Беседа со славным соотечественником, Учителем — Н.К.Рерихом
Неустанно зовущий к светлому будущему
Мемориальный кабинет Н.К.Рериха в Государственном музее Востока имеет небольшой, но ценный архив великого мыслителя. Он передан вместе с картинами Н.К. и С.Н.Рерихов, произведениями искусства Востока из собрания семьи Рерихов, библиотекой и другими материалами г-жой Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе (1899-1996) в 1977 году. По воле дарительницы, к изучению архива приступили после её ухода из жизни.
Раздел писем представляет собой, в основном, письма-отчёты, письма-дневники, направленные в Музей Н.К.Рериха в Нью-Йорке из Манчжурии, Китая и Японии во время экспедиции 1934-1935 годов — наименее изученного периода жизни и творчества художника. Некоторые письма принадлежат перу Юрия Николаевича Рериха, сопровождавшего отца в этой экспедиции. В них довольно полно отражена экспедиционная жизнь, многочисленные контакты с представителями науки, культуры, политическими деятелями тех стран, где они побывали. В письмах Н.К.Рерих руководил деятельностью Нью-Йоркского Музея, давал указания по продвижению Пакта Мира, издательской работе, культурной деятельности, просветительским программам. Из писем же следует, какое огромное число лекций по культуре прочитано самим Рерихом.
Есть в архиве и газеты, из которых видно, что Рерихов, где бы они ни были, принимали как высокоуважаемых гостей и оказывали их работе всяческое содействие. Например, в Японии они были торжественно приняты императором, и в их честь был дан обед-приём знаменитым японским художником Ёкояма Тайканам.
В этом номере «Дельфиса» публикуется интервью из этого архива. Это машинописный вариант беседы, состоявшейся между Н.К. Рерихом по его прибытии в Японию 22 мая 1934 года и г-ном Оргинским, токийским корреспондентом газеты «Заря», выходившей в Шанхае и Харбине. Мы не знаем, было ли опубликовано это интервью, но мысли, высказанные в нём просветителем, глубоко актуальны и в наши дни.
Истину изрёк о Н.К.Рерихе Леонид Андреев, сказав: «Мир Рериха — мир правды».
Обаятельный, снисходительный, завораживающий излучаемой из его больших синих глаз глубокой устремлённостью и несомненной правдой, Николай Константинович Рерих уделил много времени для беседы с токийским корреспондентом «Зари», происходившей при участии его сына, профессора Юрия Николаевича Рериха.
По пути в Гималаи
Н.К. Рериха давно приглашали в Японию. Ещё в 1919 году архиепископ Ничишу Могучи, один из глав японского буддизма, будучи в Америке, просил Николая Константиновича посетить страну самураев. С аналогичной просьбой обращались к Рериху многие видные японцы. <...>
Направляясь в центр своей плодотворной работы на Востоке, в «Урусвати» — Гималайский Институт Исследований в Наггаре, в долине Кулу, в Кашгаре, профессор Н.К.Рерих со своим сыном профессором Ю.Н.Рерихом, наконец, посетил Японию с твёрдым намерением побывать в Харбине и в других городах Маньчжу-Ди-Го и Китая.
— В Японии нас приняли весьма сердечно, — начал беседу апостол не только русской, но и мировой культуры Н.К.Рерих. — Министерство просвещения, Японское Общество Международных Культурных Взаимоотношений, председателем которого является князь Фумимаро Коное, Японо-Американское Общество во главе с князем Иесато Токугава, военный министр генерал Хаяси, целый ряд почтенных японских организаций и видных лиц выявили к нам особую предупредительность и искреннее дружелюбие.
Н.К.Рерих. Нью-Йорк, 1924 г.
Уверен, что этому способствовало то, что мы давно работаем на Востоке. Да ведь мы, русские, — сами восточные люди. Я доволен пребыванием в Японии, куда давно собирался. Мы посетили Камакура и другие города. Осмотрели многие редкие коллекции, собранные с большой любовью. Через два дня едем в Киото осматривать новый музей, желающий иметь серию моих картин. Если условия окажутся подходящими, то полотна будут присланы из Америки.
Прекрасная японская Императрица Коомеи в Нара пела: «Не сорву тебя, о цветок, но посвящу тебя Буддам прошлого, настоящего и будущего». Разве не возвышенная радость звучит в этом священном внушительном договоре? В этом призыве прошлого и будущего заключена великая сила японского гения.
Дух японской самурайской жизни в истории человечества — символ героизма, патриотизма и храбрости. Беспредельная сила знания сердца создаётся здесь. Когда мы в царстве духа, мы начинаем убеждаться в родственном тяготении к вечному чуду Правды.
Чудо жизни, всё укрощающее и величественное!
Чудо, которое чувствуют все глубины Бытия!
Редко сие манифестируется рукою человека!
Блистательные искры Правды дошли до нас от древних времён. Более ценно засвидетельствовать потенциальность этой чудесно выявленной одежды Красоты, так жизненно дышащей в Японии. Неограниченность горизонта живого глаза и пламенность сердца — то, что создано старыми японскими мастерами, — учит и удивляет. Поразительная жизнь вырисовывается и манифестирует великую Правду, когда-либо воспроизведённую. В утончённых иероглифах дан вечный синтез. Даже в повседневной жизни не упускаются высшие законы. Много труднейших проблем так храбро разрешено японскими создателями. Аристократичность красоты, патриотизм, романтизм, высокий героизм, утончённость символизма, славная история, призыв к подвигу — это драгоценные для человека ценности, красиво выраженные в созданиях японских мастеров.
Истинно, говоря о Японии, мы можем пользоваться словом «красивая». В этом воззрении японский народ, который весной выходит приветствовать пробуждающуюся природу, который преображает ежедневную рутину в ценности искусства, в этом воззрении японцев поддерживает их право.
Множество фактов говорит нам о том, что Япония — на наиболее славном пути, но ещё мы должны знать, что многое из героических подробностей останется незамеченным. Западные измерения часто весьма нечувствительны к тому, что выражено Лотосом Востока.
Мы, русские, наиболее западные из восточных народов, мы понимаем Японию в нашем сердце, мы чувствуем, что это — живой, священный цветок, о котором так красиво пела Императрица в Нара.
Японская нация осуществляет свои богатые традиции, она будет и дальше проводить высокую Культуру, которая поможет этой нации занять в мире место чести.
Высочайшая человеческая твердыня и ценности состоят в возможности их соединения во имя высшей Культуры. В этом великом понятии — Культура, мы соединяем все приобретения высшего культа, всё завоёвывающую Красоту и возвышающее Знание. В наше время непорядков на Земле взывать к высшей Культуре — не есть ли несомненная правда? Действительно, это более чем своевременно усилить друг друга в понятии, что религия, личность, семья и государство могут расти только на основе Культуры, в благородные врата которой не проникнут ни пошлость, ни упадничество, ни богохульство. Мы должны стремиться к взаимному пониманию.
Я радуюсь, что официальные делегаты японского правительства на Конференции в Вашингтоне не только заявили о принятии Японией предложенного мною Пакта и Знамени Мира, но и сообщили делегатам 35 других стран о том, что Знамя Мира 17 ноября было поднято над зданием библиотеки-музея в Токио. Конференция единодушно и с энтузиазмом приветствовала это заявление японских делегатов. Сие лишний раз показывает нам, что японский гений стоит на страже охраны духовных ценностей Культуры. И мы приветствуем эти благородные действия как залог блестящего будущего.
Чувствование и оценка благородства, красоты, героизма уже означает собирание сил для нового строительства и новой кооперации. В зове красивого сада-Японии, в зове её почтения своих великих предков, в зове её великого будущего, в зове вечного цветка Императрицы Коомеи — я приветствую Японию.
Вот рисунок Знамени Мира, предложенный мною на Международной Конференции в Вашингтоне в прошлом году. По моей идее, подобно тому, как международная организация Красного Креста охраняет физическую целостность человечества, так и всеобщее Знамя Культуры должно охранять культурные ценности человечества.
Знак Святой Триединой Животворящей Троицы, который мы можем видеть на многих старинных иконах, помещён мною на Знамени Культуры. Святая Триединность должна проводиться нами и в охране нашего духа.
Мой проект Пакта охраны культурных ценностей человечества и Знамя Мира единогласно приняты 36 странами, Международным Комитетом Музеев Лиги Наций, Папой Пием, королём Бельгии Альбертом, президентом Масариком, Метерлинком, Эйнштейном, Р.Тагором, Международным Красным Крестом в Женеве и другими различными официальными и культурными учреждениями и лицами мира.
Это Знамя должно охранять все культурные ценности человечества от вандализма и грубости как во время войны, так и в мирное время.
Мы знаем, что во время мира вандализм уничтожает культурные ценности не меньше, чем во время войны. Мы также знаем, что иногда война духовная более опасна, чем война на полях сражений, и что духовное убийство более преступно, чем убийство физическое. В сумерках повседневной жизни народ может невольно падать духом и незаметно становиться жестоким, пошлым и эгоистичным.
Не характерно ли совпадение, что мой Пакт и Знамя Культуры приняты конференцией 17 ноября, то есть в день признания Соединёнными Штатами Советского правительства. Преподобный Сергий — наше русское Знамя. Преподобный Сергий был Знаменем у нас в трудные и смутные времена, и сейчас особенно Он ведёт нас к подвигу, как и все первые Святители Земли Русской. Преподобный Сергий — Знамя не только русское, но и Знамя всеславянское.
Святой Сергий — Строитель Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия, поистине, Преподобного для всех веков и народов, ибо Культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед Образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его.
Ориген заповедал: «Глазами сердца смотри». Не есть ли это также и заповедь Самого Преподобного, который на пламенной Чаше вознёс заповедь сострадания и любви?!
Преподобный Исаак Сирин сказал: «Когда мы в покое — демоны веселятся, а когда мы в трудах — ангелы радуются». Этими со-ангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный нестираемый камень русской Духовной Культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания. Случайно ли, что на всех путях сужденных вырастают священные знамена Преподобного?!
Дивно и чудно видеть, как даже в наше смятенное, отягощенное мраком время всюду возносятся светочи храмов и часовен во имя Преподобного. В Париже — Сергиева Обитель. В Лондоне — Сергиева группа учащихся. В Южной Америке — Имя Святого Сергия. Под Нью-Йорком мы имели радость освятить часовню Св. Преподобного Сергия, сооружённую Сибирским отделом Общества друзей Музея Рериха. В Радонеге, Чураевке, шт. Коннектикут, 19 апреля сего года освящена комната-часовня Преподобного в доме Музея Рериха. По Азии раскинуты зачатки часовен и храмов во Имя этого непобедимого Водителя ко Благу. Огромное количество книг, статей и листовок посвящены Преподобному. Всюду благовестит это непобедимое Имя.
Знамя Св. Сергия с изображением на одной стороне лика Св. Сергия, а на другой — являвшейся ему Богоматери, вышитое ручным способом золотом по шёлку княжною Яшвиль в Праге, сопровождало меня и Юрия Николаевича в путешествии. Обратите внимание: Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремлённо восходил и строил. Можно сказать, что далеко за пределами Богоискателя Он был Богоносцем...
Преподобный приобщался от пламенной Чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем дошёл до нас облик Святого Сергия. И пламенны были ему видения Владычицы.
Познающий Пламень Сердца навсегда связан с обликом Преподобного. Это великое познание, редко сходящая благодать навсегда соединила Имя Преподобного с представлением о всезнании. «Преподобный знает», — так запомнил русский народ. «Преподобный знает, когда спасти»; «Преподобный знает, когда явиться»; «Преподобный знает, когда помочь»; «Преподобный знает, чьё сердце доступно благодати»; «Преподобный знает, где нет неверия и предательства»; «Преподобный знает, где истинный дар»... Там, где мы встречаемся с именем Преподобного, приходим к тому же понятию о непреложности знания Его, о мудрости подвига Его. В этом единении на понятии Знания, Культуры мы найдём спасение общее. Чем же иначе заменим мы разрушительное отрицание, неверие, легкомыслие, предательство вольное и невольное?!
Жизнь бесталанна без героя, так гласит устами народа древняя мудрость. Так утверждает закон эволюции. В дни разрушений, в дни неслыханных озлоблений и всякого надругания и кощунства, когда высшей Культуре Духа, а следовательно, и эволюции всего человечества грозит гибель, не должно ли понятие это зажечь сознание и сердца не только лучших умов человечества, но захватить все лучшие силы народов.
Уже во многих странах встают облики вождей и героев, ибо душа народов тоскует о Вожде Светлого Будущего. Но тёмные в ярости саморазрушения продолжают восставать, кощунствовать и скрежетать против всякого понятия героя и вождя.
Свет и тьма. Резко обозначилась грань между Светом и тьмою. Неприемлем вождь и герой для тёмного сознания, ибо вождь идёт за Светом Высшим, за светом, влекущим в Будущее.
Истинный Вождь есть воплощение Указа Высшего. В таком виде, как в фокусе, сходятся Веления Света и чаяния народа. Такой Вождь идёт, осенённый знанием высшим, и милосердие и строительство — доспехи его.
Таким Вождём нашим был Преподобный Сергий. Вдохнув героический дух в русский народ, он устремил его в будущее. Таким Вождём остаётся Он и сейчас, ибо нерасторжима связь Великих Духов с делом и подвигом их жизни.
Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он, невидимо Видимый на ступенях великой Лестницы Иерархии Света, готовый в указанный час устремить легионы Светлых Сил, готовый благословить народ свой и Вождя его земного на новый подвиг.
Свет и тьма. Свирепствует предуказанная битва. Грозен Армагеддон. Но час решительный наступает, и Свет побеждает тьму.
Преподобный Сергий, давший победу князю Дмитрию Донскому и совершивший чудеса в тяжкое время смуты на Руси, — Святой Сергий и ныне спасёт Россию.
С Ним должна идти и вся русская эмиграция, с Ним накопить свои силы и знания, с Ним и в кооперации встать на путь подвига и победить.
Более десяти последних лет я провёл в работе в Азии, в той части света — где Колыбель Культуры человечества, откуда вышли почти все религии мира.
В 1928 году мною организован научно-исследовательский институт в Северных Гималаях, где изучается археология, антропология, этнография, фармакология, тибетский язык, гималайская ботаника и пр. Мой сын Юрий Николаевич недавно закончил составление англо-тибетского словаря, в который вошло более 3000 новых понятий. Это одно подтверждает необходимость ещё большего углубления в исследования.
Хотя в Гималаях совершенно неизвестны многие болезни, но там излечиваются такие, которые всюду считаются неизлечимыми.
Перед нашим отъездом была издалека привезена в Гималаи женщина, страдающая раком. На груди у неё была язва и большая злокачественная опухоль. Местный врач стал лечить её травами, действующими только в этих горах. На наших глазах, без всякой операции, женщину вылечили, язвы и опухоль бесследно исчезли.
Накопляемыми в Институте знаниями и результатами исследований мы делимся с культурным миром. Филологический факультет нашего Института издаёт авторитетные работы на тибетском диалекте. Институтом издаётся также журнал, распространяющий Знания и Мудрость. (Подробнее см. статью С.К.Борисова «Урусвати» на с. 59 — Ред.)
<.. > За годы непрерывных наблюдений и любовного многостороннего изучения почти всех стран Востока Н.К.Рерих, конечно, уловил ритм вечного и тёплого, живого биения сердца Азии. Он впервые и неподражаемо воплотил в своих бессмертных полотнах священный лик Гималаев. Он поднял из праха многоцветные знамена Востока, и только он в нашу эпоху мог угадать и изучить значение таинственного и могучего движения, именуемого Шамбала. Перешедший тридцать пять высочайших хребтов Азии и пересекший почти все пустыни Индии, Тибета, Китая и Монголии, Н.К.Рерих является одним из тех легендарных путешественников, для которых препятствия не существуют. Поистине, только такой наш современник может созидать, отсутствуя. Только такой строитель может руководить на расстоянии самой грандиозной постройкой одновременно в Европе, Америке и Азии.
За время своей Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рерих написал более 500 полотен, как и выполнил ряд других весьма важных беспрецедентных работ.
Н.К.Рерих — воспитатель человечества
Великий учитель современности Н.К.Рерих проводит новую школу мысли и деятельности. Дух Культуры и благоволение к жизни — кардинальный принцип Рериха, современного воспитателя, высшего служителя старой правды. Н.К.Рерих основал большое количество институтов. Все они — «Храмы Культуры».
Правильно сказал о Н.К.Рерихе почтенный Гордон Батль: «Н.Рерих — неоспоримый из величайших лидеров истории. Чрезвычайная широта его ума совмещается с возвышенной симпатией к мнениям и терпимостью к предрассудкам других. Он имеет чудесный дар быть лидером в международном движении. Рерих имеет силу не только планировать, но и действовать. Он может претворять свои мечты в действия».
За последние годы имя Н.К.Рериха получило исключительное значение. Во многих странах оно явилось символом объединения и созидания. Вот что говорит сам Н.К.Рерих о своей работе:
— Начав работу в Америке, за 10 последних лет мы создали 74 отделения в 24 странах. Это организации, посвященные освоению духа Культуры. Наш парижский отдел имеет наибольшее число ответвлений.
За последнее время весьма остро чувствуется всюду необходимость культурного сближения друг с другом для нахождения созидательного базиса. Приятно отметить пробуждение в этом направлении и у русской эмиграции, особенно среди молодёжи в Париже и Америке, выявляющей стремление к обобщению и объединению.
Надо рассеять тьму, а для этого мы должны стремиться к Свету и аккумулировать Свет. Это не мечта, а определённая цель, во имя которой мы должны объединиться и строить. А строить надо безотлагательно. Если собрать воедино все накопленные нами ценности — мы получили бы необходимую силу сопротивления. Необходима кооперация. Необходимо взаимное сотрудничество, в котором индивидуальные черты не должны служить к разъединению. Да такового и не будет там, где будет царить подлинный дух Культуры.
Посмотрите, какие у нас, русских, культурные ценности. Ими начинает серьёзно интересоваться весь мир, иностранцы изучают русский язык и идут к нам, русским, в разъяснении сущего, чтобы углубить свой интерес к нашим культурным ценностям.
Н.К.Рерих — художник
Через свои пророческие видения, воплощённые кистью, Н.К. Рерих ведёт человечество к вратам Света и Знания. В его творениях полностью выражена его индивидуальность.
Проявившийся в ранние годы юности художественный талант Н.К.Рериха, сначала под влиянием Куинджи — в России, а затем Кормона во Франции, достиг необычайных высот. Достижения Рериха в воспитательном искусстве, в жизни искусства России были неоспоримы. Незабываемы его блистательные работы в Московском Художественном Театре, в Дягилевском балете и многие другие.
Ныне рериховские шедевры имеются во всех главных музеях мира: в Лувре, Люксембурге, Виктории и Альберте, Риме, Бенаресе, Загребе, Аллахабаде и во многих других городах.
Его полотна хранятся в коллекции Музея его имени в Нью-Йорке. Ни один художник в мире до сего времени не был так почтён, как наш великий соотечественник Н.К.Рерих.
В музее Рериха в Нью-Йорке выставлено одно из последних его полотен — «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат». Пасхальная ночь. Может быть, близится рассвет. Из-под Великого Образа Пречистой Богоматери, как бы из большого храма, идёт крестный ход. Узнаются Святые Заступники. Вот и Спас на хоругви. Вот и Св. Георгий Победоносец. Вот и сам Сергий Преподобный. Все тут собраны в огненном Небесном шествии. Движутся среди праздничных огней, сияющих как звёзды небесные. А над ними несчётные небесные светила. Высшие светочи сослужат с земными молитвами.
Можно ли было выразить это прекрасное сослужение без сияющих красок? И Н.К.Рерих это сделал, и сделал мастерски, ибо у него — запас красок звучащих. Не залог ли Светлого будущего для нас, русских, это действительно русское творчество, созданное вне Родины и светящее миру.
Н.К.Рерих — писатель
Недавно вышла восьмая книга Н.К.Рериха «Твердыня Пламенная». Предыдущие семь книг первый том собрания сочинений в издании Сытина, затем «Адамант», «Цветы Мории», «Алтай — Гималаи», «Сердце Азии», «Шамбала», «Держава Света». Некоторые из этих книг вышли в английском, испанском и японском изданиях.
Основная тема книги «Твердыня Пламенная» посвящена понятию Культуры. Со свойственным ему многообразием и проникновением в ряде вдохновенных Зовов, Молений и Утверждений Н.К.Рерих выясняет краеугольное понятие прогресса, мира и знания.
Н.К.Рерих так определяет понятие Культуры: «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберём все определения Культуры, мы найдём синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».
Во имя этого действенного просвещения и созидательной красоты «Твердыня Пламенная» является для каждого учащегося и учителя настольной книгой. В этом завете творящего труда и бодрости щедро рассыпаны плоды широкой художественной и научной мысли Н.К.Рериха, который справедливо выдвинут общественным мнением стран не только как мощный творец-ХУДОЖНИК, НО И КАК ВОДИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ.
Н.К. РЕРИХ — ПОЭТ, АРХЕОЛОГ И ФИЛОСОФ — действительно Богом посланный в мир наш Великий соотечественник.
22 мая 1934 г.,
г.Харбин (Китай),
газета «Заря»
- Ваши рецензии