Тайна знака РХ
Эзотерические знания о мире были даны человечеству посредством различных символов — цифр, букв, геометрических фигур. Через них можно проследить ту связующую нить, что объединяет все великие религии и учения, указывая на их общий источник. Одним из подобных знаков, связанных с крестом, является изображение, как считают, монограммы Христа, но только отчасти принадлежащей Ему, ибо этот знак известен был ещё с весьма отдалённых времён. После разрушения ревностными христианами храма Сераписа в Александрии в основании его был найден именно такой символ. В «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской, к трудам которой мы будем часто обращаться1, сказано, что символ уходя своими корнями в далёкое прошлое, являлся знаком Всеначала. Соединённые вместе самаритянские буквы may и реш служили в древнем Египте символом власти бога Осириса. Как греческий крест, он был составлен из ро и chi, которые произносятся как rek или ark и обозначают Ковчег — символ спасения («Теософский словарь»).
В Египте самой ранней формой креста была простая петля, совмещающая в одном изображении и крест, и круг. Это — Ankh ♀.
В Индии символ назывался «Паша» и изображался в виде верёвки, образующей петлю, которую Шива держит так, что петля и пальцы руки составляют круг и крест (рис. 1).
Тот же знак, запёчатлённый пальцами правой благословляющей руки, сложенными в форме креста и круга, мы видим на иконах Христа и всех святых Земли русской. В Риг-Веде он являлся символом великого бога Рудры и показывал этап раскрытия человеческого сознания до уровня сознания Бога, и именно поэтому знак Всеначала ставился на лбу и груди учеников, прошедших Высшие Мистерии и получивших Посвящение. И именно его в виде ключа Анх держат в руках египетские фараоны (рис. 2).
В начале XX века в Саккаре археологи вскрыли склеп, в котором были найдены останки древнего зодчего по имени Хеси-Ра (в литературе это имя часто встречается как Хесира). Предполагается, что Хеси-Ра жил в период правления фараона Джосера (XXVII в. до н.э., Древнее Царство). Это захоронение уникально. Здесь до сих пор много загадочного. Из склепа были извлечены деревянные панели, покрытые великолепной резьбой. С оборотной стороны на них вырезаны едва различимые схемы. Всего в склепе помещалось ОДИННАДЦАТЬ досок. Но сохранились лишь несколько.
Рис. 2. Египетский иероглиф жизни — Анх
В своей книге «Феномен Древнего Египта» профессор И.П.Шмелёв говорит, что знания могут быть изложены не только литературным языком, но и языком чисел, использующим свои символы и грамматику, и наряду с языком чисел существует язык геометрии — язык пространственных форм. Проведя всесторонний анализ, автор сделал вывод, что панели из захоронения Хеси-Ра — это система правил гармонии, кодированная языком геометрии, и на панелях удивительно точно отображён закон «золотого сечения», которому следуют самые различные природные явления.
Две буквы Р и X не только первые буквы имени знаменитого древнего зодчего и, конечно же, — имени Христа, сочетания «Христово Рождество», первая и последняя буквы фамилии Рерих. Они отображают божественную идею, материализованную как в жизни Иисуса, жившего две тысячи лет назад, так и в жизни наших великих современников. И каждая жизнь каждого человека подчинена этой высшей идее — обретению бессмертия. Надежду на возможность подобного достижения дают нам слова Иисуса: «Вы не умрёте, но изменитесь», «Все вы будете Богами» (Иоан. 10:34).
О важности информации, заложенной в знаке , свидетельствует то, что он был показан в видениях Е.И Рерих, а с 1910 года Н.К.Рерих по указанию Учителя М. стал подписывать свои картины именно этим символом, вновь привлекая к нему внимание. Кстати, для священного Камня с Ориона, полученного Рерихами от Учителя, был приготовлен Ковчег, на древней ткани которого вышиты в сиянии лучей магические знаки и древняя надпись: «Сим победим»2. Именно эти слова были услышаны императором Константином, когда он увидел во сне знак, являющийся символом Ковчега.
