warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Зачем человеку Родина

Странный вопрос вынесен в заголовок этого очерка, не так  ли? Сама его постановка кажется неправомерной, как, скажем: «Зачем человеку мать? Зачем человеку жизнь?». И тем не менее я задавала его и себе, и другим не раз.

Возник он у меня впервые, когда в 70—80 годы я работала на радиостанции «Родина», вешавшей на соотечественников за рубежом — эмигрантов. Ответов на этот вопрос я получила от них немало и очень убедительных. Казалось, они исчерпали тему до дна (позже я приведу наиболее интересные). И вот он снова встал передо мной в первые светлые дни августа, ещё не омрачённые чередой трагических событий, взволновавших всю страну: взрыв на Пушкинской площади в Москве, гибель экипажа подводной лодки «Курск», пожар на Останкинской башне.

...Наш теплоход шёл по верхней Волге, и, глядя на проплывавшие мимо берега, я говорила про себя: «Какая же ты просторная, добрая, моя земля! Как плавно несут по тебе эти мощные воды наш корабль! Как греют мне сердце твои мягкие, уходящие вдаль холмы, встающие по ним степенно, друг за другом деревья, круглые от пышной своей зелени! А среди них то тут, то там — купола и луковки храмов- рукотворных порождений этой земли, словно повторяющих мягкой своей округлостью пластику волжских берегов. И еще думал я, как похожи на эти берега наши песни, раздольные, задушевные... Да и мы сами, разве не похожи — характером своим: терпением, широтой, мягкостью?

И вот в момент этого светлого настроения, навеянного зримым образом родной земли, в руки мне попадается журнал «Профиль» (№ 5 за июль 2000 года), где на яркую обложку вынесены названия главных его материалов, на какие, судя по этому, следует обратить особое внимание. И первый из них озаглавлен гак: «Этот невозможный патриотизм!». Естественно, пропустить такой материал для меня было немыслимо: слишком много души и сил вложила я когда-то в понимание того, что же значит для человека Родина! Антипутинская политическая и экономическая риторика, из каком состояла статья, вряд ли кого сейчас удивит. И меня, человека, относящегося к президенту В.В.Путину с доверием и надеждой, задела даже не эта привычно-бездоказательная риторика. Задел и возмутил тот бесстыдный цинизм, с каким автор издевался над основополагающими понятиями и чувствами, без которых человек перестаёт быть человеком.

Зачем человеку Родина

Памятник Александру Невскому

 

Это была дешёвая спекуляция на трагической истории российской государственности. Только скажите мне, где, в какой стране мира складывались государства без мук и боли? Может быть, у нас их больше оттого, что и страна-то на планете самая большая? Да и народ наш несёт, наверное, за что-то особенно тяжёлую, но заслуженную карму.

Так почему же, не сделав попытки что-то понять и осмыслить, россиянин «порядочный и со вкусом» (к коим, наверное, относит себя и автор статьи) не должен любить и даже уважать свою Родину? И почему при мысли о Родине и любви к ней, по словам автора, «порядочного человека должно тошнить»? Разве любой россиянин в той или иной степени не подобен, просто даже физически, земле, что вскормила его своими соками, как генами и кровью одарили отец и мать? Разве не передала она (земля) каждому россиянину через родной народ силу своего эгрегора — духовно-психического заряда прошлых поколений? Вспомните, как сказалась на людях та духовная энергия народа в тяжкие дни гибели экипажа подлодки «Курск»! Ведь не только в их сердечном сочувствии и готовности помочь! Вдумайтесь, какой трагической, но мужественной была реакция на гибель экипажа их близких! И жена командира корабля, и другие жёны погибших моряков не сказали, что запретят сыновьям продолжать столь опасное дело отцов. Они сказали, что одобряют такой выбор сыновей. Одобряют, как я понимаю, потому что считают защиту Родины высшим нравственным долгом человека.

Зачем человеку РодинаЗачем человеку Родина

«Защита Родины есть защита и своего достоинства», — сказал Н.К.Рерих. А достоинство, нравственные основы человека закладываются в него через тот бесценный дар Родины, который зовётся отечественной культурой и традицией. «Ибо для русских людей очень важно, чтобы жизнь была пронизана смыслом, — цитирую мысль Виктора Аксютича из его статьи «Россия в поисках себя», опубликованной в «Независимой газете» от 12 августа 2000 года. — При этом жизнь русского человека не сводится к индивидуальной корысти, а выражает общие ценности для всего народа».

Наверное, точнее всего этот высший смысл, пронизывающий и жизнь человека, и народа, и всю нашу культуру, можно определить хрестоматийными строками Н.А.Некрасова, которые мы потихоньку начали забывать:

 

Сейте разумное, доброе, вечное.

Сейте, спасибо вам скажет сердечное

Русский народ!

 

Русский народ... Да, сейчас он переживает острокритический момент своей истории. Момент, грозящий нации депопуляцией, то есть вымиранием.

Вот здесь-то и кроется один из самых важных ответов на вопрос: зачем человеку Родина? Ведь именно от неё, её достоинства и благополучия (не только экономического) зависит, выражаясь словами А.С.Пушкина, «самостоянье человека — залог величия его». Самостоянье духовное, а значит и физическое. И это подтверждают исследования учёных. Так. доктор медицинских наук Игорь Гундаров сравнивает статистику нашей страны и США в их наиболее тяжёлые времена по главным показателям демографического неблагополучия — продолжительности жизни. И обнаруживает при этом удивительные вещи. Если во время Великой депрессии 30-х годов в США динамика смертности почти не изменилась, то в нынешней России при аналогичном кризисе динамика смертности увеличилась в 8 раз! Почему — спрашивает автор в своей статье «Потерянные души» из «Литературной газеты». И отвечает: «Смею утверждать, что у нас такое неблагополучие вызвано навязыванием обществу чуждых нравственных стереотипов, попыткой заменить традиционную ментальность ощущением исторической вины, национальной ущербности. Этим стресс нашего народа и отличается от американского образца 30-х годов. Американцы вышли из своего социально-экономического кризиса, не изменив ментальности. В России же, — утверждает автор, — погружение в такой же кризис сопровождается "ампутацией старой и пересадкой повой души" Говоря медицинским языком, — продолжает Гундаров, — происходит психосоматическая реакция её (души) отторжения».

Заканчивает статью учёный так: «Если негативное духовное состояние ведёт к росту смертности, то позитивное — продлевает жизнь. Такая связь может дать основание для трезвых надежд в, казалось бы, безнадёжной ситуации. Тем более, что в отличие от инертности экономических процессов, духовные — более подвижны. Стоит вспомнить, что после Великой Отечественной войны к середине 50-х годов смертность в СССР снизилась в два раза. И это было на фоне послевоенного восстановления страны и низкого уровня жизни (много ниже нынешнего!). Зато эмоционального подъёма и творческого энтузиазма народу-победителю, вдохновлённому великой идеей возрождения Отечества, было не занимать!».

Вот, оказывается, ещё зачем человеку Родина: унижение её достоинства ведёт к вырождению нации, а вера в свою страну, любовь к ней — возрождает народ к жизни. То же самое происходит и с каждым из нас.

Теперь я хотела бы познакомить читателей с некоторыми ответами на вопрос: «Зачем человеку Родина»? Ответами людей, Родину потерявших не по своей воле, угнанных с родных мест немцами во время Великой Отечественной войны. Отвечали люди из Бельгии, Голландии, Австрии, США, Канады... жившие там материально совсем неплохо, возможно даже лучше, чем жили мы тогда в Советском Союзе.

Так вот, какие были ответы.

«Родина — это любовь, которую дарят тебе с рождения твои близкие, твой народ».

И, наверное, думаю я, принимая и познавая эту любовь, ты и сам учишься любить свой народ, свою землю, а с ними и людей мира. Может быть и в этом был Промысел Божий, давший каждому своё место под солнцем. И на тех, кому Он дал такие просторы, как нам, наверное, возложил и соответствующую задачу. Не зря же многочисленные народы, населяющие Россию, всегда жили в мире и дружбе.

«Родина необходима человеку, чтобы обрести себя», — так ответил мне ещё один собеседник. И это высказывание можно косвенно подтвердить словами профессора из Канады Ю.А.Новикова, вернувшегося на Родину одиннадцать лет назад. Когда, ещё в первые свои приезды в Москву, он рассказывал о том, что довелось ему пережить в плену, а затем на чужбине, где постоянно, на каждом шагу надо было себя утверждать среди чужого народа, к тому же человека из Советской страны, которую он не обвинял ни в чём, как это делали диссиденты (возможно, вполне справедливо), — слушая всё это, я спросила Новикова: «Что же давало вам силы не просто выжить, но и занять в чужой стране весьма достойное место?» Он ответил так: «Сознание того, что я русский». А, значит, принадлежу своей Родине.

И вот — последнее высказывание простой русской женщины, жившей в Бельгии, угнанной из России немцами и вышедшей замуж за бельгийского военнопленного. «Родина нужна, — сказала она, — потому что каждый человек хочет принадлежать чему-то великому».

Вряд ли эта, не очень образованная женщина, читала философскую книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Цитадель», но меня поразило созвучие её мысли с высказыванием великого француза: «Всё тянется к большему, чем оно само. Всё хочет стать дорогой в неведомый мир».

Моё плавание по Волге тоже стало дорогой, хотя и в знакомый, но, оказывается, далеко ещё не осмысленный мною мир. Мир, в котором свежие впечатления будили всё те же новые-старые вопросы. Например, что же это такое — родная наша земля?

Вспомнился давний разговор с Сергеем Орловым, замечательным советским поэтом-фронтовиком, обожжённым в горящем танке. Представитель поколения 20-х годов, от которых Великая Отечественная война к тому времени, что я с ним говорила, оставила в живых только три процента, рассказывал мне о наиболее трудных боях на «Невском пятачке» под Ленинградом, где полегло особенно много его товарищей. Заключая свой рассказ, он сказал: «И они стали землёй, на которой мы живём».

Именно эти слова всплыли в моей памяти, когда я вступила на оборонительный ров в древнем Городце, основанном на высоком волжском берегу Юрием Долгоруким пятью годами позже Москвы. Создан он был как крепость, оберегающая русские земли от татаро-монгольских набегов.

В этом маленьком, почти деревенском и деревянном городке, где у каждого дома свой сад и огород, закон запрещает рыть землю для хозяйственных нужд на глубину больше определённого метража. Вся земля Городца, по преданию. Малого Китежа, для археологов — зримая историческая хроника, и сейчас говорящая о том, сколько полегло в ней русичей и их врагов. На дне глубокого рва здешние ребятишки нередко находят наконечники стрел, черепа и покорёженные воинские шлемы.

Зачем человеку Родина

Фрагмент украшения жилого дома в Городце

 

Но не только этим славен Городец — бывший оплот староверов, издавна тут селившихся. Славен он и «глухой» городецкой резьбой по дереву. Старые и новые дома с нарядными резными украшениями, с рябинами, отягощёнными кумачёвыми гроздьями вокруг — заглядение!

Не уступит им по яркой самобытности и красоте старинный промысел — городецкая роспись по дереву. Её можно увидеть и даже купить в местном музее.

На набережной Городца, вознёсшейся высоко над Волгой, где когда-то купцы-староверы проводили ярмарки невест, выстраивая красных девиц напоказ женихам, недавно появились два замечательных памятника.

Во весь свой могучий рост, в шлеме и воинских доспехах, со щитом и стягом в руках встал на высоком постаменте отлитый в бронзе Александр Невский. Увидеть его можно и с Волги, проплывая мимо Городца.

В 1263 году, возвращаясь из Золотой Орды, Александр Невский заболел и остановился в Городце, где княжил его сын. Здесь же, неподалёку от города, великий наш полководец, политический деятель, причисленный благодарными потомками к лику святых, и умер. В память о нём, кроме скульптуры, тут же на набережной поставлен «Камень Единения». Вокруг него по горсткам собрана земля из многих городов-героев, а окаймляет эту землю широкий гранитный круг. Высечено на нём завещание Александра Невского: «Жить русичам в одно сердце».

В одно сердце и с Родиной своей, и со всем человечеством жили русские люди: Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. Как до последних дней жизни всей душой стремились они из Индии в Россию! Как завещали обязательно вернуться туда старшему своему сыну — Юрию Николаевичу Рериху! И он вернулся!

Да, они знали, что ещё не та власть правит их страной и не родилась ещё в России государственность, какая могла бы соответствовать и огромным её просторам, и духовной потенции. Но знали они и о другом — Космическом предназначении Новой страны.

«В безмерных страданиях и лишениях, среди голода в крови и поту Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех, — писала в одном из последних своих писем Елена Ивановна Рерих. — Россия — в искании и борении, во взыскании Града Нездешнего вступила на новый исторический путь».

Путь, дающий надежду всему миру. Надежду на не просто обывательское благополучие. Надежду на путь к духовному обновлению человечества, погрязшего в самодовольстве технических достижений, в потребительстве и комфорте, в потакании самым низменным своим инстинктам.

Так поможем же и мы нашей Отчизне осуществить своё предназначение «руками и ногами человеческими». Пусть это будет нашим ответом на вопрос: «Зачем человеку Родина?»

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: