Просвещённое развитие: как воплотить идею в жизнь?
Современное человечество сегодня испытывает серьезные экономические, социальные и экологические потрясения. Продолжают расти социальная напряжённость, пропасть между вызывающим богатством и удручающей бедностью, коррупция, экстремистские проявления. И всё больше людей мира осознают, что в основе большинства этих кризисных явлений лежит кризис духовный, который не разрешить обычными экономическими и политическими мерами. Сегодня всё более очевидным становится другой подход, основанный на приоритете Духовности и Культуры, которые, гармонично объединяя в себе наивысшие человеческие ценности, несут истинный Свет и могут указать спасительный путь для человечества.
Именно такой путь утверждали участники международной конференции «Просвещённое развитие», состоявшейся в феврале этого года в Нью-Дели, в ашраме Великого Святого Индии Баба Вирса Сингха. Деятельность Махараджи хорошо знакома читателям журнала «Дельфис» по ранним публикациям. Его ашрам — это место встреч людей из разных стран мира, место, где проходят конференции, касающиеся самых насущных проблем жизни. Ни одна из глобальных тем современности не остаётся без внимания Баба Вирса Сингха. И всюду он несёт милосердие и помощь, напоминая, что «во всей Вселенной есть только одна сила, наполняющая нас своей любовью и состраданием — Любовь Бога, необходимая нам для служения человечеству».
На конференции, организованной по инициативе Института сравнительного религиоведения в Гобинд Садане, собрались учёные, политики, общественные и культурные деятели России, Индии, стран Южной Азии для совместного обсуждения и поиска оптимального решения вопросов преодоления нищеты и бедности во всём мире.
Участники дискуссии в течение трёх дней делились своим опытом, предлагая новые подходы к решению этой важной задачи современности.
В числе почетных гостей в работе форума принял участие исполнительный директор, член комиссии ООН по проблемам бедности, один из выдающихся мировых экспертов по вопросам экологического существования и прав беднейших слоёв населения, Нареш Сингх.
Индийская сторона была представлена видными общественными деятелями, членами Парламента, известными экономистами и журналистами.
Баба Вирса Сингх и участники конференции
От имени большой российской делегации на конференции выступили депутат Государственной Думы РФ, исполняющий обязанности председателя Совета Ассамблеи народов России С.К. Смирнова, председатель комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты РФ, руководитель Центра экологической политики России В.М. Захаров, проректор Российской школы частного права, координатор Общественного экспертного совета при Комитете по культуре Государственной Думы РФ Ю.А. Агешин, учёные из вузов Москвы.
Проблема тяжёлой жизни бедных слоёв населения свойственна всем странам. Есть она и в России, несмотря на, казалось бы, внешнее повышение благополучия.
По данным Росстата, сегодня в России существенно растёт объем денежных доходов у наиболее обеспеченных граждан. Но при этом объем доходов у менее обеспеченных остаётся по-прежнему низким. А это означает, что основную выгоду от экономического роста в стране получают именно богатые. Положение же бедных не меняется, что является очень серьезной тревожной тенденцией, которая отнюдь не способствует социальной стабильности.
Известно, что в развитых странах бедность, по сути, локализуется среди безработных, мигрантов, многодетных семей. А у нас в России 35 процентов лиц, находящихся ниже или рядом с чертой прожиточного минимума, составляют семьи работающих и, как правило, имеющих несколько детей. Основная масса бедных в России — это работающие по найму или пенсионеры. В качестве подтверждения можно сказать, что в сельском хозяйстве зарплату ниже прожиточного минимума получают более двух третей работников, а в сфере культуры и искусства вообще более половины.
Но, говоря о борьбе с бедностью, недостаточно активизировать действия лишь на устранение следствий проблемы. Необходимо искать её корни. И, по мнению многих участников конференции, одним из корневых факторов продолжения увеличения в мире бедности, является недостаток усвоенных знаний и, как следствие, недостаточное применение их в жизни. А усвоены знания лишь тогда, когда они становятся нашими свойствами, когда они становятся частью нас, преображая нашу жизнь.
Конечно, в данной ситуации имеются в виду не столько те знания, которые мы получаем, приобретая ту или иную профессию, (хотя это также немаловажно), сколько базовые знания, общие для всего человечества, те, которые несут Духовность и Культура.
Профессор МГУ им. Ломоносова К.И. Шилин в своём выступлении, в частности, подчеркнул: «Наша конференция должна быть посвящена не столько обсуждению того, что есть (оно катастрофично, кризисно), сколько выдвижению идей, концепций выхода из этого кризиса. Главное сейчас — выйти на качественно новый уровень духовно-творческого развития. Это мы и получим превращением системы образования в систему духовного развития. Это соответствует индийским традициям. Ключевой вопрос не в экономике, а в системе образования».
Конкретную формулу решения этой актуальной проблемы сформулировал Ю.А. Агешин: «Формы и методы восстановления справедливости самые разные. И в нашем веке фундаментальной основой диктуемых жизнью преобразований должен стать не революционный меч справедливости, а всепроникающая, созидающая, преобразующая Духовность и Культура всего человечества».
Ни одну проблему нельзя решать исключительно правовыми или экономическими мерами, без кардинального изменения и расширения сознания людей. А это возможно лишь благодаря многогранному инструментарию Духовной Культуры, то есть на основе нравственности, справедливости и любви. Поэтому, выступая, все участники искренне поддерживали идею конференции, очень точно определившую действенный путь борьбы с бедностью, — идею ПРОСВЕЩЁННОГО РАЗВИТИЯ.
Немаловажно, что эффективность такого подхода, основанного на живом знании, гости Гобинд Садана смогли увидеть своими глазами. В 1968 году Баба Вирса Сингх с небольшой группой последователей начал строительство Гобинд Садана с освоения 7 акров брошенных земель на окраине Нью-Дели. Чуть позже началось и строительство фермы на берегу Ганга, где была каменистая, трудно возделываемая земля, столь бесполезная, что даже самые бедные не хотели трудиться на ней. Несколько месяцев в году она была покрыта 4-х метровым слоем воды и правительство считало её непригодной. Там не было дорог, электричества, школ, медицинской помощи. Не было питьевой воды.
Баба Вирса Сингх пообещал преобразить эти земли и доказать, что Свет Бога существует даже среди тьмы. Он говорил, что достаточно собраться всего нескольким устремлённым людям для того, чтобы в жизни любой нации произошли великие преобразования. «Нужно понять, что все люди — братья и сёстры. Если начать работать всем вместе, то и Бог, и мы будем счастливы. И мы сможем облегчить положение бедных. Что толку говорить о любви к Богу, бездействуя, не пытаясь решать проблемы? Бог даёт силы тому, кто хочет претворять в жизнь его замыслы. Любовь Бога и самоотверженный труд могут превратить даже самые бесплодные земли в цветущий сад, и самые нерадивые люди могут работать очень продуктивно».
Спустя несколько лет с полей, считавшихся бесплодными, общинники собрали богатый урожай. Доходы позволили поднять благосостояние людей, наладить медицинскую помощь, электроснабжение, обучение детей. Воровство и грабежи прекратились, появилась возможность преодолеть бедность. Сегодня Гобинд Садан — это наглядный пример истинной, деятельной духовности, искренней, живой веры в Единого Бога и устремлённого труда на Общее благо.
Вряд ли кто станет отрицать, что потребительская цивилизация в мире практически достигла предела возможностей своего развития. И сегодня во имя спасения человеческой цивилизации, пришло время всем разрушительным силам, в первую очередь, противопоставить Духовную Культуру, которая гармонично сочетает в себе и религию, и науку, и искусство, и труд.
Поэтому идея широкого обсуждения участниками конференции в Индии насущных вопросов, касающихся развития всего мирового сообщества в целом, под углом зрения диалога культур стала реальным действием.
Именно в этом направлении развиваются отношения между Россией и Индией. Недавний визит Президента Российской Федерации В.В. Путина в Индию в полной мере подтверждает это.
В своё время наш великий соотечественник Н.К. Рерих говорил об особой значимости российско-индийских отношений: «Объединение духовных потенциалов России и Индии, может стать залогом спасения и духовного обновления человечества». Эту же мысль подтверждают и слова духовного подвижника Индии, хорошо известного во всем мире философа Свами Вивекананды: «Россия станет лидером и поведёт за собой весь мир, но путь ей укажет Индия». Сегодня эти пророчества начинают сбываться.
Обращаясь к русским делегатам конференции, Баба Вирса Сингх подчеркнул, что бедности как таковой, не существует. Мы сами её создаём. В России много надеются на правительство. Надо не ждать, а самим усердно работать. Изменения в мире происходят не от количества, а от качества труда. «Я уверен,— сказал Махараджи,— что в России будут развиваться позитивные силы. Перемены к лучшему вы скоро увидите своими глазами».
Эти слова Великого Святого внушают оптимизм и, может быть, совсем скоро сбудутся вдохновенные строчки В.М.Сидорова:
Пусть сомненья навек замолкают.
В ореоле бессмертных легенд
Русь и Индия, грани смыкая,
Образуют один континент.
И как подсказывает сердце, континент этот — ЕДИНАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.
Статья ответственного секретаря
Международного комитета по организации и проведению
Всемирного Форума Духовной Культуры
- Ваши рецензии