warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Костюмы и декорации Н.К.Рериха для чикагской "Опера Компани"


(Влияние русского стиля на американскую моду)

Соболев А.П., президент Исследовательского фонда Рерихов

Творчество Николая Константиновича Рериха широко, многообразно и содержательно. Каждая страница биографии представляет собой живую и самостоятельную главу, создающую общую картину жизни и деятельности выдающегося мастера. Об одной из таких неизведанных страниц мне и хотелось бы рассказать.

Осенью 1920 года Рерих вместе с семьёй после нескольких лет, проведённых в Финляндии и Англии, по приглашению директора Чикагского института искусств Роберта Харше переезжает в Соединённые Штаты Америки для проведения выставочного турне по этой стране.

После прибытия Рериха русскоязычные газеты запестрели заголовками с его именем. «Местные культурные силы русской колонии в Америке стали богаче: приехал один из крупнейших русских художников, поэт и писатель-теоретик Николай Рерих. Художник с яркой и неповторяемой индивидуальностью…»1.

18 декабря 1920 года в нью-йоркской Кингор-галерее, расположенной на Пятой авеню, состоялась первая выставка Рериха за океаном. На ней было представлено около ста работ мастера, написанных в разные годы жизни. Центральными полотнами явились картины «Сокровище ангелов», «Варяжское море», «Зов солнца», «Сыны неба», «Песнь водопада» и другие. К открытию экспозиции выпустили каталог, в котором в качестве патронов фигурировало множество известных имён. Торжественное открытие прошло при большом стечении людей. Среди собравшихся присутствовал индийский поэт, лауреат Нобелевской премии Рабиндранат Тагор.

В первый день выставку посетило около 10 000 человек. Зинаида Григорьевна Лихтман (во втором замужестве Фосдик), впоследствии исполнительный директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, так описала своё впечатление от встречи с картинами художника: «Я стояла перед “Сокровищем ангелов”, “Русью языческой”, “Экстазом” – тремя огромными полотнами сверхчеловеческой красоты и покоя, которые только великий мастер, сродни Леонардо да Винчи, мог задумать и воплотить в красках. В моём восприятии толпа отхлынула, затихла. Я стояла лицом к лицу с Бесконечностью – с первым человеком, строящим себе жилище, поклоняющимся божественным образам и приобщающимся к Богу. Великие просторы космического масштаба, горы, водные потоки, массивные скалы, земные и небесные вестники, смиренные святые и герои населяли мир Рериха, который он, в свою очередь, отдавал людям с той щедростью, которая отличает истинно великих в искусстве. У меня перехватило дыхание, слёзы подступали к глазам, мысли и чувства переполняли сердце. Мой до того момента замкнутый мир уступал место другому – миру неземной Красоты и Мудрости»2.

Экспозиция в Кингор-галерее работала до 15 января 1921 года, в феврале выставка открылась в Бостоне и далее её повезли по разным городам Америки. Во время выставок Николай Константинович выступал с лекциями по искусству. Вскоре на свет появились его новые картины, написанные по впечатлениям от поездок в Аризону, Санта-Фэ и на остров Монхеган. Одновременно им создаются произведения на русские темы, например, серия «Sancta».

В общей сложности картины Н.Рериха были показаны в 29 городах Соединённых Штатов Америки. За это время их посетили сотни тысяч людей, музеи и частные коллекционеры смогли приобрести его произведения. Многие ведущие американские издания печатали материалы о великом русском художнике, о его тридцатилетии художественной деятельности, а также о том, что он в расцвете творческих сил, полон энергии и новых устремлений.

В 1921 году русскоязычные газеты писали: «Художник Н.К.Рерих вернулся в Нью-Йорк из Чикаго, где сейчас проходит выставка его картин. Выставка пользуется огромным успехом; так, например, в один день более 16000 человек посетили её. Газеты посвящают нашему знаменитому соотечественнику хвалебные статьи. В одной из своих воскресных проповедей епископ в церкви говорил о значении искусства Рериха. Наш художник получил ценные заказы для Чикагской оперы: он будет писать декорации к “Снегурочке” и “Тристан и Изольда”»3.

Действительно, всё так и произошло. Рериху предложили оформить оперу H. A. Римского-Корсакова по пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» для чикагского театра Опера Компани. Хореографом выступил Aдольф Pудольфович Больм4 , являвшийся в то время первым танцовщиком и балетмейстером Чикагской оперы.

Не первый раз обращался Николай Константинович к этому произведению. Ещё в 1908 году он написал эскизы декораций к «Снегурочке» для парижского театра Opéra Comique. Но постановка во Франции воплощения так и не получила. В 1912 и 1919 годах на сценах Санкт-Петербурга и Лондона зрители всё же увидели «Снегурочку» с декорациями Рериха. Но в США данная опера ранее не ставилась. На английский язык название произведения вначале было переведено как «Снежная королева» – «The Snow Queen», и лишь немного позже как «Снегурочка» – «Snow Maiden».

Художник с воодушевлением взялся за работу. Вскоре им было создано более пятидесяти эскизов и рисунков. В работе над декорациями ему помогал младший сын, начинающий художник Святослав Рерих, в тот период всецело увлёкшийся театральной живописью.

Премьера оперы состоялась в ноябре 1922 года. Вот как после её открытия отзывалась одна из газет: «16 ноября прошло долгожданное первое представление “Снегурочки” в декорациях и костюмах Рериха. Вся пресса была единодушна, называя это явление “пиром красок” и говоря, что это было откровение. Художник был единодушно вызываем публикой, и русское сердце ещё раз могло искренне радоваться. Успех Рериха разделяли: Бакланов, давший прекрасную фигуру Мизгиря, Павловская – эффектная Купава, Мэйсон – Снегурочка, отличный эффект имели танцы, поставленные Больмом»5.

Эскизы костюмов по рисункам Николая Константиновича имели такой успех у публики, что линии и орнаменты их были введены в моду того сезона. Случилось это ещё при подготовке оперы. Рерих вспоминал: «Много лет тому назад у меня была картина “Задумывают одежду”. В этой картине были выражены первые мысли женщины об одежде, первые орнаменты, первые руны украшения. Удивительно было сознавать, насколько эти первичные орнаменты были сходны с украшениями наших дней. <…> В 1922, в Чикаго, во время постановки “Снегурочки” мастерские Маршала Филда произвели интересный опыт, построив современные костюмы на орнаментах или линиях доисторических славянских одеяний. Поучительно было видеть, насколько многие современные формы естественно слились с древнейшими орнаментами»6 .

 

Здесь и далее вырезки из американских газет 1921-1922 гг. со статьями о выставках картин и декораций Н.К.Рериха к операм, поставленным в чикагской "Опера Компани"

 

И это, действительно, было так. Вот как американские издания отзывались на происходящее: «Певцы Чикагской оперной ассоциации проявляют большое воодушевление по поводу предстоящих выступлений русской оперы. Мадам Ирен Павловска носит потрясающие русские наряды из тонкого коричневого сукна с отделкой из чёрного бархата, лимонно-жёлтого дюветина и серого меха. Головной убор сшит из серебряной парчи с чёрными бархатными лентами и расшит алым бисером.

 

Полностью статья будет опубликована позже. Приобрести журнал с этим материалом можно в нашем интернет-магазине.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: