Рериховское движение: реалии жизни и вектор перемен
(Пристрастные размышления о судьбе движения, которое могло бы преобразить Россию)
Рериховское движение – удивительный феномен духовной жизни России. Поистине ёмкое, многослойное, многоуровневое явление! Впечатляют его могучий творческий потенциал, интеллектуальная мощь многих его идеологов, сторонников и адептов, и в то же время удручающая пассивность, отстранённость и даже беспомощность в претворении в жизнь прогрессивных преобразований; глубокое проникновение в сложнейшие процессы мироздания и мироустройства и практически очень слабое влияние на нашу российскую действительность, на развитие гражданских и социальных институтов; весьма внушительное по численности сообщество сподвижников Учения Живой Этики и в то же время раздробленность рериховских течений, их организационная формальность, местечковость и непомерная убеждённость в собственной значимости; глубокое понимание преимуществ и перспектив общинного уклада, коллективистских начал и отторжение объединительных тенденций, обособленность, вплоть до сектантской закрытости; умение произносить красивые правильные слова, но не претворять их в жизнь.
И всё это – мы, единомышленники и соратники российского рериховского движения…
I
Теперь о делах наших реальных. Учение Живой Этики дано на русском языке и в Новую Россию в качестве нерелигиозного знания, состоящего из философско-нравственных постулатов, как это не раз давалось человечеству и в прошлом. Главным фактором формирования жизненной позиции каждого истинного последователя Живой Этики являются эволюция самого человека и общества, применение этических знаний и норм в практике повседневности.
Так ли это в реальной жизни? Вопрос не простой. Многие из нас не считают для себя обязательным принимать участие в эволюционном продвижении идеи культурного строительства нашей страны, мира, как и в воплощении положений Учения в жизнь. Хотя мы знаем, что такая позиция отвергается Учителями. По всем книгам Учения рассыпано множество напоминаний об этом. Вот два из них: «Каждый наставник может оказаться в положении, подобном Нашему. Пока он будет рассказывать об Основах жизни, с ним согласятся и выслушают, но стоит ему призвать к применению указанного, как слушатели разбегутся, – такова участь и многих Наших советов.
Люди соглашаются, что эти советы хороши и направлены к добру, но приложить их в жизни люди не желают. Нужно обратить внимание на такую явную непоследовательность. Если нечто признаётся добрым и достойным, то почему же оно не применяется?» («Надземное», т. II, §415). И далее в этом же томе: «Многие читают Наши указания, но не прилагают их в жизни, – получается малая польза» (там же, §613).
II
Что значит на всех участках реальной жизни направлять развитие человеческой цивилизации в колею космической эволюции. Ибо, как подчёркивается в Учении: «Жизнь есть служение эволюции. Может быть, кто-то найдёт, что проще сказать – жизнь есть эволюция. Но Мы намеренно утверждаем слово “служение”. Конечно, всё находится в процессе эволюции, но это ещё не будет полнотою жизни. Она получится лишь от осознания служения во всей его добровольности. Утверждаю добровольность служения как непременный признак правильности пути» («Надземное», т. II, §305).
Очень важно, чтобы каждый, кто считает себя последователем Учения, стремился дорасти до такого духовного состояния, когда к нему придёт важнейшее духовное качество: осознание себя в эволюции. Это качество, несомненно, поможет каждому во всех его жизненных обстоятельствах избирать единственно правильные решения, кардинально менять к лучшему действительность и избегать удручающе навязчивого повторения уже прожитого витка развития.
Духовная работа не сводится лишь к медитациям и коллективным посылам в пространство мыслей – «чтобы миру было хорошо», а также к повседневному чтению книг Учения. Она заключена в конкретных действиях, за которыми стоят конкретные дела и процессы.
Воспитать культурного человека можно разными способами. Но воспитать Духовную Культуру в человеке можно, только действуя на благо общества и его развития. По сути, это является принципом огненной отдачи – вложения своих сил в процветание мира и добра. Огромное искусство – продолжая эволюционное восхождение, научиться отдавать свою духовность в мир человеческий, нести в него свет жизни, то есть быть светочем-созидателем.
На деле же приходится наблюдать «рериховскую несостоятельность»: с одной стороны, мы имеем полки́ светочей-созидателей, желающих, чтобы наша страна, мир и человечество стали лучше и светлее, а с другой – минимум практических действий во имя этого. Фактор разобщённости рериховских групп и даже ярой конфликтности, неспособности договариваться не даёт возможности строительства единого моста взаимодействия, который явился бы показателем духовной силы сподвижников Учения.
III
Теперь о том, как же следует действовать для претворения в жизнь Учения Жизни.
Мне представляется, что рериховцам надлежит, не останавливаясь в саморазвитии, в постижении и углублении понимания Учения, наращивать очистительное, облагораживающее воздействие на все аспекты жизни, окружающего бытия. Несомненно, задача состоит не только в пропаганде Учения Живой Этики. Начинать надо с культурно-просветительской деятельности, активного участия в гражданских и общественных инициативах, которые могли бы существенно улучшить нашу действительность. Обмен таким опытом был бы крайне полезным и необходимым звеном в межкультурном сотрудничестве регионов и областей, прежде всего в нашей стране, а также в мире.
Хорошо зная место и роль России в космической эволюции и помня священные заветы Сергея Радонежского: «Помоги России...» и Е.И.Рерих: «Гибель России означает гибель для всего мира», рериховцы обязаны сплотиться во имя России, во имя сохранения её целостности и единства, во имя реализации её исторического призвания и предназначения, во имя продолжения её особой эволюционной роли.
Нелегко и непросто живёт сегодня Россия. В стране кризис. Растут цены. Люди теряют достаток. Закрываются заводы, целые промышленные комплексы испытывают высочайшее напряжение. Продолжает нарастать международная напряжённость. Против нашей страны развязана информационная война. И, тем не менее, за всеми этими бедами и напастями всё более явственно ощущается пульс поднимающейся Новой России. В недрах России пробуждается долго дремавшая глубинная закономерность её развития – вселенская, российская, божественная справедливость. Она проснулась, начала жить, действовать, наращивать своё преобразующее воздействие.
Сегодня всё более явственно ощущается: всё в стране приходит в движение, начались великие глубинные подвижки, всеобщее обновление. Медленно, но восстанавливаются гармония российской жизни, её национальные коды, эволюционные начала. Возвращается верность нашим изначальным, первородным принципам и постулатам, тысячелетиями сохранявшимся в чаяниях народных и формировавшим наше Российское государство.
Можно сказать, что в стране идёт духовная мобилизация. Только вот голос рериховцев в этом историческом действе звучит ещё неуверенно и слабо. Конечно, существуют рериховские газеты и журналы, которые достойно представляют Рериховское движение. Но, к сожалению, это малотиражные издания, и они доходят до очень ограниченного круга читателей. В таких условиях вполне уместен вопрос: с кем Вы, уважаемые последователи Учения Жизни на этом труднейшем судьбоносном изломе истории России?
Говоря об особой эволюционной роли России, уместно вспомнить известное пророчество индийского просветителя и святого Свами Вивекананды, произнесённое на стыке прошлого и позапрошлого веков: «Россия станет лидером и поведёт за собой весь мир, но путь ей укажет Индия...». Продолжил особую миссию Индии по отношению к России святой библейского величия Баба Вирса Сингх. По приглашению Международной ассоциации «Мир через Культуру» он специально приезжал в Россию для того, чтобы помочь её народу осознать своё истинное призвание и предназначение.
Поэтому столь значимый для России визит Баба Вирса Сингха был не просто знаменательным событием, а своего рода напутствием Свыше нашей стране и всем нам на подвиг духовного восхождения. Адресованное народу России провозвестие Махараджи звучало именно как благословение: «Помните: вы – народ великой страны. Откуда это уныние? Воспряньте! Души ваших великих предков взывают к вам: “Пробудитесь! Превозмогите своё духовное обнищание! Россия будет процветать. Вы прошли уже большой путь. Вы достигли многого. И, возможно, Господь уже услышал вашу мольбу. Потому радуйтесь! Даже если будет буря, вы устоите и даже окрепнете. Не все деревья падают, когда проносится буря. Вас будут спасать любовь и всё то, чем вы уже обладаете”».
Кому как не рериховцам и дальше активно и устремлённо очищать пространство России, нести Свет Жизни, помогать устоять в тяжелейшем противостоянии с силами вселенской тьмы, развернувшими небывалый по изощрённости и мощи накат на нашу страну.
В этой связи некоторое разочарование вызывает проект развития Рериховского движения с 2016 по 2027 год, опубликованный в газете «Знамя Майтрейи», №4 за 2016 год. Оставляя в стороне содержание этого проекта, обратим внимание лишь на стратегию предлагаемых действий: «Первый этап, 2016–2019 гг.: о нерериховской преемственности и переформирования местных РД. Второй этап, 2019–2022 гг.: формирование Всемирного Совета РД. Третий этап, 2022–2027 гг.: деятельность первого состава Всемирного Совета РД. Завершающий этап, 2027 г.: проведение Второй конференции Всемирного Совета РД».
