warning: Invalid argument supplied for foreach() in /var/www/testshop/data/www/testshop.ru/includes/menu.inc on line 743.

Этика, культура и наука

Тоотс Н.А., главный редактор журнала «Дельфис»

Это была уникальная встреча людей из разных стран, принадлежащих разным культурам и конфессиям, разных политических взглядов и возрастов, но единых в своей уверенности, что изменить мир может лишь «диалог культур и религий» или, как ещё говорят, «диалог цивилизаций». Суть его не в том, чтобы собраться и поговорить, а в том, чтобы услышать друг друга и тогда понять и принять позиции другого. Это значит научиться решать проблемы человеческого общежития за столом переговоров, путём мира, убеждения и компромиссов, а не путём войн и принуждений.

А то, что население всего земного шара жестоко страдает от разных кризисов, очевидно каждому человеку. Техногенные и демографические угрозы, терроризм, засилие массовой культуры, огрубление людей — всё это затрудняет жизнь любого землянина, то есть носит глобальный характер. И один из самых серьезных кризисов — это тот, что может возникнуть между мусульманским и христианским миром. К сожалению, симптомы этой болезни уже проявляются. Нужны своевременные предупредительные меры.

Собравшиеся в конце мая 2007 года на Международную научно-практическую конференцию «Ислам: традиция и этика» — всё это хорошо понимают и пытаются своей научной, общественной деятельностью наметить пути преодоления или предупреждения этнических и религиозных конфликтов, убедить людей в том, что человечество едино в своей сути. Древнеиндийские мудрецы давно провозгласили принцип: единство в многообразии. При всех различиях культур, религий, верований у них есть единое ядро — их  этические представления, морально-нравственные устои. И это та единственная основа, на которой должен вестись цивилизационный диалог. Этика мусульман и христиан, конфуцианцев и индуистов, буддистов и иудаистов несёт в себе одинаковое отношение к миру. Строить будущую жизнь на планете как всемирное братство людей возможно, лишь осознавая существование и значение глобальной или планетарной этики. В условиях глобализации, которую никто уже не сможет остановить, это становится особенно актуальным. Именно этика будет самым действенным оружием противостояния негативным вызовам нашего времени. Такие мысли высказывали многие участники конференции и, в частности, председатель Оргкомитета директор Института востоковедения РАН Ростислав Борисович Рыбаков. Он является не только учёным-востоковедом с мировым именем, но и крупнейшим общественным деятелем, возглавляющим (или являющимся учредителем) таких миротворческих общественных организаций, как «Мир через культуру», Платформа «Диалог Евразия», Международный Институт Мира на Кавказе и других. Нельзя не согласиться с его словами: «Что бы ни смаковали газеты, о чём бы ни вещало телевидение, какие бы непродуманные действия не предпринимали правительства некоторых стран, сегодня мир медленно, но верно отходит от грубой силы, от чисто силовых решений проблем и, сначала на словах, а потом на деле, переходит к методу переговоров, компромисса и диалога… Технологическая мощь (в том числе военная), накопленная человечеством, гигантский потенциал коммуникативного этапа, беспрецедентное наступление Зла на Добро могут быть укрощены только мягким по видимости, но непобедимым по сути оружием единства всех людей планеты, объединённых этическими принципами. Сомневающихся (а их ещё немало) отошлём к удивительной жизни Махатмы Ганди, ненасилием победившего английского колосса и попутно давшего пример подчинения тактики и стратегии политической борьбы этическим принципам».

 

Этика, культура и наука

Открытие конференции в Каире в Российском центре культуры и науки. Выступает Р.Б.Рыбаков

 

Конференция «Ислам: традиция и этика» проводилась в рамках фундаментальных исследований Президиума Российской Академии Наук «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям». Для читателей журнала «Дельфис», имеющего в своей символике дельфина и в расшифровке названия слово «дельфин» по-гречески, интересно узнать, что символом этой программы является также дельфин, который тянет за собой лодку с людьми. Можно его понять и так: некая сущность (обладающая знаниями) помогает человечеству найти спасительный путь. В роли этой «сущности» сегодня должны выступить учёные. И это очень перекликается с тем, о чём мы думали, создавая журнал.

