История развития Йоги: основные этапы и тенденции
Поджариваемый на раскалённых углях сансары,
я защищаю себя практикой йоги,
даруя безопасность всем живым существам.
Философия Йоги, Вьяса-бхашья [2:33]1
В развитии йогической философии и практики в рамках обозримой истории можно выделить три основные этапа.
1-й этап - древнейшая и древняя философия и практика йоги. Начало этого периода уходит в глубины истории. Завершается он примерно в конце I тыс. до н.э. формированием философской школы классической йоги - санкхья-йоги. Географическая локализация йогических учений этого этапа - Индия и некоторые области Центральной Азии.
2-й этап - средневековая философия и практика йоги. Начало I тыс. - XVIII в. Здесь, используя понятие «Средневековье», мы имеем в виду культурное пространство Востока, историческое развитие которого во временном смысле не синхронизируется с развитием западной культуры и цивилизации. Географическая локализация йогических учений этого этапа - Индия, Китай, Тибет, Япония, другие регионы Центральной, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии.
3-й этап - философия и практика йоги Нового и Новейшего времени - XIX-XXI вв. В XVIII- XIX вв. западный мир начинает знакомиться с восточными йогическими учениями. В XX в. этот процесс интенсифицируется. Появляются новые йогические учения, центральное место среди которых занимает Агни Йога - плод духовных усилий восточных Мастеров Мудрости (Махатм) и российских духовных подвижников, выдающихся деятелей мировой культуры - семьи Рерихов. Йога перестаёт быть исключительно восточным учением и распространяется на Западе (Европа, Россия, Америка).
Рассмотрим теперь каждый из этапов.
По сложившейся традиции возникновение системы классической йоги многие исследователи связывают с именем древнего индийского мудреца Патанджали. Время его жизни оценивается очень противоречиво - от VII в. до н.э. до IV в. н.э. Индийская культурная традиция склонна относить период жизни Патанджали за историческую черту «нашей эры» (до I в.). Европейская традиция востоковедения, как правило, относит этот период к началу «нашей эры» (до IV в.). Мы полагаем, что индийская традиция всё же ближе к истине, нежели европейская. Но в её пользу может свидетельствовать отнюдь не отождествление философа-йога Патанджали с грамматистом Патанджали (II в. до н.э.), что, по всей видимости, не более чем предположение, а высокое сходство буддийской психотехники («восьмеричный путь» избавления от страданий и т.д.) с психотехникой классической йоги («восемь вспомогательных средств йоги» и т.д.).
Исторические материалы подтверждают, что Гаутама Будда практиковал йогу и использовал её идеи и технику в своем Учении об избавлении от страданий. Не исключено, что он изучал именно классическую йогу. Следовательно, Патанджали мог жить раньше V в. до н.э. - времени жизни Будды.
Патанджали создаёт «Йога-сутру» (иногда её называют «Патанджали-сутра») [1] - относительно небольшую, афористичную философскую работу, которая явилась теоретической основой философской школы санкхья-йоги. «Йога-сутра» - самый древний и самый авторитетный учебник йоги [1], с.9. Он представляет собой систематизацию йогических методик и психотехник, выполненную на базе метафизики санкхья-даршаны. Другой важнейший теоретический источник санкхья-йоги - комментарий средневекового индийского философа-йога Вьясы (IV в.) к «Йога-сутре» Патанджали, который известен как «Вьяса-бхашья» или «Йога-бхашья» [1].
Позже Вачаспати Мишра (IX в.) создаёт фундаментальный комментарий (глоссарий) к работе Вьясы. Он называется «Таттва-вайшаради». Со временем появляются и другие философские трактаты, в которых так или иначе отражаются идеи классической йоги. Это «Йога-манибраха» Бходжараджи; «Йогаварттика» и «Йога-сара-сан-граха» Виджнянабхикшу. Это тексты некоторых поздних Упанишад - «Майтри», «Шандилья», «Йогататтва», «Дхьянабинду», «Ханса», «Вараха», «Нанабинду» [47], т.2, с.301.
В некоторых специальных и популярных изданиях встречается прямое или косвенное утверждение о том, что Патанджали является основателем йоги. В действительности, разумеется, это явное преувеличение. Исследователям достаточно хорошо известно, что йогические идеи и методы существовали в Индии со времён глубочайшей древности, о которых сейчас наука имеет весьма смутное представление. В самых древнейших текстах индийской культуры - в Ведах - уже содержатся определённые принципы йогических методик. Так, например, «Ригведа» упоминает технику созерцания божественного света, гипнотический транс и экстаз. «Атхарваведа» указывает, что с помощью аскетической практики возможно развитие «сверхъестественных способностей» (сиддхи) [47], т.2, с.298.
Йогические элементы (созерцание, внутренняя концентрация, аскетизм, управление сознанием и др.), а также сам термин «йога» встречается и в текстах ранних Упанишад - «Тайттирийе» и «Катхе» [47], т.2, с.299. Существует мнение, что их реальная древность значительно превышает традиционные оценки (VI—III вв. до н.э.).
Особо следует отметить древний индийский эпос «Махабхарата», в котором определённо звучат как философские идеи санкхьи, так и практические идеи йоги. Герои «Махабхараты» не только знают, но и используют йогу для развития сверхъестественных способностей. Самая известная и популярная часть эпоса - «Бхагавадгита» - есть не что иное, как разъяснение Аватаром Кришной полководцу Арджуне важнейших принципов духовной йоги, касающихся нравственности, жизни и смерти, пути освобождения от власти кармы и колеса сансары, внутренней свободы-отрешённости от плодов своих действий.
Услышал ты доводов разума много:
Внемли же, чему учит светлая йога.
К законам её приобщиться готовый,
Возмездия - кармы - разрушить оковы...
Итак, не плодов ты желай, а деянья,
А ради плодов прекрати ты старанья.
К плодам не стремись, не нужна их услада,
Однако бездействовать тоже не надо.
Несчастье и счастье - земные тревоги –
Забудь; пребывай в равновесии - в йоге.
Пред йогой ничто все дела, ибо ложны,
А люди, что жаждут удачи, - ничтожны.
Грехи и заслуги отвергни ты разом:
Кто к йоге пришёл, тот постиг Высший Разум.
Бхагавадгита [2], с. 177-178
Приведённый фрагмент «Бхагавадгиты» явно свидетельствует о том, что её автор знал и ценил йогу. А жил он, согласно восточной эзотерической традиции, намного раньше создателя «Йога-сутры» [54]. «Махабхарата», как и Веды, очень древнее произведение. В его основу были положены реальные исторические события, возможно, лишь дополненные творческой фантазией эпических сказителей. Основатели Агни Йоги склонны рассматривать Кришну в качестве реальной исторической личности, время жизни которой Сокровенная Мудрость относит за три тысячи лет до нашей эры. Даже если «Махабхарата» была создана и записана много веков спустя, это мало что меняет в наших оценках древности системы йоги.
Индийский йог Наджендра Нат Бхадури
Современных востоковедов, ломающих копья в исторических оценках, споря за каждое столетие, явно удивит позиция Махатм, согласно которой древность йогических методик исчисляется миллионами лет. «Йога как высшая связь с космическими достижениями, - утверждал Махатма М. в одной из книг Агни Йоги, - существовала во все века. Каждое учение (подразумевается истинное Духовное Учение - С.А.) содержит свою йогу, применимую к ступени эволюции» [18], С. 284. «Во все века», видимо, означает историю человечества. Она же, согласно эзотерической доктрине антропогенеза, для Пятой Коренной Расы человечества составляет около 1 миллиона лет, для Четвертой Коренной Расы - порядка 5-7 миллионов лет, для Третьей Коренной Расы - более 10 миллионов лет [54], [60]. Разумеется, древнейшие учения о самосовершенствовании имели множество отличий от известных нам систем йоги. Однако нет причин исключать тождественность их исходных принципов и основ психотехники развития сознания в более позднее время.
Поэтому с именем риши Патанджали было связано не основание, а новый период развития йогической философии и практики. Систематизировав и обобщив технику йоги и философию санкхьи, он явился реформатором методов духовного и психо-физического самосовершенствования, что и было тезисно закреплено в его «Йога-сутре». Подобная точка зрения отстаивалась, в частности, такими авторитетными знатоками индийской культуры и философии, как С. Дасгупта [1], с.9, С. Радхакришнап [47], т.2, с.299 и Ю.Н. Рерих [55], т.2, с.197.
Оформлением философской даршаны классической йоги (санкхья-йоги) завершается первый, древний этап развития йогической теории и практики. Его итог - систематизация методов и техники йоги, укрепление её философской базы, выделение её в самостоятельное религиозно-философское направление среди других течений (даршан) ортодоксальной и неортодоксальной индийской философии, усиление влияния на эти течения.
Дальнейшеё развитие йоги в рамках второго, средневекового, этапа происходило по трём основным линиям:
1. Развитие классической индийской санкхья-йоги и близких ей модификаций йогической теории и практики.
2. Развитие практических элементов йоги в других школах индийской философии, духовная практика которых опиралась на методику йоги. Здесь главную роль играли индуистская и буддийская традиции.
3. Проникновение йоги в другие географические регионы, религиозные и философские учения. Модификация и развитие классических элементов йоги в этих учениях. Здесь наибольшее значение имели китайские чань-буддизм и даосизм, тибетский буддизм Махаяны, японский дзен-буддизм, исламский суфизм, христианский исихазм.
Последователей санкхья-йоги Патанджали мы уже отмечали выше. Работы Вьясы, Вачаспати Мишры, Бходжараджи, некоторые Унанишады развивают линию классической йоги. Следует добавить лишь то, что в рамках классической йоги постепенно оформляются различные её модификации и разновидности. Основные из них - раджа-йога, бхакти-йога, джнани-йога, карма-йога. Главное их отличие - в методе йогической практики. Раджа-йога (ей соответствуют принципы системы йоги Патанджали) делает ставку на дисциплину тела, чувств и сознания. Бхакти-йога (её исходные элементы обозначены в «Бхагавадгите») - на духовно-эмоциональный порыв к Высшему Началу, отрешённость от плодов своих действий. Джнани-йога - на познание истинной реальности. Карма- йога - на деятельность и труд как пути избавления от кармической зависимости.
Известны и другие модификации йоги, в которых, как правило, внимание акцептируется на отдельных элементах йогической практики. Наиболее распространена из них хатха-йога, направленная на развитие и контролирование различных функций и способностей тела человека. Эта особенность хатха-йоги не позволяет её рассматривать в качестве самостоятельной системы йоги, все истинные разновидности которой обращены к работе с сознанием и имеют куда более возвышенные духовные цели, нежели укрепление физического тела. Хатха-йога в действительности является подготовительной ступенью в системе раджа-йоги и используется как вспомогательное средство. Достижение высших целей духовной йоги средствами хатха-йоги, полагали Махатмы, невозможно.
Йога как метод использовалась последователями многих философских школ (даршан) древней и средневековой Индии - джайнами, буддистами, ведантистами, ньяиками, приверженцами мимансы и другими. В целом, в постклассической Индии развитие философии происходило в силовом поле противоборства двух идейно-философских и духовных традиций - ведической, или индуистской (объединяла философские течения, основанные на Ведах и тяготеющие к индуизму), и буддийской. К первой из них в средневековый период можно отнести следующие влиятельные течения и школы: адвайта-веданту Шанкары, теизм Рамануджы, вишнуизм, шиваизм и шактизм. Сторонники этих религиозных течении в своей духовной практике в той или иной мере использовали элементы йоги. Шанкару (VIII-IX вв.) и Рамануджу (XI в.) можно назвать не только крупными мыслителями и религиозными реформаторами, но и выдающимися мастерами йоги. Последователи Махатм, например, весьма серьёзно относятся к одной древней легенде, связанной с личностью Шанкары. Полагают, что благодаря практике духовной йоги он достиг высокой ступени совершенства сознания и, подобно Будде и Христу, не умер, а продолжил своё существование в духовном теле среди других Адептов и Мастеров Мудрости Шамбалы.
