Александр Павлович Иванов вошёл в историю русской культуры как автор книги о замечательном художнике Михаиле Врубеле. Говоря о достоинствах книги, Александр Блок отмечал, что она написана «как-то по-старинному благородно и просто».
Мало кто знает, что супруга Александра Павловича доводилась родной тёткой недавно ушедшему художнику Р.А.Смирнову-Русецкому, человеку удивительной судьбы, так много сделавшему для становления рериховского движения в России.
Александр Павлович Иванов окончил в своё время физико-математическое отделение Петербургского университета, но пошёл «по гуманитарной линии» , занимая в годы советской власти (ушёл из жизни в 1933 году) скромную должность хранителя отдела нового искусства в Русском музее.
По воспоминаниям своих современников, Иванов был человеком «редкой гармонии ума и сердца», истинным интеллигентом дореволюционной поры, обликом своим чем-то напоминая главного героя репинской картины «Не ждали».
Дружил Александр Павлович со многими выдающимися деятелями искусства дореволюционной поры, в том числе и с Н.К.Рерихом. С ним его связывала особо доверительная дружба. Сохранилась их обширная переписка. Н.К.Рерихом в разные годы творчества были подарены Александру Павловичу картины «Идолы» и «Камни».
Будучи уже известным искусствоведом, А.П.Иванов приступил к написанию книги о творчестве Н.К.Рериха. Работал он увлечённо, забывая в работе все свои житейские невзгоды. Но написанную уже книгу ожидала трагическая судьба. Рукопись её сгорела в издательстве в годы революции — сохранились лишь отдельные черновые наброски. Не эта ли печальная история, вернее, её отголоски, слышна в известной повести Н.К.Рериха «Пламя»?
Отдельные черновые наброски книги А.П.Иванова, хранящиеся ныне в отделе рукописей Русского музея, любезно предоставила редакции журнала «Дельфис» Софья Богдановна Шоломова, уже известная читателям журнала своим очерком об истории взаимоотношений Николая Рериха и Александра Блока (см. № 1, 2, 3 за 1994 г.).
Материал, присланный С.Б.Шоломовой, затрагивает менее всего исследованную в творчестве Н.К.Рериха тему светоносности его картин. Да, действительно: многие объекты природы, изображённые на картинах Рериха, в обычной жизни такие непроницаемо-материальные, светятся, вовлекая своего зрителя в атмосферу сказки, праздника и редкой душевной чистоты их создателя.
Светоносность картин Н.К.Рериха породила многие легенды о необыкновенном составе его красок. Одна из них такова, что художник добавлял в свои краски порошок из драгоценных камней. Другая легенда утверждает, что состав светоносных красок открыл художнику Сен-Жермен, алхимик и несравненный знаток в области всевозможных технологий. Биография Сен-Жермена повествует о его увлечённом занятии живописью и тщательном научном исследовании природы красящих веществ.
Нет никакого сомнения в том, что у каждого выдающегося мастера имеются секреты, относящиеся к области его мастерства. Были они, безусловно, и у Н.К.Рериха, который являлся любимым учеником художника Куинджи, большого мастера в области изображения на холсте светящихся объектов природы. Картина Куинджи «Ночь на Днепре» произвела в художественном мире при первом её показе настоящую сенсацию — изображённая на этой картине луна светилась, как настоящая. Была даже созвана комиссия из выдающихся художников того времени, которая письменно подтвердила для потомства факт самосветности луны, изображённой на этой картине.
Но картины Куинджи были светоносны реалистически, в то время как лучшие картины Рериха, принёсшие ему мировую известность, светоносны мистически. Поясним, что мы подразумеваем под этими терминами.
У Куинджи на его картинах светится лишь то, что светится и в природе: луна, её отражение на воде, на покрытых росою листьях и т.д. Объекты плотноматериальные, которые не светятся в природе, на картинах Куинджи также не светятся. Это свойство реалистической светоносности и наследовал у своего учителя Н.К.Рерих в ранний период своего творчества. Вспомним хотя бы его известную картину «Гонец».
Перелом в творчестве Рериха, окончательно перенёсший интересы художника из области реалистической светоносности в область светоносности мистической (мистика как наука о сверхъестественном сегодня, стремящемся стать естественным завтра благодаря процессу научного познания), как весьма точно подмечает в своих черновых набросках А.П.Иванов, относится к 1909-1910 годам. Именно с этой поры Рерих начинает созерцать природу «в аспекте сквозистой самоцветности». И как бы это ни выглядело удивительным для тех, кто слишком увлекается техникой в ущерб духовной стороне дела, но в литературно-критических статьях художника, относящихся к этому времени, не однажды упоминается о том, что он использует для написания своих картин краски известной немецкой фирмы, доступные всем желающим.
Картины Н.К.Рериха, особенно относящиеся к позднему, так называемому индийскому, периоду его творчества, когда он часто рисует горы, производят на зрителя довольно необычное впечатление. Словно бы на полотне художника изображены вовсе не горы, а, по меткому замечанию писателя С.Ю.Ключникова, некая идеальная матрица этих гор, существующая, пожалуй, лишь в возвышенном сознании того Верховного Алхимика, который создал по этой матрице горы физические.
Об этом же самом повествует и Живая Этика, доводя до сознания современного человека факт существования мира идеальных первообразов — Мира Огненного, состоящего из тонкоматериального лучезарного вещества. К этому идеальному миру, как мы знаем, всю жизнь стремился и его-то, думается, и пытался изображать под покровом самых различных земных образов великий художник.
Из сказанного можно сделать вывод, что в наступившую уже новую эпоху Водолея у светоносной живописи большое будущее. Явлены уже её первопроходцы, да и сама новая эпоха такова, что Мир Огненный даст о себе знать во всех, без исключения, областях творческой деятельности человека, и в живописи тоже.
Игорь Муханов
Светоносные краски Рериха
(Черновые подготовительные материалы к монографии о Н.К.Рерихе(отдел рукописей государственного русского музея, фонд 143))
«...Наряду с дымком и синевой воздуха сияния учили Рериха растворять обычные для дольнего мира непроницаемые внешние тона в полубесплотные внутренние тона...
...Ночные, лунные, утренние и вечерние сияния неба, вступив в союз с лёгкой дымкой своим действием подстраивают и усиливают её пронизывающую, разрежающую ворожбу.
Иванов Александр Павлович (1876-1933)
...Явлены нам в окружающей природе ясные и определённые указания на красочный аспект самоцветной прозрачности... Рерих, уже раз разглядевший в земной непрозрачной природе полубесплотную красочную глубину, путь к которой впервые ему указали мглистость и синева воздуха, и льющиеся с неба вечерние, ночные иль утренние сияния, сумевший сам разгадать ими недосказанное, постепенно научился угадывать её и по тем отдалённым робким намёкам, которые создаются воздухом.
...отныне, как при мглистости, так и при хрустящей чистоте воздушных масс станет доступен для художника некий скрытый от будничного взора красочный план видимого, самоцветный, прозрачный, сказочный. Отныне весь, даже дольний мир, для его прозревших глаз станет хранилищем волшебных внутренних тонов.
...в аспекте прозрачного дольний мир сохраняет свою относительную цветовую материальность, но только относительную по сравнению с ещё более бесплотными красками неба, воздуха и тонких облачков.
...Свободен, неуловим и постепенен бывает переход от красочной вещественности цвета внутреннего. Аспект прозрачного был хорошо известен древнерусской церковной живописи... характер колорита Рериха сближается с характером новгородских икон... по их взаимно контрастирующей разноцветности.
...всё более богатой, драматичной и полной контрастов теперь становится на земле и на небе игра зоревых огней... распря тонов усиливается, и уловлена теперь художником даже в дневной окраске земных предметов внутренней глубиной.
Аспект прозрачного при всё растущем богатстве красок и воздушности и уже не тусклой, как в блеклых фесках, а хрустально чистой, как в новгородских иконах — становится основной проблемой Рериха в настоящей фазе его развития.
...начало её расцвета относится к середине 1910 года... Настроение ликующей, буйной весны выражено с полной силой.
...Проходит целый ряд резко отличных один от другой цветовых гамм. В каждую из них входят взаимно-противоположные тона и почти в каждую — тона тёплые, тревожные по самой своей природе, что порождает внутри отблеск гамм и богатство контрастов и придаёт всей группе необычайно напряжённый красочный драматизм...
...В суровых валунах примитивное самой природой дано нам непосредственно и выражено с ясностью и лаконизмом не меньшим, чем если бы эти нерукотворные её изваяния были созданы рукой первобытного ваятеля-человека.
...Художник, уже раз отыскавший этот аспект, путь к которому впервые указали ему сумерки, уже научившийся угадывать ими самими недосказанное — сумеет теперь разглядеть его до полной отчётливости и при свете солнца, разгадать его и по тонким намёкам, порождаемым одною лишь перспективою, намёком, хоть робким и осторожным, зато не разрушающим ни дневного облика природы, ни дневных её красок. Тогда и под ворожбою сумрака и при свете дня станет доступен его прозревшим глазам некий углубленный план Видимого, сурово простой, величаво-лапидарный. Тогда весь мир, загадочно преобразившись, будет воплощать свойства Архангельского столь же полно и звучно, как их воплощают суровые, нерукотворные валуны. Это своеобразное понимание видимых линий и форм окончательно сложилось у Рериха уже к 1909 году, но только теперь, в цветущую пору своего развития, он во всей полноте научился в аспекте, наиболее для него волнующем, наиболее созвучном с сокровенным строем его души, видеть краски окружающей природы, созерцать их в аспекте сквозистой самоцветности.
В природе прозрачные внутренние тона непосредственно даны нам в синеве чистого неба, в тонких светоносных облачках, в алых, жёлтых и зелёных огнях зари, в цветовых, чаще всего синеватых оттенках воздушных масс. Но лишь творчески пристрастный взор художника может те же чудесные свойства открыть и в окраске земных предметов, обычно столь непроницаемой и материальной».