warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Цветок бессмертия


(Сказка)

Там, где морские волны разбиваются о высокие скалы, где суровый ветер по ночам беседует с утлыми рыбацкими суденышками и блеск звезд едва пробивается сквозь густые тучи, с незапамятных времен стоял маленький город. Люди, что жили в нем, с утра до позднего вечера тяжелым трудом добывали себе хлеб насущный и все равно не знали счастья, страдая от нищеты, болезней и смерти близких.

Однажды молодой музыкант по имени Эрлис, странствуя, зашел в этот город. Он бродил по его улочкам, смотрел на покосившиеся лачуги, на голодных, оборванных детей, играющих в дорожной пыли. Сжалось от боли его сердце. «Чем же им помочь? — спрашивал себя юноша. — Жизнь людей в этом краю так тяжела и беспросветна. Может быть, музыка принесет им немного радости?»

Эрлис достал скрипку и начал играть, переходя от одного дома к другому. Но люди, поглощенные заботами, не слушали его. Кто-то просто не обращал внимания, другие бранили и называли бездельником. Прошло несколько дней. «Как же быть? — думал Эрлис, выйдя из города. — Музыка нравится деревьям и птицам. Даже суровый ветер становится мягче, когда слушает звуки скрипки. Но этим людям она не приносит ни мира, ни облегчения».

Незаметно для самого себя он очутился на берегу моря и увидел рыбака. Тот одиноко стоял у самой кромки воды и внимательно смотрел на волны, что одна за другой поднимались, пенились и затем мягко опускались к его ногам. Молодой музыкант подошел, но долго не решался нарушить молчание. Наконец, он поздоровался и спросил:

— Почему ты просто так стоишь здесь, а не ловишь рыбу, как другие?

Незнакомец обернулся и посмотрел на юношу, улыбнувшись.

— Приближается шторм. Я прошу море быть добрым к тем, кто уплыл сегодня. Они не успеют вернуться до начала бури.

 

Цветок бессмертия

 

Теплый, как лучи солнца, и вместе с тем удивительно глубокий, проницательный взгляд старого рыбака заставил Эрлиса на мгновенье забыть о своих печалях. Они долго стояли на берегу и молчали. Наконец незнакомец заговорил:

— Ты грустишь, потому что не можешь избавить от страданий этих людей, и сердце твое переполнено горечью. Давным-давно, когда я был маленьким, старший брат рассказывал мне легенды о великом Цветке Бессмертия. Только он может открыть истинное счастье.

— Где же растет этот цветок? Может быть, его нужно поискать в лесу или в поле?

— В этих краях нет Цветка Бессмертия...

Юноша задумался, а потом умоляюще посмотрел на рыбака:

— Пожалуйста, дай мне твою лодку. Я переплыву море, достигну далеких стран и там обязательно найду волшебный цветок!

Незнакомец улыбнулся:

— Ну ладно, возьми.

Лодка была старая, но вполне крепкая. Нужно было заново просмолить днище да сменить потрепанный ветром парус. Пока Эрлис готовился к далекому путешествию, несколько жителей города пришли поглазеть на него:

— Смотрите-ка, этот бездельник решил взяться за ум! Ты собираешься ловить рыбу?

— Нет, я хочу за морем найти Цветок Бессмертия, — ответил юноша.

— А зачем он тебе?

— Чтобы сделать всех вас счастливыми.

Люди стали перешептываться между собой, а потом громко захохотали:

— Да он сумасшедший! — И несколько метко брошенных камней больно ударили музыканта по рукам и спине.

Толпа любопытных росла с каждой минутой. Вдруг, словно по волшебству, каждый грубый окрик, насмешка или бранное слово стали оборачиваться птицами, черными, как смоль, злыми и безобразными. Вскоре огромная стая закружилась над берегом, оглашая округу резкими криками.

С печалью и жалостью смотрели на людей музыкант и рыбак. Прощальное напутствие друга обернулось прекрасной белоснежной птицей. Она величественно опустилась на корму, и лодка стала удаляться от берега. Свежий ветер раздувал парус изо всех сил, заставляя суденышко быстро скользить вперед, а стая черных птиц мчалась следом, но не могла угнаться за ним.

Так продолжалось несколько дней. Однажды вечером, когда усталое Солнце медленно опускалось за горизонт, ветер неожиданно стих. Парус встрепенулся последний раз и поник. С тревогой смотрел молодой музыкант вдаль: быстрее тучи надвигалась черная стая. Эрлис испугался, но решил про себя: «Я должен выстоять. Иначе кто же найдет великий Цветок?» Взмыла вверх белоснежная птица, приготовившись к бою...

Злобные твари разили молодого музыканта крыльями, терзали клювами и когтями, рвали парус и дробили деревянную лодку. Много часов отбивался юноша и упал, обессилев от ран, перед самым рассветом. Ночь чуть-чуть отступила, но Солнце не спешило проснуться...

Бесстрашно сражалась белая птица: сотни сильных врагов падали вниз, исчезая в морской пучине. Но и ее силы подходили к концу. В последний раз поднялась она в небо, словно молния, пронзила черную стаю и камнем упала вниз, поверженная.

В этот миг Солнце озарило небо улыбкой рассвета, тихонько тронуло морскую гладь. Первые лучи, упав на волны, вспыхнули яркими звездами и превратились в прекрасных дельфинов. Другие, коснувшись высоких облаков, обернулись сверкающими белоснежными птицами.

— Кто вы? — спросил юноша, очнувшись.

— Мы посланцы Прекрасной Страны, — ответили дельфины.

— Мы посланцы Прекрасной Страны, — откликнулись птицы.

Дельфины подхватили разбитую лодку и помчали ее вперед, а птицы рассеяли остатки черной стаи. Несколько минут они скорбно кружили над тем местом, где волны сомкнулись над их погибшей сестрой, и устремились вслед за маленьким корабликом. Неутомимые морские друзья несли лодку на своих спинах до самого вечера, а потом ее подхватили птицы, взмыли с ней высоко в небо и растаяли, обернувшись россыпью звезд.

 

* * *

Молодой музыкант не помнил, как очутился в Прекрасной Стране. Открыв глаза, он увидел множество людей, склонившихся над ним. Десятки глаз были полны участия, добрые лица излучали мир и спокойствие. «Наверное, я нашел то, что искал, — подумал юноша. — Эти люди сказочно красивы и, кажется, счастливы. Где-то поблизости непременно должен расти Цветок Бессмертия!»

Сколько времени провел Эрлис в Прекрасной Стране, сколько зим успели сменить лето в его родном суровом краю, неизвестно. Он всем сердцем полюбил этих открытых и добрых людей.

Особенно ему нравился лес. Волшебные деревья умели понимать человеческую речь, да и сами были отличными рассказчиками. Их могучие корни уходили глубоко в землю, постигая тайны множества зарождающихся жизней, а листва на вершинах шептала о звездах, что таинственным светом озаряли густые кроны по ночам. Юноша часами бродил по опушкам и перелескам, размышляя или беседуя с мудрыми исполинами. Во время одной из таких прогулок он заметил человека, неподвижно стоявшего на тропинке и пристально глядящего в небо. Когда Эрлис подошел совсем близко, незнакомец обернулся.

 

Цветок бессмертия

 

— Сегодня будет сильный ливень, — задумчиво произнес он. — Я прошу тучи быть добрыми к тем крохотным созданьям, что живут среди травы и корней деревьев. Не все они успеют надежно укрыться. Юноша остановился, удивленный. Этот теплый, лучистый взгляд был так хорошо знаком ему.

— А я вас помню, — признался он. — Только в моем краю вы были рыбаком...

Незнакомец улыбнулся:

— Ты встречал моего брата.

— Брата? — поразился молодой музыкант. — Но кто же вы?

— Мы просто странники. Ходим по всему миру и гостим там, где нужна наша помощь.

Эрлис растерялся окончательно.

— Эта страна так прекрасна: здесь же некому помогать!

Внезапно лицо незнакомца стало совершенно серьезным, в глазах появился отблеск грусти.

— Счастье мимолетно без Цветка Бессмертия, — произнес он.

Цветок Бессмертия! Первые месяцы жизни в Прекрасной Стране музыкант все время думал о нем, искал повсюду. Но потом спокойная радость своими чарами окутала его, мысли о далекой родине стали приходить все реже... «Как же я мог забыть?!» — спрашивал себя юноша. Стыд и отчаянье терзали его.

— В этих лесах не растет великий Цветок, — продолжал незнакомец, — но ты нашел дорогу в Прекрасную Страну и можешь остаться здесь навсегда.

Эрлису хотелось о многом расспросить таинственного собеседника, но тот внезапно исчез. Юноша остался один на один со своими мыслями, печалями и тяжелыми сомнениями. Ни множество друзей, ни волшебный лес не радовали его больше. Воспоминания о далекой родине не давали покоя. «Я должен вернуться, — думал музыкант. — Здесь нет Цветка Бессмертия. Может быть, его вообще нигде нет. Может быть, это просто сказка. Люди здесь счастливы, потому что добры. В том весь секрет. Отправлюсь домой и расскажу о том, что видел».

Напрасно друзья уговаривали юношу остаться. Его решение было твердым. Все жители собрались, чтобы проводить Эрлиса в дальний путь. Белоснежные птицы отнесли его на своих крыльях до самого моря. А там сильный, смелый дельфин посадил юношу на спину и помчал по волнам сквозь шторм и ветер. Наконец, вдали показался знакомый скалистый берег.

 

* * *

Сурово и неприветливо встречала Эрлиса родная земля. Ледяной ветер обжигал мокрым снегом и морскими брызгами. Давно забытый голод делал тело слабым и отдавал во власть пронзительной стужи. Тяжелые тучи стали еще темнее и опустились так низко, что, казалось, могли зацепить вершины деревьев. Даже Солнце покинуло этот сумрачный край.

Пока Эрлис жил вдали от дома, великий Колдун пришел из неведомой земли и захватил власть над несчастной страной. И без того тяжелая жизнь стала совсем невыносимой. По приказу жестокого властелина люди платили непомерную дань и бросали своих детей в жерло бесчисленных войн. Не было конца страданиям сирот, вдов, матерей и отцов.

Музыкант ходил от дома к дому, из города в город, пел песни Прекрасной Страны и рассказывал о высокой, светлой любви и простой человеческой доброте, способной сделать жизнь счастливее.

Страшась гнева великого Колдуна, люди не хотели слушать юношу. Они наглухо запирали двери домов и свои собственные сердца, а однажды жестоко избили молодого музыканта камнями и палками.

Без сил лежал Эрлис на берегу моря. Боль от полученных ран и человеческой несправедливости причиняла огромное страдание, голод и холод рождали в душе отчаяние. Придя в себя, он заметил красавца дельфина, играющего среди волн:

— Друзья беспокоятся, — сказал посланец. — Они хотят, чтобы ты вернулся в Прекрасную Страну, где нет печалей.

Тоска сжала сердце молодого музыканта. Он долго молчал, а потом заговорил:

— Как же я могу быть счастливым, когда столько людей живет в этой Тьме? Я не могу их оставить во власти страшного Колдуна.

Глубоко вздохнул дельфин и растаял в морской глубине.

Но не все люди сторонились молодого музыканта. Никакие запреты и страх наказания не могли удержать городских ребятишек. Они часами слушали его рассказы об удивительной далекой жизни. И не было для Эрлиса большей награды, чем светлая радость малыша, улыбнувшегося впервые за свою коротенькую жизнь.

Вслед за детьми тайком стали приходить и взрослые.

Волшебная музыка побеждала страх и слепую покорность. Сердца раскрывались, просыпалась доброта. Люди перестали подчиняться злому властелину.

Тогда Колдун построил жуткие темницы и стал бросать туда каждого, кто противился его воле. По всей стране рыскали слуги властелина. Однажды они схватили молодого музыканта и заточили в мрачную крепость. Очнувшись от жестоких побоев и боли, юноша огляделся. В темнице он был не один. Множество людей, взрослые и дети, томились здесь дни и ночи. Несколько ребятишек узнали Эрлиса и сели рядом:

— Расскажи нам сказку о Прекрасной Стране! — просили они.

Юноша достал скрипку — и полилась тихая музыка. Он вспоминал далеких друзей, добрые глаза незнакомца. «Сколько мне осталось жить? Может быть, совсем немного, — думал молодой музыкант. — А я не отдал еще и малой крупицы того, что знаю...»

Дни и ночи шел разговор о дивных людях и гармонии звезд, о таинственных странниках и светлом чуде любви, о доброте и мудрых деревьях. Звуки музыки бросали вызов мрачным стенам, и неприступная крепость властелина казалась жалкой и непрочной, словно домик из песка. Как мог, утешал юноша отчаявшихся, лечил и перевязывал раны. Он жалел голодных детей и отдавал им свою скудную пищу.

Однажды ночью яркий свет озарил темницу. Это множество белоснежных птиц кружили под сводами мрачного подземелья. Разыскав Эрлиса среди десятков узников, они обратились к нему:

— У тебя дар раскрывать сердца людей, и Колдун теряет свою власть над ними, — говорили птицы. — Он боится тебя больше, чем всех своих врагов, а потому приказал казнить. Завтра ты погибнешь, если не полетишь с нами. Возвращайся в Прекрасную Страну!

Невыносимая тоска сковала сердце юноши. Множество глаз смотрели на него. В них была тревога и доброта, светились участие и сострадание. «Если я брошу этих людей, властелин уничтожит ростки добра», — думал музыкант.

— Человек не может быть счастлив, когда несчастны другие, — ответил он посланцам друзей. — Я остаюсь.

Покружив еще немного, птицы обернулись серебристыми звездами и медленно растаяли в темноте.

Приближался рассвет. Когда ночь отступила при слабом свете сумрачного утра, двери темницы открылись, и вошли слуги великого Колдуна. Они крепко связали юношу и повели к самой высокой скале, чтобы сбросить оттуда в море. Сотни людей заставили прийти к месту казни, и те не пытались скрыть своих слез.

Молодой музыкант стоял на краю скалы. К концу подходили последние мгновения жизни. Лишь об одном жалел он в эти минуты, что так и не нашел Цветка Бессмертия. Юноша посмотрел на людей и улыбнулся, прощаясь...

Внезапно острая боль пронзила его сердце, и горячий, ослепительный свет рассеял утренний сумрак. Казалось, разверзлись небо и земля. Множество Миров, Далеких Стран, красивых людей и удивительных лучезарных Существ наполнили пространство. Все живое ликовало:

— Расцвел Цветок Бессмертия! Сегодня великий день!

Понял тогда музыкант, что все долгие годы поисков он в своем сердце носил волшебный росток. Питаясь заботой о жизни других, тот набирал силу, чтобы однажды раскрыться прекрасным Цветком. Жизнь всего Мира от шелеста трав до движенья могучих Светил открылась Эрлису.

Он ясно увидел такие же ростки в сердцах других людей. В каждом существе, даже в камне и кусочке земли, были маленькие семена. Там, где падали огненные лепестки Цветка Бессмертия, семена прорастали, а ростки укреплялись. Люди становились добрее, все сущее устремлялось к совершенству и вечной, негасимой ЖИЗНИ.

Рассыпались в прах веревки, связывающие руки, слуги черного властелина бежали, охваченные ужасом. Эрлис спустился со скалы и направился навстречу своей новой жизни, спокойный и мудрый. Он догнал идущего по проселочной дороге путника, узнав в нем старого рыбака. Их глаза встретились, и Эрлис понял, что обрел Брата. Под ветхим, мокрым от дождя и снега плащом Странника ярко горел великий Цветок Бессмертия.

«Он мог бы жить в самом прекрасном из всех Миров, — думал музыкант, — а вместо этого идет по грязной дороге, страдает от холода и человеческой жестокости».

— Но ведь и ты мог покинуть темницу... — произнес рыбак.

Больше они не говорили друг другу ни слова. Впереди лежал долгий и трудный путь. Теперь Эрлис знал, что самая главная Тайна Жизни сокрыта в его собственном Сердце и Сердце его молчаливого спутника.

 

Цветок бессмертия

 

Рисунки С.Турий

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: