Концепция сознания человека в Учении Живой Этики и современной науке
(сравнительный анализ)
В Учении Живой Этики человеческое сознание представляется трёхуровневой энергетической системой, образованной низшим сознанием (подсознанием), средним сознанием (бодрствующим сознанием, интеллектом) и высшим сознанием (сверхсознанием).
В философии Рерихов низшее сознание человека часто встречается под названием инстинкта. Функционирование данного начала связывается с проявлением человеческих привычек и всех тех действий и поступков, которые совершаются непроизвольно. Подсознание рассматривается в Живой Этике как хранилище приобретённых человеком с момента рождения навыков и знаний, которые к настоящему времени забыты и находятся вне сферы бодрствующего сознания, однако в случае необходимости (достаточно часто это происходит в экстремальных ситуациях) оказывающихся в его распоряжении.
В отличие от подсознания, интеллект характеризуется способностью познания посредством рассуждения и анализа. Он предоставляет человеку возможность познавать самого себя. С функционированием интеллекта связывается логическое мышление. Для науки имеет существенное значение вопрос о природе человеческого интеллекта, его работе и влиянии на другие факторы человеческой жизни.
В Живой Этике интеллект рассматривается как мыслительный принцип в человеке. Его можно сравнить с радиоприёмником, воспринимающим и передающим различные мысли. В этой связи в «Гранях Агни Йоги» говорится, что «сознание, подобно радиоприёмнику, может быть настроено на любой волне, и восприятия пойдут соответственно. Древнее положение, что человек даёт отчёт за каждую мысль, имеет под собою действительное основание. Придёт время, и этот процесс можно будет проследить при помощи аппаратов, фиксирующих излучения живых организмов» [1].
В своём философском наследии Рерихи особое значение придавали мысли. Это обусловливается тем, что в Живой Этике мысль по своей природе рассматривается как энергия, способная производить существенные изменения в человеке и в природе, играть значительную роль в трансформации человеческого существа.
«Двигатель эволюции есть мысль», – утверждается в одной из книг Живой Этики [2]. «Мысль есть жизнь, – писала Е.И.Рерих, – и жизнь движима мыслью. Мысль есть энергия. Мысль есть двигатель. Мысль есть закон Мира. Мысль создаёт Миры. Мысль есть молния. Струны пространства подчинены мысли, и не существует препятствий для сосредоточенной человеческой мысли» [3].
Взгляд на то, что сознание человека, его мышление, обусловливают изменения в физическом мире, был присущ ещё древним философам. Так, в своё время Платон утверждал, что идеи управляют миром, а в ряде школ древнеиндийской философии были даже разработаны специальные методы и приёмы, позволяющие посредством мысли производить изменения в природе.
В процессе развития философии и науки, в зависимости от доминирования той или иной антропологической и общей мировоззренческой парадигмы, подходы к решению вопроса о мышлении и его роли в жизни человека получали различную трактовку. Сейчас мы не будем проводить анализ различных историко-философских концепций, а постараемся раскрыть некоторые научные взгляды на данную проблему.
Как известно, в традиционной науке довольно часто мышление и сознание человека связывается с деятельностью его мозга. При этом ни мышлению, ни сознанию не придаётся собственного онтологического статуса. Однако среди учёных имели и имеют место альтернативные позиции по этому вопросу.
Некоторые представители российской науки XX столетия проводили исследования мысли. Однако идеологическая политика советской власти стала причиной прекращения этой деятельности, а публикация научных трудов по данному вопросу была запрещена. Поэтому результаты их исследований в настоящее время широкому кругу почти неизвестны. Среди учёных, занимавшихся проблемой сознания, в первую очередь, следует выделить академика В.М.Бехтерева, многие из работ которого, касающиеся мировоззренческой проблематики, до последнего времени не переиздавались.
В результате проведения множества научных экспериментов В.М.Бехтерев пришёл к выводу о существовании определённой автономности сознания от физического тела человека, а также установил возможность непосредственной передачи мысли на расстояние. «Возможно ли, – писал В.М.Бехтерев, – непосредственное индуцирование одного индивида другим, то есть влияние одного лица на другое без посредства каких-либо знаков или других посредников в этом деле. Вопрос, поставленный таким образом, как мне кажется, удалось разрешить в положительном смысле» [4].
Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».
- Ваши рецензии