Итак, рериховскому движению предлагается 11 ближайших лет потратить на внутреннее переформирование! Причём вне всякой связи с конкретной исторической обстановкой, которую переживает сегодня Россия, с теми небывалыми по реальной опасности и силе вызовами, которые поднялись, можно сказать, в полный рост и, несомненно, несут реальную угрозу самому существованию нашей страны. Нынешний 2016-й, а возможно, 2017-й год, очевидно, станут переломными в судьбе России. И рериховцам вместо того, чтобы активно и целеустремлённо участвовать в этом процессе, предлагается сконцентрироваться на вопросах внутренней самоорганизации и бесстрастно смотреть, как силы тьмы последовательно и беспощадно разрушают Россию – оплот эволюционных преобразований. Жизнь требует, чтобы мы уже в этом году серьёзно продвинулись в процессе переформирования и переосмысливания всей стратегии рериховского движения.
IV
Теперь о месте и роли Международной организации «Мир через Культуру» и общественного движения «Новая Страна» в рериховском движении.
С.Н.Рерих и В.М.Сидоров (сидят)
Международная ассоциация «Мир через Культуру» – старейшая отечественная рериховская общественная организация. Она была учреждена 12 июля 1989 года. В числе учредителей – Союзы писателей СССР и РСФСР, другие творческие союзы, Советский Фонд Мира, Всероссийский фонд культуры и некоторые другие массовые общественные организации. На конференции присутствовали представители от центральных органов власти и управления СССР, многих регионов России, иностранные гости. Автора этой статьи лично делегировал на конференцию первый заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР Василий Васильевич Кузнецов. Незадолго до конференции В.В.Кузнецов встречался с С.Н.Рерихом, знал о готовящемся мероприятии, всецело поддерживал его задачи и цели. «Будете представлять на конференции верховную власть», – напутствовал он меня, возглавлявшего в то время информационную службу Президиума Верховного Совета СССР.
На учредительной конференции ассоциация провозгласила себя преемником духовных заветов великого русского художника, философа и гуманиста Николая Рериха, девиз которого «Мир через Культуру» она положила в основу своей работы. В качестве главной задачи она объявила объединение и консолидацию всех духовных сил планеты, осознающих, что выход из глобального кризиса, охватившего человечество, возможен лишь через духовную революцию, ибо все политические, экономические и социальные проекты спасения показали свою несостоятельность. Исходя из этой задачи, ассоциация не отождествляет себя ни с какой религиозной конфессией или духовной организацией, но в то же время стремится к конструктивному сотрудничеству и объединению на базе конкретных инициатив представителей разных религиозных конфессий, духовных школ и общественных движений.
На конференции были приняты устав и программа ассоциации. Президентом её избран русский писатель и философ Валентин Митрофанович Сидоров. Её Почётным президентом стал Святослав Николаевич Рерих.
Лозунг «Мир через Культуру», взывающий к лучшим чувствам человека, появился, как известно, в промежутке между Первой и Второй мировыми войнами. Он обрёл многочисленных сторонников. В его поддержку выступили такие писатели, как Рабиндранат Тагор и Ромен Роллан, Бернард Шоу и Герберт Уэллс, такие учёные, как Альберт Эйнштейн и Роберт Малликен, такие государственные деятели, как президент США Франклин Рузвельт и король Югославии Александр. Практическое воплощение лозунг получил в Пакте Рериха, подписанном в Вашингтоне в 1935 году, и Гаагской Международной Конвенции 1954 года.
Воскрешая к новой жизни этот девиз Рериха, Международная ассоциация в полной мере отдавала себе отчёт в том, что современная ситуация не менее грозная, чем во времена столкновения с тёмным воинством фашизма. В утверждённой на конференции программе подчёркивалось, что «третья мировая война, которую мы так хотели бы предотвратить, в сущности уже началась. Если же мы не замечаем, что находимся в эпицентре страшного бедствия, то это потому, что третья мировая война коренным образом отличается от первых двух. Предыдущие, хотя и считались мировыми, не охватывали всей земли, а лишь определённые её участки. Да и противник был тогда зрим: он находился по другую сторону окопов. В нынешней же войне противник, как правило, незрим. И действительно, кого мы должны считать противником, когда сами же своими руками роем пропасть под собственным домом? Как будто кто-то нас заколдовал. Как будто кто-то нас загипнотизировал. Как будто именно к нам и обращена вещая строка великого поэта: “Ужасный сон отяготел над нами”.
Но если это так, то наше спасение – в немедленном пробуждении. Мы должны наконец очнуться от нравственной спячки и духовной летаргии. Мы должны с предельной ясностью осознать, что наши глобальные кризисы – экономический, социальный, экологический – лишь следствия одного и того же процесса, а именно: кризиса духовно-нравственного, охватившего всё человечество. Мы должны также с предельной ясностью осознать, что в третьей мировой войне, не похожей ни на какую другую, или все мы будем побеждёнными, или все мы будем победителями в духе, где нет преобладания над кем бы то ни было».
Святослав Николаевич Рерих, дав согласие стать почётным Президентом Международной ассоциации «Мир через Культуру», подробно напутствовал В.М.Сидорова. Он подчёркивал, что в ёмкой формуле «Мир через Культуру» сконцентрирована целая программа действий, и подробно раскрыл глубинный смысл рериховского понимания этого лозунга. Прежде всего он означает утверждение идеалов мира через уважение к культуре, через развитие её на всех уровнях нашей жизни – от межгосударственных до каждодневных и бытовых.
Учреждая ассоциацию, мы выполнили волю Николая Константиновича Рериха, ибо провозгласили крестовый поход во имя Мира и Культуры с большой буквы, во имя их нерасторжимого единства.
Вечер памяти Е.П.Блаватской в Колонном зале Дома Союзов
Так получилось, что члены ассоциации стали пионерами общественного духовного движения, начавшегося в России. И то, что мы делали, делалось в нашей стране впервые. Мы были первыми публикаторами текстов Учения Живой Этики, апостолами которого являются Рерихи. Мы приложили максимум усилий для того, чтобы состоялось возвращение на Родину имени несправедливо оклеветанной великой русской женщины – Елены Петровны Блаватской. Впервые по нашему приглашению в Россию приезжала г-жа Радха Бернье – президент Международного теософского общества, основанного Е.П.Блаватской. Впервые мы провели День Белого Лотоса, посвящённый памяти Блаватской, причём не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов. Впервые по нашему приглашению состоялся официальный приезд, тогда ещё в Советский Союз, Его Святейшества Далай-ламы XIV. Впервые по нашей инициативе произошли парламентские слушания в Государственной Думе (дважды) и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Далай-лама XIV и В.М.Сидоров
Не буду перечислять все наши мероприятия. Но на одну принципиальную особенность нашего сообщества хотелось бы обратить внимание. Она состоит в том, что ассоциация «Мир через Культуру» не отождествляет себя ни с какой духовной школой, ни с какой религиозной конфессией. Она является мостом, на котором предлагает встречаться представителям различных духовных и религиозных направлений на базе духовного синтеза, на объединительной основе лозунга «Мир через Культуру».
И сегодня весьма значимыми являются для нас напутственные пожелания С.Н.Рериха, высказанные им В.М.Сидорову при обсуждении задач и целей ассоциации, методов её работы. Диктуемые жизнью преобразования, – вспоминал В.М.Сидоров детали разговора с С.Н.Рерихом, – должны развёртываться как снизу, так и сверху. Наша задача пробуждать инициативу и там, и там. И там, и там есть достаточно благодатная почва для пробуждения, восприятия новых идей, создания условий, когда эти идеи будут овладевать массами. И именно при взаимодействии двух встречных потоков (когда инициатива сверху получает поддержку снизу) наиболее органично происходят диктуемые жизнью преобразования, наступают желаемые эволюционные перемены. Вся практическая деятельность Н.К.Рериха и Е.И.Рерих – есть органический сплав целеустремлённых действий, направленных на разъяснение, обоснование, утверждение идеалов и ценностей Культуры внизу, и одновременно – неустанные усилия по доведению до верхов насущных задач, неотложных требований эволюции, разъяснение необходимости руководствоваться интересами общего блага.
Именно такая позиция последовательно прослеживается во всей практической деятельности Н.К. и Е.И. Рерих: с одной стороны, огромный, поистине титанический труд по пропаганде, разъяснению, продвижению Учения Живой Этики во все пласты жизни, а с другой – стремление к контактам и сотрудничеству с представителями высшей власти, способной реально производить необходимые преобразования самостоятельно или способствовать их проведению. Наиболее ярко такая позиция проявилась в многоплановой деятельности Н.К.Рериха по утверждению Пакта о защите культурных ценностей, в письмах Е.И.Рерих президенту США Рузвельту, в многочисленных контактах Елены Ивановны и Николая Константиновича с власть имущими и, конечно, в их визите в Москву в 1926 году с Посланием Махатм, в их контактах с членами советского правительства.
Как известно, смысл этого Послания не сводился только к приветствию и благословению социальных и духовных завоеваний русской революции. По существу это было открытое приглашение советского руководства к прямому сотрудничеству со светлыми силами планеты и Космоса, приглашение к союзу с духовной общиной Учителей. К сожалению, Послание Махатм было отвергнуто. Возможность для благоприятного исторического развития упущена, и сроки намеченных событий смещены.
Однако Святослав Николаевич подчёркивал, вспоминал В.М.Сидоров, что такое отношение советского правительства к Посланию Махатм вовсе не означает поражения самой идеи сотрудничества России с силами Света. Он обращал внимание на необходимость обязательного возобновления прерванного в 1926 году процесса. Очень важно, разъяснял нам В.М.Сидоров мысли С.Н.Рериха, чтобы в мире был создан, существовал, чтобы оказывать преобразующее воздействие на мировое общественное мнение, авторитетный международный центр, который бы постоянно генерировал идеи, положения, выводы, базирующиеся на Учении Жизни, проецировал их на реальную практику, увязывая с конкретно-историческими особенностями проживаемого периода развития. И очень важно, подчёркивал Святослав Николаевич, чтобы эти идеи, положения, выводы доходили до самых верхов и побуждали их рефлексировать на них, корректировать свою политику в нужных эволюции направлениях. От верхов очень многое зависит в эволюционном развитии. Неслучайно в Учении подчёркивается: «Давно замечено, что форма жизни зависит от добропорядочности правителей» («Надземное», II, §564).
Для выполнения этой важнейшей задачи по инициативе ассоциации был учреждён Всемирный Конгресс Духовного Согласия, который впервые состоялся в октябре 1992 года в г. Алма-Ата. Тогда под эгидой президента Казахстана Н.А.Назарбаева прошла учредительная сессия Конгресса, на которой присутствовали посланцы из 22 стран, представители более 50 религиозных конфессий, духовных школ, общественных движений.
Вторая сессия Конгресса была проведена в Индии, в городе Ришикеш. Там прозвучала идея о создании Международного Этического комитета, в состав которого вошли бы или духовные лидеры планеты, или их представители и который воздействовал бы на современную ситуацию, в отличие от ООН, не политически, а силой своего нравственного авторитета.
Проблеме вступления человечества в Новую Эпоху была посвящена третья сессия Конгресса Духовного Согласия, которая прошла в Москве в феврале 2003 года, на которой был принят ряд важных документов, определяющих перспективы духовного развития.
Всемирный Конгресс Духовного Согласия задумывался и утверждался как постоянно действующий орган мирового гражданского общества, призванный утверждать примат духовности и культуры над всеми другими ценностями человеческой цивилизации, нести идеалы дружбы народов, построения мира на Земле, благожелательного добрососедства, ненасилия, веры в торжество культуры, сил разума и света. Можно сказать, что была сделана первая попытка создания механизма самоорганизации и становления цивилизации нового типа, где высшими принципами жизнедеятельности будут идеалы духовности и культуры. В перспективе предполагалось, что Всемирный Конгресс должен стать духовным центром планеты, вместить в себя всё богатство и многообразие национальных культур, стать инструментом конструктивного авторитетного влияния на исторический процесс.
Необходимо честно признать: далеко не все эти ожидания оправдались. И, тем не менее, состоявшиеся сессии Всемирного Конгресса, несомненно, оставили заметный след в духовной летописи человечества.
Духовное согласие долгие годы оставалось главной стратегической линией Международной ассоциации «Мир через Культуру». Мы уделяли и уделяем сегодня первостепенное внимание её реализации. Но жизнь, как известно, не стоит на месте. Она потребовала более глубинного осмысления духовной идеологии, её конкретизации и более плотного соединения с потребностями дня, выявления того изначального звена в инструментарии предстоящего духовного преображения мира, который должен быть положен в основу всей нашей преобразовательной работы.
Поиск этого ключевого звена был непростым и нелёгким. Ни один год в нашей среде проходили дискуссии и обсуждения. Шёл непрерывный напряжённый синтез всех духовных наработок последнего времени, перерабатывались многие тома духовной литературы, мы всё ближе и ближе подходили к осознанию истины. И она наконец открылась. Доминантой наших поисков стало понимание, что Духовная Культура – это и есть точка, из которой будет развёртываться Новый Мир.
Во-первых, насущно необходимо было сформулировать, довести до широкой общественности истинное понимание Духовной Культуры, особенно в части ранее не проявленных её особенностей и качеств1.
Во-вторых, необходимо было начинать вырабатывать долгосрочную стратегию реальных практических действий, направленных на возвышение Духовной Культуры, на утверждение её в качестве высшей ценности современного общества, на занятие ею в современном мире истинных места и роли во всех сферах жизни общества.
Пресс-конференция членов президиума Всемирного Форума Духовной Культуры
Осознание значимости Духовной Культуры для исторических судеб человеческой цивилизации поставило на повестку дня подготовку и проведение Всемирного Форума Духовной Культуры. Практически он готовился десять лет. Понимание и поддержку международный оргкомитет Форума получил в Казахстане. Президент страны Н.А.Назарбаев оценил идею и оказал всё необходимое содействие его проведению в Астане в октябре 2010 года2.
Всемирный Форум Духовной Культуры собрал представителей 72 стран мира, открыл новую страницу человеческой истории, дал старт качественно новому явлению современности – Всемирному Интернационалу Культуры.
На Форуме был рождён важный документ современности, чётко определивший духовно-нравственные основы, на которых только и может начаться процесс исцеления человеческого мира и эволюционного преображения самого человечества. Этот документ – принятая на Форуме Декларация «К Новому Миру через Духовную Культуру»3.
V
В настоящее время идёт подготовка ко второму Всемирному Форуму Духовной Культуры, который обещает быть ещё более представительным. Конкретная дата проведения сессии пока не определена. Международный оргкомитет Форума разработал стратегию второй сессии. На неё предполагается вынести в качестве главной тему: «К Миру во всём мире через Духовную Культуру». На второй сессии ВФДК будет продолжено формирование главного субъекта глобального миротворческого процесса – качественно нового всемирного движения «К Новому Миру через Духовную Культуру».
В наше время, по глубокому убеждению президиума Форума, создаются реальные условия и предпосылки для того, чтобы новое движение получило широкое развитие. Задача Форума – придать движению планетарную значимость, помочь ему стать преобразовательной эволюционной силой, способной решать цивилизационные вопросы, исключая сценарии военных действий! В перспективе движение «К Новому Миру через Духовную Культуру» способно стать всемирным не только по сути, но и по числу участников.
Актуальнейшая задача второй сессии Всемирного Форума Духовной Культуры – подготовить и предложить миру качественно новый документ – современный Пакт о Мире, вбирающий в себя все выстраданные человечеством бесценные накопления и формулы сохранения и поддержания мира на Земле, обобщающий и синтезирующий весь многовековой созидательный опыт человечества по пути продвижения к этой высокой цели.
Астана. 2015 г. После заседания президиума Форума Духовной Культуры
Концентрированным итогом более чем четвертьвековой деятельности Международной ассоциации «Мир через Культуру», общественного движения «Новая Страна» и Международного центра Духовной Культуры можно считать выпущенную нами в декабре 2015 года книгу «Духовная Культура: стратегия жизни и мира»4. Она распространена среди ряда депутатов Государственной Думы Российской Федерации, представлена на конференции в Общественной палате Российской Федерации, размещена на сайте Информационного центра Международной ассоциации «Мир через Культуру» и Международного центра Духовной Культуры.
VI
Международная ассоциация внимательно следит за ситуацией, развёртывающейся в связи с судьбой МЦР. В целом мы поддерживаем принятые Министерством культуры решения. Но избыточно страстное обсуждение проблемы МЦР, захватившее всех, рождает опасения относительно понимания главных целей и задач переживаемого этапа развития. В современных условиях, несомненно, Знамя Учителей должно быть поднято в своём статусе на новый, более высокий уровень. При этом крайне важно главное внимание сконцентрировать именно на первоисточнике, то есть на самом Учении Махатм, а не зацикливаться на чрезвычайно важном, значимом, но уже прожитом этапе развития рериховского движения. Сама идеология Учения требует от нас в современных условиях выстраивать дальнейший путь, продолжающий и развивающий дело предшественников, но отличающийся от него тем, что этот путь должен в полной мере учитывать реалии и задачи открывающейся перед нами Новой Эпохи, своеобразие и особенности переживаемого этапа развития, новые вызовы. Тем более что некоторые духовные организации, знакомые с Учением Живой Этики и полностью или частично разделяющие его основы, не называют себя рериховцами, а они, несомненно, также соратники наши по духовно-творческому преображению мира.
Данное предложение – насущное требование жизни! Повторимся, что оно вытекает из самой сущности Учения и нисколько не умаляет и не принижает исторического значения дела Рерихов в появлении Учения Жизни. Навечно для человечества, но прежде всего для России, останется величайший подвиг Матери Агни Йоги, донёсшей до нас свет Учения. Не могут быть умалены роль Н.К.Рериха и Е.И.Рерих в качестве провозвестников Новой Эпохи, их огромный вклад в реализацию заветов Учителей по сохранению Мира человеческого в русле космической эволюции. Выделяя себя как некую элиту под Щитом Владыки, рериховцы тем самым сужают свои возможности, ограничивают рамки своей деятельности узким кругом единомышленников. Щит Владыки вознесён не только над рериховцами, а над всей Новой Страной!
VII
С момента своего создания Международная ассоциация «Мир через Культуру» стремилась последовательно проводить линию на объединение разрозненных рериховских организаций. На многочисленных конференциях, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, огненным рефреном звучал призыв к объединению, консолидации, сплочению возможностей и сил рериховского движения во имя великих и светлых целей.
Памятен мне в связи с этим май 1994 года. 18–20 мая в Москве прошёл Объединительный рериховский съезд, инициированный лично В.М.Сидоровым. Присутствовали 273 делегата и 74 гостя, представлявших рериховские организации из 33 городов России, посланцы Украины и Казахстана, а также представители Италии и Германии.
С докладом «Приказ Учителя» на съезде выступил В.М.Сидоров. Съезд принял обращение к Правительству России, в котором была выражена озабоченность судьбой наследия семьи Рерихов и подчеркнута необходимость объявить это наследие национальным достоянием. Одним из важнейших событий съезда стало выступление перед его участниками Его Святейшества Далай-ламы XIV.
Съезд принял предложение учредить духовно ориентированное Общественное движение «Новая Россия», программа которого будет основываться на книгах Учения Живой Этики «Община» и «Напутствие вождю». К съезду был подготовлен Манифест Новой России. С докладом об организации и деятельности «Новой России» было поручено выступить мне.
Съезд прошёл насыщенно, интересно, на высоком духовном подъёме. Было большое количество ярких, содержательных выступлений, чётко обозначивших специфику нового движения, основные направления его деятельности. На съезде был избран высший орган движения – Координационный комитет. Функции высшего должностного лица – Координатора движения по инициативе Валентина Митрофановича было доверено выполнять мне.
Качественно новым элементом Общественного Движения стало создание Этического комитета – органа, хотя формально и не входящего в организационную структуру Движения, но, тем не менее, пользующегося непререкаемым моральным авторитетом.
С немалым трудом, но мы всё-таки зарегистрировали новое движение. Правда, в ходе регистрации пришлось изменить его наименование. Вместо «Новой России» мы его назвали «Новая Страна». Таковы были жёсткие требования законодательства. Для того чтобы употреблять в наименовании движения слово «Россия», необходимо было иметь свои организации по меньшей мере в половине субъектов Федерации, то есть в 45, а у нас было тогда только 12 региональных организаций.
Новое движение замышлялось как структура, способная вместить в себя всё многообразие рериховских организаций, куда они могли бы свободно вливаться, сохраняя свою самобытность. Однако полномасштабно осуществить этот замысел не удалось. Тяготение рериховских организаций к раздробленности, независимости, на которую, кстати, никто никогда и не пытался покушаться, сохраняется до сих пор.
Недавно Общественное Движение «Новая Страна» и Международная ассоциация «Мир через Культуру» выступили с новой инициативой к объединению. В апрельском 2012 года номере нашей газеты «Восхождение» был опубликован наш манифест «От разъединения к единству и всеобщности». Вот краткие выдержки из этого Манифеста.
«...Перед человечеством во весь рост встаёт абсолютно новая задача – найти пути и способы выживания в существенно осложнившихся условиях. Если сегодня не начать её решать, не приспосабливаться к реальным психическим и физическим условиям жизни, то завтра может быть поздно. Это касается всех без исключения. Выжить можно будет только всем вместе. И нашему духовному движению, наиболее полно понимающему характер и масштаб надвигающихся угроз, предстоит помочь человечеству осознать всё это и сделать надлежащие выводы.
...Суровые реалии Новой Эпохи требуют серьёзнейших, глубинных качественных преобразований во всех сферах жизни: в экономике, социальной и общественно-политической сферах, межнациональных отношениях и т.д. Все эти преобразования будут возможны, если будет запущен процесс исцеления человечества Духовной Культурой от язв и эпидемий потребительской цивилизации. И здесь также на последователей Учения Жизни ложится особая ответственность за осознание человечеством предстоящих необходимых перемен. Ибо в Учении Жизни содержатся реальные рекомендации и советы, как выстоять человечеству в условиях всё ужесточающихся вызовов и угроз. Только совместно мы сможем внести весомый вклад в выстраивание самого сложного периода эволюции – периода просветления человечества.
