Художественное Послание И.Капеляна
Узкая полоска земли, зажатая между Средиземным, Мёртвым, Галилейским (ныне Кинерет) и Красным морями. Кинерет и Мёртвое море соединены знаменитой рекой Иордан. А сколько исторических эпох и народов оставили на ней свои следы! В некоторых местах здесь археологи насчитывают до 18 напластований разных культур. И всё это ныне именуется государством Израиль с непростой историей и непрекращающейся войной. Здесь живёт народ, обречённый в прошлом на скитания, переживший Холокост, а ныне обретший своё место на планете. К разящим мирное население снарядам и терактам привыкнуть нельзя. Но израильтяне достойно несут это бремя, а их страна состоялась и процветает, невзирая ни на что.
Наш путь с Владимиром Надёжиным в Землю Обетованную (то есть Землю, обещанную Аврааму Богом) был вызван не только несомненным интересом к ней. Мы ехали в гости к художнику Иосифу Капеляну, с творчеством которого были знакомы давно, но не знали его лично. Уже много лет назад мы иногда получали от Евгении Бендерской из Натании вдохновенные письма (она являлась многие годы создателем и руководителем Израильского общества Живой Этики), в которых она рассказывала о том, что прошла очередная выставка картин И.Капеляна, и высылала нам их фото. А потом нам передали объёмную монографию о его творчестве, написанную израильским искусствоведом доктором Мириам Ор «Иосиф Капелян. Искусство, реальность и мистицизм». И тогда мы открыли для себя большого мастера современного искусства, которому покоряются разные художественные жанры и техники. В рецензии на эту книгу доктор искусствоведения, профессор Григорий Островский отметил, что она является событием в культурной и художественной жизни, ибо содержит профессиональный аналитический текст, «вовлекающий читателя и зрителя в круг исторических и этических проблем современности». Почему для своего анализа Мириам Ор выбрала творчество именно Иосифа Капеляна? На этот вопрос Г.Островский отвечает так: «Трудолюбие и работоспособность Иосифа Капеляна поражают, его эрудиция, многогранность дарования, профессиональный уровень исполнения внушают уважение, но более всего его отличают возвышенный строй мысли и чувств, цельность философско-эзотерических концепций мироздания и человека, прошлого, настоящего и будущего».
Иосиф Капелян
Когда в прошлом году к нам в редакцию «Дельфиса» пришёл поэт и музыкант Аарон Котляр (приехавший в нашу страну для участия в телепередаче «Минута славы») – также наш единомышленник из Нетании, которого мы знали по письмам Е.Бендерской и его сборникам стихов, кстати, оформленными И.Капеляном, то Владимир Надёжин передал ему с ним каталог своих картин. И тогда вскоре из Израиля пришло по электронной почте письмо с приглашением приехать в Нетанию, чтобы вместе поработать на пленэре. А потом в октябре прошлого года мы встретились в Астане на Всемирном Форуме Духовной Культуры с нашей давней знакомой из Нетании Ниной Зальцман и Татьяной Слонимской. И контуры нашего визита в Израиль вырисовались окончательно.
И.Капелян рядом с написанным им портретом Е.Бендерской
Теперь, когда те десять апрельских дней в этой цветущей и солнечной стране, где было дано человечеству столько откровений и пророчеств, пролетели как миг, мне очень не хватает наших новых добрых друзей – Иосифа и Татьяны Капелян.
Их уютный и гостеприимный дом стал родным с самых первых минут. Нырнув, как в благодатную купель, в их налаженный и мудро устроенный Татьяной быт, мы оказались в заботливых руках отзывчивых и интеллигентных людей. После чрезвычайно насыщенной организационными хлопотами и событиями бурной жизни «Дельфиса» мы окунулись в совершенно иную атмосферу. Казалось, что всё вокруг как-то само собой организуется. Нам только остаётся: Володе с Иосифом писать на пленэре святые места благословенной Земли, а мне – записывать свои впечатления в блокнот. Конечно, эта незаметная организованность сама по себе не получилась бы. Это был результат виртуозного умения Татьяны Капелян решать любые бытовые вопросы, увязывать и составлять наши маршруты, готовить нам необыкновенно вкусные бутерброды и т. д.
4 июля И.Капеляну исполняется 75 лет. Этот рубеж своей жизни он встречает с огромным багажом созданных картин, продолжая, как и всю жизнь, оставаться в творческом поиске. Ему так интереснее жить. «Мне всё время хочется попробовать что-то новое», – признаётся он. И это «новое» он находит в каких-то внутренних борениях, осмыслениях и прозрениях. Он больше молчит, чем говорит. Но за этой некой зашторенностью или отрешённостью (он не из тех, у кого душа нараспашку) кроется живой интерес и сочувствие ко всему, что вокруг.
И.Капелян – профессиональный художник, окончивший Ленинградское художественно-педагогическое училище и Минский театрально-художественный институт (отделение графики). Он – член Союза художников СССР. Жил и работал в Минске.
Потом была репатриация в Израиль. Не всё складывалось на новой родине гладко. Не приняли сначала в свой Союз художников, ибо нашли его творчество слишком реалистичным. Но вскоре и этот барьер Иосифом был преодолён. Он стал работать графиком в Институте археологии Тель-Авивского универстета. По традиции, давно заведённой, кроме фото, артефакты обязательно зарисовываются художниками. И эта работа дала Иосифу материальную свободу. Ему не надо было тратить свою творческую энергию «на кусок хлеба». И он мог посвятить себя целиком творчеству.
Начинали свой путь в Израиле супруги Капелян с работы и жизни в Бат-Яме, затем в деревне русскоговорящих художников Санур в Самарии, основанной несколькими энтузиастами (в том числе и Иосифом). Просуществовала эта художественная община с 1987 по 2002 годы, а затем эта территория перешла к Палестинской автономии.
<...>
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии