Дух, подвиг и война
(К двухсотлетию победы в Отечественной войне 1812 года)
Там друг зовёт на битву друга,
Жена, рыдая, шлёт супруга,
И матерь в бой своих сынов!
Жених не мыслит о невесте,
И громче труб на поле чести
Зовёт к отечеству любовь!
Ф.Н.Глинка (из военной песни, написанной во время приближения неприятеля к Смоленской губернии)
Несомненно, в XIX веке Отечественная война 1812 года была одним из самых значимых исторических событий, оказавших огромное влияние на судьбы России и всей Европы, а явленный на поле брани пример героизма русских воинов и ныне живёт в наших сердцах.
Так что же значит для нас эта война? Как в любом действе подобного рода и масштаба, здесь было всё – амбиции и раскаяние, гордость и позор, подвиг и предательство, алчность и самопожертвование, кровь, смерть, вера и любовь. По теме войны 1812 года осуществлено огромное количество исследований, касающихся её причин, хода, итогов и последствий. При этом можно встретиться с различными точками зрения и выводами историков, порой весьма противоречивыми. Что ж, это вполне естественно, ведь любые оценки всегда субъективны, и всё же в сочетании с неизменными фактами они представляют собой одни из множества граней Единой Истины, бесконечно дарящей нам прозрения новых открытий.
В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» есть строки, подчёркивающие значение Бородинского сражения и обобщающие итоги кампании 1812 года: «Французское нашествие, как разъярённый зверь, получивший в своём разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель: но оно не могло остановиться, так же как и не могло не отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско ещё могло докатиться до Москвы; но там без новых усилий со стороны русского войска оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесённой при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника» [1, с.270].
Читая эти строки, понимаешь, что смысл, в них заключённый, лежит всё же в другой, не совсем материальной плоскости, а именно в области духовной. Несколько ёмких, коротких фраз, вышедших из-под пера гениального русского писателя, заключают в себе апофеоз и трагический исход великой войны. Но знаем ли мы истинные её причины? Что заставило два христианских народа столкнуться в смертельной схватке? Прослеживается ли в этом рука провидения, или, как указывает большинство исследователей, причинами всё же являются личные амбиции императоров, геополитические и экономические интересы? А, может быть, существуют какие-то другие, неведомые нам причины? При изучении истории начала XIX века с её хитросплетениями, перипетиями и явными противоречиями в политике ведущих европейских держав невольно напрашивается мысль, что всё далеко не так просто, даже с точки зрения банальной логики.
Агни Йога учит, что «законы человеческих пертурбаций не могут быть установлены логикой распределения элементов очевидности» [2].
Действительно, если взглянуть на факты непредвзято, то в течение десяти лет своего правления, до 1810 года, Наполеон Бонапарт, несмотря на явно воинственную по отношению к нему позицию русского царя, свои высочайшие амбиции и честолюбие, проводит политику, направленную на установление союзных отношений с Россией, о чём свидетельствуют многочисленные документы того времени [3]. Он буквально устремлён к этому союзу. Кульминацией же указанных устремлений становится его, так и не получившее удовлетворения, предложение породниться с императором всероссийским Александром женитьбой на одной из его сестёр. Что это – хитрость, изощрённый расчёт искушённого в политике стратега, следование некоему плану или пророчеству? При этом Александр I с самого начала своего восшествия на престол (1801 г.), наоборот, все свои силы прилагает к действиям, направленным в ущерб наполеоновской Франции. Царь выступает одним из основных инициаторов третьей коалиции против неё и с особым упорством обеспечивает самое активное, на чужой территории, участие русских солдат в последующих (1805–1809 гг.) войнах с Наполеоном, закончившихся, как известно, безусловными и яркими победами последнего. Кажется, будто рок ведёт Россию к неизбежному столкновению и тяжёлой войне, ставшей очередным кровавым испытанием для её народа, принявшего горькую чашу страдания и искупления за ошибки сильных мира сего.
Далее, в 1812 году самая мощная, покорившая несколько стран, не знавшая поражений и овеянная славою больших побед на полях сражений, лучшая армия мира, ведомая гениальным полководцем и блистательными военачальниками, терпит поражение от меньшего числом противника! Невиданное доселе войско, большей частью состоящее из представителей французского народа, пассионариев, опьянённых свободой и вдохновлённых идеалами революции, которых, казалось, никто и ничто не может остановить, удивительным образом погибает на просторах России!
Абстрагируясь от образа врага в лице французов, было бы справедливым вспомнить, что представляла собой эта нация. Ведь ценою больших жертв этот народ, подняв знамя революции и провозгласив невероятные для данной эпохи лозунги свободы, равенства и братства, был устремлён в лучшее будущее, создавая предпосылки для технического прогресса, построения нового цивилизованного общества, основанного на политических свободах. Французы, «сыны титанов и побед», как называл их Виктор Гюго [4], являлись носителем того самого духа, о котором писал Н.К.Рерих в своей статье, посвящённой столетию романтизма: «…мы возвращаемся опять к понятию "Духа Франции". Так из-под сомнений, из-под холодных расчётов выступают очертания ведущего героизма. В продолжение лет, когда все усилия народа были направлены к победе, Франция дала истинный пример героизма, самоотречения и несравненной стойкости. Можно было бы ещё раз судить о твёрдом закале духа её, ясном и несокрушимом, как сталь» [5]. Конечно же, эти слова не имеют отношения к войне 1812 года.
Так каким образом и по чьей злой воле этот героический народ был ввергнут в кровавую мясорубку бессмысленной войны, разделившей две, ранее дружественные, великие державы?
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии