Созвучие сердец
Имя великого писателя и гуманиста Льва Николаевича Толстого вписано в историю человечества как совесть нации и зеркало эпохи. Как в философских трудах, так и в художественных произведениях Лев Николаевич отвечает на вопросы, над которыми рано или поздно размышляет каждый из нас. В поисках ответов он обращается к мыслям мудрейших людей, к духовным учениям разных эпох истории человечества.
М.Нестеров. Портрет Л.Н.Толстого. 1907 г.
24 сентября 1904 года он пишет Г.А.Русанову о том, что занят последнее время составлением «круга чтения» на каждый день, включающего произведения лучших мыслителей разных эпох. К ним он относил Марка Аврелия, Эпиктета, Ксенофонта, Сократа, Сенеку, Плутарха, Цицерона, Монтескье, Руссо, Вольтера, Лессинга, Канта, Лихтенберга, Шопенгауэра, Эмерсона, Чанинга, Паркера, Рескина, Амиеля и других. «Ведь просвещение и образование есть то, чтобы воспользоваться, ассимилировать всё то духовное наследство, которое оставили нам предки»1.
Л.Н.Толстой издаёт отдельными брошюрами мысли мудрых людей по разным темам: «Путь жизни», «Правдивость», «Душа», «Слово», «Любовь», «Самоотречение», «Мысль», «Корыстолюбие», «Жизнь – благо», «Смерть». Согласимся, что тематика публикаций актуальна и сейчас.
Более столетия отделяет нас от того времени. Мир закономерно развивается, изменяется природа, человечество овладевает новыми знаниями, расширяется его сознание, меняются нравственные устои. Появляются и новые пророки.
К ним мы относим семью Рерихов, взявшую на себя великий подвиг Ведущих. Николай Константинович Рерих, говоря о формировании своего духовного мира, в статье «Полнота жизни» от 1 января 1931 года с признанием вспоминает встречи, которые складывались как вехи пути, с деятелями науки и искусства разных поколений. Единственная встреча с Львом Николаевичем стала для Н.К.Рериха многозначительной, о которой он 40 лет спустя, в 1937 году, пишет в очерке «Толстой и Тагор».
«Ездили к Толстому, самому Льву Николаевичу. Пусть выше руль держит, тогда доплывёт. Кто так скажет о “Гонце”? Всё это неповторимо» читаем в другом очерке «Пути» от 14 января 1942 года.
Именно Толстой, по словам В.В.Стасова, произвёл в художники молодого живописца и дал духовное напутствие в творческую жизнь. В статье «Дума», датированной 18 июня 1943 года, он снова возвращается к жизневидению Толстого. Николай Константинович видел в нём провидца с необычайно расширенным сознанием, предсказывающего новую ступень духовно-культурной эволюции человечества, цитируя пророческие мысли старца: «Саван смерти свился и исчез в синеве утра, и люди, как в старь, чуют соки жизни и тянутся к свету, к добру. И вот заколышется нива тучными колосьями любви и мира, и радостная пора обильной жатвы уже виднеется впереди.
Надо быть слепым и глухим, чтобы не видеть и не слышать зарождающегося нового сознания среди людей. Мы не чутки, мы оглушены. А жизнь загорается новым, сильным светом, и не только у нас, маленькой отмежёванной войнами части земли, но на всём большом просторе мира идёт немолчное и страстное стремление к новой жизни без всякого насилия регламентов и указов, порабощающих людей не духа, а плоти. Уже дополнена мера отцов, и дух людей истосковался о другом... И это другое уже наступает, и рождению этого другого мы должны посвятить свои силы.
Я близок к смерти, и мне нет надобности что-нибудь скрывать из своих мыслей, и говорю вам: м ы ж и в ё м в в е л и к и й к а н у н.
Я полон предчувствия о пришествии новой жизни радостной, трудовой, счастливой, в любви, совете, мире...
И жизнь эта потоком зальёт ручей мелкой политики, как заливают вешние воды мелкие ручейки, лощины, поглощая и унося их с собой в реки, в море, в океан»2.
В библиотеке Рерихов были и труды В.Ф.Булгакова – личного секретаря великого писателя с января 1910 года и до последних дней жизни. Валентин Фёдорович стал посредником между Рерихами и Л.Н.Толстым. Он состоял в переписке с Николаем Константиновичем с 1936 года до последних дней его земного пути в 1947 году.
Д.Мережковский, откликаясь на уход Л.Н.Толстого, сказал, что бегство Толстого в глухую полночь наших дней, как выстрел в непроглядную полночь. «Ведь дом его – не Ясная Поляна, а вся Россия. <...> Говорил, кричал, плакал, вопил, умолял: “Опомнитесь, что вы делаете!” <...> Презрение было в том, что его щадили, не трогали, не обращали внимания. Пусть, мод, себе кричит, старикашка, надрывается.<...>
И вот умолк, ушёл.
От ликующих, праздно болтающих
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.
Выжали. Вытолкали. Отверженный. «Отлучённый». Толстой – совесть России, и вот совесть ушла»3.
«Учение Христа было учение любви»
С изменением сознания человечеству открываются и новые клише познания. И непонятый Толстой с его неуёмным призывом к добру, благочестию, совестливости, миролюбию становится близким и понятным. Проследим, как созвучны лишь некоторые аспекты миросозерцания Л.Н.Толстого и миропонимания Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов в таких понятиях, как жизнь, сознание, любовь, добро, Общее Благо, непротивление злу насилием.
В статье «О присоединении Боснии и Герцеговины к Австрии» Л.Н.Толстой пишет, что учение о том, что каждый человек носит в себе единое духовное начало, стремящееся к единению посредством любви, было выражено много раз и среди разных народов: китайскими философами Конфуцием и Лао-Цзы, еврейскими пророками и греком Сократом, индийскими мудрецами Буддой и Кришной, римлянами Эпиктетом и Марком Аврелием и особенно ясно высказано Христом.
Л.Н.Толстой вопрошает: «Только сознай люди ясно, твёрдо, кто они, сознай люди то, чему учили все мудрецы мира и чему учит Христос: что в каждом человеке живёт свободный, один и тот же во всех, вечный, всемогущий дух, сын божий, что человек не может ни властвовать, ни подчиняться, что проявление этого духа одно: любовь, – сознай это люди (а люди уже готовы к этому сознанию) и поступай согласно, скорее, не поступай только люди противно этому сознанию, и сразу простым, мирным способом уничтожатся все затруднения не только в Боснии и Герцеговине, но во всем христианском мире, и не только в христианском, но и во всём человечестве»4.
Е.И.Рерих в письме от 18 июня 1935 года поясняет, что Божественная Монада, или зерно духа, находится в каждом минерале, растении, животном или человеке и без огненного зерна нет жизни. По мере восхождения от простых к более сложным организмам «Монада остаётся всегда неизменной в стихийной целостности своей, но эманации или излучения этого зерна изменяются в зависимости от роста сознания оживляемого ею организма».
Накопленные вокруг энергии и есть сознание. Чем сложнее и утонченнее организм, тем богаче и тоньше излучения его ауры. Наша огненная сущность вечна и неизменна, но сознание, или душа, собираемая из энергий, накопленных вокруг зерна духа, нарастает и изменяется.
Это тонкое информационное поле хранит всю информацию о человеке. По ширине и излучениям ауры можно судить о высоте духа. «Зерно духа одето в сияющую психическую энергию. Это одеяние может быть убого или прекрасно»6. Зерно духа – это духовный магнит, посредством которого всё объединено с Космическим Магнитом.
За творческий период монада, развиваясь в недрах Вселенной, а затем в минеральном, растительном, животном и человеческом царствах природы на разных планетах Солнечной системы, вырастает в мощнейшее духовное существо и остаётся в нём тем же зерном духа. Восточная мудрость гласит: «Камень становится растением, растение – животным, животное – человеком, человек – Духом, а Дух – Богом». Легенда вещает, как два ученика обсуждали наиболее выразительный символ понятия «Ноша Мира». Один предложил золото, другой полагал, что белый мрамор лучше. Оба сошлись на том, что ноша как тяжесть лучше всего будет выражена камнем. Но Учитель заметил: «Зерно малейшее будет соответствовать понятию Ноша Мира»7. Отсюда и поговорка: «Сердце не камень». У древних учение начиналось с положения руки на сердце. При этом учитель спрашивал: «Слышишь ли?» Ученик отвечал: «Слышу». Учитель пояснял: «Это бьётся сердце твоё, но это первый стук во Врата Великого Сердца. Если будешь внимать велению сердца своего, то оглушит тебя биение Великого Сердца»8. Так, через познание самого себя лежит путь к высшим мирам.
