«Камо грядеши, XXI век?»
Недавно в газете «Московский комсомолец» я прочла статью под названием «Наша религия – потребление, наш Храм – супермаркет». И, как ни странно, в моей памяти тут же всплыли строки Фёдора Ивановича Тютчева – великого русского поэта и мыслителя, написанные им в 1876 году:
Цивилизация для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Казалось бы, какая тут связь? Стихотворение посвящалось его современникам – русским «европеистам», считавшим цивилизацию и культуру Европы высшим явлением не только в сравнении с Россией, но и со всем миром. И далее следовали строки:
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
Не кажется ли вам, дорогие читатели, что бытовые удобства, манеры общения в тогдашнем западном мире (как, в некотором смысле, и сейчас) были наивысшим достижением человечества – его цивилизации?
По мнению Тютчева, цивилизация – это некая платформа, создаваемая человеком не только для его житейско-бытового удобства и разнообразного, в том числе интеллектуального, потребления. Нет, цивилизация, по мысли поэта, это прежде всего фундамент – основа для религии, культуры, искусства – всего, что возвышает человека и позволяет ему сознавать себя подобием Божьим. Все знают эти строки поэта:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Вот и сейчас нам хочется верить в Россию, её народ, нашу культуру.
Кстати, если взять сейчас это слово, его корень «культ» (лат. «cultus») означает «почитание», а это – один из основных элементов религии. Говоря проще, почитать что-то высшее может только человек. Человек нравственный. В нравственную основу русского народа поэт верил всем сердцем.
И сейчас нам бывает больно осознавать, что современная цивилизация, навязываемая нам Западом, ведёт нас не вверх, а вниз. Все эти размышления привели меня к замечательной книге известного писатели Рудольфа Константиновича Баландина – «Наркоцивилизация». И я решила взять у него интервью.
Готовясь к нему, анализируя эту провидчискую книгу писателя, я увидела некую параллель с романом классика польской литературы Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» – о первых христианах Древнего Рима. Это они принесли в жестокую, развращённую своевластием Римскую империю свет новой веры. Веры в то, что миром должны править любовь и братство, что богатство – общее достояние всех, кто его создаёт, а главная ценность человека – это его дух, устремлённый к свету справедливости и добра. Дух, готовый утвердить веру даже ценой жизни. А как жестоко в Риме убивали христиан, отдавая в цирк людей на съедение львам, как громили их общины – известно всем.
Однако, как вы помните, дорогие читатели, смысл романа Г.Сенкевича, отмеченный в 1905 году Нобелевской премией, при всех его трагических коллизиях, был, скорее, оптимистичен. Стремление человека к добру и свету, становление самого Рима центром западного христианства, кажется, давали надежду, что люди выбрали верный путь. Но поставленный Сенкевичем знак вопроса к самому названию романа говорил о сомнении автора: не свернёт ли человек с благого этого пути? А ведь он свернул и шёл по другой дороге почти две тысячи лет. Через Крестовые походы, инквизицию, религиозные войны Европы, через рабство и уничтожение туземного населения в США, угнетение народов в колониях, через крепостничество в России, через наполеоновские войны, через передел мира в Первую мировую войну. Справедливостью и братством в мире даже не пахло.
Но вот в 1917 году появилась Страна Советов. Появилась с кровью и жестокостью, с болью и муками. Нелегко поднималась, но встала на ноги. И более 70 лет несла миру, пусть ещё несовершенные, но идеи братства народов и социальной справедливости. 60 лет назад, разгромив фашизм, спасла мир от «Третьего Рейха». Стала мощной космической державой, не давая миру втянуться в Третью мировую, уже атомную войну. Разве теперь разваленная, обессиленная наша, недавно ещё великая страна, что-то вам не напоминает?.. Пусть атеистическую, но, по сути, жившую христианскими принципами общину, где «человек человеку друг, товарищ, брат». Общину, разрушенную с помощью Нового Рима ещё более жестокого, развращённого глобальным своевластием.
Не кажется ли вам, дорогие читатели, что параллель эта вполне справедлива? А вопрос к человечеству – «Камо грядеши?» стал теперь ещё более острым и трагическим.
– Так к чему же мы нынче пришли, Рудольф Константинович? – таков был мой первый вопрос к писателю.
– Пришли к тоталитарной демократии, и большая часть человечества, а теперь и наша страна.
– А какой смысл вы вкладываете в определение тоталитарной демократии?
– Ну, прежде всего, это принцип – «разрешено всё, что не запрещено». Не запрещено было ограбить страну кучке ловких мошенников – они её и ограбили, оставив большинство населения на грани или за гранью нищеты. Не запрещена была детская беспризорность, и мы имеем сейчас миллионы изувеченных уже криминалом и наркотиками детей. Не запрещено было вымирание народа по миллиону в год, и мы вымираем. Не запрещён был подростково-юношеский суицид (главным образом, благодаря наркотикам), и мы имеем 30 тысяч юных самоубийц в год. Не запрещены были сексуальные извращения, порнография, стриптиз-клубы, казино. А рекламно-киношная агрессия жестокости, подлости, эгоизма! Всё это цветёт пышным цветом.
Р.К.Баландин
– Кстати, насколько мне известно, одни из богатейших миллиардеров США – это владельцы порноиндустрии: печатных изданий, видеокассет, притонов.
– Ведь в основе-то всего этого лежит что? – Рынок. Не зря, наверное, Христос гнал торговцев из храма. А храм – это и наша земля, и биосфеpa. Теперешний рынок – это не просто обмен товаров, идей, технологий. Рынок – это прежде всего нажива, на чём угодно, даже на смерти молодых от наркотиков. Хоть и запрещает это закон, но там, где царит нажива, – закон бессилен. Вот мы и пришли к одному из главных определений тоталитарной демократии – это всеобщая антинародная власть. Начиная с выборов, где во власть попадают люди отнюдь не лучшие, а имеющие мощную финансовую, часто криминальную, поддержку или административный ресурс. Вот как оценивал ещё в 1923 году особенности демократии Николай Бердяев: «В демократическом принципе нет никаких гарантий того, что осуществление его не понизит качественный уровень человеческой жизни и не истребит величайшие ценности. В отвлечённой идее демократии есть величайшее презрение к качествам человека, народа, к их духовному уровню».
– Вот именно – духовному уровню или, если хотите, нравственному, ведь безнравственная духовность – это не что иное, как сатанизм. Вспоминается известная мысль Руссо о том, что демократия невозможна без нравственно воспитанных людей. Вот как Вы считаете, Рудольф Константинович, что произошло за годы тоталитарной российской демократии с нашими людьми? Мне особенно важен Ваш ответ – ответ писателя, за плечами которого уже 60 книг, среди коих такие известные, как «Туринская плащаница», «Цивилизация против природы», «Клубок вокруг Сталина». Кстати, его слова: «Писатель – инженер человеческих душ», — отнюдь не устарели. И Вас, как такого «инженера», я спрашиваю: нынешняя читающая публика чем-то отличается от читателей советского времени?
– Ещё бы! Можно сказать, что у нас в значительной степени уничтожен массовый читатель интеллектуальной, классической, философской литературы. Утверждают, что таковы законы рынка: нет спроса – нет предложения.
– Но ведь такой закон рынка антигуманен и ведёт к невежеству, деградации, расцвету пошлости.
– Правильно, ведь в рынке всё определяет прибыль, нажива. Спрос-то как раз есть на настоящую литературу, и немалый, да тем, кому она нужна, цена не по карману. Библиотеки находятся в самом жалком состоянии, на нужные, серьёзные книги нет денег. Если раньше советские противники плюрализма всячески пропагандировали и миллионными тиражами издавали классику, чтобы закладывать в души юношества высокие идеалы, как это было с нашими поколениями, то теперь молодёжь воспитывается главным образом телевидением и Интернетом. Только они призывают их не к высоким идеалам, а к развлечениям самого низкого свойства, к удовольствиям прежде всего.
– Знаете, давно не люблю слово – удовольствие, вдумайтесь, что оно означает? А означает оно – быть у (около) довольства, рядом с провиантом, а иначе – с корытом. Когда я слышу: «Ах, с каким удовольствием я посмотрела "Гамлета"!» – мне становится не по себе. Наше поколение, наверное, с интересом, радостью приобщения к чему-то высокому читало классику, смотрело хорошие фильмы, спектакли. А с удовольствием мы ели мороженое, правда? Ведь и в вашем писательском становлении наверняка сыграло большую роль то святое отношение к русской и зарубежной классике.
– Да, именно к литературе, к природе (в детстве я жил в Монино, под Москвой – отец был лётчиком), да ещё с интереса к науке, к учению Вернадского о биосфере. Наверное, это и разбудило во мне желание говорить о том, что любил. Вот я и стал писать сначала для журналов: «Техника молодёжи» и «Новый мир». А в первых своих книгах я пытался заинтересовать наукой детей, потом только стал писать для взрослых.
– А сейчас это особенно важно. Ведь Вы говорите о наиболее животрепещущих проблемах нашей жизни, о путях цивилизации, в которой мы живём.
– Да, это самая болевая точка нашего времени, я бы даже сказал, роковая проблема ближайшего будущего человечества. Ведь нынешняя цивилизация подавляет культуру, техника – научно-философскую мысль, материальные ценности безраздельно господствуют над духовными.
– То, что цивилизация подавляет культуру, гасит устремления человеческого духа к высшим идеям и познанию сущего своей ненасытностью к потреблению, комфорту, удовольствиям – это понятно. Не зря я так полюбила афоризм польского писателя-фантаста и философа Станислава Лема: «Цивилизация, – говорит он, – это обмен ценностей на удобства». И, конечно, получая удобства, стремясь к ним всё больше и больше, человек начинает забывать о том высшем, чем должен жить его дух. Но вот как техника, по Вашим словам, подавляет научно-философскую мысль? Ведь техника – порождение науки, её инструмент?
– Стремясь сделать технику всё более изощрённой, хитроумной для получения неких результатов, учёный начинает забывать о глобальной задаче, ради которой он и создавал эту технику. Она становится самодовлеющей, её создание – самодостаточным. Ещё в 1912 русский философ В.В.Розанов написал: «Техника, прислонившись к душе, дала ей всемогущество. Появилась техническая душа... И вдохновение умерло». А как написал об этом Максимилиан Волошин в поэме «Путями Каина»! Вот послушайте:
Машина победила человека:
Был нужен раб, чтоб вытирать ей пот,
Чтоб умащать промежности елеем,
Кормить углём и принимать помёт.
И стали ей тогда необходимы
Кишащий сгусток мускулов и воль,
И жадный хам, продешевивший дух
За радости комфорта и мещанства.
А вот, что думает о нашей цивилизации один из крупнейших мыслителей-гуманистов XX века Альберт Швейцер: «Материальные достижения человека – это ещё не культура. Они становятся ею лишь в той мере, в какой их удаётся поставить на службу идее совершенствования индивида и общества».
– Нашим читателям, изучающим Учение Живой Этики, знающим творчество семьи Рерихов, мысль, высказанная Швейцером, чрезвычайно близка и понятна. Ведь сама Живая Этика учит человека духовному восхождению, духовной эволюции. А для её осуществления человеку прежде всего необходим его собственный духовный аппарат – сознание, включающее в себя не только интеллект, но и сердце, интуицию, а главное, стремление к прекрасному. Всё это люди обычно называют душой. А при нынешнем господстве техносферы, как вы сами, одним из первых, замечательно назвали господство техники, уже порабощающее человека, духовным людям жить трудно.
– Естественно, ведь человек должен прежде всего жить в биосфере, уже достаточно нами разрушенной. Мечта Вернадского о ноосфере – сфере высокой мысли, так и не осуществилась, люди предпочли ей технику и удобства. И вот техносфера, ставшая матерью электроники, опоясывающей уже весь земной шар, почти сформировала нынешнюю психосферу.
– И что это означает?
– А то, что техносфера и психосфера стихийно и постепенно становятся теперь всемирной наркоцивилизацией. (Не стоит путать её с наркоманией растительного и химического происхождения, хотя и они стали занимать в теперешней техно-психосфере куда большее место, чем это было раньше. Наркоцивилизация стимулирует и обычную наркоманию.) Техно-электронная психосфера формирует соответствующую себе человеческую личность. Это приспособленец, потребитель в самом широком диапазоне: от пролетариев физического и интеллектуального труда, демагогов-политиков до самых ярких их представителей – олигархов. Тоталитарная буржуазная демократия, что мы сейчас у себя строим, адекватно соответствует и техносфере, и техногенной личности. Человек постепенно становится и продуктом, и придатком электронной техносферы. Тоталитарная демократия обладает колоссальной агрессией, имеет глобальный характер и поддерживается всей технической мощью. Почему перед ней пасует народная демократия? Потому что она ориентирована на традиционные духовные, а не материальные ценности, тем самым вступая в конфликт с технической цивилизацией. А как народная демократия может бороться со всей мощью рекламно-интернетовской пропаганды, направленной на то, чтобы лишить человека духовных опор и ориентиров? Ведь нацеливает она его на самое низменное и материальное.
– Вы знаете, недавно я слушала одного очень умного священника высокого сана, который сказал точную и страшную вещь: «У людей исчезает само понятие греха».
– Правильно говорит священник, ведь «разрешено всё, что не запрещено». И электронными наркотиками происходит всеобщая наркотизация разума и сердец сотен миллионов людей при нарастающей деградации их интеллекта и возбуждении их низшей эмоциональной сферы. А выросшая на техно-психосфере поп-культура всё это усугубляет.
– Мне вспоминаются сейчас слова известного русского юриста А.Кони, сказанные век назад: «Развитие цивилизации отодвигает культуру всё более и более назад, игнорируя духовную сторону человека, и отодвигает его к первобытному звериному состоянию».
– А тоталитарная наркодемократия – это социальная организация, поощряющая худшие человеческие качества, низводящие духовную культуру человека до самого низкого уровня.
– Что же делать сейчас духовному человеку? Как не дать подчинить себя наркоцивилизации?
– Я думаю, что очень прав священник, сказавший, что человек никогда не имеет права изымать из своей души и совести понятие греха – твёрдо знать и помнить, что хорошо, а что плохо. Даже, если «разрешено всё, что не запрещено». Человек должен работать над собой, не поддаваясь тому, что ему навязывают. И ещё своим примером должен перестраивать мир в сторону христианских принципов и общин, где правит не закон наживы, а закон братства и любви. Другого не дано. Ведь овладевший человеком наркотик ведёт к одному – смерти физической и духовной.
– Будем надеяться, что человек, созданный по образу и подобию Бога, постарается остаться человеком. Как стараются те, кто работают на общее благо. И их не так уж и мало.
- Ваши рецензии