warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Причинная космофизика планетарной социосферы

Фролов В.А., кандидат физико-математических наук

Физика, Physis в греческой этимологии, означает «Природа». «Физическая среда, сфера общества, социума» означает естественно- природную, природообусловленную, природосоответствующую основу искусственной среды, сферы социума. В то же время стороны, понятие «нрав» как «природа» лежит в основе важнейшего понятия нравственности, нравственного начала, определяющего качество бытия и сознания общества.

В условиях всё ещё господствующей в нашем мировоззрении, применительно к биосфере и социосфере философии геоцентризма, о пагубности которой говорил ещё Энгельс, под физической, или природной средой и био- и социосферой, радразумевается и понимается сугубо планетарная среда Земли. Если физика как наука, худо ли, бедно ли, рассматривает различные разделы всей известной Природы, включая её космическую составляющую (планеты, звёзды, галактики и пр.), то в рассматриваемом нами понятии «физическая сфера общества» отсутствуют напрочь космические моменты. Это обстоятельство отмечал в своё время В.И.Вернадский как существование в науке «двух синтезов космоса»: комплекс математизирования естественных наук и комплекс описательных натурфилософских и гуманитарных наук, включая науки о биосфере и социосфере. В дальнейшем появились стыковочные науки: биофизика, биохимия, математическая биология, гелио- и космобиология и пр., которые используют методы естественных наук, но суть геоцентризма как репера сознания сохраняется до сих пор и в них.

При этом по сути религиозная средневековая, докоперниковская идея геоцентризма «модернизировалась», представ в экзотических одеждах проблем SETI и CETI – поиска и контакта, связи с внеземным разумом. Но, поскольку многолетние исследования, несмотря на романтические надежды, оказались удручающе безуспешными и безнадёжными, наступила закономерная реакция: вполне возможно, что мы всё-таки одиноки во Вселенной и наша такая тёплая, уютная голубая планета – единственная в глубоко враждебных ледяных просторах Космоса, на которой случайно возникли жизнь и разум. И так же, как случайно возник этот «пузырь жизни» во Вселенной, так же почти неизбежно, по массе причин, этот «пузырь» (наша любимая биосфера с её высшими этажами – сферами социума человечества) «лопнет», «рассосётся» в бесконечных энтропийных просторах, скорее – Хаоса (при таком взгляде), нежели Космоса, поскольку Космос понятийно означает «Порядок», «Организованное Целое», «Гармонию», «Красоту».

Посему раз уж мы – единственные носители жизни и разума во Вселенной и наша планета уникальна, исключительна, то надо приложить все силы для удержания и, по возможности, насаждения и распространения жизни (в нашем понимании – это важно!) в безжизненной Вселенной. Таков современный геоцентризм в его современном наукообразном представлении. Всё это можно назвать «философией Космической Сироты».

Постепенно возвращающийся в наше сознание и в нашу науку целостный взгляд на Великую Мать-Природу («Мать-при-Родах» циклов мирозданья) постулирует неразрывную целостную взаимосвязь в системе «биосфера и её космопланетарная среда» – точно так же, как некорректно, неграмотно рассматривать любой живой организм в отрыве от его среды обитания.

Более того, основополагающая формула учения В.И.Вернадского «Космос лепит лик Земли» устанавливает причинную линию связи в системе – как бы в подтверждение требования известной теоремы Гёделя о неполноте: необходим взгляд Сверху, из «Космофизической Среды, Сферы», чтобы понять, оценить и корректно сформулировать «законы физической сферы общества». Без этого получается философия закрытой, наглухо закупоренной «банки с пауками» или, ещё точнее, «банки со скорпионами», постоянно дерущимися, жалящими, убивающими друг друга. Действительно, если всё вовне и внутри нас случайно, ненадёжно, смертно и, по высшему счёту в подобном понимании, бессмысленно – становятся ясными понятийные основания триады бытийной философии текущего века: «Однова живём!»; «Что хочу, то и ворочу!»; «После нас – хоть трава не расти, хоть потоп!». Таковы «нравы», такова «природа», таковы нравственная среда и мировоззрение современного секуляризованного социума. Такова «нравственная экология» нашего социума во взаимодействиях с окружающей и собственной, внутренней средой.

В качестве конкретного примера рассмотрим ситуацию с возвращением идеи переброски части стока сибирских рек, текущих к Северному Ледовитому океану, на юг. Это, вместе со сказанным в Приложении, позволит более подробно обосновать необходимость «раскупорить» наше закрытое планетарное сознание и устремить его, с одной стороны, вверх, в Космическую Причинную Сферу, а с другой – в глубины собственного «Я», где эта Сфера от`Ображ`ается, помогая нам понять, что содержится в словах Христа: «Царство Божие внутри вас!».

Отметим, что рассматриваемые идеи и материалы являются частью семилетних трудов Пущинского эколого-ноосферного междисциплинарного семинара «Синтез`этика» (Дом учёных Пущинского научного центра РАН). Автор является ведущим этого семинара.

«Поворот рек: остановить Апокалипсис!»

(Общетеоретический взгляд на проблему)

Космос лепит Лик Земли.

В.И.Вернадский

1. Спираль эволюции. В последние годы в разных разделах науки и её практических приложениях всё более утверждается древний философский принцип: всё и вся в Природе развивается по спирали; спиралевидный характер развития, эволюции глубоко присущ самой Природе. Эволюция идей тоже подвержена этому принципу: человечество, сообразуясь со своим мировоззрением, по мерке как бы нового появления забытых старых идей, в очередной раз или принимает их и начинает воплощать в бытие, или снова отвергает.

Возможно, глубинным основанием спирально-циклического возвратного принципа в Природе является эволюционная необходимость последовательных постепенных нарастаний в трансформации, преобразовании пластической среды гео- и биосферы в процессе воплощения управляющих импульсаций Единого Космического Кода – без насилия и избыточного давления, приводящих к нарушениям естественно-природного эволюционного процесса.

2. Единый Космический Код. Древняя идея возможности существования общекосмического эволюционного кода, по аналогии с единым биокодом планетарной биосферы, исходит из этого же спирально-циклического принципа возврата идейного наследия Древнего Знания, отображённого в идейном наследии школы русского космизма. Суть этого наследия выражена в сформулированном нами «Космическом меморандуме Вернадского–Чижевского» и кратко отображена в приведённом эпиграфе; под Ликом Земли В.И.Вернадский понимал биосферу планеты. В этой краткой словесной формуле постулируется важнейший мировоззренческий принцип, возвращающийся в нашу науку, в наше сознание, в наше мировоззрение: принцип мира Космоса как мира причин для земного мира следствий. Расширенная формула Вернадского в её развитии может звучать так: «Космос лепит Лик Земли в соответствии с управляющими программами Единого Космического Кода».

Подобный подход, спирально-закономерно возвращающийся к нам, способствует преодолению пагубных последствий отмеченной выше философии геоцентризма, которая до сих пор господствует в мировоззрении человечества, несмотря на, казалось бы, впечатляющие технологические успехи в «покорении Космоса» (заметим в скобках: в пределах всего лишь окрестностей нашей планеты). «Покорив» и в процессе «покорения» в значительной степени изуродовав, засорив отходами своей жизнедеятельности свою планету, горделиво-невежественное человечество взялось за «покорение Космоса» – своего Мира Причин. Своей Управляющей Системы. Бесконечно малая часть в бесконечном Космосе решила покорить своё Отцовское (или, если угодно, Материнское) Целое. Глобальная мусорная помойка, свалка с планеты перемещается а её космическую среду – есть и такие проекты решения проблемы загрязнения, не говоря уже о нарушении и отравлении защитных оболочек планеты при запусках предметов особой гордости нашей «космической цивилизации» – наших «космических кораблей». При этом отметим, что эти мысли не касаются действительного подвига наших космонавтов и астронавтов, которые в силу своей профессиональной принадлежности вынуждены работать в рамках господствующей парадигмы мировидения.

Заметим, что именно проблема «биосфера и ноосфера в космопланетарной среде», которую сформулировал и оставил нам В.И.Вернадский и которая отображает в себе синтез всего комплекса наук, – именно эта проблема по важным объективным причинам должна быть в основании новой науки, оформляющейся на наших глазах и, хотелось бы верить, с нашим посильным участием.

3. Единый Организм Живой Земли. Все эти древние идеи Всеединства, Целостной Организованности Колебательной Системы биосферы и её планетно-космической среды вполне выражаемы языком, методами и средствами современной науки: системно-кибернетический подход, эвристическое моделирование, пространственно-временнàя спектроскопия и пр. Всё это отображено за последние десятилетия в многочисленных публикациях, хотя пока мало понимаемых и принимаемых. Главный вывод: необходимость осторожности в хозяйственной деятельности человечества, о чём свидетельствуют катастрофические результаты этой деятельности, приведшие нашу цивилизацию на грань выживания. Работы Римского клуба, Всемирные саммиты «Рио–92» и «Иоганнесбург–2002», материалы Всемирных выставок ЭКСПО и пр. свидетельствуют: несмотря на триллионы долларов, вложенных в программу достижения устойчивого экологического, экономического, социального развития, количество и размеры дисбалансов возрастают, ситуация становится всё более критической. Разразившийся мировой экономический кризис является подтверждением того. По этому поводу уместно вспомнить знаменательные слова Генерального секретаря Саммита «Рио–92» Мориса Стронга: «Или мы спасёмся все вместе, или погибнет вся цивилизация!». На Всемирной выставке ЭКСПО–2005 (Япония, Нагоя; Российская экспозиция «Гармония ноосферы») опасения подтвердились: «Если мир будет развиваться по-прежнему, то он обречён. Необходим переход от разрушительного к устойчивому развитию».

В этом смысле некоторыми развитыми западными странами предлагается концептуальная модель «золотого миллиарда», который должен сохраниться и благоденствовать на планете за счёт остального населения, его же при этом желательно сильно сократить в процессе борьбы за существование: пусть выживает, кто сумеет выжить. Такая модель подчёркивает состояние сознания современного человечества, выражаемое в достаточно невежественной пошловато-разруштельной формуле «понятийной триады», приведённой выше: если «Однова живём!», то… и т.д. И трава растёт всё хуже, и стремительное разогревание планеты грозит Потопом…

4. Со-Знание и Не-Ведение. Из всего сказанного следует, что в глобальных проектах, как, впрочем, и во всём остальном, необходимо соблюдение сознательного и потому ответственного отношения ко всем своим проявлениям в целостном сбалансированном живом организме планеты.

Антиподом является подход, основанный на неведении, невежестве (греч. «идиотии») и посему – на безответственности, конъюнктурщине, силовом напоре дурного самостного волеизъявления, на эмоциях или куцых, обрезанных со всех сторон редукционистских расчётах, которые всегда можно опровергнуть, предложив свой такой же самостный подход, свои обоснования и расчёты – и т.д., и т.п.

В самом общем плане, как уже отмечено выше, невежество касается злонамеренного или «по простоте душевной» игнорирования законов системного целого, тонких взаимосвязей и взаимодействий частей в этой целостной организованности. Этой проблеме в своё время много времени уделяли в своих исследованиях В.И.Вернадский и А.Л.Чижевский, подчёркивая, что система «космос–геосфера–человек» является единой, в ней существуют механизмы взаиморегуляции типа гомеореза как отслеживания управляющей функции (программа Единого Космического Кода). Любое невежественное вмешательство в отлаженную тысячелетиями гармонию природной организованности ведёт к пагубным последствиям, нарушая сложившийся динамический баланс в иерархии прямых и обратных связей любых частей между собой и со всем системным целым. Это приводит к возрастанию всякого рода природных и социальных катаклизмов, резко участившихся в последние годы.

О нашем невежестве сказано давно и жёстко: «Невежество есть ад» (Будда); «Невежество есть дьявол, который будет стоить человечеству не одной трагедии» (Маркс); «Ничего не знаю ужаснее деятельного невежества» (Гёте); «Кругом невежества губительный позор» (Пушкин). К сожалению, можно заключить, что всё развитие нашей цивилизации в значительной степени является наглядным и, хотелось бы верить, поучительным примером такого «деятельного невежества».

5. Проект «Переброски…» как пример «деятельного невежества». Всё сказанное выше в полной мере относится к возвращению через два с половиной десятилетия идеи переброски части стока рек, текущих к Северному Ледовитому океану, на юг – в попытке насильственным методом решения обостряющейся общецивилизационной проблемы нехватки воды. Сама постановка вопроса и предлагаемые методы реализации Проекта находятся отнюдь не в технико-технологичеких возможностях нашей потребительской, хищнически-гедонистской цивилизации, а в сугубо мировоззренческом плане. В очередной раз, на новом витке спирали эволюции бытия и сознания человечество испытывается на глубину понимания о-со-Знания своего свободного выбора в оценке возникающих задач и методов их решений.

Всё чаще вспоминается Древняя Мудрость, говорящая нам о том, что технократический путь развития нашей цивилизации есть уловка дьявола. Работать  «с Богом», то есть сознательно, со Знанием, созидательно в соответствии с высшим управляющим принципом Космической Эволюции или работать «с дьяволом» (невежеством – по Марксу), то есть невежественно-идиотически противясь, отрицая, нарушая и разрушая Управляющие Космические Законы и в том, и в другом, – право каждого человека и всего человечества, обладающего священным даром свободного волеизъявления. Такой выбор определяет жизнь и судьбу нашей цивилизации, проходящей острый порог в своей Космической Эволюции.

Появляющиеся при осмыслении проблемы Переброски сравнения с операцией по изменению направления части кровотока на живом теле живого организма – показательны и уместны и свидетельствуют о постепенном росте сознательного и ответственного отношения человечества к своим проявлениям в гео- и биосфере живой Планеты. Подобное отношение характеризует становление истинной ноосферы, помня её понятийный и этимологический смысл как области проявления духоразуменья (греч. «ноос» – дух; разум) в мысли–чувстве–слове–деле, которые во многом остаются до сих пор спонтанными, хаотичными. Это хорошо понимал В.И.Вернадский: «От нас зависит сделать стихийный процесс сознательным».

Приложение (Из рассылки участникам Пущинского семинара)

Уважаемые коллеги-ноостоики! Посылаемые публикации последних лет вместе с ранее опубликованными другими несколькими десятками работ отображают разные акценты и разные приложения некоего ядра идей в развитие базового понятия учения В.И.Вернадского – понятия «организованности». Он придавал ему столь важное значение, что в конце жизни в своих работах везде заменил им ранее употребляемый термин «механизм». Под организованностью он понимал динамический спиралевидный процесс поддержания его параметров около средних значений. Сразу же возникает соблазн формализации и применения в самых разных приложениях – что и предвидел Вернадский, говоря, что «идеи всюдности, вечности и безначальности жизни, тесно связанные с её организованностью, будут составлять ядро новой, складывающейся на наших глазах и с нашим участием науки».

Известно, что Вернадский ожидал увидеть первые симптомы формирования новой науки прежде всего в работах математиков и астрономов – то есть у нас с вами и иже с нашими близкими сопутниками. Отсюда сразу же важнейший практический вывод: «Вперёд – и с песнями!». Или: «Цели ясны, задачи определены – за работу, товарищи!».

Действительно, аксиоматика новой науки ясна, задачи и цели определены ещё столетие назад представителями школы русского космизма (к которой относят и Вернадского) – складывается прекрасная возможность поработать в России, для России и всего мира. Например, предложив ему корректную, эволюционно-выверенную модель глобализации «Космогеоноосфера» как антитезу хищнически-гедонистической, человекоистребительной и научно и нравственно-невежественной модели глобализации «золотой миллиард», которую можно считать пиковым проявлением «деятельного невежества» нашей цивилизации.

Вопросы пространственно-временнóй, информационно-энергетической и вещественной организованности сферы жизни, биосферы в организованности космической и планетарной среды, действительно, всё более глубоко проникают во все сферы бытия и сознания человека и человечества, противостоя «пагубной напасти на бессмысленные части разлагать всё/вся вокруг» – и существенно преуменьшая опасную степень нашего «деятельного невежества», нашего неведения по основным вопросам бытия человека в себе, на планете и в Космосе.

Все эти вопросы тесно связаны с постепенно восстанавливаемом в нашем сознании идейным наследием великой русской религиозной философии и школы русского космизма. Главная идея русских космистов: Вселенная (Макрокосм) и человек (микрокосм) являются единой системой со своими механизмами взаиморегуляции типа гомеостаза (точнее: гомеореза как отслеживания управляющей функции). Именно эта идея воплощена в наши модели Космической, Геосферной и Биосферной иерархических цепей, отображающих пространственно-временные колебательные параметры взаимосвязанных иерархических уровней известного нам мироздания от Абсолюта (Бога – если угодно) до атома. Можно всё это рассматривать как модельно-эвристический подход к проблемам космологии. Причём, космологии, основанной не на (выхолощенных от живого, жизни, человека) умозрительных спекуляциях науки Космической сироты, каковой, по своему невежеству, ощущает себя земное человечество, а на целостном подходе, включающем живое, человека в Живую Ткань мироздания, – подходе, восстанавливающем эти идеи в сознании (включая научное сознание) человечества, прямо и через идейное наследие русских космистов. «Единый во всём, и всё в Едином» → «Макрокосм – в микрокосме» → «Человек – микрокосм» → «Познай себя – познаешь мир!». Эти древние формулы в своей последовательной взаимосвязи и взаимозависимости могут составить основу аксиоматики новой науки. А разрабатываемые нами эвристические пространственно-временные модели воплощают главную научную проблему, оставленную нам в наследство В.И.Вернадским: «Биосфера в космической и планетарной среде». Проблема охватывает все сферы бытия нашей цивилизации – историю, культуру, религию, мировоззрение и, конечно, все разделы науки в самом полном, целостном её представлении: науки о космосе, о земле, о жизни – во взаимосвязи и взаимозависимости. Всё это можно найти в нижеследующих публикациях:

1. Малов И.Ф., Фролов В.А. Спектр космического излучения и размеры живых организмов // Земля и Вселенная. 2005. № 3.

2. Фролов В.А. Космо-Гео-Био-Ноосферный Синтез (Эвристическое моделирование организованности и управления в природе и в обществе в свете идей Древнего Знания и русского космизма // Наука. Учёный. Общество. М.: НИА-Природа. 2005. С. 68.

3. Фролов В.А. Естественно-природные и искусственно-социумные модели организованности и управления. Законы экологической сферы общества / VIII Междунар. Нижегородская ярмарка идей / Труды 33 Академического симпозиума. Н.Новгород, 2005.

4. Фролов В.А. Организованность макро- и микрокосма в свете Древнего Знания / Прикладная философия, логика и проблемы образования / Труды междунар. конфер. «Континуальные алгебраические логики, исчисления и нейроинформатика в науке и технике». Ульяновск, 2005. Т. 1. С. 151.

5. Фролов В.А. Эвристическое моделирование организованности естественно-природных и социальных систем / Там же. С. 154.

6. Фролов В.А. Эвристические основания экологономики / Законы экономической сферы общества. IX Междунар. Нижегородская ярмарка идей / Труды 34 Академического симпозиума. Н.Новгород, 2006.

7. Фролов В.А. Проблемы организованности и управления в планетарном социуме // Труды междунар. конфер. «Континуальные алгебраические логики, исчисления и нейроинформатика в науке и технике». Ульяновск, 2006. Т. 1. С. 133.

8. Фролов В.А. Эволюция оснований философии на смене эпох (О возможности формализации философии) / Там же. С. 140.

9. Малов И.Ф., Фролов В.А. Космический меморандум организованности живого мироздания // Дельфис. 2006. № 4.

10. Малов И.Ф., Фролов В.А. Жизнь во Вселенной: от SETI к CETI // Ежегодник «Дельфис». М.: Дельфис, 2006.

11. Фролов В.А. Модельно-эвристическая философия Всеединства / Законы научной сферы общества. X Междунар. Нижегородская ярмарка идей / Труды 35 Академического симпозиума. Н.Новгород, 2007.

12. Фролов В.А. Литургия ноосферы и русская философия // Дельфис. 2007. № 2.

13. Фролов В.А. Литургия ноосферы // Ноосферизм. С.-Пб, 2007. Т 2. С. 203.

14. Фролов В.А. Вернадский: всюдность, вечность, безначальность жизни / http: // www.trinitas.ru. 2007.

15. Малов И.Ф., Фролов В.А. Вокруг и в нас трепещет пульс Вселенной // Бюлл. Спец. астрофизич. обсерватории, 2007. Т. 60–61. С. 306.

16. Фролов В.А. Единый космический код триады познания / Законы художественной сферы общества. XI Междунар. Нижегородская ярмарка идей / Труды 36 Академического симпозиума. Н.Новгород, 2008.

17. Малов И.Ф., Фролов В.А. Биосфера в космопланетарной среде и новая парадигма мировидения / Космический разум: проблемы и суждения. М.: МЦР, 2008. С. 127.

18. Фролов В.А. Христос и Россия: это надо понять! // Дельфис, 2008. № 3, 4.

19. Фролов В.А. Онтология и гносеология интегральной медицины (от целостной науки к целостной медицине) / Законы медицинской сферы общества. XII Междунар. Нижегородская ярмарка идей / Труды 37 Академического симпозиума. Н.Новгород, 2008.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: