Города Солнца в истории мира
В мире существует множество городов, маленьких и огромных, называемых мегаполисами. В них живёт около половины человечества и, фактически, многие люди не мыслят себя вне городов. Но со второй половины XX века, и особенно сейчас, растёт число тех, кто, наоборот, устремляется из них. И, действительно, если посмотреть на развитый современный город, то его образ чаще всего связывается с громадами домов, дымящими трубами предприятий, с улицами, забитыми машинами и людьми, с шумом и постоянной суетой. Город стал ассоциироваться с искусственной средой, которая опасна для физического здоровья и психики человека.
И вот уже возникло и ширится общественное движение, ратующее за создание так называемых «альтернативных поселений» — экодеревень. Это своеобразный протест против постиндустриального города. Делается попытка создать нечто новое как в сфере социума, так и в сфере человеческой культуры.
В связи с этой проблемой встаёт ряд вопросов:
1. Каков сокровенный смысл города?
2. Какие принципы должны быть соблюдены в развитии города?
3. Может ли город быть «цветущим садом» или он обязательно должен превратиться в нелепое нагромождение, в котором могут жить только биороботы?
4. Насколько человек и город связаны друг с другом? Может быть, действительно, человек должен жить в деревне, а город — это лишь промышленно-экономическая зона. На Западе давно практикуется такой тип городов. В сердце города — деловой центр, так называемый сити, далее заводы и фабрики, и лишь за городом — жилая зона.
Попробуем поразмышлять над этими вопросами.
Правитель инков, которые называли себя «детьми Солнца», держит в руке солнечный луч, символизируя свою сокровенную связь с ним
Проблема городов волновала многих мыслителей. Известна теория «идеального государства» Платона (428-348 гг. до н.э.) и его описание греческих Афин и атлантского Города Золотых Врат, как воплощения идеи идеального города, а также сочинение «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Мы знаем о Городе Солнца Томмазо Кампанеллы (1568-1639) и стране Утопии Томаса Мора (1478-1535). Кампанелла и Мор в этих сочинениях пытались раскрыть идею Божественного Города, Города Солнца — показать город как воплощение справедливого общественного строя, при котором жизнь людей протекала бы по божественным законам. Некоторые их мысли, вероятно, близки к истине, но очень многое из того, что они описывали, осталось лишь плодом их фантазии. Да и сами они относили собственные идеи скорее к области воображения, чем реальности. Так название сочинения Т.Мора «Утопия» означает буквально «место, которого нет», а столица Утопии — город Амаурот — происходит от греческого слова «непознаваемый», «тёмный».
Религиозные учения мира содержат различные представления об идеальных Божественных Городах. В индуизме это Брахмапур, в христианстве — Небесный Иерусалим, в буддизме — сказание о Шамбале. Народные традиции хранят знание о таких городах, как русский град Китеж. В повествовании о нём рассказывается о множестве духовных условий, которые обязан выполнить каждый человек, каждая душа, желающая вступить на путь, ведущий к святому граду. По преданиям, Китеж стал невидимым, но продолжает существовать как небесная обитель, в которой живут святые души. Взыскание сокровенного града Китежа и его обретение — это, прежде всего, проблема духовного совершенствования. Легендарный Китеж близок по значению апокалиптическому Небесному Иерусалиму.
И в реальной истории есть знание о городах, которые «спускались с Небес» и в которых обитали боги. Все цивилизации имели священные города. Очень многие из них, особенно древнейшие, носили имена, близкие по значению названию «Город Солнца». Таковы таинственный перуанский город Мачу-Пикчу, английский Гластонбери, сирийский, а затем египетский Гелиополис. В них отправлялись солнечные культы. Эти города Солнца носят уже иные названия, хотя в названии страны Сирия всё ещё слышится отзвук солнечного имени, ведь санскритское слово sura означает «бог», a surya — «Солнце». Также и российские города Саров, Саранск и Саратов — Города Солнца, если их названия читать в этом контексте.
Интиуатана – священный камень, неотъемлемая часть культа Солнца а Мачу-Пикчу
Почему же Солнцу придавалось такое большое значение при строительстве городов?
Солнце для всех живущих на Земле является источником жизненной силы, поэтому инстинктивно или сознательно каждое живое существо испытывает почтение к нему. Солнцепоклонниками были обитатели Атлантиды, американские индейцы, египтяне, древние арии, персы и многие другие представители древних и современных человеческих рас. Все религиозные направления в своих символах и аллегориях содержат представления, получившие наиболее глубокую разработку в древнем эзотерическом учении о Солнце. Ежегодная смерть и воскресение Солнца — распространённый сюжет многих религий. Имена чуть ли не всех великих Богов и Спасителей ассоциировались с разными аспектами солнечной сущности. Ра, Озирис, Серапис, Бэл, Ваал, Зевс, Аполлон, Гермес, Дионис, Бальдр. Один, Фу-Си, Иао, Адонай, Таммуз, Вишну, Шива, Агни, Зороастр, Будда, Кришна, Моисей, Самсон, Ясон, Хирам Абиф, Соломон — вот лишь некоторые из божеств и Великих людей, чьи имена связаны со светом и огнём, а атрибуты — с различными манифестациями солнечной силы.
Сокровенное знание говорит, что Солнце поддерживает па Земле не только физическую, но и духовную жизнь. И, может быть, именно в духовном аспекте Солнце для человека является наиважнейшим, во всяком случае, гораздо более значимым, чем для жизни его физического тела. Древние знали, что видимое Солнце — лишь отражение другого, невидимого, истинного, Солнца2. Именно оттуда ведёт свой род духовный человек. И бога Солнца иногда изображали несущим отполированный щит с солнечным ликом, который улавливал и концентрировал огненное сияние, исходящее из сокровенных недр священного Пространства и затем рассеивал свет во все уголки Вселенной. С точки зрения древних традиций, видимое Солнце есть лишь символ подлинного Центра Вселенной, Мира, которым является Божественное Начало, Божественный Принцип. Согласно сокровенной философии, Солнце имеет как бы трёхсоставную структуру, причём две её части невидимы. Поэтому Солнце изображали в виде равностороннего треугольника, иногда с глазом внутри него.
Также было известно, что человек содержит в себе духовную искру, бесконечно малую частицу божественного пламени, Великого Огня Вселенной. В силу этого он единосущен Божественному Началу, воистину, являясь сыном Отца. И многие правители древних империй называли себя «сынами Солнца». Такова солнечная династия Пандавов в Махабхарате. В Японии прародительницей императоров считается богиня Солнца Аматэрасу. В Древнем Египте фараон — сын бога Солнца Ра: великая жена правящего фараона рождает престолонаследника от бога Солнца Ра, который является к ней в облике её супруга. Русский князь Владимир именовался «Красным Солнышком».
Если человек — сокровенно сын Солнца, то в своей жизни, в пути своей души, он должен уподобиться Солнцу. Неслучайно символом души был крылатый солнечный диск. Солнце движется на Небесах, человек же — на Земле. Видимое Солнце совершает циклические движения вокруг центра — невидимого Солнца. Общепринятый астрономический и астрологический знак Солнца — круг с точкой в центре — хорошо отражает эту идею. И этот знак очень близок кругу уже с внутренними лучами — колесу с определённым количеством спиц. Колесо — символ мироздания, воплощённого мира. Отсюда выражения: «колесо становления», «колесо жизни», «колесо закона».
Планировка индийского города Шрирангама (Тамилнаду), в основе которой лежит модель космоса. Хорошо отражены идеи священного центра и деления на четыре сегмента
Небесное странствие Солнца проходит в звёздном пространстве, определяемом знаками Зодиака. Солнце, переходя из одного знака Зодиака, которых сейчас 12, в другой, совершает полный оборот — цикл. Можно предположить, что, подобно тому, как существует явный, видимый зодиакальный цикл, также существует и неявный, невидимый путь духовного странствия, и между видимым и невидимым имеется непременная связь. Цикл прохождения видимым Солнцем знаков Зодиака становится одним из самых важных символов сокровенного знания, тайной доктрины. Поэтому олицетворением духовной эволюции и отдельного человека, и человечества в целом становится Солнце и Зодиак. И действительно: 12 подвигов Геракла, солнечного героя, Круглый Стол Короля Артура и поиск Святого Грааля 12-ю рыцарями Круглого Стола, Христос и 12 апостолов и др. — все говорят об одном и том же.
А как же это всё соотносится с городом?
Сокровенная наука учит, что город может быть представлен своеобразным полигоном эволюции, восхождения души человека, а всё население города — единым иерархически устроенным организмом, можно сказать. Человеком с большой буквы, совершающим единый путь духовного совершенствования. Таков сокровенный смысл города. «Как вверху, так и внизу» — знаменитый афоризм герметизма. Солнце и Зодиак — вверху, Человек и Город — внизу. Более того, в сокровеннейшем значении Солнце и Зодиак тождественны. Поэтому и о Городе правомерно говорить как о Человеке. И действительно, план Небесного Иерусалима, описанного в Откровении Иоанна Богослова, является образом Зодиака, причём в нём отмечены не только все 12 зодиакальных знаков (в Небесном Иерусалиме это 12 ворот), но и положения солнцестояния и равноденствия (это так называемые четверо главных ворот). Древо же жизни, помещённое в центре города, даёт 12 плодов каждый месяц. Таким образом, все города, «сходящие» с неба на землю, являются проекцией своего небесного архетипа. Вот почему они — «города Солнца». Кстати, Москва уже давно рассматривается астрологами как 12-секторная структура. Но этого мало, ибо должна быть ещё гармония двух половин, четырёх квадрантов, и обязательно гармония центра и периферии, причём центр — совершенно особое место во всём городском организме.
Кратко можно сказать, что две половины цикла символизируют нисходящее и восходящее движение; четыре квадранта — зоны креста, сторон света и четырёх стихий. Например, расселение четырёх каст в индуистском городе происходило именно по этому принципу.
Остановимся на сокровенном смысле центра. Он олицетворяет неподвижную точку, удерживающую всё движение вокруг него. Идея центра близка образу «Центральной Оси», «Оси Вечности», или «Оси Мира». Именно центр сообщает всему движение, которое и есть течение жизни3. Поэтому центр имеет наиболее глубинно-внутренний смысл. Согласно древней традиции знаний, в центре любой формы космической жизни, в том числе и человека, пребывает искра Божественного огня — Высшего Принципа, лишь благодаря чему проявляется божественный импульс жизни, идя от центра к периферии формы, то есть любого творения. Между непроявленным и проявленным должна существовать постоянная связь — импульс жизни должен исходить и затем обязательно возвращаться, в противном случае жизни не будет вообще. Эта пульсация духовного тока как раз и происходит через центр. Хорошим аналогом данного процесса является физиологическая функция сердца. В самом деле, кровь исходит из сердца, распространяется по всему организму, который она оживотворяет, а затем возвращается в сердце. Через очищение и обогащение она вновь направляется в организм, чтобы вернуться на место своего исхода.
Из сказанного можно сделать вывод, что в центре города обязательно должно находиться нечто, что будет не только символически обозначать этот центр, но и иметь функцию центра как точки связи проявленного и непроявленного, видимого и невидимого. Другими словами, здесь должен быть налажен канал, с помощью которого осуществлялся бы энергообмен между Небом и Землёй.
Согласно древним представлениям, в Центре Мира находится священная гора: у индусов это Меру, у арабов — Каф, в западной легенде о Граале — Монтсальват, у греков — Олимп и т.д. Материальным её аналогом обычно служил священный камень. Вот почему древние строители в тех местах, которые они по тем или иным соображениям считали центрами священного пространства, устанавливали камни различной формы — менгиры, омфалосы (греческое значение слова «пуп»), бетилы (древнееврейское слово, означающее «Дом Бога»), стелы, обелиски, а также пирамиды, как это было в Египте, всевозможные статуи, шиваистские лингамы и т.д. В христианских храмах это алтари.
Древние народы особо почитали камни, и существовала целая наука о священных камнях. Такое уважение к камням объяснялось ещё и тем, что многие из них, которые использовались для обозначения Центра и рассматривались как «свёрнутое изображение» горы в качестве Оси Мира, имели небесное происхождение, то есть, были аэролитами. Более того, некоторые аэролиты не были простым куском камня или железа, в их недрах имелись кристаллические частицы жизни Высших космических миров. Они излучали тончайшую энергию в соответствии с определёнными ритмами космоса. Ось Мира не только соединяла Небо и Землю, но и была, символически, траекторией, по которой должно было бы совершиться падение небесного камня на Землю, а затем этот камень, в виде преображённой энергии, тем же путём должен был совершить восхождение на Небо. Не правда ли, такое представление очень близко понятиям нисхождения и восхождения человеческой души? И не здесь ли находятся истоки понятия «краеугольный камень»?
В настоящее время наиболее известным аэролитом является «чёрный камень» Мекки. Он вделан в северо-восточный угол сооружения, имеющего форму чёрного куба и называемого Каабой. Кстати, исламские паломники проходят вокруг Каабы, наглядно показывая, как в действительности осуществляется процесс, рассмотренный нами символически. Они продуцируют сильный поток энергии, который олицетворяет восхождение «камня» на небеса. В индуистской традиции знаменитый чёрный камень называют Чинтамани, у тибетцев и монголов — Норбу Ринпоче.
Сокровенное знание говорит нам о том, что чёрный камень, аэролит, как и священная гора, олицетворяющая Ось Мира, был символом Великой Матери — Матери Мира. Отзвук этих знаний мы находим в имени богини Кибелы, чьё имя означает «Богиня Горы». Здесь уместно вспомнить и Хозяйку Медной горы русских сказок.
Такова вкратце древняя доктрина, касающаяся высоких знаний о Божественном Граде и отражении его на Земле в городах Солнца различных цивилизаций. Именно опираясь на эту доктрину, строились священные города древности. И пока не истощалась их божественная природа, они служили как Земле, так и Небу, поднимая сознание человечества и осуществляя духовный энергообмен между мирами.
Со временем многое было утеряно и забыто. Были построены другие города, которые уже не отвечали столь высоким принципам. Они постепенно превращаются в свои антиподы. Некоторые же из них продолжают отражать уже не всё сокровенное знание о городах, а лишь его фрагменты. Таков наш современный мир. Но мечта о городе Света — городе Солнца — не умирает.
Ахетатон
Рассмотрим некоторые попытки построения города Солнца в истории человечества и проследим, как принципы сокровенного знания о городах были отражены в действительности.
Одна из попыток была предпринята в Египте периода Нового царства во времена XVIII династии, когда правил фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) (1364-1347 гг. до н.э.). Середина XIV века до н.э. для Египта была исторически очень важным временем. Египетская держава представляла собой сильное независимое государство, обладающее материальным и религиозным могуществом. Символом процветания империи и религиозным центром был огромный и сказочно богатый город Фивы — священный город бога Амона, а фиванское жречество обладало не только религиозным верховенством и экономической силой, но и претендовало на политическую власть. При всём том в духовном плане имелись черты упадка.
