Врата узкие — окна светлые
(Из цикла «Узлы на память: смена эпох»)
Душа Вселенной пристально смотрит через многочисленные окна и двери дворца, который принято называть — Жизнь.
Учение Храма (Урок 157)
Узловые точки — излюбленные чётки матушки-природы. Благодаря им тонкие, незаметные для нас причины сплетают в напряжённом действии видимый узор плотных следствий. На перекрестье, на перепутье, как это случается по жизни, мы останавливаемся, задумываемся, решаем, как же идти дальше; хорошо, если догадываемся, куда ведёт нас скрытая от глаз тропа сонма причин. И всегда смена этапов, фаз, маршрутов происходит на перегибе или в узле — в точке ветвления, в момент бифуркации. Пусть лингвистически не выверена, но по смыслу справедлива динамически цельная цепочка слов:
узость — узник — узел — узор — узреть — узнать.
Именно определённой степени сужение — узкий канал всегда и во всём гарантирует своей внутренней силой переход от одного состояния в другое, от объекта к объекту, когда срабатывает эффект «проскока» (вспомним капиллярные силы, двигающие жидкость в тонкой трубке). Любое функционально важное отверстие — глаза, окна, двери... (не отсюда ли образ «окна — глаза»?) — служит входом или выходом для системы, через которое устремляются потоки вещества, энергии, информации.
Мы часто говорим: «стечение обстоятельств». Что это? Да тот же эффект соединения, совмещения, встречи (!) двух, трёх, многих явлений в данный, сравнительно небольшой интервал времени, служащий своеобразным временньым «отверстием», через которое низвергаются потоки событий. И результат станет тем более заметным, чем в большей степени сойдутся, срезонируют, окажутся в одной фазе колебаний, а не пойдут в разнобой, разнос многие ритмические процессы, действующие совместно, проникающие друг в друга. Значит, в какое-то время мы сможем попасть на тот участок событийного поля, где вершится не «вычитание», не уничтожение колебаний, а их «сложение», как бы рукопожатие — и здесь проявление происходит в наибольшей мере. В этом случае высвечиваются эпохальные даты. В пространстве же — узловые точки (линии, целые области). Иногда их именуют локусами. В качестве них могут выступать и особые ситуации — сингулярности при рассмотрении моделей эволюции Вселенной (предначала её расширения). В пирамидальных, конусообразных конструкциях, у гор — это вершины, пики. Вообще в любой системе — это те самые её входы и выходы — истоки и стоки, или острия и колодцы. У нас, например, — это глаза, нос, рот, уши. В математике — экстремумы функций, перегибы, в физике — пучности, каустики (то есть центры кривизны), фокусы, у растений — места ветвления, называемые узлами; на небе — точки видимого пересечения траекторий движения Солнца, Луны и других планет, из-за чего возникают тесные соединения светил, вплоть до так называемых покрытий, фактически наблюдаемых при солнечных и лунных затмениях, в древности считавшихся опасными и грозными явлениями.
Перекрестье — всегда знак особый, предупреждающий, а крест — символ надёжного оберега. Крест — на Небе, крест — на Земле. Причина — вверху, следствие — внизу. И наоборот. Вечная перекличка между высшими и низшими пространствами событий, сцеплёнными дыханием единой Жизни...
Рис. 1. Гороскоп для московского наблюдателя на день солнечного затмения 11.08.1999 г. (по данным А.В.Добряковой)
Случилось так и в день знаменитого затмения Солнца 11 августа 1999 года, о котором сказано будет ещё немало. Оно стало особенно ярким знамением, осмелимся сказать — за всю историю планеты, ибо притянуло к себе взоры небывалого числа людей, пройдя в наиболее населённых, «просвещённых» местах Земли — над Европой. Благодаря современной технике космическое событие транслировалось на весь мир вдоль значительной части маршрута бесшумного скольжения лунной тени. Кто-то страшился происходящего, кто-то радовался, приветствуя Солнце. Дуга не только тревожных ожиданий, но и ликования, пронёсшаяся по планете, наверное, скомпенсировала, сняла то чрезвычайное напряжение, что приносит природе и психике людей вообще любое затмение, тем более совпавшее с максимальной деятельностью самого Солнца. Активность же его оказалась в эти месяцы уже в наибольшей фазе. К напряжённому состоянию Солнца добавилась та «затменная» сила, соединявшая его с Луной и Землёй, что держала под прицелом кору планеты вдоль полосы плывущей тени. Недра отзовутся, но чуть позже...
А в небе Земли, отражая космическое далёко, стояло свое перекрестье, грозным видом всколыхнувшее астрологов и предсказателей (рис. 1 и 2). Почти через 90 градусов по кругу шествовали: 1) Солнце с Луною — в солнечном знаке Льва; 2) воинственный Марс в знаке своём — Скорпионе; 3) тоже в знаке своём, Водолее, — защитник верховный Уран; 4) опасный Сатурн, но в знаке чужом — могучем Тельце, где властный Юпитер поодаль на страже сиял. В те дни, будто соперничая, пронзили Землю, две скрещенные «шпаги»: Солнце — Уран и Марс — Сатурн. (А ведь «...когда лучи Сатурна скрещиваются с лучами Урана, происходит великая дисгармония!..», — писала Е.И.Рерих.) Однако светоносная первая «шпага», пусть «надломленная» Луною в минуты затмения, наделена была большей силой, нежели вторая — мрачная «шпага». Тем более, совсем неподалёку от Солнца, поддерживая его лученосные, вечно протянутые «руки помощи», с одной стороны блистала Венера, с другой — Меркурий. Урану же невидимо вторил расположенный рядом далёкий Нептун. Над нами тогда распростёр свои крылья, наверное, крест не зловещий — охранный, так разметавший в небе светила по их контрастирующим свойствам, что качества собраны были всё ж для напутствия доброго. Не оттого ли небывало жаркое лето 99-го, пройдя через узкое «жерло» событий 11 августа, виделось прорывом в новые времена?..
Как в грозу, гром слышится лишь после вспышки молнии, так и грохот катастрофических землетрясений услышан был через неделю- другую после затмения. В Турции, где пролегает чувствительный Анатолийский разлом, первый сильнейший толчок случился 17 августа; в Греции, рядом с Афинами (!), — 6 сентября. И всё это происходило вдоль «грозового» маршрута — полосы затмения. Самое разрушительное за сотню лет, неглубокое по залеганию землетрясение на Тайване, потрясшее весь остров позже, почти через три недели — 24 сентября, продлило на восток шквал бед (туда, словно, бежала, но не дошла, лунная тень).
Как в линиях ладони скрыты сведения о судьбе человека, так и в горных цепях, глубинных разломах, конечно же, заключены тайны прошлого, настоящего, будущего отдельных участков планеты, её целостной судьбы — надо лишь научиться «читать»... И эти «узловые» геолинии и области, мы думаем, упорядочивают свой ход не без помощи лунно-солнечных сил, чьи воздействия концентрируются в теле Земли вдоль дуг лунной тени при полных затмениях Солнца. Места пересечений тех дуг оказываются самыми «болевыми» точками на поверхности Земли, тем паче, если затмений несколько и следуют они друг за другом достаточно часто. Поясним, что на эти районы, во-первых, чаще, чем на другие, проецируются солнечным лучом участки лунной орбиты и, во-вторых, над ними чаще располагаются в дни новолуний её узлы (пересечения с эклиптикой). В результате «спица» Солнце—Луна указывает, скорее, именно на такие места, подтягивая к ним ядро Земли, точнее, ко внутреннему покрову оболочки планеты, вызывая её сотрясение (последняя мысль — изобретателя Н. Н. Коровякова).
Рис. 2. В начале августа 1999 г. 5 из 9 планет Солнечной системы расположились в секторе около 20" вблизи линии Земля-Солнце (рис. из ж-ла «Звездочёт»)
О чём же свидетельствует расположение треков полных солнечных затмений, главным образом, на территории Европы в XX и XXI столетиях? В исторически эпохальном интервале 1900—1918 гг. случилось единственное затмение (1914 г.), как бы отделившее тенью Луны Восточную Европу от Западной (!). В судьбоносном промежутке 1919—1940 гг. два затмения с параллельным ходом треков следовали вдоль северного побережья Европы и Сибири (1927 г.) и через южные моря и юг Сибири (1936 г.), будто вытягивая единый широкий пояс событий от Европы к Дальнему Востоку. В не менее напряжённом интервале 1941—1962 гг. произошли уже три затмения (1945, 1954, 1961 гг.), «столкнувшие» свои треки на всём пространстве европейской части России от Крыма до Предуралья. В спокойном же интервале 1963—1984 гг. — полное отсутствие затмений над этой частью России, да и Европой в целом. В 1986—2006 гг. — всего лишь одно недавнее затмение 11 августа 1999 г., пронёсшееся над центральными частями Европы и самым югом Причерноморья. Кстати, в чём-то аналогичное и как бы предупреждающее затмение прошло над Санкт-Петербургом и Москвой почти сто лет назад — 19 августа 1887 г., а следующее похожее произойдёт лишь 16 октября 2126 г (Так что в течение 240 лет Москва оказывается вне досягаемости полных солнечных затмений!) В 2008—2030 гг. — на радость людям вновь отсутствие затмений над значительной частью Европы и России (в 2026 г. — лишь в Испании). В 2001—2052 гг. — невиданное, совершеннейшее отсутствие полных солнечных затмений в Европе, Сибири и на нашем Дальнем Востоке; и только в 2053—2074 гг. — единственное «уральское» затмение (2061 г.). Не иначе, как годы благоденствия и покоя первой половины XXI века, в сравнении с первой половиной ХХ-го!
Но к концу XXI столетия два затмения (2081, 2090 гг.). следующие одно за другим, сложением своих треков повторят во многом августовское затмение 1999 г., быть может вновь обрекая Турцию на мощное землетрясение в сентябре 2081 г. (пройдёт 82 года — почти полный цикл планеты Уран, планеты Новой эпохи).
Не правда ли, существует некая корреляция между годами прохождения тени Луны над Европой и Сибирью, с одной стороны, и временем решающих событий истории — с другой? Будто прихотливый узор вышивает острая игла лунной тени по ковру земной поверхности, задавая канву последующему людскому действу (рис. 3).
Показательно, что сейсмически неустойчивая зона полуострова Малая Азия, где расположена Турция, буквально испещрена треками полных солнечных затмений, уже проходивших и прогнозируемых в будущем — в 1914, 1936, 1999, 2006, 2060, 2081, 2088 годы, кстати, следующих друг за другом со средним интервалом в 28—33 лет, важнейшим временным интервалом в жизни человека. Значит, августовское землетрясение в Анатолии, безусловно, связано с недавним августовским же солнечным затмением, которое послужило «спусковым крючком».
Итак, бушуют вокруг разные процессы, не одинаковые по силе и величине ритмов, процессы земные и внеземные — космические. Они могут быть и тесно, и крайне слабо связаны между собой. Но когда они резонируют, когда вдруг сливаются в одной фазе действия всевозможные причины, тогда остаются в памяти поколений великие катастрофы и бедствия — люди проходят через горнило трагических событий. Завязываются узлы на память. Зажатый в тисках времени поток следствий, разливаясь половодьем новых причин, устремляется в будущее. Это как двери и окна в доме. Если стена и крыша своей устойчивостью и замкнутостью сберегает нашу стабильность и спокойствие, словно фиксируя и тем продлевая настоящее, то через двери и окна осуществляется подвижная связь с внешним миром. Настоящее черпает опыт — из прошлого, надежду — из будущего. Происходит переток энергии из вчера в завтра, реализуется динамика развития.
Так и «узкие врата» антропного принципа, необходимого для реализации физических, химических, биологических условий существования, требуются сложным природным системам, явлениям жизни, дабы, появившись на плотном плане, эволюционировать к раскрытию разума1.
Рис. 3. Треки полных солнечных затмений в Евразии в XX и XXI веках
Врата узкие, хотя и трудно пройти, но непременно надо. Это испытание данной земной жизнью — мгновением по сравнению с долгой чередой различных проявлений, воплощений и пребывания в незримых субъективных планах. Наша жизнь сама есть узкие врата из Невидимого в Неведомое, событие в нескончаемой жизни индивидуальности, восходящей по лестнице эволюции. В «руке» нашей жизни в тугом пучке схвачены волнистые «стебли» множества циклических явлений, что сопровождают её от восхода до заката, и сжаты они в одноимённых фазах своих изменений.
Точно также различные временные отрезки, установленные ещё в древности — эры, эпохи, кальпы, юги и т.д., отражают существующие в природе важные интервалы, в течение которых формируются те или иные события, длящиеся до чрезвычайности долго. Наш XX век видится стечением нескольких подобных вех, потому отмеряющих особую ступень Перехода.
Замечено, что в XX столетии мировые события стремительно убыстрялись, словно нёс их всё более и более уплотняющийся поток времени. (Элементарная физика подсказывает: чем уже сечение потока, тем давление и скорость в нём выше.) И оттого наблюдаемое ускорение событийного хода — не иначе, как результат слившихся в один узкий, но могучий поток многих циклических явлений, охватывающих Землю и человечество. Это итог значительных резонансных процессов. Во «временные врата» столетия ринулись ритмы природы, оказавшись, по-видимому, на переходе от максимума к минимуму (или наоборот) своего выражения, значит — на своём перегибе, когда на смену одних циклов приходят следующие за ними. Слились своими завершениями две трудные эпохи — Рыб и Кали Юги (железного века) в преддверии двух грядущих эпох, светлых — Водолея и Сатия Юги (золотого века). И та, и другая веха — переход от Рыб к Водолею и от Кали к Сатия Юге — ознаменованы своими особыми небесными ситуация ми, глубинно связанными друг с другом.
Смена эпох, определяющая первую веху, «привязана» к солнечному Зодиаку и прослеживается по тому, в какое созвездие вступает точка весеннего равноденствия (пересечение небесных экватора и эклиптики) при движении вдоль эклиптики. Такому смещению, свершающемуся за примерно 26 тысяч лет, «автоматически» вторит почти круговое движение полюса мира (северного, южного) относительно полюса эклиптики.
Статья Юрия Исаевича Блоха, следующая в этой рубрике, как раз и посвящена указанной смене эпох. Статья Эльвиры Вениаминовны Третьяковой — второй вехе — смене Юг, отмеченной, по преданию, особым сочетанием светил на небе Земли, а именно: Солнце и Луна (в ситуации солнечного затмения), Юпитер и группа звёзд под названием Тишья из лунного Зодиака должны сойтись в одном и том же знаке солнечного Зодиака. Так что нынешнее напряжение века означено перекрестьем, совпадением определённых фаз по меньшей мере двух долгопериодических космических явлений: 1) прецессии земной оси, вызванной влиянием Солнца, Луны и других планет на не вполне сферическую Землю; 2) вращения линии узлов лунной орбиты (соединяющей точки пересечения орбит Земли и Луны), обусловленного воздействием опять же Солнца и планет.
- Ваши рецензии