Существенное внимание йоге уделялось и в тантризме - древнем индийском религиозном культе плодородия и жизни. В Средние века он активно развивался в одном из течений индуизма - в шиваизме, а с середины I тысячелетия и в некоторых буддийских школах. На стыке тантризма, индуизма и буддизма появляется так называемая «тантрическая йога», в которой центральное место занимали сексуальные ритуалы. Мы полагаем, что идеология тантризма по своей сути весьма далека как от идеологии классической йоги, в которой значительную роль играла аскетическая практика, так и от чистого буддизма, ориентированного на духовную эволюцию через развитие сознания и избавление от чувственных привязанностей. Тантрическая йога - побочный, весьма сомнительный плод на древе исторического развития йоги, который мало кого приблизил к духовному совершенству и освобождению, но многих увёл с истинного пути.
Большую роль в развитии и распространении йогической практики сыграл буддизм. Несмотря на то, что его философские идеи порой существенно отличались от философии санкхья-йоги, психотехника и иные практические элементы йоги пользовались у буддистов пристальным вниманием. И это было не случайно. Этико-философское учение Гаутамы Будды содержало в себе существенную йогическую основу. Известная легенда о жизни принца-отшельника говорит о том, что он много лет провёл в лесу в состоянии глубокой йогической аскезы, умерщвляя плоть и укрепляя дух. Конечно, спустя две с половиной тысячи лет трудно сказать, что в легенде является историческим фактом, а что красивым домыслом последователей. Однако бесспорно то, что четвёртая Благородная Истина учения Будды - восьмеричный практический путь избавления от страданий - есть видоизменённая система восьми вспомогательных средств классической йоги. Все основные элементы этой системы - этическая практика, самодисциплина, психотехника развития и контроля сознания - в полной мере присутствуют в буддизме.
Главное принципиальное отличие буддийской йоги от йоги классической - её умеренность в аскетической практике. Будда провозглашает Золотой Срединный Путь духовного совершенствования, который проходит между двумя крайностями - чрезмерным аскетизмом и чрезмерным излишеством в исполнении телесных потребностей. Собственный опыт духовных поисков и йогической практики приводит Будду к убеждению, что крайности не способствуют успешному движению по пути совершенствования и освобождения.
Постепенно в буддизме оформляются несколько религиозных направлений и философских школ. В одной из них - школе буддизма йогачар, основателями которой считают Майтрейю, Асангу и его брата Васубандху (IV в.) - происходит дальнейшее сближение йоги и буддийского учения. Последователи этой школы полагали, что достижение высшей истины и нирваны возможно лишь при активном использовании йогической практики. Они придавали большое значение развитию сознания с помощью йоги, так как считали сознание основной формой реальности в космосе и главной созидательной силой.
Во многом благодаря буддизму методы йоги в I - нач. II тысячелетия распространяются по всему Востоку, а позже и за его пределы.
Раньше чем в другие регионы йога проникает в Китай. В современной литературе уже нередко используется устойчивое понятие «китайская йога». Им, как правило, обобщённо обозначают йогические методики, получившие развитие в даосизме и китайском чань-буддизме - религиозно-философских течениях, которые между собой были во многом близки.
Даосская йога была направлена на укрепление здоровья, продление жизни и развитие скрытых сил человеческого организма. Достигалось это через специальные диеты, упражнения, половое воздержание и методы управления внутренней энергией (ци). Многие китайские школы боевых искусств и даже императоры пытались заимствовать у даосов секреты их поразительных достижений. Однако высшей целью даосской йоги являлось обретение бессмертия, но не физического, как думали многие западные исследователи, а духовного. Этот аспект в даосизме, как и в других мистико-философских учениях, всегда оставался самым сокровенным.
В период с VIII по XVII вв. происходит формирование «Дао-цзан» («Сокровищницы даосских писаний») - полного собрания письменных источников даосских идей. По некоторым оценкам оно составляет порядка 4500 томов. Среди них присутствует немало сочинений йогического характера.