Вид с высоты на центральную часть Ахетатона во время раскопок 1932 года
Аменхотеп IV, придя к власти, возродил очень древние религиозные традиции, центром которых был Гелиополь (егип. Иуну), город Солнца Древнего Египта, и провозгласил культ Атона (Солнечного Диска). Он не был новым для египетской религии богом. Атон рассматривался как Владыка всего, что обходит в своём круговом движении Солнечный Диск. Сущность его не сводилась лишь к внешней форме Солнца: когда фараон умирал, его бессмертная душа возносилась на небеса и соединялась с Солнечным Диском, Атоном, чтобы сиять вечно. Солнечный диск всего лишь та внешняя форма, в которой бог являет себя людям. Атон — жизненная сила, божественная энергия, необходимая для развития всего существующего. Именно Солнечный Диск являлся символом истинного Невидимого Солнца.
Аменхотеп IV не вёл никакой религиозной борьбы против бога Амона и его жрецов, как это указывается многими исследователями Египта. Он просто превратил Карнак в храм Атона и построил в честь него новый город. По традиции, когда какая-либо божественная сила приобретала статус имперского божества, она нуждалась в новой резиденции. Поэтому фараон решил предоставить Атону место, свободное от всяческих влияний, которое было бы посвящено только ему. Этот город должен был иметь сокровенный смысл Первотворения, а сам фараон должен был выступить в роли Вселенского демиурга, уподобляясь Божественному Солнцу.
Фараон Тутмос IV, дед Эхнатона, и его супруга сидят на едином троне со скрещенными руками, символизируя единство мужского и женского Начал
Также и выбор места был неслучаен. Священный город Атона решено было возвести на полпути между уже существовавшей столицей, южными Фивами, и древней столицей, северным Мемфисом, как полюс равновесия и взаимодополнения. Новой столице Египта предстояло открыть Новую эпоху в истории страны, стать откровением, превосходящим и углубляющим все предыдущие.
Город носил имя Ахетатон — «Страна Света Атона». По существу, это был город Солнца. Сам Аменхотеп IV изменил своё имя и стал Эхнатоном, что означает «Угодный Атону». Некоторые исследователи переводят имя фараона как «Действенный дух Атона», то есть наделённый сознанием канал, проводящий свет Атона. Новая столица для Египта и преображение естества фараона, которое закреплялось новым именем, были частями одной сокровенной реальности. Рождение города Солнца подразумевало новое духовное состояние правителя, изменение его естества. Если бы такого изменения не произошло, город Атона не мог бы существовать. Эхнатон называл себя сыном Атона, то есть, сыном Солнца. «Смотрите, — говорил Эхнатон, — сам Атон возжелал, чтобы для него построили этот город и тем прославили его имя. Этим городом управляет Атон, мой отец, а не какой-либо чиновник или другой человек» [1].
Все действия, связанные с возведением нового города, были тщательно спланированы и подготовлены. Его было решено возвести в долине на восточном берегу Нила. Границы города с самого начала были строго установлены и обозначены пограничными стелами. Его площадь равнялась приблизительно 100 квадратным километрам, протяжённость с севера на юг — 30 км, население — не меньше 40 ООО человек. Город Атона строили очень быстро, и он был заселён уже через 4 года после начала работ.
Ахетатон — космический город. Это Страна Света, и все архитектурные сооружения в ней были спланированы так, чтобы они были максимально открытыми для солнечных лучей. В центральной части располагался царский дворец и большой храм Атона. При сохранении идеи пути к Богу, храм Атона отличался от традиционных древнеегипетских храмов. В нём не было затемнённых помещений. Ведь истинный храм Атона — это всё небо.
В святая святых храма находилась священная стела. Она олицетворяла пирамидальный камень Бенбен, который по легенде первым поднялся из первобытных вод и на который впервые поднялось Солнце в самом начале времён. Бенбен считался небесным камнем. На нём же отдыхал и Феникс — птица света, олицетворяющая бессмертие духа. Стела символизировала также Ось Мира, являясь вертикальным мостом между мирами, каковым был луч Солнца, несший энергию жизни. Таким образом, эта стела была как бы окаменевшим солнечным лучом. Новый культ был в действительности восстановлением древнейшей традиции, связанной с учением о Свете, имеющим, кстати, своё выражение и в пирамидах — гигантских бенбенах.
И хотя храм Атона имел верховного жреца, Эхнатон был единственным жрецом Атона, облечённым полномочиями говорить от имени Атона. Он носил титул «Видящий Великого [Бога]». «Видящий», в соответствии с египетскими представлениями, значит «созидающий». Эхнатон был сыном Атона, имел с ним сущностное единство. Он сотворял миры, как и сам Атон, земным воплощением которых и были его нововведения.
Но никакое проявление Эхнатона, в особенности космическое творчество, было немыслимо без утверждения закона Великого слияния двух Начал — мужского и женского. В Египте знали этот закон. Там часто изображалась именно царственная чета. Особенно хорошо иллюстрируют понимание творчества объединённых Начал скульптуры фараонов и их жён, сидящих на едином троне со скрещенными руками. Поэтому Нефертити, жена Эхнатона, была облечена многочисленными ритуальными обязанностями, показывающими её значительную роль в делах фараона. Ей воздавались почести как богине и фараону. Надо отметить, что в Древнем Египте женщина была наделена правами наравне с мужчиной, и нередки были случаи, когда египетские женщины занимали высокие посты в административной системе государства, а жёны фараонов становились настоящими соратницами своих мужей.
Нефертити, как и любая другая царица, жена фараона, являлась в сокровенном смысле и супругой бога, в данном случае Атона. Один из её титулов гласит: Нефер-Неферу-Атон, то есть, «Совершенно-Совершенство-Атона». Таким образом, Нефертити символически в своей личности воплощала предельную реальность бога. Она часто изображалась в образе богини, женской ипостаси бога Атона, подчиняющей себе тёмные силы хаоса, чтобы Египет мог пребывать в свете бога. Она была Изидой — Божественным женским Началом, сестрой-женой и одновременно матерью Бога. Являясь мистически частью естества бога, Нефертити была и частью естества фараона, его земного наместника. Таким образом, в сокровенном смысле Эхнатон и Нефертити составляли единое целое, в котором соединены мужское и женское Начала. Они неразделимы, как бог Ра и богиня Хатхор. Это единение естественно проводилось в религиозную и гражданскую сферы. Именно царственная супружеская пара способна быть посредником между божественным и земным мирами. Мир не может существовать без женского Начала. В Египте символика имела огромное значение, и в период правления Эхнатона женское Начало было намеренно акцентировано через всевозможные символы.
Эхнатон и Нефертити — солнечная чета Древнего Египта
История Ахетатона являет нам удивительный факт. Солнечное божество Атон, царственные супруги Эхнатон и Нефертити, город Ахетатон, а также те люди, которые помогали в его строительстве, а затем в управлении, и участвовавшие так или иначе в жизни города, представляли собой единое целое, все части которого были подчинены очень высокой космической идее — установлению божественного порядка на Земле. Идея была столь высока, а попытка её реализации настолько опережала время, что обеспечить преемственность этого начинания составляло огромную трудность. Поэтому после смерти Эхнатона и Нефертити, которые были посредниками между первичной силой Света и египетским пародом, город Атона, как манифестация их воплощения на Земле, не мог больше существовать. Он был заброшен и разрушился или, можно сказать, лишился своей материальной формы, конкретного образа.
Ауровиль
Между временем Ахетатона и современностью лежит период почти в три с половиной тысячи лет. Однако и в настоящем также существует пример попытки реализации высокого идеала Города Солнца. Это строящийся сейчас Ауровиль.
Слово «Ауровиль» означает «Город Рассвета». Его создание было инициировано выдающейся духовной наставницей — Матерью, француженкой Миррой Альфассой (1878-1973). Она писала в 1954 году: «Где-то на Земле должно быть место, о котором ни одна нация не вправе будет сказать: "Оно принадлежит мне", где всякий человек доброй воли, обладающий искренним стремлением, сможет жить свободно, как гражданин мира, и подчиняться лишь одной власти — высшей Истине; место мира, согласия, гармонии, где все воинственные человеческие инстинкты будут служить только для борьбы с причинами страданий и несчастий, ради победы над человеческими слабостями и невежеством, над ограничениями и косностью; место, где потребности духа и забота о прогрессе возобладают над потворством желаниям и страстям, над жаждой удовольствий и материальных радостей» [2].
План Ауровиля, представляющий модель спиральной галактики с хорошо акцентированным центром
Ауровиль — это город, жители которого стремятся воплотить идеал подлинного человеческого единства и братства, вне всяких национальных, культурных и религиозных различий. Этот идеал широко представлен в учении выдающегося индийского мыслителя, провидца, йогина, поэта, лидера национально-освободительного движения Индии Шри Ауробиндо (1872-1950). Заметим, что Шри Ауробиндо и Мать представляли собой сущностное, единство — «единое сознание в двух телах» [3], отражающее полноту Божественного через соединение мужского и женского Начал, как это было и в случае Эхнатона и Нефертити.
О высокой миссии Ауровиля говорит его Хартия. Она гласит:
«1. Ауровиль не является чьей-то собственностью. Ауровиль принадлежит всему человечеству. Однако для того, чтобы жить в Ауровиле, надо быть добровольным служителем Божественного Сознания.
2. Ауровиль — это место бесконечного познания, неустанного прогресса и неувядающей юности.
3. Ауровиль — это мост между прошлым и будущим. Его предназначение в том, чтобы отважно стремиться навстречу будущим свершениям, используя все достижения внешней и внутренней жизни.
4. Ауровиль — это центр духовных и материальных исследований, готовящих живое воплощение действительного человеческого Единства» [4].
С самого начала Ауровиль задумывался как город, который должен низойти на землю с божественного плана. Новый город призван стать центром нового миропорядка, фокусом большой эволюционной работы. Строительство Ауровиля, как и Ахетатона, началось на новом месте, которое представляло собой выжженную солнцем пустыню на берегу Индийского океана в 180 км к югу от Мадраса (Индия). Здесь 28 февраля 1968 года и произошла церемония закладки города.
Огромный сферический кристалл, находящийся во Внутреннем Зале Матримандира. Солнечный луч падает на кристалл из центрального отверстия на кровле Залы.
В качестве плана Ауровиля была взята модель спиральной галактики. Таким образом, закреплялись связь и единство происходящего в космосе и во вновь строящемся городе. Ауровиль разделён на четыре зоны (вспомним четыре квадранта зодиакального цикла): международную, жилую, культурную и промышленную. Максимальное количество жителей не должно превышать 50 000 человек, потому что город с большим населением, по мнению Матери, становится неблагоприятным для проживания.
В центре Ауровиля, его сердце, согласно замыслу, находится не шумный и суетливый общественный центр, а место покоя, красоты и гармонии. Там возводится Храм Матери, на санскрите — Матримандир, чем также акцентируется женское Начало. Храм Матери — это храм единой Божественной Силы, действующей и в космосе, и в человеке. Эта Сила творит проявленные миры, она — Божественная Матерь, Мать Вселенной. Символика Матримандира, «храма творческой энергии», продумана до мелочей. Снаружи храм напоминает золотой шар, который словно вырывается из земли. Это — Космическое Яйцо древних писаний, начало нового творения. Шар покоится па четырёх опорах, олицетворяющих четыре силы, ипостаси Великой Матери, действующей во Вселенной, и находится в углублении между 12-ю лепестками. В основании храма будет находиться водоём с живыми лотосами.
В каждый из лепестков по проекту конструкции должен быть вписан малый медитационный зал шаровидной формы. Более того, за линией, где заканчиваются лепестки, начинаются 12 окружающих Матримандир садов. Человек, входя в каждый из этих садов, а также лепестков, должен конкретно, физически прочувствовать психологический смысл каждого сада и соответствующий ему аспект сознания. Каждый лепесток и сад имеет своё название, отражающее определённое духовное качество. Здесь мы видим, как проекция 12-ти знаков Зодиака воплощается в конкретную форму, и полный круг садов и лепестков олицетворяет цикл прохождения Солнцем знаков Зодиака.
Самым сокровенным местом в храме является Внутренняя Зала, которая располагается в верхней части храма, как в сердце имеется потаённая полость, названная древними «священной пещерой сердца». В середине Залы покоится огромный сферический кристалл. Днём и ночью луч света из центрального отверстия на вершине конической кровли залы падает прямо на кристалл. Днём — это луч солнца, ночью луч создаётся благодаря запасённой днём солнечной энергии. Фокусируясь в кристалле, луч через отверстие в полу залы и далее через все нижележащие уровни достигает основания храма, где должен проникать в водоём с лотосами, символизируя Свет Божественного Мира, озаряющий бездны хаоса и тьмы.
В настоящее время Ауровиль — это прекрасный зелёный оазис, насчитывающий более полутора тысяч постоянных жителей и около трёх тысяч временно проживающих. Этот город представляет собой пример эффективного самоуправляемого сообщества: здесь нет правительства — все глобальные вопросы обсуждаются и решаются на общем собрании ауровильцев, текущие направления деятельности контролируются рядом рабочих групп, избираемых на основе добровольного согласия из числа жителей города. С каждым годом Ауровиль всё стремительнее растёт и развивается. Недавно разработан проект центральной части города, строятся несколько новых жилых комплексов. Продолжаются работы в Международной зоне города, где предполагается размещение павильонов, представляющих культуру различных стран мира. Построен павильон Индии, ведётся сооружение павильона Тибета, на очереди — павильон Америки. В настоящее время начата подготовка к сооружению павильона России, камень основания которого был заложен 28 февраля 2002 года.
Шар Матримандира в углублении между двенадцатью лепестками
Опыт Ауровиля широко используется по всей Индии. Это, в первую очередь, опыт по озеленению, оздоровлению почв, садоводству и растениеводству, выращиванию и использованию редких и лекарственных растений; затем — опыт разработки, строительства и использования архитектурных сооружений в тропических условиях; опыт использования нетрадиционных источников энергии. Ауровиль исследует и применяет современные технологии: здесь создаются лучшие в Индии персональные компьютеры, не уступающие японским, имеется лучшая в Индии сеть Интернет, телефонная сеть. Ауровиль сотрудничает в различных проектах с индийским Бюро аэронавтики. Большой интерес вызывает и система интегрального образования, применяемая в городе.
Звенигород
Пример из прошлого даёт нам Египет, в настоящее время — Индия. Будущее же связывается с Россией. Именно в России, согласно Учению Живой Этики, должно быть заложено основание Города, который мог бы стать прообразом и всех будущих городов. Начиная с 1923 года, в записях Е.И.Рерих имеются упоминания о новом городе Звенигороде, который намечалось построить на русском Алтае. «...Иду отдать приказ месту на Алтае. Надо шум водопадов, надо магнит руды. Надо колокола зовы, надо синеву цветов» [5], — таковы слова Учителя Рерихов.
Алтай — центр Евразии. И, как всякий центр, имеет своё сокровенное предназначение. Если бы мы могли охватить многообразную палитру бытия на всём евразийском материке, то это помогло бы нам осознать и степень значимости для планеты и космоса такого центра, как Алтай. Согласно сокровенной географии, мировая ось «евразийского колеса» как раз и проходит через Алтай. Центром же Алтая является трёхглавая гора Белуха, легендарная Белая Гора. Своё русское имя она получила за ослепительную белизну снегов, которыми она всегда покрыта, и за священное своё значение. Тюркское имя этой горы Уч-Сумеру, или Уч-Сюре. «Уч» — по-тюркски «три», а «сюре» означает «жилище богов». Так в названии горы древние пароды отразили её божественный смысл. Более того, три вершины Белухи связываются с тремя звёздами пояса Ориона, о чём свидетельствуют народные сказания алтайцев. Всё это говорит о том, что Алтай с вершиной горы Белуха может рассматриваться как символический Центр Мира.
Звенигород — это Город Знания. В соответствии с Учением Живой Этики, наиболее значимой силой в эволюции должна стать наука. Ей отводится важная роль не только в очищении древних учений, в том числе учений Будды и Христа, но и в исследовании новых энергий и обосновании психической энергии. Какая ещё современная сила, кроме науки, может явить доказательства того, что раньше было лишь знанием тайных доктрин. В Учении Живой Этики представлены основные принципы науки будущего и даны самые широкие направления, по которым должны развиваться новые научные исследования.
В Звенигороде планировалось построить большой Университет, своеобразный «Храм Знания и Красоты», в котором, помимо традиционных образовательных дисциплин, должны были бы быть возрождены для преподавания и древние знания, во многом утерянные в современном мире. В Записках Кэмбриджского кружка, в который входил Юрий Рерих, записано: «Друзья, глубже погружайтесь в глубины знания. Океан знания — великое спокойствие. Знание — спасительный источник мира. Им утвердится жизнь будущего века. Из глубин древних завещали Учителя великие слова мудрости. На предвечном камне начертаны знаки Создателя. Создайте на Руси храмину великого знания. Таков завет Наставника» [6]. Университет был немыслим без Музея и Библиотеки, опытных станций и уникальных лабораторий, а также обсерватории. Попытка создания подобного научного учреждения, центра знания, была осуществлена Рерихами в деятельности института «Урусвати», который был организован в Северном Пенджабе, Индия, 12 июля 1928 года.
Именно в «Урусвати» были заложены принципы организации и деятельности уникальной биохимической лаборатории, призванной изучать разнообразные проявления психической энергии в природе, человеке и космосе. Это была лаборатория нового типа, своего рода институт в институте. Она состояла из четырёх самостоятельных и в то же время взаимосвязанных подразделений: лаборатории органики и фармакологии, физической лаборатории, лаборатории раковых исследований и центральной биохимической лаборатории.
Звенигород, аналогично Ахетатону и Ауровилю, задумывался как космический город. В 1928 году Е.И.Рерих записала: «Проект Нашего Города. Это может занять всю жизнь. Сперва можно представить идеальное развитие клочка земли в Город Знания, который развивается на основании целебных вод, растений и производств. Представьте плодородный склон горы, законченный обсерваторией» [7].
Священная гора Белуха, Белая Гора, — центр Евразии
Город Новой Эпохи должен был располагаться на трёх различных высотах, олицетворяющих три ступени жизни. Вот почему для него было избрано не просто новое место — «Новому прилично быть на новом месте» [8], но горная местность. «Внизу город Новой Эпохи, над ним Храм человеческих достижений и место встреч Земли с Духом» [9].
Сокровенным местом Звенигорода также должен явиться Храм, где хранился бы священный Камень —тот самый Камень, таинственный аэролит, о котором было сложено столько легенд и сказаний. «Камень положим во Храме» [10]. Этот Камень — осколок метеорита, прилетевшего на Землю с Ориона. «Камень — часть Ориона» [11]. Он странствует по миру со времён Атлантиды и появляется там, где происходит важное эволюционное строительство, отражающееся в необычных исторических событиях.
Явление Камня всегда сопряжено с женским Началом. Таким известным деятелям истории, как Александр Македонский и Наполеон, посылалась часть Камня, тем самым утверждая для них важную возможность послужить эволюционным целям. Но, зная предсказания о Камне, оба они всё-таки не смогли выполнить возложенную на них миссию именно из-за пренебрежения женским Началом: нужно было не только отдать Камень для его ношения любимой женщине, но и соединиться с ней духовным чувством, духовными узами.
Вспомним, что Камень, а также Гора и Ось Мира, олицетворением которых он является, — атрибуты женского Начала, Матери Мира, которая творит Новую Эпоху и без которой нельзя приблизить силы духа к Земле. В связи с этим, женщине отводится важнейшее место в преобразовании мира. Поэтому Е.И.Рерих, делая записи, касающиеся Звенигорода, упоминает об общине Алтайских Сестёр, которые стали бы представительницами Матери Мира на Земле. И, естественно, храм Звенигорода должен стать Храмом Матери Мира. Более того, природа женщины лучше приспособлена усваивать и передавать космические токи. Поэтому открытие новых энергий космоса, проводником которых является Камень, невозможно без участия женщины. В силу этого Алтайские Сёстры должны быть деятельницами не только сферы земной, но и небесной.
Строение Храма предполагалось простым, но в то же время величественным. Вот как оно описывалось Е.И.Рерих: «Вначале не надо больших размеров. Материал — дерево или камень. Двери открываются снаружи — внутри двери вдвинуты в стену. Входите в притвор, узкое помещение ведёт в главный храм. Свет верхний, стены приготовлены, чтоб постепенно быть украшенными. По бокам два длинных стола для знания. Перед входом переборка раздвижная, уходящая в степу. За ней помещение, как Алтарь, полусферическое. Четыре окна, между ними стенные шкафы так, чтобы отодвинутая дверь закрыла бы окно. Шкафы заключают памятные изображения. Посредине Алтаря стена покрыта листом чистого, полированного серебра, которое обычно закрыто белым холстом. В Алтаре стоит походный стол, который, когда следует, покрывается лиловой тканью. На него возлагаются ковчег и предметы, которые будут указаны. По стенам скамьи характера русско-романского. Этот стиль пригоден. По бокам главного помещения: справа храм Матери Мира, слева хранилище достижений. Можно в храме Матери Мира применить кедр и кипарис. Можно украсить стены живописью, причём, вспоминая подвиги, можно уделить место птицам и растениям — на картинах. Пол надо укрыть циновками. Надо показать красоту простых материалов, собранных изысканно. Золото и драгоценные камни не нужны. Можно собрать туземные, чистые руды, из них сложим пол. Надо избежать ненужных подвалов, также пыльных чердаков» [12].
Весть о Звенигороде была дана уже давно, около 80-ти лет назад. И хотя одним и очень важным аспектом деятельности семьи Рерих была работа, направленная на то, чтобы Звенигород был построен, стал реально существовать в истории, на данный момент Город Знания прочно утвердился лишь в умах последователей Рерихов, а предназначенное место ещё ожидает своего часа. «Нередко целые построения прежде земного осуществления создавались в Высших Мирах. Можно читать в древних Заветах о Небесных Городах, именно они строятся на различных сферах, и тем создаётся магнетическое притяжение. Часто люди не подозревают, что их терафимы живут уже в разных образах. Иногда ясновидящие усматривают такие действительные изображения и ошибочно переносят увиденное на земной план, тогда как земное отражение состоится позже. Но одно ощущение несомненно, именно существование таких терафимов, оно укрепляет сознание человека. Может быть, некоторые города уже существуют и в них живут названные люди? Можно идти в будущее так же уверенно, как бы очертания города были перед земным взором» [13].
В заключение отметим, что в трёх приведённых примерах новых городов, несмотря на различные формы их реализации в сознании людей и в истории, можно найти то глубинно общее, что показывает, как знания сокровенной науки о городах закладываются в качестве основополагающих принципов их строительства:
1. Утверждение Города как космического явления, в котором важна связь между мирами и связь макрокосма с микрокосмом.
2. Идея Города сопричастна новому Учению при сохранении преемственности с древнейшими системами знаний. Идёт очищение и развитие сокровенной доктрины, при этом всегда происходит расширение сознания человечества.
3. Город устроен по иерархическому принципу, и сердцем его является Храм. Тем самым утверждается, что город должен быть живым организмом, символическим человеком, в котором представлены по принципу иерархии все уровни космического бытия. Более того, бытие города, как и бытие любой живой сущности, невозможно без центра, в котором бы обитало духовное зерно.
4. В Храме находится Святыня — Камень или сокровенный предмет, его символизирующий, связанный с энергетическими явлениями. Должен быть налажен канал взаимообмена тонкими энергиями, чтобы духовный импульс Высоких Сфер нисходил на Землю, а потом, преобразованный, возвращался обратно.
5. Делается акцент на женское Начало. Те, кто непосредственно связан с проявлением Города как творения, являют собой пару, представляющую собой единое сознание, в котором гармонично сочетаются мужское и женское Начала. Вместе с ними работает целый круг сотрудников, объединённых общим устремлением.
Построение Города, отвечающего принципам сокровенного знания, — важная веха в эволюции пашей планеты и космоса. Поэтому возможность реализации такого Города напрямую зависит от общего уровня развития всего человечества. Ахетатон просуществовал совсем недолго, Ауровиль строится с большим трудом, Звенигород — пока красивая мечта. И уже находятся люди, стремящиеся приблизить время Звенигорода. Это, скорее всего, не те, кто, всё бросая, устремляются на Алтай, привозя с собой туда и свои проблемы. Ведь именно духовное содержание является истинной причиной возникновения Города Знания. И прежде, чем он станет зримым, нужно очень хорошо реализовать его в своих сердцах и мыслях, утвердить там прочно его основание. Поэтому в любой географической точке планеты человек может стать участником построения Нового города.
- Ваши рецензии