Диалог между Гермесом и Асклепием1
Гермес: Всё движимое, о Асклепий, не движимо ли оно в чём-то и чем-то?
Асклепий: Обязательно.
Гермес: Не есть ли пространство, в котором нечто движется, обязательно больше движущегося предмета?
Асклепий: Несомненно.
Гермес: И не сильнее ли движитель, чем движимое?
Асклепий: Конечно.
Гермес: Место движения, не должно ли оно быть противоположной природы, чем природа движимого?
Асклепий: Естественно.
Гермес: Значит, наша Вселенная больше любого тела, находящегося в ней?
Асклепий: Да, конечно.
Гермес: И, значит, она целиком заполнена множеством других больших тел, или, скорее, всеми телами, которые существуют?
Асклепий: Это правда.
Гермес: Следовательно, Вселенная – это тело?
Асклепий: Да, это тело.
Гермес: И такое тело, которое движется?
Асклепий: Вне сомнений.
Гермес: Насколько большим должно быть пространство, в котором движется Вселенная, и какой природы? Не должно ли оно быть много больше самой Вселенной, чтобы позволить ей постоянно двигаться, не будучи стеснённой его узостью и остановленной в своём движении?
Асклепий: Воистину безграничным должно быть то пространство, о Трижды Величайший.
Гермес: И разве не имеет оно противоположную природу, о Асклепий? А природа, противоположная телу, есть бестелесное.
Асклепий: Несомненно.
Гермес: Значит, пространство бестелесно. Но бестелесное либо имеет божественную природу, либо является Богом (под божественным я понимаю не то, что сотворено, но то, что несотворенно). Если бестелесное божественно, оно обладает природой сущности творения; если же оно – Бог, оно едино с Самим Собой. Тем не менее оно познаваемо, и вот каким образом:
Бог для нас есть высший предмет, к которому способно устремляться мышление; для нас, но не для Самого Бога. Ведь предмет размышлений воспринимается размышляющим в свете его собственного понимания. Таким образом, Бог не есть предмет мысли для Себя Самого, поэтому, размышляя о Самом Себе, Он неотделим от сущности размышлений. Для нас же Бог есть нечто иное, и потому Он является предметом наших размышлений. Когда же теперь мы станем размышлять о вселенском пространстве, то будем воспринимать его не как пространство, но как Бога. И если нашему мышлению пространство представляется Богом, оно уже становится не пространством в обычном смысле слова, а деятельной силой Бога, объемлющей собой всё.
Всё движимое движется не в том, что само находится в движении, но в неподвижном: движущая сила также неподвижна, ибо не может участвовать в вызываемом ею движении.
- Ваши рецензии