warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Происхождение человека

Происхождение человека является важнейшей темой творчества Е.П.Блаватской (1831–1891) и в основном изложено в «Тайной Доктрине», изданной в последние годы её жизни. Тогда уже был хорошо известен её двухтомник «Разоблачённая Изида», где раскрывались многие важные вопросы естествознания.

Сначала коротко остановимся на принятых современной наукой положениях о происхождении человека. Основным методом изучения этого вопроса являются результаты археологических раскопок, обнаруживающих следы человека или растений, сопутствующих его жизни. Согласно данным науки XIX века, исторический возраст человека определялся временем 50–100 тыс. лет. Согласно последним данным, учёные считают, что человек появился примерно 1,5 млн лет тому назад.

 

Что говорит современная наука о том, как появился человек?

Согласно дарвинизму, человек произошёл от особой породы человекообразных обезьян (гориллы, орангутанги, шимпанзе). Внешнее сходство этих обезьян с древним человеком, казалось бы, не противоречит этой гипотезе. Однако уже в XIX веке ряд учёных, среди них были и те, которые вначале придерживались теории Дарвина, выступили с её резкой критикой. Так, неоднократно Блаватская упоминает таких выдающихся людей науки, как де Катрефаж из Франции, Вейсман из Германии, Гексли из Англии. Ряды антидарвинистов увеличивались с каждым годом. Вот их основные доводы:

1) По своему биологическому строению и образу жизни имеются резкие отличия человека и обезьяны: «...даже дикари не являются потомками антропоидных обезьян, но произошли от человеческих отцов и получеловеческих матерей... Орангутанг, горилла, шимпанзе и киноцефалы2 являются позднейшими и чисто физическими эволюциями от низших антропоидных млекопитающих. Они имеют в себе искру чисто человеческого естества; с другой стороны, человек не имеет ни одной капли крови питекоида (питекантропа. – Ред.) в своих жилах» ( [2], c. 223).

2) Большие отличия имеются и по объёму мозга. Анализируя полемику среди учёных, Блаватская пишет: «Фогт доказал, что тогда как высший тип среди человекообразных обезьян горилла обладает мозгом размером от 30 до 51 куб. дюймов, мозг самого низкого из австралийских туземцев доходит до 99,35 куб. дюймов. Таким образом, говорит Пфафф, мозг гориллы не достигает и половины объёма мозга новорождённого младенца» [2, c. 224].

3) «Не было найдено ни одной антропоидной обезьяны до Миоценского периода», хотя «кремневые остатки орудий человека были прослежены до Плиоценского периода» ( [2], c. 802). Указанный период предшествовал Миоценскому. Это позволило Катрефажу заявить дарвинистам, что «в общем, имеется больше научных оснований произвести обезьяну от человека, нежели человека от антропоида» ( [2], c. 802).

Проделав титаническую работу по изучению древнейших материалов, владея всеми тонкостями эзотерического познания и будучи посвященной в тайны Сокровенного Учения, Блаватская подробно и обоснованно излагает эволюционную теорию.

 

Питри (Архангелы) – предшественики человека

Предшественником человека на Земле, как утверждает Блаватская, были космические существа, созданные из тончайшей материальной среды – ЭФИРА. Они назывались Питри, или Дхиан Коганы (в христианстве это Архангелы). «Доктрина о планетарных и земных Питри целиком раскрывалась в Древней Индии, так же как и теперь, но только в самый последний момент посвящения и адептам высших степеней» ( [4], c. 151). Питри являются «далёкими предками человеческого рода. Они духи человеческих рас, которые на великой лестнице нисходящей эволюции предшествовали нашим расам людей и были физически, а также духовно гораздо выше наших современных пигмеев. В “Манавадхармашастре"3 они называются лунными предками» ( [3], c. 48).

Как следует из трудов Блаватской, эти духи были созданы в Тонком Мире Космического пространства в окрестностях Земли и проводят работу в пределах Солнечной системы: «Нас учат, что высочайшие Дхиан Коганы, или Планетарные Духи (за пределами познавания путём закона аналогии), не ведают того, что лежит за пределами видимых планетных систем, ибо сущность их не может ассимилироваться с мирами, находящимися за пределами нашей Солнечной системы. Когда они достигнут более высокой степени эволюции, то эти другие миры будут открыты им; а пока что они имеют полное знание всех миров, лежащих в пределах нашей Солнечной системы» ( [2], c. 819).

В Станце IV «Книги Дзиан» говорится, что Питри разделены на семь классов, каждый из которых снова подразделяется на семь. Они могут иметь самое разнообразное строение в мирах разных «планов» (как принят этот термин в эзотеризме). А вот что пишет Блаватская о Тонких Мирах: «Существуют миллионы и миллионы миров и небесных твердей, видимых нами; и ещё большее число их за пределами Миров, видимых телескопом, и многие из последнего вида не принадлежат к нашей объективной сфере существования... обитатели их, как уже сказано, могут без того, чтобы мы это знали или ощущали, проходить через нас и вокруг нас, как бы сквозь пустое пространство, их жилища и страны переплетаются с нашими, тем не менее не мешают нашему зрению, ибо мы ещё не обладаем способностью, необходимой, чтобы различать их. Тем не менее Адепты благодаря своему развитому духовному зрению и даже некоторые ясновидящие и чуткие организмы могут всегда различить в большей или меньшей степени присутствие и близость к нам Существ, принадлежащих к другим сферам жизни» ( [1], c. 779).

По сути, Питри состоят только из эфира и обладают уникальной возможностью информационной связи через окружающий космический эфир со своим Создателем, то есть можно говорить об их нервном флюиде, реагирующем на внешние воздействия. Об отношении к ним индусов Блаватская говорит: «Среди браминов Питри чрезвычайно священны, ибо они являются Прародителями, или Предками, людей – первыми Мануши 4  на этой Земле, – им приносит жертвоприношения брамин, когда у него рождается сын. Они более почитаемы, и ритуал их более важен, нежели поклонение Богам» ( [2], c. 106).

Питри легко могут перемещаться по эфиру Космоса, проникать в астрал и атмосферу Земли. Но, чтобы выполнить своё основное назначение – жить на Земле, им предстоит ещё длительный эволюционный путь развития.

Но кто является создателем Питри? Всемирный Разум, который есть мыслеоснова и Разумная Сила, становится объективно Фо́хатом5. Он и является создателем Питри. «Фохат, проходящий через все семь принципов Акаши6, действует, как сказано выше, на проявленную Субстанцию, или Единый Элемент, и, дифференцируя его на различные центры энергии, пускает в ход закон Космической Эволюции, который в повиновении Представлению Всемирного Разума вызывает к жизни все разнообразные состояния бытия в проявленной Солнечной системе» ( [2], c. 175).

В станце VII повествуется об иерархии творящих сил: «Все они подразделены на бесчисленные Группы божественных, духовных и полудуховных эфирных Существ» [1, c. 292]. Чтобы яснее были возможности Космического Разума создавать астральные логически построенные существа, достаточно понять, что человек, прежде чем что-либо сделать, мысленно создаёт различные представления в пространстве, мыслеобразы. Так почему это не может делать Природа, которая создала самого человека? Вот как об этом пишет Блаватская: «От Фидия и до скромнейшего ремесленника керамического искусства каждый скульптор должен, прежде всего, создать образец в своём уме, затем очертить его размеры, и только тогда может он воспроизвести его в трёхмерной или объективной форме. И если человеческий ум является живым доказательством таких последовательных стадий в процессе Эволюции, то как может быть иначе, когда дело касается Разума и творческих сил Природы?» ( [2], c. 768).

 

Первая и Вторая Коренные расы

Из «Тайной Доктрины» мы уже узнали, что Питри – духовные, развоплощённые существа, которые не зависимы от плотной материи, такой как известное науке физическое вещество. Блаватская предупреждает, что ошибочно считать Питри «душами» или предками людей, живущих в настоящее время. Они являются далёкими предками человеческого рода, или адамической расы ( [3], c. 48).

Первая человеческая раса начала формироваться 300 млн лет тому назад. Питри начали спускаться на Землю, чтобы воплотиться в Человека. Земля в это время уже характеризовалась газообразными, жидкими и твёрдыми материальными средами, как модификациями основного составляющего их элемента – эфира. Эти четыре формы материи отражены в древней философии как четыре элемента бытия: эфир (огонь), воздух, вода, земля. Однако к указанному сроку на Земле было уже много и более конкретных форм, прежде всего формы жизни: «Небесный Рупа (Дхиан Коган) создаёт (человека) по образу своему: это есть духовная идеация, следствие первой дифференциации и пробуждения мировой (проявленной) Субстанции, эта форма есть идеальное Самоотображение; и это есть Человек Первой расы. ...Архангелы, или Дхиани, вынуждены были законом эволюции спуститься на Землю, чтобы построить венец её эволюции – Человека» ( [2], c. 280).

Освоение Питри Земли связано с необходимостью существования в более плотной материальной среде. При этом должны происходить не только физические изменения в структуре этих существ, но и переход их от свободного (божественного) состояния к «угнетённому состоянию» жизни в новых условиях. Блаватская неоднократно подчёркивает, что чем больше душа погружается в материальное, тем больше она теряет свои начальные духовные основы. В том и состоит суть «грехопадения души». А вот мнение великого Посвящённого, философа древности Пло̀тина: «Когда душа спускается в зарождение (из своего полубожественного состояния), она принимает участие во зле, и её относит далеко в состояние, противоположное её первичной чистоте и целостности; окончательно погрузиться в это равносильно падению в тёмную трясину». «Тело есть гробница, темница души, и многие христианские Отцы считали вместе с Платоном, что душа несёт наказание через свой союз с телом. Таково основное учение буддистов и также многих браминов» ( [2], c. 148).

