Что есть вибрация?
Мы часто слышим это понятие в различных вариациях и контекстах. Темой вибраций пропитано буквально всё Учение Живой Этики. Мы и сами часто используем этот термин, пытаясь разобраться в сложных вопросах мироздания. Однако, если мы захотим услышать определение вибраций с точки зрения науки, то увидим, что это понятие существенно отличается от такового в эзотерических источниках. На мой взгляд, разница, в первую очередь, связана с терминологией, а также с принятым разделением определённых областей науки. В этой статье я бы хотел протянуть связующую нить между этими разделёнными областями науки и продолжить эту, пусть пока ещё тонкую нить, в область тонкоматериального.
Итак, что же такое вибрации? Если мы зададим этот вопрос прохожему на улице, то ответ, скорее всего, будет – «когда что-то трясётся». И это будет правильно – мы привыкли сталкиваться с вибрациями именно в таком проявлении. Однако то будет лишь малая часть диапазона понятия вибраций. Давайте попробуем разобраться и узнать, как современная наука ответит на этот вопрос.
Понятие вибраций, главным образом, связано с наиболее важной его характеристикой – частотой вибраций, которая, как известно, измеряется в Герцах (Гц): ƒ = 1/Т, где ƒ – частота, а Т – период.
1 Гц обозначает 1 колебание в секунду. Обратная величина T называется периодом колебаний и измеряется в секундах. Для удобства область низких частот будем оценивать во временнóй шкале, а высоких – в шкале частот.
Начнём с вибраций, частоты которых стремятся к нулю, а период – к бесконечности. Это может быть что-то очень длительное даже по космическим меркам. Например, вращение галактик внутри скопления галактик. Период вращения составляет миллиарды лет (т. е. частота менее 10-15 Гц). У Солнца, обращающегося вокруг центра Галактики, период примерно равен 250 млн лет; период обращения Земли вокруг Солнца – 1 год, а период вращения Земли вокруг своей оси – 1 день.
Потом от макромира переходим к привычному, человеческому масштабу и вплотную подходим к рубежу в 1 Гц, то есть периоду в одну секунду. Наиболее яркий пример – это частота человеческого сердца1. С этого момента будем вести отсчёт уже в Герцах.
Таблица 1
Область «низких» вибраций, период T, с. |
Работа сердца |
Область «высоких» вибраций, частота f, Гц |
|||
Вращение галактик внутри скопления галактик |
Обращение Солнца вокруг центра Галактики |
Обращение Земли вокруг Солнца |
Вращение Земли вокруг своей оси |
|
Механические вибрации, звук, электромагнитные волны |
> 1 млрд лет |
~ 250 млн лет |
1 год |
1 день |
1 с. / 1 Гц |
> 1 Гц |
Теперь мы попадаем в область механических волн: сейсмических и техногенных вибраций, то есть вибраций в традиционном смысле – когда что-то трясётся и это видно невооружённым взглядом. Диапазон частот – условно от 1 до 100 Гц. Такие вибрации мы легко можем чувствовать с помощью нашего осязания и немного слышать ушами. Источники этих вибраций создают ещё и инфразвук, лежащий примерно в том же диапазоне частот. Далее – диапазон человеческого слуха, который мы привыкли называть звуком или музыкой: 20 Гц – 20 кГц. Чуть дальше следует ультразвук, который всё ещё могут воспринимать некоторые животные.
Рис.1. Область электромагнитных волн
И наконец, мы попадаем в последнюю и наиболее широкую область электромагнитных волн. Начинается она с радиоволн (килогерцовый диапазон, кГц), затем идёт область частот практически всей бытовой электроники, телевидения, беспроводной и спутниковой связи (мега- и гигагерцовый диапазоны, МГц и ГГц).
Далее начинается инфракрасный диапазон, которому тоже подвластно наше чувство – осязание в виде ощущения тепла. Заметим, что тепло или холод по сути лишь разная скорость движения или вибраций частиц в веществе. Именно отсюда теоретическое понятие Абсолютного нуля – когда движение частиц прекращается.
Следом за инфракрасным диапазоном оказывается видимый нашими глазами свет, который по сути является лишь весьма небольшим диапазоном электромагнитных волн, преобразуемый мозгом с помощью колбочек и палочек на сетчатке глаз в то, что мы называем цветом.
После видимого диапазона часто – ультрафиолетовое излучение, а следом – рентгеновское и гамма-излучение, где вибрации происходят уже на уровне ядер атомов.
На рис.1 шкала частот нанесена в логарифмическом масштабе, то есть каждая отметка частоты увеличивает вибрации на несколько порядков. Можно оценить, насколько малый диапазон частот охватывает восприятие наших органов чувств: самую левую часть шкалы в виде слуха, небольшую область в инфракрасном диапазоне как осязание, совсем узкую полосу частот в виде зрения и мизерную область механических вибраций опять же как осязание. На этой схеме мы не показали лишь обоняние. Возможно, оно как наиболее утончённое из органов чувств лежит где-то дальше в правой, неизведанной и более тонкой атериальной области частот.
Если взглянуть на эту шкалу, не привязываясь к органам чувств человека, то становится понятно, что принципиальной разницы между звуком и цветом нет – существуют только разные уровни вибраций. И если есть аккорды в музыке, то ничего не мешает нам взять аккорд с комбинацией звука и цвета: одну ноту в звуке, а другую в цвете. По такому принципу создаются красивые и завораживающие визуализации для музыки, хорошо известные особенно молодому поколению, часто слушающему музыку на компьютере.
Рис.2. Млечный Путь. Комбинированная фотография из инфракрасного, видимого и рентгеновского диапазонов
Похожим образом американское управление по исследованию космоса NASA часто получает красивые «несуществующие» снимки космоса. На рис.2 показана фотография нашего Млечного Пути, полученная с помощью наложения снимков из трёх различных диапазонов частот: инфракрасного, видимого и рентгеновского. По сути, приборы, фиксируя невидимый нам диапазон, всего лишь сдвигают область частот в небольшую видимую нами область цвета. Достаточно известная запись «звучания» Земли из космоса получена как раз с помощью сдвига частот из радиодиапазона в область слуха человека – ведь обычные микрофоны в космосе ничего не запишут из-за отсутствия акустической среды! Используя такие приёмы, можно в какой-то степени видеть звук и слышать цвет.
Вернувшись к рис.1, мы видим, что гамма-излучение является наиболее высокочастотной вибрацией, известной науке на данный момент. Если посмотреть на гамма-излучение как на свойство радиоактивных элементов (например, радия), то можно предположить, что эта область вибраций является уже пограничной зоной между привычной энергией зримых и материальных (вещественных) её воплощений и энергией более тонкоматериальных проявлений.
«Рассмотрение радия приблизит вас ещё на один шаг к мосту через пропасть, разделяющую два плана жизни – энергию и материю» (Учение Храма, Наставление 24 «Радиоактивность»).
Заканчивая обзор вибраций со стороны науки, можно отметить несколько интересных деталей. Читатель наверняка обратил внимание на то, как быстро масштаб пространства уменьшается с увеличением частоты вибраций. И если предположить, что Тонкий Мир проявляет себя за правой частью шкалы рис.1, тогда можно оценить, насколько сильно там утончается материя.
Мы знаем, что рентгеновское излучение легко проходит через человеческое тело, а гамма-излучение вообще сложно чем-либо задержать. В этом случае становится понятным, почему Тонкий и грубоматериальный миры так слабо взаимодействуют в явном виде, хотя и присутствуют друг в друге одновременно.
Ещё одно наблюдение связано с субъективностью времени. Если мы вспомним, что частота по величине обратна периоду, то хорошо видно, насколько малы значения этих периодов для высоких вибраций и насколько велики для низких. В жизни галактик миллион лет особой роли не играет. У человека есть своё время, у бабочки – своё, у бактерии – своё. А при гамма-излучении атомы вообще распадаются сотнями тысяч в секунду. Однако субъективно каждая форма живёт своей полноценной жизнью. Опять же, если предположить, что за правой стороной шкалы рис.1 область соотносится с Тонким Миром, то возникает повод задуматься, почему во сне мы успеваем прожить целое приключение, поспав всего несколько часов.
Последнее наблюдение связано с энергией. Как известно, энергия волны прямо пропорциональна четвёртой степени частоты, то есть энергия растёт очень быстро при увеличении частоты вибраций. И если вибрации мысли находятся далеко в правой части диапазона, то можно предположить, какая колоссальная сила будет сосредоточена в ней. Именно поэтому мы наблюдаем постоянное увеличение частоты вибраций современных средств связи – это стремление передавать всё больше и больше информации за единицу времени.
Итак, мы видим, что мир вокруг состоит из разных вибраций. И при этом находится в равновесии. Откуда тогда такая гармония в природе?
На прошедшей в мае 2012 года Международной встрече в Храме Человечества Марлин Бампас2 прочитала замечательную лекцию на тему гармонии. Я бы хотел закончить свою статью её мыслью. Она рассматривала свойство гармонии на примере музыки: «…гармония определяется как комбинация или последовательность колебаний звука в соответствии с традиционными правилами распространения и модуляции звука в пределах установленной музыкальной шкалы, когда звуки, взятые либо вместе, либо в быстрой последовательности, создают звучание, которое считается приятным или приемлемым для уха». Если это определение рассматривать шире, то получается, что гармония возможна лишь в сочетании или взаимодействии разных звуков, цветов, вибраций, людей. Один человек, звук или цвет не создаёт гармонии, хотя по сути человек – это тоже комбинация гармоний из разных вибраций. Все мы и всё вокруг нас – это отдельные ноты в большом хоре человечества и мира в целом. И только от нас самих зависит, насколько гармонично этот хор будет звучать.
- Ваши рецензии