warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Статуи в Бамиане. Свидетельства эволюции Рас

Шустова А.М., кандидат философских наук

Совершилось непоправимое. Мир лишился уникального памятника древней истории человечества. Две огромные статуи, одна высотой 53 метра, другая — 37 метров, расположенные в провинции Бамиан (Афганистан), были варварски взорваны талибами — наиболее бесчеловечными и невежественными из религиозных фанатиков. Взрывчатка была заложена в отверстия, находящиеся в самих статуях. Эти отверстия — не что иное, как правильной формы округлые и квадратные пещерки, которые на протяжении веков служили кельями и жилищами для буддийских монахов и паломников. До взрыва талибы забавлялись тем, что расстреливали статуи из крупнокалиберных пулемётов и гранатомётов, невзирая на мусульманские праздники, во время которых нельзя брать оружие в руки.

Эти статуи называли «шедеврами мировой архитектуры», «одним из чудес света», самым значительным историческим памятником раннего Афганистана. Архитектурный комплекс Бамиана, находящийся на пересечении путей из Азии в Европу, пережил нашествия Чингисхана и Тимура, огромное количество войн и этнических конфликтов. Он находился под охраной ЮНЕСКО. Однако никакие призывы не подействовали на бессердечных исламских варваров, которые вместе со статуями (статуи стали только последней точкой в этом ужасном деянии) уничтожили множество памятников доисламской культуры Афганистана — и это в начале третьего тысячелетия!

«Перекрёсток цивилизаций» — так называют это место. Здесь встретились античная и буддийская культуры. В первые века нашей эры их взаимодействие породило уникальную культуру Гандхары, распространившуюся в древности по территории Афганистана, Пакистана и Средней Азии. Именно гандхарская культура, как полагают современные исследователи, оставила после себя колоссальные изваяния Будд (хотя некоторые невежественные талибы усматривали в этих фигурах неизвестные языческие божества и даже изображения женщин, которых они относят к третьесортным существам). Статуи Будд, как считается, выполнены в греческой скульптурной традиции, они даже были облачены в античные тоги.

 

Статуи в Бамиане. Свидетельства эволюции Рас

Самая большая бамианская статуя

 

Помимо произведений мастеров древней Гандхары, здесь были обнаружены самые древние в мире коллекции изделий из слоновой кости, завезённые из Индии, первые изделия из стекла, попавшие сюда из Александрии, уникальная коллекция китайских ваз эпохи династии Хань, предметы парфянского и персидского искусства и многое другое, что нашло своё место в музеях. Богатая коллекция находилась в Кабульском музее древностей, который был разграблен и, видимо, больше не существует. Впрочем, как и музеи и культурные достопримечательности в других афганских городах. Более того, в результате самодеятельных варварских раскопок, а почти весь Афганистан — богатое место для археологических изысканий, было утеряно и стало предметом подпольной торговли, особенно в Пакистане, ещё немалое количество сокровищ древности.

Буддизм на территории Афганистана в своё время достиг высочайшего развития. Колоссальные статуи буддийских божеств, а также замечательные фрески, покрывавшие стены буддийских храмов и монастырей, знаменитая буддийская скульптура были созданы на рубеже новой эры и в её первых веках, ещё задолго до возникновения ислама. В первые века нашей эры наряду с буддизмом на территории Афганистана и Средней Азии мирно сосуществовали различные религиозные движения, секты, философские школы. В IV веке здесь процветали христианские общины несториан. Даже после арабского завоевания этих земель в VII—VIII веках и распространения ислама, буддийские и христианские монастыри продолжали действовать. В Бамиане находили пристанище многие деятели наук, искусства и ремёсел, бежавшие от гнёта средневековых деспотий. Произведения многих философов, мыслителей, поэтов и художников Востока связаны с Бамианом.

Бамианская долина образует естественный проход в неприступных горах Центрального Гиндукуша, открывая путь к Балху, в Среднюю Азию, а также связывая Балх с Кабулом, Индией и Китаем. Здесь пролегал в прошлом главный трансазиатский маршрут Великого шёлкового пути. Это высокогорная долина, через которую проходили торговые караваны, странствующие монахи и богомольцы, орды кочевников и полчища завоевателей. Здесь проходил и один из путей из России в Индию. Контакт великих культур Востока и Запада осуществлялся благодаря взаимообмену идеями, культурными достижениями народов с различными философскими и религиозными идеалами.

