Закон синархии В.Шмакова – основа подобия миров
Закон синархии – основной закон мироздания
В. Шмаков
Как известно, в 1916 г. была впервые издана книга Владимира Шмакова о Великих Арканах Таро как абсолютных началах синтетической философии эзотеризма [1]. Имеются основания предполагать, что В.Шмаков задержал публикацию этого фундаментального труда, поскольку его отец (ум. в 1916) – автор знаменитой книги «Международное тайное правительство» – отрицательно относился к эзотерическим исследованиям сына. Затем, предположительно до 1920 г., была подготовлена рукопись книги [2], в которой автор изложил закон синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств. Поскольку социальные выводы философа не соответствовали представлениям В.Ленина – идейного вождя большевиков, то попытка публикации книги в условиях Гражданской войны могла закончиться для автора трагически. На фундаменте этих трудов были заложены основы пневматологии – теоретической механики становления Духа [3], опубликованные в 1922 г. Под угрозой ареста философ был вынужден уехать из России в 1924 г.
У автора настоящей статьи есть сведения, что В.Шмаков родился в апреле 1887 г., а закончил свой земной путь в Швейцарии, где жил под вымышленным именем с 1925 по 1929 гг. Умер он в бедности, тяжело больной туберкулёзом, не успев закончить подготовку к изданию после существенной переработки свой фундаментальный труд о Великих Арканах Таро. Его духовным наставником в юности был П.Флоренский, а в 25 лет он стал руководителем одного из обществ «Свободного чтения» в Москве, куда входили многие известные в то время (1912 г.) теософы, философы и духовно продвинутые люди. Личный архив Шмакова находился в г.Дрезден (Германия) у сводной двоюродной племянницы, а его первый философский труд «Основные законы архитектоники мира» был опубликован в журналах на немецком языке и хранился в публичной библиотеке г.Лозанна (Швейцария). Проживая в России, Шмаков посещал города: Одессу, Винницу, Кострому, Санкт-Петербург.
Доктрины эзотеризма, раскрытые Шмаковым, позволяют сделать вывод, что к нему в полной мере приложимо его определение гения: «В высшем аспекте гений есть дух, сопричислившийся к Вечному и Божественному и непосредственно черпающий из него свои откровения. Как вечные истины, эти откровения одинаково справедливы для всех веков и народов. Такой человек принадлежит не единичному периоду эмпирической истории своего народа, но является жизненным символом его метаистории» [3].
Здесь уместно помянуть добрым словом известного историка А.Никитина: благодаря его архивным исследованиям стали известны в 90-х годах прошлого века документально подтверждённые сведения о В.Шмакове, в том числе его единственная фотография [4]. Но фактически до сих пор имя и труды выдающегося философа России В.Шмакова преданы забвению в «научной» философии, которой Н.Бердяев дал следующее определение: «Научная философия есть философия лишённых дара и призвания – она выдумка для тех, кому философски нечего сказать. Настоящая философия есть та, которая мучается смыслом жизни и личной судьбы» [5].
В сжатом виде В.Шмаков формулирует закон синархии так: «Закон синархии есть принцип, в своём синтетическом естестве трансцендентный элементарному разуму, мыслящему в абинерных суждениях; как синтезис, закон синархии раскрывается в бинере (антиномии ), где тезис есть закон всеединства, а антитезис – закон иерархического строения» [3]. Раскрывая этот комплекс идей, мыслитель подчёркивал, что мир не однопланен, а состоит из реальностей и феноменов разного качественного достоинства, а потому расчленяется на сложную иерархию планов. Каждому плану соответствует особая природа и особые законы, а потому они живут вполне самостоятельно, прослаивая друг друга. Всякий переход из одного плана в высший есть трансенсус – явление с точки зрения низшего плана сверх его естества, то есть сверхъестественное. Наоборот, для высшего плана такой трансенсус есть лишь раскрытие потенций естества, а потому есть явление закономерное и естественное.
Закон иерархического строения есть закон космической феноменологии. Но высшее синтетическое Единство, вершина мировой иерархии, присутствует в единичном во всей своей полноте. Единое порождает всё, оставаясь единым. По закону высшей эзотерической логики антитезис есть раскрытие тезиса в актуальной феноменологии. Закон иерахии есть антитезис закона всеединства как тезиса; целое всемирного бытия есть синархия. Проявленный мир имеет целью своего бытия реализацию синархии, которая представляет собой естество истинного строения космоса, где все звенья иерархии вневременно сопряжены по всем протяжениям иерархического пространства.
Значение закона синархии, как утверждал В.Шмаков, заключается в следующем. Он есть данность безусловная и общемировая; хотя и служит первоверховным принципом всего бытия нашего сознания и в то же время он является императивом, привходящим в сознание извне. Этот закон – не только основной закон мира, но сама его сущность, смысл и оправдание; он есть одновременно и цель, и механизм всего бытия. Поэтому познание закона синархии – также и конечная цель всей эволюции человека на пути разума, и его собственное содержание. Мировое многообразие – это стройный организм, где отдельные формы расположены по закону бесконечно углубляющегося синтеза. Необходим единый принцип, чтобы сделать единым это множественное существо – единый всемирный организм. Таким принципом и является закон синархии.
Основой, фундаментом мироздания является царство тверди – мир основных форм духа, первоверховных принципов мира, которые оставаясь вечно недвижимыми, в то же время являются началом всяческого движения и эволюции. Это есть Престол Божий – тот камень, на котором человек должен обосновать все свои стремления, так как только в этом случае его достижениям уже нечего опасаться бурь и бедствий этого мира скорби. Эзотерическое учение утверждает, что этих первоверховных принципов 22 и их иерархическая система воспринимается совершенным человеческим сознанием в виде символов Арканов Таро. Обладая каждый бесконечным содержанием, принципы в то же время органически сопряжены между собой в абсолютной иерархии; принцип этой иерархии принципов, этот актуально бесконечный гиперпринцип, и есть закон синархии. Таким образом он является, действительно, основным законом мироздания, ибо связывает систему первоверховных принципов – арканов – в целое абсолютного Единства.
Ноуменальный мир – это идеальное раскрытие Бога, целостная синархия. Этот мир являет собой мир идей, то есть план идеального организма, но не сам организм. Жизнь видимого, феноменального, мира имеет своей конечной целью реализацию мира ноуменального. В жизни космоса идеи вечно раскрываются, а всё живущее в нём эволюционирует. Но космос есть не только мир форм, но и мир индивидуальных сознаний – монад. Именно в монадах оба мира находятся в непрерывной сопряжённости. Корни монады – её природа, лежит в области ноуменов, но её сознание и самоощущение находятся в мире феноменов, который имеет смысл, цель и оправдание своего бытия в том, что он есть арена, где монады путём постепенной эволюции осознают своё содержание и свою индивидуальность.
Рассматривая основные доктрины эзотеризма о монадах и космических иерархиях, В.Шмаков отмечал, что две иерархии – монад и множеств – имеют бытие в абсолютно противоположных полюсах основной космической антиномии трансцендентного и имманентного Ликов Абсолюта. Антиномия иерархии монад и иерархии множеств нейтрализуется только в Непознаваемом Абсолюте.
Рождением этих двух Ликов утверждается антиномия двух миров – трансцендентного и имманентного. С этого момента вступает с силу Закон аналогии Гермеса Трисмегиста, который гласит: «Правильно, верно, без лжи и истинно, что без сомнения то, что внизу и во вне, подобно тому, что в выси и в глуби, и то, что в глубине и в верху, подобно тому, что внизу и снаружи, – для исполнения чуда единства» [1]. Согласно этому закону всякая идея ноуменального мира имеет своё феноменальное соответствие.
На основе закона синархии В.Шмаков обстоятельно раскрыл органичную сопряжённость ноуменальной иерархии монад и феноменальной иерархии множеств в жизни космоса от простейших организмов – кристаллов до человека, в котором реализуется сопряжение трансцендентного с имманентным, ноуменального с феноменальным, духовного с телесным. Эволюция мира от хаоса до космоса есть постепенное возрастание в нём красоты и гармонии, то есть внедрение в материю надмирной реальности, внутренняя природа которой нематериальна, но актуально обнаруживаться она может лишь через материю. Красота есть качественная организация, всякое феноменальное творчество состоит в организации.
Рассматривая в метафизическом аспекте проблему образования атомов, В.Шмаков разработал гипотезу о том, что космической лабораторией, изготавливающей материю нашего мира, является инфра-мир: «Только тогда, когда инфра-мир создаст свои инфра-звёзды и инфра-планеты, в нашем мире возникнут атомы первобытной материи. Эволюцию бесчисленных инфра-миров мы поэтому всегда будем воспринимать как появление в мировом пространстве новых туманностей, с точки зрения нашего мира в буквальном смысле из ничего» [2]. Аналогично, атомы инфра-мира суть результат эволюции инфра-мира второго порядка и т.д. до бесконечности. Эта иерархия миров отчётливо выявляет в нашем сознании четвёртое измерение космоса, которое автор гипотезы назвал иерархической координатой. Она перпендикулярна всем трём координатам нашего мира, а последний есть трёхмерное сечение четырёхмерного иерархического пространства. Жизнь мира есть эволюция хаоса по иерархической координате.
В.Шмаков подчёркивал, что беспредельная цепь миров представляет собой не только закономерную геометрическую последовательность масштабов, но и нечто органически целостное, ибо для существования каждого последующего необходима вся бесконечная цепь предыдущих, а потому и вся цепь имеет право именоваться иерархией. По своему внутреннему естеству она непрерывна, но по слабости нашего сознания мы воспринимаем её прерывной. Таким образом, частная формулировка закона синархии такова: совокупность мировых атомов построена по закону синархии [2].
Обоснованность гипотезы В.Шмакова, спустя почти 100 лет, подтверждают результаты системных исследований масштабной гармонии Вселенной, которые опубликовали С.Сухонос [6], а с позиций принципа золотого отношения – Н.Якимова [7]. (Имеются также основополагающие работы в данном направлении и других авторов, например, А.Жирмунского и В.Кузьмина. – Ред.) Указанные авторы полагают, что основные энерго-информационные процессы скрыты от современной науки. Так, С.Сухонос приходит к выводу, что физический мир как минимум пространственно четырёхмерен, а масштабная ось – реальное физическое измерение Вселенной. Ссылаясь на теоретические исследования академика М.Маркова, он отмечает, что по современной теории возможно существование такого мира, в котором наша Метагалактика является всего лишь первокирпичиком для Мета-Метагалактики – мира более высокого масштабного уровня. В то же время любой максимон нашей Вселенной (это наименьшая микрочастица в концепции Маркова) может иметь внутри себя структуру целой вселенной. Если отбросить «истинные» размеры нашей Вселенной и максимона (планкеона), то структурно и функционально они вполне могут быт подобны. В концепции Маркова нет первоматерии, а иерархия бесконечно разнообразных форм материи как бы замыкается на себя.
Н.Якимова подчёркивает, что Метагалактика в целом видится одновременно и как некая элементарная частица, и как яйцеклетка вселенского организма, и как самостоятельно развивающаяся живая структура. Для систем, состоящих из множества вселенных, наша и подобная ей представляются уже их элементарными объёмами, способными находиться на неких собственных кругах жизни, то есть проходящих свою стадию «зрелости». Очевидна однотипная иерархическая «вложенность» систем друг в друга – от метагалактических до атомных, причём каждый более низкий ранг образует обширнейшее множество в соседнем более высоком старшем ранге. Фрактальные свойства пространства и на малых, и на грандиозных масштабах демонстрируют такую общность, которая может свидетельствовать о присутствии во Вселенной некоего единого, мгновенно распространяющегося взаимодействия, диктующего повсюду свои универсальные принципы золотой гармонизации, устанавливающего в соответствии с этим принципом области устойчивых форм материи.
Излагая своё понимание места человека в иерархии космоса, В.Шмаков отмечал, что человек есть двухприродное существо: он не только воспринимает ноуменальные веяния через среду – на периферии своего существа, но и через свой собственный внутренний центр. Человек есть образ и подобие Бога, и актуальное запечатление этой идеи мы имеем в явлении Христа. Человеке есть ось космоса, его миссия во Вселенной совершенно исключительна, не имеет и не может иметь подобных. «Можно сказать, что Абсолют есть безусловный и вечный Прототип Человека, а Человек есть Его космическое выражение во времени и пространстве. Разумеется, речь идёт о Человеке как конечной энтелехии эволюции всемирного человечества» [2].
Таким образом, природа человека антиномична в своей основе: она одновременно и ноуменальна, и феноменальна. Каждый из этих миров обладает особой иерархией. Ноуменальный мир в себе вечно совершенен, но раскрывается актуально по мере эволюции космоса. Феноменальный мир эволютивно стремиться к своей энтелехии – совершенному космосу, а потому всегда обладает противоречиями и недостатками. Человек есть микрокосм, в его собственном существе имеется соответствие всем планам Бытия, его сознание представляет собой целостную иерархию. Будучи в себе некоторой уединённой формой бытия, сознание связано через высшую интуицию с ноуменальным миром, а через низшую – с феноменальным; оно построено по закону синархии во всех трёх своих категориях: мистики, разума и воли. Благодаря этому мы имеем возможность познавать космос как в его целостной иерархии, так и в её отдельных органичных членениях.
Доктрины В.Шмакова, раскрывающие устройство и функционирование сознания человека, по смыслу во многом аналогичны концепциям самобытного мыслителя, учёного с мировым именем – Василия Налимова [8]. Это не случайно, ведь они как философы выросли в лоне гностической традиции. В.Шмаков в начале 20-х годов прошлого века руководил московской школой розенкрейцеров, а В.Налимов в начале 30-х, в период учёбы в МГУ был принят в орден российских тамплиеров. Главный вывод своих многолетних размышлений над проблемой сознания В.Налимов определяет так: «Нельзя сказать что-либо серьёзное о сознании, не постулировав изначальное существование непроявленной семантики… Смысл мира – проявление всего потенциально заложенного в нём. Роль человека – участие в этом космогоническом процессе» [9].
Если понимать духонавтику как исследование метафизического космоса [10], то В.Налимов – духонавт, ведь главное дело его жизни – исследование сознания, семантической вселенной, смыслов Бытия. Осознавая, что нет критериев истинности понимания, он стремился постичь Истину; понимая, что мысль высказанная есть ложь, он стремился постичь Слово. Трансценденция сознания – одна из Тайн, его увлекавшая. Это поэзия парадоксов, которыми он умело пользовался и в постановке вопросов, и в поиске ответов. В том он также созвучен В.Шмакову, который подчёркивал, что «Истина выражается только в антиномиях, и каждая антиномия есть аспект Истины… На пути веков все Откровения во всех Посвящениях неизменно выражались в антиномиях».
Сопоставим представления этих мыслителей о роли бессознательного в жизни человека.
В.Шмаков: «Именно через своё бессознательное человек непосредственно связан с Реальностью, с Божеством, а потому это есть действительно стихия абсолютной интимности Бога и человека. Вселенская Реальность в своём всеединстве разлита во всём мире и присутствует в каждом человеке как его бессознательное» [3]. В.Налимов: «Но если мы со всей серьёзностью отнесёмся к бессознательному в его трансперсональном проявлении, то всё многообразие накопленного здесь материала заставляет нас признать недостаточность этого беспомощного, апофатически звучащего термина. Нам кажется, сейчас уже можно говорить о том, что перед нашим взором открывается то, что можно было бы назвать семантической Вселенной или семантическим космосом, сосуществующим с нашим временным космосом и, более того, проявляющимся в нём» [11].
Станислав Гроф, основатель трансперсональной психологии, делает такой вывод: «Современные исследования открывают нам, что у нашей психики нет реальных и абсолютных границ; напротив, мы являемся частью бесконечного поля сознания, охватывающего всё сущее, – выходя за пределы пространства-времени и включая в себя реальности, которые нам пока ещё только предстоит исследовать» [12]. С.Гроф сообщает, что знаменитый психиатр К.Юнг незадолго до смерти говорил, что все его наиболее зрелые труды выросли из надличностных переживаний и он описал, как ему удалось прорваться через барьеры обыденного сознания и войти в мир, о существовании которого он прежде не мог и помыслить. Из этого описания напрашивается вывод, что Юнг свои основные представления о сознании «получил» от Василида – наиболее известного гностика первых веков нашей эры!
Этика, как полагал В.Шмаков, имеет своим предметом исследование пути качественного восхождения от конкретно-эмпирического к Божеству. На примере этики он рассмотрел доктрину эзотеризма о раскрытии тезиса антитезисом по методу карикатуры [3]. Высшие законы существуют постоянно и постоянно тяготеют к проявлению, но чтобы это проявление случилось, необходимо наличие соответствующего состояния воспринимающей среды. Эволюция каждого феномена есть в то же время эволюция управляющих им законов. Отражение в естестве феномена искажённого влияния высшего закона и представляет собой его карикатуру. Эта карикатура эволютивна, ибо, будучи в начале пути эволюции феномена абсолютным искажением действительности, она по мере совершения этого пути постепенно проясняется, чтобы при достижении энтелехии слиться с прекрасным первообразом. Каждой добродетели необходимо отвечает особый порок, порок есть карикатура добродетели. Всякий тезис раскрывается только через антитезис. Только через развитие порока и отказ от него, то есть через его преодоление в нём самом, раскрывается соответствующая добродетель.
Анализируя сопряжённость различных аспектов противоположности ноуменального и феноменального в личной и социальной жизни, В.Шмаков делает вывод, что именно эта антиномичность служит залогом возможности выявить целостное мировоззрение, объединяющее бытие и того, и другого. Общий принцип таков: ноуменальное может проявляться только в реальности феноменального. Приближаясь к пределу эволюции, сознание вполне включает в себя ноуменальный мир, перестаёт чувствовать его чем-то внешним и живёт его жизнью так же полно и непосредственно, как ранее оно жило в одном только мире явлений. Детально рассмотрев механизм формирования антономичного сознания на примере отдельного человека и общества, В.Шмаков обосновал справедливость приложения этих закономерностей ко всем феноменальным организмам любого иерархического уровня. Он наглядно показал, что и сознание человека, и сознание более крупных социальных организмов аналогично переживают этапы эволюции и одинаково приходят к необходимости принять основным принципом всякого конкретного бытия антиномичность ноуменального и феноменального.
В своей фундаментальной работе, посвящённой раскрытию закона синархии, В.Шмаков системно рассмотрел иерархию человеческих сообществ и их органичное устройство на основе учения об эгрегорах. Предтечей эгрегориального подхода к анализу развития социальных организмов можно считать русского социолога П. Лилеенфельда, опубликовавшего свою концепцию в 1872 г. [13]; в 1897-м он был избран президентом международного института социологии. В ряде аспектов такой подход созвучен представлениям историка Л.Гумилёва [14], специалиста в области искусственного интеллекта С.Расторгуева [15], автора теории иерархических систем М.Беляева [16]. Представители академической науки А.Паничев и А.Гулько убеждены, что уже скоро представления об эгрегорах станут неотъемлемой частью многих научных направлений, изучающих сообщества каких бы то ни было организмов [17]. Эти авторы отмечают, что по сути именно энергоинформационные отношения между эгрегорами всегда формировали реальную жизнь общества на физическом плане, которая есть лишь реализация взаимодействия эгрегоров на тонком плане. Некоторые следствия учения Шмакова об эгрегорах, с учётом реалий российского общества, были рассмотрены автором настоящей статьи [18], [19] в контексте социогенетики как составной части геосоциологии. Цель бытия эгрегоров В.Шмаков понимал так: эгрегор есть хранилище инерции жизни, это закономерность случайностей и то, что разумеется под душой народа. «Жизнь обществ и их эгрегоров подчинена тем же законам, что и жизнь отдельных людей. Эгрегоры рождаются, растут, ведут ожесточённую борьбу за существование и погибают. История народов должна быть изучаема прежде всего как борьба различных эгрегоров за место под солнцем». Впечатляющую попытку эгрегориального подхода к пониманию социальной истории человечества представил Д.Андреев [20], который в исходной концепции описывает по сути структурную организацию эгрегориального пространства в статике и динамике. В этом пространстве, как отмечал Д.Андреев, незыблемы и долговечны только три области: сверхнарод; «затомис» – обиталище его просветлённых душ, небесная страна метакультуры, и «шрастр» – антиполюс этой небесной страны, средоточие демонических сил данной метакультуры.
Основные выводы учения об эгрегорах В.Шмаков формулирует таким образом: эгрегор по самому своему существу трансцендентен индивидуальному сознанию, которое входит в него как часть в целое. Термины сознание и эгрегор по сути адекватны, они выражают ту же самую реальность на различных масштабах иерархии. Эгрегор есть сопряжение ноуменального с феноменальным, раскрытие системы идей в определённых условиях феноменального мира. Жизнь и законы человеческих обществ недоступны имманентному (сущностному) постижению. Отсюда следует, что никакое единичное человеческое сознание в принципе не способно не только управлять, но даже понимать жизнь человеческого общества. Никакая гипотеза или теория, подмеченная закономерность общественной жизни не могут почитаться адекватными действительности. Всё это лишь проекции общественной деятельности в индивидуальном сознании с неустранимым в принципе искажением. Аналогичный по сути вывод делает и В.Налимов: «История трансцендентна человеческому разуму. Культура – более сложный организм, чем человек, но природа творческого процесса, по-видимому, одинакова» [21].
Недоступность эгрегора прямому постижению через разум не свидетельствует о его непознаваемости вообще. Сознание человека через высшую интуицию связано с ноуменальным миром, а через низшую – с феноменальным. Акт познания представляет собой органичное сопряжение соответствующих звеньев иерархий этих миров – это творчество, которое возможно только на основе интуиции. Каждый человек способен соответственно своим силам получить более или менее правильное представление об эгрегоре. Но, разумеется, из такого весьма приблизительного познания невозможно делать точные выводы, а лишь приблизительные гипотезы.
Представляется интересным рассмотреть в контексте геосоциологии произошедшее недавно воссоединение Крыма с Россией. Бассейн Чёрного моря, почти в центре которого находится Крым, примерно расположен от 28° до 42° восточной долготы и от 40° до 47° северной широты. На поверхности трёх соединённых сушей континентов – Европы, Азии и Африки эти участки образуют своеобразные геосоциальные пояса, на пересечении которых и находится Крым. Меридианный пояс начинается с северного побережья Кольского полуострова и включает Белое море, Карелию, междуречье Днепра и Дона. Турцию, Восточное Средиземноморье, Красное море, долину Нила, Великие африканские озёра и африканское побережье Индийского океана. Широтный пояс простирается от атлантического побережья Португалии, Испании, Франции и включает почти всю Италию, северную Турцию, Кавказ, междуречье Амударьи и Сырдарьи, северный Китай, южный Алтай, Монголию, северокорейское и российское побережье Японского моря, южный Сахалин, северную Японию (о. Хоккайдо). На прилагаемой карте эти пояса выделены.
Даже поверхностное рассмотрение территории, расположенной в этих поясах, позволяет сделать вполне обоснованный вывод, что здесь находятся места появления большинства этносов Евразии и Африки, начиная с древних цивилизация Египта и Рима, которые по общепринятой версии являются колыбелью западной цивилизации. А в центре геосоциального креста расположен Крым– своеобразный инкубатор этносов; в частности, здесь обнаружены памятники скифской культуры VII в. до н. э. Присоединение Крыма к России в XVIII в. стало символом становления России как мировой державы. Чтобы не допустить этого, Франция и Англия даже воевали на стороне Турции в Крымской войне.
Детальное рассмотрение геосоциального значения Крыма в истории России выходит за рамки данной статьи, однако.представляется уместным предположить, что воссоединение Крыма – «жемчужины в короне Российской империи» и современной России, его возвращение «в порт постоянной приписки», как образно сказал президент России В.Путин, может символизировать начало исполнения предсказания М.Генделя [22]. Это предсказание автор книги «Космоконцепция розенкрейцеров» впервые опубликовал в начале XX в.: «Когда Солнце вступит в знак Водолея, русский народ и славянские народы в целом достигнут степени духовного развития, которое продвинет их намного дальше нынешнего состояния… Существование Славянской цивилизации будет кратковременным, но великим и радостным, ибо она родится из глубокого горя и несказанных страданий, а закон Компенсации приведёт в своё время к противоположному. Из славян произойдёт народ, который постепенно образует последнюю из семи Рас Арийской эпохи».
Автор считает своим приятным долгом выразить признательность сотрудникам издательства «София» (г. Киев), благодаря которым блистательные труды гениального русского философа не канули в небытие, а получили второе рождение. Свой вклад в это благородное дело внесли и сотрудники журнала «Дельфис».
- Ваши рецензии