Сон разума
Во сне человек проводит более половины своей жизни. Это свидетельствует о том, что сон не менее, а может быть более важен для нашего существования, чем период бодрствования. Зачем человеку и всем животным сон? Где витает во время сна наше сознание, душа? Какова роль сновидений? Действительно ли они играют пророческую роль? Общаемся ли мы во сне с душами умерших? Сон — одна из величайших загадок, святая-святых храма души человека, куда доступ бодрствующему и анализирующему сознанию крайне затруднён, но открыт для сущностей Тонкого мира.
«Сон приходит прямо с небес»
В древности никто не сомневался в пророческой, прогнозирующей роли снов, а также в том, что во сне душа человека может общаться с богами, ангелами и душами умерших. Толкованию снов придавали чрезвычайно важное значение. Христианская традиция не отрицает этого. Евангелие от Матфея гласит, что во сне ангел явился Иосифу, мужу Марии с вестью о предстоящем рождении Иисуса. Во сне волхвы получили откровение не возвращаться к царю Ироду, во сне Иосиф получил указание ангела бежать в Египет с Младенцем. Во сне многие святые и даже благочестивые миряне общались с Богом, ангелами, посещали «небесные селения».
На Востоке толкованием снов занимались и занимаются профессионалы. История говорит нам, что толкование сновидений часто влияло на государственную политику. В Древнем Риме толкование снов было делом государственной важности и прерогативой жрецов. Не вызывает сомнений, что сны позволяют иногда детально видеть картины будущего. Известно, что жена Юлия Цезаря увидела во сне покушение на его жизнь и безуспешно пыталась остановить мужа, считавшего, что «лучше один раз умереть, чем всю жизнь бояться». Все знают о пророческом сне и покушении на А.Линкольна. И сейчас многочисленные «сонники» не исчезают с прилавков книжных магазинов. Многие на своём опыте установили сновидения, являющиеся предшественниками болезни. Достоянием «семейных преданий» являются частые случаи пророческих снов, предвещающих смерть и опасность для близких. Накоплен большой материал, который при желании может быть пополнен заинтересованными читателями. Пророческая, предсказательная роль снов до сих пор во многом необъяснима. В таких случаях, как говорил К.Юнг, не остаётся ничего иного, как считать, что «такой сон приходит прямо с небес...»
Сон и обучение
Не прекращаются исследования, пытающиеся использовать возможности мозга человека, проявляющиеся в период сна. Записи биотоков мозга выявили различные фазы сна, характеризующиеся преобладанием различных ритмов биоэлектрической активности. Установлено, что сновидения сопровождают лишь одну, «быструю», фазу сна, когда за минуты мы переживаем целые «фильмы» сновидений. Сон — один из наиболее устойчивых физиологических ритмов, влияющих на все жизненные процессы. Как и все процессы в живой Природе, он связан прежде всего с периодами наступления светлого и тёмного времени суток, дня и ночи. Поэтому нарушение ритма «день-ночь», например, при перемещениях на большие расстояния, вызывает расстройства многих биологических функций организма, в том числе и сна [2].
Оказалось, что во время сна мозг «не спит», а способен воспринимать и запоминать количество информации, большее, чем в бодрствующем состоянии. Однако и здесь мы имеем возможность ещё раз убедиться, что новое есть не что иное, как хорошо забытое старое. Буддийские монахи тысячу лет назад использовали этот вновь открытый эффект, нашёптывая ученикам во время сна священные тексты для их лучшего запоминания. Усвоение нового материала зависит от глубины сна. Наилучшее усвоение происходит в стадиях неглубокого, поверхностного сна, граничащего с дремотой. На этом основаны методы обучения во сне с помощью аудиозаписей, включающихся в 1-2 и 3-4 часов ночи, когда у большинства людей наступают именно эти фазы сна. Установлены параметры биоэлектрической активности мозга, по которым можно установить, когда он становится готовым к наиболее продуктивному восприятию и запоминанию новой порции информации [1]. Изготовлена и давно применяется соответствующая аппаратура.
