Сродство по стихиям
home_gera@mail.ru
В философском принципе аналогии можно выделить несколько основных аспектов: онтологический (учение о бытии), познавательный, логический, коммуникативный, образовательный. В аспекте познания аналогия позволяет получать новое знание благодаря нахождению общих признаков у разнородных классов предметов и последующему переносу свойств и отношений с одного класса на другой. Как прием рационального познания аналогия широко используется в выдвижении гипотез, сравнительном анализе, моделировании, прогнозировании. В художественном аспекте аналогия выражается через метафоры, в свою очередь метафорический перенос играет важную эвристическую роль в научном познании. Сравнение общества с механизмом или организмом может служить примером общераспространенных метафор: характерные черты механики или живых организмов переносятся на социум. Аналогия в историческом исследовании предполагает, что два объекта, признанные подобными, должны проявлять подобные качества и две ситуации, признанные сходными, должны развиваться сходным образом. Когда новое событие уподобляется (оправданно) предыдущему, такое прогнозирование называется имплицитным. В традиционной логике умозаключения по аналогии не считаются надежными, вывод по аналогии квалифицируют как правдоподобный. В древних цивилизациях, в традиционном знании, а также в хорошо поставленном образовательном процессе аналогия служит важнейшей цели передачи знания от учителя к ученику, когда неизвестное поясняется через известное. Пояснение трудных вопросов, выходящих за пределы повседневного опыта, велось с учетом этого опыта. «Говорить по сознанию» и передавать смыслы непосредственно невоспринимаемых основ жизни помогал принцип аналогии. В религиозно-философской литературе аналогия используется как прием нравственного поучения, как прием образования символов и образов, как прием доказательства в богословских спорах.
Познавательный аспект принципа аналогии неразрывно связан с онтологическим аспектом, другими словами с самим устроением бытия. Современная философская мысль менее всего интересуется онтологическим аспектом этого принципа, но в древнем знании именно он считался основным, выражая суть мироустройства и возможности его познания. На философском языке древних греков «аналогия» (лат. analogia, греч. analogon, ana-logos – в соответствии с пропорцией) или «логос в пропорции» передает смысл космоса как структурного порядка. Нюансы смысла упорядочивания уточняются в принципе антропокосмического тождества, который в краткой формулировке обычно передают как тождество макро- (вселенной) и микрокосма (человека), как правило, не поясняя, как он действует. Данная ситуация сложилась не без влияния отрицательного отношения к древнему знанию и практикам. Натурфилософия как одна из форм рациональной систематизации основ древнего знания рассматривалась, как правило, вне практик и оценивалась как спекулятивная. О каком знании и практиках идет речь? В корпус древнего знания, помимо философских основ и элементов естественнонаучного знания и технологий, входили математика, включавшая астрономию, равно как и астрологию и нумерологию, алхимия, астромедицина, учение о музыкальной гармонии. С развитием новоевропейской науки в недрах средневекового знания естественнонаучный аспект был отделен от сакрально-символического, смыслы символов древнего знания были утеряны для посвятивших себя научному поиску.
В данной работе мы попытаемся восстановить связь принципов древнего знания с сокровенными практиками и на этой основе прояснить смысл антропокосмического тождества (или принципа соответствия), который можно кратко сформулировать следующим образом: тождество макрокосма и микрокосма проявляется через принцип универсальной симпатии, который действует благодаря «сродству по стихиям».
Первые исследователи природы предпочитали выражаться на языке скорее психологии, чем физики. Греческий философ Эмпедокл говорил о вражде и любви как двух космических силах, взаимодействие которых обуславливает потоки жизни. На доступном образном языке была выражена суть принципа полярности. Нюансы того же принципа выражали образы мужского и женского начал мироздания (в полном соответствии с принципом аналогии в трансляции знания от учителя к ученику), на нейтральном философском языке этот аспект принципа полярности передают через понятия активного и пассивного принципов универсальной динамики мироздания. Если от языка психологии перейти к языку физики, то выражению «универсальная симпатия» будет соответствовать выражение «универсальный магнетизм», понимаемый в более широком и глубоком смысле, чем «магнетизм» с точки зрения естественных наук. Язык древнего знания можно отчасти представить на современном языке, эквивалентов многим понятиям пока нет. К таким понятием принадлежит и понятие стихии.