Человек Первой Расы – это эфирообразное существо. Он подобен эфирному Питри, но со значительно большей плотностью эфира: «Он развивается в более и более уплотнённое или воплощённое существо, но всё ещё с преобладанием эфирности... Он не имеет пола и, подобно животным и растениям, развивает чудовищные тела, соответствующие грубости окружающих его условий» ( [1], c. 264). И далее Блаватская отмечает: «Человечество в своей первой прототипной эфирной форме есть отпрыск Элохима7 Жизни, или Питрисов; в своём качественном и физическом аспекте оно есть прямое потомство “Предков”, низших Дхиани, или Духов Земли; но своей моральной, психической и духовной природою оно обязано Группе божественных Существ...» ( [1], c. 305).

Первая раса считается неудачной попыткой Природы в создании человека, так как не привела к желаемому результату:

«а) ...Лунные Духи, как уже было сказано, были лишь Предками его Формы (человека – Авт.), т.е. того образа, по которому Природа начала свою внешнюю работу. Итак, первоначальный Человек был при своём появлении лишь бессознательным Бхута (двойниками первых эфирообразных Дхиани, или Питри) или же “Призраком”. Это “творение” было неудачно.

б) Попытка эта снова оказалась неудачной. В этом заключается аллегория, изображающая тщетность попыток, сделанных физической Природою, чтобы построить даже совершенного животного, не говоря уже о человеке… Всего этого недостаточно, чтобы построить мыслящего человека» ( [2], c. 119).

Первая человеческая раса переросла во Вторую человеческую расу. Это тоже эфирообразный человек, но он более плотен, хотя и не имеет ещё кожного покрова; по сути его можно считать бестелесным. В пояснении к Станце VI читаем:

«а) Старая, или Первичная, раса была поглощена Второй и стала с ней единой. б) Это есть таинственный процесс трансформации и эволюции человечества. Материя первичных Форм – облачная, эфирообразная и негативная – была принята или поглощена и таким образом стала дополнением Форм Второй расы. Комментарии объясняют это, говоря, что, так как Первая раса была составлена просто из Астральных Теней Прародителей-Творцов и, конечно, не имела ни своих собственных астральных, ни своих физических тел – то эта раса не умирала. Её “Люди” постепенно растворялись и поглощались телами своего собственного “Потом рождённого" Потомства, более плотными, нежели их собственные. Старая Форма испарялась, она поглощалась и исчезла в Новой Форме, более человеческой и физической. Смерти не существовало в ту эпоху, более блаженную, нежели Золотой Век; но первичная, или родительская, материя была употреблена на создание нового существа, на построение тела и даже внутренних, или низших, Принципов, или Тел потомства. с) Когда "тень” поглощается, то есть когда Астральное тело покрывается более плотной плотью, человек начинает развивать Физическое тело» ( [2], c. 141)

И во Второй расе, как и в Первой, ещё не была решена проблема разделения полов и размножения. Обе эти расы чувствительны ко всем проявлениям окружающей Природы, но ещё имеют слабое физическое развитие и сохраняют сильные духовные связи с Космосом.

 

Третья Коренная раса

Как мы узнаём из первоисточников, в Третьей расе безобразное эфирное чудовище человека Второй расы оделось в кожный покров, преимущественно бледно-жёлтого цвета; физическое тело приобрело чёткие границы и форму, соответствующую нашему представлению об облике живого существа, только значительно большего размера: «Бледно-жёлтый цвет есть цвет первой плотной расы, которая появилась во второй половине Третьей Коренной расы – после падения её в зарождение, – принося с собою окончательные изменения. Ибо лишь в этот период состоялось последнее преображение, давшее рождение человеку такому, каким он является сейчас, лишь в увеличенном размере» ( [2], 289).

Третья раса – это первая раса, которая имела пол. Именно в ту эпоху, пройдя через все стадии размножения, характерные для живой природы, произошло разделение людей на мужчин и женщин, и человечество обрело способность продолжать жизнь через половое размножение. Вот как это объяснено в Комментариях к Станцам из «Книги Дзиан»: «Первая раса создала Вторую посредством “почкования”, как это было указано выше. Вторая раса дала рождение Третьей, которая сама разделилась на три определённых подразделения, состоящих из людей, различно порождённых. Первые два подразделения размножались посредством яйцеобразного метода, по всей вероятности, неизвестного современной естественной истории. Тогда как ранние субрасы Третьего человечества размножались посредством своего рода выделения влажности, или жизненного флюида, капли которого, собираясь, образовывали яйцеобразный шар – или, скажем, яйцо, служившее внешним вместилищем для зарождения в нём плода и ребёнка, способ размножения следующих субрас изменился, во всяком случае, в своих результатах. Потомство ранних субрас было совершенно бесполо – даже бесформенно, насколько мы можем знать это (см. “Тимея” Платона), но потомство последующих субрас рождалось андрогинным. Именно в Третьей расе произошло разделение полов. Человечество из бесполого стало определёнными гермафродитами, или двухполыми; и, наконец, Яйцо человека начало рождать постепенно и почти незаметно в своём эволюционном развитии сначала существа, в которых один пол преобладал над другим, и, наконец, определённых мужчин и женщин» ( [2], c. 154).

Блаватская показывает, что это подтверждается в религиозных мифах Востока и Запада. Сакральное учение и Эзотерическая философия учат, что каждая Раса имеет своего планетного покровителя. «Каждая раса в своей эволюции рождается под непосредственным влиянием одной из планет; Первая раса получила своё дыхание жизни от Солнца; тогда как Третья раса – те, кто пали в зарождение, или же из андрогины стали отдельными особями, одно мужского рода, другое женского – находились под непосредственным воздействием Венеры, “маленького солнца, в котором солнечное тело складывает запас своего Света”» ( [2], c. 32). Далее Блаватская поясняет: «Венера (планета) символизируется знаком круга над крестом, показывая этим, что она возглавляет естественное рождение человека... и означало, эзотерически, что человечество и вся животная жизнь вышла из божественного духовного круга и совершилось падение в физическое мужское и женское зарождение. Знак этот от конца Третьей расы имеет то же фаллическое значение, что и “Древо Жизни” в саду Эдема» ( [2], c. 39).

Необходимым условием существования жизни человека на Земле явилось появление речи. Вот как это описано в «Тайной Доктрине»: «Комментарии поясняют, что Первая раса – эфирообразные, или астральные, Сыны Йоги, также называемые “Саморождённые”, – в нашем смысле была немой, ибо она была лишена ума на нашем плане. Вторая раса имела уже “язык звуков”, например, напевные звуки, составленные лишь из гласных. Третья раса развила вначале нечто вроде языка, который был лишь лёгким улучшением разнообразных звуков в Природе, криков гигантских насекомых и первых животных, которые едва начали нарождаться в дни “По̀том рождённых”, или же ранней Третьей расы <…> Односложная речь принадлежала первым, почти вполне развитым существам в конце Третьей Коренной расы, расы “золотого цвета”, желтолицых людей, после разделения полов и полного пробуждения их разума. До этого они сообщались посредством того, что теперь называлось бы “передачей мысли”» ( [2], c. 229).

Таковы краткие замечания о Третьей Коренной расе, с последнего периода существования которой, а именно 18 млн лет назад, началось существование человечества (Вайвасвата Ману) на материке Лемурия нашей Земли. «Катаклизм, разрушивший огромный материк, наибольшим остатком которого является сейчас Австралия, произошёл в силу подземных судорог и разверзания дна океана» ( [2], c. 364). При своём потоплении «Огромный материк, царствовавший и возвышавшийся однажды над Индийским, Атлантическим и Тихим океанами, теперь состоял из огромных островов, которые постепенно исчезали один за другим, пока конечная конвульсия не поглотила последние останки его. Остров Пасхи, например, принадлежит к самой ранней цивилизации Третьей расы. Внезапное вулканическое извержение и подъём океанского дна во время Чэмпленовской эпохи северно-полярного затопления подняли эту маленькую реликвию архаических веков – после того как она была потоплена вместе с остальными – нетронутою, со всеми её статуями и вулканом, и оставили как свидетельницу существования Лемурии. Говорят, что некоторые австралийские племена являются представителями последних потомков Третьей расы» ( [2], c. 380).

До сих пор подобного рода свидетельства не принимаются во внимание учёными, размышляющими о происхождении и эволюции человека. Вот что об этом пишет Блаватская: «Единственными оставшимися свидетелями существования лемурийцев являются несколько молчаливых рекордов в виде полдюжины разбитых каменных колоссов и древних циклопических развалин. Свидетельства эти не принимаются во внимание, ибо, как уверяют одни, они есть “результат слепых сил” или же являются “совершенно современными”, как утверждают другие. Скептики и материалисты с презрением отвергают предание... Всё, что находится вне отталкивающих теорий материалистической науки, заклеймено презрительным термином “суеверия”. Современные мудрецы ни во что не желают верить» ( [2], c. 306–307). И хотя цивилизации на острове Пасхи и островах Океании изучались учёными в ХХ веке, они не связали их с биологической эволюцией, относя их, скорее, к историческим явлениям.

 

Четвёртая Коренная раса

Продолжая следить за логикой изложения Блаватской, отмечающей вехи эволюции человека, мы узнаём, что около 5 млн лет назад начались серьёзные геологические изменения Земли, которые привели к гибели материка Лемурия. В это же время из глубин океана появляется новая суша, которой суждено стать огромным материком Атлантида. Факт существования Атлантиды подтверждается древними письменами, в частности, станцами Пеш-Хуну, где упоминается великий астроном того времени Асурамая: «Хронология и вычисления посвящённых браминов основаны на индусских рекордах Зодиака и на трудах вышеупомянутого астронома и магаАсурамая. Атлантические рекорды Зодиака не могут быть ошибочными, ибо они были составлены под водительством тех, которые были первыми наставниками человечества и преподали им астрономию среди прочих вещей. ...И также верно, что в индусских Пуранах именно Атлантида указана как место рождения Асурамаи» ( [2], c. 61).

Если говорить о географическом расположении этого материка, то он должен был «простираться от Индии до Тасмании (Америки)» ( [2], c. 256). В подтверждение тому, что Атлантида занимала территорию современного Атлантического океана, говорят следующие факты, приведённые в «Тайной Доктрине»: «Странное соответствие настоящей флоры Южных Соединённых Штатов Америки с флорой Европы заставляет их предположить, что во времена Миоценского периода Европа и Америка были соединены между собою длинною полосою земли, остатками которой являются сейчас Исландия, Мадейра и другие острова Атлантики» ( [2], c. 914). Через несколько страниц Блаватская возвращается к тому же вопросу: «Сравнивая животных и растения Старого и Нового Света, нельзя не поражаться их тождественностью, все они, или почти все, принадлежат к одному и тому же родовому типу, тогда как многие, даже среди видов-отрядов, встречаются на обоих материках... что указывает на их произхождение от общего центра (Атлантиды)» ( [2], c. 927).

Как следует из Эзотерического учения, при глобальных геологических изменениях, связанных с появлением новых материков Земли, происходит и изменение человеческой расы. Оставшиеся лемурийцы (Третья раса) стали осваивать новый материк. Так начинается отсчёт существования Четвёртой расы (атлантов). Как и лемурийцы, атланты сохранили высокую степень своих духовных начал. По свидетельству теософских первоисточников, духовность первых рас была связана с их происхождением из эфира Космического пространства, а также характеризовалась свободным перемещением по планам Космоса и строгой астрономической ориентацией оставленных ими построек на поверхности Земли. Если не все, то очень многие из лемуро-атлантов были ясновидящими: «Лемур-атлант не нуждался в открытии и закреплении в своей памяти того, что его направляющий принцип знал в момент его воплощения. Лишь время и постоянное сопротивление (тупость) Материи, в которую облеклись “принципы”, могли: первое – ослабить в них память их знаний до рождения, второе – ослабить и даже загасить всякую искру духовности и божественности в них... Эти дети Неба и Земли при рождении были одарены Высшими Силами, создателями их сущности, необыкновенными способностями, как моральными, так и физическими. Они приказывали Стихиям, знали тайны Неба и Земли, морей и всего мира и читали будущее по звёздам... Действительно, когда читаем о них, кажется, как будто мы имеем дело не с людьми, такими как мы, но с Духами Стихий, возникшими из Лона Природы и имевшими всякую власть над нею... Все эти существа отмечены печатью магии и колдовства» ( [2], c. 330).

Там же мы читаем: «Эта раса могла одинаково легко жить в воде, в воздухе или в огне, ибо она обладала неограниченным контролем над элементами. Они были “Сынами Бога”, не теми, которые увидели дочерей человека, но истинными Элохимами, хотя в восточной Каббале8 они носят другое наименование. Это были они, кто передал людям самые чудесные тайны Природы и открыл им неизречённое и ныне утерянное “слово”» ( [2], c. 255). О способностях высокоодарённых атлантов древнее учение говорит, что они «рождались со способностью ясновидения, охватывавшего все скрытые вещи и для которых не существовало ни расстояния, ни материальных препятствий. Короче говоря, они были людьми Четвёртой расы, упомянутой в “Пополъ Вух”9; зрение их было неограниченно, и они познавали вещи мгновенно. Другими словами, они были лемуро-атлантами, первыми, которые имели Династию Духовных Царей... которые, в свою очередь, наставляли их в искусствах и науках» ( [2], c. 256).

Атланты передали свои знания Пятой расе (арийской). «Именно от Четвёртой расы получили первые арийцы своё знание и “массу замечательных вещей”; Сабха и Махасабха10, упомянутые в Махабхарате11, есть дар Майясуры Пандавам. От них научились они воздухоплаванию, Виван 12  Видия13, “искусству летать в воздушных повозках”, а потому также их великим наукам метеорографии и метеорологии. Опять-таки, от них же арийцы наследовали свои наиболее ценные науки о сокрытых свойствах драгоценных и других камней, также химию или, вернее, алхимию, минералогию, геологию, физику и астрономию» ( [2], c. 493). Велика их роль в самых необходимых для человечества изобретениях. «Самые ранние изобретения человечества являются наиболее чудесными из когда-либо сделанных расою... Первое употребление огня и открытие способа, посредством которого его можно зажигать; приручение животных; и превыше всего процессы, посредством которых различные злаки были сначала выращены и развиты из некоторых диких трав, – все эти открытия не могут быть сравнены по своей изобретательности и значению ни с какими последующими открытиями. Все они неизвестны истории» ( [2], c. 434].

Говоря о роли языка в культуре атлантов и влиянии его на дальнейшее развитие человеческой речи, Блаватская пишет: «...лингвистические характерные особенности развились в агглютинативные языки1. На последних говорили некоторые расы атлантов, тогда как другие родственные группы Четвёртой расы сохраняли основной язык. И так как языки имеют свою циклическую эволюцию, своё детство, чистоту, рост, падение в материю, примесь других языков, зрелость, дряхлость, наконец, смерть, то и примитивный язык наиболее цивилизованных рас атлантов – тот язык, который упоминается как Ракшаси-Бхаша14 в старых санскритских трудах, выродился и почти что вымер. Тогда как “сливки” Четвёртой Расы, устремляясь всё более и более к вершине физической и разумной эволюции, оставили, таким образом, в наследство нарождавшейся Пятой (арийской) расе инфлекционные, высокоразвитые языки; агглютинативная речь выродилась и осталась как отрывочное окаменевшее наречие, теперь рассеянное и почти что ограниченное туземными племенами Америки» ( [2], c. 330).

Атланты были людьми высокого роста и большой физической силы. «Все древние язычники и христиане верили, что самое раннее человечество было расою гигантов. В Америке раскопки некоторых курганов и пещер уже обнаружили в отдельных случаях группы скелетов в девять и двенадцать футов ростом. Скелеты эти принадлежат к племенам ранней Пятой расы, ныне выродившейся до среднего уровня, между пятью и шестью футами. Но легко можно поверить, что Титаны и Циклопы древности действительно принадлежали к Четвёртой (атлантам) расе и что все последующие легенды и аллегории, встречаемые в индусских Пуранах и в греческих поэмах Гезиода и Гомера, были основаны на туманных воспоминаниях о действительно существовавших Титанах – людях страшной, сверхчеловеческой физической силы, дававшей им возможность защищаться и удерживать на расстоянии гигантских чудовищ Мезозойского и раннего Кайнозойского периодов» ( [2],c. 340).

Очередной катаклизм в природе привёл к потоплению Великой Атлантиды. Эзотерические знания и видения Адептов позволяют привести истинную причину гибели Атлантиды — Четвёртого материка. Катаклизм «произошёл из-за последовательного нарушения во вращении оси. Оно началось во времена ранних Третичных периодов и, продолжаясь на протяжении долгих веков, последовательно унесло последний след Атлантиды, исключая, может быть, Цейлон и малую часть того, что входит сейчас в Африку. Катаклизм этот изменил поверхность планеты, и не осталось и следа воспоминаний о её цветущих материках и островах, о её цивилизации и науках в летописях истории, исключая Сокровенных Рекордов Востока»( [2], c. 364).

 

Пятая Коренная раса

850 тыс лет назад Атлантида прекратила своё существование, начав погружаться в воды океана. Этот процесс происходил в течение многих тысячелетий, и остатки материка в виде отдельных островов продолжали существовать, постепенно исчезая. Остров Посейдонис, о котором пишет Платон, ушёл под воды океана 11,5 тыс. лет назад, унося с собой последний след Атлантиды. Возникли и оформились новые материки – это привычные для нас Евразия, Америка, Африка. Сравнивая различные цифры учёных о времени происхождения человека, Блаватская доказывает, что данные эзотерической науки вполне логичны и справедливы. Прошло «от четырёх до пяти миллионов лет между начальной и конечной эволюцией Четвёртой Коренной расы на Лемуро-Атлантических материках, миллион лет для Пятой, или арийской, расы вплоть до наших дней и около 850 000 лет со времени погружения последнего большого полуострова великой Атлантиды» ( [2], c. 18).

Безусловно, часть людей Пятой расы унаследовали данные Природой духовные возможности людей Четвёртой расы. Подобно тому, как Третья и Четвёртая расы имели своих божественных наставников, и «через посредство этих “Сынов Бога” младенческое человечество получило свои первые понятия о всех искусствах и науках, так же как и о духовном Знании» ( [1], c. 286). В Пятой расе произошло ещё большее развитие оставленных Четвёртой расой инфлекционных, высокоразвитых языков: «Инфлекционная речь: корень санскрита, весьма ошибочно названный “Старшей сестрой” греческого языка вместо его матери был первым языком, теперь же он тайный язык Посвящённых Пятой расы» ( [2], c. 231).

В Пятой расе происходят и физические изменения тела человека. Если мы говорили об атлантах как о людях-гигантах, рост которых достигал 9–2 футов (2,7 м–3,6 м) и более, то в Пятой расе – человека значительно уменьшился. Средний рост современного человека около 6 футов. «Ни один из до сих пор найденных скелетов не древнее, чем время между 50 000 или 60 000 лет, человеческий же рост был уменьшен с 15 футов до 10 или 12 футов со времени третьей субрасы арийской группы; эта субраса – рождённая и развившаяся в Европе и Малой Азии в новых условиях и новом климате – стала европейской. С тех пор, как уже сказано, раса эта стала постоянно уменьшаться в росте. Потому правильно сказать, что одни лишь гробницы являются древними, но не случайно не находимы в них тела людей; и что эти могилы, раз они такого гигантского размера, должны были вмещать великанов или, вернее, пепел поколений великанов» ( [2], c. 881).

Блаватская объясняет трудности, связанные с нахождением следов человека Третьей и Четвёртой рас при археологических раскопках, что неоднократно ставилось ей учёными в упрёк, свидетельствуя, по их мнению, о недоказуемости её теории: «Все формы жизни не сохранились в рядах окаменелостей, ибо возможности на сохранение были редки и малочисленны ... (даже у примитивного человека) ввиду обычая погребать и сжигать своих умерших» ( [2], c. 785).

Развитие наук в последней эпохе Пятой Коренной расы происходит на основании утвердившихся материалистических представлений о природе при отсутствии понимания её духовных истоков. Надо сказать, что современные научные фундаментальные знания опираются на грубые материалистические представления и никак не используют древние знания, на которых основана эзотерическая философия: «Современная наука есть лишь искажённая Древняя Мысль, и не более... Что касается Космогонии и Первичной материи, то современные умозаключения, несомненно, являются древней мыслью, “усовершенствованною” противоречивыми теориями недавнего происхождения...» ( [1], c. 745).

 

Эволюция Коренных рас

Весьма интересны и важны вопросы, до сих пор не получившие ответа. Каковы общие закономерности развития человечества? Что ожидает человечество в будущем? Блаватская подробно их рассматривает и даёт обоснованные разъяснения, опираясь на древние знания и эзотерическую философию. Она отображает эволюцию Коренных рас (рис.) в виде Цикла: «Великий Цикл включает продвижение человечества от проявления первоначального человека эфирной формы. Цикл этот проходит через внутренние Циклы прогрессирующей человеческой эволюции от эфирной формы по нисходящей дуге к полуэфирной и, наконец, чисто физической; вплоть до освобождения человека от его “одеяния плоти” и материи» ( [1], c. 828).

Как видно из рисунка, в нисходящей фазе Цикла происходит уменьшение духовности человека с соответствующим развитием материальности. Восходящая фаза Цикла связана с возвратом духовности и постепенным уменьшением материальности и чисто мозговой рассудочной интеллектуальности. Вот как Блаватская характеризует состояние Пятой человеческой расы. «Мы (Пятая Коренная раса) в нашей первой половине (продолжительности) восхождения (на нынешней восходящей дуге Цикла) находимся в срединной точке... Во второй половине Первой, духовной, эфироастральной расы нарождающееся человечество лишено было элемента мозгового интеллекта, ибо оно было тогда на своём нисходящем пути. И так как мы находимся на параллельной линии на восходящей дуге, то потому мы лишены духовного элемента, который сейчас заменён рассудком. Ибо, запомните хорошо, так как мы находимся сейчас в Манасическом периоде нашего Цикла рас, или же в Пятой расе, то, следовательно, мы перешли серединную точку совершенного равновесия Духа и Материи – или же равновесия между мозговым рассудком и духовным пониманием» ( [2], c. 348).

Отсюда ясно, что в Шестой и Седьмой расах будет происходить дальнейшее развитие духовных начал человека. Это относится к подразделениям, или градациям (фазам), Малого Цикла, или Круга. Однако мы рассмотрели спираль развития человечества на протяжении одного (Четвёртого) Круга Большого Цикла. Согласно эзотерическому учению, существуют Семь Кругов Большого Цикла и их расы, которые не следует путать с рассмотренными выше человеческими расами: «Человечество вполне развивается лишь в Четвёртомнашем настоящем Круге. ...В течение будущих трёх Кругов человечество, подобно Глобусу, на котором оно живёт, будет постоянно стремиться снова принять свою первоначальную форму Воинства Дхиан Коганов. Человек, как и каждый атом во Вселенной, стремится стать Богочеловеком и затем – Богом» ( [1], c. 231). Так что «Богами» мы ещё станем не скоро, только после прохождения Шестой и Седьмой человеческих рас, после чего мы сможем перейти на Пятый Большой Круг, отвечающий эволюции Планет, или Глобусов, всей Солнечной системы.

 

Рис. Эволюция Коренных Рас в четвёртом круге.

 

Рассматривая отношение теософии к вопросам происхождения человека и законам кармы, Блаватская пишет: «Но всё следует закону Циклов, эволюция человека так же, как и всё остальное, и порядок в котором он зарождается, описан полностью в Восточных Учениях» ( [2], c. 279). Опровергая дарвинистскую теорию происхождения человека от обезьяны, Блаватской приходилось выдерживать яростные нападки от учёных, не желавших считаться с эзотерическими знаниями и обвинявших её в утверждении сверхъестественного, потакании религиозным чудесам. На что она отвечала: «Оккультизм никогда не верил ни во что одушевлённое или неодушевлённое вне природы. Также мы не космолаторы (космопоклонники. – Ред.) или же политеисты только потому, что мы верим в “Небесного Человека” и “Божественных Людей”, ибо, чтобы поддержать нас в этом, мы имеем накопленные вековые свидетельства с их непреложным доказательством каждого существенного вопроса, именно мудрость древних и всемирные традиции. Однако мы отвергаем такие неосновательные и беспочвенные традиции, которые переросли меры точной аллегории и символизма, хотя они и были приняты в экзотерических верованиях. Но лишь добровольный слепец может отвергать то, что сохраняется во всеобщей традиции. Потому мы верим в расы Существ, отличные от нашей, принадлежавшие к отдалённейшим геологическим периодам; в расы эфирообразные, следовавшие за бесплотными (Арупа15) людьми, эти расы имели форму, но не из плотной субстанции, и были гигантами, предшествовавшими нам, пигмеям; мы верим в Династии Божественных Существ, тех Царей и Наставников Третьей расы в искусствах и науках, по сравнению с которыми наша малая, современная наука стоит ниже, нежели элементарная арифметика по отношению к геометрии» ( [2], c. 224).

Несмотря на глубокие противоречия, «у нас имеется одно понятие, общее со школой Дарвина, а именно – закон постепенной и чрезвычайно медленной эволюции, охватывающей многие миллионы лет. По-видимому, главное разногласие заключается в природе примитивного “предка”. Нам скажут, что Дхиан Коган, или “прародитель” Ману, является гипотетическим существом, неизвестным на физическом плане. Мы ответим, что в это верил весь Древний мир, и сейчас девять десятых настоящего человечества верят в это; тогда как питекоидный человек, или обезьянообразный человек, есть чисто гипотетическая сущность, тварь, созданная Геккелем16, неизвестная и не находимая на этой Земле, но, кроме того, его генеалогия – как она удумана импротиворечит научным фактам и всем известным данным современных открытий в зоологии. Это просто нелепо даже как вымысел...» ( [2], c. 779). И далее: «...человек посредством сбрасывания грубо-материального тела вступает в следующую стадию своего существования с увеличивающимися силами и обострённой жизнеспособностью. И, наоборот, ...первичный человек, вопреки теории Дарвина, был чище, умнее и значительно больше духовен, чем сказано в мифах о скандинавском Бэре.., по своей природе он был значительно выше, духовнее, чем человек нынешней адамической расы, и он стал терять свою чистую духовность по мере того, как запятнался материей и затем в первый раз облёкся в физическое тело, что отображено в “Книге Бытия” стихом глубокого значения: “И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их” /Бытие, III, 21/» ( [3], c. 246).

Говоря о важности для учёных познавать эзотерические знания, прежде чем заниматься конкретными исследованиями, Блаватская напоминает: «Были дни, когда всё, что... теперь называется “чудесным и ненормальным”, и гораздо большее – принадлежало к чувствам и способностям, общим всему человечеству. Тем не менее Круг, который мы проходим, заставляет нас возвращаться назад и в то же время продвигаться вперёд, то есть, потеряв в духовности то, что мы приобрели в физическом развитии почти до конца Четвёртой расы, мы зато теперь постепенно и неуловимо теряем в физическом всё, что мы снова получаем в наступающей духовной эволюции. Этот процесс должен идти вперёд до периода, который приведёт Шестую, Коренную, расу на линию, параллельную с духовностью Второй Расы, давно исчезнувшего человечества» ( [1], c. 690).

11 июля 2002 года по российскому телевидению был показан череп человека, найденный французскими учёными при раскопках в Африке. Череп этот принадлежал человеку, жившему 7 млн лет назад (время Третьей расы по хрогологии «Тайной Доктрины»). Сообщается, что этот череп принадлежал человеку, а не обезьяне, и современные учёные в очередной раз столкнулись с фактом, не укладывающимся в принятые ими взгляды. Что ж, это подтверждает замечательное предвидение Блаватской! А главное – справедливость Древних Знаний и истинность положений эзотерической философии. Спор между наукой, придерживающейся до сих пор дарвиновской теории, и эзотерическим знанием продолжается, и нам надо помнить завет, оставленный Блаватской: «Наиглавнейший вопрос для человечества – проблема, лежащая в основании всех других и представляющая наиболее глубокий интерес среди всех прочих, есть утверждение места, занимаемого человеком в Природе, и его отношений к вещественной Вселенной... Объяснив эзотерическую теорию, мы можем теперь сравнить её с теорией современного материализма» ( [2], c. 763).

 

 

Примечание
Список литературы
Идентификация
  

или

Я войду, используя: