Путь Красоты
...Он долго смотрел и спросил, что у меня есть самое любимое? Самое дорогое? Я отвечал: “Красота”. – “Самое любимое ты должен оставить”. – “Кто заповедал это?” – спросил я. “Бог”, – ответил пустынник. Пусть накажет меня Бог – я не оставлю самое прекрасное,что нас приводитк Нему.
Н.К.Рерих. «К Нему», 1920
Поймите – нет вещей, нет решения, нет гордости, нет покаяния, есть она, красота. В ней путь ваш.
«Листы Сада Мории». Книга первая. Зов. 26.07.22
В 2012 году тюменскими филологами был проведён лингвистический анализ книги Н.К. Рериха «Шамбала»1. По данным анализа в книге слово «красота» и его производные встречаются в 160 случаях и «составляют одну из самых превалирующих абстракций текста».
Итоги же исследования содержат довольно интересный вывод о том, что «… у Рериха Красота – это и признак Шамбалы, и средство достижения этого места, и состояние, священный дух или святая энергия, заключённые в ней, и в то же самое время сама Шамбала».
Согласно буддийским источникам, понятие Шамбалы многопланово2. Оно означает как географическое место, так и некое состояние сознания. Исходя из второго понимания, достижение Шамбалы – это путь изменения себя, достижение определённого качества сознания. Рерих видел этот путь как Путь Красоты, которая выступает не только как средство, но и как цель, и как мера, а в предельном значении – как созидательная основа Мироздания. Наибольшее выражение данная концепция получила в книгах Живой Этики, в создании которых Рерих принимал непосредственное участие. Живая Этика описывает путь агни йога – человека, ставшего на путь постижения Красоты через раскрытие и творение её в себе самом и окружающем через понимание Мироздания как бесконечно восходящих градаций Прекрасного.
Формула Красоты как Пути появляется на первых станицах книг Живой Этики3: «Через Красоту подойдете. Поймите и запомните. Вам Поручил сказать – Красота. Ты сказала – любовь. Тот сказал – действие. Вы сказали – Красота. Если хотите открыть Врата, приложите этот знак Мой. Я сказал – Красота. И в бою, и в победе Я сказал – Красота. И неудача покрылась Красотою. И горы зацвели Красотою. А вы цветы допустите, их допустите – детей. И склонитесь перед Принесшим её – Красоту Великого Мира. Поймите – нет вещей, нет решения, нет гордости, нет покаяния, есть она – Красота»4, «Мое дыхание – ко Красоте дерзание», «чудо луча Красоты в украшении жизни поднимет человечество», и наконец – «произнёсший Красота – спасен будет».
На последующих страницах мысль о красоте кристаллизуется в предельно чёткую и краткую формулу Пути: «Сознание Красоты спасёт мир». Путь агни йога выстраивается как последовательное осознание Красоты во всех сторонах жизни, распознавание её градаций в «сути вещей». Красота мышления, красота слова, красота действия становятся методом новой йоги, духовного пути5. Фактически Живая Этика утверждает Йогу Красоты6. Это не удивительно, если учесть утверждение метафизической тождественности «Огня-Света» и «Красоты» – «…через Красоту имеете свет». При этом понятие Культуры раскрывается как почитание Света, то есть почитание Красоты.
Книги Живой Этики последовательно раскрывают смыслы Красоты во всём её многообразии – Красоты Бытия, Красота Мира и Мироздания, Красоты Космоса, Красоты Служения, Красоты Эволюции, Красоты мыслетворчества, Красоты космического магнетизма... Само мироздание выстраивается как бесконечная градация Красоты, начинающейся там, где хаос безобразия обретает форму, преобразуясь в беспредельно восходящую Красоту Космоса7. Причем, этот процесс есть и суть движения самого Космоса8. «Космос направляет мир к овладению Красотою»9. В этом смысле Красота есть принцип организации Универсума, а эстетическая функция – созидательная сила Вселенной. Постижение, осознание беспредельной Красоты становится целью Пути, целью преображения человеческого сознания.
В то же время, красота является и универсальным мерилом Пути. Насколько, что-то красиво – настолько оно и правильно. «Красота есть добро, и добро прекрасно», «Красота есть одеяние Истины». В этом смысле философия Красоты сближается с философией Канта, который понимал «прекрасное, как символ морального добра» и Шеллинга, для которого «эстетика – это философия Универсума». Если в действии нет красоты, то оно ошибочно. Если к расчётам не приложена мерка красоты, то расчёты неверны. В любой жизненной функции красота выступает значимым, если не главным, параметром.
Красота выступает не только как цель и мера, но и как действенный инструмент. «Красота – Наш луч понимания», «красота – ключ от Врат», «только когда приложена вся Красота, появляется космическое строительство», «только Красота духа может устремить человечество», «Красота есть Звезда Путеводная», «в основе духотворчества лежит Красота подвига»… Таким образом, Путь выстраивается через всестороннее достижение Красоты: красоты труда, красоты устремления, красоты подвига, красоты напряжения и т.д.
Живая Этика уточняет эталоны Красоты, внося понятие красоты во все значимые явления жизни. «В Беспредельности есть свобода выбора и в этом вся Красота», «Красота Бытия заключается в осуществлении всех утончённых энергий», «каждый атом живет цельностью, в этом Красота», «Красота заключена в каждом участии в построении Нового Мира», «великая Красота заключена в принятии полной ответственности», «целость Мироздания есть Красота, и человек должен полюбить всё создание, только тогда он может выполнить своё назначение», «Красота жизни заключается в космическом единении и основание жизни зиждется на утверждении подвига»…
Понимание Красоты требует глубокой трансформации сознания агни йога, напряжения и труда. Если злоба и агрессия сами по себе безобразны, то, чтобы преодолеть это безобразие агни йог должен выработать в себе добрые качества, «раскрыть своё сердце», пройти путём уточнения восприятия, преодолеть грубость во всех её проявлениях. «Полагают, что нечто может преуспеть обычными похвалами и деньгами, но, по Нашему методу, из напряжения родится Красота», «…сердце нераскрытое не сможет осознать в чём польза и где красота». Сделать это можно опять же через поиск и стяжение Красоты во всех проявлениях жизни.
Наиболее действенным инструментом в постижении Красоты является искусство. Ведь, искусство учит пониманию Красоты. «Через искусство имеете свет». Не случайно Рерих утверждал первостепенное «значение этой великой творческой силы [искусства], которая поможет строить Новый Мир»10.
Через искусство красота должна войти в повседневность каждого человека. Красота не должна быть привилегией лишь музеев, а должна наполнять быт, каждую сторону, каждую мелочь человеческой жизни. Живая Этика понимает искусство широко – как совершенство, то есть как достижения высоких стандартов Красоты в любой деятельности. «Не только художники, посвятившие себя искусству, но весь народ должен послать свои думы о творчестве. Пусть обиход творится руками семьи. Пусть досуг наполнится творчеством и пусть народ поёт. В хорах заключается великая сила гармонии», «школы должны непременно учить всем искусствам. Не нужно насаждать насильно, но каждый начинающий уже может почуять Красоту явления искусства». Рерих, как и многие представители Серебряного века и русского космизма, является ярким выразителем идеи преображающей силы искусства.
Совсем в духе Живой Этики звучит манифест «Золотого Руна»11, написанного за десятилетие до появления первых книг Живой Этики: «Мы сочувствуем всем, кто работает для обновления жизни, мы не отрицаем ни одной из задач современности, но мы твёрдо верим, что жить без Красоты нельзя и, вместе со свободными учреждениями, надо завоевать для наших потомков свободное, яркое, озарённое солнцем творчество, влекомое неутомимым исканьем, и сохранить для них Вечные ценности, выкованные рядом поколений. И во имя той же новой грядущей жизни, мы, искатели золотого руна, развёртываем наше знамя: Искусство – вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство – едино, ибо единый его источник – душа. Искусство – символично, ибо носит в себе символ – отражения Вечного во времени. Искусство – свободно, ибо создано свободным творческим порывом».
Спустя годы в книгах Живой Этики появится запись: «В Красоте – залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным. Мы разграничиваем знание и науку, ибо знание есть искусство, наука есть методика. Потому стихия огня напрягает искусство и духотворчество. Потому чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить дух». Как здесь не вспомнить А.Скрябина, который мечтал преобразить человечество посредством единой музыкально-цветовой мистерии12.
Позднее Рерих выскажет мысль о Культуре как единстве «Красоты, Знания, Искусства»13 и всех народов под этими тремя началами»14 что заложит основу целому международному общественному движению за мир и сохранение Культуры как высшей ценности человечества. Бескультурный человек, не понимающий и не ценящий красоту, творит в окружающем мире лишь безобразие. Культура же и понимание красоты способно сохранить мир и дальнейшее развитие человечества.
Так Путь Красоты переходит из плоскости личного пути к изменениям общественного и планетарного масштаба. Но начинается этот путь с простого: «Шире открой своё восприятие красоты через искусство. Люби музыку, картины. Всматривайся глубже в игру красок. Вслушивайся внимательней в звуки. Проявляй больше интереса ко всему, в чем проявлен гений творцов Красоты» 15.
- Ваши рецензии