Диалог с самим собой
Двадцатый век попытался поставить древнюю практику толкования снов на научную основу. К.Юнг и З.Фрейд одними из первых осознали роль сна как средства восстановления психологического равновесия, компенсации накопившихся противоречий в системе человек-среда в самом широком смысле. Они начали рассматривать образы, мыслеформы, символы сна в качестве ключей к расшифровке содержания человеческого бессознательного. Была установлена связь образов сновидений с коллективным, генетически наследуемым бессознательным — набором идей, образов, типов поведения («архаическими остатками»), а также конкретными проблемами и конфликтами каждой отдельной личности. З.Фрейд рассматривал сновидения как процесс «свободных ассоциаций». Он проецировал образы сновидений, их структуру, сценарий на жизненные конфликты и мысли личности и искал первооснову исключительно в сфере первичных сексуальных аллегорий [3].
Клинический опыт К.Юнга позволил рассмотреть проблему более глубоко и установить, что содержание снов является своеобразным отображением не только сексуального акта, а имеет более сложную психологическую интерпретацию. Часть сновидений, архетипическая, инвариантная, неизменяющаяся по своему организующему смыслу, порождается культурной, в том числе религиозной и «древней, как мир» мифологической средой вне зависимости от интеллекта, знаний и жизненного опыта человека.
Религия, миф и порождаемые ими символы, организующие психическую среду человека, подавлены современной западной цивилизацией. Но они спят в подсознании каждого и ждут своего часа, чтобы реализовать нечто большее, чем рамки ограниченного существования конкретного человека. Интенсивно проникающая западная система ценностей укрепляет эти рамки самыми разнообразными процессами потребления, в том числе, физиологического наслаждения и непременным стремлением сделать карьеру. Отсюда — развивающиеся неврозы, огромное число психических заболеваний и самоубийств, прогрессирующее с ростом уровня жизни, чувство неудовлетворённости, явления депрессии. Для многих в таком ограниченном существовании теряется смысл жизни. Этот конфликт наиболее ярко проявляется во время сна, когда «подавляющая» роль бодрствующего сознания ослабевает. Архетипы проявляют себя, строя типовые сценарии и образы сновидений, раскрываясь в комплексах, изменяющих наши сознательные намерения самым причудливым образом и выходящих за рамки крайне упрощённой интерпретации Фрейда. Для таких случаев характерно ощущение, что «душа просится на волю», несмотря на внешнюю свободу и материальное благополучие. Для людей, чьи генетически детерминированные возможности интеллекта остаются невостребованными, эти комплексы проявляются в стремлении осознать, проявить, превзойти себя, обозначить свою роль или хотя бы присутствие в Целом, «оставить след», реализовать своё истинное предназначение, чтобы придать смысл своему существованию. Монологи героев пьес А.Чехова достаточно ярко, по нашему мнению, описывают гамму эмоций, характерных для такого рода комплексов, причём, как и в реальной жизни, к ним примешан и фрейдовский аспект.
Как установил К.Юнг, не менее часты ситуации другого рода, когда реальные возможности человека не соответствуют его притязаниям, завышенному уровню самооценки. Сигналом об этом также служат комплексы и соответствующие наборы образов и ситуаций сновидений, пытающиеся гармонизировать ситуацию «изнутри» или предупреждающие об опасности избранного пути. В этом случае налицо информационная, ситуационная основа прогнозирующей работы подсознания, проявляющейся в образах сновидений. Характерно, что такой субъективно неприятный прогноз подавляется в бодрствующем состоянии.
Итак, если прерогативой сознания является логический анализ, то бессознательное в значительной мере оперирует образами, мыслеформами сновидений. Один из принципиально важных выводов К. Юнга говорит о том, что «фактически бессознательное способно исследовать ситуации и делать свои выводы ничем не хуже, чем сознание». Однако «внутреннее» разрешение конфликтных ситуаций, выводы, прогнозы и предупреждения подсознание делает в отвлечённой, образной форме. Знание религиозных символов, догматов и мифов даёт ключи к расшифровке архетипов — универсального генетически наследуемого бессознательного, надчеловеческого, коллективного уровня содержания образов сновидений. Тем не менее, личностный уровень толкования сновидений требует специальной трактовки образов. Часто он возможен лишь при опытном взгляде «со стороны» и на основе неоднократно инициируемой извне «исповеди» личности, которая позволит психологу в какой-то мере «влезть в чужую шкуру». Выводу Юнга о сознательной работе бессознательного не следует сильно удивляться, так как опыт бесчисленного множества поколений гласит, что «утро вечера мудренее». За ночь подсознание проделает работу, проясняющую ситуацию, требующую решения.
Сон и творческий процесс
Хрестоматийными стали примеры того, что Д.Менделеев во сне увидел окончательный вид периодической системы химических элементов, химик Кекуле — структуру сложного химического соединения, Н. Бор — планетарную модель атома, Г.Мендель —законы наследственности, Т.Эдисон — ответы на поставленные и записанные перед сном вопросы. Мы постараемся показать на фактах собственного опыта и заслуживающей доверия информации других людей, что это гораздо более частое, а не редкое, исключительное явление.
Во время войны, в 1941 году, моя мать, Л.Н.Рудинкина, работала конструктором-расчётчиком на фирме А.Микояна в бригаде, проектировавшей сложный агрегат — шасси нового высотного истребителя Миг-3, единственного самолёта, который позволял сбивать бомбардировщики Дорнье, бомбившие Москву с недосягаемой для других наших истребителей высоты. Работая почти без перерыва днём и ночью, во время короткого двухчасового сна, она неожиданно обнаружила ошибку в сложных многоступенчатых расчётах, результате многодневного труда. Главный конструктор был немедленно информирован. За 36 часов непрерывной работы ошибка была исправлена, истребители спроектированы и изготовлены в невиданно короткий (3 месяца) срок — небо Москвы защищено.
В 1980-е годы, работая в одном из НИИ Министерства обороны, автор совместно со специалистами фирмы В.Челомея разрабатывал новую ручную систему управления капсулы спускаемого космического аппарата и осуществлял полунатурное моделирование процесса её спуска в атмосфере. Однако в ходе баллистических расчётов выяснилось, что аппарат упорно приземляется не там, где надо. Неоднократные проверки моделирующей программы показали, что в ней нет ошибок. Необходимые формулы разрабатывались ведущими математиками и также ни у кого не вызывали сомнений, так как по ним давно велись баллистические расчёты на фирме. Сроки кончались, оргвыводы неумолимо приближались. Опытный полковник, участник войны, начальник отдела, опираясь, по-видимому, на фронтовой опыт, вызвал «на ковёр» автора, тогда молодого капитана ВВС, и поставил заведомо невыполнимую задачу — найти ошибку в течение двух суток и вручил основную формулу, занимавшую более половины листа бумаги. Попытки разобраться в плодах трудов Института прикладной математики (тогда ещё не им. М.В.Келдыша) на основе аналитической механики и сферической тригонометрии оставили смутное впечатление чего-то лишнего. С этим ощущением капитан и лёг спать. Ночью, во сне, ему показалось, что вращение Земли учтено дважды, хотя воспроизвести вывод он был не в состоянии ни во сне, ни наяву. Исключив лишнее и вычислив наутро возможную ошибку, он был приятно удивлён. Не менее его был удивлён полковник и вычислители фирмы, которые, как выяснилось впоследствии, тайно программно вычитали найденную ошибку, чтобы получить нужный результат. Ошибка, найденная во сне, прочно установила за капитаном авторитет человека неординарного мышления, который он в дальнейшем, независимо от ограниченности осознаваемых возможностей, был вынужден неоднократно оправдывать в других разнообраных сферах научной деятельности, используя... сон.