Организаторами конференции выступили: Институт востоковедения РАН (ИВРАН), Росзарубежцентр при МИД РФ, Международная ассоциация «Мир через культуру — Европа», Международный Институт Мира на Кавказе, Платформа «Диалог Евразия». Поддерживающими организациями были: Министерство культуры Арабской Республики Египет, Университет «Айн Шамс», Каирский Университет, Центр стратегических исследований «аль-Ахрам».

Это был первый опыт проведения столь массового мероприятия на территории другой страны. И Египет был выбран не случайно, а потому что является многоконфессиональной страной с полиэтнической культурой, страной, которая своим примером доказала возможность сосуществования людей разных религий. «Длительное сосуществование на земле Египта носителей исламской религии с представителями христианства, — сказала в своём выступлении доктор исторических наук Э.Е.Кармышева (ИВРАН), — которое в свою очередь унаследовало опыт и традиции древней цивилизации, сказалось на взаимосвязи и взаимопонимании обеих культур. Примеры из средневековой истории и истории нового времени свидетельствуют о том, что правящие исламские лидеры Египта всегда с уважением относились к христианским святыням. Это уважение основывается на одном из догматов исламской религии, однако реально оно проявилось именно на египетской земле». Ей, археологу, более 20 лет ведущему раскопки в некрополе Гизы, это понятно и видно. А нам, участникам конференции, особенно тем, кто как и я, впервые попал в Египет, это бросалось в глаза.

История двух египетских городов — Каира и Александрии, где с 18 по 25 мая этого года и проводилась конференция, складывалась по-разному.  Они и сегодня совершенно не похожи. И дело здесь не только в архитектуре и климате, но и в самом духе этих двух главных городов Египта. Если Каир в основном является наследником исламской культуры (хотя есть там и уникальные памятники коптской культуры), то Александрия — продолжает традиции эллинской культуры, принесённые на эту землю Александром Македонским, который, как считал Л.Н.Гумилёв, хотел объединить эллинскую и персидскую культуры и создать из них единый этнос. Он и основал этот город в 331 году до н.э. При Птолемее I (323-285 гг. до н.э.) Александрия с её знаменитой библиотекой, мусейоном и храмом Сераписа, стала центром эллинской культуры. После него здесь правило 12 династий его рода, последней из которых была Клеопатра. Птолемеи правили более трёх веков.

 

Этика, культура и наука

Александрия. Выступает Н.А. Тоотс

 

Считается, что именно через Александрию христианство проникло в Египет. Тысячу лет этот процветающий город был центром торговли на Средиземном море. Но после того, как арабы перенесли свою столицу в Каир, Александрия в последующие 1200 лет приходила в упадок. Возрождение её происходит при правлении Мухаммеда Али (1769-1849), великого объединителя Египта. Сегодня — это город на берегу моря с красивой набережной и современными отелями. Он весь утопает в зелени и цветах. Ветры с моря приносят желанную прохладу. Новая Александрийская библиотека — гордость города. Она имеет оригинальную архитектуру и выполнена по проекту норвежских архитекторов невдалеке от места, где находилась старая библиотека.

От былых знаменитых исторических построек практически ничего не осталось. Сохранилась лишь 27-метровая Помпеева колонна, высеченная из красного асуанского гранита. Она была поставлена египетским префектом Помпеем в честь императора Диоклетиана, который спас город во время голода. Но есть и другая версия: якобы наверху колонны покоился прах Птолемея. Колонна находилась в центре мусейона, в который стекались артисты, философы и поэты со всего мира. Сюда была перенесена половина папирусов  при пожаре Александрийской библиотеки. А позднее здесь разместилась и пергамская библиотека, по преданию подаренная Клеопатре Антонием за один её поцелуй.

Не осталось и следа от маяка на острове Фарос, считавшегося одним из семи чудес света. По Стробону высота его достигала 150 метров, и он был построен Птолемеем II в 280 году до н.э. На вершине маяка находилось зеркало, в котором отражались все проходившие корабли. Сильное землетрясение 1375 года уничтожило маяк. На его месте построен форт.

Недавно в районе рыболовецкого порта на дне моря обнаружены развалины богатого дворца. Предполагают, что он принадлежал Клеопатре. В сущности, это всё, что осталось нам от могущества Птолемеев.

Каир, которому перевалило за тысячу лет, совсем иной город. Здесь, в Российском центре культуры и науки, открывалась наша конференция, и отсюда мы возвращались домой. Здесь мы знакомились с древней культурой Египта на плато Гиза, а также посетили древнейшие мечети и Цитадель. Каиру повезло больше, чем Александрии. Одно из самых загадочных чудес света  —  пирамида Хеопса и Сфинкс по-прежнему волнуют умы людей. Их не сломили ни варварство завоевателей, ни землетрясения, ни безжалостные воды Нила. Авторы тысяч книг, исследований, гипотез и версий не могут прийти к одному мнению: кто и зачем возвёл их здесь? Именно в Каире понимаешь, что Египет — это феномен географический, исторический и сакральный. Во многом не разгаданный ни археологами, ни историками, ни мистиками. И Каир, и Александрия — это, по существу, величайшие памятники созидательной деятельности человека. Когда-то на этих землях были болота, и трудом египтян они были превращены в плодородную долину. Весь Египет — это поселения вдоль Нила, а дальше  —  96% территории занимает бесплодная пустыня. Плато Гиза находится на окраине Каира. Это граница, за которой царствуют пески.

Египет, как и Индия, хранит сакральные знания, следы непознанной вселенской истории. Эти древние государства не исчезли, как другие, с лица Земли. Говорят, что Египет — это место для постижения разных уровней реальности. И, верно, каждый человек на Земле мечтает побывать возле пирамид и Сфинкса, чтобы открыть для себя новые пространства Бытия, а возможно, и найти ключ к тайным дверям мироздания.

Не скрою, и у меня мелькала надежда в душе: а вдруг что-то да и приоткроется мне у подножья этих колоссов. Но реальность оказалась иной. В мае в Каире стоит невыносимая жара, за 40 градусов, и на границе пустыни она особенно трудно переносится. Когда мы бодро выпорхнули из комфортабельного автобуса с кондиционером в это пекло, в гущу туристов и торговцев сувенирами, то стало не до мистических вздохов. Единственная мысль — скорее вернуться в автобус. Всё время и внимание, увы, ушло на то, чтобы отбиваться от навязчивых посягательств на твой кошелёк торговцев, которые хватали нас за руки, всовывали какие-то ненужные нам вещи, уверяя, что это презент, да бедуинов, зазывающих покататься на верблюдах — этих живописных, но дурно пахнущих «кораблях пустыни». Единственное, что удалось, так это сделать несколько снимков, запечатлевших наше пребывание в этом сакральном центре планеты.

 

Этика, культура и наука

Александрия. Российский центр культуры и науки. Идёт конференция

 

Остальное, решила, додумаю потом. И мысленно уже не раз возвращалась в эти заветные для души каждого места. Кажется, о чём ни подумай, всё в истории  связано с Египтом. А если уж говорить о сокровенной истории, то тут непостижимым образом сходятся все пути и потоки времени. И многие люди, давшие миру сокровенные знания, в те или иные времена обретали духовный опыт и получали знания и посвящения в Египте. Отсюда Моисей повёл свой народ к Земле обетованной, здесь Мария прятались от убийц с маленьким Иисусом. С Египтом связаны были и Е.П.Блаватская, и Е.И.Рерих, и Франчиа Ла Дью. От Луксорского Братства получал письма и полковник Олькотт, бывший рядом с Блаватской многие годы. Имена египетских цариц Клеопатры, Нефертити, Хатшепсут ( единственная женщина-фараон) несут в себе до сих пор много притягательного, их судьбы во многом не разгаданы, хотя о них и столько написано. Не менее загадочны и фигуры Эхнатона, Тутанхамона, Рамсеса II и других фараонов. Сознание человеческое растёт отгадками, тогда как загадки ограничивают горизонт познания. И потому не иссякает интерес людей к истории древнего Египта, где, возможно, и кроется секрет, раскрыть который придётся человечеству, чтобы выйти на новый виток Бытия. Ведь существует предание, что в самом начале Египтом правили Боги, спустившиеся с Небес. Но пока одинокий Сфинкс, стойко сносящий удары судьбы, всё ниже погружается в пески, теряя своё былое величие и парадность. Осыпаются и пирамиды. Но пока они по-прежнему молчат, и так хочется молчать возле них…

 

Этика, культура и наука

Александрийская библиотека (фрагмент интерьера)

 

Наше пребывание в Египте и конференция, где мне довелось выступить с докладом «Этика и наука будущего», в котором я поделилась опытом проведения научных конференций, нацеленных на этические принципы, продолжались неделю. Мы все (приехавших из разных стран было около 60 человек) жили в одних отелях, ездили на одном автобусе, вместе заседали и трапезничали. Расставались лишь на ночь. Большую часть российской делегации — самой многочисленной, составляли учёные Института востоковедения РАН. Были и представители Турции, Германии, Австрии, Швейцарии, Таджикистана, Египта. Для нас с Владимиром Надёжиным, представлявшим наш Фонд, в основном, были люди незнакомые, кроме делегации из Европы. Но одинокими мы себя не чувствовали. Скоро само собой образовалось некое пространство, небольшой мирок или братство людей, связанное общей целью. Мы жили без табели о рангах, одними интересами и устремлениями. Всё было удивительно просто, демократично и тепло. В этом несомненная заслуга оргкомитета, сумевшего до мелочей продумать и подготовить наше пребывание в Египте. И в этом пространстве каким-то непостижимым образом соединялось всё: и слова александрийского шейха, и исследования учёных, и умозаключения представителей общественных организаций, и опыт организаторов. Это был пример торжества и соблюдения этических принципов поведения людей, а не только доклады о том, как нужно поступать этично.

 

Этика, культура и наука

Передача книг и журналов Александрийской библиотеке. Выступает Р.Б.Рыбаков

 

Конференция была организована таким образом, что было невозможно убежать с неё. Тогда ты выпадал из потока, и мог потеряться в чужом городе. Все слушали доклады других и учились диалогу. Для меня, как и В.В.Надёжина, не являющихся специалистами по исламу, конференция многое прояснила. Мы поняли, как озабочен исламский мир тем, что во всех частях света затрачиваются огромные усилия, чтобы доказать, будто ислам — это религия, призывающая к насилию. Однако сами исламисты убеждены, что ислам — это религия миролюбия. О том же говорил и шейх. Сегодня общая численность мусульман в мире около 1 миллиарда, и до 90 % из них — сунниты. Последователи ислама живут в 120 странах, в 40 из них они составляют большинство населения.

Одним из участников конференции был Юрий Сидаков — председатель Комиссии по правам человека Республики Северная Осетия-Алания. Он рассказал об организованной его Комиссией и ДУМСО акции «Ислам без оружия», по программе которой специальные группы людей работали в общинах и мечетях. В частности, Ю.Сидаков сказал: «Группы состояли из представителей духовенства, экспертов-юристов, психологов, журналистов. Кропотливая работа экспертов по разъяснению идеологии эктремизма, открытый диалог с последователями ваххабизма, общение с населением сельской местности, а также встречи с молодёжью разных конфессий постепенно стали приносить позитивные результаты. Один из них — зарубежным миссионерам не удалось создать в Серенной Осетии организованного подполья эктремистов и взорвать обстановку».

 

Этика, культура и наука

Прогулка по Нилу на фелюгах

 

Не раз в докладах упоминалось имя хорасанского поэта и философа ХI века Насира Хусрава. Интересный доклад о нём сделал Д.Худоназаров ( ИВРАН). Н.Хусрав провёл на Ближнем Востоке 7 лет, где особенно ему понравился Египет. Там он и принял исмаилизм (принадлежит к шиитской ветви ислама). Он вернулся на родину (на Памир) миссионером, с именем которого связывают своеобразие «памирского» исмаилизма. Его идеи имеют непререкаемый авторитет на Памире вплоть до сегодняшнего дня.

Первые европейцы посетили Памир в конце ХIХ века. Это были граф А.Бобринский, дипломаты А.Черкасов и британец Н.Илеяса. Все они были восхищены миролюбивостью, безобидностью «этих таджиков с верховьев Окса», их «строгой нравственной дисциплиной», «выдержкой и сдержанностью в общении с людьми». И как эти оценки далеки от тех, которыми награждают совершенно незаслуженно современных таджиков-гаcтербайтеров. Что же должно было произойти, чтобы так поменялось настроение людей? Учёный секретарь ИВРАНа —  кандидат исторических наук Н.Емельянова участвовала в полевых исследованиях в таджикском и афганском Бадахштане. В своём выступлении она коснулась и процессов, произошедших после распада СССР и гражданской войны в Таджикистане, вынудивших таджиков мигрировать на заработки в другие страны.

 

Этика, культура и наука

Александр Македонский

 

Фасих Бадерхан (ИВРАН) отметил особую роль суфийских ценностей и этики в жизни населения Северного Кавказа. Когда в начале 90-х годов прошлого века в регион пришли экстремисты, то именно мусульмане, воспитанные на суфийских ценностях, противостояли новым опасным явлениям и не позволили осуществить радикальный проект, рассчитанный на взрыв ситуации по всему Северному Кавказу.

«Оккупация Ирака, убийства тысяч невинных людей, потеря доверия к ООН ведут к возрастанию “конфликта цивилизаций”, — считает профессор Бекир Карлыга из Турции. —  После этих событий для того, чтобы защитить угнетённых и их права, необходимо развивать принципы, основанные на таких понятиях, как справедливость, равенство, свобода, уважение, доверие и достоинство. … Для того, чтобы достичь всеобщего мира, надо обратить внимание на такие институты как семья, религия, общество и образование. В этом контексте философия исламской нравственности несёт очень важную миссию. Само слово “ислам” происходит от  корня “сильм”, что значит “мир”».

О сосуществовании Востока и Запада в одном государстве говорила на конференции доктор исторических наук С.Прожогина (ИВРАН) на примере социализации и культурной идентификации мусульманок во Франции. Там сегодня проживают более 6 миллионов мусульман.

Представители международной организации «Мир через культуру — Европа» в своих выступлениях подчёркивали высокое значение культуры и то, что в последние 100 лет именно ею часто пренебрегали. В результате сфера культуры, которая всегда отличалась глубоким воздействием на человека, была брошена на произвол судьбы и предоставлена в распоряжение псевдокультурных сил. В. Августат и его сподвижники разработали целую программу претворения в жизнь «этического гуманизма», а также этапы перехода к глобальной этике.

Заключительным аккордом конференции стала передача книг и брошюр — трудов сотрудников ИВРАНа Александрийской библиотеке. Вместе с ними были переданы и сборники наших конференций «Этика и наука будущего», а также журналы «Дельфис» за последние три года. Надо сказать, что эта уникальная библиотека, продолжающая традиции старой, является настоящим культурным центром — современным мусейоном, где есть выставочные залы, залы для конференций, кинозал, собственный музей и научные лаборатории. Каким-то удивительным образом в ней сочетается древнее и суперсовременное: мумии в музее и уникальные компьютеры для просмотра редких манускриптов в читальных залах. «Листать» страницы на них можно, руками проводя по экрану дисплея. И так же просто выделять и увеличивать изображение. Поистине всё гениальное — просто!

 

Этика, культура и наука

Пирамида Хеопса на плато Гиза

 

Везде на египетской земле старое уживается с новым. Рядом со сверкающими небоскрёбами уверенно стоят, пленяя своей изящной красотой, древние мечети и медресе, а по Нилу плывут не только современные лайнеры, но и простые парусные фелюги. Вот на них-то в последний вечер перед отлётом в Москву мы плавали по ночному Каиру. Вместе с сумерками опустилась прохлада. Лодки мерно качались на волнах. Казалось, время остановилось. Только звёзды над головой, и это мерное поплёскивание воды.  

Опять хотелось молчать… В Египте никто не спешит (и не страдает от сердечно-сосудистых заболеваний). Как отметил доктор исторических наук В.Шагаль (ИВРАН) в докладе об исламском этикете, отношение ко времени у мусульман иное. Даже на деловые встречи они не считают необходимым являться вовремя. Мы прощались с Египтом умиротворённые этой последней прогулкой по Каиру, ощутившие ветерок вечности, который словно растворял нас, объединяя.

 

Идентификация
  

или

Я войду, используя: