Княгиня М.К.Тенишева о Н.К.Рерихе
В 1903 году Н.К и Е.И. Рерихи приехали в Талашкино.
…Художник, одаренный тайными видениями, умеющий проникать духовным взглядом в далёкую старину, редкий по богатству творческой фантазии. Ему эти луга, наверное, рассказали бы свою древнюю сказку, а он передал бы её в каком-нибудь вдохновенном произведении с присущим ему талантом. Н.К. (кроме Врубеля) единственный художник, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся. Наши отношения – это братство, сродство душ…
Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было сделать хорошего, прекрасного и честного…
… Мне хотелось втайне, чтобы он с семьёй поселился здесь, по соседству. Мне всегда не хватало общения с человеком, живущим одними со мной художественными интересами…
…Н.К. страстный археолог, а я всю жизнь мечтала покопаться в древних могильниках, открыть вместе страницу седого прошлого…
… Только один Н.К. умел смотреть и увлекать за собой, воплощая в форму и образы те давно прошедшие времена, о которых многие смутно подозревают, но не умеют передать во всей полноте. Я зову его Баяном, и это прозвище к нему подходит. Он один даёт нам картины того, чего мы не можем восстановить в своём воображении.
Второй приезд в 1908 году, лето.
После Парижа Мария Клавдиевна возвращалась в Талашкино. В Москве к ней примкнул Николай Константинович.
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии