Всё главное внутри нас
(Публикация «Бангалорских встреч» со С.Н.Рерихом)
2 августа 1989 г., Бангалор (Индия)
Николай Качанов: Мы вернулись с моей женой Тамарой из Адьяра, и вечером у нас была встреча со Святославом Николаевичем Рерихом. Рассказали ему о наших впечатлениях, об Ашраме Ауробиндо, о городе Ауровиле, о коммуне и поделились впечатлениями о посещении Теософского общества. С.Н. был доволен, что мы сами, без какой-либо помощи, всё почувствовали, поняли правильно. По поводу Ауровиля он сказал, что люди начинают проявлять такую деятельность, которая, может быть, и не соответствует устремлениям тех, кто всё это начинал. Создание некоего «благого» места, которое стало бы особым центром притяжения людей, – это не наш путь; наш путь есть совершенствование себя, где бы мы ни были. И конечно, то, что жители Ауровиля с трудом мыслят свою жизнь где-либо вне этого места, также показывает их определённую ограниченность. С.Н. сказал: «Не будем беспокоиться. Может быть, явится тот, кто сможет всё всколыхнуть. Вообще, пусть они делают то, что находят нужным. Пусть это принесёт им ту пользу, к которой они стремятся».
Святослав Рерих, Тамара и Николай Качановы на балконе гостиницы «Ашока». Бангалор, 1989 г.
По результатам посещения Теософского общества мы высказали наше мнение, что больше внимания там уделяют не Е.П.Блаватской и полковнику Г.С.Олкотту, а Анни Безант. С.Н. подтвердил: «Им ближе её сознание». Тамара сказала, что в этом месте как будто застыло прошлое и оно напоминает мавзолей. Он согласился: «Да, мавзолей, человеку должно прийти именно такое ощущение».
По поводу Ашрама Ауробиндо С.Н. согласился с Тамарой, что он больше похож на оранжерею. Ещё мы говорили о том, что люди из других групп, например, из группы А.Бейли, которые приходили к нам на заседания в Музей Н.Рериха в Нью-Йорке, удивлялись, почему мы так часто говорим о борьбе, когда многие школы Учения устремляют сознание к некоему гармоничному состоянию мира, к такому идеальному благоденствию. А ведь Учение Живой Этики учит постоянной борьбе, борьбе со своими недостатками. Я заметил, что многие течения постепенно превращаются в непротивленцев злу, пустившему корни прежде всего в самом человеке.
С.Н. постоянно говорит: «Не надо искать место, которое принесёт нам нечто… Конечно, такая мысль – не наша мысль, чтобы найти такое место, которое приятно и полезно, а также ниспошлёт на нас каким-то образом благодать. Наш путь есть устремление и работа над собой».
С.Н. несколько раз повторил сегодня, что «надо переродиться, надо переродиться». И Тамара спросила, а как часто происходит перерождение? «При правильном устремлении перерождение должно бы происходить каждое мгновение», – был ответ. А что такое перерождение? Как мы поняли, это есть озарение.
С.Н. продолжал: «Надо не попадать под влияние жизни, а чётко представлять себе будущее и свой путь. В конце концов, что такое жизнь, что такое трудная жизнь?» Тамара сказала, что у нас много сложностей и трудностей. Он ответил: «Это хорошо, это очень хорошо. Посмотрите на жизнь действительно великих людей, на жизнь Серафима Саровского, Сергия Радонежского. Жизнь всегда насыщена трудностями. Трудная жизнь – это только хорошо…» Он говорил, что трудности – это временно, это майя. Что есть самое главное? Главное – уметь использовать жизнь, как она дана, для накоплений, а самое главное – это то, что мы с собой унесём, переходя в тонкий мир. Это есть главная цель, главная объективная мера и наше объективное созидание себя.
Сегодня С.Н. повторил о перерождении. Да, стать новыми людьми – это перерождение. При устремлении всё откроется, придут новые мысли. Тамара отметила, что мы много читаем, и постоянно думаем, и носим это в себе. Но что сделать, чтобы это стало нашей жизнью, где это держать, где происходит трансформация? С.Н. показал на сердце и сказал: «Всё здесь. Если здесь нет, тогда очень и очень трудно чего-то достичь». И добавил: «Читайте “Письма Махатм”, там всё, всё сказано». Ещё я понял, что главное, когда читаешь письма Махатм, – делать акцент на том, как вели себя ученики с Учителями, действительные ученики, и прочитать внимательно об отношении Е.П.Блаватской к Учителю.
Вообще атмосфера во время встреч бывает самая разнообразная и порой неожиданная. Приходят какие-то люди, и С.Н. уделяет всем внимание, очень ласков с гостями, говорит ободряющие слова – вообще весь как бы струится добром. Разговор идёт на разных языках: тут вам и индийский, и английский, и русский. Кто-то вдруг позвонит по телефону. Всё это «броуновское движение» в другом месте имело бы характер какого-то хаотического потока, но здесь это приобретает определённую закономерность, упорядоченность, и царит полное спокойствие, гармония. Он говорит: «Нужно всегда видеть главное – не обращать внимания на мелочи».
Сегодня я спросил, как быть, когда Учение освещает в нас различные тёмные уголки души, выявляет лики и образы – какие-то сумрачные, совсем не соответствующие Свету Учения… С.Н. ответил, что нужно держаться за главное и устремляться к Высшему, ибо только действительно устремлённые достигали высочайших состояний. Ещё речь шла о самадхи, о достижении этого состояния на разных планах и в разных его качествах.
Когда я спросил о разнообразии мыслей, приходящих в голову, он ответил, что это зависит от многих и многих обстоятельств, в частности – от места, в котором находишься, от «гипнотизма» этого места, то есть от мыслей других людей, которые они посылают в твою сторону.
С.Н. постоянно напоминает, что в какие бы места мы ни ездили, какие бы духовные впечатления ни получали, мы вернёмся оттуда теми же самыми людьми. Тамара пыталась объяснить, почему она считает, что нужно ездить, путешествовать и наблюдать. Но он не реагирует на её слова и продолжает говорить: «Из этой поездки вы всё равно вернётесь теми же людьми. Вы не вернётесь другими, а цель – в том, чтобы стать другим человеком, новым человеком».
Как мы поняли, быстрый путь – это не поездки, а путь личного совершенствования, продвижения по своему пути, и результаты стараний на этой стезе неизменно перейдут в наше новое неотъемлемое качество.
Ещё С.Н. сказал сегодня, что нужно посмотреть на нашу жизнь, на количество прожитых лет, постараться представить, сколько нам отпущено, и задавать себе вопрос: «А успею ли я за это время?».
3 августа
Николай: У нас была очередная встреча со Святославом Николаевичем. Обычно, когда мы расстаёмся, С.Н. желает нам всего самого доброго и хороших сновидений, а на другой день спрашивает: «Ну, как спали? Что снилось?». И сегодня, когда мы встретились, был обычный вопрос: «Как провели ночь, что вам снилось?». Я видел во сне разные индусские храмы, людей в индийских одеждах, и всё было совершенно как живое, но в то же время как застывшее мгновенье.
С.Н. говорил: «Ну, вероятно, этот сон – отражение наших вчерашних разговоров о том, что всё застыло. Вообще сны очень важны – вещие сны. Вы знаете, в древности придавалось очень большое значение вещим снам, потому что через них проявляются знаки будущего, то, чему надлежит свершиться, а когда оно уже создано в тонком плане и ему надлежит воплотиться в нашем, физическом плане, всегда находятся те, кто может принять весть об этом».
Ещё он сказал, что самый хороший сон – утренний, он самый правдивый. Сон возникает под гнётом всяких впечатлений, сознательных или бессознательных. Подсознание – оно всегда при нас, постоянно работает, поэтому «доверяйте ранним утренним снам».
С.Н. говорил об устремлении. И о том, что есть люди, которые знают, что здесь они могут что-то найти, но на всякий случай, для гарантии, хотят ещё куда-то заглянуть, чтобы ещё что-нибудь получить, но всё, всё, всё внутри нас. Он это часто повторяет – внутри нас, в нашем устремлении и в нашем служении. «Вера без дел мертва есть». Часто, говоря о вере, он вкладывает в это понятие действие, так же как в понятие молитвы. Повторяет, что это есть действие, устремление.
Ещё он затронул вопрос о важности исследования внушения. Например, при лечебном внушении, если сам внушаемый – человек, который болеет, – устремляется к излечению болезни, то только тогда будет результат.
С.Н.Рерих
Тамара: С.Н. сегодня говорил о том, что Силы, которые хотят нам что-то подсказать и дать нам какое-то послание, часто не могут проявить себя, им приходится проявлять себя во снах. Но если мы будем по-настоящему устремляться, то в какой-то момент у нас откроются новые возможности.
Он не устаёт нам всё время твердить: «Не останавливайтесь, работайте над собой, продвигайтесь – откроются новые возможности». И сегодня он ясно сказал нам, что, когда один человек устремляется, старается – это замечательно, но когда их двое, то силы увеличиваются неисчислимо. Говорил, что вещие сны Елены Ивановны всегда сбывались, она видела прекрасные сны, и что особенно важно – утренние, потому что ночные сны переваривают информацию, а вот утренние – могут быть снами-посланиями.
Мы говорили о карме. С.Н. сказал, что кармы не нужно бояться, никакого ни страха, ни сомнения не должно быть, нужно смело идти вперёд. И хорошо, что есть препятствия, потому что при трудной карме у нас есть возможность искупления.
С.Н. очень рад и счастлив, что мы решили не ехать в Тибет. Он с самого начала не хотел, чтобы мы туда ехали. Говорит, что люди всё время стараются откуда-то что-то получить. «Вы увидите, во всех ашрамах одно и то же: кто-то из Учителей там когда-то был, и после этого люди собираются на этом месте, чтобы им что-то помогло, что-то на них снизошло, чтобы они что-то получили». Святослав Николаевич уверял: «Всё главное – внутри нас, не нужно за этим никуда идти». Когда мы признались, что хотели бы подольше быть с ним, но боялись, что надоели ему, он дал понять, что всё в порядке. И когда я сказала, что мы его любим, он ответил, что за это очень благодарен.
С.Н. любил повторять, что самое главное, чтобы живые люди с живым устремлением, истинные вожди «были бы на местах». Вот почему ашрамы без такого живого человека – мертвы. Поэтому в любом месте – вот в Москве, когда откроется Центр1, – должны быть живые вожди, и это очень важно.
Николай: Когда мы говорили о том, что далеко не все люди оказываются способны к истинному служению, С.Н. отметил: «Не будем их осуждать. Пусть делают что хотят. Может быть, когда-то и у них появится какой-то вождь. Или, может быть, на кого-то из них когда-то снизойдёт озарение».
Тамара: Когда у человека гладкая жизнь и всё вокруг него хорошо – он засыпает. Но для того чтобы Высшие Силы могли проявить себя, человек должен гореть. Иначе Высшие Силы проявить себя не могут. И снова, когда мы говорили о создании какого-то места, он повторял, что «место не даёт – человек даёт».
Николай: Сегодня была вторая встреча, вечером. Опять были разные посетители и затрагивалось множество различных вопросов, не связанных с нами, например, касающихся изготовления эфирного масла и т.д. Потом с одной молодой женщиной, специалистом по граниту (экспортирует его из Индии), С.Н. говорил о ценности некоторых пород гранита какого-то необыкновенного голубого цвета. Потом был звонок из Москвы о том, как идёт работа по поиску места для создания Центра имени Н.К.Рериха. Иногда С.Н. говорил с Адити Васиштхой из школы Ауробиндо Гхоша на французском языке.
Тамара: Я попросила Девику рассказать о Елене Ивановне. Она рассказала, что Елена Ивановна получала по ночам послания, писала книги, ходила в горы, набирала лёд и обкладывала им себя, такой сильный жар у неё был. Сказала, что это были необыкновенные люди. Потом добавила, что Зинаида Фосдик была очень близким другом Елены Ивановны.
Утром С.Н. ещё раз вспомнил о статье «Он». Это очень важная статья, в ней Николай Константинович писал о том, что в любой момент можно встретить Учителя. Святослав Николаевич придаёт огромное значение этой статье. Завтра он нам её передаст.
Николай: «Двери нашего дома в Петербурге, – говорил С.Н., – были всегда широко открыты, бывали всякие люди, люди искусства, и Александр Скрябин бывал. Николай Константинович к нему очень хорошо относился». О Сергее Рахманинове сказал (он его встретил в 1924 году в Нью-Йорке), что тот производил впечатление замкнутого, нелюдимого человека. Но у него было, конечно, своё служение, он много играл, очень много давал людям. На мой вопрос, знал ли Рахманинов Учение, С.Н. ответил: «Нет, но моменты озарения и чувства у него, конечно, были».
4 августа
Тамара: Сегодня встретились утром. С.Н. снова говорил о том, что всё складывается в устремлении: находятся правильные пути, и всё как-то устанавливается само собой. Нужно проверять себя и выбирать лучшее направление – и всегда, в любом самом трудном положении можно найти лучший выход. Всё в наших руках, но нужно проверять, идёшь ли в правильном направлении. Когда я спросила, как же это определить, он ответил, что способ только один – слушать сердце.
Николай: Каждый человек, если прислушается и будет внимателен, получит ответ. Правда, можно получить разные ответы, много советчиков вокруг. Нужно быть внимательным, чтобы не заблудиться во множестве различных ответов и их комбинациях.
Тамара: И снова С.Н. ясно дал понять, что неважно, в каком месте человек находится, Учителя могут прийти везде. Я спросила: «Даже в Нью-Йорке?» Он подтвердил: «Даже в Нью-Йорке, без сомнения».
Николай: С.Н. сказал, что придёт счастливый день, когда будет явление Высшего, – всё разрешится, всё станет ясно.
Тамара: Придёт озарение, и мы услышим, может быть, голоса, может быть, даже увидим нечто. И, опять же, это может случиться в любом месте.
Николай: Ещё Святослав Николаевич говорил, что мы всегда окружены обстоятельствами: так будет, так есть, и никуда от этого не деться. Но всегда нужно уметь рационально использовать обстановку и обстоятельства для поисков лучшего решения.
Тамара: Когда мы говорили о России, С.Н. сказал, что, конечно, там будут лучшие времена. Он очень верит в это и заметил, как важно, что мы для этого что-то делаем. Я сегодня подумала о том, как естественно в Индии сближение людей. Люди встречаются и прощаются с поцелуями, держат друг друга за руку – это так нормально, от сердца к сердцу. Ещё обратила внимание на то, что С.Н. здесь занимается бизнесом, при этом набирает правильных людей и поддерживает с ними сердечные отношения. Для меня это очень серьёзный и важный пример.
Николай: Вечером снова была встреча с С.Н., очень насыщенная. Я спросил, как понимать слова «повернуть ключ семь раз». Он сказал, что «семь» – особый символ, «семь раз» – это «семь аспектов», «семь ступеней»; «повернуть ключ семь раз» – значит «заключить путь». Я спросил, имеет ли это отношение к Семи основным Расам. «Да, конечно, – последовал ответ. – Всё, что связано с числом 7, имеет особое значение в Учении». Как я понял, «семь раз повернуть ключ» – значит пройти все семь ступеней перед освобождением от кармы.
Сегодня С.Н. говорил, что нужно читать «Добротолюбие», спросил, читали ли мы его. Я подтвердил, что читали, а я даже делал выписки. Он добавил, что во многих вещах содержатся очень, очень важные сведения: именно как люди продвигались к своей цели и что для этого делали.
С.Н.Рерих. Мои соседи. Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва, 1961 г.
Тамара спросила о работе Елены Ивановны, о её Письмах. Он ответил, что она писала очень много в разные концы мира. Писала в Латвию, в Ригу, там была большая группа людей, посвятивших себя служению, и многое происходило. Представляется очень важным – со временем собрать все письма Елены Ивановны в их хронологии2. Когда Тамара сказала, что есть определённые трения между русскими и латышами, С.Н. ответил, что это вещь неизбежная. На вопрос, что он думает об А.М.Асееве, о выпускаемом им журнале «Оккультизм и йога» (позже «Феникс»), он ответил: «Надо отдать ему должное, он как мог, так и делал, и определённая работа была проделана».
Сегодня говорили о сочетании деловых качеств и духовности, о взаимоотношениях работников и руководителя. Эти отношения могут носить духовный характер. С.Н. сказал, что Индия – необыкновенная страна, здесь есть возможность выстраивать такие отношения. Его отношения с людьми, которые ему помогают в его офисе и в делах, именно такие, какие мы и увидели. Деньги – особая вещь. Очень плохо, если мы к ним привязаны. Адити упомянула сегодня, что у неё есть книги Учения. С.Н. сказал: «Да, это хорошо, потому что книги, даже когда они просто стоят, имеют очень хорошие эманации».
5 августа, вечер
Николай: Опять говорили о Центре. С.Н. сказал, что, вероятно, скоро уже будет собираться в Москву, его просят приехать. Как можно более широкий круг людей должен быть в курсе дела, в том числе люди культуры и искусства. Центр задумывается очень широко, чем шире, тем лучше. Квартира Юрия Николаевича Рериха в Москве должна стать частью этого Центра. С.Н. беспокоится, что не так много существует людей, которые действительно знают старое направление, получили правильные указания, как всё должно идти. Тех, кто переписывался, – таких людей было много, но он не знает, передали ли они кому-либо свои знания.
Я спросил, чем мы можем помочь Уймону [имеется в виду поселение последователей Рерихов на Алтае. – Ред.]. С.Н. ответил, что хорошо было бы им писать, это большая поддержка, когда люди чувствуют, что кто-то издалека интересуется и наблюдает, как идут дела.
Тамара Качанова в домашней студии Святослава Рериха. Татагуни, 1989 г.
Сегодня также говорили о разных световых явлениях: могут быть звёздочки или световые линии. Я отметил удивительный факт: звёздочки бывают чёрные, но светятся. Он сказал: «Да-да, это мне всё знакомо». Я также спросил, как понимать большие световые явления, например, огненные, как на Алтае. С.Н.: «Ну, не нужно ломать голову над этим, нужно просто понимать главное, что эти явления посылаются для каких-то целей».
Сегодня С.Н. попросил, чтобы мы выслали ему копии русских публикаций, которые регулярно приходят в Музей. А я попросил, чтобы нам дали копии его статей. Его статьи – такие как, например, «Дух Гималаев», «Мой отец» и прочие – очень ценные, и я бы хотел, чтобы они у нас были. Он пообещал дать их нам. Надо сказать, что у С.Н. очень насыщенное время. Например, сегодня: открытие выставки, речь на открытии, потом визитёры, следом встреча с корреспондентом, который собирается писать книгу о всей семье, затем у него были мы.
Говорили о том, что очень трудно работать с людьми. Я удивляюсь, как С.Н. способен вносить порядок и гармонию во всё, что происходит вокруг. Он сказал, что все сложности идут именно от людей. Я спросил, что тут можно поделать, ведь с людьми бывает трудно, они могут быть несдержанны, обуреваемы разными мыслями. Он ответил: «Надо учиться утихомиривать, подавлять море этих человеческих мыслей, чтобы чего-то добиваться».
А потом напомнил: «Не забывайте, не забывайте устремления – это самое реальное, на что мы способны». И добавил: «Вы скоро, очень скоро получите контакт или что-то из тех сфер, куда вы устремляетесь».
Святослав Николаевич посетовал на вынужденный перерыв в его работе как художника. У него много планов, и он ждёт не дождётся, когда вернётся домой и снова будет писать картины.
6 августа
Николай: Только что вернулись после вечерней встречи с С.Н. Сегодня затрагивались очень разные темы. Мы рассказывали, что, когда Роберт Джоффри в 1987 году реконструировал балет «Весна Священная» (постановку 1913 года в оформлении Н.К.Рериха), было очень много заметок по поводу этого балета и про Николая Константиновича, и всё было замечательно. Но одна статья – редактора New York Times – была негативного плана. С.Н. сказал: «Это было, есть и будет. Поэтому не будем обращать внимание на такие мелочи».
О христианстве сказал, что, конечно, христианство совсем изменилось, потому что, когда оно пришло, были совершенно иное время, иное сознание. Но тем не менее давно ушедшее прошлое содержит многие ценные вещи, которые нам нужны, и нужны именно для будущего. Путей очень много, но мы знаем только один – это путь духовный, самый короткий и приносящий наибольшие результаты.
Святослав Рерих и Тамара Качанова. Бангалор, 1989 г.
Святослав Николаевич сказал, что всегда встаёт в 5 часов утра, потому что утренние часы очень важны для разной работы, хороши для медитации, они – самые соответствующие для привлечения Высших Сил.
С.Н. рассказывал о Кулу. Это уникальное место по своим культурным, историческим и археологическим особенностям – и флора, и фауна там очень необычны.
Мы спросили, как обстоят дела с Институтом «Урасвати». Он сказал, что Институт вот-вот начнёт функционировать, месяца через два – сразу же после того, как будет открыт Центр в Москве. Для начала планируется привлечь 34 специалиста, чтобы начать работу с архивами и изучение этого места. Я спросил, предполагается ли работа в Институте учёных из разных стран. Он сказал: «Конечно, это должно быть так».
С.Н. говорил, что монастыри в Кулу древние, 900-летней давности. Они хранят множество свитков, которые в течение всего времени никто даже не трогал. Также рассказал о необыкновенном деодаре, который растёт в тех местах, и называл возраст деревьев этой породы – по-моему, 15 столетий. До 1936 года Елена Ивановна и Николай Константинович много путешествовали по этой местности, в Кулу.
Тамара: Когда мы сказали, что очень благодарны ему и чувствуем, что после общения с ним внутри нас зарождается что-то новое, С.Н заметил: «Что же, я только немножечко осветил некоторые углы».
Николай: С.Н. сказал, что дисциплина – это свобода. Мы спросили: «Но как же? Дисциплина – значит подчинение чему-то?» Он ответил: «Вот именно, когда идёшь путём подчинения себя какой-то одной цели, это освобождает от шатания».
8 августа
Тамара: Утром встречались с С.Н. Встреча была особая.
Николай: Речь шла о Махатмах, и Тамара спросила: «Как же они рождаются?» А С.Н. говорит: «Конечно, они рождаются, как и любой человек». Тамара продолжала задавать вопросы: «Но как же они живут? Например, мы знаем, что Мастер М. уже долго живёт в одном теле». С.Н.: «Конечно, они могут жить намного дольше в теле, нежели мы». Тамара: «Но раз они живут в теле, значит, они нуждаются в домах?» С.Н.: «Конечно, они живут в домах или, в зависимости от обстоятельств, может быть, в палатках». И он с очень добродушной улыбкой всё это объясняет.
Сегодня опять шла речь о Шамбале. Тамара сказала, что мы знаем, Зинаида Григорьевна говорила: Елена Ивановна находится в Шамбале. А С.Н. заметил: «Ну, смотря какой смысл Зинаида Григорьевна вкладывала в эти слова». Тамара пояснила, что мы читали в «Надземном», где сказано: «Она – наша сестра», – значит, вместе с Высокими Учителями. С.Н. ответил: «Конечно, она там, но это “там” нужно понимать как очень высокие сферы, где могут находиться очень разреженные духи».
Тамара: Сегодня, когда мы говорили о Махатмах и Шамбале, С.Н. сказал, что Елена Ивановна общалась не только в снах, но и в бодрствующем состоянии с Владыкой и с Махатмами, которые не в физическом теле, а также с теми, кто в физическом теле. И сказал, что, конечно, она могла слышать голоса из нефизической Шамбалы. Когда я опять спросила, живут ли они все в одном таком месте, как Канченджунга, он сказал: «И в одном месте, и не в одном месте – в разных». И добавил: «Самое главное – не старайтесь вызывать в себе какие-то феномены, всё это само проявится, когда придёт время. Нужно быть терпеливыми». Итак, главное, чтобы всё проявлялось естественно.
Николай: Тамара сказала, что мы стараемся делать всё, что от нас зависит, и спросила о возможном ускорении кармы, можно ли влиять на неё своими мыслями. Он согласился, что, конечно, можно, и добавил: «Это всё хорошо, но, опять же, в ускорении кармы чувствуется какая-то нетерпеливость».
Тамара: С.Н. рассказал, что у Елены Ивановны было очень обострённое восприятие, но и много энергии, поэтому она умела всё превозмочь. Она обладала очень большой силой. Можно всё преодолеть, и мы только тогда делаем следующий шаг, когда у нас есть препятствие. При полном благоденствии у нас нет внутреннего роста, потому что как растёт физическое тело ребёнка, так же растёт и духовное тело человека, только не благодаря физической пище, а благодаря способности превозмогать. Превозмоганием мы вырастаем. И тогда открываются и ясновидение, и новые возможности. Он именно подчеркнул, что Елена Ивановна имела эту силу – превозмогать напряжение от своей чувствительности.
Николай: Тамара спросила: «Мы говорим “разные тела”. Вот я с вами разговариваю – где сейчас моё тонкое тело?» Он улыбнулся: «Вот прямо передо мной, здесь, а развитый дух умеет посылать своё тело выполнять работу в самых различных сферах».
Тамара: Развитые духи могут посылать свои тонкие тела в другие измерения, в другие слои, и они потом, возвращаясь, приносят информацию. Но мы не можем этого делать. И С.Н. снова повторил: «Не старайтесь делать это насильно!» Но он всё время подчёркивал, что мы должны перемениться и стать другими людьми, чтобы эти силы смогли проявить себя в нас, через нас. Потом говорили о том, как важно не стремиться получить могущество через эти проявленные силы.
С.Н. очень добрый, ласковый, сразу реагирует на откровенные чувства, особенно на те, в которых ощущается любовь. Он очень, очень тонкий. Всё время обращает наше внимание на то, что мы должны себе чётко представлять, чего мы хотим, и не забывать об этом, не терять эту нить. Не так, что «сегодня забыли – завтра вспомнили». Постоянно нам напоминает: «Подумайте, чего же вы хотите».
Ещё я спросила С.Н. о Зеркалах, и он объяснил, что эти Зеркала, конечно, непростые, они позволяют Великим Учителям всё видеть в тонком и в нашем мире.
Слова Святослава Николаевича, записанные с его разрешения на плёнку: «Наше устремление может создать условия, которые дадут нам возможность войти в контакт и с другими силами, и с другими людьми, которые уже достигли известного состояния и духовного развития. Потому мы должны развивать в себе силу устремления, и она будет расти, увеличиваться, и вы сами увидите, как она вам принесёт другие контакты. Да. Поэтому будем всячески стремиться и помнить, что вот это стремление и есть как бы наша молитва. Вот и всё. Это всё очень просто, в конце концов. Значит, надо устремляться, нужно развивать в себе устремление, потому что это путь, который может открыть нам очень многие возможности. Лучшего пути всё равно нет. Мы хотим подняться на более высокую ступень. Мы хотим этого достичь в наших условиях. Каким образом можно это сделать? Наикратчайший путь – устремление. Чем оно сильнее, чем оно ярче, тем скорее может всё это выявить себя.
И конечно, мы от этого только выиграем. Поэтому будем стремиться, и вы сами увидите, как быстро это в конце концов накопляется. Давайте благими мыслями окружим себя, и благими мыслями мы найдём этот новый путь. Вот так».
Николай: Сегодня днём, 8-го, мы были в Культурном центре и видели фильм о том, как проходила выставка С.Н.Рериха в 1988 году. После этого пришли к нему в гостиницу. Говорили о магнитах. Святослав Николаевич сказал, что магниты бывают разные – физические и духовные, и, соответственно, у них разные функции. Тамара заметила: «Мы знаем, что магниты заложены в разных местах». Он подтвердил: «Да, действительно, они заложены, но не следует их искать, а следует заниматься самим собой, своим совершенствованием».
Ещё С.Н. рассказал историю о том, как студенты, ученики Куинджи, жаловались, что у них не хватает времени выполнять заданную работу. Учитель их спросил: «А что вы делаете в утренние часы?» Они были озадачены, потому что, видимо, спали в это время. Куинджи заметил: «Вот это и есть время для работы».
9 августа
Николай: Утром встречались с С.Н. Он говорил, что сейчас – особое время, стремительное, время изменений. Нужно быть внимательными, потому что могут происходить очень необычные явления – тонкого мира, это нужно понимать. Я сказал, что мы понимаем эволюцию как кооперацию миров, поэтому именно тонкие явления и будут подтверждением сотрудничества. Как раз сейчас – время сближения, и всё движется в этом направлении.
Институт «Урусвати» в Кулу при жизни С.Н.Рериха
Тамара опять спросила об Институте «Урусвати». С.Н. сказал, что там нужны учёные, ботаники. Когда Институт функционировал раньше, приезжал американский ботаник Вальтер Кёльц из Мичиганского университета, который проделал большую работу. И, несмотря на короткий срок, им были обнаружены некоторые неизвестные ранее виды растений.
Тамара поинтересовалась, мыслится там возобновление изучения флоры и фауны, нет ли каких-то других задач. С.Н. сказал: «Конечно, помимо этой идеи планируется группа внутреннего значения». На вопрос, имеется ли в виду группа эзотерическая. С.Н. ответил: «Да. Именно такого плана должна быть группа, и у неё будут особые функции». Но добавил, что мы не можем знать, примут или нет учёные эзотерический план. Нужно изучать растения, проводить химический анализ. Это необходимо для будущего. Сейчас очень многие территории загрязнены, природа изуродована, и психическая энергия, которая проявляет себя через природу, тоже видоизменилась. Конечно, эти места – особые по своему значению, и именно для будущего необходимо их изучение и сохранение.
Ещё мы говорили о том, что в Сибири в русских деревнях сохранились бабушки, которые могут лечить заговорами или травами. Он сказал, что их знания имеют чрезвычайно важное значение, их нужно записывать, иначе многие накопленные рецепты древности могут уйти с такими людьми.
Сегодня я настойчиво, может быть, даже навязчиво, несколько раз повторил, что именно в сибирском регионе можно найти очень стоящих людей – это люди, которые уже совмещают в себе разносторонность интересов, следуют Учению, работают над собой. Они понимают Алтай, природу и, по-моему, готовы для такой работы в Кулу. С.Н. сказал: «Напишите, опишите мне этих людей, дайте мне их данные, мне надо будет с ними встретиться. Люди действительно должны быть везде, надо их искать».
С.Н. говорил о необходимости внутренних контактов в Кулу с местными жителями. И ещё сказал, что растения нужно изучать именно в контексте местной культуры и традиций. Кулу – уникальное место, но оно почти не изучено, и эту работу нужно начать как можно скорее. Институт в Кулу и Центр в Москве – взаимосвязаны, поэтому С.Н. поедет в Москву. Он хочет, чтобы работа началась скорее.
Мы спросили о бальзаме Матери Мира. Он объяснил, что этот состав не был проявлен до конца, и дал понять, что пока он не даётся.
«Продумайте ваши вопросы, – говорил Святослав Николаевич, – не считайте, что всегда есть много времени. Времени не так много. Составьте список, чтобы спросить у меня обо всём, что вас интересует».
Девика Рани и Святослав Рерих
9 августа
Николай: Сегодня мы посетили усадьбу Татагуни, где обычно живут Святослав Николаевич и Девика. Это огромное поместье – насколько я понял, занимающее 500 акров. Там имеются лес, два озера, фабрика и плантация, на которой выращивают эфироносные деревья, ароматом похожие на лаванду. И небольшой заводик, где делают масло. Дело в том, что только в этом месте растут такие деревья, поэтому этим маслом обеспечивается вся Азия.
Конечно, мы получили массу впечатлений, потому что видели необыкновенные предметы, картины С.Н., книги, рукописи. Были поражены обилием обезьян около дома.
Когда вернулись, снова была беседа с С.Н. Речь шла о кристаллах. Он говорил, что кристалл – это удивительное явление, он начинает расти с очень маленького, микроскопического кусочка и за тысячелетия вырастает до больших размеров.
Тамара задавала вопросы: как работать с кристаллами и приходилось ли С.Н. держать эти кристаллы в руках? Он улыбнулся и сказал, что они всю жизнь провели среди кристаллов. «Можно ли как-то настраиваться на кристалл?» – «Да, конечно, – последовал ответ, – вы должны просто к нему хорошо относиться и посылать благие мысли». – «Правда ли, что кристалл может помогать при дальних посылах мысли?» – «Конечно, но не забывайте, кто вы сами, что вы посылаете». Я спросил, правильно ли то, что кристалл конденсирует энергию? «Именно, – подтвердил С.Н., – он собирает, концентрирует большую энергию».
Сегодня неожиданно вспомнилось, что с самого нашего приезда С.Н. как-то негативно отнёсся к идее нашей поездки в Лех. Сначала он сказал: «Конечно, если есть время, которое некуда девать, и его хочется потратить, то почему же не поехать». В другой раз его слова были иными: «Знаете, есть люди, которые ждут, что откуда-то что-то на них свалится, благодать какая-то». Мы долго обдумывали все эти тонкие намёки. Потом он снова вернулся к этой теме: «Есть люди, которые ищут так называемых духовных впечатлений, но это не наш путь». Наконец мы решились и сообщили С.Н., что отменяем поездку в Лех и хотим провести побольше времени с ним. Он явно обрадовался.
Через несколько дней, примерно тогда, когда мы должны были быть в Лехе, в газетах появились сообщения об ужасных событиях, которые там произошли, о многочисленных жертвах – до 40 человек, о бомбах, которые были заложены в автомашинах, и перестрелках. Когда С.Н. нам рассказал об этом, стало понятно, что он отговаривал нас от посещения этих мест неспроста.
12 августа
Тамара: Утром были у С.Н. и говорили о тонком мире.
Николай: Тамара спросила, знают ли жители тонкого мира о своём прошлом существовании на Земле. С.Н. ответил, что некоторые знают. Тогда я спросил, можно ли провести такую параллель – не все живущие на нашем плане имеют представление о тонком мире, но есть такие, кто уже в контакте с ним; соответственно, возможно, что некоторые сознания в тонком мире помнят о своей земной жизни? Он сказал: «Да, конечно».
Тамара вспомнила, что у Е.П.Блаватской где-то написано: если мать ушла, а у её детей появилась мачеха и им несладко, то будет гуманнее, если мать не узнает о переживаниях детей. С.Н. согласился, что да, это правильно, закон очень гуманен и справедлив, не нужно людям знать многие вещи, это может им помешать.
С.Н. сказал, что, анализируя, мы можем многое понять. Что остаётся, когда мы уходим? Остаётся наша память. Знание, память – это не явление физиологического характера или какой-то случайности. Память – это та данность, в которой хранится самое необходимое, что нам нужно.
Также он сказал, что никаких сомнений не должно быть в реальности тонких планов, или сфер, и, конечно, нам нужно сохранять сознание. Есть старая истина: «Как вверху, так и внизу», это нужно понимать буквально. Тамара спросила, не значит ли это, что в тонком мире рождаются дети. Он засмеялся: «Конечно, это не нужно так понимать, но жизнь там так же сложна, как и здесь, и такие же обстоятельства. Мы должны учиться – мы приходим сюда, чтобы учиться. У нас нет продвижения без посещения земного плана, потому что здесь создаётся карма и что-то изживается. Здесь происходит процесс обучения, это наши курсы, наша школа. Проводя аналогию, мы можем догадываться, что в тонком мире тоже существуют какие-то взаимоотношения и такие же сложности во многих смыслах, как и здесь».
Несколько раз он повторил, что нам не надо беспокоиться, не нужно думать, что было бы, если бы раньше что-то произошло по-другому, и сопоставлять вещи несуществующие. Мысль должна работать ясно и чётко, не нужно заму́соривать свою память ненужными вещами и обсуждать то, чего не было.
С.Н. объяснил, что явления тонкого мира некоторым хорошо известны и это не только то, с чем мы соприкасаемся через наши сны. Бывают очень яркие и ясные образы, даже не в виде какого-то духа, а в виде вполне ощутимых форм. И люди, с которыми Учителя вступают в контакт и разговаривают, осознают, что происходит, и ведут себя соответственно обстоятельствам.
Тамара: Когда я спросила, можно ли увидеть виде́ние прямо наяву, с открытыми глазами, а не во сне, он сказал: «Конечно. Бояться не нужно, потому что те, кто боится, могут не увидеть именно потому, что они боятся. Но эти явления есть, они были и будут».
Николай: Снова говорили о важности озарения и высоких состояниях души – для нас, чьей профессией стала музыка, эта тема весьма актуальна. Святослав Николаевич подчеркнул, что эти состояния превышают всё человеческое, они остаются в памяти, и разные люди, переживая высокие состояния, описывают их одинаково.
С.Н. говорил об искусстве, которое есть путь. О терпении сказал, что это одно из самых великих качеств человека. Ещё упомянул о том, что нужно обязательно записывать сны. Таким образом мы можем потом возвращаться к ним и видеть, в каких обстоятельствах это было дано, в каком времени и в каком месте, можем сравнивать различные вещи и при сопоставлении заметить разницу в каких-то деталях. Записывать важно и потому, что не только через сон могут происходить контакты. Но такая способность развивается постепенно.
С.Н. призывает относиться к снам сознательно, работать с ними. При этом он советует оставлять в стороне те сны, которые подавляют в нас радость и устремление, вызывают уныние, содержат какие-то неприятные картины и ситуации.
Тамара: Святослав Николаевич говорил, что сейчас в Советском Союзе могут быть самые необычные вещи и можно ожидать самых невероятных поворотов событий. В другой день, когда я спросила, не думает ли он (сказала, некоторые думают), что Горбачёв – воплощение Ленина, С.Н. ответил, что он так не думает.
Николай: Сегодня я рассказывал о событиях в Югославии, в Черногории, – о явлении детям Богородицы – и спросил его мнение. С.Н. ответил: «Конечно, это вполне, вполне возможно. Такие вещи нужно собирать. Все проявления тонкого мира нужно собирать и записывать».
12 августа
Николай: Сегодня мы были у Святослава Николаевича вечером. Речь шла об оставленном наследии. Тамара спросила: «Наверное, Елена Ивановна, после того как было дано “Надземное”, продолжала получать послания?» С.Н. сказал: «Да, конечно. Записано очень, очень много. Всё хранится в основном в Кулу. Когда придёт время, записи будут даны…» Отметил, что это самое важное. Работа в Кулу начнётся сразу же после создания Центра в Москве, материалы планируется в будущем передать в Москву, а какие-то, может быть, останутся в Кулу.
Узнали сегодня, что Святославом Николаевичем написана книга (4 тома), которая посвящена подготовке к отходу духовному. Она написана на английском языке. На вопрос, почему на английском, С.Н. сказал: «Потому что в тех условиях, в которых я находился, вокруг были люди только англоязычные. Это должно было быть сделано на английском».
С.Н. говорил о необходимости точного перевода. Надо сказать, что сам он переводит всё с русского на английский и наоборот очень точно, передаёт не только сам порядок построения мысли, но и колорит языка. По его словам, очень и очень важно помнить, что текст должен быть передан с максимальной тщательностью и точностью. «Когда я перевожу, я знаю основы языка и знаю арсенал выражений и способов передать те или иные оттенки мысли».
Тамара опять спрашивала о Елене Ивановне. С.Н. поделился, что Елена Ивановна не была такой, скажем, строгой мамой, но любила дисциплину. «Мы были дисциплинированными детьми, помощниками в доме и никогда не хотели сделать что-то такое, что могло бы вызвать конфликт или раздражение». Елена Ивановна всегда была терпеливой, очень спокойно относилась к разным вещам, которые происходили.
Также С.Н. сказал, что один из главных вопросов – это «человеческий материал», те люди, которым можно доверять. Для будущей работы в Кулу, конечно, нужны люди, понимающие основы Учения, у них должно быть развито сердце.
Сегодня С.Н. вспоминал народного сказителя, который приходил к ним домой ещё до революции. Его фамилия Колосов. Он знал очень много различных сказаний и преданий, пропел сказ (или песню) про «Голубиную книгу».
Мы спросили, что такое «Хроники Акаши». С.Н. ответил: «Это информация, вся информация, которая записана». – «Где она находится?» – «Всё это находится прямо здесь, около нас. И для того чтобы их читать и понимать, никуда ходить не надо». Но эти «Хроники» могут читать только ясновидящие.
Тамара спросила: «А как “Голубиная книга”? Она ведь была кем-то написана?» С.Н. объяснил, что «написана» – не обязательно означает «словами», что «“Голубиная книга” (он засмеялся) – это значит, что голубь, что ли, пришёл и говорит человеческим языком?». Он хохотал и говорил, что это не так, что Голубь – это духовный символ, образ Духа, потому и называется «Голубиная книга». Это духовная книга, в которой записаны все наши мысли и поступки.
Святослав Николаевич заключил: «Ну вот, осталось совсем немного времени, так что вы должны продумать ещё раз ваши вопросы, что вы хотите узнать. Я думаю, что мы будем продолжать общение и это принесёт всем нам несомненную пользу».
Вообще сегодня была одна из весёлых встреч, мы обменивались всякими забавными историями. Я рассказал о том, как отец Анатолий впервые проводил церковную службу по-английски, а я ему помогал. Ситуация была странная, было не очень понятно, где мы находимся и что надо делать. После моего рассказа С.Н. в расстроенных чувствах пригласил меня к себе, налил нам по рюмке водки и, когда немного полегчало, в сердцах сказал: «Ну что это за дикий такой язык, варварский язык, они и Бога называют “Гадом” (созвучное с английским God)». С.Н. очень смеялся и перевёл мой рассказ на английский язык, точно отразив юмор ситуации.
С.Н.Рерих. Кулу
Сам он рассказал интересную, поучительную историю, которая когда-то произошла в их доме. Была непогода, но Юра – домашние тогда звали его Юрик – хотел непременно пойти гулять. Елена Ивановна – как С.Н. её называл, «матушка» – этого не хотела. Но Юрик непременно хотел идти, несмотря на непогоду. Тогда матушка приказала принести шарф и пальто и, когда всё было принесено, открыла дверь и сказала: «Ну иди!» – «И уйду, и уйду», – твердил Юрик, но не уходил. Тогда она снова: «Ну иди». А на улице такой дождь моросил, противный, и Елена Ивановна, видя его нерешительность, подтолкнула его к двери. Вдруг Юрик упал в обморок. Поднялась суматоха, ситуация была, как С.Н. сказал, просто страшная, все домашние перепугались и удивились, как Елена Ивановна могла так поступить, до чего довела ребёнка. Юрик лежал в обмороке. Елена Ивановна просто и спокойно – как всегда, спокойно – подошла к нему и тихонько спросила: «А шоколадку хочешь?» – «Дааа…». Вот такая история – прошёл весь обморок.
Мы выяснили, что день рождения Святослава Николаевича 23 октября, и Адити обещала прислать в нью-йоркский Музей Н.Рериха его большой портрет-фотографию, сделанную на его 80-летии.
Как-то С.Н. сказал, что приезжает много людей, очень много, но, к сожалению, они бывают так недолго, что не успеваешь их узнать. И мы сами чувствуем, что с течением времени начинаем ощущать и понимать вещи более тонко, и С.Н. относится к нам всё более доверительно и затрагивает всё более глубокие и откровенные вопросы. Несомненно, мы не могли бы прийти к таким разговорам в течение наших первых дней.
Сегодня я сказал, что мы – даже те, кто приближается к Учению, – плохо представляем себе его объём. Например, мы знаем книги Николая Константиновича – его избранное, но 10 книг, написанных в течение всего американского и китайско-монгольского периода до 1935 года, полностью не имеем. Нужно бы нам составить полные списки. Мы выразили удивление, что есть много новых материалов, которые мы не знаем, в том числе и некоторые книги самого С.Н. Некоторые его рукописи – короткие статьи – мы получили, но вот о его четырёхтомнике ничего раньше не слышали. Мы предположили, что, наверное, на изучение архива уйдёт не одна сотня лет. С.Н. возразил: «Нет, должны сделать скорее». Нам нужно действовать быстро и не откладывать. С.Н. говорил: «Никогда не нужно думать, что вот тяжёлое время, ну подождём, переждём. Наступят хорошие времена, вот тогда мы возьмём и сделаем. Это неверно. Мы должны работать сейчас».
13 августа
Николай: Вечером опять была хорошая встреча, тёплая. Задавали вопросы. С.Н. снова рассказывал о Елене Ивановне. Вспоминал, что, когда они были маленькие, она открывала окно и показывала, как облака плывут, входят в комнату, и говорила: «Вот так к нам приходит небо». Тамара спросила, с какого возраста они – дети – узнали об Учителях. Оказалось, с самого раннего возраста уже знали. Дети должны знать об этом. С.Н. привёл в пример школу, где очень осторожно такое знание вводится в обучение.
С.Н.Рерих. Татагуни
Святослав Николаевич рассказал ещё одну историю. Как-то Елена Ивановна, совсем молоденькая, была со своей мамой на юге Франции. И там она заключила пари с одним русским господином, он проиграл и на следующий день принёс деньги – так сказать, проигрыш. Елена Ивановна не хотела принимать и говорила: «Ну что вы, мы же шутили!» Но господин очень настаивал: «А вот если бы вы проиграли, вы, конечно, принесли бы – вот и не ставьте меня в такое положение». Короче говоря, он оставил деньги и ушёл. Елена Ивановна сидит с мамой и говорит: «Ну что же делать с этими деньгами? Вот они там лежат». Кто-то дал совет, что раз деньги получены таким способом, надо поехать в Монте-Карло и проиграть их.
Так и порешили. В ночь перед поездкой в Монте-Карло Елена Ивановна видела во сне, что кто-то ей назвал серию номеров, и она запомнила их все. Когда они приехали в Монте-Карло, обстановка в казино была ужасная, люди толпились, ждали своей очереди вокруг столов. Вдруг один знакомый русский, который там оказался, увидел Елену Ивановну и пригласил её на своё место, за свой стол. Сказал: «Если вы хотите поставить, то поставьте здесь». Ну, она поставила. Назвала номер, и вдруг крупье объявил, что этот номер – выигрышный. Когда поставила следующий, который помнила, – выиграл и следующий. И третий номер. Она запомнила всю серию и просто называла цифры.
Так вот, С.Н. сказал, что всё было предрешено, события, которые происходят с нами, уже предрешены. И, конечно, мы можем сделать вывод, как нужно быть внимательными, чтобы уметь правильно прочесть грядущую ситуацию.
Ещё С.Н. вспомнил, как они ездили на дачу. На вокзале были люди – одни приезжают, другие уезжают. И Елена Ивановна говорила: «Так же и мы в жизни – приезжаем и уезжаем, приходим и уходим». И насколько мы поняли из слов Святослава Николаевича, он в первый раз почувствовал какую-то печаль о том, что нужно возвращаться в имение.
Я спрашивал С.Н.: «Бывает, что-то делаешь, в какие-то моменты поднимаешься, а потом как будто температуру теряешь, и нет горения, только напоминаешь себе, держишь в мыслях высокую цель». Он ответил: «Ну что ж, дух так вот может ходить волной: вверх, вниз – всё волнообразно». Это напомнило мне, что Зинаида Григорьевна Фосдик тоже говорила о таком движении духа.
Ещё я посетовал, что бывает ощущение, будто теряешь всё, и понимаешь, как мало сделано, как мало достигнуто. Но С.Н. на это ответил: «Во всяком случае, правильнее думать так, нежели думать, что уже достиг. Тогда это остановка, это конец».
«Вот, – говорит, – достигли вы малого или немалого, но это факт – вы смогли приехать, вы сидите здесь». Все, между прочим, особенно сегодня, со всех сторон говорят, что мы – особые счастливчики, потому что попали как раз в такой период, когда С.Н. после операции был как бы привязан к гостиничному номеру, а мы жили всего в пяти минутах ходьбы. Скоро – 16 августа – они уезжают к себе в имение. Если бы они всё время там жили, это, конечно, несколько затруднило бы общение, потому что туда 20 км и не так просто сейчас добираться. Так что мы действительно в очень счастливом положении.
Я рассказывал Святославу Николаевичу, что в Америке происходит очень много интересных вещей и сознание людей на глазах меняется, они больше и больше пробуждаются к Высшему. А на слова Тамары, что у нас в Музее ведётся большая работа, что Даниил Энтин много трудится, С.Н. сказал: «Передайте ему благодарность за такое хорошее отношение к Музею, за этот труд».
Сегодня Тамара спросила, ходили ли они с братом в детстве в церковь. С.Н. ответил: «Да, в церковь, в общем, ходили, но вы понимаете, у нас дома были все эти книги: Рамакришна, Вивекананда и Блаватская – так что, конечно, была определённая атмосфера».
Я спросил, как понимать его картину, где изображена сфера, на которую указывает Ангел? Он сказал, это значит, что приближается время, приближаются тонкие сферы и мы скоро услышим пение ангелов.
У меня всё время была такая мысль: может быть, попробовать эту картину озвучить, само её название наталкивало на музыкальную фантазию. Когда я делился с С.Н. своими мыслями, что интересно было бы представить себе ту высокую музыку, которой насыщены тонкие сферы, С.Н. посоветовал: «Сконцентрируйтесь и устремляйтесь туда, и вы увидите всё и услышите совершенно ясно». Несколько раз он повторил сегодня и при расставании тоже: «Придёт в голову мысль – запишите её».
Ещё С.Н. говорил о том, что самое главное – понять одну простую вещь. Для чего мы сюда пришли? Мы пришли для того, чтобы совершенствоваться. И очень, очень печально, если человек проживает жизнь и не развивается, потому что потом ему надо будет приходить сюда много раз, очень много раз. И кто знает, какие ещё обстоятельства надо будет переживать. «Поэтому, – учил Святослав Николаевич, – давайте так: пока мы здесь находимся, будем использовать эту возможность. Как говорится, куй железо, пока горячо».
Бангалор, 1989 г.
- Ваши рецензии