Стихии для современного человека ассоциируются с направленными, но не управляемыми силами природы, в том числе в нем самом. На языке физики некоторые нюансы древнего понимания первооснов бытия - стихий земли, воды, воздуха, огня передаются через агрегатные состояния вещества – твердое, жидкое, газообразное, плазменное. В натурфилософском понимании стихии составляли фундамент древнего знания и практик, входя в картину миру, которая конкретизировалась в медицинских, алхимических и астрологических классификационных схемах. На принципе «сродства по стихиям» в своеобразных формах работала магия, а также народные целительские и прогностические практики.
Выделим важнейшие смыслы натурфилософского понимания стихий. В космологических сочинениях речь идет о стихиях как материальных первоосновах мироздания. В сокровенном знании стихии понимаются как символы сфер иерархического мироздания, включая видимые и невидимые слои. Особый смысл придается стихиям в астрологическом контексте. Стихии – основные метафоры описания внутренней и внешней жизни человека. Стихии познаются чувствами человека по проявлению своих качеств. В зависимости от иерархического уровня мироздания будут выделяться разные качества стихий. В классификационных схемах основную роль играли две пары противоположностей – холодное/горячее, влажное/сухое, которые Аристотель назвал коренными родовыми противоположностями, описывающие свойства и взаимопереходы противоположных начал. Вслед за Платоном выделялись такие качества стихий как разреженность/плотность, подвижность/неподвижность, легкость/тяжесть.
Стихийное миропонимание сохранялось в средневековом знании, в том числе и в Древней Руси вплоть до XVIII века (в ятроматематических штудиях врачей-иноземцев). В древнерусских текстах толкования стихий, вбирая в себя черты античной натурфилософии и неортодоксальных течений идейной мысли, в целом определяются ведущими установками официальной доктрины. На многие смыслы стихийного миропонимания лишь указывалось намеком, возможно, часть информации передавалась устной традицией. Анализ древнерусских текстов астромедицинского и прогностического характера вскрывает параллели с герметической литературой, а также с натурфилософскими текстами античности и восточных философий1.
На европейскую традицию понимания стихий как материальных основ бытия оказали влияние учения Платона и Аристотеля о стихиях. Платон, передавая учение пифагорейцев в диалоге «Тимей», называет космическую материю «Восприемницей», и «Кормилицей» всякого рождения. Первоматерия или корневая материя мыслится как вместилище, которое не приемлет разрушения, дарует обитель всему рождающемуся, но само воспринимается вне ощущения (Тимей, 52a-b). Вторая материя – стихии огня, воздуха, воды и земли, укорены в первоматерии, которая проявляется через стихии в материальном мире. Если корневая материя обладает свойством абсолютной пластичности, то в процессах формообразования в стихийном веществе фундаментальную роль играет кристаллизация. Платоновы тела – правильные многогранники – были известны за 1000 лет до Платона. Благодаря геометрическому структурированию тела стихий меняют свои свойства, порождая бесчисленное многообразие вещей проявленного мира.
Представления Платона сопоставимы с учением индийской школы санкхья о Мула-пракрити, которая мыслится как «сущее, являющееся только модифицируемым, но в отличие от всех его эманаций не-модификацией»2. Древние рациональные систематизации представлений о природе космической материи по сути явились переводом языка символов созерцательных практик и культов Великой Материи. Имя и образ Великой Материи заложили основы философского понятия материи. В Учении Живой Этики дается пояснение сокровенному пониманию материальных первооснов бытия: «Стихия есть пространственное вещество, невесомое и неизмеримое, -- полуаморфные кристаллы в виде так называемых стихийных проявлений. Субстанция непроявленного духа напитывает вещество пространства» (Озарение 2, IX, 6).
Платоновское понимание первоматерии как «хоры» (χώρα) – того, в чем происходит возникновение и аристотелевское понимание материи как субстрата – того, из чего происходит возникновение, претерпевали различные интерпретации у дальнейших мыслителей. В христианских богословских сочинениях следовали скорее аристотелевскому пониманию материи как субстрате всех вещей. Подобное понимание воспроизводится и в древнерусском памятнике «Палея Толковая»3.
Принцип аналогии связывал земное и небесное в мышлении телесного существа – человека. Опыт повседневной жизни оказывал влияние на формирование символики, в частности, воды. В контексте «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт 1, 2) вода символизирует хаос как состояние прегенетической материи, которую оживляет Дух перед последующим этапом творения. О символике воды в древних мифах и учениях замечательно сказано у Николая Уранова: «вода была наиболее подходящим символом для выражения представления о первичной Субстанции благодаря своим свойствам: вода не имеет формы, она однородного состава, в воде рождаются первые живые существа. Главное качество воды – её бесформенность, стихийность, хаотичность – послужило для избрания её символом Хаоса – первичной, еще, значит, НЕ ПРОЯВЛЕННОЙ МАТЕРИИ. Вода принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Воды всегда стремится слиться и возвратиться в Единый Океан, откуда они произошли. Вода не любит разделения. Вода тушит ОГОНЬ и РАСТВОРЯЕТ ЗЕМЛЮ4.
Наиболее сокровенная часть учения о мироздании была выражена в герметической литературе. В II--IV веках н.э. в эллинистическом мире набирает силу новая волна магико-герметической традиции, которая имела позднейшее влияние на средневековую западно-европейскую мысль и занятия астрологией, алхимией и ятроматематикой. В эпоху эллинизма были письменно оформлены герметические источники, среди которых трактат «Поймандр» посвящен вопросам теогонии, космотворения, антропогонии, сотериологии, эсхатологии5. «Поймандр» представляет собой откровение, как считается, данное Гермесу Богом Отцом, который и называется Поймандром. Примечательно, что в «Поймандре» имеются отдельные корреляции с толкованием на первый день космотворения, описанном в видении Еноха и в других древнерусских апокрифах. «Книгу Еноха» датируют II веком н.э., что по времени написания совпадает с «Поймандром». В «Поймандре» высшее начало – свет толкуется как Бог-Ум, исходящее из Ума лучезарное Слово – Сын Божий. Свет предшествует влажной Природе, вышедшей из мрака. Далее в видении Гермеса на языке христианского учения описывается, как высшее начало оплодотворяет низшее – природу, в результате чего рождается мир: «Святое слово спустилось из Света и покрыло Природу, чистый огонь восстал из влажной природы ввысь, к тонкому миру; он был легкий, проникновенный и в то же время действенный. И воздух благодаря своей легкости последовал за огненным языком; от земли и от воды он восходил к огню, к которому он как будто был подвешен. Земля и вода оставались на месте перемешанными настолько, что через одно не было видно другого, и непрерывно получили воздействие дыханием Слова, возносившегося над ними на том, что воспринимает ухо»6. Согласно этому сочинению, Свет, состоящий из несметного количества Сил, стал безграничным миром. В приведённом отрывке явно выражена сокровенная идея: по стихийному принципу создаются видимые и невидимые сферы мироздания. И в «Поймандре», и в «Книге Еноха» проводится идея эманации мира из первоначальной божественной субстанции, «каждое последующее творение возникает из предыдущего как его видоизменение»7.
Идея стихии огня как изначальной энергии мироздания проходит по многим древним источникам. В античной философии идея огня как активного начала природы наилучшим образом выражена Гераклитом: «Теплейший и сильнейший огонь, который над всеми господствует … он правит всеми всегда… Думается мне, что то, что мы называем теплом, бессмертно, и все мыслит, и все знает: и то, что есть, и то, что будет …»8. Символика огня в учении Гераклита описывает субстанцию деятельного начала – духа-энергии, тогда как вода (по отношению к огню) в древнейших космогониях символизирует пассивную, питательную субстанцию материи. Знаменитый греческий врач Гиппократ, следуя Гераклиту, усматривал основу телесных и психических проявлений в огненной субстанции: «Потребляя и увеличивая, огонь произвел рассеяние тонкой воды и воздушного огня, видимого и невидимого, отделение сгущенного огня, где каждая внесенная вещь приходит к проявлению, следуя определенной судьбе. Там он создал тройное кругообращение огня, граничащее одно с другим внутри и снаружи: одно около полостей влаги, со свойствами луны, другое – около наружной поверхности возле окружающего затвердения, со свойствами звезд, среднее – идущее вовнутрь и кнаружи. Наиболее горячий и сильный огонь, все преодолевающий, направляющий все соответственно природе, недоступный зрению и осязанию, заключает ум, мысль, возрастание, движение, увядание, перемены, сон, бодрствование; он непрерывно всем управляет – и этим, и тем, -- никогда не отдыхая»9. Обратим внимание на исключительно темный характер описания творческой силы огня, прояснить смыслы можно только, расшифровывая символы. Очевидно, что описание формирования органов и систем тела связывается с космоприродными, астрологическими соответствиями. На связь с астрологией указывают ссылки на судьбу, луну и звёзды. Стихия огня как теплоты («огненная теплота») в древней медицине рассматривается как энергийное начало телесной жизни, тогда как высший огонь в текстах Гераклита и Гиппократа символизирует разум и мысль, душу (чувственное начало) Гиппократ рассматривается как смесь огня и воды10.
