Несколько советов для жизни
У многих из нас есть компьютеры и электронная почта. Мы регулярно получаем вдохновляющие, дающие пищу для размышления материалы от друзей, а также коммерческую рекламу и другой мусор, который засоряет Интернет. Тем не менее, недавно я получила одно из дающих пищу для размышления посланий, которое заставило меня подумать о нём в свете нашего Учения. Я хотела бы поделиться им с вами и потом, используя факты как трамплин, исследовать некоторые стороны нашего Учения, возможно, с другой перспективы.
Э.Шамвей в Храме Человечества
Халсион – это небольшой город с населением чуть более 100 человек. Остановитесь на минутку и, используя воображение, прогуляйтесь по нему, навещая членов общины, осматривая их дома и пустые места, стараясь почувствовать всех. Теперь, держа у себя в голове картинку – ощущение нашей общины, представьте себе: если бы мы могли сжать всё население Земли до 100 человек, оставив все существующие пропорции, то получили бы следующую картину: 57 азиатов, 21 европеец, 14 из западного полушария (вместе север и юг), 8 африканцев. 52 были бы женщины, 48 – мужчины. 70 были бы не белые, 30 – белые. 70 были бы не христиане, 30 – христиане. 89 были бы гетеросексуалами, 11 – гомосексуалы1. 6 человек обладали бы 59 % всего земного богатства, и все шестеро были бы из США. 80 жили бы в некачественных домах. 70 не могли читать. 50 страдали от недоедания. Один был бы при смерти, и один готов родиться. Один (да только один) имел бы высшее образование, и один владел компьютером.
Следующее тоже заставляет задуматься... Если вы проснулись утром в хорошем состоянии здоровья... то вы благословенны более, чем один миллион тех, кто эту неделю не переживёт.
Если вы никогда не испытывали ужасы войны, одиночество тюремного заключения, агонию пыток или муки голода, то вы находитесь в лучшей ситуации, чем 500 миллионов человек в этом мире. Если вы можете посещать службу в церкви без страха преследования, ареста, пытки или смерти, вы более счастливы, чем один миллиард проживающих на земле. Если у вас есть еда в холодильнике, одежда, крыша над головой и место, где спать, то вы богаче, чем 75 % населения этого мира. Если у вас есть деньги в банке, в кошельке и мелочь в копилке, вы находитесь среди 8 % богатых людей мира. Если ваши родители живы и не разведены, то вы большая редкость, даже в США и Канаде.
Если вы можете читать, то вы благословенны, более чем два миллиарда человек на планете, которые вообще не умеют читать. Если мы рассматриваем наш мир с такой приближённой перспективы, то необходимость в признании, одобрении, понимании и образовании становится очевидной. Я недавно прочла, что «воображение есть запрограммированная возможность мысленно видеть картины жизни. Оно спутник духовности, окно в дух/душу». Таким образом, используя наше воображение, мы можем населять наш город этой статистикой, переводя цифры в людей, которые являются нашими живыми соседями. И что тогда мы сделаем?
Эти цифры заставили меня глубоко задуматься о нашей человеческой семье и о нашей ответственности в ней. Для начала хотя бы мы должны быть благодарны за те материальные блага, которые имеем, за те духовные способности, которые нам даны, и за Закон, который привёл нас именно в это место и в это время. Но это не должна быть просто признательность, которую мы небрежно бросаем Богу. Я больше вижу эту благодарность как сильную энергию, которая наполняет каждую клетку нашего существа, которая льётся из наших сердец, ума и душ с каждой мыслью, словом и делом каждую минуту нашей жизни. Анна Морроу Линдберг2 однажды сказала: «Никогда нельзя отплатить точно такой же благодарностью, но можно отплатить “подобным образом” где-нибудь ещё в жизни».
Мы, вероятно, не сможем сами лично научить читать те два миллиарда человек и сами лично накормить всех голодающих, но «подобным образом» может быть переведено на внутренние планы через молитву, сострадание и благодарность. На физическом плане «подобным образом» может быть выражено в бесплатном участии в местной кампании по ликвидации безграмотности, хотя бы один час в неделю, чтобы научить читать по меньшей мере одного ребёнка или, может быть, принять участие в движении студентов Калифорнийского политехнического института, происходящего 10 мая, во время которого они просят поголодать один день и пожертвовать деньги, равные цене вашего дневного рациона, для помощи бездомным.
Каким образом усилие только одного человека может помочь? Нельзя обойти тот факт, что уровень интересов, устремлений, умственных способностей и мораль любого члена нашей человеческой семьи повышается или понижается от мыслей и действий любого другого человека. Мы все связаны духовными узами благодаря руководству Великой Белой Ложи. Мы эволюционируем вместе. Поэтому то, что вы делаете, что я делаю, может помогать или мешать всем в зависимости от обстоятельств.
Томас Манн сказал: «В мире много центров, у каждого сотворённого существа есть свой центр, вокруг каждого такого центра есть окружность, мы стоим в полуметре друг от друга, и вокруг тебя простирается вселенная, чьим центром являюсь не я, а ты... А я, в свою очередь, стою в центре моей вселенной. Наши вселенные находятся не так далеко друг от друга, но, тем не менее, они не соприкасаются, пока Бог не столкнёт и не переплетёт их тесно друг с другом». На самом деле мы не можем убежать друг от друга, как бы сильно мы ни старались.
Нам нужно просто любить и продолжать молча и плодотворно делать то, что необходимо, несмотря на сплетни, клевету и собственную критику, исполнять обязанности, лежащие «под рукой», безвозмездно и без чувства неприязни. Так мы будем приближать наши круги ближе и ближе друг к другу в соответствии с Божественной Любовью. Мы обеспечены всеми знаниями благодаря сокровенному знанию, которое является искусством жить. Говоря словами Сэлли Мак Фагью, сотрудника факультета Виатонского колледжа в Иллинойсе, суть искусства состоит в том, чтобы взять обычный, знакомый предмет и придать ему новые очертания и формы.
С незапамятных времён искусство сказительства, устное или письменное, всегда являлось методом сохранения знания того, кто мы, откуда пришли и куда намереваемся идти. Метафоры, сравнения, символы, притчи, стихи, мифы, легенды и басни – всё служит для усвоения нами Истины, открывает нам понимание её смысла. Образность рассказа не нужно объяснять, но лучше прочувствовать и пережить с помощью воображения. Мэделин Лэнгле3 сказала однажды: «В нас много намешано, и какой богатый материал мы представляем собой для рассказа... дающего возможность увидеть отблеск истины, которая иначе осталась бы скрытой!»
В своей книге «Говоря притчами» мисс Мак Фагью образным языком пишет о том, как мы устроены, о единстве тела и души, внешнего и внутреннего, знакомого и незнакомого, известного и неизвестного. И продолжает тем же символическим языком устанавливать связи, видеть сходство, соединять тело и душу – предыдущий, преходящий, обычный опыт с его содержанием. Любой рассказ может служить мостом между вечной истиной, нашим внутренним «я» и всеми частями проявленного мира. Я хотела бы поделиться с вами рассказом, который я получила от подруги из Англии, и он помог мне установить некоторые важные связи в моём процессе становления, происходящем теперь более осознанно и в единстве со всей жизнью.
Треснутый горшок
С.М.Фагью
У одного водоноса в Индии было два больших кувшина, каждый из них висел на конце палки, которую он носил на плечах. Один из кувшинов был с трещиной, и в то время, когда другой был целый и всегда полон воды в конце длинного пути от ручья до дома хозяина, треснутый же кувшин оказывался полным только наполовину. Так продолжалось каждый день в течение двух лет, водонос приносил только полтора кувшина воды в дом хозяина.
Конечно же, целый кувшин был горд выполняемой им работой, для которой он был предназначен. Но бедный треснутый кувшин стеснялся своего несовершенства и убожества, из-за которых мог выполнить только половину доверенного ему задания. Однажды, после двух лет ощущения себя горьким неудачником, он заговорил с водоносом.
– Мне стыдно за себя, и я хочу попросить у тебя прощения.
– Почему? – спросил водонос. – За что тебе стыдно?
– Все последние два года я мог приносить только половину воды, так как другая половина вытекала из трещины в моём боку по дороге к дому хозяина. Из-за этой течи ты тоже получал только половину результата своего труда и затраченных усилий, – ответил кувшин.
Водоносу стало жаль бедный кувшин, и он попытался утешить его:
– Когда мы будем возвращаться к дому хозяина, обрати внимание на прекрасные цветы, растущие вдоль тропинки.
Конечно же, когда они поднимались в гору, старый треснутый кувшин заметил, как солнце обогревает прекрасные полевые цветы, растущие вдоль тропы, и это подняло ему настроение. Но в конце пути он опять почувствовал себя плохо, так как половина воды снова вытекла, и он вновь стал извиняться перед водоносом за свою оплошность. Водонос ответил кувшину:
– Заметил ли ты, что цветы росли только на твоей стороне дороги, но не на стороне другого кувшина? Это потому, что я всегда знал про твою течь и воспользовался ею. Я посадил семена цветов на твоей стороне тропы, и каждый день, пока мы шли от ручья к дому, ты поливал их. И в течение двух лет я собирал эти прекрасные цветы и украшал ими стол хозяина. Если бы ты не был таким, какой ты есть, у меня не было бы возможности так изящно украшать дом хозяина.
Мораль: у каждого из нас есть свои уникальные неподражаемые «течи». Мы все – треснутые кувшины. Но именно эти трещины и течи делают нашу совместную жизнь такой интересной и стоящей. Просто нам надо воспринимать каждого таким, какой он есть, и видеть в каждом лучшее. Много хорошего вокруг нас. Много хорошего внутри нас! Благословенны гибкие, потому что их не сломать. Помните: будьте признательны всем людям в вашей жизни! Или как я предпочитаю думать: если бы не было «треснутых кувшинов» в моей жизни, то она была бы достаточно скучной и неинтересной. Спасибо вам, все мои друзья, «треснутые кувшины».
Этот рассказ обращает наше внимание на Учение, где опять и опять мы читаем о проблемах, с которыми сталкиваемся, когда осмеливаемся судить друг друга. Когда я писала эту речь, я открыла третий том Учения Храма, и, как часто бывает, мои глаза наткнулись на параграф, описывающий процесс осуждения: «Следствия обращения внимания на недостатки других людей гораздо большие, чем вы можете предполагать и даже чем вы можете подумать в данный момент. Вы недостаточно принимаете во внимание громадную силу мысли и звука. Например, вы кого-то подозреваете. Вы лелеете это подозрение и прокручиваете его в вашей голове, создавая первый живой центр этой энергии. Потом вы начинаете пытаться подтвердить это подозрение, иногда пользуясь так называемыми «закулисными методами». Таким образом, вы наделяете ГОЛОСОМ подозрение, которое к этому времени вы уже воспринимаете как факт, и оно тут же выпрыгивает в живую жизнь внутри вашей ауры центром сознания и формы, являющимся вашим собственным порождением. Мы оставим в стороне вопрос, какое влияние это оказывает на другого человека, и вернёмся к влиянию, которое это оказывает на вас. То порождение, которое вы создали и наделили силой действия, остаётся в вашей ауре, думаете ли вы об этом или нет. Кармическое действие вашего проступка вернётся к вам через кого-то очень близкого вам, через того, кто воспринимает ваши мысленные потоки. Сила подозрения, которую вы произвели в начале, была внедрена в ум этого человека, образ, который вы создали, отразился на его сознании: предположение пробуждает желание, и первое, что вам нужно знать, – это то, что зло, причинённое кому-то другому, вернётся к вам с возросшей силой через того, кого вы больше всего любите. Это и есть modus operandi (лат. – образ действия) кармического действия мысли и слова, как хорошего, так и плохого: зло усиливается вследствие природы низшего плана, на котором вы обычно действуете».
Жизнь едина, и эта одна и та же жизнь течёт в тех, кого мы ненавидим, так же как и в тех, кого мы любим, так почему же ненавидеть самих себя? Мы посылаем любовь, и она возвращается к нам от кого-то другого, будь это животное или человек, создавая поток или круг Любви, через который Божественное может изливаться в мир. Почему же человечество постоянно изымает себя из этого потока? Возможно, одна из проблем в том, что мы воспринимаем себя слишком серьёзно. Нам необходим новый взгляд на самих себя, чтобы облегчить нашу ношу, чтобы смеяться, быть радостными, быть весёлыми, при том никого не обижая. И я не имею в виду «есть, пить и веселиться», но, скорее, просто существовать, позволяя Жизни целомудренно течь по каналам нашего внутреннего «я», смеяться Богу и слышать, как Бог смеётся нам в ответ.
Мы даже, вероятно, увидим по-новому момент, в котором находимся, какова цель столь богатого разнообразия, сложности и тонкости нюансов настоящего времени, и поймаем отблеск Света, в котором постоянно будем купаться, если только откроем наши внутренние глаза. Это стоит радостных усилий.
Октябрь 2014 г.
Перевод с английского А.Ибрагимчаевой (США)
- Ваши рецензии