warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Проблемам рериховского движения посвящается рубрика «На пути». Ее страницы мы предоставляем Вам — нашим читателям. Это — Ваша трибуна. Ждем от Вас писем с размышлениями о наболевшем, рассказами о деятельности Ваших организаций или отдельных людей. Готовы отвечать на Ваши вопросы, касающиеся Агни Йоги или других учений, разворачивать дискуссии, проводить заочные «круглые столы» на предложенные Вами темы. Напишите нам, какой Вы видите эту рубрику.

Великая сила цитаты

Цитата... Мы частенько ею пользуемся. Чтобы подтвердить свои мысли, чтобы опровергнуть оппонента, чтобы поставить вопрос, чтобы... Редкая статья о семье Рерихов или об Агни Йоге обходится без цитаты. Да это и не удивительно, ведь лучше Николая Константиновича и Елены Ивановны или самого Учения Живой Этики трудно сказать. И все же...

Ни для кого не секрет, что очень часто рериховские общества и их руководители, мягко скажем, не соглашаются друг с другом. Нередко взаимоотношения выясняются через средства массовой информации. И вот тут-то в качестве излюбленного орудия в борьбе с противником выступает цитата. Рериховцы сражаются друг с другом с помощью выдержек из Учения и произведений Н.К.Рериха, Е.И.Рерих, идут в ход теперь и высказывания Святослава Николаевича. Да и как не подтвердить своей непогрешимой позиции ссылкой на непоколебимый авторитет. Вот так и происходит подмена: вдумчивое исследование, постижение и осмысление исчезают, а вместо них появляется небескорыстный мотив, желание утвердить свое мнение, интрига и догматизм.

Но не только друг с другом сражаются правоверные рериховцы оружием цитаты, они разят им и внешнего «врага» — последователей иных нравственных и духовных учений. Если какой-нибудь духовный наставник (не рериховец) не говорил слово в слово из Агни Йоги или не повторял высказываний Елены Ивановны (Николай Константинович обычно в этом случае оказывается в стороне от битвы), то значит это учение от лукавого. И мерещатся правоверным рериховцам рога и хвосты, совсем как ортодоксальным последователям Православия. Только последним атрибуты нечистого видятся уже у самих рериховцев. И получается замкнутый круг, и снова подмена: вместо широкого культурного сева — остракизм, вместо сотрудничества — анафема.

Я не имею в виду, конечно, черные ложи и сатанинские общества, с которыми у здравомыслящего человека не может быть ничего общего. Но разве Рерихи не говорили о сущностном единстве религий, разве Агни Йога требует отказа от традиционной религии, ухода от семьи и социальной жизни или отвергает какие-либо духовные течения?

Разве Николай Константинович не призывал всех, кому дороги Добро, Красота, Любовь к самому широкому созидательному содружеству? И разве жизнь всей семьи Рерихов не была примером такого сотрудничества? Откуда же тогда берутся все эти негативные явления, или, может быть, последователи 'Рерихов в нашей стране боятся влияния других духовных учений?

Рерихи часто вспоминали завет: «На всех путях ко Мне встречу тебя». В книгах «Листы сада Мории», «Озарение» дан завет действовать каноном «Господом твоим». Прошу обратить внимание: не «моим», а «твоим»! Подобное действие исключает в принципе возможность сектантства, сранатизма и догматического отношения к Учению. В этом каноне — идеи любви, терпимости, стремление найти лучшее прежде плохого. А мы, я имею в виду рериховскую общественность, разве всегда так действуем? Разве мы не подозреваем другого в потенциальном предательстве и непонимании заветов Н.К. и Е.И.? За примерами далеко ходить не надо. Например, решение одного рериховского форума о несовместимости с Учением Агни Йоги произведений П.Успенского, К.Кастанеды, трансцендентальной медитации и т.д. Так недалеко и до изъятия книг из библиотек, сожжения их и оставления на полках только томов Агни Йоги и примыкающей к ней литературы. Недалеко и до сакральных фраз типа: «Учение Маркса всесильно, потому что верно...» и «сам я Гегеля не читал, но...» И вдруг из-за ширмочки показывается знакомая гримаска. Вот оно что оказывается! Привычный способ прятаться за цитату, не думая; цитировать, лукавя; сорить высказываниями направо и налево; по поводу и без повода ссылаться на первоисточники. Все это ведет к деградации собственного мышления, к охоте на ведьм и, что самое главное, к дискредитации высокого Учения. Опять же за примерами ходить не надо — всем памятна история с коммунизмом: истерли понятие до неузнаваемости...

Мне бы хотелось, чтобы читатель правильно понял тон этой статьи. Все это — наболевшее. Горько смотреть, когда люди, считающие себя последователями Рерихов, безапелляционно выставляют свое мнение в качестве эталона, подкрепляя его соответствующей цитатой. И еще одно соображение. В пылу полемики мы как-то забываем, что Учение Живой Этики имеет восточное происхождение, а восточные духовные доктрины никогда не советуют своим последователям абсолютизировать письменные источники. Мне кажется уместным вспомнить здесь повесть Г.Гессе «Сиддхартха», где Будда говорит главному герою, что никогда не стоит спорить о словах. Истина всегда глубже слов. Привязываясь к цитате, мы тем самым сковываем самих себя.

А закончить хочется почти цитатой-напоминанием: Елена Ивановна в своих письмах писала, что единство противоположностей лежит в основе всех восточных учений, но наш рациональный ум почти не способен вместить это. Пусть рериховцы почаще вспоминают о сердце Учения, а не только чтут его букву. Иначе эта буква превратится у нас в догму, и мы уничтожим не нами возведенный Храм...

Идентификация
  

или

Я войду, используя: