Великая сила цитаты
Цитата... Мы частенько ею пользуемся. Чтобы подтвердить свои мысли, чтобы опровергнуть оппонента, чтобы поставить вопрос, чтобы... Редкая статья о семье Рерихов или об Агни Йоге обходится без цитаты. Да это и не удивительно, ведь лучше Николая Константиновича и Елены Ивановны или самого Учения Живой Этики трудно сказать. И все же...
Ни для кого не секрет, что очень часто рериховские общества и их руководители, мягко скажем, не соглашаются друг с другом. Нередко взаимоотношения выясняются через средства массовой информации. И вот тут-то в качестве излюбленного орудия в борьбе с противником выступает цитата. Рериховцы сражаются друг с другом с помощью выдержек из Учения и произведений Н.К.Рериха, Е.И.Рерих, идут в ход теперь и высказывания Святослава Николаевича. Да и как не подтвердить своей непогрешимой позиции ссылкой на непоколебимый авторитет. Вот так и происходит подмена: вдумчивое исследование, постижение и осмысление исчезают, а вместо них появляется небескорыстный мотив, желание утвердить свое мнение, интрига и догматизм.
Но не только друг с другом сражаются правоверные рериховцы оружием цитаты, они разят им и внешнего «врага» — последователей иных нравственных и духовных учений. Если какой-нибудь духовный наставник (не рериховец) не говорил слово в слово из Агни Йоги или не повторял высказываний Елены Ивановны (Николай Константинович обычно в этом случае оказывается в стороне от битвы), то значит это учение от лукавого. И мерещатся правоверным рериховцам рога и хвосты, совсем как ортодоксальным последователям Православия. Только последним атрибуты нечистого видятся уже у самих рериховцев. И получается замкнутый круг, и снова подмена: вместо широкого культурного сева — остракизм, вместо сотрудничества — анафема.
Я не имею в виду, конечно, черные ложи и сатанинские общества, с которыми у здравомыслящего человека не может быть ничего общего. Но разве Рерихи не говорили о сущностном единстве религий, разве Агни Йога требует отказа от традиционной религии, ухода от семьи и социальной жизни или отвергает какие-либо духовные течения?
Разве Николай Константинович не призывал всех, кому дороги Добро, Красота, Любовь к самому широкому созидательному содружеству? И разве жизнь всей семьи Рерихов не была примером такого сотрудничества? Откуда же тогда берутся все эти негативные явления, или, может быть, последователи 'Рерихов в нашей стране боятся влияния других духовных учений?
Рерихи часто вспоминали завет: «На всех путях ко Мне встречу тебя». В книгах «Листы сада Мории», «Озарение» дан завет действовать каноном «Господом твоим». Прошу обратить внимание: не «моим», а «твоим»! Подобное действие исключает в принципе возможность сектантства, сранатизма и догматического отношения к Учению. В этом каноне — идеи любви, терпимости, стремление найти лучшее прежде плохого. А мы, я имею в виду рериховскую общественность, разве всегда так действуем? Разве мы не подозреваем другого в потенциальном предательстве и непонимании заветов Н.К. и Е.И.? За примерами далеко ходить не надо. Например, решение одного рериховского форума о несовместимости с Учением Агни Йоги произведений П.Успенского, К.Кастанеды, трансцендентальной медитации и т.д. Так недалеко и до изъятия книг из библиотек, сожжения их и оставления на полках только томов Агни Йоги и примыкающей к ней литературы. Недалеко и до сакральных фраз типа: «Учение Маркса всесильно, потому что верно...» и «сам я Гегеля не читал, но...» И вдруг из-за ширмочки показывается знакомая гримаска. Вот оно что оказывается! Привычный способ прятаться за цитату, не думая; цитировать, лукавя; сорить высказываниями направо и налево; по поводу и без повода ссылаться на первоисточники. Все это ведет к деградации собственного мышления, к охоте на ведьм и, что самое главное, к дискредитации высокого Учения. Опять же за примерами ходить не надо — всем памятна история с коммунизмом: истерли понятие до неузнаваемости...
Мне бы хотелось, чтобы читатель правильно понял тон этой статьи. Все это — наболевшее. Горько смотреть, когда люди, считающие себя последователями Рерихов, безапелляционно выставляют свое мнение в качестве эталона, подкрепляя его соответствующей цитатой. И еще одно соображение. В пылу полемики мы как-то забываем, что Учение Живой Этики имеет восточное происхождение, а восточные духовные доктрины никогда не советуют своим последователям абсолютизировать письменные источники. Мне кажется уместным вспомнить здесь повесть Г.Гессе «Сиддхартха», где Будда говорит главному герою, что никогда не стоит спорить о словах. Истина всегда глубже слов. Привязываясь к цитате, мы тем самым сковываем самих себя.
А закончить хочется почти цитатой-напоминанием: Елена Ивановна в своих письмах писала, что единство противоположностей лежит в основе всех восточных учений, но наш рациональный ум почти не способен вместить это. Пусть рериховцы почаще вспоминают о сердце Учения, а не только чтут его букву. Иначе эта буква превратится у нас в догму, и мы уничтожим не нами возведенный Храм...
- Ваши рецензии