Научное мировоззрение и перспективы его развития
Существование человечества в наступающую эпоху будет зависеть от того, в какой мере оно сможет сделать гармоничными свои взаимоотношения с природой, Космосом, преодолеть внутреннюю духовную расколотость человека. Решение этих проблем возможно только на основе новых мировоззренческих подходов, которые живут в древних знаниях и интенсивно формируются в недрах современной науки. XX век раздвинул перед человечеством горизонты в развитии научного взгляда на мир. Достаточно вспомнить всемирно известных учёных — К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, которые на основе достижений естественных наук разрабатывали идеи, выходящие за границы традиционных научных представлений. Циолковский писал о Воле, Разуме Вселенной, высказывал мысль о вечности человеческой жизни. Вернадский развивал теорию ноосферы, которая открывает возможность рассматривать научную мысль, человеческий разум как внутреннее качество биосферы. Чижевский сделал вывод о том, что Вселенная пульсирует, в ней бьется космическое сердце. Иными словами, взгляды этих ученых содержат идеи, питающие формирование космического мировоззрения.
Такой же подход к мирозданию можно найти и в Живой Этике. Принципиальным для восприятия этого Учения выступают его космичность, материалистичность и научность. Мировоззренческое ядро Живой Этики составляют понятия единой материи, энергии, космоса, космической эволюции, космического закона, беспредельности, ритма, человека, общества, знания, иерархии, красоты, любви и т.п.. Учение Живой Этики опирается на высокое научное знание, выражающее сущность и формы проявления универсальных космических законов, и поэтому каждый, кто принес частицу знания, уже является благодетелем человечества.
Космос понимается как явление беспредельное, одухотворенное, целесообразно и гармонично устроенное. Основой существования Космоса является единая материя, из которой путем закономерных трансформаций образуются различные явления бытия начиная от плотных, материальных и кончая утонченными, духовными. Необходимым условием существования человека является формирование и развитие его материально-энергетического и духовнонравственного взаимодействия с Космосом, которое должно носить гармоничный характер, вследствие чего человек включается в орбиту действия космических законов, в русло космической эволюции. Понятие эволюции в Живой Этике рассматривается как беспредельный процесс совершенствования различных форм жизни. Задача эволюции состоит в утончении, одухотворении плотной материи. Эволюция космоса не имеет предела ни в прошлом, ни в будущем. Она многообразна в своих проявлениях. Многообразие форм эволюции объединяется универсальными космическими законами: целесообразности, причин и следствий, иерархического строения мироздания, единства и взаимной дополнительности мужского и женского начал.
Человек выступает субъектом космической эволюции. Космосом на него возложена задача через духовное самосовершенствование одухотворять себя, других людей, природу. Человек может быть бессознательным, пассивным объектом и сознательным, активным субъектом космической эволюции. Сознательным субъектом космической эволюции человек становится тогда, когда он вникает в сущность космических законов и строит свою жизнь в соответствии с ними. В случае выбора такого пути монада человека может жить вечно. Если человек сознательно или бессознательно игнорирует космические законы, то в конечном счете он, как духовная сущность, разрушается и исчезает из космической эволюции. Такой взгляд на Человека и Космос представляет собой качественно новый этап в развитии научного миропонимания, основными чертами которого является признание: необходимости гармоничного взаимодействия человека и Космоса в энергоинформационном и духовно-нравственном аспектах; материальности всех явлений бытия, включая сознание; существования трансфизических планов мироздания; потенциальной возможности вечного существования монады человека; ориентации жизнедеятельности индивидов и всего общества на Общее Благо.
- Ваши рецензии