Со стороны одного из ближайших перевалов перед путниками открывалась грандиозная панорама буддийского монастыря с двумя высеченными в толще отвесных скал статуями. Как считали те, кто побывал там, у подножия большой скульптуры ощущалось её особое психологическое воздействие на человека. Впечатление ирреальности и фантастической грандиозности происходило оттого, что древние зодчие выразили идею сверхъестественной мощи и величия духа по сравнению с быстротечной жизнью земного человека не только в колоссальных размерах статуй, но и в умелом использовании особенностей скальной архитектуры, органически сливавшейся с горным ландшафтом.

Хотя известно о традиции возведения статуй Будды огромных размеров и не в столь далёкие времена, всё же правомерны и такие вопросы: а не была ли эта традиция воспринята буддийскими ваятелями от более древней культуры? И раз Бамиан явился своеобразным магнитом и центром взаимодействия различных культур, не был ли он задолго до прихода туда буддийских и греческих поселенцев священной долиной ещё более древней и более значительной культуры? Ответы мы можем найти во втором томе «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, в котором девять раз упоминается слово «Бамьян».

Эзотерическое учение утверждает, что археологи, которые видят Будд в бамианских статуях, ошибаются. «Что это за статуи и какова местность, в которой они простояли на протяжении бесчисленных веков, противостоя катаклизмам, совершавшимся вокруг них, и даже руке человека, как, например, при нашествии орд Тимура и воинов вандалов Надир-Шаха? Бамьян представляет собою маленький, жалкий, полуразвалившийся городок в Центральной Азии на полдороге между Кабулом и Балом, у подножия Кох-и-баба, огромной горы цепи Паропамиза или Гиндукуша, около 8500 футов1 над уровнем моря. В древние времена Бамьян был частью древнего города Джулжул, разграбленного и разрушенного до последнего камня Чингис Ханом в XlII столетии. Вся долина окаймлена колоссальными скалами, которые полны частью естественными и частью искусственными пещерами и гротами, однажды обиталищами буддийских монахов, основывавших в них свои Вихары. <...> Перед некоторыми из этих пещер были открыты или, вернее, вновь открыты в наше столетие пять огромных статуй, которые рассматриваются как Изображения Будды»2.

Е.П.Блаватская при этом замечает, что самая большая статуя, высотой 173 фута, выше как современной статуи Свободы, так и древнего Колосса Родосского, считавшегося одним из чудес света. Таким образом, ещё до совсем недавнего времени это была и самая огромная статуя в мире. Как говорится в «Тайной Доктрине», вторая большая статуя была высотой 120 футов, третья — 60 футов, две другие ещё меньше, последняя же из них — лишь немного больше среднего высокого человека нашей настоящей Расы.

Придя в Бамианскую долину, буддийские архаты и аскеты обнаружили не только эти пять статуй, но ещё и многие другие, которые были разрушены в более ранний период. Буддисты бережно отнеслись к статуям, включили их в свою традицию, принимая в сферу буддийской веры. Три из них они покрыли глиною и поверх старых изображений вылепили новые, долженствовавшие изображать Владыку Татхагату. Они искусно задрапировали фигуру в одеяния наподобие античной тоги, сделав складки одежды из гипса. Более того, фигура самой большой статуи была позолочена и, как отмечают древние путешественники, «блеск золотых украшений, покрывавших статую, ослеплял взоры»3.

Внутренние стены ниш, где находились изваяния, были покрыты фресками и орнаментами, напоминавшими византийский живописный стиль, сделанными монахами-отшельниками, нашедшими здесь прибежище. Свои обиталища они сооружали прямо внутри огромной фигуры, которая сообщалась со скалой, а также рядом с ней, украсив яркой живописью на буддийские темы. Статуя была превращена в огромный храм-монастырь. Почему же буддисты так трепетно и сокровенно относились к этим местам и этим статуям? Вероятно, экзотерический буддизм тогда ещё не утратил связь с эзотерической традицией, говорящей, что «пять фигур принадлежат к созданию рук Посвящённых Четвёртой Расы (здесь и далее выделено автором статьи), которые, после потопления их Материка, нашли прибежище в твердынях и на вершинах Центрально-Азиатской горной цепи. Таким образом, пять фигур являются нерушимым рекордом Эзотерического Учения о постепенной эволюции Рас.

Самая большая изображает Первую Расу человечества, её эфирное тело было запечатлено в твёрдом несокрушимом камне в назидание будущим поколениям, ибо иначе память о ней никогда не пережила бы Атлантического Потопа. Вторая — в 120 футов высоты — изображает "Потом рождённых"; и третья — в 60 футов — увековечивает Расу, падшую и тем зачавшую первую физическую Расу, рождённую от отца и матери, последнее потомство которых изображено в статуях, найденных на острове Пасхи. <...> Четвёртая Раса была ещё меньше размерами, хотя и гигантская по сравнению с нашей настоящей Пятой Расой, и ряд заканчивается последней»4.

Таким образом, мир лишился не просто изображений неизвестных божеств или даже Будды, но свидетельств, доказывающих как последовательную эволюция Рас, так и существование Гигантов, или Великанов, о жизни которых говорится и в Библии, и в преданиях многих народов мира. Причём это были изображения «Сынов Бога», в отличие от порождений могучих колдунов, статуи которых находятся на острове Пасхи и которые также являлись первобытными великанами. Бамианские Будды изображали «потомков Богов через Риши», поэтому они имели столь огромную эзотерическую и психологическую значимость как для Сокровенной Доктрины, так и для экзотерических учений. Более того, мы можем предположить существование в древние времена в Бамианской долине сокровенного центра Учителей Человечества, ашрама Великих Риши, Посвящённых, передающих эстафету сокровенных знаний потомкам. Таинственная страна Агартха не имела ли здесь своих поселений? Ведь многие скалы в этом районе Афганистана имели своеобразные гроты, превращённые затем буддийскими монахами в Вихары и кельи?

 

Статуи в Бамиане. Свидетельства эволюции Рас

Вид Бамианской долины

 

То, что произошло в Афганистане в наши дни, в самом начале XXI века, не поддаётся разумному объяснению. Люди во всём мире ещё не осознали до конца всей значимости этой утраты. Некоторые даже склонны оправдывать талибов. Дескать, если в этой стране живут только мусульмане, то должны ли находиться в ней памятники доисламского прошлого — внутреннее дело Афганистана. Мол, и в России, и во всём мире всегда уничтожали религиозные памятники; и что оставалось делать талибам, если западный мир проводил по отношению к ним суровую изоляционистскую политику; поэтому и ответственность-де лежит на всём мировом сообществе, не умеющем договариваться и чем-то жертвовать ради диалога.

И это событие, к великому прискорбию, показало, что большинство человечества фактически бессильно против относительно небольшой группы исламских вандалов, добивающихся своего признания разрушением святынь. Все обращения со стороны ООН, ЮНЕСКО, многих других организаций не возымели действия. И даже предложения купить и вывезти статуи, последовавшие от Ирана, Индии, Греции, США, были отклонены.

Признать талибов — это значит признать и оправдать все те действия, которые они совершили и совершают, их невежество, религиозный фанатизм, грубость, бесчеловечность и жестокость. Разрушением огромных статуй, как и многих других святынь и сокровищ древности, находившихся в Афганистане, талибы сами подписали себе приговор. Отрицающим культуру человечества нет места в Новом Мире. Но и мировому сообществу необходимо выучить горький урок о сплочении сил под знаменем Культуры и нахождения адекватных средств для защиты общечеловеческих святынь. В этой связи по-новому выступает в XXI веке Пакт защиты культурных ценностей Н.К.Рериха. Его принятие должно стать необходимым условием для членства в ООН и всех крупных международных организациях. И, наконец, должны быть найдены надёжные гарантии Пакта Культуры в международном праве.

«Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдёт тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища культуры, которые в сущности принадлежат не одному народу, но Миру. Этим путём мы можем создать ещё одно приближение к расцвету Культуры и Мира»5.

 

Примечание
Идентификация
  

или

Я войду, используя: