Тунгусский феномен
Эхо Тунгусского взрыва, прогремевшего над Восточной Сибирью 30 июня 1908 г., все еще звучит в умах и сердцах исследователей-энтузиастов, принадлежащих к разным областям науки. Что за магнетическая привлекательность этого феномена действует уже девяносто лет? Вероятно, причина заключается в изначальной, глубинной тяге человека к познанию всего сущего, умноженной исключительной сложностью и неразгаданностью явления.
Неизвестное космическое тело проникло в атмосферу Земли 30 июня в полночь по Гринвичу. Ранним утром полет огненного тела завершился взрывом в 70 км к северо-западу от пос. Ванавара, расположенного на р. Подкаменная Тунгуска (рис.1). Энергия взрыва соответствовала мощности 2000 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. Воздушная волна дважды обогнула земной шар, а сейсмограф в г. Иркутске отметил небольшое землетрясение. Все эти явления говорили о чрезвычайном характере катастрофы.
Первые научные экспедиции, организованные при поддержке В.И.Вернадского, состоялись в 20-е годы. Возглавлял их крупный ученый - метеоритовед Л.А.Кулик. В 50-е и 60-е годы научные изыскания на месте падения Тунгусского космического тела (ТКТ) происходили под руководством ученого-геохимика К.П.Флоренского.
Местные жители в день катастрофы наблюдали необычное небесное тело на огромной территории между р. Енисеем на западе, р. Леной на востоке, р. Нижней Тунгуской на севере, Алтаем, бассейном р. Ангары и Прибайкальем — на юге. Детальный анализ 708 свидетельских показаний о полете и падении ТКТ обнаружил четкие признаки гетерогенности — разнородности явления [1]. Данные очевидцев из южного сектора территории наблюдений отличались по всем признакам от показаний из восточного сектора. Так, местные жители на юге видели синевато-белое звездообразное тело, пролетевшее в северном направлении ранним утром, что соответствовало общепринятой версии о времени наблюдения. Представители восточного сектора зафиксировали в полдень полет шарообразного объекта на запад. Космическое тело было окрашено в «горячие» тона спектра. На юге световые феномены на небе были описаны как огненные цветные полосы, а на востоке — в виде пламени, обширного зарева. Полет сопровождался сильным гулом и грохотом, были зарегистрированы и звуки типично электрофонной природы — вой, жужжание. Имеются данные о наблюдениях космического тела в форме огненного шара в Иркутской и Читинской областях. Допускают, что этот «двойник» летел параллельно с основным телом и приземлился где-то в безлюдных местах Забайкалья. Справедливо заключить, что 30 июня 1908 г. наблюдались несколько космических объектов.
Рис. 1. Большое Южное болото в районе эпицентра Тунгусской катастрофы
Результаты многолетних исследований выявили удивительную неоднозначность явления, многие признаки которого не укладываются в классическую схему падения крупного метеорита. Самое основное противоречие заключается в несоответствии между масштабом явления, количеством выделившейся при взрыве энергии — с одной стороны, и отсутствием ударного метеоритного кратера и ощутимого объема космогенного материала в виде обломков метеорита или распыленного шлейфа мелкодисперсного вещества — с другой стороны. Тело космического пришельца словно растворилось, не оставив явных следов, как это бывает при падении гигантского кратерообразующего метеорита.
Рис.2. Поваленный лес в эпицентре Тунгусской катастрофы
Ученые не пришли к единому мнению о природе ТКТ. Стало очевидно, что данное явление — совершенно уникально, его изучение требует новых методологических подходов. Все это способствовало тому, что в поисках ответа на поставленный природой вопрос строгие научные методы стали переплетаться с полетами самой смелой мечты и дерзновенных идей. Писатель-фантаст А.Казанцев первым выдвинул гипотезу о надземном характере взрыва ТКТ, что в настоящее время и принято. Ф.Зигель сделал предположение об искусственной природе ТКТ, но эта точка зрения не поддерживается современными исследователями. Среди научных гипотез наиболее распространено представление о метеоритном и о кометном происхождении ТКТ. Некоторые допускают возможность естественного атомного взрыва, мощного электрического разряда и т.д. Американские ученые высказали предположение об антивещественном характере ТКТ и об аннигиляционном взрыве. Несмотря на то, что возможность глубокого проникновения подобного тела в атмосферу Земли сомнительна, эта идея на некоторое время привлекла к себе внимание, ибо удовлетворительно объясняла большую энергию взрыва и отсутствие космогенного вещества.
Автор данной публикации убеждена, что определение качества тонких энергий, излучаемых каждым объектом окружающего мира, может помочь в понимании его природы. Фотографии объекта передают все характерные черты энергетического «облика» и могут служить фактическим материалом для исследований. Кометные тела уже изучались подобным образом [2]. Фотографий Тунгусского тела не существует, но исследовать качество его вибраций все же можно по фотографиям следов взрыва на поверхности Земли. Самым достоверным таким отпечатком является участок поваленного леса в районе пос. Ванавара, в эпицентре которого стоял «телеграфный» лес с сорванными кронами (рис. 2). Фотографии вывала леса, по времени наиболее приближенные к моменту катастрофы, были сделаны еще в первых экспедициях Л.А.Кулика. Репродукции этих фотографий из журнала «Sky/Telescope» и явились фактическим материалом для исследования автора. Для возможности сопоставления (тоже по фотографиям) был определен характер излучений — железных и каменных метеоритов, упавших на поверхность разных регионов Земли, крупных метеоритных кратеров, астероидов (по космоснимкам), атомных взрывов.
Результаты исследования качества тонких энергий в эпицентре взрыва Тунгусского космического тела показали наличие сложного комплекса высоко позитивных энергий большой напряженности. Излучения поверхности нашей планеты, которые можно исследовать по аэрофото- и космическим снимкам, а также по картам, вообще очень неоднородны. Например, тонкие энергии равнин отличаются от тех, что характерны для горных территорий. Каждый крупный регион имеет свой индивидуальный энергетический «портрет». Тем не менее, можно констатировать, что район падения Тунгусского тела по качеству тонких энергий уникален для планеты.
Изучение метеоритов позволило выделить в этом классе объектов два преобладающих типа энергетических комплексов, которые различаются набором излучений высокого качества. Различия могут быть обусловлены вещественным составом, что желательно подтвердить на большем объеме материала. С чем может быть связано обнаруженное качество «небесных камней»? Единственное предположение, которое можно сделать, следует из письма Е.И.Рерих от 21.VI.1952 г., где она упоминала о болидах, все еще носящихся в околоземном пространстве «со времени гибели нашей Лучшей планеты» [3]. Много тайн в Космосе, поэтому трудно представить, какое именно планетное тело имелось в виду. Однако энергетический комплекс следа Тунгусского взрыва несравненно превышает по типу энергий, их сочетанию и напряженности метеоритные энергетические комплексы.
Исследования астероидов выявили единообразные энергии разрушения для всех изученных тел этого класса. Резко контрастируют с энергиями ТКТ и излучения «гриба» атомного взрыва, ибо они состоят из мощнейших энергий разложения. Вообще район любых военных действий излучает в пространство на большие высоты и запечатлевает на поверхности Земли комплекс сильных энергий разрушения. Вся область Персидского залива во время ирано-иракской войны испускала такие энергии (определялось по космическому снимку).
Поскольку энергетические комплексы каждого класса объектов весьма специфичны, можно задать вопрос, энергии каких космических тел соизмеримы с излучениями ТКТ? Ответ, полученный в ходе изучения, был довольно неожиданным. По характеру тонких энергий Тунгусское космическое тело с высокой степенью точности может быть сопоставимо с группой комет, излучающих высоко позитивные энергии. Например, в энергетических комплексах этих комет встречаются определенные энергии, которые не характерны для земных условий, а также и для метеоритных тел. Однако именно они, в тех же сочетаниях и последовательности, присутствуют в энергетическом комплексе ТКТ.
Некоторые исследователи разрабатывали концепцию кометной природы ТКТ. Для лета 1908 г. в средних широтах Евразии была отмечена высокая болидная активность, которая в пять раз превысила таковую за период 1905-1907 и 1909-1913 гг. Л.А.Кулик связывал эту активность с пересечением орбит Земли и кометы Понс-Виннеке. В последующие годы доказательству кометной природы были посвящены работы акад. З.Г.Фесенкова [4]. Некоторые исследователи считали ТКТ осколком кометы Энке [5]. Другие полагали, что Земля столкнулась с остатком ядра самостоятельной Тунгусской микрокометы [6]. В этом случае ядро находилось в сгущении роя обломков и пыли, двигающихся по одной орбите, чем, вероятно, и объясняется повышенная болидная активность лета 1908 г.
Но тогда необходимо понять, как комета осталась незамеченной при сближении с Землей? Подобное можно объяснить, если предположить, что комета либо была очень невелика, либо долгое время находилась в соединении с Солнцем для земного наблюдателя и как бы летела в его лучах (вспомним знаменитую комету 1948 L).
Падение даже небольшой кометы (или ее фрагментов) на Землю объясняет огромную энергию взрыва. Эзотерическое Учение признает доктрину общего начала для всех космических тел — кометную стадию. Вещество кометной материи есть вечная субстанция (в «Тайной Доктрине» она называется «Матерью»), обладающая свойствами, которые, конечно, отличны от привычных особенностей материи нашей планеты. Примечательно, что некоторые астрофизики уже высказывают предположения о несостоятельности распространенной в современной науке концепции Ф.Уиппла о ядре кометы как «грязном айсберге», ледово-каменной глыбе [7].
Столкновение Земли с кометой, вероятнее всего, явилось причиной необычных оптических аномалий на сумеречном и ночном небе в средних широтах западной Евразии в июне 1908 г. На пространстве от побережья Атлантического океана до р. Енисей можно было любоваться изумительным великолепием красок вечерних зорь и необычных светлых ночей, светящимися ночными облаками (рис. 3). Для многих наблюдателей ночь превратилась в фантастический день. Некоторые русские газеты первоначально описали этот феномен как северное сияние. Однако по ряду признаков эти явления не соответствовали ни северному сиянию, ни ярким зорям во время вулканических извержений. Согласно же данным западноевропейских наблюдателей, аномально светлые сумерки и необычные краски вечерних зорь начались уже в апреле (!), а закончились только в августе. Вообще лето 1908 г. было богато на дневные оптические аномалии — ложные солнца и гало редких конфигураций. Существует точка зрения о связи этих аномалий с интенсивными ионизационными процессами, возникшими при вторжении в атмосферу мелкодисперсного космического, скорее всего, кометного материала1 [8]. В районе падения ТКТ существуют разнообразные аномалии. Одна из них — ускоренный рост молодняков деревьев, переживших катастрофу. Некоторые исследователи связывают это с выпадением космогенного вещества. На наш взгляд, причина заключается в чуткой реакции растительности на высокие энергии. Например, изучение воздействий кометы Хейла-Боппа на отдельные проявления жизни показало, что именно растительность в значительной степени ассимилировала энергии этой кометы. Даже в июне 1998 г., по прошествии более года, как комета стала удаляться от Земли, хвойные деревья московских парков все еще «помнили» небесную гостью и излучали ее специфичные энергии. В январе 1998 г., когда планета вступила в пространственный энергетический след этой кометы и еще раз испытала воздействие ее энергий, в оранжереях г. Санкт-Петербурга были отмечены значительные сдвиги в сезонных циклах у растений2.
Рис.3. Ночные светящиеся облака, наблюдавшиеся 30 июня 1908 г., с. Муратове, Орловской губ.
В проблеме Тунгусского феномена существует важная особенность. Средне-Сибирское плоскогорье, где свершилась катастрофа, относится в тектоническом отношении к Сибирской платформе с широким развитием траппового покрова. Траппы являются магматическими породами, которые сформировались в пермский и триасовый периоды геологической истории (280—230 млн. лет назад). Для того времени была характерна интенсивная вулканическая деятельность. Известно, что эпицентр катастрофы почти совпал с трубкой кратера одного из таких древних вулканов нижнетриасового возраста. Трапповый покров характеризуется значительным магнитным полем, что выделяет данный район в Восточно-Сибирскую магнитную аномалию глобального масштаба. В связи с этим возникло предположение о магнитной чувствительности Тунгусского тела и неслучайности района его падения3 [9].
Исследование по фотографиям качества тонких энергий извержения вулкана показало присутствие целого комплекса энергий разрушения. Изучение областей молодого вулканизма по космическим снимкам выявило наличие тех же энергий. Но области древнего вулканизма могут все еще испускать подобные энергии, что и определяется по излучениям Средне-Сибирского плоскогорья. Извержения вулканов — интенсивный выброс не только вещества, но и энергий так называемого подземного огня. В Учении Живой Этики имеются определенные сведения о его качестве: он назван губительным пламенем («Аум», 94), а извержения вулканов причислены к космическим разрушениям («Сердце», 343).
Однако энергии вулканического характера, как оказалось, присущи лишь северной половине Средне-Сибирского плоскогорья, а его южная часть и вообще юг Восточной Сибири излучают энергии, характерные для Тунгусского космического тела (!).
Закон полярности предусматривает сочетание пары противоположных явлений. В Учении Живой Этики сказано, что огонь подземный и огонь надземный родственны, но несхожи в воздействии. Нельзя ли тогда предположить, что Тунгусское космическое тело с высокими энергиями магнитно притянулось к области с противоположными вибрациями, изменив качество излучений на огромной площади?
Все в этой жизни имеет две стороны. Народная мудрость гласит, что «нет худа без добра». Понятие взрыва обычно ассоциируется в сознании с чем-то разрушительным и негативным. Если же по ряду причин взрывается тело, сложенное материей более утонченной, чем вещество нашей планеты, а излучения высоких энергий напитывают пространство на больших расстояниях, то можно ли причислять такое явление к категории только разрушительных? И, если мощь нашей родины и впредь Сибирью будет прирастать, то, как знать, не обернется ли благодеянием для будущей России и ее преображенного народа то необычное событие, которое произошло в начале XX века? Следует признать, что в системе космоземных связей существуют глубокие тайны, и человек только задумался о них и начал приближаться к порогу неизведанного.
- Ваши рецензии