Ещё пример. Известно, что исследовать ползучесть, потерю прочности материала при длительном нагружении — чрезвычайно трудоёмкий, дорого стоящий и экспериментально сложный процесс, требующий изготовления и испытаний идентичных по составу, размерам и обработке образцов. Что же говорить о костной ткани, состав, пористость и сложная «конструкция» которой не оставляют надежды получить двух образцов, хотя бы приближающихся друг к другу по свойствам. Тупиковость ситуации усугубляется тем, что условия нагружения выпиленных из кости образцов и реальной целостной кости, например, позвонка, не соответствуют друг другу. Поэтому многолетние попытки прогноза прочности кости в условиях ползучести не увенчались успехом. Рассматривая иллюстрации в экспериментальной статье, автор уловил некое подобие, сходство в форме кривых накопленных сигналов при «треске» нагружаемой костной ткани. Возникло чувство какой-то неудовлетворённости, близящейся разгадки, возможности обобщения, не покидавшее довольно долгое время, несмотря на занятие другими делами. Разгадка пришла во сне и получила в США премию им. Степпа.
Неоднократно после того, как перед сном автор пытался осмыслить проблему, построить структуру сложного вычислительного алгоритма, не охватываемого «единым взглядом» в состоянии бодрствования, найти в нём ошибку, он среди ночи получал нужный ответ и спешил к письменному столу с заранее заготовленным листом бумаги. Но и эта возможность оказалась не столь удивительна по сравнению с описанной далее.
Возможность находить решение сложных проблем во сне только на первый взгляд кажется привлекательной. Для её реализации необходимо одно очень важное условие. Логическая часть «спящего» сознания должна быть готова к восприятию получаемой от подсознания информации. Мозг должен «перевести» её на язык сознания. Такое «наведение мостов» достигается многими трудами, единственным стимулом которых, по опыту автора, является некий, скорее, эмоциональный, «внутренний голос», побуждающий изучать именно этот, а не другой вопрос вне связи с насущными потребностями, предполагаемым вознаграждением и даже возможностью полноценно осознать материал. Само состояние «вынашивания» решения довольно мучительно: частит пульс, прогрессирует внутреннее, ничем не снимаемое напряжение, портится настроение, одолевает усталость.
Ещё пример. Некая фирма крайне настойчиво рекламировала и даже пыталась насильственными методами, используя связи в «высоких сферах», внедрить свой новейший оздоровительный комплекс, созданный на основе последних «секретных технологий» и защищённый множеством патентов. Автор был одним из членов группы, посланной, чтобы отделить «зёрна от плевел» саморекламы. Непосредственно перед этим, ничего не подозревая о будущем задании, вне связи с профессиональной тематикой, исключительно из любопытства, он ознакомился с рядом «тонких» вопросов биосинхронизации, сверхслабых воздействий различной природы и роли гармонии в жизни биосистем. Несмотря на печатную и устную дезинформацию, тщательно скрываемую «начинку», «просветление», своего рода «сатори» — по терминологии дзен-буддизма, наступило неожиданно перед сном, в процессе «перебирания» впечатлений дня. Стала совершенно понятна и впоследствии подтвердилась методология, способы, технические средства и прогнозируемые результаты воздействий, реализуемых засекреченной установкой, в действительности не имевшей ничего секретного и неизвестного.
Со временем автор обнаружил странную закономерность. После достаточно длительного обдумывания какого-либо неясного, интересующего его вопроса (как правило, на границе между сном и бодрствованием) он совершенно неожиданно и без каких-либо усилий со своей стороны начинал получать всё необходимое информационное обеспечение. Например — в виде книг, ненужных соседу (как в случае написания этого материала), либо встреч с людьми нужными не ему, а данной проблеме (при разработке новой концепции здоровья человека). В частности, никак не связанная с повседневной деятельностью литература по новейшим разделам теории информации, биоритмологии, психофизиологии, гомеопатии и синергетики «поступала» с необходимым опережением для её осмысления перед написанием новой книги. При этом, как это ни обидно для самолюбия, автор вынужден признать, что полное понимание всех аспектов решённых проблем иногда приходило позднее, в процессе изучения плодов собственного (или не только?) труда.
Считая, что научная деятельность является одной из высших форм творчества (точнее, сотворчества, с «Высшим неизвестным»), не только наяву, но и во сне, автор призывает всех, имеющих подобный опыт, поделиться им на страницах журнала.
Творчество художника, композитора имеет больше субъективных черт. Однако непреходящая ценность великих произведений становится своего рода архетипом, организующим чувства, образы и эмоции огромного числа людей. В этом смысле великие произведения искусства играют роль аналога познаваемых наукой физических законов в активной, меняющей под их влиянием своё состояние людской среде. Не этот ли синергетический аспект произведений искусства имел в виду Ф.Достоевский, говоря, что красота спасёт мир? Какую роль играет сон как форма общения с Тонким миром, как отражение назревших противоречий в литературном, музыкальном, художественном творчестве? Хотелось бы по этому поводу услышать мнение самих творцов.
Сон — целитель
Как же преодолеть травмирующие душу и тело противоречия, наводняющие наши сны удивительными образами и ситуациями?
В медицине целительная роль сна не подлежит сомнению. Замечено также, что тот, кто больше спит, дольше живёт. Казалось бы, ответ напрашивается сам собой. Именно поэтому для «улучшения» целительных функций сна созданы специальные приборы, например, электросон, реагирующий по системе обратной связи на «дисгармоничные» ритмы мозга и восстанавливающий «гармонию» в биоэлектрической активности слабыми электрическими воздействиями, ритмы которых «захватывает» мозг. Несомненно, это даёт хотя бы кратковременную передышку перенапряжённому подсознанию.
Однако, как мы попытались выше показать, ситуация для современного человека с развитой психической организацией гораздо сложнее. Да, сон исцеляет многие психические расстройства, способствует нормализации опосредованно связанных с ними физиологических функций. Не случайно желание принца Гамлета, столкнувшегося со страшными, непреодолимыми противоречиями, «...умереть, уснуть и видеть сны». Несмотря на интенсивное творчество, в котором ярко проявилась дисгармония бытия поэта, накопившиеся противоречия, драматически разрешаемые в его произведениях, заставили М.Лермонтова сказать в самом расцвете короткой и бурной жизни: «Я б хотел забыться и заснуть». Но лишь смерть поэта смогла «естественным», прогнозируемым его творчеством способом разрешить реальные проблемы.
Образы подсознания не только во сне, но и наяву могут вылиться, прорваться в формы художественного творчества, осуществляя свою целительную роль имитацией разрешения противоречий или предупреждения всех и вся, в том числе и самого творца, о диссонансе между бытием и сознанием. Но если породившая их ситуация не изменилась, не затушена искусственно творческим актом, расстройства могут вернуться.
Как же «навсегда» в постоянно меняющемся, непредсказуемом «нелинейном мире» преодолеть указанные комплексы и противоречия? Мы не можем дать единого, универсального ответа на этот вопрос, скорее всего, его не существует. Иногда сама жизнь подсказывает ответы-решения сложных нелинейных, наименее «предсказуемых» уравнений, решения которых дённо и нощно ищет наше сознание, а также подсознание, манипулируя причудливо трансформированными образами.
Практика последователей различных религиозных и философских учений свидетельствует о том, что, в принципе, решение проблемы (обретения «мира в душе») может быть найдено, но его точность, субъективная удовлетворительность не одинакова для представителей различных культур и религий. Как отмечал К.Юнг, религиозные и философские учения в различной мере способны преодолеть конфликт веры и знания, рационального и внерационального. Католицизм и протестантизм оказались в наименьшей степени способны разрешить указанный конфликт. Кроме того, различное «наполнение» архетипов подсознаний европейца и представителей Востока не позволяет полноценно, безболезненно, не формируя новых комплексов-противоречий бытия и подсознания, следовать исторически чуждой системе, способной нормализовать ситуацию «изнутри». В этом смысле критика попыток перенести представления Востока на почву Запада — не лишена оснований.
