Словарь имён. Буква П (часть 3)
Плотин (204-270)
Великий диалектик и мистик, создатель последней и наиболее крупной философской системы западной античности, синтезирующей философию Пифагора, Аристотеля и Платона. Родился в Египте, в г. Ликополе (ныне Асьют), философией заинтересовался в 28 лет (232 г.), начал искать учителя, но никто его не удовлетворял, пока в Александрии не встретился с Аммонием Саккасом. «Саккас» по-гречески означает «мешок». Считается, что эта кличка пристала к Аммонию из-за того, что он не имел своего дома и жил подаяниями или подолгу гостил у своих учеников. Однако скорее всего тут был и второй смысл, поскольку Аммоний много путешествовал и собирал знания, пытаясь примерить системы Платона и Аристотеля на основу индийской философии. Аммоний был крещён родителями, но затем обратился к греческим мистериям, придерживался норм пифагорейской общины, ничего не писал и преподавал только устно. П. пробыл учеником Аммония в течение 11 лет (с 232 по 242 гг.), вплоть до его смерти, после чего решил познакомиться с мировоззрением персов, а по возможности и индийцев, для чего примкнул к армии римского императора Гордиана III.
Творческая жизнь П. пришлась на те 50 лет между окончанием ранней Римской империи (235 г., когда был убит солдатами последний представитель династии Северов) и началом поздней Римской империи (284 г., когда власть взял в свои руки Диоклетиан), когда Рим переживал смутное время, в течение которого сменилось более 20 императоров (так называемое время «солдатских императоров»). Восточный поход Гордиана III оказался неудачным, персы разгромили римлян, а восставшие солдаты убили императора. П. чудом уцелел и с остатками армии попал в Рим (244 г.), где основал свою школу и возглавлял её в течение четверти века (до 269 г.), вплоть до своей смерти. П. славился личной честностью и порядочностью. Многие назначали его опекуном своих детей, и некоторые из таких сирот воспитывались в его доме.
П. отзывается о философах как о влюблённых в невидимую и невоспринимаемую чувствами красоту. По его собственному мнению, он был верным последователем Платона, и развивал платоновское учение об эросе, обозначающее страстное влечение человека к бестелесным первообразам вещей. Примерами такого влечения служат нравственное поведение, умственное прозрение и слияние в мистическом озарении с Единым, являющимся сверхсущей основой Космоса. Половая страсть, как считал П., является бледным подобием эроса, причём направленная на не слишком подходящий объект. По свидетельству учеников, П. стыдился того, что у него есть тело. Он отказывался позировать художникам и скульпторам, говоря: «Разве не достаточно того, что я ношу с собой тело, это подобие, которым облекла нас природа?». Главным в человеке П. считал отделимую от тела душу, способную к перевоплощениям и пользующуюся каждым рождением для усовершенствования и восхождения к Единому, который познаётся по контрасту с телесным существованием. Хотя П. утверждал, что душа каждого восходит в одиночку, а, стало быть, общество не играет в спасении решающей роли, он обратился к Галлиену с просьбой выделить территорию на юге Италии для создания города философов (Платонополиса), управляемого по платоновским «Законам», и получил разрешение, но осуществлению этой социально-политической утопии помешали императорские советники. Когда П. было уже за шестьдесят (269 г.), его поразила болезнь, возможно, являвшаяся разновидностью проказы. Люди стали его сторониться, и он удалился в сельское поместье Минтурне, в римской Кампаньи, где скончался в 270 г.
Хотя П. был мистиком и неоднократно (по свидетельству учеников) переживал слияние с Единым, от многих других мистиков он отличался тем, что любил давать недвусмысленные логические ответы на теоретические вопросы. Первые 10 лет своего пребывания в Риме П. преподавал устно, однако с воцарением Галлиена (253-268) и с началом бесед с ним он, по просьбе императора, начал записывать свои философские проповеди. При этом он сначала продумывал текст, а потом залпом переносил его на бумагу, не заботясь о правилах правописания и никогда не перечитывая написанное. Всего таким способом было записано 54 трактата, которые его ученик Порфирий тематически расположил по 6 книгам, в каждой из которых оказалось по 9 трактатов. Отсюда и произошло название сочинений Плотина, сохранившихся до наших дней: «Девятки» или «Эннеады».