Константин Великий, возродивший символ , был несомненно человеком, посвященным в божественные мистерии и знал тайный смысл и силу знаков. В истории он себя прославил тем, что легализовал христианскую церковь, опубликовав эдикт, разрешавший свободное исповедание христианства наряду с языческими культами. В борьбе за власть он, будучи умным, энергичным и вместе с тем осторожным политиком, учёл, что эта религия достаточно широко распространена среди жителей Римской Империи, и предпочёл иметь в христианах не врагов, а своих сторонников. Константин проводил политику веротерпимости, хотя сам христианином не был. Не отвергая старых римских богов, он допустил в их число нового бога — Христа. Сам же Константин принял крещение лишь перед своей кончиной. После его смерти христианская церковь, считая Константина своим благодетелем, причислила его к лику святых. О том, что император был посвящен в древние мистерии, говорит принадлежащий ему титул Равноапостольный, что значит равный по знаниям и заслугам апостолам, ученикам самого Христа. В одном из писем Е.И.Рерих подтверждает сказанное следующими словами: «Западные летописи рекордировали получение вестей из Таинственной обители Константином Великим».
Не случаен тот факт в биографии Константина Великого, который рассказывает нам об обретении величайшей Христианской Святыни — Креста Господня. В 326 г. мать императора Константина — Елена по поручению сына отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест, на котором был распят Иисус Христос. Предание повествует, что после долгих поисков на горе Голгофе удалось откопать три креста, засыпанных в пещере под языческим храмом. Храм по приказу Елены был разрушен, кресты найдены, и один из них был определён как «истинный», поскольку с его помощью удалось совершить много чудесных исцелений. Часть креста Елена увезла в Константинополь, часть оставила в Иерусалиме, где эта драгоценная реликвия хранится до сих пор в храме Вознесения Христова. Остальные части разошлись по всему миру, и одна из них, как считается, находится в Высоцком монастыре подмосковного города Серпухова3.
Времена правления Константина были сложнейшим переломным моментом истории. Для продвижения по лестнице эволюции человечеству были необходимы новые формы выражения божественной истины, и очередной виток эволюционной спирали при переходе из эры Овна в эру Рыб несло Учение, повторявшее вечные космические истины уже в виде христианской религии. Символ эры Рыб, продолжавшейся около 2160 лет, — две рыбы, плывущие в разные стороны, но имеющие точку соприкосновения посередине. Эта точка указывает на божественный закон Единства для всех кажущихся противоречий. Человечество в борьбе и страданиях искало различные точки опоры и находило их только тогда, когда обращалось к принципам Учения Христа — любви, вере, жертве, братству. Три столетия отделяли приход Христа от победы христианства в Западном мире.
Крест Константина Великого — монограмма, состоящая из двух первых букв имени Христа (греч.: χ — хи и ρ — ро). Легенда гласит, что именно этот крест он увидел в небе по дороге в Рим к своему соправителю и противнику Максентию. Вместе с крестом он увидел надпись: «In hoc vinces» («С этим победишь»). Согласно другой легенде, Константин увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «In hoc signo vinces» («С этим знаком победишь»). Обе легенды утверждают, что это предсказание и обратило его к христианству. Он провозгласил монограмму эмблемой на своём императорском штандарте вместо орла. Последовавшая победа у моста Милвиана неподалёку от Рима 27.10.312г. сделала его единственным императором. Затем был издан эдикт, разрешающий исповедание христианской религии в империи, верующих больше не преследовали, и монограмма, которую христиане до того использовали тайно, стала первым общепринятым официальным символом христианства, а также получила широкую известность как знак победы и спасения и была таковой до тех пор, пока изображение креста не стало заменять её после падения Римской империи в V веке.
Рис. 4. Древняя мозаика в одном из иерусалимских храмов
Древнейшие знания свидетельствуют о том, что символ , известный задолго до христианской эры, имел название ЛАБАРУМ. В «Энциклопедии символов» Дж.Купера сказано, что он являлся сокращением от CHRESTON (хрестон) — «Дело доброе»4, это благоприятный знак, использовавшийся в Греции, чтобы отмечать важный переход; вертикальная линия предположительно обозначала Космическое Древо; лабарум являлся эмблемой халдейского бога неба, а также Этрурии, знаком Богов Египта — Осириса и Гора; он часто изображался на лампах, сосудах и в гробницах вместе с альфой и омегой.
Почему же этот символ столь важен и дошёл до нашего времени? Знак на кресте Св. Константина заключён в круг (рис. 3). Круг — символ единства, бесконечности и одновременно законченности, высшего совершенства, то есть земной символ Бога непроявленного. «Бог есть круг, центр которого везде, а окружность нигде», — утверждал знаменитый французский учёный Л.Паскаль. Круг ориентирован в любой своей точке на невидимый центр, и в этом невидимом центре мы видим знак . Можно сказать, что таким образом Бог указывает на Христа, точнее на путь Христа, пройдя который каждый может достичь совершенства. Но ещё до Христа человечеству был дан этот знак, а значит, и путь. Так что в знаке, который не изменялся в течение многих тысячелетий, закодировано единое Знание, и он является его хранителем и символом Посвящения.
В энциклопедии «Восточного символизма» К.А.Вильямса сказано: « — ключ от Пустоты». Что же скрывается под словом «Пустота»? Пытаясь постичь суть и природу Пустоты, учёные утверждают, что абсолютная пустота, вакуум, есть начало мироздания. Из всех древнейших учений следует, что изначальное Ничто, или абсолютная Пустота, постепенно преобразуется во Вселенную. Следовательно, Пустота — источник всякого происхождения. «У Бога нет ничего пустого», — фраза, пришедшая из средневековья, подтверждает слова французского философа XVII века Р.Декарта: «У Ничего нет свойств, значит Ничего, или пустоты, нет. Если бы Ничего не существовало, мы бы о нём не говорили, не могли бы дать ему название "пустота"».
Сознание, пронизывая пустоту, как бы наполняет её собой. Не существует психической пустоты. Тибетские учения напрямую связывают сознание и пустоту. Разум в некотором смысле имеет природу пустоты, он не рождён, не сотворен, лишён какой-либо формы, изначален. «Тибетская книга мёртвых» утверждает: «Твой разум пуст, но это не пустота небытия, а разум как таковой — свободный, трепещущий, блаженный; это само сознание». И мы делаем вывод, что «ключ от Пустоты» — знак является ключом от тайны сознания
Тайна буквы Р
Рассмотрим интерпретацию формы буквы Р и её числового эквивалента. Верхняя часть в виде круга — символ Бога. Черта, исходящая из круга вниз, подразумевает первоначальный импульс при создании Вселенной, именуемый в христианстве «Словом». Буква Р основывается на иероглифе RU <>, который олицетворял место рождения солнца и являлся женским символом, означая рот, дверь, врата, место выхода5. Знак RU продолжился критским R, RO и Р коптов. Буква Р славянского и русского алфавита (кириллицы) соответствует по написанию латинскому nэ (Р)6. Интересно, что на севере Европы в руническом алфавите графема (руна ВУНЬО) означала светлое и радостное. Эзотерически, если единица (вертикаль) символизирует прямое тело живого человека в стоячем положении, то латинская буква Р, словно та же единица, но увенчанная головой, означает творящую мощь, отцовство (латинская буква R — человек в движении, следующий своим путём).
Наш звук Р в греческом алфавите изображался как РО, то есть «рот». РО (РУ) по-египетски — это «врата или отверстие, то место в небесах, откуда произошел или был рождён свет — синоним "космической утробы"». R по-еврейски — реш, эквивалент божественного имени Рахим (милосердие); её символы — сфера, голова или круг. Буква Р называется «собачьей», так как её звучание напоминает рычание, как сказано в «Теософском словаре» Е.П.Блаватской, но название это имеет ещё один смысл: в названии прослеживается связь буквы Р со звездой Сириус, так как это альфа созвездия Большого Пса.
По-старославянски Р — это рьци (рекущий).Числовое значение в Каббале и у пифагорейцев — сто (100), значит Троица. Бог, имея числовое значение 1, познаваем только через триединство Отца — Сына — Духа Святого. Прочтение числа по методу священных писаний идёт справа налево. Если два нуля — это Отец и Сын; то единица в данном случае символизирует Св. Дух, который проявился на плане материи как та энергия, или творческая сила, через посредство которой Отец проявляет себя (в Сыне) и которая олицетворяет собой женское, вселенское, материнское начало. В «Теософском словаре» сказано, что Св. Дух всегда был женского рода, и Иисус явлен обращающимся к Св. Духу как к своей Матери. В любом гностическом Евангелии все божественные триады дохристианских времён были составлены из Отца, Матери и Сына.
В начале христианской эпохи отец церкви св. Афанасий, живший в Египте, сформировал догмат о Троице, лишь слегка изменив одну из трёх «личностей»: «Мать» превратилась в «Св. Дух» — изменилась форма, но не содержание. Единый Бог создал всё из самого себя через Слово. В позднем средневековье на гербе, утверждающем принцип единства и вместе с тем индивидуальности каждого элемента Троицы, было написано: «Отец — не Сын, Сын — не Дух Святой, Дух Святой — не Отец; Отец — это Бог, Сын — это Бог, Святой Дух — это Бог».
Эзотерическая доктрина указывает на Абсолют, представляющий собой Отца, или Принцип Единого Бытия, который, опускаясь в мир форм, творит через энергию, которая в проявленном мире нарекается Сущностью, или Матерью Вселенной. Таким образом, числовое значение 100 (буквы Р) говорит о том, что Отец проявляется через творческую ипостась Матери Мира, то есть посредством Св. Духа на плане плотной материи.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1), — это Бог «рекущий» издал импульс, результатом чего стала идея на плане ментальной материи, которую графически можно изобразить в виде точки. Точка символизирует единство, но материя есть движение, и точка, вибрируя, рождает бесконечное множество самых различных материальных форм. По этому поводу в Каббале сказано: «Когда Сокровенный Сокровенного пожелал проявить себя, Он сначала сотворил точку: Бесконечность была совершенно неизвестной и не рассеивала никакого света, пока эта точка с силой не проявилась в состояние проявленного. Точке Он придал священную форму и покрыл её роскошным и великолепным одеянием. Так была создана Вселенная».
Размышляя над мистическими свойствами символов, Платон пришёл к заключению: этимологически слово THEOS (Бог) происходит от глагола «двигаться». Значит Бог есть бесконечное движение к совершенству всех видимых и невидимых форм материи. «Истинное движение, лежащее в основе всего, есть движение мысли», — говорил в начале XX века русский философ П.Д.Успенский («Ключ к загадкам мира», С.-Пб., 1992).
Дух проявился через формы, а сам остался незримым, что в символическом виде изображается косым крестом7 на горизонтальной плоскости с вертикально расположенной буквой Р. Пока Дух распят на плане материи. Человек в процессе эволюции идёт к осознанию своего духовного происхождения и должен начать возвращение к своему истоку. Для этого ему следует подняться над планом грубой материи, то есть осознать верх и низ — добро и зло, свет и тень. Сознание человека должно слиться с вертикальным импульсом «Рекущего», с сознанием Бога. Выстраивается связь Антакхарана8, канал, посредством которого Божественное начинает проявляться в земном, и, наоборот, земное поднимается к Божественному.
Тайна буквы Х
Рассмотрим значение простейшего знака — креста, лежащего в основе многих символов, в том числе и символа . Крест, называемый знаком знаков, с доисторических времён служивший религиозным, охранительным символом почти в каждой культуре мира, был атрибутом богов Египта, Ассирии, Персии, Индии, Скандинавии.
«Воистину, крест может быть отнесён в самую глубь неисчислимых архаических времен. Его тайна скорее усугубляется, нежели проясняется, ибо мы находим его повсюду, на статуях острова Пасхи, в древнем Египте, в центральной Азии, высеченным на скалах, и как Тау и Свастику в дохристианской Скандинавии. В недоумении останавливаешься перед бесконечной тенью, которую он отбрасывает назад, в древние времена, невозможно отнести его к какому-либо определённому народу или человеку», — сказано в «Тайной Доктрине». Ещё древние арии использовали крест как знак Агни. «Где бы древний поклонник Агни ни избрал место для поклонения,<...> он складывал два куска дерева в виде креста и с помощью трения добывал огонь для жертвоприношения. Его символ называют свастикой, а орудие, изготовляемое из священного дерева и имеющееся у каждого брамина, — Арани. У скандинавов существовал такой же знак, называвшийся Молотом Тора, из-за его таинственной магнито-электрической связи с Тором, богом Грома <...>. Этот символ существовал в Мексике и Перу, а в древних гробницах Египта его находили в форме may» (Е.П.Блаватская «Новый Панарион», М, 1994).
Н.К.Рерих говорил, что «это символ желания и воображения, и где они соединяются наперекрест, там-то и зарождается атом. <...> свастика— это крест, брызжущий огнём» (З.Г.Фоздик «Мои Учителя», М.: Сфера, 1998).
Сейчас зафиксировано более 400 форм креста, и каждый несёт свою смысловую нагрузку, но в основе лежит одна общая идея возрожденного смертного человека, «который путем распятия плотского человека и его страстей на прокрустовом ложе пыток, возрождался и становился бессмертным. Оставив позади тело животного человека, привязанного к кресту Посвящения, как пустую куколку, Эго — Душа становится свободной, как бабочка» (Т.Д., т.II). Так что распятие «... для дохристианских символистов было <...> ложем пытки во время Мистерии Посвящения; причем "Крест Распятия" полагался горизонтально на землю, а не в стоячем положении, как во времена Рима, когда он стал виселицей» (Т.Д., т.II). Христианский мир повергается ниц перед этим знаком, считая его символом распятия.
Крест состоит из двух линий. Вертикальная — могущество Духа, горизонтальная — власть материи. Это две скрещенные единицы, символизирующие мужское и женское начало, свет и тьму, тепло и холод, верх и низ и т. д., то есть двойственность проявленной природы, которая закономерна и даёт возможность, познавая любые противоположности, развивать сознание, тем самым выполнять божественный план.
Косой крест — самый популярный символ со множеством значений. Само слово «знак» символически изображается косым крестом. X — одна из абстракций, относящаяся к идеографическому письму, выражающему непосредственно идеи. Например, идеи единства, партнерства и дара в самом раннем алфавите9 северной Европы обозначала графема X (руна ГЕБО). Но действительное партнерство может существовать только между целостными личностями, которые не теряют своей индивидуальности, даже в единении сохраняют свободу, ведь у этого знака нет перевернутой позиции — это и означает дар свободы, от которого проистекают все остальные дары.
Идеографические знаки допускают различные толкования. Они требуют аналогового подхода, когда мышление как бы случайным образом перемещается от одного вывода к другому, нередко связывая скрытой нитью ассоциаций идеи, представлявшиеся вначале совершенно независимыми. Но каждая истинная аналогия употребляема и в обратном порядке — должна быть готова к инверсии, когда одно качество уступает своей противоположности, а затем всё повторяется в обратном порядке (день сменяется ночью; жизнь — смертью). Знак X — один из символов инверсии, и он прекрасно иллюстрирует закон «как вверху, так и внизу». Он универсален, лаконично отображая основной закон Тота Гермеса.
Перечислим некоторые основные назначения, которые символ X имеет в жизни: крест прямой и косой (кстати, вспомним широко распространённый прием вышивания «крестиком»); буквы X, Т (греческая или латинская буква Т происходит от креста may и несёт его смысловую нагрузку); римская цифра десять; знак умножения в математике; неизвестное — переменная величина в математике или не имеющий названия фактор, явление («икс-лучи», планета «икс», мистер «икс»); в биологии женские хромосомы Х-образной формы; косой крест (салтир) в геральдике (кресты св. Андрея, св.Патрика).
Слово «салтир» происходит от латинского sal tire — преграда. Первоначально означало загородку в виде крестов, не позволявшую разбегаться скоту, но которую люди могли свободно перепрыгнуть.
Рис. 5. Магическое воскрешение умершего, окружённого иероглифами Анх - "жизнь" (прорисовка росписи саркофага жреца храма Амона Аменемопа; XX династия; Лувр, Париж)
Человек от животного отличается наличием разума, поэтому знак X говорит о невидимом препятствии в области сознания, преодолеть которое можно, лишь победив все животные страсти человеческой натуры. И только тогда человек выходит на уровень своего бессмертного Духа, становясь богочеловеком. Развитое сознание возводит его на более высокую ступень, позволяющую пройти через «узкие врата», ведущие к бессмертию. Знак X символизирует препятствие как на земном, так и на духовном плане, поэтому салтир, являясь одним из самых простых знаков в геральдике, отличал тех воинов, которые успешно штурмовали город неприятеля. Истинным же победителем является лишь тот, кто может победить самого себя.
В средние века, когда в большинстве люди были неграмотны, они писали X вместо своей подписи и для подтверждения искренности целовали «крест Христа» аналогично тому, как целовали Библию. Поэтому X в конце письма означал поцелуй и одновременно подпись.
«Поставить крест» — значит прекратить какое-либо действие. Известный международный жест «скрещенные руки» свидетельствует об окончании состязаний, работы, движения. Скрещенные кости — своего рода метафора кончины, смертельной опасности.
Рис.6. Египетская роспись
Исстари на подходах к поселению, городищу ставились кресты — олицетворение границы. Завершение пути обозначалось буквой may или mem (T — египетский крест), и она закономерно замыкала древнееврейский алфавит. Крест, и в особенности его Т-образный вариант, имеет значение непреодолимой преграды или конца, последнего рубежа10. Но ограничение, запрещение, завершение, неизвестность — все эти понятия предполагают инверсию, переход одного действия в другое, противоположное.
Становится ясно, что идеографический знак X заключает в себе сразу несколько смыслов, показывая, что оба мира — духовный и материальный, имеют точку соприкосновения, «границу», которую необходимо преодолеть, и она является одновременно концом старого и началом чего-то нового. И если Т-образная форма креста графически показывает непреодолимую преграду, то косой крест даёт понять, что её уже нет — есть возможность перехода через так называемые в евангельском рассказе «узкие врата»; в кресте они обозначены точкой пересечения. Скрещенные на груди покойного руки не дают ли повод думать, что тело усопшего запечатлевает собой сам знак ?
Ранее было сказано, что знак — ключ к тайне сознания. Однако прежде, чем человек откроет этим ключом «Тесные Врата в Царствие Божие», он должен пройти путь креста, где распинаются все людские страсти. Совершенного человека Платон изображал в виде буквы X в круге, а знак показывает, каким путем человек может достичь совершенства.
Первая буква еврейского алфавита алеф א, напоминающая букву X, является иероглифом, изображающим человека, одна рука которого поднята, а другая опущена. «Жест одной рукой, указывающей на Небо, уравновешивается другою, указывающей вниз на Землю, беспредельное зарождение внизу, беспредельное перерождение вверху — видимое только проявление невидимого, человек из праха предоставляется праху, человек из духа возрождается в духе», — сказано Е.П.Блаватской в «Разоблаченной Изиде».
Алеф и may, альфу и омегу — начало и конец, объединяет в одном знаке символ X. И вспоминаются слова Иисуса: «Я есмь Альфа и Омега» (Откр. 1:8), «Я есмь Путь» (Иоан. 14:6). Перекрестье путей — это вечная дилемма и проблема выбора. Римское десять состоит из двух пятерок в зеркальном отражении; цифра же пять и пятиконечная звезда символизируют человека.
Продление всех сторон треугольников в звезде, даёт 10 лучей, а десять указывает на новый цикл развития. Человек, излучающий свет, становится равен Богу (1), но это возможно лишь когда он пройдёт цикл развития (10). В одной из «Книг Гермеса» сказано, что «число 10 является матерью души, что жизнь и свет объединены в нем, так что число ОДИН родилось от Духа, а число ДЕСЯТЬ от материи. Единство образовало десять, десять образовало единство». В древней рукописи IV века «Геометрии Боэция» сказано, что в пифагорейской системе чисел 1 и 0 были первой и последней цифрой, то есть альфой и омегой.
Для Пифагора нуль (как и круг) означал совершенную фигуру, монаду, беспредельное и вечное; в даосизме и буддизме нуль символизировал пустоту, небытие; в каббале — безграничность, беспредельный свет, единое; в исламе — символ Сущности Божества.
Единица же во всех религиях — первичное единство, сумма всех возможностей, позволяющих развиться качеству и приводящих к множественности. Перед единицей есть только пустота и небытие, абсолютное таинство, непостижимый Абсолют.
И арабское, и римское число десять, каждое по своему, отражает одну и ту же истину: единство человека и Бога. Знак косого креста указывает и на путь достижения этого единства, ибо состоит из двух знаков огня — человеческого разума, устремляющегося вверх, как пламень /\, и божественного разума, который всегда обращен к людям \/. Слияние человеческой природы с божественной возможно на уровне сознания, но только в том случае, если земное сознание будет обращено к божественному. Две римские цифры пять в зеркальном отражении означают, что земное — лишь отражение небесного. Так что в римском числе десять сокрыта символика евангельских «узких врат», ведущих к бессмертию.
Верхняя часть креста — римская цифра пять V — графическое изображение, идентичное знаку манасического Огня, который, являясь «Умом» Бога, или Св. Духом, обращен к людям и является пятым принципом в семеричном строении человека. И поэтому совершенно закономерно этот знак обозначает победу (Viktoria), подразумевая победу духовного сознания. Это и символ сердца, знаменитой Чаши Грааля, и предвечных Вод Пространства, из которых «все стало быть». Поэтому земные воды обозначаются треугольником вершиной вниз. Но Воды Пространства не имеют границ, Чаша не может быть наполнена, так как её края уходят в бесконечность, и знак \/ показывает это. Плоскостное графическое изображение Чаши имеет две стороны, символизирующие «Ум» (Манас) и «Сердце» (Буддхи), но если посмотреть «объемно», то понимаешь, что сторон как таковых нет: исходя из точки, конус в сечении образует круг — символ единого Бога. Чаша как бы наполнена Волей Бога — Высшим принципом — Атмой.
Нижняя часть креста /\ — зеркальное отражение цифры пять — означает кама-манас, или ум-желание, символом которого также является огонь, но земной, изображённый вершиной вверх.
Точка соприкосновения верхней и нижней частей знака X, а также , есть символ «узких врат». И через это «игольноё ушко» может пройти лишь тот, кто обладает расширенным сознанием, позволяющим ему соприкоснуться с сознанием Бога. Поднятие же сознания до уровня идей символично изображается крестом в форме «вертикальной» буквы X — схематичного изображения человека, прочно стоящего ногами на земле и простирающего свои руки к Небу. Врата, ведущие к воскресению, становятся всё уже, пока не превратятся в единый путь, наверх к «игольному ушку», символически изображённому в знаке буквой Р. Пройдя этап поднятия собственного сознания до сознания Бога, человек сливается с Ним и обретает Бессмертие.
От редакции
Египетский иероглиф Анх в чём-то напоминает собой бутон распускающегося лотоса, волшебный светильник. Он является знаком земной жизни (креста) и вечности (круга). По виду и сути он связан с астрологическим и астрономическим символом планеты Венера! «Утренней звезде» (хотя сияет она и на закате) поклонялись испокон веков различные народы. Среди них и те, что ныне разделены водами Атлантики: месоамериканцы с запада и древние египтяне с востока, чьи предки — с затонувшей тысячелетия назад легендарной Атлантиды. Не тому ли свидетельство, что и в Центральной Америке и на северо-западе Африки атрибутом великого почитания было двуединое существо — ПТИЦЕЗМЕЙ? У древних майя, ацтеков полумифический герой Кецалькоатль, «Пернатый Змей», отождествлялся именно с Венерой. Египтяне поклонялись крылатой кобре Урею, или Урхеку (егип.), символу Посвящения и сокровенной Мудрости, испепеляющему своими «лучами» врагов верховного божества Ра; это богиня Уаджет со свойствами той, чьё имя в Греции — Афродита, а в Риме — Венера.
Венера в санскрите именуется как Шукра и Кавья. Шукра — эпитет и бога Агни, и символ оживляющей силы влаги, то есть «Огня в Воде». Кавья — поэзия, изречённая мудрость. Тем самым в древних названиях планеты озвучен сакральный духовный аспект Венеры как прародительницы Огненной сферы Земли.
Венера, согласно теософским воззрениям, — планета высокого духовного развития, и её невидимые «разуплотнённые обитатели» завершают определённый этап своей эволюции (7-й Круг, 7-ю Расу). Принятый для неё астрономический знак находится в согласии с эзотерическим содержанием: главенствует дух — круг вечности, он над крестом, то есть над материальным зарождением, и крест выступает уже во второй своей ипостаси — духовного возрождения. Дух нашего человечества распинаем пока грубоматериальным, и потому символ Земли — крест в круге (или даже над кругом).
О чём ещё напоминает астрономический символ Венеры, этот, словно её, ключ Анх? Конечно, по форме он — антипод знака Земли, ЗЕРКАЛО, отражающее то, чего касается его «око». А пристальное «око» Венеры раз в 584 суток строго направлено на Солнце и Землю. Окутанная густым облачным покровом, отлично отражающим свет, двойник наш — по размерам и массе, планета Венера, регулярно оказываясь от нас на прямой за Солнцем (в верхнем соединении), обращает к Земле всегда одно и то же своё полушарие! Так уж срезонированы частоты обращения двух соседних планет вокруг осей вращения и Солнца (см. «Дельфис», №1 (13)/98, с.60; №1/98, с.85). И утончённая гармония между движениями Земли и Венеры контролируется правилами золотого отношения и пятикратия — алгебраическими принципами КРАСОТЫ. Не случайно интервалы между взглядами красавицы Венеры составляют 1,6 земных лет, или ровно 5 венерианских суток.
И почему даровано нам столь прекрасное зеркало? Не иначе, как для самосозерцания, ибо, «подобно отражающей Луне — это дверь, через которую может пройти душа»; ведь «отражая многочисленные образы Единого, зеркало представляет инструмент медитации» (Д.Пёрс «Мистическая спираль», перев. с англ., М., 1994).
Э Н
- Ваши рецензии