Учёный Б.В.Слезин проводил запись биотоков мозга священника во время чтения стихотворения. Когда же началось чтение молитвы, то приборы не фиксировали мысли, рождённые в сердце и духовных центрах. Священнослужитель общался через сердце с высшими мирами.
Молитва есть непрестанное сердечное устремление перед обликом избранным. И оно творится в мыслях и поступках каждого дня. Однажды Конфуций был тяжело болен. Друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он при смерти, предложили начать читать молитву. На что мудрец сказал: «Моя молитва началась уже давно». И действительно, не была ли его жизнь непрестанным жизненным предстоянием перед Великим Идеалом. То же самое можно сказать и о святых, великих подвижниках и всех, кто стремится идти путём служения человечеству.
В предисловии к «Краткому изложению четвероевангелия» Л.Н.Толстой пишет, что в начале каждой главы он вставлял слова молитвы, которою Иисус учил молиться учеников, соответствующие каждой главе. «Окончив свою работу, я к удивлению и радости своей нашёл, что так называемая молитва господня есть не что иное, как в самой сжатой форме выраженное все учение Иисуса в том самом порядке, в котором были расположены мною главы, и что каждое выражение молитвы соответствует смыслу и порядку глав»9.
В письме от 2 июля 1937 года Елена Ивановна Рерих поясняет, что в основании всего Мироздания лежит великий импульс или устремление к проявлению. В своём высочайшем аспекте это и есть Божественная любовь. «В древнейшие времена именно Кама, Бог Любви, почитался как величайший Бог. Именно Бог есть любовь. В любви и через любовь зачато каждое проявление Его. Весь космос держится Космическим Магнитом или Божественной Любовью в велении Бытия»10.
Лев Николаевич видит цель жизни во внутреннем совершенствовании, в раскрытии божественных свойств человеческой души через творчество. Для проявления растущего духа должны возникать всё новые и более совершенные формы жизни, а это требует земного творчества. Поэтому вся человеческая культура, во всех её многообразных проявлениях, есть необходимое условие для внутреннего роста человека.
Продолжим словами Е.И.Рерих из письма от 9 января 1935 года: «Мы должны всегда помнить, что человек есть сужденный Создатель Мира и даже Миров, потому все виды творчества должны быть выявлены его духовной сущностью, что возможно лишь при горении высшей Любви. Лишь любовь проявляет все скрытые огни, так, в основе каждого творчества лежит великое притяжение, великая любовь. Всё в мире зависит от любви и держится любовью. Любовь должна вести к высшему достижению»11.
Лев Николаевич всё в той же статье «Присоединение Боснии и Герцеговины к Австрии» пишет, что все люди живут одним и тем же духом, но все разделены в этой жизни своими телами. Если люди понимают это, то стремятся к соединению друг с другом любовью. Стремление это даёт им благо. Если же люди не понимают этого и думают, что живут своими отдельными телами, то враждуют друг с другом и бывают несчастливы. Учение Христа в том, чтобы делать то, что соединяет людей, любить и не делать того, что разъединяет их, не жить каждому отдельно для своего тела. «Для того чтобы человеку знать, что ему делать, ему надо следовать той воле Бога, которая вложена в него. Воля Бога хочет блага всем существам, всему, что есть на свете. Бог есть любовь, как сказано в Евангелие, и потому воля в человеке, если она сходится с волей Бога, есть тоже любовь, и человек желает блага не одному себе, но всему, что есть в мире. И потому делать человеку в жизни нужно только то, что согласно с волею Бога. А согласна с волей Бога в человеке только любовь»12 .
Надеждой на понимание объединяющей силы любви пронизано стихотворение Н.К.Рериха «Любовь?»13.
Вот уж был день! Пришло
к нам сразу столько людей.
Они привели с собой каких-то
совсем незнакомых. Разве я
не мог ничего о них расспросить?
Хуже всего, что они говорили
на языках совсем непонятных.
И я улыбался, слушая их
странные речи. Говор одних
походил на клёкот горных орлов.
Другие шипели, как змеи.
Волчий лай иногда узнавал я.
Речи сверкали металлом.
Слова становилися грозны. В них
грохотали горные камни,
в них град проливался.
В них шумел водопад.
А я улыбался. Как мог я
знать смысл их речи? Они,
может быть, на своём языке
повторяли милое нам слово
«любовь»?
1920 г.
Следование закону любви есть служение общему благу как высшей форме любви, ибо она лишена эгоистического чувства. «Любовь к человечеству требует полного самоотречения и самоотвержения», – читаем в письме Е.И.Рерих от 13 августа 1938 года. Необходимо «воспитание сердца для восприятия высших форм любви. Любовь к человечеству венчается терновым венцом. Любовь к Иерархии есть величайшая радость и восхищение духа. Ни одна форма любви без другой несовершенна, потому благо тому, кто может вместить её в сердце»14.
У Л.Н.Толстого об этом говорится так: «Новое понимание жизни в учении Христа было в том, что каждый человек носит в себе единое у всех людей духовное начало, проявляющееся любовью и влекущее людей к единению, и потому основное руководство жизнью человека может быть только внутреннее, а никакое не внешнее, вытекающее из воли других людей. <...> Поэтому основа жизни, долженствующая соединять людей, должна быть не произвол и насилие одних людей над другими, а это осознание единства духовного начала всех людей, проявляющееся любовью»15.
Перекликаются мысли Л.Н.Толстого со строками из другого письма Е.И.Рерих от 3 января 1931 года, где она с горечью пишет, что люди забыли, вернее, не хотят сейчас признать великого космического значения любви. Материализм нашего века свёл любовь на уровень физиологической функции. «Но если бы вновь была осознана Космическая любовь, то в ней стали бы искать её высшие проявления, пробуждения всех высших эмоций и творческих способностей. Именно в этом пробуждении и заключается главная цель, главный символ любви. Любовь есть единая творческая сила. На высших планах Бытия всё создаётся мыслью, но для оживотворения этих мыслеобразов необходимо два Начала, соединённых Космической Любовью»16
Снова обратимся к миросозерцанию Л.Н.Толстого, к его «Кругу чтения», где он наставляет почаще вспоминать, что наша истинная жизнь – не эта наружная телесная, какую мы проживаем здесь, на земле, но что вместе с этой жизнью у нас есть и другая, внутренняя жизнь – духовная. Видимую телесную жизнь он сопоставляет с лесами для постройки здания. Они нужны до тех пор, пока строится здание. Когда же оно построено, их снимают. То же и с нашей телесной жизнью. Она нужна только для постройки здания духовной жизни, а когда это здание построено, тело уничтожается17.
В опубликованном впервые в Полном собрании сочинений труде «О сознании духовного начала» Лев Николаевич называет истинной жизнью сознание себя духовным существом. Оно не может быть ни пространственно, ни временно, то есть бессмертно. И поэтому признание всей жизнью материального времени существования он считает ошибочным, так же как признание части за целое, последствия – за причину. Заключает эту работу Толстой фразой: «...разъяснение это очень важно потому, что из сознания того, что истинная жизнь заключается только в духовном существе, вытекает добрая жизнь, то что даёт наибольшее благо людям. Из этого сознания вытекает то, что составляет основу доброй жизни: вытекает любовь, то есть признание единства своей жизни со всеми существами мира»18.
Елена Ивановна в письме от 4 октября 1935 года определяет жизнь как сплошное испытание и утончение наших энергий. Жизнь должна быть понята как исполнение долга и выучивание нового урока. «Лишь в горниле жизни напрягаются и перерабатываются все энергии наши. Потому чем сложнее и труднее жизнь, тем и потенциал духа больше. Потому не будем огорчаться трудностям, но усмотрим новую возможность одоления их с Великой Помощью, приходящей в последний час. Каждое преодоление приближает нас к Великой Цели»19.
Лев Николаевич в «Исповеди» так определяет предназначение человека: «Всякий человек произошёл на свет по воле Бога. И Бог так сотворил человека, что всякий человек может погубить свою душу или спасти её. Задача человека в жизни – спасти свою душу; чтобы спасти свою душу, надо жить no-Божьи, а чтобы жить no-Божьи, нужно отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смириться, терпеть и быть милостивым. Смысл этот народ черпает из всего вероучения, переданного и передаваемого ему пастырями и преданиями, жившими в народе»20.
Земная жизнь есть только миг, жемчужина в ожерелье индивидуальности. И чем совершеннее выполняются все задачи этой жизни, чем она полнее, деятельнее и активнее, тем значительнее будет драгоценный опыт личности. Бессмертная индивидуальность формируется из земных опытов, так складываются очертания внутреннего человека, просветлённая аура индивидуальности. Ни об этих ли жемчужинах жизней рассуждает Н.К.Рерих?
Опять вестник. Опять Твой
приказ! И дар от Тебя!
Владыко, Ты прислал мне
жемчужину Твою и повелел
включить её в моё ожерелье.
Но Ты знаешь, Владыко,
моё ожерелье – поддельно.
И длинно оно, как бывают
длинны только поддельные
вещи. Твой сверкающий
дар среди тусклых
игрушек потонет. Но Ты
приказал. Я исполню.
Эй, вы, уличные гуляки!
Среди моего ожерелья
есть от Владыки
данный мне жемчуг!
1920 г.21
Человечество является трансмутатором и аккумулятором психической энергии. В письме от 25 мая 1931 года Е.И.Рерих определяет назначение человечества в том, чтобы трансмутировать эту энергию и путём Иерархии устремлять её в высшие сферы. Утеря человечеством понимания своего назначения отбросила его от знания ответственности. «Нужно понять, что в основании эволюции лежит усовершенствование, оно призывает к непосредственному общению с высшими мирами»22. Но только естественным путём, а не гипнозом, магией, хатха-йогой, что ведёт к отклонению в эволюции духа.
В напечатанной после его смерти статье «Зелёная палочка» Лев Николаевич пишет о том, что жизнь во всех её проявлениях – растительном, животном, человеческом царствах и в безжизненных существах, минеральном царстве – существует не только на земле, но и вне её, на других планетах и на солнцах и на миллионах звёзд, на бесконечных расстояниях, окружающих Землю и распространяющихся без конца и без времени. «Вот это-то составляет тот мир, в котором я появился и который я видел. Мне кажется, что я всегда был. <...> Жизнь – мгновение между двух вечностей. <...> Какая-то высшая сила руководит непонятной мне жизнью. Смысл моей жизни в исполнении той, неизвестной мне цели, для которой я существую, в признании этой силы и в служении ей, в признании Бога, в исполнении воли Бога».
«Ежели [кто] знает Бога, то знает и закон Его. Закон Бога записан не в книге какой-либо, а в самой жизни, в судьбе человека. Только ясное понимание своего положения в жизни открывает людям закон Божий. Человек может сказать, что не знает закона Бога, но не может сказать, потому что закон Бога управляет его жизнью, как жизнью любого существа, и человек если и может умом не знать этого закона, не может не чувствовать его [сердцем] <...> Только бы поняли люди, что смысл их жизни – в служении Богу»23. И вот мысли, высказанные Н.К.Рерихом в стихотворении «И любовь»24.
Что стало с дружбой!
Когда я допущен был
в обитель стовратную!
Если друг твой, некогда
милый тебе, прогневал тебя,
не карай его, Мощный,
по заслугам его. Все говорят,
что ты отвратился? Когда
утешенный сердцем увижу
тебя примиренным? Прими!
Источник слов моих знаешь.
Вот грехи и добро моё!
Я приношу их тебе.
Возьми и то и другое.
Вот знание и невежество!
Возьми и то и другое.
Преданность тебе мне оставь!
Вот чистота и скверна!
Я не хочу ни того, ни другого!
Вот добрые и злые помыслы.
И то и другое я тебе приношу.
Сны, вводящие в грех, и
сновидения правды я тебе отдаю.
Сделай так, чтобы осталась
у меня к тебе преданность и
любовь.
Ясная Поляна, Тульская обл.
1917 г.
(Окончание следует)
- Ваши рецензии