В центре философии П. — диалектика трёх основных онтологических субстанций Космоса или «ипостасей»: Единого (йон), Ума (ноуса) и Души (дианойя). П., пользуясь разработками всех школ античной философии, дал впервые чёткий систематический анализ этой триады, фрагментарно намеченной у Платона. Наиболее оригинальным привнесением П. является его учение о Едином как трансцендентном первоначале, превышающем всё сущее и мыслимое и тем более зримое. Всякая зримая вещь как таковая прежде всего отлична от всякой другой как некое «одно», а поэтому «единое» органично присуще всему сущему, так что оно есть также и всё сущее, взятое в абсолютной единичности. Единое ни в чём «ином» не нуждается и недоступно никакому дальнейшему исчислению, но из него всё остальное изливается и произрастает, хотя при этом Единое не терпит никакой убыли. Вторая ипостась, или Мировой Разум, представляет собой «многое» и содержит первообразы (эйдосы) или целостности всех единичных вещей. Промежуточную ступень между первой и второй субстанциями занимает пифагорово Число. Неразличимое Единое, приходя к различению при помощи Числа, достигает качественно - смыслового различия в Уме и даёт принцип каждой вещи и всему невещественному. Единое, переполняясь самим собой, требует перехода в Иное, а поскольку оно остаётся постоянным и не убывает, Иное только отражает его потенциальность, является его зеркалом и умопостигаемой основой Космоса. Таким образом, времени как становлению предшествует нестановящаяся и неизменяющаяся вечность Ума. Время же есть инобытие вечности, её подвижный образ или энергия Мировой Души, третьей ипостаси Космоса. Материя как основа зримой природы — только восприемница вечных идей или эйдосов в пространстве, и представляет собой в чистом виде лишь субстрат постоянно идущих изменений, бесконечную неопределённость, хаос или небытие, не-сущее (меон). Чувственный Космос представляет у П. иерархическое строение — всё возрастающее ослабление воплощения эйдосов из-за хаотичности материи. Если Единое вообще лишено каких-либо внутренних различий, то Ум содержит в себе логические разделения. В Душе к ним прибавляется временной порядок, а материальные объекты разделены ещё и в пространстве, а поэтому на уровне природы единства мы практически не находим, из-за чего материя исключается из числа ипостасей.
Осуществлённая П. систематизация платоновского учения оказала значительное влияние на всю средневековую христианскую философию (начиная с Августина) и особенно на мыслителей Возрождения (М.Фичино, П.Мирандола), на представителей английского (А.Шефтсбери, Дж.Беркли) и немецкого (Ф.Шеллинг, Пегель) идеализма и всегда пользовалась популярностью у художников, оказав особое влияние на йенский романтизм и философию И.В.Гёте. ЕП.Блаватская относила учение П. и неоплатоников к вариантам теософии.
С.К.Борисов
Прокл (412-485)
Выдающийся греческий философ, глава афинской неоплатонической школы своего времени. П. иногда называют последним «языческим» философом античности, подчёркивая, что он оставался верен традициям античной культуры и религии в эпоху, когда во всём Средиземноморье уже безусловно преобладала культура христианская. По словам его биографа и ученика Марина, П., от природы щедро одарённый телесными и нравственными добродетелями, родился в г. Византий, в семье уроженцев Ликии - юриста Патриция и его супруги Марцеллы. Детство П. провёл в Ликии, годы учёбы - в Александрии Египетской, в городе, признанном средоточием позднеантичной культуры, затмевавшем славу Афин. Там П. учился у софиста Леоната, у грамматика Ориона, происходившего из рода египетских жрецов, у философа Олимпиодора; у математика Герона. Очевидно, что круг его интересов и в юности был достаточно широк; самостоятельная же деятельность началась с занятий юриспруденцией и риторикой.
Вместе с Леонатом П. (ему ещё не было двадцати лет) отправился в Византий, где пережил событие, во многом изменившее его жизнь. Ему, по словам биографов, явилась богиня Афина и призвала к занятиям философией; именно Афину П. особо чтил впоследствии. После этого П. перебрался в Афины, где, несмотря на свой молодой возраст, был воспринят как достойный собеседник престарелого Плутарха Афинского (умер в 432 г.), основателя здешней неоплатонической школы.
В Афинах П. приобщился к «таинствам Платонова учения»; именно расширенные комментарии к диалогам Платона стали той основой, на которой П. «строил» свою систему философских умозрений. Наверное, её действительно можно воспринять как альтернативу философии христианской, хотя непредвзятое рассмотрение христианской патристики без труда обнаруживает и в ней элементы неоплатонизма. Впрочем, это относится к сфере учёной, достаточно элитарной культуры; что же касается борьбы христианства и язычества в более широком конфессиональном аспекте, то, как пишет Марин, «время тогда случилось бурное», и П. перебрался из Эллады в Малую Азию, - по словам Марина, для «знакомства с таинствами, древнейшие уставы которых ещё блюлись в Азии».
Вероятно, в Малой Азии П. был посвящён в таинства Великой Богини-Матери: её культ он впоследствии истолковывал в контексте античной философии. Он писал гимны, причём, не только эллинским богам, но и, например, египетской Исиде. Предания о П. рисуют образ не только учёного-философа, в современном понимании слова, но и чудотворца, который однажды отвратил засуху от Аттики, и боговидца (он «видел воочию светоносные признаки Гекаты). Во сне ему однажды открылось, «что он - звено в Гермесовой цепи и что живёт в нём душа пифагорейца Никомаха».
Перед смертью П. завещал своё имущество (по-видимому, немалое) родному городу и Афинам. Год его кончины, по преданию, ознаменовался солнечным затмением.
Е.С.Лазарев
- Ваши рецензии