Однако указанный недостаток с лихвой компенсируется широтой доктрин и синтезирующим характером учений теософии, Агни Йоги, лишённых мертвящего и постоянно конфликтующего со всеми «иноверцами» догматизма, не исключающих различия религиозных учений и приветствующих научный подход. Поэтому они были и остаются привлекательны для личностей, сознающих противоречия и ищущих осознанное, гармоничное решение.
О сне — из книг Учения Жизни
Для физического человека, Сновидца, всё, что он видит с закрытыми глазами в своих мыслях или через них, конечно, субъективно. Однако для Зрящего, находящегося внутри физического Сновидца (этот Зрящий субъективен для наших материальных чувств), всё, что он видит, так же объективно, как он сам для себя и себе подобных. Возможно, материалисты будут смеяться и говорить, что мы делаем из человека целую семью каких-то существ, но это не так. Оккультизм учит, что физический человек — один, но мыслящий человек — семеричен, он думает, действует, чувствует и живёт в семи различных состояниях бытия или на семи уровнях сознания, и что для всех этих состояний и уровней постоянное Эго (а не ложная личность) имеет свой особый набор органов чувств».
«Часто случается, что мы находимся в сознании и понимаем, что видим сон; это прекрасно доказывает, что человек является на уровне мыслей множественным существом».
«Природу и функции подлинных снов нельзя понять, если мы не признаем существование в смертном человеке бессмертного Эго, независимого от физического тела, ибо этот предмет становится совершенно неясным, если мы не поверим (а на самом деле это факт), что во время сна остаётся только одухотворённая телесная форма, способность которой к независимому мышлению полностью парализована.
Но если мы признаем существование в нас высшего, вечного Эго, которое не следует путать с тем, что называют "высшим Я", мы сможем понять, что то, что мы часто принимаем за сновидения и обычно считаем пустыми фантазиями, в действительности является случайными страницами, вырванными из жизни и опыта внутреннего человека, причём туманные воспоминания о них в большей или меньшей степени искажаются в момент пробуждения нашей физической памятью. Она механически схватывает какие-то впечатления о мыслях, событиях, свидетелем которых она была, и о поступках, совершённых внутренним человеком в часы полной свободы. Ибо когда наше Эго освобождается от оков материи, оно живёт собственной самостоятельной жизнью внутри своей тюрьмы из плоти. Так происходит, например, во время сна физического человека. Это Эго — деятель, подлинный человек, истинная человеческая суть. Но физический человек не может что-либо чувствовать или осознавать во время сна, так как личность, внешний человек, его мозг и мыслительный аппарат в этот момент практически парализованы.
Подлинное Эго можно сравнить с заключённым, а физическую личность — со смотрителем его тюрьмы. Если тюремщик засыпает, заключённый совершает побег или, по крайней мере, выходит за стены тюрьмы. Тюремщик дремлет и, сонно клюя носом, посматривает в окно, где он может лишь мельком увидеть заключённого, как какую-то тень, скользящую перед его взором. Но что он может знать о его подлинных действиях и что он может понять в этих действиях, а тем более — в мыслях своего подопечного?»
«Спящий улавливает только отдельные моменты действий Эго, вызывающие у физического человека так называемое сновидение, но он не может проследить их последовательно. Больной, находившийся в бреду, выздоровев, имеет такое же отношение к сиделке, которая ухаживала за ним, как и физический человек к своему подлинному Эго. Эго действует в нём и вне его так же сознательно, как сиделка, ухаживающая за больным. Но ни больной, встав с постели, пи спящий, проснувшись, не смогут ничего вспомнить, кроме каких-то обрывков отдельных элементов».
«Сновидения можно приблизительно разделить на семь классов <...>
1. Пророческие сновидения. Они запечатлеваются в нашей памяти высшим Эго и, как правило, они очевидны и ясны — спящий или слышит голос, или видит предстоящее событие.
2. Аллегорические сновидения, или туманные обрывки действительности, схваченные нашим мозгом и искажённые нашей фантазией. В основном они лишь наполовину истинны.
3. Сновидения, посланные адептами, хорошими или дурными, либо месмеристами, либо мыслями могущественного разума, стремящегося заставить нас исполнить его волю.
4. Ретроспективные сновидения — сновидения о событиях, относящихся к прошлым воплощениям.
5. Сновидения-предостережения для других людей, которые не могут воспринять его сами.
6. Смешанные сновидения, причины которых обсуждались выше.
7. Сновидения, являющиеся чистой фантазией или хаотическими картинами, вызванными процессами пищеварения, какой-либо психологической тревогой и тому подобными внешними причинами».
«Когда люди действительно видят пророческие сновидения, это можно объяснить тем, что их физический разум и память теснее связаны с их "высшим Эго", чем у большинства людей. Эго имеет больше возможностей запечатлеть на физической оболочке и в памяти то, что важно для таких людей, чем в случае с другими, менее одарёнными. Помните, что единственный Бог, с которым вступает в контакт человек, — это его собственный Бог, именуемый Духом, Душой и Разумом, или Сознанием, и они едины».
Духовное сознание, а его центр — сердце, «активно во время глубокого (курсив ред.) сна, и, если бы сердце могло запечатлеть в мозге "грёзы" так называемого сна, лишённого сновидений, ваше сознание уже не было бы ограничено пределами вашей личной жизни. Если бы вы могли помнить свои сновидения, что являются в глубоком сне, вы были бы в состоянии помнить и все свои прошлые воплощения. Это и есть "память сердца"; и способность запечатлеть её в мозге, — так, чтобы она стала частью его сознания, и есть "открытие третьего глаза". Третий глаз открывается в глубоком сне» (Блаватская Е.П. Избранные статьи. М., Новый Акрополь, 1994; Инструкции для учеников внутренней группы. М., Сфера, 2000).
«Урусвати понимает соотношение сна и бодрствования. Для одних сон есть противоположение бодрствованию, но для Нас сон есть продолжение труда в ином состоянии. Невозможно иначе понимать сон. Нельзя совершенно отрицать его насущность. Некоторые условия могут сокращать длительность сна, но не исключают его надобности. На высотах можно довольствоваться четырьмя часами сна, но такое условие возможно лишь на определённой высоте.
Не верьте, когда кто-то уверяет, что ему сон не нужен. Кроме ужасной болезни бессонницы, люди принимают сон как часть бытия. Каждое сонное состояние приближает человека к Тонкому миру. Может быть разная степень сознания во сне, но эту чёткость сознания нужно воспитывать. Человек должен твердить себе, что, погружаясь в сон, он отправляется на работу. Если его свободная воля усвоит эту аксиому, то тем легче будет приложить силы в Тонком мире. Пусть люди не тревожатся, что таким образом исчезнет отдых. Он останется в полной мере, ибо в Тонком мире прилагаются и тонкие качества, которые не устают.
Гораздо хуже, когда человек отходит ко сну, обуянный земными страстями, не думая пи о каких Высших мирах. Тогда вместо светлого труда и познания человек блуждает в тёмных слоях, и можно представить, какие встречи его утомляют. Пусть засыпание будет сознательным переходом в мир Высший. Свободная воля, как крылья, понесёт вверх. Так говорю о сне, чтобы показать, что и Мы в Обители не чужды сна своеобразного, который есть перенос сознания в Высшие миры» (Агни Йога, Надземное, п. 24).
- Ваши рецензии