Школа китайского чань-буддизма возникает на стыке индийского медитативного буддизма и даосизма. Китайский термин «чань» (япон. аналог - «дзен») - фонетическое искажение индийского понятия «дхьяна», которое переводят как «созерцание», «сосредоточение» или «медитация». Дхьяна - один из основных элементов йогической психотехники - играл центральную роль в древней буддийской традиции самопогружения и созерцания. Считалось, что, погружаясь в глубины своего сознания, ученик приближался к Озарению. Таким образом, чань-буддизм представлял собой китайскую разновидность классического индийского буддизма, в котором придавали крайне важное значение практике медитации. Однако на этом сходство йоги и чань-буддизма заканчивается. По своим философским основам и практическим методам совершенствования человека они значительно отличаются. Исходные идеи чань-буддизма отражены в каноническом тексте основателя этого течения Хуэй-нэна (VII в.) - «Сутра шестого патриарха».
Крупный период развития йогической теории и практики во II тысячелетии связан с Тибетом. Как ни странно, его суровые ледяные пустыни и плоскогорья явились весьма благодатной почвой, на которой проросли и дали прекрасный плод семена буддизма и йоги. Буддийские йоги Тибета если и не превзошли своих исторических гуру-йогинов, то, во всяком случае, никак не уступали им в результатах познания и духовного преображения человеческой природы. Буддийская йога (буддизм Махаяны.) как философия и как метод духовной практики получает здесь одинаковую систематическую разработку. Корпус Тибетского буддийского Канона насчитывает в разделе Канджур («Собрание Откровений») порядка 100-108 томов; в разделе Танджур («Собрание толкований») около 225 томов. Многие трактаты в этом собрании сочинений индийских, китайских и тибетских авторов посвящены йогической практике в её этическом, психо-техническом и психо-физическом аспектах. Среди них есть подлинные шедевры: «Бардо Тхёдол» (так называемая «Тибетская книга мёртвых»); «Биография Йога Миларепы» Речунга; «Драгоценные чётки» - собрание йогических наставлений, приписываемое Двагпо-Лхардже (гуру Гампо-па); «Йога Великого Символа», составленная индийским буддистом Сарахой и получившая большое признание в Тибете; «Йога шести доктрин» - собрание работ различных авторов, посвященное развитию психических способностей; «Йога перенесения сознания» - изложение практики развития автономности сознания и другие.
Особое место в Тибетской буддо-йогической литературе занимает эзотерическая система Калачакра - Колесо Времени, по другой версии перевода - Колесо Закона. С распространением этого учения в Индии и Тибете начинается новый период развития Северного буддизма Махаяны и Ваджраяны и, в частности, йогической практики. Однако мы полагаем, что не следует полностью отождествлять древнее эзотерическое учение Калачакра и его тибетский вариант, тоже глубоко сокровенный, но возникший значительно позже и, вероятно, все же не всегда исчерпывающий эзотерическую квинтэссенцию архидревней Калачакры как Учения Владык Мудрости.
Ю.Н. Рерих отмечал, что система Калачакра теснейшим образом связана с Шамбалой, таинственной Обителью Архатов и Махатм, откуда она была принесена в Индию во второй половине X в., а чуть позже, в XI в. и в Тибет [57], с.72. По его мнению, авторство целого ряда трудов по Калачакре-мулатантре принадлежало различным Правителям Шамбалы [57], с.72. Аналогичную мысль проводила и Е.И. Рерих: учение Калачакра «есть Великое Откровение, - писала она, - принесённое человечеству Владыками Пламени, или Сынами Разума (которые были и есть Владыки Шамбалы)...» [31], т.1, с.351. Не исключено, что именно этой особенностью объясняется значение идей Калачакры для философии и практики духовной трансформации человека, то есть йоги.
Важную роль в развитии тибетской буддийской йоги в период с VIII по XV вв. сыграли индийские учителя тантрического буддизма Падма Самбхава, Атиша, Тилопа и Наропа, а также: ученик Наропы, тибетский духовный подвижник, поэт и переводчик Миларепа; ученик Миларепы, основатель манашеского ордена Карджиут-па Гампо-па; ученик Атиши, основатель манашеского ордена Кадам-па Домтон; философ и реформатор Цзонг к'апа (Цзонхава).
В этот же период методы йоги в своей религиозной практике начинают использовать некоторые последователи ислама и христианства. Среди различных течений ислама, вероятно, самое сильное влияние йоги на себе испытал суфизм. Это неортодоксальное мистическое направление зарождается в недрах раннего ислама в VII-VIII вв. как реакция на официальный ислам, лидеры которого политическим завоеваниям и материальному благополучию начинают уделять больше внимания, чем духовному совершенствованию. Подобно индийским йогам, суфии не отвергали религиозный культ, но полагали, что ритуальные богослужения и обряды имеют весьма незначительную ценность по сравнению с личным внутренним опытом духовного преображения. Они уважали традицию духовного наставничества, использовали медитации с постоянным повторением имени Бога и других сакральных формул, аскетическую практику, специальные танцы и стремились к достижению внутреннего озарения и слияния с Богом. К числу известных средневековых последователей суфизма принадлежали Аль-Басри, Абу аль-Мухасиби, Абу Язид, Джунайд, Халладж. Чуть позже, в XII—XIII вв. идеи суфизма поддержали такие крупные арабские мыслители, как Газали, Сухраварди, Ибн аль-Араби.
Если суфизм можно считать определённой разновидностью йоги в лоне культурно-религиозной традиции ислама, то исихазм - почти то же самое в религиозной традиции восточного христианства. Понятие «исихазм» происходит от греческого «исихия», что означает безмолвие, «покой» или «отрешённость». Характерные элементы исихазма - строгий аскетизм и практика «умной молитвы», то есть многократное мысленное повторение определённой сакральной фразы. Историки полагают, что подобная практика в христианстве сложилась под влиянием древних египетских и синайских аскетов, которые жили в пустынях уединённо, подобно индийским отшельникам, и, вероятно, были знакомы с элементами йоги.
Исихазм был широко распространён в период позднего Средневековья (XI-XVI вв.) в Византии и на Руси. Известные русские религиозные мыслители и духовные подвижники Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Нестор Летописец, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек выросли на идеях восточного мистического христианства, пропитанного исихазмом. Позже элементы исихазма проникли во многие православные монашеские общины и использовались для достижения духовного очищения от всего мирского и приобщения к Богу.
Тибетский йог Миларепа
К слову, среди последователей эзотерической философии и некоторых современных исследователей распространено убеждение, согласно которому Иисус Христос посещал Индию и Тибет и изучал там духовную философию и практику, в том числе и йогу. Николай Нотович, русский военный журналист, опубликовавший в конце XIX в. книгу «Незнакомые годы Иисуса Христа», утверждал, что видел в буддийском монастыре в Ладакхе (Гималаи) древние манускрипты, описывающие многолетнее пребывание пророка Иссы в Индии и Тибете. Существование подобных манускриптов в секретных архивах Ватикана признавал католический кардинал Ротелли, с которым Нотович был знаком.
Итак, средневековый этап развития йоги заканчивается в XVIII в. Его итогом явилось значительное расширение географического региона распространения йогических методов духовной практики. Философия йоги в течение этого этапа преимущественно разрабатывалась в Индии, Китае и Тибете.
Характерные черты третьего этапа развития йоги:
1. Усиление культурного обмена между Востоком и Западом в результате европейской колонизации Южной, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии, а также благодаря проникновению философских и религиозных учений Востока в Европу, Америку и Россию.
2. Формирование принципиально новых йогических учений, развивающих, но не копирующих классическую традицию индийской йоги.
В этот период классическая йога и различные восточные учения, содержащие в себе йогические методики, начинают распространяться в западном мире. Они изучаются с точки зрения философии, психологии и культурологии, используются в качестве систем физического и психологического тренинга, для укрепления здоровья и демонстрации возможностей человека. Однако понимание йоги на Западе в XIX-XX вв. остаётся, как правило, ограниченным и прагматичным.
В конце XIX века в культурном пространстве Азии и Европы возникает и начинает набирать силу тенденция к переосмыслению и объединению различных духовных и философских учений. Она проявилась, например, в творчестве русских философов B.C. Соловьёва и Е.П. Блаватской, индийских мыслителей и духовных подвижников-йогов Рамакришны и Вивекананды. Вместе с тем, появляются попытки реформации и синтеза различных йогических систем. Одна из них связана с именем индийского философа Ауробиндо Гхоша, творческие усилия которого порождают так называемую «Интегральную йогу». Однако наиболее масштабный философский синтез и, вместе с тем, реформу йогической практики воплотила в себе система Агни Йоги.
Учение Агни Йоги (второе название - Живая Этика) возникает в первой половине XX в. в результате сотрудничества группы индийских мыслителей (Махатм) с семьёй Рерихов. Известно, что важнейшую роль в идейно-философском и литературном формировании творческих первоисточников Учения Агни Йоги сыграли Махатма М. и Елена Ивановна Рерих. Литературный корпус Агни Йоги формируется в период 20-50-х гг. XX в. В него входят 14 основных книг Агни Йоги, письма и работы Е.И.Рерих, посвящённые разъяснению философских, культурологических, естественно-научных и практических йогических аспектов Учения. Определённую часть творческого наследия авторов Агни Йоги продолжают находить в архивах. Некоторые фрагменты этих материалов впервые были опубликованы в России только в конце XX - начале XXI вв. Однако на сей момент существует достаточно значительный объём рукописей Е.И.Рерих, которые ещё ни разу не публиковались.
К числу литературно-философских первоисточников Учения Агни Йоги можно отнести также работы более раннего, теософского, этапа распространения идей Сокровенной Мудрости Востока. Основные произведения этого периода (вторая половина XIX в. - первая четверть XX в.) написаны или записаны Е.П. Блаватской («Тайная Доктрина», «Разоблачённая Изида» и др.), А. Синнеттом («Эзотерический буддизм» и др.) и Ф. Ла Дью («Учение Храма»). Все эти и некоторые другие произведения (например, «Письма Махатм») создавались при самом непосредственном участии группы Махатм, именуемых также Архатами, Адептами или Великими Учителями. Рерихи не единожды подчёркивали идейную преемственность и неразрывную духовную связь отмеченных работ теософского характера и собственно книг серии «Агни Йога».
К системе Агни Йоги примыкает ещё одна группа источников, получившая наименование (по первому изданию в конце XX в.) - «Грани Агни Йоги». Книги этой серии являются результатом духовного опыта российского ученика Н.К. Рериха - Бориса Николаевича Абрамова, который в течение нескольких десятков лет вёл дневник, записывая обращённые к нему философские и практические объяснения идей Учения Агни Йоги, исходившие от одного из Махатм, Н.К. и Е.И.Рерихов.
По своей сути Агни Йога представляет собой целостное этико-философское и, вместе с тем, практическое учение о космической эволюции человека. Оно охватывает множество различных сфер и проблем - от этики, философии и йоги до естествознания, культурологии и социальной науки. Агни Йога, так сказать, в чисто йогическом аспекте представляет собой синтез классических йогических систем, адаптированный к новым энергетическим и социальным условиям на планете и в обществе. Одна из её особенностей - отказ от социальной изоляции последователей. Агни Йога - это йога современной жизни.
Постепенно общественный интерес к Агни Йоге начал возрастать и к концу XX в. по всему миру появилось множество организаций и групп последователей этого Учения. К началу XXI в. наибольшее их количество приходилось на географическое пространство бывшего СССР (Россия, Украина, Белоруссия, Прибалтика, Казахстан, Киргизия, Молдавия и др.). Подобные группы сформировались также в Европе и Америке. Во второй половине XX в. среди последователей Агни Йоги и ученых развернулась активная работа по её изучению. Появились компиляции, диссертации, комментарии, интерпретации и другие исследовательские работы, посвящённые анализу или популярному изложению различных аспектов Агни Йоги.
Таким образом, в начале третьего тысячелетия от Рождества Христова на Востоке и на Западе интерес к йогическим учениям не только не ослабел, но и усилился. Наряду с традиционной йогой и её национальными модификациями, активное развитие и значительное распространение стали получать и новые йогические системы. Центральное место среди них занимали Агни Йога и Интегральная йога Шри Ауробиндо.
г.Тула
- Ваши рецензии