В западно-европейских средневековых текстах есть отрывки, передающие смысл стихий как символов сфер мироздания. Толкование символического имени Адам допускает прочтение элемента земли как символа физической вселенной: «Халдеи, парфеняне, мидийцы и иудеи называют его Адам, что толкуется как “целинная земля”, “земля цвета крови”, “земля красного огня”, “земля тела”»11. Согласно герметизму, изначальный свет-огонь пронизывает все мироздание12, сущность физического (телесного) измерения мироздания можно передать метафорой «земной огонь» (земные модификации изначальной энергии огня). Все физические энергии, а также проявления стихий, с этой точки зрения представляют собой модификации элемента земли, пронизанного высшими энергиями-стихиями.
Сквозь все древние космогонии проходит идея четверицы стихий как матриц, структурирующих пространство и глобальные периодические процессы материального мира. Четверица символизирует завершенность формы в материальном мире -- последовательное воплощение и трансмутацию огня, воздуха, воды и земли. Пятый элемент эфир Аристотелем был назван квинтэссенцией четырёх элементов. Введение пятого элемента в рассмотрение указывало на более глубинный уровень реальности. То обстоятельство, что в практиках имело значение именно четыре элемента, а не пять, поясняет Николай Уранов. В интерпретации Уранова, элемент земли символизирует материю физического плана во множестве агрегатных состояний. Элемент воды образует более тонкий план мироздания – астральный мир (Кама-Лока). Стихия воздуха соответствует более высокому плану бытия – Ментальному миру. «Под Стихией огня подразумевается Огненный мир, или Мир Духа, -- пишет Уранов, -- который охватывает различные все более тонкие и высокие Планы: Буддхи, Атма и т.д.»13. Приобретение человечеством опыта в освоении материального мира подчинено циклическим закономерностям, в ходе эволюции направляющих движение от более плотных состояний к более тонким. «Всего Стихий, как и всего, что существует в проявленном мире, СЕМЬ. [Точно так же на каждом Плане существует семь различных градаций плотности материи этого плана (семь стихий)]. Но нам известны [на нашем плане] только четыре, потому что эволюция нашей планеты находится еще только на Четвёртом Круге. Каждый Круг приносит человечеству познание определенной стихии (или Первичной субстанции своего Круга)»14.
Можно сделать вывод: человек познает четыре стихии и осознает пятую на данном круге эволюции.
Структура внутренних миров отражается на психофизической структуре человека. Если на философском языке принцип соответствия сформулирован в выражении «микрокосм тождественен макрокосму», то на языке современной синергетики можно сказать, что «человек фрактал Вселенной». Важнейшие функции человека отражают функции космоса в отношении структуры: тело (земля), эмоции (вода), интеллект (воздух), интуитивный разум (огонь). Согласно йоге, энергетические центры – чакры – распределены по стихиям, благодаря им человек познает материальный мир. В Дзогчене (синтез древней религии Бон и буддизма) даётся пояснение: на высшем уровне совершенства элементы постигаются адептом как чистые энергии, чистые светы. В символике цвета: пространство – белый или бесцветный свет, зелёный – воздух, красный – огонь, жёлтый – земля. Личностный рост связывают с практиками уравновешивания элементов. В практическом отношении земля мыслится как основание нашей жизни, вода определяет эмоциональную жизнь, воздух – мысли, а огонь – интуитивный разум. Сознание понимается как психическое пространство (эфир), способное к вмещению, развитие сознания связано с восприимчивостью.
Согласно древней парадигме, в самой чувственной материи запечатлено доминирование той или иной стихии. С помощью чувств человек познает проявления материальных первоэлементов в повседневной жизни. Воздух познается с помощью осязания, его проявления видим по движению ветра, воду можно ощущать, пробовать на вкус, видеть, слышать симфонию водных потоков. Земля имеет плотную форму, которая познается с помощью всех чувств. Присутствие огня узнается по теплу, свету и движению.
В древнерусском варианте апокрифа «Галеново на Гиппократа» читаем: «Чувств же в человеке пять – зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Зрение – от эфира, обоняние – от воздуха, слух – от огня, вкус – от влаги, осязание же – от земли»15. Для сравнения отметим, что учение о стихиях в индийской традиции -- махабхутах -- нашло своё применение в аюрведе. Согласно индийской метафизике, слух представлен эфиром, осязание ветром, зрение – огнем, вкус – водой и обоняние – землёй16. В тибетской медицине следуют индийской традиции, в описании развития внутриутробного плода приводится роль стихий: «Из стихии (земли) образуются мышцы, кровь и чувство обоняния носом; из (стихии) воды образуется кровь, а также чувство вкуса и влажность в языке; из (стихии) огня берет своё начало теплота, цвет и чувство зрения в глазе; из стихии (воздуха) образуется дыхание и чувство осязания в коже; из (стихии) эфира получают свое начало речь, и ощущение звуков в ушах»17. Разницу можно отчасти объяснить тем, что в традициях могут быть различия в зависимости от того речь идёт о чувствах или сверхчувствах.
В динамическом аспекте по стихийному принципу выстраиваются жизненные циклы любых систем – зарождение, рост, кульминация развития, смерть (переход в потенциальное состояние). Наиболее явно периодические процессы, выстраиваемые по стихийному принципу, описаны в астрологии и её приложениях, в том числе в ятроматематике – вычислительной врачебной астрологии.
Прогностические астрологические схемы представляли собой описание жизненных циклов, служили целям отсчёта времени и налаживанию жизнеустройства в соответствии с природно-космической ситуацией, предсказываемой схемой. Земной Зодиак символически отражал солнечно-лунные ритмы движения солнца с планетами в звёздном пространстве и их влияние на земную жизнь. Древнейшая геоцентрическая система мира в практиках имела инструментальное значение. В центре земного Зодиака помещалась Земля как фиксированная точка отсчета. Годовой жизненный цикл Земли начинался весной с пробуждением природы и заканчивался зимой ее угасанием. Два важнейших события года – весеннее (20--21 марта) и осеннее (23--24 сентября) равноденствия считаются отправными точками Зодиака. Первая половина года от весеннего равноденствия до осеннего мыслилась под влиянием жизнедательной силы Солнца (актуализация бытия), а вторая половина – от осеннего равноденствия до весеннего – под влиянием Сатурна, символизировавшего угасание жизни, ее трансформации и смерть (переход в потенциальное состояние). Поляризация жизни и смерти, света и тьмы, Солнца и Сатурна представляет собой первое крупное разделение противоположностей. И вновь пробуждение природы начиналось с весеннего равноденствия.
Без природной прогностики трудно понять врачебное искусство. Восстановление целостности – исцеление – предполагало сотрудничество природы и божественных сил, считалось, что превосходнейший врач – их слуга. Жизнь Земли мыслилась как часть жизни видимого и невидимого космоса: земные жизненные циклы органично сочетались с лунными, солнечными и звездными циклами. В древнерусском апокрифе «Галеново на Гиппократа» четыре сектора годового круга описываются как сезоны года вместе с профилактическими рекомендациями. Зависимость состояния организма и болезней от времени года и лунной ритмики – основные положений природосообразной медицины18. Законы жизненного цикла для любой системы одинаковы – рождение, рост, зрелость, угасание. Универсализм динамики любого жизненного цикла в «Галеново на Гиппократа» поясняется относительно смены сезонов и этапов возрастных изменений человека (эвристика принципа аналогии). Годовая динамика квадратуры астрологических стихий и жидкостей в человеческом организме – воздуха (кровь), огня (красная желчь), земли (черная желчь) и воды (флегма) воспроизводится сезонно, соответствуя весне, лету, осени и зиме, а также в жизненном цикле человеческой жизни – умножение крови до 14 лет (отрочество), умножение красной желчи у человека до 30 лет (примерно половина жизни), умножение черной желчи у человека до 45 лет, умножение флегмы у 80-летних. Нарушение меры ведет к заболеванию. Так, «если отрок болен, то виновата кровь», -- даётся пояснение в «Галеново на Гиппократа»19.
Через каждый из двенадцати знаков Зодиака проявляется поочередно одна из четырёх стихий. Считается, что Клавдий Птолемей систематизировал представления о динамике стихий в годовом цикле, введя понятие тригонов (триплицетов) зодиакальных знаков. Каждая стихия проявляет себя знаками стадий развития своего жизненного цикла. Современный справочник по медицинской астрологии поясняет: «Первый по порядку знак -- это первичное, незрелое, активное проявление стихии, второй знак этой стихии – стационарное, наиболее характерное его проявление, третий знак – преображение и трансформация данной стихии»20. Агриппа в средневековом трактате излагает суть тригонов следующим образом: «Созвездние Овен берет у огня свой принцип, Лев – прогресс и свой рост, а Стрелец – свою цель. Телец привлекает из земли свой принцип, Дева – свой прогресс, а Козерог – свою цель. Близнецы берут принцип у воздуха, Весы – прогресс, а Водолей – цель. Рак берет принцип у воды, Скорпион – прогресс, а Рыбы – цель21. В другой терминологии знаки одной стихии подразделяют на кардинальный, фиксированный и мутабельный. Стихии огня и воздуха символизируют положительный полюс магнита (активный), а стихии воды и земли – отрицательный (пассивный).
В каком смысле можно говорить о влиянии звёзд на человека? Среди средневековых сочинений наиболее ясный ответ на этот вопрос дается в трудах врача-метафизика Парацельса. О принципе соответствия он писал: «Природа жизни Вселенной едина, и источником её может быть лишь одно вечное Единство. Это организм, в котором все природные вещи пребывают в гармонии и симпатии. Эта Макрокосм. Всё есть плод единого мирового созидательного усилия; Макрокосм и человек (Микрокосм) едины. Они суть одна констелляция, одно влияние, одно дыхание, одна гармония, один металл, один плод» (Philosophia ad Athenienses)22. Человек включён в звездную динамику по принципу соответствия. Говоря на метафорическом языке древних можно сказать, что внутренний свет в человеке отвечает природе звездного света. Именно глубинный уровень структуры человека отвечает уровню звёздного влияния. Парацельс пишет о скрытом, внутреннем человеке, которого он называет звёздным человеком, тонко-природная организация звездного человека реагирует на изменения природно-космической ситуации23.
Работа чувственных анализаторов организуется по принципу «подобное познаётся подобным»: стихийные элементы тяготеют друг к другу по принципу сродства (опять-таки проявление стихийного магнетизма). Так вкус, в основу которого заложена стихия воды, ориентирован на анализ водного состава веществ и представительство в воде других стихийных элементов. Согласно гуморальной медицине преобладание той или иной стихии в лекарственном веществе оказывает влияние на соответствующую жидкость. Например, в учебнике тибетской медицины «Жуд-ши» говорится: «Лекарственные вещества, в которых преобладает теплота – свет, жгучего, острого свойства, сухи, прохладны, лёгкие, живые, подвижные. Они способствуют увеличению теплоты в организме, от них зависят определённые цвета в организме. Эти лекарства излечивают расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. <…> Действия большинства лекарств первоначально определяются по вкусу. Вкусы бывают: приятный, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий»24.
Согласно космоприродным воззрениям, вся земная природа отвечает на космические воздействия (излучения). «Каждое растение состоит в симпатической связи с Макрокосмом, а потому также и с Микрокосмом», -- поясняет Парацельс25. В астроанатомии уточняются симпатические связи органов с Макрокосмом. В принципе древней медицины «подобное лечится подобным» была стихийно-астрологическая основа, которую впоследствии забыли.
В древнерусских книжных источниках сохранились лишь схематичные намеки на объяснение значения принципа соответствия в практической жизни человека, но именно на нём были основаны сельско-хозяйственные, бытовые и медико-гигиенические рекомендации26.
Рассматривая тему стихийного сродства, нельзя обойти вопрос о стихийных духах. Если речь идет о сферах мироздания (планах Вселенной), то под стихийными духами понимают существ соответствующих сфер, символизируемых стихиями. В «Тимее» Платона после создания материального космоса-дома Творец создаёт живых существ как высшей (огненной), так и иерархически низшей стихийной природы: «Всего же их четыре: из них первый – небесный род богов, второй пернатый, плывущий по воздуху род, третий – водный, четвёртый – пеший и сухопутный род. Идею божественного рода бог в большей части образовал из огня» (Тимей 39е-40а). В теологической интерпретации неоплатоника Прокла данный фрагмент поясняется в духе концепции эманации. В «Платоновской теологии» Прокл выделяет пять категорий, которые последовательно раскрывают ход эманации – «сущее», «жизнь», «ум», «душа», «тело». Согласно Платону, боги высшего уровня, сущего, – огненной природы (у Прокла это предполагается). Далее философ поясняет мысли Платона следующим образом. В процессе эманации нижестоящие в иерархии миры творятся вышестоящими, при этом, как поясняет Прокл, «в той мере, в какой идея небесных богов предшествует другим, она определяется как божественная причина»27. Боги уровня сущего («кормчие») в качестве божественной причины гипостазируют воздушных, «единовидных богов, возводящих ввысь, незапятнанных, объединённых с небесными богами»28. В триадной методологии Прокла вторая ипостась триады (предел, беспредельное, смешанное) -- порождающая сила или беспредельное связана с богами водной стихии. «Она производит на свет богов – хорегов движения и порождающей способности, а также обладателей жизни, ибо феноменальная вода также обладает свойствами текучести, бесконечной подвижности и безграничности, по какой причина она и посвящается живородящим силам»29. Заметим, что стихия воды в данном контексте прежде всего указывает на качества данной иерархии богов, являясь символом данного уровня иерархии. Использование воды как символа порождающей силы, как уже говорилось, имеет глубоко архаичные корни. С природой смешанного по Проклу связана причина, «возглавляющая земных и сухопутных богов <…> Она порождает богов, устойчиво связующих низший чин всего, при посредстве низших видов властвующих над бесформленностью материи и сжимающих жилище внутри-космических богов в единый центр Всего, ибо, поскольку они гипостазировались из первого очага сущих, они в устойчивости ограничивают вот это <зримое> жилище. Так в умопостигаемом уме возникла первая явленность видов, обладающая выходом за свои пределы и порядком, соответствующим первым началам»30. Эманация природы смешанного приводит к созданию наблюдаемой человеком Вселенной, которая связана с внутренними сферами иерархией божественных существ по стихийному принципу. Идея божественной иерархии в разных вариантах проходит по христианской литературе, но никакой связи со стихийным принципом устроения не устанавливается. В апокрифе «Книга Еноха» лишь указывается на многообразие стихийных сочетаний ноуменального мира. В христианской литературе в эти идеи неоплатоников не прижились, но говорится о небесной иерархии архангелов, ангелов, серафимов, херувимов как существах огненной природы. Огонь в этом контексте символизирует высшие инобытийственные сферы.
Под стихийными природными духами в средневековой алхимии и магии понимали существ параллельного мира, которых называли элементалами или саганами. Представления о стихийных духах природы наиболее ярко представлено в немецко-скандинавской мифологии. Парацельс, изучавший разные традиции магии, писал, что элементалы имеют иную телесную основу – «не от Адама», они не созданы из праха земного, их материальность более разрежена, чем материальность существ земного мира. Согласно Парацельсу, эти существа «обитают в четырех стихиях: нимфы – в воде, сильфы – в воздухе, пигмеи – в земле, саламандры – в огне. Еще их называют ундины, сильвестры, гномы, вулканы и проч. Каждая разновидность их может передвигаться лишь в пределах той стихии, к которой принадлежит <…> Для каждого элементала его стихия есть прозрачная среда, как для нас атмосфера»31. Стихийные духи могут контактировать с миром людей, они неблагожелательно относятся к людям заносчивым и самоуверенным, пьяницам, обжорам, любят людей простых. Парацельс пишет, что «люди живут во внешнем проявлении стихий, элементалы же живут в их внутреннем проявлении»32. То, что воспринимает разум человека как силу природы, на внутреннем плане представляет собой результат деятельности стихийных духов.
Познание в древнем миропонимании мыслилось как общение с существами высших сфер, особенно в состоянии пророчества и творчества33. Магия как практика предполагала взаимодействие воли мага со стихийными духами при осуществлении магических манипуляций.
В древнерусском народном сознании стихии почитались как священные силы природы, четких представлений о стихийных природных духах не обнаружено, но сохранились представления о духах как мифических существах, обитающих в разных природных средах, а также в местах обитания человека: духах воды – берегинях, водяных, водяницах, духах земли – земляных кошках, леса – кикиморах и леших, дома – домовых-дворовых, жихарей, поля -- полевого, бани -- баенника и пр. В христианской книжности природные духи иногда выступают в виде ангелов, но в подавляющем большинстве случае их относят к нечистой силе. Видение будущего в пророчествах и предсказаниях предполагает помощь ангелов или влияние демонов по квалификации богословов. Все, что не считалось христианским, объявлялось демоническим и причислялось к демонической магии. В народных магических представлениях в условиях двоеверия сохранялась стойкая вера в возможность обращения к природным духам за помощью, а также в возможность с помощью магических обрядов защищать себя от них.
Считалось, что можно управлять стихиями магическими средствами – заклинаниями и заговорами, а позднее в христианстве – молитвами. Особое значение для жизни народа имели обряды и чтения акафистов в целях вызывания дождя. О дожде молились Илье Пророку. Вода – первая помощница в гаданиях и целительской магии. Райан описывает гадание по форме вещества в жидкости. В канун Васильева дня растопленные олово, свинец, воск или яичный белок выливали в воду (иногда отмечается: в святую воду); предсказания делали в зависимости от того, какую форму принимали эти вещества»34. Заметим, что речь идёт о мягких материалах, способных реагировать на эмоциональные состояния человека, прогностический эффект можно объяснить экстериоризацией внутренних состояний человека и чтением их значения по знакам. Человек может внутренне предчувствовать, но пока не осознавать, для осознания в магии использовали внешнего посредника -- воду. Можно предположить, что в древности чутким к ритмам природы человеком, была оценена способность воды сохранять и передавать информацию структурным образом. Геомантия – «гадание по земле» было распространено в разных вариантах – гадание по землетрясениям («Громник», «Громовник»), гадание по точкам на земле («Рафли»). Как сообщает Максимов, среди крестьян способ прикладывания уха к земле использовался в поисках ответа матушки-земли на вопрос человека35. Особую роль играл ветер-воздух в целительской магии, «пустить болезнь по ветру» -- распространённый способ исцеления.
Весьма приближенный анализ понятия «стихии» в древнем знании позволяет сделать вывод о том, что стихии понимались как универсальные системообразующие элементы, охватывающие космическую и земную природу. Жизнь космического целого связывалась через «сродство по стихиям». Эквивалентов древнего миропонимания стихий как системообразующих элементов в современном знании нет, но всемерное изучение глобальных систем, законов ритма и магнетизма возможно прояснит многие вопросы древнего знания о стихиях.
В Учении Живой Этики даются ключи к пониманию глубинных смыслов космического магнетизма («универсальной симпатии»): «Космический магнит может собрать свойство элементов, подлежащий одной стихии. Решительно полностью сотрудничает Магнит со стихиями, являя точность в собирании энергий» (Беспредельность.Ч.1. 141).
В Учении Живой Этики указывает реальный путь изучения стихий методами современной науки. Если прежде на уровне личностного знания определяли стихийные элементы по внешней форме, цвету, свойствам проявления, по вкусу, то на этапе технонауки в силу вступают технологические возможности изучения магнетизма. «Установив общее для всех форм магнитное основание, их единство, можно постепенно переходить к анализу того, какая из четырёх указанных точек периода, или круга явлений ауры формы является преобладающей <…> Деление существующих форм жизни органической и неорганической по стихиям будет основой новой науки. Преобладание в данной форме материи той или иной стихии будет определяться по цветам излучений, или по ауре, аппаратами схожими с современными спектрометрами, но более сложного устройства»36.
Новые возможности познания свидетельствуют не об изменении основ бытия, а смене фокуса сознания в беспрерывной когнитивной эволюции, предугадать перспективы которой позволяет «сродство по стихиям». В разные исторические периоды человек отвечал на космический магнетизм в соответствии с особенностями этих периодов. Прошёл период магии, сформировались способности интеллекта как инструмента адаптации к физической среде, в становящуюся эпоху Водолея (эпоху Огня) будущее востребует союза интеллекта и чувствознания как духовной способности, открывающей возможности космического сотворчества37. Актуальной задачей становится развитие ноосферного мышления, что в свою очередь предполагает в качестве необходимого условия социально-планетарное единение, путь к которому, как показывает современная ситуация, новое прокладывает в жесточайшей борьбе с отживающим старым.
- Ваши рецензии