в космосе и мысленно прокладывая первые межзвёздные трассы, пророчествовал о создании в далёком будущем грандиозных республик высокоразумных обитателей планет, солнечных систем и млечных путей. «Вселенная, – писал Циолковский, – полна разумными, могущественными и счастливыми существами. Их гений и могущество и заселили Вселенную, избавив её от мук самозарождения. Эти существа подобны совершенным людям, которые произойдут от теперешнего человечества» ( [18], с. 128).
Эти идеи послужили отправной точкой для его философских работ и научно-фантастических произведений, проникнутых светлым оптимизмом и верой в бесконечное совершенствование человечества. В 1895 году в научно-фантастической повести «Грёзы о Земле и небе» Константин Эдуардович впервые высказывает мысль о том, что в результате эволюции человечество станет, подобно растению, улавливать солнечные лучи и за счёт этого существовать. «Видите зелёные придатки нашего тела, имеющие вид красивых изумрудных крыльев? – В них содержатся зёрнышки хлорофилла» ( [12], с. 74). Таким образом, К.Э.Циолковский за тридцать лет до В.И.Вернадского [19] высказал идею об автотрофности человека (способности синтезировать органические, питательные вещества из неорганических соединений путём фотосинтеза, то есть с использованием энергии Солнца).
Очерки и повести на космическую тематику – «На Луне» [11], «Грёзы о Земле и небе» [12], «Вне Земли» [13], «Цели звёздоплавания» [14] и многие другие подкреплялись серьёзной аргументацией из его теоретических работ по ракетодинамике, таких, например, как «Исследование мировых пространств реактивными приборами» [15]. В ней Циолковский показал и подтвердил расчётами возможность преодоления «панциря тяготения Земли». В 1911 году он написал свои знаменитые слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство» ( [16], с. 4).
Развивая идею распространения человечества в бескрайних просторах Вселенной, К.Э.Циолковский высказывает мысль о том, что самозарождение «совершенных существ» (подобно тому, как это происходит на Земле) – путь долгий, мучительный и нецелесообразный. «Мы уверены, – писал он, – что зрелые существа Вселенной имеют средства переноситься с планеты на планету, вмешиваться в жизнь отсталых планет и сноситься с такими же зрелыми, как они. Разум и могущество этих существ ликвидируют зачаточную жизнь на других планетах и заселят их своим потомством» ( [8], с. 44). Эти идеи послужили толчком к многочисленным и необоснованным нападкам на него и даже обвинениям в фашизме. Однако он многократно повторял, что невозможно какое-либо насилие. Он выводит «Закон милосердия». Главы его трудов называются «Свобода передвижения», «Свобода образования обществ и предприятий», «Свобода обмена и торговли». Но была и «Свобода общества ограничить деторождение»… Циолковский не остался в стороне от модной в 20-е годы прошлого века евгеники. Как и многие учёные, он высказывал идеи об ограничении в будущем деторождения «для усовершенствования человека, избавления от калек, уродов, больных, слабоумных». Рецепт предлагался простой – не давать им размножаться. С точки зрения нынешней морали, эти предложения сомнительны. Но то было сильное направление в науке, которое увлекло в те времена многих, в том числе не обошло стороной и К.Э.Циолковского. Ещё в 1929 году он высказал смелую гипотезу: «Каждая планета с течением времени объединяется, устраняет всё несовершенное, достигает высшего могущества и прекрасного общественного устройства. Объединяются также ближайшие группы солнц, млечные пути, эфирные острова и т.д.» ( [17], с. 111).
Идеи К.Э.Циолковского, несомненно, оказали влияние на взгляды Ивана Антоновича Ефремова, основоположника и классика советской научной фантастики, учёного-палеонтолога, философа и одного из последних энциклопедистов XX века, мыслителя, который, как и Циолковский, намного опередил своё время. Всемирную славу Ефремову принёс его социально-философский роман «Туманность Андромеды», предвосхитивший начало космической эры. В нём И.А.Ефремов дал тщательно мотивированные представления о новом общественном устройстве – идеальном коммунистическом обществе.
Вслед за Циолковским писатель считает, что человечество не является единственным источником мысли, что во Вселенной, в её галактиках, рассыпаны очаги, где господствует разум, и эти очаги со временем соединятся в Великое Кольцо общения и взаимопомощи. Но в отличие от многих своих современников Ефремов был убеждён, что мыслящая жизнь может проявляться только в антропоморфной форме, и строит свою теорию настолько обоснованно и чётко, что ей невозможно не поверить. Об этом говорят и герои его замечательного романа «Туманность Андромеды» [2], вошедшего в мировую литературу наравне с романом Г.Уэллса. В статье «Космос и палеонтология» Ефремов подчёркивает то единство мироздания, которое «позволяет нам понять и даже предсказать ход развития в иных мирах…» ( [3], с. 368).
Космическую тематику Иван Антонович открывает повестью «Звёздные корабли» [4], в которой говорится о том, что ещё в глубокой древности на Земле была высокоразвитая цивилизация и Землю посещали представители других цивилизаций.
Одной из самых ярких и покоряющих воображение идей И.А.Ефремова является объединение цивилизаций. Вера писателя в беспредельное могущество человека получила воплощение в грандиозной фантастической идее Великого Кольца Миров. Она так хорошо продумана и точно изложена, что воспринимается не только как фантазия, но и как научная гипотеза. Сам автор в послесловии к журнальной публикации романа признаётся, что в процессе работы над романом он несколько раз сокращал дистанцию, отделяющую нас от времени действия романа: четыре тысячи лет, три тысячи, две… Однако запуск искусственных спутников Земли в 1957 году показал ему, что сроки воплощения подобной мечты могут быть ещё более сокращены.
Вот как автор представляет себе будущее земной цивилизации. Выработан всемирный язык общения. Постепенно стираются этнические и национальные различия. В великом смешении рас и народов образуется единая семья планеты. Общественное развитие убыстряется с каждым новым веком, и сотворчество человека и природы растёт гигантскими шагами. По мере того, как изживаются пороки и предрассудки, унаследованные от прошлого, вдохновенный творческий труд становится естественной потребностью людей, преображает не только Землю, но и самого человека. Апофеозом, венчающим торжество мысли, становится приём сообщения, дошедшего из далёкой галактики Туманности Андромеды, исполинской спиральной звёздной системы, превосходящей по размерам нашу Галактику. «На краю нашей Галактики находится Солнце и крошечная пылинка Земля, сцепленная силой знания с множеством обитаемых миров и распростёршая крылья человеческой мысли над вечностью Космоса!»
Если повесть «Звёздные корабли» можно считать прологом к роману «Туманность Андромеды», то повесть «Сердце Змеи» [5] является уже эпилогом этого романа. В ней показана первая встреча землян с внеземным разумом.
В отличие от К.Э.Циолковского И.А.Ефремов считал, что вмешательство в жизнь «отсталых планет» может привести к нежелательным конфликтам и столкновениям: «…всякое вторжение на подобные планеты ведёт к неизбежным насилиям вследствие глубокого непонимания».
Всякое вмешательство недопустимо как на Земле, так и во Вселенной. Эта мысль кажется нам удивительно современной, особенно в связи с последними событиями в нашем мире и попытками перекроить человечество на единый «правильный» лад.
Как пойдёт развитие человечества пока предугадать очень трудно. Но думается, что те идеи, которые были заложены К.Э.Циолковским и И.А.Ефремовым, послужат хорошим примером для развития земной цивилизации. Со временем люди поймут, что только общими усилиями возможно достигнуть мирного развития жизни на Земле и установления контактов с другими цивилизациями. Мы – одно единое со Вселенной.
- Ваши рецензии