…Пришло время действий! Давайте сделаем реальные шаги к единению и сотрудничеству. К этому призывает нас Учение. Уж кому как не нам понимать мощь единения! Только объединившись и чётко сформулировав цели и задачи, наше движение сможет стать силой, способной содействовать решению задач духовного преображения, прежде всего России, эффективно взаимодействовать с правительством, Государственной Думой, министерствами культуры, образования и науки, юстиции, правоохранительными органами, телевидением, всеми организациями, призванными заниматься вопросами духовного просвещения, воспитания, культурной жизни народа или, по крайней мере, влиять на них.
…Мы призываем всех задумывающихся о будущем России и мира осознать, что главным инструментом диктуемых жизнью преобразований должно стать наше Движение – сегодня разрозненное, рыхлое, беспомощное, но в перспективе способное перерасти в боевое, деятельное, эффективное орудие духовно-творческого преображения окружающего мира. Как бы сложно ни было, нам надо изживать синдром сектантства, поразивший наши организации. От разъединения к единству и всеобщности – эти слова должны стать нашим девизом! Пришло время единения всех параллельных течений в луче синтеза, где единство будет проявляться в Духовной Культуре, общей для всего человечества.
Главное сейчас – от слов перейти к делу…
Нами был предложен следующий алгоритм действий.
1. Пришло время вдохнуть в Общественное движение «Новая Страна» новую жизнь. Мы призываем всех последователей Учения Жизни, всех прогрессивных людей страны, вставших на путь духа, сделать это движение нашим Общим Делом. У нас нет притязаний на руководство обновлённым Движением. На первом этапе мы предлагаем просто начать объединительный процесс под Знаменем Мира, под которым рождалось это движение. Для начала следует создать авторитетный общественный оргкомитет по преобразованию Общественного движения «Новая Страна» в действительно всероссийскую общественную организацию.
2. Все организации духовной направленности, осознавшие насущную необходимость к единению и сотрудничеству, могут сообщить в информационный центр оргкомитета своё согласие к сотрудничеству, предложить форму своего участия в Общественном движении «Новая Страна» и выдвинуть своих делегатов на учредительный съезд.
3. Обобщив и осмыслив всю информацию, которая поступит в информационный центр, оргкомитет по согласованию с местными организациями назначит место и время проведения учредительного съезда и подготовит тезисы к проекту программы предстоящей деятельности, которые опубликует в печати и разошлёт всем участникам съезда. В Интернете, на страницах печати можно будет обсудить эти тезисы, а также проекты документов, которые должен будет принять съезд.
4. Предстоящий съезд изберёт авторитетный координационный Совет Общественного движения, выберет его координаторов, утвердит программу деятельности на ближайшие годы. Тем самым откроется новый созидательный этап в жизни последователей Учения Жизни.
5. Общественное движение «Новая Страна», оставаясь прежде всего российским, также призвано стать боевым отрядом развёртывающегося Всемирного движения «К Новому Миру через Духовную Культуру». Именно мы, россияне, должны взять на себя весомую долю задач по подготовке ко второй сессии Всемирного Форума Духовной Культуры. Сверхзадача, которую последовательно предстоит решать всем нам, заключается в перерождении разрозненного общества в единый организм действий.
Наш Манифест был опубликован в газете «Знамя Майтрейи». Откликов на него не последовало! Вот такая реальность. Мы её должны понять и принять. Принять с терпением и любовью, которые только и могут нам понять причины, сдерживающие наших единомышленников.
VIII
Конечно, всё многообразие жизни не сводится к вышесказанному. Существует множество других, чрезвычайно значимых и достойных направлений приложения сил последователей Учения Живой Этики. Не может, не должен исповедующий Живую Этику человек равнодушно и безучастно относиться ко всем проблемам окружающей его действительности, своего жилого дома, улицы, района, села или города.
Формула спасения хорошо известна рериховцам. О ней неоднократно говорили величайшие умы человечества. Её суть в духовном преображении людей, в пересмотре и восстановлении нравственных отношений с природой, с миром, со всеми людьми.
Давайте же вместе, дорогие соратники по Учению Жизни, вытачивать, выращивать формулу согласия для решения жизненно важных проблем, касающейся каждого человека на Земле. Для этого, прежде всего, откажемся от эгоистического, местнического или узковедомственного подхода и какой бы то ни было материальной выгоды. Пора уже «изменить вектор мышления в сторону общего блага». Ведь речь идёт о национальной безопасности, наконец, о любви к нашему Отечеству, к единому для человечества дому – Земле.
- Ваши рецензии